Энрик Санье
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2014 г. ) |


Энрик Санье и Виллавеккья ( Каталонское произношение: [ənˈrik səŋniˈe] ; 1858, Барселона — 1931) — испанский архитектор.
Хотя сейчас он не так известен, как его современники Антони Гауди , Луис Доменек-и-Монтанер и Хосеп Пуч-и-Кадафалк , он был ответственным за ряд знаковых зданий, был очень плодовитым и мог приложить руку ко многим стилям, включая неоготику , необарокко и модерн . Он получил квалификацию архитектора в 1882 году, и одной из его первых работ, совместно с Хосепом Доменеком и Эстапой , был Дворец правосудия в Барселоне.
Другими известными его постройками в Барселоне являются здание Caixa de Pensions на Виа Лайетана , Новая таможня (Дуана) и церковь на Тибидабо .
Жизнь и характер
[ редактировать ]Энрик Санье родился в Барселоне 21 марта 1858 года в семье Луиса Санье-и-Надаля, президента Caixa d'Estalvis i Mont de Pietat de Barcelona (банка), и Клементины Вильавеккья Бускетс. Его отец был выдающимся знатоком античности, переводившим Ксенофонта и Анакреона, а юный Энрик был талантливым художником и скрипачом. Он учился в Высшей архитектурной школе Барселоны, которую окончил в 1882 году.
Свою профессиональную карьеру он начал в качестве помощника Франсиско де Паулы дель Вильяр-и-Лозано : под его руководством он выполнил свою первую работу - ремонт часовни Сан-Хосе в церкви аббатства Санта-Мария-де-Монсеррат (1884 г.). Его первой важной работой была церковь Санта-Энграсиа-де-Монкада (1886 г.) в неоготическом стиле; он был разрушен во время гражданской войны в Испании . В том же году был построен его первый жилой дом Casa Cuyàs.
С самого начала он добился значительного профессионального успеха, получив множество заказов от церкви и каталонской аристократии. В 1886 году, когда ему было еще двадцать с небольшим, ему было поручено вместе с Хосепом Доменеком и Эстапой спроектировать новые суды Барселоны. Строительство этого огромного проекта началось в следующем году, и в том же году Санье женился на Долорс Видаль-Рибас и Торрентс. У пары было шестеро детей, двое из которых умерли молодыми, а один, Хосеп Мария, тоже стал архитектором.
Энрик Санье был спокойным человеком набожной католической веры. [ 1 ] который посвятил всю свою жизнь своей карьере и получил множество наград, таких как Золотая медаль городского совета Барселоны за победу в архитектурном конкурсе Совета три года подряд (1917). Он был членом Академии изящных искусств Сант-Жорди и Cercle Artístic de Sant Lluc , общества католических художников, для которого он разработал эмблему. Он также стал членом Совета музеев и членом правления Caixa d'Estalvis de Barcelona. Время от времени он участвовал в политике, провинции дважды занимал должность депутата , представляя католическую группу, связанную с Lliga Regionalista , Центром социальной защиты. Он поддерживал тесные связи с церковью, особенно с салезианцами ; он был назначен епархиальным архитектором Барселоны, а в 1923 году Папа пожаловал ему титул маркиза. В более поздние годы он работал со своим сыном Хосепом Марией Санье и Видалем. Он умер в Барселоне в 1931 году.
Работает
[ редактировать ]Для творчества Санье характерны три вещи: он был очень плодовит; он всегда был готов осваивать новые технологии; и он избегал строго личного стиля, предпочитая приспосабливаться к меняющимся вкусам. Его карьеру можно разделить на три периода: до 1900 года его творчество было эклектичным , монументальным и грандиозным; с 1900 по 1910 год он обратился к более мягким декоративным формам в своей архитектуре, приняв стиль модерн ; а после 1910 года он склонился к неоклассицизму , избегая архитектурных тенденций того времени.
