Jump to content

Энрик Санье

Энрик Санье
Церковь Саграт Кор на вершине Тибидабо.

Энрик Санье и Виллавеккья ( Каталонское произношение: [ənˈrik səŋniˈe] ; 1858, Барселона — 1931) — испанский архитектор.

Хотя сейчас он не так известен, как его современники Антони Гауди , Луис Доменек-и-Монтанер и Хосеп Пуч-и-Кадафалк , он был ответственным за ряд знаковых зданий, был очень плодовитым и мог приложить руку ко многим стилям, включая неоготику , необарокко и модерн . Он получил квалификацию архитектора в 1882 году, и одной из его первых работ, совместно с Хосепом Доменеком и Эстапой , был Дворец правосудия в Барселоне.

Другими известными его постройками в Барселоне являются здание Caixa de Pensions на Виа Лайетана , Новая таможня (Дуана) и церковь на Тибидабо .

Жизнь и характер

[ редактировать ]

Энрик Санье родился в Барселоне 21 марта 1858 года в семье Луиса Санье-и-Надаля, президента Caixa d'Estalvis i Mont de Pietat de Barcelona (банка), и Клементины Вильавеккья Бускетс. Его отец был выдающимся знатоком античности, переводившим Ксенофонта и Анакреона, а юный Энрик был талантливым художником и скрипачом. Он учился в Высшей архитектурной школе Барселоны, которую окончил в 1882 году.

Свою профессиональную карьеру он начал в качестве помощника Франсиско де Паулы дель Вильяр-и-Лозано : под его руководством он выполнил свою первую работу - ремонт часовни Сан-Хосе в церкви аббатства Санта-Мария-де-Монсеррат (1884 г.). Его первой важной работой была церковь Санта-Энграсиа-де-Монкада (1886 г.) в неоготическом стиле; он был разрушен во время гражданской войны в Испании . В том же году был построен его первый жилой дом Casa Cuyàs.

С самого начала он добился значительного профессионального успеха, получив множество заказов от церкви и каталонской аристократии. В 1886 году, когда ему было еще двадцать с небольшим, ему было поручено вместе с Хосепом Доменеком и Эстапой спроектировать новые суды Барселоны. Строительство этого огромного проекта началось в следующем году, и в том же году Санье женился на Долорс Видаль-Рибас и Торрентс. У пары было шестеро детей, двое из которых умерли молодыми, а один, Хосеп Мария, тоже стал архитектором.

Энрик Санье был спокойным человеком набожной католической веры. [ 1 ] который посвятил всю свою жизнь своей карьере и получил множество наград, таких как Золотая медаль городского совета Барселоны за победу в архитектурном конкурсе Совета три года подряд (1917). Он был членом Академии изящных искусств Сант-Жорди и Cercle Artístic de Sant Lluc , общества католических художников, для которого он разработал эмблему. Он также стал членом Совета музеев и членом правления Caixa d'Estalvis de Barcelona. Время от времени он участвовал в политике, провинции дважды занимал должность депутата , представляя католическую группу, связанную с Lliga Regionalista , Центром социальной защиты. Он поддерживал тесные связи с церковью, особенно с салезианцами ; он был назначен епархиальным архитектором Барселоны, а в 1923 году Папа пожаловал ему титул маркиза. В более поздние годы он работал со своим сыном Хосепом Марией Санье и Видалем. Он умер в Барселоне в 1931 году.

Работает

[ редактировать ]

Для творчества Санье характерны три вещи: он был очень плодовит; он всегда был готов осваивать новые технологии; и он избегал строго личного стиля, предпочитая приспосабливаться к меняющимся вкусам. Его карьеру можно разделить на три периода: до 1900 года его творчество было эклектичным , монументальным и грандиозным; с 1900 по 1910 год он обратился к более мягким декоративным формам в своей архитектуре, приняв стиль модерн ; а после 1910 года он склонился к неоклассицизму , избегая архитектурных тенденций того времени.

Palau de Justícia (суды), одна из ранних работ Санье.

Ранние работы

[ редактировать ]

Помимо уже упомянутой новой церкви Монкада-и-Рейшак и Дома Куяс, ранние работы Санье включали проект Всемирной выставки Барселоны (1888 г.) , которая так и не была построена; это был павильон Льва XIII, в котором должно было разместиться представительство Папской области .

