Jump to content

Нунциата д'Антонио

Нунциато д'Антонио ди Доменико, известный как Нунциата (1468–1525), был итальянским художником, художником по фейерверкам и бомбардиром Флоренции эпохи Возрождения . Ни одну из работ Нунциаты сегодня невозможно идентифицировать. Большая часть того, что мы знаем о нем, взята из единственного отрывка Джорджо Вазари в издании Vite 1568 года из « Жизни Ридольфо, Давида и Бенедетто Гирландайо» . Слишком молодой, чтобы лично знать Нунциату, Вазари сформировал из него литературного персонажа: шутливого художника в традициях Франко Саккетти о романа Джотто и легендарном Буффальмакко . Нунциата принадлежал к классу художников-плебеев, а Вазари вообще опускал их произведения. Его история представляет собой часть флорентийского искусства вне канона Вазари, ставшую историей искусства. Его сын Антонио, также художник, уехал работать в Англию в 1519 году, и Энтони Тото стал придворным художником или сержантом-живописцем Генриха VIII и Эдуарда VI .

Жизнь и карьера Нунциаты документированы очень мало. Мы знаем, что к 1499 году Нунциата присоединился к Compagnia di San Luca, братству флорентийских художников. Художник также значился в членской книге Компаньи 1503–1505 годов, так называемой Libro rosso . В 1515 году ему заплатили за роспись креста в СС. , в рамках подготовки к освящению церкви Львом X. Аннунциата В нотариальном документе 1507 года он упоминается как член другого братства, Compagnia di San Girolamo, называемого il Ciottolino, которое собиралось «под церковью Санта-Мария-сопр-Арно». В 1512 году переговоры флорентийской Синьории показывают, что Нунциата и его друг Ридольфо Гирландайо тогда работали — вместе с художниками Франческо ди Никколо Дольземеле, Якопо ди Франческо ди Доменико, Бастиано ди Бартоломео Маццанти и Пьеро ди Джорджио — над украшением церкви. Палаццо Веккьо. В августе того же года Нунциате заплатили за то, что он нарисовал девять гербов на новых окнах, выходящих на догану или таможню.

Аномалия места Нунциаты в истории искусства начинается с его имени, названного в честь не кого иного, как Благовещенской Девы Марии. Это имя было чрезвычайно редким во Флоренции пятнадцатого века, как в мужской, так и в женской форме. Действительно, известно, что единственным другим флорентийцем, получившим его в пятнадцатом веке, была найденыш, крещенная в 1470 году, но примечательно то, что даже в этом случае ее настоящее имя было «Онеста», а «Нунциата» она получила только в качестве имени при крещении (которое никогда больше не будет использоваться после церемонии крещения). В документах имя художника встречается как в женском варианте, приведенном Вазари, так и в мужском — Нунциато. Именно последнее фигурирует в недавно обнаруженной записи о рождении и крещении художника, датированной 22 октября 1468 года. До сих пор в литературе датой рождения Нунциаты ошибочно указывался 1475 год.

В документе 1517 года Нунциата и его сын Тото упоминаются как свидетели завещания легнаиуоло по имени Джузеппе ди Лоренцо в приходе Сан-Панкрацио в сентябре 1517 года. Удивительно, но здесь Нунциата идентифицируется не как художник, а как бомбардир (« Нунциато Антоний Dominici бомбардировщик »). Видимо, будучи стариком, для него, должно быть, настали трудные времена. Безработные мастера обычно подрабатывали бомбардирами (хорошо известные примеры включают Рафаэлло да Монтелупо и Заноби Ластрикати), хотя обычно это была провинция мастеров более физически требовательных искусств, таких как изготовители пушек, скульпторы. и скальпеллини . Нунциата — редкий, если не уникальный пример художника эпохи Возрождения, работающего бомбардиром. По всей вероятности, навыки смешивания и обращения с порохом для создания его fuochi d'artificio оказались легко переносимыми на работу артиллериста, когда малярных работ не хватало, чтобы отпугнуть волка от двери.

