Jump to content

Сефер Халккарим

Фронтиспис книги Альбо «Сефер хаИккарим» , напечатанной в Римини ( Италия ) Гершомом Сончино 1522 года.

Сефер ха-Иккарим ( иврит : סֵפֶר הָעִקָּרִים , латинизированный : sēp̄er hāʿiqqārim , букв. «Книга принципов») — работа пятнадцатого века раввина Джозефа Альбо , ученика Хасдая Крескаса . Это эклектичное популярное произведение, центральной задачей которого является изложение принципов иудаизма . [1]

Работа содержит ряд внутренних противоречий. Хотя большинство ученых считают это указанием на то, что «Сефер ха-Иккарим» является эклектичным произведением, лишенным оригинальности и видения, новейшие ученые вместо этого видят в этом один из методов Альбо для передачи эзотерических посланий. [2]

Принципы веры

[ редактировать ]

Его работа наиболее известна обсуждением еврейских принципов веры , в которых он спорит с другими мыслителями, такими как Маймонид .

Таким образом, число первичных и вторичных принципов божественного закона вообще, согласно сему, равно одиннадцати: существование Бога и четыре производных от него вторичных начала, а именно: единство, бестелесность, независимость от времени, свобода от недостатков. Затем божественное откровение и три второстепенных принципа, зависящие от него, а именно: Божье знание, пророчество и подлинность миссии пророка. Наконец, награда и наказание и основанный на них второстепенный принцип — провидение. Если мы объединим божественное знание и провидение в одно, как это делает Маймонид, то число будет десять... С другой стороны, мы считаем Божье знание и провидение двумя отдельными догмами, потому что они различны, как объясняет Маймонид в «Руководстве», и с этим согласны все более поздние авторитеты, хотя сам Маймонид объединяет их в одно [3]

— Джозеф Альбо , Сефер Ха-Иккарим

Альбо заявил, что любая религия ( дат элохит ), включая иудаизм, должна иметь следующие три фундаментальных принципа, которые он называет иккарим (основы) или икарим коллелим (общие основы): [4]

  1. вера в существование Бога
  2. вера в откровение Божие,
  3. вера в божественную справедливость , связанная с идеей бессмертия .

Из этих трех принципов Альбо постулировал, что религия должна иметь восемь производных принципов ( шорашим [корни] или иккарим ператиим [конкретные основы]), которые логически вытекают из трех основ: [5]

  • Из существования Бога:
    • Божье единство
    • Божья бестелесность
    • Божья вневременность
    • Совершенство Божие: в Боге не может быть ни слабости, ни другого недостатка.
  • Из откровения Божия:
    • Божье пророчество
    • Аутентификация Божьего пророка
  • Из награды и наказания Божьего:
    • Божье всеведение
    • Награда и наказание, будь то в этом мире или в мире грядущем.

По словам Альбо, человек, отвергающий один из трех фундаментальных или восьми производных принципов, в еврейских источниках называется «еретиком». Точно так же религия, отвергающая один из этих одиннадцати принципов, является ложной религией. Альбо утверждает, что теологии как христианства , так и ислама неправильно понимают одну из «основ» и, таким образом, отвергают один из «производных принципов», что делает их ложными религиями. Тогда как, по его мнению, иудаизм содержит правильное понимание этих принципов. [6]

Альбо также выводит шесть «вторичных принципов», в которые должен верить еврей, но которые не являются частью фундаментальных или производных принципов. Он называет их анафимами (ветвями), поскольку «дерево» иудаизма может стоять без них (в отличие от ствола или корней). Эти принципы таковы: [7]

  • Создание из ничего
  • Уникальное величие Моисея пророчества
  • Вечность Торы (т.е. то, что она не будет заменена другим законом)
  • Что выполнение даже одной мицвы дает право войти в Мир Будущий (потому что в противном случае войти в Мир Будущий после дарования Торы было бы труднее, чем до этого через основные Семь Законов Ноя , что противоречило бы идее о том, что Тора является полезный подарок евреям).
  • Воскресение
  • Мессия

Отрицание этих принципов также делает еврея еретиком и лишает его права войти в мир грядущий, даже если эти принципы не являются необходимыми для существования религии. [8] Однако в другом месте работы Альбо говорит, что отрицание мессии не превратило талмудического раввина Гиллеля в еретика. [9] Творчество Альбо содержит ряд внутренних противоречий. [2] и это может быть один из них.