В последнее десятилетие века Санье посвятил себя в основном домам: Casa Juncadella на Рамбла Каталония, номер 33 (1888–1891), известный своей декоративной скульптурой и кованым железом; дома Понса на Passeig de Gràcia 2 и 4 (1890 г.) в неоготическом стиле, окруженные двумя остроконечными башнями; Дом Томаса Роже по адресу Аусиас Марк 37–39 (1892–1894) сочетает в себе классические элементы со скульптурами, отсылающими к стилю Платереско .

В области религиозной архитектуры Санье получил несколько заказов от салезианцев, таких как святилище Санта-Мария-Ауксилиадора (1889–1901), состоящее из хора на 300 человек и трехнефного нефа ; За вдохновением Санье обратился к родному дому салезианцев в Турине . Между 1892 и 1897 годами он спроектировал школу Иисуса-Марии на Пасео-де-Сан-Жервази в неоготическом стиле, а между 1892 и 1894 годами - колледж Святого Сердца Иисуса на углу улиц Дипутасьо и Байлен, над старинным зданием. строительство Хосепа Виласека . В районе Клот он построил Centro de Nuestra Señora del Carmen y San Pedro Claver (1899–1903), комплекс, в котором размещались школы и учебные мастерские для молодых рабочих, который был разрушен в 1936 году.

В 1893 году он построил Frontón Barcelonés по адресу Carrer Diputació 415, первое заведение в Барселоне для игры в баскскую пелоту ; оно было открыто небу, и зрители сидели в трехэтажном железной конструкции, украшенной лепниной; это здание исчезло в 1902 году. Между 1896 и 1902 годами вместе с Пере Гарсиа Фариа он построил Новую таможню в порту Барселоны, типичный пример его эклектичного стиля.

Модернистский период

[ редактировать ]
Casa Fargas, Rambla de Catalunya, 47, Барселона (1902-4)

На рубеже 20-го века Санье приблизился к модернистским формам, которые тогда становились модой, особенно в использовании прикладного искусства, распространении скульптуры и изделий из железа; однако использование декоративных витражей, настенной плитки и царапин , столь характерное для модернизма , гораздо менее очевидно в работах Санье этого периода.

Одной из первых его работ, которую можно было назвать модернистской, был дом Гарриги по адресу Diputació 250 (1899–1901) с элегантным использованием скульптуры, пейзажами в витражах А. Ригалта и кронштейнами, поддерживающими главный балкон. Эусеби Арнау . Дом Хункаделла на Рамбла Каталония, 26 (1900–1901) включает в себя множество новшеств Санье, таких как проемы в виде трилистника, украшения в стиле барокко и концентрация декора в горизонтальных полосах. Дом Карулла на Майорке 214 (1900 г.) отличался фасадом, увенчанным аллегорией живописи в стиле рококо. В этот период Санье также работал в области погребальной архитектуры каталонской аристократии, такой как гипогей семьи Оливелла (1909 г.) или семейная гробница Хункаделла (1910 г.), с двумя объемами, обрамляющими обелиск .

В 1903 году Санье стал архитектором бенедиктинского аббатства Монтсеррат , сменив своего бывшего наставника Вильяра-и-Лозано. Он отвечал за ряд работ, которые сейчас исчезли: часовня Святейших Причастий; роскошный мраморный алтарь с позолоченной металлической отделкой; «Вторая тайна Розария» со скульптурной группой Агапита Валлмитяна и Абарки; и скульптурная группа «Станции Креста» (1904–1916) на склоне холма Монтсеррат со скульптурами Эусеби Арнау, состоящая из четырнадцати станций в стиле, напоминающем Годеск : грубо отесанные поверхности, натуралистические вершины и т. д. Это было возможно, из-за этой связи с бенедиктинским орденом он получил заказ на проектирование школы в Перте (Австралия), где находилась миссия « Новая Норсия» , под руководством эгида каталонского аббата Фульхенси Торреса Майанса; там он отвечал за церковь и школу Святой Гертруды (1904–1906) в неоготическом стиле.

Также к этому периоду относится, хотя и совсем не модернистский по стилю, несомненно самый важный религиозный труд Санье — Templo Expiatorio del Sagrado Corazón на Тибидабо в Барселоне, работа над которым началась в 1902 году и продолжалась до 1961 года, продолжаясь после Смерть Энрика Санье от его сына Хосепа Марии. Эта работа стала плодом покровительства Доротеи де Чопитеа , которая вместе с другими организаторами пожертвовала землю святому Иоанну Боско во время его визита в Барселону в 1886 году для строительства церкви, посвященной Святейшему Сердцу Иисуса, после церкви, построенной в Рим самого Боско ( Sacro Cuore di Gesù ), а также знаменитый Сакре-Кёр в Париже. Первый камень в фундамент был заложен 28 декабря 1902 года на церемонии, которую возглавил епископ Барселоны Сальвадор Касаньас-и-Пажес .

