Бада Шанрен
Бада Шанрен | |||
---|---|---|---|
китайский | Бадашанрен | ||
| |||
Имя при рождении | |||
китайский | Чжу Да | ||
|

Чжу Да ( 朱耷 ), также известный под псевдонимом Бада Шанжэнь ( 八大山人 ), был китайским художником, каллиграфом и поэтом времен позднего Мин и начала династии Цин. Он родился в Наньчане, Цзянси , в 1626 году, во время перехода Мин-Цин . [ 1 ] Чжу был психически болен и демонстрировал эксцентричное поведение. [ 2 ] Он был родственником Дома Чжу, который был разрушен и казнен новой династией Цин. Опасаясь, что его тоже подвергнут чистке и казнят, он сбежал в буддийский храм и изучил учение чань (дзен)-буддизма , став монахом на 30 лет. [ 3 ]
Большую часть своей ранней и средней жизни он провел в буддийском монашестве, вернувшись в Наньчан, когда ему было около пятидесяти лет. [ 4 ] Он начал художественную карьеру вскоре после возвращения в светскую жизнь в 1680 году, создавая произведения, в которых отражались его каллиграфия, живопись и поэзия. [ 5 ] Большую часть времени он рисовал простые предметы, такие как цветы, растения и животные, и оставлял большую часть отведенного пространства пустым. [ 5 ] Ближе к концу жизни он начал писать больше пейзажей. [ 6 ] [ 7 ]
Некоторые из его работ были метафорами падения династии Мин и ее краха после разрушения Цин. [ 8 ] Его стихи часто содержали неясные отсылки. [ 9 ]
Фон
[ редактировать ]Бада Шанрен жил в неспокойное время в Китае, став свидетелем завоевания династией Цин династии Мин и казни Дома Чжу. [ 3 ] В начале 1600-х годов, примерно в то время, когда родился Бада, правительство Мин распадалось из-за фракционного конфликта и восстания. [ 10 ] Столкнувшись с восстанием под предводительством Ли Цзычэна в 1644 году, последний император династии Мин покончил жизнь самоубийством. У Санги попросил помощи у династии Цин, чтобы подавить восстание Ли Цзычэна. [ 10 ] Затем Цин приступил к захвату Пекина, столицы империи, и свергнул династию Мин. [ 1 ]
Цин также победил сторонников Мин, известных как Иминь . [ 10 ] Чжу Юлан , принц Гуй, был коронован императором Юнли недолговечной династии Южный Мин в 1647 году, сосредоточенной вокруг Юньнани со столицей Куньмином. [ 10 ] В 1662 году представители династии Цин и У Сангуй казнили Чжу, задушив его . [ 1 ] У взял под свой контроль Юньнань и основал недолговечную династию Чжоу. [ 10 ] В 1673 году У возглавил восстание трёх феодалов против нового правительства Цин, но потерпел неудачу. [ 1 ] Цин успешно подавил восстание в 1681 году. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Потомок императорского принца династии Мин, Бада родился в семье выдающихся ученых и художников. [ 11 ] Его дедушка Чжу Дучжэн был поэтом, художником, каллиграфом и резчиком печатей , а отцом, скорее всего, был Чжу Муджин, немой с рождения художник и каллиграф. [ 12 ] Бада вырос под таким художественным влиянием, изучая поэзию, каллиграфию и живопись по произведениям своей семьи. [ 13 ] Бада также получил классическое образование и сдал экзамены первого уровня на государственную службу в начале 1640-х годов. [ 14 ] Он женился на своей первой жене, когда был подростком, от которой у него родился как минимум один ребенок. [ 5 ]
Монашеская жизнь