Ранние работы
[ редактировать ]Помимо уже упомянутой новой церкви Монкада-и-Рейшак и Дома Куяс, ранние работы Санье включали проект Всемирной выставки Барселоны (1888 г.) , которая так и не была построена; это был павильон Льва XIII, в котором должно было разместиться представительство Папской области .
В последнее десятилетие века Санье посвятил себя в основном домам: Casa Juncadella на Рамбла Каталония, номер 33 (1888–1891), известный своей декоративной скульптурой и кованым железом; дома Понса на Passeig de Gràcia 2 и 4 (1890 г.) в неоготическом стиле, окруженные двумя остроконечными башнями; Дом Томаса Роже по адресу Аусиас Марк 37–39 (1892–1894) сочетает в себе классические элементы со скульптурами, отсылающими к стилю Платереско .
В области религиозной архитектуры Санье получил несколько заказов от салезианцев, таких как святилище Санта-Мария-Ауксилиадора (1889–1901), состоящее из хора на 300 человек и трехнефного нефа ; За вдохновением Санье обратился к родному дому салезианцев в Турине . Между 1892 и 1897 годами он спроектировал школу Иисуса-Марии на Пасео-де-Сан-Жервази в неоготическом стиле, а между 1892 и 1894 годами - колледж Святого Сердца Иисуса на углу улиц Дипутасьо и Байлен, над старинным зданием. строительство Хосепа Виласека . В районе Клот он построил Centro de Nuestra Señora del Carmen y San Pedro Claver (1899–1903), комплекс, в котором размещались школы и учебные мастерские для молодых рабочих, который был разрушен в 1936 году.
В 1893 году он построил Frontón Barcelonés по адресу Carrer Diputació 415, первое заведение в Барселоне для игры в баскскую пелоту ; оно было открыто небу, и зрители сидели в трехэтажном железной конструкции, украшенной лепниной; это здание исчезло в 1902 году. Между 1896 и 1902 годами вместе с Пере Гарсиа Фариа он построил Новую таможню в порту Барселоны, типичный пример его эклектичного стиля.
Модернистский период
[ редактировать ]
На рубеже 20-го века Санье приблизился к модернистским формам, которые тогда становились модой, особенно в использовании прикладного искусства, распространении скульптуры и изделий из железа; однако использование декоративных витражей, настенной плитки и царапин , столь характерное для модернизма , гораздо менее очевидно в работах Санье этого периода.
Одной из первых его работ, которую можно было назвать модернистской, был дом Гарриги по адресу Diputació 250 (1899–1901) с элегантным использованием скульптуры, пейзажами в витражах А. Ригалта и кронштейнами, поддерживающими главный балкон. Эусеби Арнау . Дом Хункаделла на Рамбла Каталония, 26 (1900–1901) включает в себя множество новшеств Санье, таких как проемы в виде трилистника, украшения в стиле барокко и концентрация декора в горизонтальных полосах. Дом Карулла на Майорке 214 (1900 г.) отличался фасадом, увенчанным аллегорией живописи в стиле рококо. В этот период Санье также работал в области погребальной архитектуры каталонской аристократии, такой как гипогей семьи Оливелла (1909 г.) или семейная гробница Хункаделла (1910 г.), с двумя объемами, обрамляющими обелиск .
В 1903 году Санье стал архитектором бенедиктинского аббатства Монтсеррат , сменив своего бывшего наставника Вильяра-и-Лозано. Он отвечал за ряд работ, которые сейчас исчезли: часовня Святейших Причастий; роскошный мраморный алтарь с позолоченной металлической отделкой; «Вторая тайна Розария» со скульптурной группой Агапита Валлмитяна и Абарки; и скульптурная группа «Станции Креста» (1904–1916) на склоне холма Монтсеррат со скульптурами Эусеби Арнау, состоящая из четырнадцати станций в стиле, напоминающем Годеск : грубо отесанные поверхности, натуралистические вершины и т. д. Это было возможно, из-за этой связи с бенедиктинским орденом он получил заказ на проектирование школы в Перте (Австралия), где находилась миссия « Новая Норсия» , под руководством эгида каталонского аббата Фульхенси Торреса Майанса; там он отвечал за церковь и школу Святой Гертруды (1904–1906) в неоготическом стиле.