Базилика состоит из склепа внизу и верхней церкви с центральным куполом, поддерживаемым восемью колоннами. Склеп с византийским духом был построен между 1902 и 1911 годами, а верхняя церковь - между 1915 и 1951 годами, хотя внешний вид не был закончен до 1961 года. Неороманский стиль склепа завершается готическим вертикалем верхней церкви. , увенчанный изображением Святого Сердца . Оригинальная статуя была создана Фредериком Маресом , но она была разрушена в 1936 году и заменена существующей статуей Жозепом Мире в 1950 году. Внешний вид церкви более стилистически сдержан, чем в случае с яркой готикой ранних проектов Санье.

Эль-Пинар, дом, построенный для банкира Мануэля Арнуса.

Еще одна работа Санье на Тибидабо этого периода - особняк банкира Мануэля Арнуса (1902 г.), который занимает видное место на отроге холма и виден из многих частей города. Санье использовал камень Монжуик, а также царапины и плитку; резной каменный декор выполнен в натуралистическом стиле и похож на тот, который используется в соседней церкви Саграт Кор. Башни и трилистники придают ему средневековый вид, а галерея напоминает традиционный каталонский фермерский дом Масия .

Другими произведениями этого периода являются дом Мюллера на Гран Виа 654 (1903–1905) в стиле нео-рококо и «Ла Помпея», церковь и монастырь ордена капуцинов (1907–1915) на Диагонали , 450, назван так потому, что посвящен Богоматери Розария Помпеи. Он черпает вдохновение из каталонской готической архитектуры в таких особенностях, как крыша церкви, состоящая из балок, опирающихся на диафрагменные арки, подобные капелле Санта-Агата в средневековом королевском дворце в Готическом квартале , и стиль башни. в западной части напоминают церкви Санта-Мария-дель-Мар .

Зрелый период

[ редактировать ]
Королевский морской клуб

В последующие годы Санье вступил в период менее интенсивной профессиональной деятельности и получил широкое официальное признание. Он постепенно отказался от модернизма , приняв личный эклектичный классический стиль. В 1911 году он выиграл конкурс на проект Real Club Marítimo в Барселоне (построенный между 1911 и 1913 годами), восьмиугольного здания с куполом и увенчанным своего рода маяком ; он был снесен в 1957 году. В 1912 году он начал строить французскую часовню в Каррер-Брюк со склепом, разделенным на три нефа, и верхней церковью в неороманском стиле, завершенную, вероятно, в 1927 году его сыном Жозепом Марией. Также в 1912 году он построил роскошную резиденцию маркиза Алельи на углу улиц Мунтанер и Мария Куби, группу зданий в стиле Платереско с картинами Хосепа Марии Серта .

Между 1916 и 1936 годами Санье спроектировал комплекс зданий для Провинциального совета по защите детей и пресечению попрошайничества, который завершил Жозеп Мария Санье. Они заняли целый городской квартал в районе Богатель, амбициозный объект, разделенный на павильоны с фасадом на несколько улиц, с внутренними дворами в центре. Большая часть комплекса была снесена в 1970 году, остался только павильон, в котором сейчас размещается тюрьма Вад-Рас.

Здание Caixa de Pensions на улице Виа Лаетана в Барселоне, построенное в 1917 году.

Возможно, самой важной работой Санье этого периода является здание штаб-квартиры сберегательного банка Caixa de Pensions de Barcelona на Виа Лайетана (1914–1917). По первоначальной задумке на первом этаже должны были быть офисы, а на верхних этажах должны были сдаваться квартиры, чтобы приносить доход от инвестиций. Главный фасад, над которым возвышается башня и выходящий на угол улицы Виа Лайетана и тогдашней площади Бильбао, имеет главные входные двери на первом этаже, а над ними - большие окна зала заседаний и кабинетов высшего руководства. а вход в съемные квартиры осуществлялся с фасадов в переулках. В конструкции здания использован железобетон — новаторский материал того времени — с внешней каменной облицовкой. Оригинальный банковский зал был богато украшен картинами и мрамором и освещался сверху световым люком.