28 сентября 1519 года Нунциата лично вышел вперед, чтобы дать свое благословение, поскольку его сын Антонио по имени Тото дель Нунциата заключил контракт на работу за границей с Пьетро Торриджани на четыре с половиной года. До этого Вазари рассказывает, что Тото работал в магазине друга Нунциаты Ридольфо Гирландайо, где он написал несколько картин, которые были отправлены в Англию (точно так же, как его коллега по студии Бартоломео Гетти, как говорят, написал картины, которые были отправлены королю Франции Франциску I перед тем, как он сам отправился ко французскому двору). Когда Тото подписал контракт с Торриджани, ему исполнился двадцать первый год; Таким образом, технически для заключения контракта не требовалось разрешение его отца. Нунциата, возможно, хотел дать свое официальное согласие, чтобы гарантировать, что не возникнет сомнений в легитимности контракта Тото. С другой стороны, его воспоминания о точном возрасте своего сына Тото, возможно, были немного шаткими.

К 1521 году малярный бизнес, должно быть, пошел на поправку, как раз в тот момент, когда личные дела Нунциаты пошли на убыль. В июле того же года в постановлении флорентийского уголовного суда Отто ди Гуардиа и Балиа он снова упоминается как « живописец » в приговоре, которым он приговаривается к уплате магистратуре штрафа в четыре флорина для передачи два флорина некоему Андреа ди Бьяджо и для погашения неуказанного долга сыну Андреа Бьяджо. Существенный штраф, который художник был приговорен к уплате суду (в дополнение к тому, что он задолжал истцам), подразумевает, что Нунциата также был наказан за какое-то правонарушение, хотя его характер в постановлении магистрата не разъясняется.

счет Вазари

[ редактировать ]

Вазари описал Нунциату как « дипинторе ди фанточчи ». Буквально это означает художник кукол или марионеток, и именно в таком буквальном смысле ученые обычно трактовали эпитет Вазари. Однако такая интерпретация упускает из виду несколько важных проблем. Во-первых, в Италии эпохи Возрождения не существовало особой профессии художника кукол или художника марионеток как таковой. Вряд ли это совпадение, что все великие мифы и басни о профессиональных производителях игрушек — от братьев Гримм до Коллоди — относятся к девятнадцатому веку.

Дальнейшее свидетельство того, что Вазари имел в виду фразу « художник-кукольник » в метафорическом смысле, исходит из контекста, в котором он использует слово « марионетка» в других местах «Жизнеописаний». Почти во всех остальных случаях, когда в «Жизнеописаниях» появляется слово «фанточчо» или одно из его родственных слов, Вазари использует его как уничижительный термин, обозначающий жестоко набросанную фигуру, мазок, работу, напоминающую детские каракули. Таким образом, Вазари использует термин фанточчо, чтобы описать решение Триболо заменить прежних неумелых дизайнеров флорентийских фейерверков (жирандоле) для праздника Сан-Джованни как: « некоторые кукловоды, которые уже много лет делали… тысячу фейерверков». ' . Он использует термин «марионетка», чтобы описать грубые граффити-фигуры, нацарапанные на стенах вандалами: « фигура, не имеющая ничего общего с рисованием… неуклюжая, похожая на тех марионеток, которые делают те, кто не знает, и портят стены ». Таким образом, в том смысле, как Вазари применяет этот термин к Нунциате, « художник марионеток » может рассматриваться где-то на одном уровне (или ниже) с другими категориями неквалифицированных или плебейских художников, предложенными писателем: презираемые «обычные художники», такие как художники Цери. (свечи), ' которые в открытом цеху работают над всем механически . Фактически, Вазари говорит, что художники по свечам были так широко известны своей грубой ручной работой, «которая дала свое имя художникам-плебеям (поэтому они говорят о плохих картинах « fantocci da ceri »)». Но этот термин можно также пренебрежительно применить к художественным произведениям Средневековья: « те марионетки и те неуклюжие вещи, которые и сегодня появляются в старых вещах ».

Однако « Se Bene Era Dipintore di Fantocci » Вазари все же мог оценить две вещи, в которых Нунциата была « персоной редкой ». Первым было его умение делать фейерверки, особенно жирандоль для Сан-Джованни (очевидно, он был гораздо более талантлив в этом направлении, чем безымянные производители жирандол, пришедшие ему на смену, которых Вазари пренебрежительно называет «фанточчиаи»). Другим замечательным качеством, которым обладал Нунциата, по словам биографа, был его дар бесконечной шутки, который делал его общество и беседу приятными для всех. Таким образом, Нунциата принадлежит к другой таксономии художников «Жизнеописаний», таких как Буджардини и Якопо Индако, которые, хотя и отвергаются Вазари как незначительные художники, тем не менее прославляются как бурлеволи и фасети .

