Станьчик
Станьчик | |
---|---|
Рожденный | в. 1480 г. |
Умер | в. 1560 г. |
Национальность | Польский |
Другие имена | Гусь |
Занятие | Шут |
Станьчик (ок. 1480–1560) ( Польское произношение: [ˈstajnt͡ʂɨk] ) — самый известный польский придворный шут . Его наняли три польских короля: Александр , Сигизмунд Старый и Сигизмунд Август . [ 1 ] [ 2 ]
Имя, личность и историчность
[ редактировать ]Нехватка источников привела к появлению четырех различных гипотез в XIX веке: что он был полностью изобретен Яном Кохановским и его коллегами; или что он был «возможно, типичным шутом, одетым своими современниками в эзопов костюм; или, возможно, шекспировским видением писателей XIX века; или, возможно, действительно серым кардиналом societatis ioculatorum ». [ 2 ] В любом случае среди современных ученых существует общее мнение, что такой человек действительно существовал, а даже если и не существовал, он имел огромное значение для польской культуры последующих веков, появляясь в произведениях многих художников XIX и XX веков. [ 2 ]
О жизни Станьчика почти ничего не известно, и даже его имя и личность являются предметом споров. В современных источниках упоминаются придворные шуты по имени Гонска и Станьчик. Примечательно, что оба имени фигурируют в двух коротких стихотворениях Яна Кохановского. [ 3 ] Оба слова являются уменьшительными от слов gęś ( гусь ) и Станислав соответственно, а не собственными именами. [ 3 ] Все вышесказанное привело Александра Брюкнера и более поздних ученых к выводу, что Гонска и Станьчик - это всего лишь два прозвища одного и того же человека. [ 2 ] [ 4 ] Из-за этой гипотезы Станьчика иногда называют Станиславом Гонской , именем, которое напоминает типичное польское имя , за исключением того, что оно имеет гораздо более позднее происхождение и было придумано в конце 19 века, а не во времена шутов. [ 5 ]
В любом случае слава и легенда Станьчика были сильны уже в его время, в эпоху Возрождения . Популярность позже вновь появилась в 19 веке и остается хорошо известной до сих пор. [ 4 ] В отличие от шутов других европейских дворов, Станьчик всегда считался чем-то большим, чем просто артистом. [ 6 ]
Его помнят как человека большого ума и политического философа, одаренного глубоким пониманием текущей и будущей ситуации в Польше. Он использовал свою работу, чтобы критиковать и предупреждать своих современников, используя сатиру . Его остроумные шутки часто касались текущих политических или судебных дел. Замечания и шутки Станчика сохранились у многих современных писателей и историков, в том числе у Лукаша Гурницкого , Яна Кохановского , Марцина Кромера и Николая Рея , которые хвалили его за борьбу с лицемерием во имя истины. Некоторые источники даже называют его «личным другом Марцина Кромера, что не нравится епископам». [ 7 ]
Самый известный анекдот о Станьчике — это инцидент на охоте. В 1533 году король Сигизмунд Старый приказал привезти ему из Литвы огромного медведя . лесу Медведя выпустили в Неполомицком недалеко от Кракова , чтобы король мог на него охотиться. Во время охоты животное напало на короля, королеву и их придворных, что вызвало панику и хаос. Королева Бона упала с лошади, что привело к выкидышу. Позже король раскритиковал Станьчика за то, что он убежал вместо того, чтобы напасть на медведя. Говорят, что шут ответил, что «большая глупость — выпускать на волю медведя, который уже был в клетке». Это замечание часто интерпретируется как намек на политику короля в отношении Пруссии , которая потерпела поражение от Польши, но не была полностью включена в состав Короны.
Станьчик туз и символ
[ редактировать ]Станьчик стал популярной исторической фигурой в польской литературе после разделов (1795 г.). Некоторые писатели трактовали его как символ борьбы Польши за независимость, другие наделяли его скорее шекспировскими чертами. Он появляется, в частности, в произведениях Юлиана Урсина Немцевича (в Jan z Tęczna. Powieść Historyczna , 1825). [ 8 ] и несколько работ Юзефа Игнация Крашевского (1839, 1841). [ 9 ]
Портфолио Станьчика
[ редактировать ]В 1869 году группа молодых консервативных публицистов: Юзеф Шуйский , Станислав Тарновский , Станислав Козмян и Людвик Водзицкий опубликовали серию сатирических брошюр под названием Teka Stańczyka ( Портфолио Станчика или Файлы Станчика ). Всего через пять лет после трагического окончания Январского восстания брошюры высмеивали идею вооруженных национальных восстаний и предлагали компромисс с врагами Польши, особенно с Австрийской империей , и большую концентрацию на экономическом росте, чем на политической независимости. Политическая фракция, принявшая эти идеи, стала известна как «Станьчицы» (множественное число от «Станьчик»).