Также к этому периоду относится, хотя и совсем не модернистский по стилю, несомненно самый важный религиозный труд Санье — Templo Expiatorio del Sagrado Corazón на Тибидабо в Барселоне, работа над которым началась в 1902 году и продолжалась до 1961 года, продолжаясь после Смерть Энрика Санье от его сына Хосепа Марии. Эта работа стала плодом покровительства Доротеи де Чопитеа , которая вместе с другими организаторами пожертвовала землю святому Иоанну Боско во время его визита в Барселону в 1886 году для строительства церкви, посвященной Святейшему Сердцу Иисуса, после церкви, построенной в Рим самого Боско ( Sacro Cuore di Gesù ), а также знаменитый Сакре-Кёр в Париже. Первый камень в фундамент был заложен 28 декабря 1902 года на церемонии, которую возглавил епископ Барселоны Сальвадор Касаньас-и-Пажес .
Базилика состоит из склепа внизу и верхней церкви с центральным куполом, поддерживаемым восемью колоннами. Склеп с византийским духом был построен между 1902 и 1911 годами, а верхняя церковь - между 1915 и 1951 годами, хотя внешний вид не был закончен до 1961 года. Неороманский стиль склепа завершается готическим вертикалем верхней церкви. , увенчанный изображением Святого Сердца . Оригинальная статуя была создана Фредериком Маресом , но она была разрушена в 1936 году и заменена существующей статуей Жозепом Мире в 1950 году. Внешний вид церкви более стилистически сдержан, чем в случае с яркой готикой ранних проектов Санье.

Еще одна работа Санье на Тибидабо этого периода - особняк банкира Мануэля Арнуса (1902 г.), который занимает видное место на отроге холма и виден из многих частей города. Санье использовал камень Монжуик, а также царапины и плитку; резной каменный декор выполнен в натуралистическом стиле и похож на тот, который используется в соседней церкви Саграт Кор. Башни и трилистники придают ему средневековый вид, а галерея напоминает традиционный каталонский фермерский дом Масия .
Другими произведениями этого периода являются дом Мюллера на Гран Виа 654 (1903–1905) в стиле нео-рококо и «Ла Помпея», церковь и монастырь ордена капуцинов (1907–1915) на Диагонали , 450, назван так потому, что посвящен Богоматери Розария Помпеи. Он черпает вдохновение из каталонской готической архитектуры в таких особенностях, как крыша церкви, состоящая из балок, опирающихся на диафрагменные арки, подобные капелле Санта-Агата в средневековом королевском дворце в Готическом квартале , и стиль башни. в западной части напоминают церкви Санта-Мария-дель-Мар .
Зрелый период
[ редактировать ]
В последующие годы Санье вступил в период менее интенсивной профессиональной деятельности и получил широкое официальное признание. Он постепенно отказался от модернизма , приняв личный эклектичный классический стиль. В 1911 году он выиграл конкурс на проект Real Club Marítimo в Барселоне (построенный между 1911 и 1913 годами), восьмиугольного здания с куполом и увенчанным своего рода маяком ; он был снесен в 1957 году. В 1912 году он начал строить французскую часовню в Каррер-Брюк со склепом, разделенным на три нефа, и верхней церковью в неороманском стиле, завершенную, вероятно, в 1927 году его сыном Жозепом Марией. Также в 1912 году он построил роскошную резиденцию маркиза Алельи на углу улиц Мунтанер и Мария Куби, группу зданий в стиле Платереско с картинами Хосепа Марии Серта .