Анекдоты

[ редактировать ]

Очень известны два анекдота Вазари о бурле Нунциаты.

В первой он рассказывает о флорентийском меценате, который якобы приказал Нунциате написать для летних квартир «Распятие» на террене камеры своего дома. Заказчик был настолько глуп и косноязычен, что выразил свое желание двусмысленной просьбой о «Распятии на лето» (un Crucifisso per lastate). Изобразив своего клиента невежественным дураком, которым он был, Нунциата изобразил распятого Христа, одетого в сезон, в кальцони, или короткие, свободные бриджи.

Другой покровитель, испытывая отвращение к художникам, которые, казалось, были способны создавать только картины, возбуждающие похоть ( cose lascive ), попросил Нунциату нарисовать ему благородную, заметно старую Мадонну, не вызывающую нечистых мыслей. В ответ Нунциата нарисовал Мадонну с бородой, пренебрегая чрезмерными религиозными угрызениями своего покровителя сатирой, которая опасно перешла черту того, что многие современники сочли бы кощунственным.

Эти истории представляют собой образы о озорном художнике, подобные тем, которые встречаются у Треченто писателей , Саккетти и Боккаччо . Пол Барольски отверг их как изобретение. Конечно, верно, что анекдот о бородатой Мадонне, в частности, имеет много общего с историей, рассказанной о художнике XIII века Чимабуэ флорентийским современником Вазари Антоном Франческо Граццини, известным как Иль Ласка . К середине шестнадцатого века Чимабуэ стал широко известен как грубый и неумелый художник, предположительно слепой от рождения или с таким нарушением зрения, что его глаза можно было описать как «обтянутые тканью» («fodrati di panno»). В «Commento sopra il Capitolo della salciccia» Ласки автор рассказывает, что однажды, когда Чимабуэ нарисовал Марию Магдалину в пустыне, он решил дать ей бороду, чтобы она выглядела особенно старой и изможденной. Неожиданным результатом, однако, стало то, что Магдалину Чимабуэ все, кто видел ее, приняли за святого Онофрио, святого-аскета, обычно не одетого ни в что иное, как в свою развевающуюся бороду. В анекдоте Ласки смелое иконографическое новаторство художника вместо того, чтобы шокировать зрителей, как это сделала бы «Мадонна» Нунциаты, просто приводит их к иконографической ошибке — «исправлению» аномальной иконографии Магдалины как бородатой старой ведьмы, смешивая ее со вполне канонической иконографией святой-отшельник мужского пола.

За рассказом о Чимабуэ Ласка приводит еще один юмористический анекдот о Нунциате, совершенно не учтенный в литературе о художнике. Описав причудливый образ Чимабуэ, он продолжает:

Нунтиата тоже проделывал подобное, поэтому, изготовив Туббию, в обмен на рыбу нарисовал в руке маленького францисканского кота.

Вместо рыбы, внутренности которой исцелят его отца, Тобиас на картине Нунциаты нес маленькую французскую собачку того типа, который был моден во Флоренции с четырнадцатого века! В анекдоте Ласки, в отличие от анекдота Вазари, шутка не строится на насмешке в духе Саккетти над невежественным обывателем; Суть рассказа — в игривости художника, охватывающего абсурд, придумывающего неожиданные сопоставления иконографических элементов.

Нарисовал Гирландайо?

[ редактировать ]