[ редактировать ]После захвата Китая династией Цин Бада бежал в буддийский храм к западу от Наньчана, опасаясь за свою безопасность, учитывая его связь с Домом Чжу, императорской семьей Мин. Династия Цин очистила и казнила Чжу Юлана и многих других членов семьи Чжу, правившей Мин. [ 3 ] В 1645 году он присоединился к монашескому ордену в возрасте девятнадцати лет. [ 3 ] Около тридцати лет он провел в монашестве, изучая учение чань-буддизма и стили мастеров каллиграфии и живописи прошлого. [ 15 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Около 1680 года Бада оставил сан священника и перепрофилировался в профессионального художника и поэта. [ 5 ] Он был недоволен своей монашеской жизнью на протяжении всех 1670-х годов, в течение которых искал связей вне монашеского ордена. [ 15 ] [ 16 ] Он встретил поэта Цю Ляня и тестя Цю Ху Итана в начале 1670-х годов. [ 17 ] Несмотря на отказ от священнических обязанностей, Бада все еще находился под влиянием буддийских учений и оставался близким другом нескольких буддийских монахов. [ 18 ]
Портрет Гешана , написанный в 1674 году, отражает превращение Бады из монаха в ученого художника. [ 19 ] По словам Ван Фангюя , исследователя и коллекционера работ Бада Шанрена, соломенная шляпа и свободные длинные одежды делают Бада больше похожим на ученого, чем на монаха. [ 19 ]
Бада также снова женился вскоре после возвращения в Наньчан в 1680 году, но через несколько лет стал одиноким, неудовлетворенный браком. [ 5 ] Какое-то время его картины отражали его несчастье от неудавшегося брака. [ 5 ] За это время Бада также проявил признаки эксцентричного поведения. [ 2 ] Многие полагали, что он симулировал безумие, чтобы избежать политического участия. [ 20 ] С 1684 года Бада в основном оставался в Наньчане, посвятив себя живописи и каллиграфии, а в середине 1690-х годов построил живописную студию. Имея скудный заработок, он жил в небольшом жилом квартале в южной части Наньчана. [ 21 ]
Художественные занятия
[ редактировать ]Каллиграфия
[ редактировать ]Члены семьи Бады, включая его деда и отца, были каллиграфами, чьи работы Бада изучал с юных лет. [ 13 ] В первые годы своего пребывания в монастыре Бада практиковал каллиграфию, изучая работы каллиграфов Тан и Сун. [ 22 ] Еще не определившись со стилем, Бада использовал широкий спектр типов письма, включая стандартное письмо кайсю , полностью рукописное письмо каошу и полукурсивное письмо синшу . [ 23 ] Его стандартные сценарии были созданы по образцу точно выполненного сценария кайшу танского каллиграфа Оуян Сюня . [ 24 ] В своих рукописных и полукурсивных письмах Бада подражал быстрым и плавным мазкам минского каллиграфа Дун Цичана , добиваясь летящего белого каллиграфического эффекта. [ 25 ] Ближе к концу своего священства Бада начал изучать преувеличенную скоропись каллиграфа Сун Хуан Тинцзяня . [ 25 ]
Покинув монастырь, Бада продолжил изучать письмо каллиграфа Сун, например, скопировав его эссе под названием «Восхваление достоинств вина». [ 26 ] Он выполнил его в стиле, не идентичном стилю Хуан Тинцзяня, но сочетающем в себе различные типы шрифтов. Его горизонтальные удары были смягчены, как у Хуан Тинцзяня, а угловые удары были резкими, как у Оуян Сюня. [ 26 ] На протяжении 1680-х годов Бада писал в стиле, отражающем баланс между контролируемыми и преувеличенными формами. [ 27 ] К 1689 году он выработал свой собственный стиль. [ 27 ] Начиная с 1690 года Бада начал изучать стили каллиграфов Вэй и Цзинь, таких как Ван Сичжи, и включил их в свои произведения. [ 27 ] Его мазки стали округлыми и центрированными, отклоняясь от характерных для него ранее резких мазков. [ 28 ] Несмотря на то, что Бада создал свой собственный стиль, в последние годы своей жизни он оставался преданным изучению прошлых мастеров каллиграфии, в том числе Вана Сичжи и монаха Хуайсу . [ 29 ]
Рисование