Между 1916 и 1936 годами Санье спроектировал комплекс зданий для Провинциального совета по защите детей и пресечению попрошайничества, который завершил Жозеп Мария Санье. Они заняли целый городской квартал в районе Богатель, амбициозный объект, разделенный на павильоны с фасадом на несколько улиц, с внутренними дворами в центре. Большая часть комплекса была снесена в 1970 году, остался только павильон, в котором сейчас размещается тюрьма Вад-Рас.

Возможно, самой важной работой Санье этого периода является здание штаб-квартиры сберегательного банка Caixa de Pensions de Barcelona на Виа Лайетана (1914–1917). По первоначальной задумке на первом этаже должны были быть офисы, а на верхних этажах должны были сдаваться квартиры, чтобы приносить доход от инвестиций. Главный фасад, над которым возвышается башня и выходящий на угол улицы Виа Лайетана и тогдашней площади Бильбао, имеет главные входные двери на первом этаже, а над ними - большие окна зала заседаний и кабинетов высшего руководства. а вход в съемные квартиры осуществлялся с фасадов в переулках. В конструкции здания использован железобетон — новаторский материал того времени — с внешней каменной облицовкой. Оригинальный банковский зал был богато украшен картинами и мрамором и освещался сверху световым люком.
Вскоре Caixa переросла эти помещения, и в 1920 году они поручили Санье построить пристройку за углом на Каррер Жонкерес. Он также отвечал за несколько филиалов Кайши в Игуаладе (1922 г.), Сабаделье (1923 г.), Манресе (1924 г.) и Таррагоне (1929 г.).
Во время Первой мировой войны, в годы бума в Испании из-за ее нейтралитета, Санье получил множество заказов: между 1915 и 1926 годами он выполнил базилику Сан-Хосе-Ориол на Каррер-Дипутасьо. Стилистически эта церковь порывает с современной модой на средневековье — неоготику и неороманский стиль — принимая вместо этого форму римской базилики с проходами, разделенными аркадами, образец, который впоследствии часто использовался в период после Гражданской войны. В 1915 году он разработал проект планировки района Мирамар на горе Монжуик , но в итоге он не был использован. В это время он также получил два заказа на строительство зданий на площади Каталонии : реконструкцию отеля Колон (1916 г.), которого больше не существует, но в котором он заменил более раннее здание в стиле модерн на здание в классическом стиле; и здание Banca Arnús (1918–1927), ныне Banco Central Hispanoamericano, также выполненное в классическом стиле.

Примерно с 1920 года Санье работал меньше: среди его поздних работ следует отметить «Патронато Рибас», приют в Валь д'Эброн 93–103 (1920–1930); это хитроумно построенный комплекс зданий, расположенных симметрично вокруг оси часовни Н-образными блоками; украшение восходит к популизму в стиле барокко, особенно к терракотовым рельефам, вдохновленным каталонской традицией. Сейчас в зданиях находится средняя школа (IES Vall d'Hebron).
Санье был членом жюри, принимавшим решения по проектам Международной выставки Барселоны 1929 года на Монжуике, среди прочего, конкурсу на дизайн Центрального дворца Экспо - ныне Национальный дворец, где находится Национальный музей искусства Каталонии. . В рамках подготовки к выставке Санье было поручено восстановить дворец архиепископа в Барселоне; работа заключалась в изменении внутреннего двора, открытии оригинального готического окна и романских аркад, а также строительстве новой лестницы. Как епархиальному архитектору его также попросили совместно с Бонавентурой Бассегода перенести хоры собора Барселоны , но этот проект так и не был реализован. Будучи членом Провинциального совета, он также спроектировал павильон испанских провинций для выставки 1929 года в стиле платереско- готики с конной статуей Святого Георгия работы Хосепа Ллимоны . Кроме того, на Иберо-американской выставке 1929 года в Севилье он построил павильон каталонских провинций, здание в форме традиционного каталонского фермерского дома. фермерский дом .