Вскоре Caixa переросла эти помещения, и в 1920 году они поручили Санье построить пристройку за углом на Каррер Жонкерес. Он также отвечал за несколько филиалов Кайши в Игуаладе (1922 г.), Сабаделье (1923 г.), Манресе (1924 г.) и Таррагоне (1929 г.).

Во время Первой мировой войны, в годы бума в Испании из-за ее нейтралитета, Санье получил множество заказов: между 1915 и 1926 годами он выполнил базилику Сан-Хосе-Ориол на Каррер-Дипутасьо. Стилистически эта церковь порывает с современной модой на средневековье — неоготику и неороманский стиль — принимая вместо этого форму римской базилики с проходами, разделенными аркадами, образец, который впоследствии часто использовался в период после Гражданской войны. В 1915 году он разработал проект планировки района Мирамар на горе Монжуик , но в итоге он не был использован. В это время он также получил два заказа на строительство зданий на площади Каталонии : реконструкцию отеля Колон (1916 г.), которого больше не существует, но в котором он заменил более раннее здание в стиле модерн на здание в классическом стиле; и здание Banca Arnús (1918–1927), ныне Banco Central Hispanoamericano, также выполненное в классическом стиле.

Патронато Рибас

Примерно с 1920 года Санье работал меньше: среди его поздних работ следует отметить «Патронато Рибас», приют в Валь д'Эброн 93–103 (1920–1930); это хитроумно построенный комплекс зданий, расположенных симметрично вокруг оси часовни Н-образными блоками; украшение восходит к популизму в стиле барокко, особенно к терракотовым рельефам, вдохновленным каталонской традицией. Сейчас в зданиях находится средняя школа (IES Vall d'Hebron).

Санье был членом жюри, принимавшим решения по проектам Международной выставки Барселоны 1929 года на Монжуике, среди прочего, конкурсу на дизайн Центрального дворца Экспо - ныне Национальный дворец, где находится Национальный музей искусства Каталонии. . В рамках подготовки к выставке Санье было поручено восстановить дворец архиепископа в Барселоне; работа заключалась в изменении внутреннего двора, открытии оригинального готического окна и романских аркад, а также строительстве новой лестницы. Как епархиальному архитектору его также попросили совместно с Бонавентурой Бассегода перенести хоры собора Барселоны , но этот проект так и не был реализован. Будучи членом Провинциального совета, он также спроектировал павильон испанских провинций для выставки 1929 года в стиле платереско- готики с конной статуей Святого Георгия работы Хосепа Ллимоны . Кроме того, на Иберо-американской выставке 1929 года в Севилье он построил павильон каталонских провинций, здание в форме традиционного каталонского фермерского дома. фермерский дом .