[ редактировать ]Самые ранние дошедшие до нас картины Бада Шанрена были созданы во время его пребывания в буддийском монастыре, где он занимался рисованием в качестве хобби. [ 25 ] Он рисовал в соответствии с литературными традициями, изучая стили таких художников прошлого, как Шэнь Чжоу и Сюй Вэй . [ 30 ] Предметом его картин были простые предметы, такие как цветы, фрукты и овощи. [ 30 ] С 1681 по 1684 год Бада относился к живописи как к выходу своих эмоций, особенно своего недовольства вторым браком. [ 26 ] Он расширил свой репертуар тем, включив в него не только цветы и овощи, но и животных, таких как птицы и рыбы. [ 26 ] К этому периоду относятся его самые ранние сохранившиеся пейзажные картины. [ 26 ] С 1684 по 1690 год Бада чаще всего рисовал птиц майна, лотосы и камни. [ 31 ] С 1690 по 1694 год он переключил свое внимание на рыб, которых часто изображал одиноко в центре пустой композиции. [ 28 ] С 1693 года основной темой его творчества стали пейзажи. [ 6 ]
Малярия на картинах Бады во многом повторяла его каллиграфию. На картинах его буддийских лет были мазки, состоящие из тонких и четких линий, что отражало каллиграфический стиль, созданный по образцу письма Оуян Сюня. [ 25 ] Его мазки в свитке «Чернильные цветы» , датированном 1666 годом, были переданы как диагональные мазки письма кайсю . [ 5 ] Он двигал кистью так же, как в своей каллиграфии: сначала выпрямляя кончик кисти и двигаясь медленно, а затем поднимая кисть и двигаясь быстрее, в манере летящего белого цвета. [ 25 ] Картины Бады 1689 и 1690 годов отражали его недавно сложившийся стиль каллиграфии с энергичными мазками. [ 31 ]
Поэзия
[ редактировать ]Бада начал изучать поэзию, когда ему было семь лет. [ 11 ] Классическое образование, которое он получил в юности, проложило путь для его собственных поэтических начинаний, помогая ему накопить знания о широком репертуаре китайской литературы и древних иероглифов. [ 9 ] Стихи, которые он писал, часто включали ссылки на классические тексты и неясные варианты персонажей, позволяя расшифровать их смысл только тем, кто обладал такими же базовыми знаниями. [ 9 ] Большинство его стихов пронизано метафорами и аллюзиями. Неизвестность его языка отражала его знакомство с буддийской сектой Каодун. [ 9 ] Стихи Бады часто заканчивались образами. [ 32 ]
Работает
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Подавляющее большинство работ Бада Шанрена – 167 из 179 – были созданы между 1684 и 1705 годами, в шестидесятые и семидесятые годы Бады. [ 18 ] Его картины часто сопровождались стихами, отражающими его каллиграфию. Большинство его работ были неокрашенными; те немногие, которые были цветными, были в основном пейзажными. [ 31 ] Хотя его работы со временем менялись по тематике и манере письма, все они имели композицию, демонстрирующую его экспериментальный подход к изобразительному пространству. [ 5 ]
СМИ
[ редактировать ]Бада использовал тушь и кисть на бумаге для передачи своих картин, стихов и каллиграфии. В ранние годы он в основном рисовал на небольших альбомных листах, а позже предпочитал большие свисающие свитки. [ 33 ]
Ранние произведения (1659–1678)
[ редактировать ]Только одиннадцать из сохранившихся работ Бады были созданы за годы его пребывания в буддийском храме. [ 25 ] К ним относятся альбом «Цветочные исследования» , прокрутка «Овощи и фрукты» , альбом «Лотос» и прокрутка «Чернильные цветы» . [ 25 ] В большинстве его ранних работ его сюжеты были лишь частично представлены в противоположных углах холста, большинство из которых он оставлял пустыми. [ 5 ]
Работает с 1680 по 1689 год.