Список основных работ
[ редактировать ]Год | Имя | Расположение | Описание | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|
1887–1911 | Дворец правосудия Барселоны | Пасео Луис Компанис | Здание для судов Барселоны, построенное в сотрудничестве с Хосепом Доменеком и Эстапой . | Хороший | ![]() | |
1888–1890 | Дом Антони Роджера Видала | C/ Аусиас Марк, 33-35/Жирона, 20 | Дом Антони Роже Видаля в стиле эклектики. Перед ним фасад Casa Burés работы Франческа Беренгера и Местреса был адаптирован с учетом эстетики этого здания. [ 2 ] | Хороший | ![]() | |
1888–1891 | Дом Родольфа Хункаделлы | Рамбла Каталония, 33 | Дом Родольфа Хункаделлы. Примечательной особенностью является резьба и кованое железо работы Пере Карбонелла . | Хороший | ||
1890–1891 | Кейсы Понс | Пасео де Грасиа, 2 и 4 | Дома Александра Понса Серра и Исидры Понс де Паскуаль в неоготическом стиле с отделкой Александра де Рикера . | Хороший | ![]() | |
1892–1897 | Школа Иисуса-Марии | Пасео де Сан Жервази, 15 | По заказу салезианского ордена, в стиле неоготики. | Хороший | ||
1893 | Барселона фронт | С/ Депутация, 415 | Сооружение для игры в баскскую пелоту. | Больше не существует | ![]() | |
1896–1902 | Таможня в Порт-де-Барселона | Пассейг Жозеп Карнер, 29 лет | Новая таможня, построенная в сотрудничестве с Пере Гарсиа и Фариа . | Хороший | ![]() | |
1899–1901 | Каса Гаррига Ногес | С/ Депутация, 250 | Дом Руперта Гарриги с витражами Антони Ригалта и резьбой Эусеби Арнау . С 2008 года здесь размещается Museu Fundació Francisco Gòdia , а с 2015 года — Fundación Mapfre Casa Garriga Nogués . | Отличный | ![]() | |
1902–1904 | Дом Мануэля Арнуса, известный как «Эль Пинар» и «Каса Арнус». | Площадь Доктора Андреу (Тибидабо) | Дом Мануэля Арнуса в неоготическом стиле с отсылками к каталонской сельской архитектуре. | Хороший | ||
1902–1961 | Искупительный храм Святого Сердца | Тибидабо | Церковь, созданная Доротеей де Чопитеа , которая вместе с другими пожертвовала землю дону Джону Боско во время его визита в Барселону в 1886 году с намерением построить церковь, посвященную Святейшему Сердцу Иисуса. | Хороший | ![]() | |
1904 | Триумфальная арка в честь Альфонсо XIII. | Пасео де Грасиа | Триумфальная арка в честь визита Альфонсо XIII в Барселону 6 апреля 1904 года по заказу Клауди Лопеса-и-Брю |, маркиза Комильяса. | Больше не существует | ![]() | |
1905 | Кинта Регина [ 3 ] | C/ Посажено 1–5 | Дом на собственной территории в районе Сан-Жерваси, в историческом стиле с нордическим влиянием, построенный по заказу Франческа Видаля Солареса. | Справедливый | ||
1907–1915 | Церковь и монастырь «Помпея» | Из. Диагональ, 450 | Церковь и монастырь капуцинов , вдохновленные каталонской готической архитектурой. | Хороший | ![]() | |
1910–1911 | Дом Рамон Мюллерас | Пасео де Грасиа, 37 | Дом является частью так называемого Illa de la Discòrdia , или «Квартала дисгармонии», поскольку он содержит несколько контрастирующих зданий известных модернистских архитекторов: Casa Lleó Morera Луиса Доменека-и-Монтанера , Casa Amatller Хосепа Пуига-и-Кадафалка и Дом Бальо Антонио Гауди . | Хороший | ![]() | |
1911 | Дом Доктора Генуи | Ла Рамбла , 77 | Здание на узком участке для размещения аптеки и лаборатории владельца. Примечательными особенностями являются центральный проем с тюдоровской аркой, обеспечивающий больше света в главной комнате, и резной Эскулап у входа. Мозаики работы Луиса Брю и Салельеса . | Хороший | ![]() | |