Список основных работ

[ редактировать ]
Год Имя Расположение Описание Состояние
1887–1911 Дворец правосудия Барселоны Пасео Луис Компанис Здание для судов Барселоны, построенное в сотрудничестве с Хосепом Доменеком и Эстапой . Хороший
1888–1890 Дом Антони Роджера Видала C/ Аусиас Марк, 33-35/Жирона, 20 Дом Антони Роже Видаля в стиле эклектики. Перед ним фасад Casa Burés работы Франческа Беренгера и Местреса был адаптирован с учетом эстетики этого здания. [ 2 ] Хороший
1888–1891 Дом Родольфа Хункаделлы Рамбла Каталония, 33 Дом Родольфа Хункаделлы. Примечательной особенностью является резьба и кованое железо работы Пере Карбонелла . Хороший
1890–1891 Кейсы Понс Пасео де Грасиа, 2 и 4 Дома Александра Понса Серра и Исидры Понс де Паскуаль в неоготическом стиле с отделкой Александра де Рикера . Хороший
1892–1897 Школа Иисуса-Марии Пасео де Сан Жервази, 15 По заказу салезианского ордена, в стиле неоготики. Хороший
1893 Барселона фронт С/ Депутация, 415 Сооружение для игры в баскскую пелоту. Больше не существует
1896–1902 Таможня в Порт-де-Барселона Пассейг Жозеп Карнер, 29 лет Новая таможня, построенная в сотрудничестве с Пере Гарсиа и Фариа . Хороший
1899–1901 Каса Гаррига Ногес С/ Депутация, 250 Дом Руперта Гарриги с витражами Антони Ригалта и резьбой Эусеби Арнау . С 2008 года здесь размещается Museu Fundació Francisco Gòdia , а с 2015 года — Fundación Mapfre Casa Garriga Nogués . Отличный
1902–1904 Дом Мануэля Арнуса, известный как «Эль Пинар» и «Каса Арнус». Площадь Доктора Андреу (Тибидабо) Дом Мануэля Арнуса в неоготическом стиле с отсылками к каталонской сельской архитектуре. Хороший
1902–1961 Искупительный храм Святого Сердца Тибидабо Церковь, созданная Доротеей де Чопитеа , которая вместе с другими пожертвовала землю дону Джону Боско во время его визита в Барселону в 1886 году с намерением построить церковь, посвященную Святейшему Сердцу Иисуса. Хороший
1904 Триумфальная арка в честь Альфонсо XIII. Пасео де Грасиа Триумфальная арка в честь визита Альфонсо XIII в Барселону 6 апреля 1904 года по заказу Клауди Лопеса-и-Брю |, маркиза Комильяса. Больше не существует
1905 Кинта Регина [ 3 ] C/ Посажено 1–5 Дом на собственной территории в районе Сан-Жерваси, в историческом стиле с нордическим влиянием, построенный по заказу Франческа Видаля Солареса. Справедливый
1907–1915 Церковь и монастырь «Помпея» Из. Диагональ, 450 Церковь и монастырь капуцинов , вдохновленные каталонской готической архитектурой. Хороший
1910–1911 Дом Рамон Мюллерас Пасео де Грасиа, 37 Дом является частью так называемого Illa de la Discòrdia , или «Квартала дисгармонии», поскольку он содержит несколько контрастирующих зданий известных модернистских архитекторов: Casa Lleó Morera Луиса Доменека-и-Монтанера , Casa Amatller Хосепа Пуига-и-Кадафалка и Дом Бальо Антонио Гауди . Хороший
1911 Дом Доктора Генуи Ла Рамбла , 77 Здание на узком участке для размещения аптеки и лаборатории владельца. Примечательными особенностями являются центральный проем с тюдоровской аркой, обеспечивающий больше света в главной комнате, и резной Эскулап у входа. Мозаики работы Луиса Брю и Салельеса . Хороший
1911–1913 Королевский морской клуб Барселоны Порт Барселоны Восьмиугольное здание с куполом и своеобразным маяком наверху. Снесен в 1957 году.
1910/1914 Дом Энрика Сера
Каррер Ор, 38–40 Грасия
В историческом стиле этот дом назван в честь Энрика Сера (Casa Enric Cera). Этот особняк особенно выделяется своими двумя квадратными башнями, увенчанными сланцевыми шпилями. Отличный
1914–1917 Главный офис Caixa de Pensions de Barcelona Виа Лаэтана, 56-58 Первоначально планировалось использовать под офисы на первом этаже и сдаваемые в аренду квартиры на верхних этажах, чтобы получать доход от инвестиций. Хороший
1915–1916 Дом Сальвадора Андреу [ 4 ] Средний. Тибидабо, 21 Здание Noucentista задумано как летняя резиденция в жилом комплексе, продвигаемом доктором Андреу . Отличный
1915–1926 Базилика Святого Иосифа Ориола С/ Депутация, 141 По заказу Магдалины Модолель в ожидании скорой канонизации блаженного Хозепа Ориоля. Хороший
1916 Отель Колон Площадь Каталонии Заменено более раннее здание в стиле модерн на здание в классическом стиле. Больше не существует
1916–1936 Провинциальный совет по защите детей и пресечению попрошайничества Богатель Комплекс зданий благотворительного учреждения. Большая часть снесена в 1970 году, остался только павильон, в котором размещалась женская тюрьма Вад-Рас.
1918 Дом Ж. Пужоля [ 5 ] ПСЖ Бонанова, 64 Модернистский особняк, один из немногих сохранившихся на этой улице примеров построек того периода. Хороший
1918–1927 Арнус Банк Площадь Каталонии Здание в классическом стиле, в котором сейчас находится Banco Central Hispanoamericano. Хороший
1920–1930 Рибас Траст Пасео де ла Валь д'Эброн, 93–103. Детский дом, построенный по завещанию Луиса Рибаса-и-Регордоса, ныне средняя школа. Хороший
1929 Дворец провинциальных советов Средний. Маркиз Комильяс/Монтаньянс Павильон властей провинции на Международной выставке на Монжуике 1929 года. Больше не существует
Год Имя Расположение Описание Состояние
1903–1909 Приходская церковь Санта-Мария Церковная площадь Построен на замену оригинальной романской церкви. Хороший
1897 Замок Кастельдефельс Замок Кастельдефельс Реставрация руин замка
Год Имя Расположение Описание Состояние
1904–1916 Виа Крусис де Монсеррат Монтсеррат Серия из 14 скульптурных групп на тему Страстей Христовых с резьбой Эусеби Арнау . Разрушен в 1936 году.
Год Имя Расположение Описание Состояние
1888–1928 Церковь Санта Энграсия С/ Майор Неоготическая церковь. Разрушен в 1936 году.
Год Имя Расположение Описание Состояние
1904–1906 Церковь и школа Святой Гертруды Перт Церковь и школа бенедиктинской миссии Новой Норсии, возглавляемой каталонским аббатом Фульхенси Торресом и Майя. Хороший
Год Имя Расположение Описание Состояние
1910–1921 Приходская церковь Сан Фелиу Площадь Сан-Рок Церковь на месте разрушенной в 1909 году во время Трагической Семаны . Хороший
Год Имя Расположение Описание Состояние
1918 Финка Мас Солерс БВ шоссе, 2112 Бывший фермерский дом переоборудован в особняк. Хороший
Год Имя Расположение Описание Состояние
1905 Арбидские башни Парк Мирамон Башни в неоготическом стиле, перекликающиеся со средневековым замком. Хороший
Год Имя Расположение Описание Состояние
1929 Павильон каталонских провинций Мария Луиза Парк Павильон каталонских провинций на Иберо-американской выставке в Севилье в 1929 году. Больше не существует
Год Имя Расположение Описание Состояние
1899 Дом Изабель Ферре К/Рибера, 29 Частный дом для Изабель Ферре. Хороший
Год Имя Расположение Описание Состояние
1903–1905 Дома в Каррер-де-ла-По К/ де ла По, 21-23