[ редактировать ]Работы Бады 1680-х годов были пронизаны личными эмоциями и политическими настроениями. Его персонажи-животные часто имели выражения лиц, похожие на человеческие. [ 34 ] Угловые мазки в его работах достигались с помощью боковых волосков кисти. [ 33 ] К этому периоду относятся две редкие цветные работы Бады: свиток «Лотос и камень» 1686 года и альбомный лист «Бамбук» 1689 года. [ 31 ]
Работает с 1690 по 1705 год.
[ редактировать ]В этот период Бада рисовал самые разные сюжеты: от цветов, животных до пейзажей. В его альбоме 1694 года под названием « Птицы, цветы и пейзажи» были представлены все три типа сюжетов. [ 6 ] Его работы демонстрировали широкий тональный диапазон, а его манера письма выдвигалась на первый план благодаря большому размеру свисающих свитков, на которых он часто рисовал. [ 33 ] Многие из его работ этого периода были посвящены друзьям-монахам. [ 18 ]
Анван Альбом (1694)
[ редактировать ]Альбом Анван 1694 года был создан, когда художнику было почти семьдесят лет. [ 35 ] Шестой лист альбома представляет собой изображение рыбы-мандаринки. [ 8 ] Рыба смотрит на стихотворение Бады в верхнем левом углу. [ 8 ] Первые две строки стихотворения отсылают к истории, написанной в « Шишуо синьюй» , книге, на которую ссылаются многие более поздние произведения Бада. [ 8 ] В этой истории Се Ван подробно раскрывает значение имени Цюй, ссылаясь на даосскую концепцию «qu ze quan», что означает «сгибаться — значит сохраняться целым». [ 8 ]
Современникам Бады была знакома мифическая история названия озера Цюэ, сосредоточенная вокруг незаконного свержения императора. [ 8 ] Таким образом, они увидели бы Цюэ в стихотворении Бада как метафору падения слабой династии Мин. [ 8 ]
Перевод стихотворения вверху слева:
«Налево и направо, что это за вода?
Его зовут Цюй.
Я продолжаю искать место, куда входит источник,
Возможно, на закате будет много красивых облаков». [ 36 ]
Имена, печати и подписи
[ редактировать ]Имена, которые Бада использовал в своих печатях и подписях, использовались для определения хронологии его творчества. [ 37 ] Как и у большинства художников-литераторов, у Бады было несколько стилей и поэтических названий, каждое из которых символизировало добродетель, способность, желание или событие. [ 38 ] В своих работах он использовал эти имена вместо своих официальных или присвоенных имен. [ 38 ]
Двадцать различных стилей и поэтических названий, которые Бада использовал на разных этапах своей жизни, отражают его меняющееся представление о себе. [ 38 ] С 1653 по 1680 год, будучи буддийским монахом, он чаще всего использовал свое буддийское имя Чуаньци и стильное имя Гешан, а друзья обращались к нему как к Сюэгэ или настоятелю Сюэгэ. [ 39 ] Оставив священство, с 1680 по 1684 год, он придумывал новые имена, сохраняя при этом имя Гешан. [ 40 ] Большинство его новых имен содержали слово «лу», означающее «осел» — снисходительное обозначение буддийского монаха. [ 40 ] С 1684 года Бада остановилась на имени Бада Шанрен. [ 40 ] Колофон к « Наньчан сяньчжи» ( «Анналы Наньчана» ) объясняет историю принятия Бада этого имени. Согласно колофону, Бада взял это название от Ба да жэньцзюэцзин ( «Сутра восьми великих человеческих реализаций »), созданного юаньским художником Чжао Мэнфу . [ 41 ]
Как и другие художники позднего периода династии Мин своего времени, Бада вырезал печати и включил их в свое искусство. [ 42 ] Он придумал несколько дизайнов печатей для некоторых из своих имен. Например, для имени Бада Шанрен было найдено одиннадцать различных печатей. [ 42 ] Как и в своих картинах, Бада экспериментировал с пространством, оставляя определенные части печати пустыми. [ 42 ] Части, лишенные текста, часто представляли собой два противоположных угла печати. [ 42 ] Бада далее экспериментировал с композицией, играя с персонажами, разделяя персонажа на две части или объединяя двух в одного. [ 42 ]
