Элияху Хаим Розен
Раввин Элияху Хаим Розен | |
---|---|
Заголовок | Rosh Yeshiva |
Персональный | |
Рожденный | 1899 |
Умер | 1984 |
Религия | иудаизм |
Еврейский лидер | |
Предшественник | никто |
Yeshiva | Бресловерская ешива |
Началось | 1937 |
Закончено | 1984 |
Элияху Хаим Розен (1899–1984) был уважаемым раввином и лидером бресловских хасидов в Умани, Украина, до Второй мировой войны. После иммиграции в Израиль в 1936 году он основал Бресловерскую иешиву в Иерусалиме и на протяжении десятилетий служил ее рош-ешивой .
Знакомство с Уманью
[ редактировать ]Розен родился в Пултуске , Польша , которая тогда была частью Российской империи . Он остался сиротой еще совсем маленьким мальчиком. Его отправили в соседний город, чтобы он начал изучать Тору в возрасте пяти лет, и он показал себя одаренным учеником.
В 12 лет его приняли в Ломжинскую иешиву. Там он наткнулся на экземпляр « Тиккун ха-Клали» (Ребе Нахман из «Общего средства правовой защиты» Бреслова) и встретил бреславского хасида , который убедил его посетить бреславскую общину в Умани. Розен совершил поездку в 1914 году. Позже он сказал, что в общине его впечатлило то, что последователи Ребе Нахмана, которые, очевидно, были хасидами, соблюдали все галахот Шулхан Аруха , не прибегая к «хасидским извращениям» или переинтерпретациям закон.
Однако Розен решил остаться в Умани после того, как услышал слова Ребе Нахмана: «Самая трудная духовная преданность намного легче, чем простое физическое взаимодействие». Он обратился за разъяснениями к раввину Аврааму Хазану , ведущему бреславскому учителю. (Хазан переехал в Иерусалим, но посещал Умань каждый год. Во время Первой мировой войны Хазан не мог покинуть страну и проводил время, обучая и укрепляя бреславскую общину в Умани.)
Чазан объяснил: « Хитбодедут (медитация) – это величайшая духовная преданность, которую только можно выполнять. Все, что для этого нужно, – это говорить устами. Даже зарабатывание небольшой суммы денег требует больше усилий». Услышав это, Розен решил остаться в Умани и продолжить обучение у Хазана и других бреславских раввинов.
Лидер сообщества
[ редактировать ]
В конце концов, Розен и раввин Леви-Ицхок Бендер стали совместными лидерами бреславской общины в Умани.
Розен продемонстрировал свою приверженность своей пастве во время организованного правительством голода в Украине, спровоцированного Иосифом Сталиным принудительной коллективизацией сельского хозяйства (см. Голодомор ). Розен организовал поставки хлеба из очередей в Москве голодающим в Умани, а также обратился за помощью к Американскому еврейскому объединенному распределительному комитету . Этот последний поступок привлек внимание НКВД к Розену и Бендеру в ноябре 1935 года. Оба были арестованы и обвинены в установлении контактов с иностранными организациями. Они были заключены в тюрьму, преданы суду и им грозил смертный приговор , но они добились неожиданной отсрочки от сочувствующего еврейского чиновника Министерства юстиции в Киеве .
Розену и Бендеру разрешили вернуться в свои дома, но поместили под «городской арест» и не разрешили покидать Умань. Однако оба мужчины покинули город. Пока Бендер переезжал с места на место, Розен поехал прямо в Москву, чтобы получить выездную визу , которую он подал в 1931 году.
Алия в Израиль
[ редактировать ]Когда выездная виза была готова, он воспользовался ею, чтобы бежать в Иерусалим вместе с семьей, приехав туда летом 1936 года. Приезд Розена ознаменовал новое начало для молодой бреславской общины в Израиле. Вместе с раввином Авраамом Штернхарцем , который также иммигрировал в Иерусалим в 1936 году, Розен с теплотой и преданностью руководил бреславской общиной в Израиле.
основатель ешивы
[ редактировать ]
В 1937 году он основал Бресловерскую иешиву в Старом городе и служил ее рош-ешивой.
Шестнадцать лет спустя он возглавил строительство более крупной бресловерской синагоги и ешивы в Меа-Шеариме . Его амбициозные планы построить четырехэтажное здание были высмеяны некоторыми, поскольку в то время во всей стране проживало всего около 150 бреславских хасидов. Однако сегодня здание недостаточно велико, чтобы вместить множество людей, которые приходят к нему для молитв и учебы. В здании ешивы также действуют гемахи (фонды бесплатного кредитования) для нуждающихся семей, покрытия медицинских расходов и общих кредитов.
Помимо своих обязанностей в качестве рош-ешивы, Розен был главным адресом для всех, кто искал сочувственного внимания к своим проблемам и заботам. Посетители неизменно покидали его кабинет, задаваясь вопросом, что же их так обеспокоило. Проблемы не исчезли, но Розен смог отбросить все окружающие тревоги и давление и сосредоточиться на одной проблеме, над которой человеку нужно было поработать, чтобы улучшить свою ситуацию. Розен часто объяснял: « Тора состоит из пяти книг. Шулхан Арух состоит из четырех томов. Что случилось с пятым томом? Это соответствует здравому смыслу, когда человек знает, где и как применить свои знания».
Ослабленный в тифом юности и другими недугами, Розен тем не менее всю жизнь излучал силу, радость и спокойствие. Даже когда к концу своей жизни он очень ослабел, он каждую ночь вставал в полночь, чтобы читать Тиккун Чацот (Полуночный Плач) и регулярно практиковал хитбодедут . Когда люди спрашивали его, как он нашел в себе силы следовать такому строгому служению, он ответил: «Если ты привыкнешь к этому в молодости, через столько лет это придет автоматически». В последний год своей жизни, когда он большую часть времени был прикован к постели, он заметил: «Что бы я мог делать сейчас, если бы у меня не было совета рабби Нахмана о хитбодедуте ?»
Ссылки
[ редактировать ]- Крамер, Хаим (1989). Переход через Узкий мост . Приложение C: Биографии Бреслова. Иерусалим/Нью-Йорк: Бресловский исследовательский институт . ISBN 0-930213-40-8