ГСВ

Дома в сотрудничестве с Франческом Мора Беренгером. Хороший
1928 Фонд социального страхования Средний. Маркиза Сотело, 8 Внушительное монументальное здание, построенное в сотрудничестве с Энрике Вьедмой. Хороший
Год Имя Расположение Описание Состояние
1896 Фабрика Торра К/Бисбе Моргадес, 15 Колбасный завод. Хороший
1896 Фаринера Коста, каталонец К/Бисбе Моргадес, 9 Мукомольная мельница. Отличный

Ссылки и библиография

[ редактировать ]

Адаптировано из испанской Википедии.

  • Разные авторы: Modernisme i Modernistes , Lunwerg, Барселона, 2001. ISBN   84-7782-776-1
  • Баржау, Санти: Энрик Санье , Лейбористская партия, Барселона, 1992. ISBN   84-335-4802-6
  • Барраль и Альтет, Ксавье: Искусство Каталонии. Современная и современная религиозная архитектура , L'isard, Барселона, 1999 год. ISBN   84-89931-14-3
  • Фонбона, Франсеск и Миральес, Франсеск: История каталонского искусства. От модернизма к ноуцентизму (1888–1917) / Под ред. 62 года, Барселона, 1985 год. ISBN   84-297-2282-3
  • Лакуэста, Ракель: Modernisme a l'entorn de Barcelona , ​​Diputació de Barcelona, ​​Барселона, 2006. ISBN   84-9803-158-3
  • Наваскес Паласио, Педро: Сумма искусств. Arquitectura española (1808–1914) , Эспаса Кальпе, Мадрид, 2000 г. ISBN   84-239-5477-3
  • Перманьер, Луис: Модернистская Барселона , Ред. Полиграф, Барселона, 1993 год. ISBN   84-343-0723-5
  • Разные авторы: Санье. Arquitecte, Барселона 1858-1931 гг ., Антонио Санье Бассас, Барселона, 2007 г. ISBN   978-84-612-0215-7
  • Баржау, Санти: Рута Санье: архитектор. Барселона 1858-1931 гг ., Муниципальный институт городского ландшафта и качества жизни, мэрия Барселоны, 2009 г. ISBN   978-84-96696-13-6
  • Хёфер, Кандида: Архитектор Санье, авторы Кандида Хёфер , Антонио Санье Бассас, Барселона, 2012. ISBN   978-84-615-8169-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04f6b28353197ccd84bed69418a43369__1714667040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/69/04f6b28353197ccd84bed69418a43369.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enric Sagnier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)