Гёста Экман (старший)
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2013 г. ) |
Гёста Экман | |
---|---|
![]() Экман в 1936 году | |
Рожденный | Франс Гёста Виктор Экман 28 декабря 1890 г. Стокгольм , Швеция |
Умер | 12 января 1938 г. Стокгольм, Швеция | (47 лет)
Занятия |
|
Годы активности | 1911–1937 |
Супруг |
Грета Сундстрем |
Дети | 2 (включая Хассе ) |
Родственники | Гёста Экман (внук) |
Франс Гёста Виктор Экман (28 декабря 1890 — 12 января 1938) — шведский актёр, режиссёр и певец. Гёста Экман, которого обычно называют самым легендарным актером шведского театра, за свою короткую жизнь сделал плодотворную сценическую карьеру, став первой настоящей звездой шведского театра . Его мальчишеская внешность привлекала представителей обоих полов, помогая создать массовый культ последователей и возвысив его до статуса живой легенды. В сочетании с прекрасным голосом и мощным умением держаться на сцене Экман смог очаровать публику.
Биография
[ редактировать ]Карьера
[ редактировать ]Он был известен как мастер-самоучка по маскировке с помощью театрального грима и костюмов, Гёста Экман был одинаково убедителен и как сын фермера, и как аристократ средних лет XVIII века, и как 80-летний сумасшедший. Его талант позволял ему сниматься в комедиях, трагедиях, драмах и опереттах. Он был убедителен во всех жанрах и во всех типах персонажей. В разное время он также руководил и курировал несколько частных театров Стокгольма , в том числе Oscarsteatern , Vasateatern и Konserthusteatern. Он также был руководителем Городского театра Гетеборга в 1930-х годах. В Васатеатерне, которым он руководил с 1931 по 1935 год, он поставил и сыграл главные роли в нескольких пьесах, а также продюсировал большое количество постановок. В результате время, проведенное в Васатеатерне, считается пиком его сценической карьеры. Впервые он вышел на сцену в качестве статиста в оперетте в 1907 году, но свой профессиональный дебют на сцене он сделал в знаменитой труппе «Зеландер» в 1911 году. Говорят, что призрак Гёста Экмана до сих пор преследует его бывшую гримерку в театре.
Экман начал заниматься кино на заре шведской киноиндустрии и сыграл важную роль в ее развитии. Одна из его первых ролей в кино была в Виктора Шёстрема экспериментальном фильме «Trädgårdsmästaren» (1912). Позже он сыграл главную роль в первом шведском звуковом фильме « Ради нее» (1930). Экман также снялся в двух фильмах, которые получили международное признание: Ф. В. Мурнау классическом немом кино «Фауст» , где он сыграл главного героя, и в оригинальной версии «Интермеццо» 1936 года , где он сыграл всемирно известного скрипача вместе с Ингрид Бергман в ее фильме. роль прорыва. Но на самом деле они уже играли друг против друга в шведском фильме 1935 года «Свидание в горах» , где они наедине делятся парой замечательных сцен, когда их персонажи задушевно беседуют о жизни и любви; один из самых запоминающихся моментов фильма.
Его лучшей работой на экране часто называют роль короля Карла XV/Леонарда Петтерссона в кинокомедии «Kungen kommer» (1936), где Экман мастерски играет в фильме двойную роль; сначала король, а затем и двойник короля; актер, которого наняли члены Королевского двора, чтобы выдать себя за Его Величество на частной вечеринке. Естественно, позже на вечеринку прибывает настоящий король, вызывая ряд неразберих и комических неразберих.
Экман также сделал ряд успешных записей песен из своих номеров ревю, в том числе песни «En herre i frack» (1935) - возможно, его самая популярная запись - и «Kvinnor och шампанское» (Женщины и шампанское) в 1929 году.
Личная жизнь
[ редактировать ]
Вначале Гёста Экман был назван трудоголиком , жертвующим собой ради искусства и любви к театру. Позже, по мере того как его известность росла, увеличивалась и его рабочая нагрузка. Днем он репетировал и ставил спектакли. Вечером он играл главные роли в спектаклях. Позже вечером он будет снимать. Этот напряженный график оставлял ему относительно мало свободного времени. Более того, свободное время, которое у него было, было потрачено на выполнение своих обязанностей административного директора театров, которыми он руководил.
В 1926 году во время съемок «Фауста» в Берлине его познакомили с кокаином двое скандинавов, которые сказали ему, что кокаин поможет ему лучше справляться с рабочим графиком. К сожалению, это положило начало длительной наркозависимости актера, которая постепенно ухудшала его здоровье и в конечном итоге стала причиной его смерти 12 лет спустя в возрасте 47 лет.