Станьчик в искусстве
[ редактировать ]Станьчик также был одним из любимых исторических деятелей Яна Матейко , и он появляется в ряде его картин, например, в « Прусском почтении» . Матейко, придав шуту собственные черты лица, создал популярный образ Станьчика, знакомый большинству современных поляков. Художник всегда изображал Станьчика с очень озабоченным и задумчивым выражением лица, резко контрастирующим с его фуражкой, колокольчиками и другим шутовским снаряжением. Видение Станьчика Матейко повлияло на то, как другие художники, такие как Леон Вычулковский , позже изобразили шута.
Наиболее заметное появление Станьчика в литературе - в Станислава Выспяньского пьесе «Веселе» ( «Свадьба ») , где призрак шута посещает Журналиста, персонажа, созданного по образцу Рудольфа Старжевского , редактора краковской газеты « Час » ( «Время» ), связан с фракцией Станьчицы. В пьесе Станьчик обвиняет Журналиста, называющего шута «великим человеком», в бездеятельности и пассивном принятии судьбы народа. В конце разговора Станьчик дает журналисту свой « кадуцей шута » ( марот ) и говорит ему «взбудоражить нацию», но не «запятнать священные вещи, ибо священными они должны оставаться». Таким образом Выспянский укрепил роль Станчика как символа патриотизма и скептической политической мудрости.
Станьчик также заметно фигурирует в картине 1908 года под названием «Реальность» польского -символиста художника Яцека Мальчевского . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юзеф Бахорж; Алина Ковальчикова (1991). Словарь польской литературы XIX века (на польском языке). Вроцлав: Оссолинеум . стр. 109. ISBN 978-83-04-03251-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Януш Пелц; Паулина Бухвальд-Пелцова; Барбара Отвиновска (1989). Ян Кохановский 1584–1984: эпоха, творчество, прием (на польском языке). Люблин: Wydawnictwo Lubelskie. стр. 425–438. ISBN 978-83-222-0473-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Станислав Эйле (1960). «Станьчик». Литературный дневник (на польском языке). 2 . Вроцлав: Заклад им. Оссолинский : 260–263.
- ^ Перейти обратно: а б Ян Зигмунт Якубовский, изд. (1959). Гуманитарное обозрение (на польском языке). 3 . Варшава: Национальное научное издательство : 200.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Этимологический анализ имени Станьчика представлен в: Варшавский университет, Институт польского языка (корпоративный автор) (1992). Филологические труды (на польском языке). Варшава: Скл. основной в книжном магазине Э. Вендего. стр. 283–290.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Разница между польскими и зарубежными традициями в этом контексте обсуждается в: Хилари Мечишевски (1 мая 1844 г.). "Юмористика". Раз в две недели Literacki (на польском языке) (3). Краков: 68–74.
- ^ Елена Капелюсь, изд. (1964). Станислав Бохненский, королевский священнослужитель (на польском языке). Вроцлав: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских.
- ^ Юлиан Кшижановский (1958). «Станьчик в «Яне из Тенчина» Немцевича». В эпоху Рея и Станьчика: очерки из истории Возрождения в Польше . Государственное издательство Научный. стр. 371 . Проверено 21 апреля 2013 г.
- ^ Анджей Стофф (2006). «Заглоба сом!»: исследование литературного персонажа . Издательство Университета Николая Коперника. стр. 111. ISBN 978-83-231-1996-8 . Проверено 21 апреля 2013 г.
- ^ Агата Щкуп. «Реальность Яцека Мальчевского» . desa.pl (на польском языке) . Проверено 7 января 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- дурака и сумасшедшего в славянских культурах ( Образ на польском языке). Варшава: Варшавский университет . 1996. стр. 179.
- Юлиан Кшижановский (1958). «Старый королевский шут. Станьчик в истории польской культуры». В эпоху Рея и Станьчика: очерки из истории Возрождения в Польше . Государственное издательство Научный. стр. 328–406 . Проверено 21 апреля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на польском языке) Станьчик , Энциклопедия Я ЗНАЮ
- (на польском языке) Анджей Солярж, Станьчик , Интернет-курьер Прошовицки - СЛУЖБА Прошовицкого края
- (на польском языке) Лилиана Соник, «Станьчик при дворе королевы Боны перед лицом потерянного Смоленска» , Dziennik Polski, 26 апреля 2010 г.