Роберт Веддерберн (радикал)
Роберт Веддерберн | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1762 |
Умер | 1835/1836? Лондон , Англия |
Известный | «Ужасы рабства» , опубликованные в 1824 году. |
Родители) | Джеймс Веддерберн Розанна |
Роберт Веддерберн (1762 – 1835/1836?) был британско-ямайским радикалом и аболиционистом многорасового происхождения, действовавшим в Лондоне в начале 19 века . Уэддерберн родился в Кингстоне, Ямайка , в семье внебрачного сына порабощенной чернокожей женщины Розанны и шотландского сахарного плантатора Джеймса Веддерберна . В течение своей жизни Роберт Веддерберн стремился согласовать свои политические приоритеты и религиозные взгляды.
Под влиянием милленаристских идей он отошел от методизма к унитарным взглядам, прежде чем отверг христианство и принял деистические взгляды. Ранний вольнодумец , сочетание его деистических взглядов, связей с известными радикалами и атеистами, а также утопических политических идеалов, привело к его аресту за нарушение законов о богохульстве . В 1824 году он опубликовал «Ужасы рабства », трактат, оказавший влияние на аболиционистское движение.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]
Роберт Веддерберн родился на Ямайке примерно в 1762 году. Его мать Розанна была чернокожей женщиной с темно-коричневой кожей и была рабыней в доме своего белого шотландского отца в качестве домашней прислуги. Его отцом был Джеймс Веддерберн , рабовладелец и владелец плантаций, который родился в Шотландии и был сыном сэра Джона Веддерберна, 5-го баронета Блэкнесса , который был казнен за измену после восстания якобитов в 1745 году . После этой катастрофы молодой Джеймс и его брат Джон Веддерберн из Баллендина бежали из Шотландии в Вест-Индию. Джеймс Уэддерберн поселился в Кингстоне , зарабатывая на жизнь работой врача, а затем разбогател на сахарной плантации . Находясь на Ямайке, он стал отцом детей от нескольких порабощенных женщин. [ 1 ] [ 2 ]
После того, как Розанна родила двоих детей Уэддерберна, [ 1 ] Джеймс Веддерберн, на пятом месяце беременности своим третьим ребенком, продал Розанну ее предыдущему поработителю. [ 1 ] Джеймс Веддерберн, однако, оговорил, что ребенок Розанны при рождении должен быть юридически свободным, и официально зарегистрировал Роберта и старшего брата Джеймса как свободных людей. [ 1 ] [ 3 ] В последующие годы Джеймс Уэддерберн вернулся жить в Великобританию, где его законный сын и наследник Эндрю Колвилл защищал своего отца, когда эти подробности были обнародованы в британской прессе, отрицал отцовство и далее утверждал, что Розанна была неразборчивой в связях и не могла контролировать свой характер. .
Хотя Уэддерберн родился свободным, он вырос в суровых условиях, так как его мать часто пороли из-за ее «жестокого и бунтарского характера». В конце концов ее перепродали у сына. [ 2 ] которого затем воспитывала его бабушка по материнской линии, женщина, известная как «Говорящая Эми». [ 4 ]
Чтобы избежать небезопасности и злоупотреблений на плантации, Уэддерберн записался в Королевский флот в возрасте 16 лет. [ 5 ] На кораблях качество еды и условия жизни были ужасными, и именно в это время Уэддерберн стал все больше выступать против метода наказаний, используемого Королевским флотом. [ 5 ]
Прибытие в Британию
[ редактировать ]Роберт Уэддерберн прибыл в Великобританию в возрасте 17 лет и поселился в Сент-Джайлсе , в Лондоне этнически разнообразном районе города , населенном многочисленными свободными цветными людьми , евреями , индийскими моряками и ирландскими иммигрантами . [ 6 ] В этот период Веддерберн нашел работу портным, получив эту профессию; хотя сообщалось, что он также время от времени был замешан в мелких кражах . [ 3 ]
С помощью средств, которые остаются неясными (возможно, он был учеником на Ямайке или учился во время службы на флоте), Уэддерберн в конечном итоге стал портным-подмастерьем. [ 7 ] Как он называл себя «кремнем» [ 8 ] портной, это говорит о том, что он был внесен в книгу профессий и разделял ценности, типичные для других ремесленников, включая гордость за свое ремесло и веру в экономическую независимость. [ 9 ] К сожалению, нестабильность его карьеры сделала его все более восприимчивым к последствиям торгового спада, инфляции и нехватки продовольствия, и вскоре ему пришлось работать неполный рабочий день на окраине города. [ 9 ]