Отличительные особенности

[ редактировать ]

Три принципа Альбо согласуются с Симеоном бен Иосифом Люнельским (т. е. Дюранским ), но расходятся с тринадцатью Маймонида и шестью Крескасом.

При формулировании других догматов веры разногласия, с которыми столкнулись составители, повлияли как на выбор конкретных принципов, на которых следует акцентировать внимание, так и на способ их представления. Подобным же образом и в случае с Джозефом Альбо его выбор был сделан с целью исправить схему Маймонида в тех пунктах, где она, казалось, поддерживала утверждения христианских догматиков и полемистов. [10]

Сам Маймонид находился под влиянием желания опровергнуть некоторые христианские и мусульманские претензии. Его акцент на абсолютной бестелесности Бога обретает свой истинный свет только тогда, когда христианское учение о воплощении принимается во внимание . Его мессианское ожидание с упором на постоянство, с которым следует ожидать его будущего исполнения, имело и антихристианский смысл. Но именно этот пункт, мессианский догмат, в свою очередь, вскоре стал источником беспокойства для евреев, вынужденных встречаться в публичных диспутах с защитниками Церкви. Среди представителей Церкви были и новообращенные из иудаизма. Они не замедлили продвигать этот мессианский догмат Маймонида, насколько это было возможно, чтобы поставить в неловкое положение защитников иудаизма. До времен Маймонида вопрос о телесности Мессии, по-видимому, не входил в число проблем, обсуждавшихся в полемике между Церковью и еврейской общиной. Но спустя полвека после него, когда его мессианское учение было принято как один из основных догматов веры, именно этот вопрос был выдвинут на передний план дискуссий.

Приняв участие в одном из таких публичных диспутов, Альбо, должно быть, осознал замешательство, которое позиция Маймонида не могла не вызвать у защитников иудаизма. Таким образом, в его схеме Мессия исключается как неотъемлемая часть еврейской веры. Вместо этого он делает упор на доктрине божественной справедливости.

Название его книги с самого начала указывает на его метод. В основе его исследования лежит признание того, что «человеческое счастье обусловлено знаниями и поведением». Но «человеческий интеллект не может достичь совершенного знания и этического поведения, поскольку его сила ограничена и вскоре исчерпывается при созерцании вещей, истину которых он хотел бы найти; следовательно, необходимо должно быть что-то выше человеческого интеллекта, посредством чего знание и поведение могут достичь такой степени совершенства, которая не допускает никаких сомнений».

Недостаток человеческого интеллекта постулирует необходимость божественного руководства; и поэтому долг каждого человека – знать данный Богом закон. Но познать это возможно лишь в том случае, если установишь истинные принципы, без которых не может быть никакого божественного закона. Видя, что по этой жизненно важной теме так много разногласий, путаницы и поверхностности, Альбо решает построить структуру истинной религии.

Религиозная гибкость

[ редактировать ]

Альбо находит возможность критиковать мнения своих предшественников, но при этом старается избегать охоты на ересь. Соответственно, он пытается установить границы, между которыми может проявляться еврейский скептицизм без риска утраты ортодоксальности. Его канон различения инакомыслия от ортодоксии — признание истинности Торы .

Допускается поразительная широта толкований. Альбо отвергает предположение, что творение ex nihilo является существенным следствием веры в Бога. Альбо свободно критикует тринадцать принципов веры Маймонида и шесть принципов Крескаса. Альбо утверждает, что ни Маймонид, ни Крескас не принимают во внимание его собственный фундаментальный критерий; а именно, абсолютная незаменимость принципа, без которого ствол дерева не мог бы существовать; и по этому поводу он отвергает часть их вероучения.

Другое содержимое

[ редактировать ]

Книга содержит четыре раздела. В первом разделе объясняется его подход к принципам веры. Каждый раздел 2, 3 и 4 построен вокруг одного из трех его фундаментальных принципов. Однако, помимо рассуждений о принципах веры, в книге содержится множество других тем и высказываний.