1911–1913 | Королевский морской клуб Барселоны | Порт Барселоны | Восьмиугольное здание с куполом и своеобразным маяком наверху. | Снесен в 1957 году. | ![]() | |
1910/1914 | Дом Энрика Сера |
|
В историческом стиле этот дом назван в честь Энрика Сера (Casa Enric Cera). Этот особняк особенно выделяется своими двумя квадратными башнями, увенчанными сланцевыми шпилями. | Отличный | ||
1914–1917 | Главный офис Caixa de Pensions de Barcelona | Виа Лаэтана, 56-58 | Первоначально планировалось использовать под офисы на первом этаже и сдаваемые в аренду квартиры на верхних этажах, чтобы получать доход от инвестиций. | Хороший | ![]() | |
1915–1916 | Дом Сальвадора Андреу [ 4 ] | Средний. Тибидабо, 21 | Здание Noucentista задумано как летняя резиденция в жилом комплексе, продвигаемом доктором Андреу . | Отличный | ||
1915–1926 | Базилика Святого Иосифа Ориола | С/ Депутация, 141 | По заказу Магдалины Модолель в ожидании скорой канонизации блаженного Хозепа Ориоля. | Хороший | ![]() | |
1916 | Отель Колон | Площадь Каталонии | Заменено более раннее здание в стиле модерн на здание в классическом стиле. | Больше не существует | ![]() | |
1916–1936 | Провинциальный совет по защите детей и пресечению попрошайничества | Богатель | Комплекс зданий благотворительного учреждения. | Большая часть снесена в 1970 году, остался только павильон, в котором размещалась женская тюрьма Вад-Рас. | ![]() | |
1918 | Дом Ж. Пужоля [ 5 ] | ПСЖ Бонанова, 64 | Модернистский особняк, один из немногих сохранившихся на этой улице примеров построек того периода. | Хороший | ||
1918–1927 | Арнус Банк | Площадь Каталонии | Здание в классическом стиле, в котором сейчас находится Banco Central Hispanoamericano. | Хороший | ![]() | |
1920–1930 | Рибас Траст | Пасео де ла Валь д'Эброн, 93–103. | Детский дом, построенный по завещанию Луиса Рибаса-и-Регордоса, ныне средняя школа. | Хороший | ![]() | |
1929 | Дворец провинциальных советов | Средний. Маркиз Комильяс/Монтаньянс | Павильон властей провинции на Международной выставке на Монжуике 1929 года. | Больше не существует | ![]() |
Год | Имя | Расположение | Описание | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|
1903–1909 | Приходская церковь Санта-Мария | Церковная площадь | Построен на замену оригинальной романской церкви. | Хороший | |
1897 | Замок Кастельдефельс | Замок Кастельдефельс | Реставрация руин замка | ![]() |
Год | Имя | Расположение | Описание | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|
1904–1916 | Виа Крусис де Монсеррат | Монтсеррат | Серия из 14 скульптурных групп на тему Страстей Христовых с резьбой Эусеби Арнау . | Разрушен в 1936 году. | ![]() |
Год | Имя | Расположение | Описание | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|
1888–1928 | Церковь Санта Энграсия | С/ Майор | Неоготическая церковь. | Разрушен в 1936 году. | ![]() |
Перт (Австралия)
[ редактировать ]Год | Имя | Расположение | Описание | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|
1910–1921 | Приходская церковь Сан Фелиу | Площадь Сан-Рок | Церковь на месте разрушенной в 1909 году во время Трагической Семаны . | Хороший |
Год | Имя | Расположение | Описание | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|