В 1914 году Гёста Экман женился на Грете Сундстрем. Позже Грета родила Хассе Экмана , который стал одним из самых успешных шведских кинорежиссеров 1940-х и 1950-х годов. Внук Гёсты Экмана, Гёста Экман- младший, также стал известен благодаря своей актерской карьере и считался одним из лучших актеров Швеции. Один из фильмов Хассе Экмана «Кунглига патраскет» 1945 года об известной актерской семье частично был основан на его собственном воспитании в актерской семье.
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Садовник (1912)
- Кот в сапогах (1918)
- Тора Декена (1920)
- Дьюрковичсарна (1920)
- Охотник за удачей (1921)
- Кто судит (1922)
- Глаза любви (1922)
- Курьер Карла XII (1924)
- Молодой граф забирает девушку и приз (1924)
- Карл XII (1925)
- Фауст (1926)
- Клоун (1926)
- Идеальный джентльмен (1927)
- Его английская жена (1927)
- Последняя ночь (1928)
- Густав Васа (1928)
- Ради нее (1930)
- Сделай мир для меня раем (1930)
- Красочные страницы (1931)
- Дорогие родственники (1933)
- Двое мужчин и вдова (1933)
- Возможно, поэт (1933)
- Копенгаген, Калундборг и - ? (1934)
- Сведенхильмс (1935)
- Король приходит (1936)
- Интерлюдия (1936)
- Йохан Ульфшерна (1936)
- Ночь ведьм (1937)
- Еще раз Гёста Экман (1940, отредактировано и премьера состоялась после его смерти)
Избранная сценическая работа
[ редактировать ]
- 1936 — «Дикая утка» ( Генрика Ибсена партия: Яльмар Экдал)
- 1935 — «Восхитительная мисс» , Ральф Бенацки
- 1935 — «Кёпманнен и Венедиг» Венецианский купец» « Уильяма Шекспира (партия: Шейлок)
- 1934 — «Пер Гюнт» Генрика Ибсена (заглавная роль)
- 1934 — «Палач» Пэра Лагерквиста (заглавная роль)
- 1934 — «Гамлет» Уильяма Шекспира (заглавная роль)
- 1931 — Глада янкан ( «Веселая вдова ») ( Франца Легара партия: Граф Данило) (оперетта)
- 1928 – Бродвей Джорджа Эбботта (партия: Рой Лейн)
- 1927 — Så tuktas en argbigga ( «Укрощение строптивой ») Уильяма Шекспира (партия: Петручио)
- 1927 – Кандида Джорджа Бернарда Шоу (партия: Марчбэнкс)
- 1926 - Тот, кого бьют пощечину Леонид Андреев (главная роль: ОН)
- 1925 - Сага о Гёсте Берлинге (The Saga of Gosta Berling) Сельмы Лагерлёф (реприза; главная роль)
- 1924 – «Грейвен» («Могила») Пола Рейнала
- 1923 — Сага о Гёста Берлинге по Сельме Лагерлёф (заглавная роль)
- 1923 — En herre i frack» « Андре Пикард (Мужчина в одежде)
- 1922 – «Густав Васа» , Август Стриндберг (партия: Эрик XIV)
- 192? — Камелиадамен («Дама с камелиями») Александра Дюма .
- 1919 — «Ромео и Джульетта» ( Уильяма Шекспира партия: «Ромео»)
- 1916 – Гамла Гейдельберг (Старый Гейдельберг) Фёрстера В. Мейера-
- 1915 – Lycko-Pers resa . Августа Стриндберга
- 1914 — «Белый лебедь» ( Августа Стриндберга партия «Принц»)
- 1911 - Bröllopet på Ulfåsa (Свадьба в Ульфасе) ( Франса Хедберга дебют на профессиональной сцене; роль: Бенгт Лагман)
Фотографии
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- От Гёста Экмана до Гёста Экмана - Книга о Хассе, отце и сыне (От Гёста Экмана до Гёста Экмана - Книга о Хассе, отце и сыне) Бенгта Форслунда; Бенгт Форслунд и Askild & Kärnekull Publishing AB, Мальмё, 1982 г. ( Швеция ).
- «Однажды» (Размышление августа, том 1 и 2) Гёста Экмана, Альберта Боннье, Стокгольм, 1935 год (фотографии).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-сайт общества Экмана. Архивировано 22 октября 2020 г. на Wayback Machine.
- Гёста Экман на IMDb
- Фотографии Гёсты Экмана
- Гёста Экман в Find a Grave