Запись о его внешности, возможно, оставил нам его друг Ридольфо Гирландайо . Согласно « Житиям» , Ридольфо включил портрет Нунциаты в число сверхштатных в свой алтарный образ «Христос, несущий крест», написанный для церкви Сан Галло за стенами Флоренции, возможно, ок. 1505-10. Работа принесла Ридольфо большую известность, продолжает Вазари, благодаря содержащимся в ней реалистичным портретам трех художников, которые были его друзьями: Поджино Поджини, Джованни д'Антон Франческо Гуиди (прозванный Шеггия ) и Нунциата. Большинство голов в «Христе, несущем крест», на самом деле являются стандартными типами или заимствованы из более ранних произведений искусства, таких как солдат в шлеме в центре композиции, чье кричащее лицо выдает вдохновение из « Леонардо Битвы при Ангиари» . Резким контрастом с этой галереей стилизованных персонажей являются три чрезвычайно реалистичные головы, которые мы, несомненно, можем идентифицировать как три портрета, идентифицированные Вазари: солдат, который держит мушкет на левой стороне композиции; человек, помогающий Христу нести крест посередине; и небритый седой мужчина в широкополой деревенской шляпе, входящий в сцену с крайнего правого угла. Все три имеют чрезвычайно специфические черты лица, что не оставляет сомнений в том, что они взяты с натуры. Вазари особо хвалит образ Нунциаты, называя его « una testa vivissima '. Но даже если предположить, что Вазари был прав, идентифицировав этих трех людей как Поджини, Шеггию и Нунциату, не существует надежного способа сопоставить трех художников с их индивидуальными сходствами.

Дата смерти Нунциаты, известная архивисту девятнадцатого века Гаэтано Миланези (который не привел конкретного документального источника своей информации), теперь подтверждена записью о его захоронении, которое состоялось в Санта-Тринита (церковь приход, в котором он родился) 13 апреля 1525 года. На выбор церкви монастыря Валломброзан в качестве погребальной церкви художника, вероятно, повлиял тот факт, что Нунциата был прихожанином церкви Св. Тринита с момента своего рождения в этом приходе и до самого конца своей жизни.

Флорентийские записи о крещении также позволяют установить правильную дату рождения сына Нунциаты, художника Тото дель Нунциаты , который родился 8 января 1498 года (современный стиль), как утверждает Миланези , а не 18 января 1499 года, как утверждает Колнаги. и последующие писатели, следующие за ним. Третий ребенок Нунциаты, дочь по имени Лизабетта, родилась на празднике святого покровителя Иоанна Крестителя в 1499 году, а двое других сыновей упоминаются как жившие в доме Нунциаты вскоре после смерти художника в 1525 году; но Тото - единственный член семьи, который, как известно, пошел по профессиональным стопам своего отца.

Перепись флорентийских мужчин, готовых носить оружие, проведенная в 1527 году, показывает, что бывший дом Нунциаты находился менее чем в квартале от Санта-Триниты, на улице Виа-дель-Парионе, которая проходит вдоль северного фланга церкви. На момент переписи там все еще жили два других сына Нунциаты, чьи личности не известны из флорентийских записей о крещении, включая «un garzone e unfactore». Ни одного из этих двух сыновей нельзя идентифицировать с Тото дель Нунциата, поскольку, похоже, Тото так и не вернулся в дом на Виа дель Парионе. Вместо этого, отправившись в Англию вместе с Торриджани около 1519 года, он оставался на берегу Альбиона до своей смерти двадцать пять лет спустя. Известный среди англичан как Энтони Тото – или по множеству англоязычных вариантов, таких как Тотто, или Тот, или Тоттес – художник-эмигрант процветал при королевских дворах Генриха VIII и Эдуарда VI , где он занимал прибыльную должность сержанта-художника. с 1544 г. до своей смерти в 1554 г. Тото подарил английским королям несколько картин в качестве новогодних подарков, но из документальных записей следует, что его деятельность в Англии состояла из геральдических и декоративных картин, знакомых по практике его отца. Тем не менее, хотя Генри и Эдвард недостаточно использовали таланты Тото, они щедро компенсировали его за них. Когда он умер, Тото оставил значительную собственность, в том числе два коттеджа в Митчеме и аренду поместья Рэйвсбери. По сравнению со своим отцом, которому когда-то приходилось бороться за жизнь, подрабатывая артиллеристом, Тото достиг замечательного уровня социального и экономического статуса.

Библиография

[ редактировать ]
  • Вазари, Джорджо; Жития выдающихся художников, скульпторов и архитекторов в изданиях 1550 и 1568 гг., ред. Розанна Беттарини и Паола Барокки , 6 томов, Флоренция, 1966–87, V, с. 439.
  • Уолдман, Луи А.; «Если бы он был художником кукол...»: Нунциата д'Антонио, художница, пиротехник и бомбардир Флоренции, « Парагон » (в печати).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00f3ea668e1569b11ecacc9a599886fb__1711617900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/fb/00f3ea668e1569b11ecacc9a599886fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nunziata d'Antonio - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)