Jump to content

Станьчик

(Перенаправлено со Станчика )

Станьчик
Станьчик , Ян Матейко
Шут изображен как единственный человек на царском балу , обеспокоенный известием о москвичами взятии Смоленска . Это событие произошло в 1514 году.
Рожденный в. 1480 г.
Умер в. 1560 г.
Национальность Польский
Другие имена Гусь
Занятие Шут

Станьчик (ок. 1480–1560) ( Польское произношение: [ˈstajnt͡ʂɨk] ) — самый известный польский придворный шут . Его наняли три польских короля: Александр , Сигизмунд Старый и Сигизмунд Август . [ 1 ] [ 2 ]

Имя, личность и историчность

[ редактировать ]

Нехватка источников привела к появлению четырех различных гипотез в XIX веке: что он был полностью изобретен Яном Кохановским и его коллегами; или что он был «возможно, типичным шутом, одетым своими современниками в эзопов костюм; или, возможно, шекспировским видением писателей XIX века; или, возможно, действительно серым кардиналом societatis ioculatorum ». [ 2 ] В любом случае среди современных ученых существует общее мнение, что такой человек действительно существовал, а даже если и не существовал, он имел огромное значение для польской культуры последующих веков, появляясь в произведениях многих художников XIX и XX веков. [ 2 ]

О жизни Станьчика почти ничего не известно, и даже его имя и личность являются предметом споров. В современных источниках упоминаются придворные шуты по имени Гонска и Станьчик. Примечательно, что оба имени фигурируют в двух коротких стихотворениях Яна Кохановского. [ 3 ] Оба слова являются уменьшительными от слов gęś ( гусь ) и Станислав соответственно, а не собственными именами. [ 3 ] Все вышесказанное привело Александра Брюкнера и более поздних ученых к выводу, что Гонска и Станьчик - это всего лишь два прозвища одного и того же человека. [ 2 ] [ 4 ] Из-за этой гипотезы Станьчика иногда называют Станиславом Гонской , именем, которое напоминает типичное польское имя , за исключением того, что оно имеет гораздо более позднее происхождение и было придумано в конце 19 века, а не во времена шутов. [ 5 ]

В любом случае слава и легенда Станьчика были сильны уже в его время, в эпоху Возрождения . Популярность позже вновь появилась в 19 веке и остается хорошо известной до сих пор. [ 4 ] В отличие от шутов других европейских дворов, Станьчик всегда считался чем-то большим, чем просто артистом. [ 6 ]

Его помнят как человека большого ума и политического философа, одаренного глубоким пониманием текущей и будущей ситуации в Польше. Он использовал свою работу, чтобы критиковать и предупреждать своих современников, используя сатиру . Его остроумные шутки часто касались текущих политических или судебных дел. Замечания и шутки Станчика сохранились у многих современных писателей и историков, в том числе у Лукаша Гурницкого , Яна Кохановского , Марцина Кромера и Николая Рея , которые хвалили его за борьбу с лицемерием во имя истины. Некоторые источники даже называют его «личным другом Марцина Кромера, что не нравится епископам». [ 7 ]

Самый известный анекдот о Станьчике — это инцидент на охоте. В 1533 году король Сигизмунд Старый приказал привезти ему из Литвы огромного медведя . лесу Медведя выпустили в Неполомицком недалеко от Кракова , чтобы король мог на него охотиться. Во время охоты животное напало на короля, королеву и их придворных, что вызвало панику и хаос. Королева Бона упала с лошади, что привело к выкидышу. Позже король раскритиковал Станьчика за то, что он убежал вместо того, чтобы напасть на медведя. Говорят, что шут ответил, что «большая глупость — выпускать на волю медведя, который уже был в клетке». Это замечание часто интерпретируется как намек на политику короля в отношении Пруссии , которая потерпела поражение от Польши, но не была полностью включена в состав Короны.

Капюшон Станчика, мастерская Яна Матейко , 19 век.

Станьчик туз и символ

[ редактировать ]
Гамрат и Станьчик , дерево, масло, автор Ян Матейко. Фонд Костюшко, Нью-Йорк

Станьчик стал популярной исторической фигурой в польской литературе после разделов (1795 г.). Некоторые писатели трактовали его как символ борьбы Польши за независимость, другие наделяли его скорее шекспировскими чертами. Он появляется, в частности, в произведениях Юлиана Урсина Немцевича Jan z Tęczna. Powieść Historyczna , 1825). [ 8 ] и несколько работ Юзефа Игнация Крашевского (1839, 1841). [ 9 ]

Портфолио Станьчика

[ редактировать ]
Станьчик, Прусское почтение (фрагмент). Холст, масло, Ян Матейко, Национальный музей в Кракове.