Помимо вырезания печатей, Бада часто подписывал свои работы в самых разных стилях: от стандартной рукописи, выразительной рукописи до печати. Имена, которые он использовал в своих подписях, примерно совпадали с именами, которые он использовал на своих печатях, хотя некоторые имена встречались только в его подписях. [ 43 ] Иногда он менял форму своей подписи под тем же именем. В своей подписи Чуаньци, которую он использовал с 1659 по 1676 год, он изменил иероглиф на ци в 1665 году. [ 43 ] Большая часть работ Бады за последние двадцать лет его жизни носила подпись Бада Шанрен, написанную либо печатным шрифтом, либо рукописным шрифтом. [ 43 ] Альбом Huangting neijing jing ( «Писание внутреннего сияния Желтого двора ») представляет собой самый ранний известный экземпляр подписи Бада Шанрен. [ 33 ]
Современные копии
[ редактировать ]В 20 веке копии произведений Бада Шанрена создавались и изучались китайскими художниками, такими как Ци Байши , У Чанши и Чжан Дацянь . [ 44 ]
Чжан Дацянь был китайским художником двадцатого века, который копировал работы Бады. Копии Чжана можно отличить от настоящих работ Бады по мазкам кисти. Репродукции Чжана 1930-х годов, посвященные работам Бады среднего возраста, отличались более мягкими и округлыми мазками по сравнению с резкими боковыми мазками, характерными для работ Бады. [ 45 ]
Выставки
[ редактировать ]В 1986 году в Наньчане, доме детства Бады, прошла выставка и симпозиум в честь его 360-летия. [ 46 ] В 1991 году в Художественной галерее Йельского университета прошла крупная выставка работ художника. [ 46 ]
Художественная галерея Фрира в Вашингтоне, владеющая самой большой коллекцией работ Бада Шанрен за пределами Китая, в 2000-х годах провела несколько выставок работ Бада Шанрен. В 2003 году здесь прошла выставка под названием « В поисках небесной гармонии: живопись и каллиграфия Бада Шанрена» вместе с галереей Артура М. Саклера, которая организовала выставку под названием « После безумия: светская жизнь, искусство и подражание Бада Шанрен» . [ 47 ] С 2015 по 2016 год галерея Freer представила пятьдесят одну работу Бады на выставке под названием « Загадки: искусство Бада Шанрена (1626–1705)» . [ 33 ] В 2023 году несколько работ Бада Шанрена, в том числе его шедевр с ручным свитком «Цветы на реке», были представлены на выставке « Цветы на реке: искусство китайской живописи с цветами и птицами, 1368–1911» в Китайском институте в Китае. Нью-Йорк. [ 48 ] Уменьшенная версия этой выставки позже была показана в Художественном музее Санта-Барбары. [ 49 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Две птицы , Сэн-оку Хакуко Кан , Киото, Япония
-
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
-
Национальный дворец-музей, Тайбэй, Тайвань
-
Музей Нельсона Аткинса, Канзас-Сити, США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ван, Фангюй; Барнхарт, Ричард (1990). Хозяин Лотосового сада: жизнь и искусство Бада Шанрена (1626-1705) . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 13.
- ^ Jump up to: а б Ким, «Лотос и птицы», 20.
- ^ Jump up to: а б с д Мансон, Стивен С. (август 2003 г.). «Об открытии Бада Шанрен». Комментарий : 62.
- ^ Ван и Барнхарт, 14, 50.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ван и Барнхарт, 50 лет.
- ^ Jump up to: а б с Ван и Барнхарт, 70 лет.
- ^ Тайнон, Надин (апрель 1989 г.). «Живопись и политика: эксцентричность и политическое инакомыслие в «Рыбе и камнях» Чжу Да». Бюллетень Художественного музея Кливленда . 76 (4): 102.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ли, 76.