1918 | Финка Мас Солерс | БВ шоссе, 2112 | Бывший фермерский дом переоборудован в особняк. | Хороший |
Год | Имя | Расположение | Описание | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|
1905 | Арбидские башни | Парк Мирамон | Башни в неоготическом стиле, перекликающиеся со средневековым замком. | Хороший |
Севилья
[ редактировать ]Год | Имя | Расположение | Описание | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|
1929 | Павильон каталонских провинций | Мария Луиза Парк | Павильон каталонских провинций на Иберо-американской выставке в Севилье в 1929 году. | Больше не существует |
Ситжес
[ редактировать ]Год | Имя | Расположение | Описание | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|
1899 | Дом Изабель Ферре | К/Рибера, 29 | Частный дом для Изабель Ферре. | Хороший | ![]() |
Год | Имя | Расположение | Описание | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|
1903–1905 | Дома в Каррер-де-ла-По | К/ де ла По, 21-23 | Дома в сотрудничестве с Франческом Мора Беренгером. | Хороший | |
1928 | Фонд социального страхования | Средний. Маркиза Сотело, 8 | Внушительное монументальное здание, построенное в сотрудничестве с Энрике Вьедмой. | Хороший |
Вик
[ редактировать ]Год | Имя | Расположение | Описание | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|
1896 | Фабрика Торра | К/Бисбе Моргадес, 15 | Колбасный завод. | Хороший | |
1896 | Фаринера Коста, каталонец | К/Бисбе Моргадес, 9 | Мукомольная мельница. | Отличный |
Ссылки и библиография
[ редактировать ]Адаптировано из испанской Википедии.
- Разные авторы: Modernisme i Modernistes , Lunwerg, Барселона, 2001. ISBN 84-7782-776-1
- Баржау, Санти: Энрик Санье , Лейбористская партия, Барселона, 1992. ISBN 84-335-4802-6
- Барраль и Альтет, Ксавье: Искусство Каталонии. Современная и современная религиозная архитектура , L'isard, Барселона, 1999 год. ISBN 84-89931-14-3
- Фонбона, Франсеск и Миральес, Франсеск: История каталонского искусства. От модернизма к ноуцентизму (1888–1917) / Под ред. 62 года, Барселона, 1985 год. ISBN 84-297-2282-3
- Лакуэста, Ракель: Modernisme a l'entorn de Barcelona , Diputació de Barcelona, Барселона, 2006. ISBN 84-9803-158-3
- Наваскес Паласио, Педро: Сумма искусств. Arquitectura española (1808–1914) , Эспаса Кальпе, Мадрид, 2000 г. ISBN 84-239-5477-3
- Перманьер, Луис: Модернистская Барселона , Ред. Полиграф, Барселона, 1993 год. ISBN 84-343-0723-5
- Разные авторы: Санье. Arquitecte, Барселона 1858-1931 гг ., Антонио Санье Бассас, Барселона, 2007 г. ISBN 978-84-612-0215-7
- Баржау, Санти: Рута Санье: архитектор. Барселона 1858-1931 гг ., Муниципальный институт городского ландшафта и качества жизни, мэрия Барселоны, 2009 г. ISBN 978-84-96696-13-6
- Хёфер, Кандида: Архитектор Санье, авторы Кандида Хёфер , Антонио Санье Бассас, Барселона, 2012. ISBN 978-84-615-8169-6
- ^ Рамос, Лаура (7 января 2019 г.). «Прогулка по Барселоне Санье» . thenewbarcelonapost.com . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Золотой квадрат. Альберт Гарсиа Эспюше. ISBN 84-7609-372-1
- ^ Quinta Regina.Fitxa Архитектурное наследие Городской совет Барселоны
- ^ Дом Сальвадора Андреу. Список архитектурного наследия Городской совет Барселоны
- ^ Каса Пухоль. Список архитектурного наследия Городской совет Барселоны
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энрик Санье [ мертвая ссылка ] Биография Энрика Санье
- Антонио Санье