В 1869 году группа молодых консервативных публицистов: Юзеф Шуйский , Станислав Тарновский , Станислав Козмян [ pl ] и Людвик Водзицкий [ pl ] опубликовали серию сатирических брошюр под названием Teka Stańczyka ( Портфолио Станчика или Файлы Станчика ). Всего через пять лет после трагического окончания Январского восстания брошюры высмеивали идею вооруженных национальных восстаний и предлагали компромисс с врагами Польши, особенно с Австрийской империей , и большую концентрацию на экономическом росте, чем на политической независимости. Политическая фракция, принявшая эти идеи, стала известна как «Станьчицы» (множественное число от «Станьчик»).

Станьчик в искусстве

[ редактировать ]

Станьчик также был одним из любимых исторических деятелей Яна Матейко , и он появляется в ряде его картин, например, в « Прусском почтении» . Матейко, придав шуту собственные черты лица, создал популярный образ Станьчика, знакомый большинству современных поляков. Художник всегда изображал Станьчика с очень озабоченным и задумчивым выражением лица, резко контрастирующим с его фуражкой, колокольчиками и другим шутовским снаряжением. Видение Станьчика Матейко повлияло на то, как другие художники, такие как Леон Вычулковский , позже изобразили шута.

Наиболее заметное появление Станьчика в литературе - в Станислава Выспяньского пьесе «Веселе» ( «Свадьба ») , где призрак шута посещает Журналиста, персонажа, созданного по образцу Рудольфа Старжевского [ pl ] , редактора краковской газеты « Час » ( «Время» ), связан с фракцией Станьчицы. В пьесе Станьчик обвиняет Журналиста, называющего шута «великим человеком», в бездеятельности и пассивном принятии судьбы народа. В конце разговора Станьчик дает журналисту свой « кадуцей шута » ( марот ) и говорит ему «взбудоражить нацию», но не «запятнать священные вещи, ибо священными они должны оставаться». Таким образом Выспянский укрепил роль Станчика как символа патриотизма и скептической политической мудрости.

Станьчик также заметно фигурирует в картине 1908 года под названием «Реальность» польского -символиста художника Яцека Мальчевского . [ 10 ]

  1. ^ Юзеф Бахорж; Алина Ковальчикова (1991). Словарь польской литературы XIX века (на польском языке). Вроцлав: Оссолинеум . стр. 109. ISBN  978-83-04-03251-4 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Януш Пелц; Паулина Бухвальд-Пелцова; Барбара Отвиновска (1989). Ян Кохановский 1584–1984: эпоха, творчество, прием (на польском языке). Люблин: Wydawnictwo Lubelskie. стр. 425–438. ISBN  978-83-222-0473-3 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Станислав Эйле (1960). «Станьчик». Литературный дневник (на польском языке). 2 . Вроцлав: Заклад им. Оссолинский : 260–263.
  4. ^ Перейти обратно: а б Ян Зигмунт Якубовский, изд. (1959). Гуманитарное обозрение (на польском языке). 3 . Варшава: Национальное научное издательство : 200. {{cite journal}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  5. ^ Этимологический анализ имени Станьчика представлен в: Варшавский университет, Институт польского языка (корпоративный автор) (1992). Филологические труды (на польском языке). Варшава: Скл. основной в книжном магазине Э. Вендего. стр. 283–290. {{cite book}}: |author= имеет общее имя ( справка )
  6. ^ Разница между польскими и зарубежными традициями в этом контексте обсуждается в: Хилари Мечишевски (1 мая 1844 г.). "Юмористика". Раз в две недели Literacki (на польском языке) (3). Краков: 68–74.
  7. ^ Елена Капелюсь, изд. (1964). Станислав Бохненский, королевский священнослужитель (на польском языке). Вроцлав: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских.
  8. ^ Юлиан Кшижановский (1958). «Станьчик в «Яне из Тенчина» Немцевича». В эпоху Рея и Станьчика: очерки из истории Возрождения в Польше . Государственное издательство Научный. стр. 371 . Проверено 21 апреля 2013 г.
  9. ^ Анджей Стофф (2006). «Заглоба сом!»: исследование литературного персонажа . Издательство Университета Николая Коперника. стр. 111. ISBN  978-83-231-1996-8 . Проверено 21 апреля 2013 г.
  10. ^ Агата Щкуп. «Реальность Яцека Мальчевского» . desa.pl (на польском языке) . Проверено 7 января 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0962a7a979de0dcb00b93500196c2f02__1716897000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/02/0962a7a979de0dcb00b93500196c2f02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stańczyk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)