- ^ Jump up to: а б с д Ван и Барнхарт, Хозяин Лотосового сада , 35 лет.
- ^ Jump up to: а б с д и Тайнон, «Живопись и политика», 101.
- ^ Jump up to: а б Мина Ким, «Лотос и птицы в Художественном музее Цинциннати: философский синкретизм в переходном творчестве Бада Шанрена» (Университет штата Огайо, 2012), 6.
- ↑ Ван и Барнхарт, Хозяин Лотосового сада , 6, 13.
- ^ Jump up to: а б Ван и Барнхарт, 23 года.
- ^ Ким, «Лотос и птицы», 6.
- ^ Jump up to: а б Ван и Барнхарт, Хозяин Лотосового сада , 14.
- ^ Ким, «Лотос и птицы», 7.
- ↑ Ван и Барнхарт, Хозяин Лотосового сада , 38.
- ^ Jump up to: а б с Ван и Барнхарт, 57 лет.
- ^ Jump up to: а б Ван и Барнхарт, 40 лет.
- ^ Тайнон, «Живопись и политика», 107.
- ↑ Ван и Барнхарт, Хозяин Лотосового сада , 57.
- ^ Ким, «Лотос и птицы», 9.
- ↑ Ван и Барнхарт, Хозяин Лотосового сада , 46–47.
- ^ Ван и Барнхарт, 47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ван и Барнхарт, 48 лет.
- ^ Jump up to: а б с д и Ван и Барнхарт, 55 лет.
- ^ Jump up to: а б с Ван и Барнхарт, 65 лет.
- ^ Jump up to: а б Ван и Барнхарт, 67 лет.
- ^ Ван и Барнхарт, 70, 74.
- ^ Jump up to: а б Ким, «Лотос и птицы», 8–9.
- ^ Jump up to: а б с д Ван и Барнхарт, 66 лет.
- ^ Хуэй-Шу Ли, «Рыбные листья альбома Анвана: Путешествие Бада Шанрена к ландшафту прошлого», Бюллетень Художественного музея Кливленда 76, вып. 4 (апрель 1989 г.): 72.
- ^ Jump up to: а б с д и Ивонн Тан, «Бада Шанрен (1626-1705): искусство и жизнь», Газета азиатского искусства , 6 июня 2016 г.
- ^ Ким, «Лотос и птицы», 21.
- ^ Ли, «Рыбные листья», 75.
- ^ Ли, 70.
- ^ Тайнон, «Живопись и политика», 108.
- ^ Jump up to: а б с Ван и Барнхарт, Хозяин Лотосового сада , 30 лет.
- ^ Ван и Барнхарт, 30–31.
- ^ Jump up to: а б с Ван и Барнхарт, 31 год.
- ↑ Ван и Барнхарт, 32 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Ван и Барнхарт, 33 года.
- ^ Jump up to: а б с Ван и Барнхарт, 34 года.
- ↑ Ван и Барнхарт, Хозяин Лотосового сада , 19.
- ^ Лоррейн Адамс, «Сетевые фальсификаторы Бада Шанрена», журнал Smithsonian Magazine , июнь 2003 г., стр. 37.
- ^ Jump up to: а б Мансон, «Об открытии Бада Шанрена», стр. 61.
- ^ Мансон, 61–62.
- ^ Привет, Уиллоу Вейлан; Чжоу, Чен; Цзянь, Линь; Эйк Сенсабо, Дэвид; и др. (2023). Цветы на реке: Искусство китайской живописи цветов и птиц, 1368–1911, Шедевры из Музея Тяньцзиня и Музея Чанчжоу (на английском и китайском языках) (1-е изд.). Нью-Йорк: Галерея Института Китая, Институт Китая. ISBN 9798218138387 .
- ^ «Цветы на реке: Искусство китайской живописи цветов и птиц, 1368–1911 | Художественный музей Санта-Барбары» .