Согласно Альбо, существует три вида законов: естественный закон, конвенциональный закон и божественный закон. Естественный закон одинаков для всех людей, времен и мест; обычное право устанавливается мудрым судьей в соответствии с разумом; божественный закон дан Богом через пророка. [11]

Отношение Альбо к еде мяса часто цитируют:

Когда Тора была дана Израилю... Бог запретил некоторых животных , которые вызывают духовную грубость и грязь [у тех, кто их ест]. А животные, которые были разрешены, были разрешены только для противодействия злым наклонностям .. есть мясо разрешалось только по необходимости... Это как вино; хотя это хорошая пища и разрешена человеку, Библия называет назореев , избегающих ее, «священными». [12]

Публикация и прием

[ редактировать ]

Альбо завершил Иккарим в 1425 году в Сории . [2]

Иккарим не был составлен целиком сразу. Первая часть была издана как самостоятельная работа. Он развивает суть мысли Альбо; и только когда ее публикация обрушилась на него потоком критики, он почувствовал себя обязанным добавить к ней.

В предисловии ко второй части Альбо произносит проповедь на тему своих критиков: «Тот, кто будет критиковать книгу, должен, прежде всего, знать метод, используемый ее автором, и должен оценивать все отрывки по определенной теме как весь." Он критикует то, что он считал небрежной процедурой тех, кто выносил суждение об авторе, не помня об этом фундаментальном требованию здравой критики.

Противники Альбо поступили с ним не деликатно. Его обвинили, среди прочего, в плагиате. Утверждалось, что он перенял мысли своего учителя Хасдая Крескаса, не отдав ему должного внимания. Однако изучение доказательств не подтверждает обвинительное заключение. Поскольку Крескас был учителем Альбо, сходство лишь такое, какое можно было разумно ожидать в трудах как учителя, так и ученика.

Первое издание «Иккарима» появилось в Сончино в 1485 году; он был опубликован с комментарием под названием « Охель Яаков» , написанным Якобом бен Самуэлем Коппельманом бен Бунемом из Бжеска ( Куявия ), Фрайбург , 1584 г., и с более крупным комментарием Геделии бен Соломона Липшица , Венеция , 1618 г.

Отрывки, содержащие критику христианской веры (3:25-26), были удалены цензурой из более поздних изданий, а Жильбер Женебрар написал опровержение этих отрывков с ценными примечаниями. Это опровержение было опубликовано с собственными замечаниями крещеным евреем Клавдием Май , Париж , 1566 год. Рукописные экземпляры книги также подвергались жесточайшей цензуре. [13]

Переводы

[ редактировать ]

«Иккарим » был переведен на немецкий язык доктором В. Шлезингером, раввином Зульцбаха , а его брат, Л. Шлезингер, написал к нему введение, Франкфурт-на-Майне , 1844 год.

Существует английский перевод книги Исаака Хусика , опубликованной Еврейским издательским обществом в виде двуязычного издания в пяти томах в 1946 году (ASIN: B001EB9NWK).

Французский перевод с критическим изданием третьей главы и комментариями был опубликован Филиппом Бобишоном: Йосеф Альбо, Сефер ха-Иккарим («Книга принципов»), III, 25: Глава иудео-христианского противоречия в Испании времен 15 век (перевод текста на иврит, комментарии) , Мадрид, CSIC, 2015 онлайн

  1. ^ «Современное состояние евреев» Ланселота Аддисона, 1676 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Джозеф Альбо (Стэнфордская энциклопедия философии)
  3. ^ Альбо, Джозеф. Сефер ха-Иккарим: Основы иудаизма Джозефа Альбо (стр. 90-91), отредактированный и переведенный Исааком Хусиком - 1929 г.
  4. ^ Сефер Халкарим 1:26
  5. ^ Сефер Халкарим 1:26
  6. ^ Сефер Халкарим 1:13
  7. ^ Сефер Халкарим 1:23
  8. ^ Сефер Халкарим 1:23
  9. ^ Сефер Халкарим 1:1
  10. ^ Филипп Бобишон, «Антихристианские противоречия и теология в Сефер ха-Иккарим («Книга принципов») Джозефа Альбо (15 век)» Йод 15, 2010, стр. 115-143 онлайн
  11. ^ Сефер Халкарим 1:7
  12. ^ Сефер Халкарим 3:15
  13. ^ Филипп Бобишон, Цензура еврейских книг (16-17 вв.): пример Сефер ха-Иккарима (Жозеф Альбо, 15 век) в Дж. Шлангере и Н. де Ланге (реж.), Еврейских и арабских рукописях. Мел. в честь Колетт Сират [Библиоология 38], Брепольс, Тюрнхаут, 2014, стр. 297-332 онлайн

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «АЛЬБО, ДЖОЗЕФ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0356de03a09e12fe6ac5ef472b5869e7__1719715380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/e7/0356de03a09e12fe6ac5ef472b5869e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sefer HaIkkarim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)