Женатый и отчаянно нуждающийся в деньгах во время одной из беременностей своей жены, Уэддерберн посетил семью своего отца в Инвереске недалеко от Эдинбурга . Он вспоминал, что его отец не отрицал, что он его сын, «но называл меня ленивцем и говорил, что ничего для меня не сделает. От его повара я получил один глоток мелкого пива , а его лакей дал мне треснувший шестипенсовик ». . [ 10 ] После этого Уэддерберн баловался мелкими кражами и содержал публичный дом . В 1824 году журнал Bell's Life в Лондоне опубликовал письмо Роберта Веддерберна, адресованное Уильяму Уилберфорсу, в котором рассказывалось о его происхождении и неспособности отца обеспечить его. Газета также опубликовала ответ его предполагаемого сводного брата Эндрю Колвила , в котором цитировался отказ его отца от отцовства и угроза подать на газету в суд, если она опубликует дальнейшую клевету. [ 11 ]
Радикализм и активность
[ редактировать ]
В 1786 году Уэддерберн остановился, чтобы послушать уэслианского проповедника, которого он слышал в Seven Dials . Под влиянием смеси арминианских , милленаристских , кальвинистских и унитарных идей он обратился в методиста и вскоре опубликовал небольшой богословский трактат под названием « Истина, самоподдерживаемая: или опровержение некоторых доктринальных ошибок, обычно принятых в христианской церкви» . Хотя эта работа не содержала явного упоминания о рабстве, она предполагает будущий путь Уэддерберна в подрывных и радикальных политических действиях. [ нужна ссылка ]
Уэддерберн был достаточно известен, чтобы стать предметом по крайней мере одной сатирической печати карикатуриста Джорджа Крукшенка , который в 1817 году опубликовал « Заглянуть в таверну лондонского Сити », в которой Уэддерберн изображен в карикатурном виде рядом с социальным реформатором Робертом Оуэном . [ 12 ] Центральная фигура гравюры Крукшенка 1819 года «Клуб Нью-Юнион» также может быть карикатурой на Уэддерберна. [ 12 ]
Находясь под политическим влиянием Томаса Спенса , Уэддерберн был страстным оратором и стал фактическим лидером Общества Спенсана в 1817 году после того, как номинальные лидеры были арестованы по подозрению в государственной измене. [ 2 ] Уэддерберн издавал пламенные периодические издания, пропагандирующие республиканскую революцию, при необходимости применяя насилие, чтобы добиться перераспределения собственности в Великобритании и Вест-Индии. [ 13 ] В 1824 году он опубликовал книгу против рабства под названием « Ужасы рабства» , напечатанную Уильямом Дагдейлом и, возможно, в соавторстве с Джорджем Кэнноном . [ 14 ]
Чтобы продвигать свое религиозное послание, он открыл собственную унитарную часовню на Хопкинс-стрит в Сохо , Лондон . После этого он начал подвергать сомнению христианские догматы. [ 15 ] Позже он был связан с движением за свободомыслие , включая популярных деистов и атеистов, таких как Ричард Карлайл . [ 16 ] Он также выступал за свободу слова.
Тюрьма
[ редактировать ]
Роберт Уэддерберн отбыл несколько тюремных сроков. По словам Питера Линебо (2000) [ 17 ] записано, что Уэддерберн «отбывал срок в Колд-Бат-Филдс , Дорчестер, [ 18 ] и тюрьмы Комптера на Гилтспер-стрит за воровство, богохульство и содержание непристойного дома». Находясь в тюрьме вместе со своим соратником Ричардом Карлайлом, Уэддерберн написал письмо Фрэнсису Плейсу .
В 1831 году, в возрасте 68 лет, он был арестован и отправлен в тюрьму на Гилтспур-стрит и приговорен к двум годам тюремного заключения по обвинению в содержании публичного дома. После освобождения он, судя по всему, отправился в Нью-Йорк , где появилась газета. [ 19 ] записывает его участие в деле о мошенничестве и называет его «портным и изготовителем брюк, полевым проповедником, политиком, выступающим против банковских депозитов, писателем романов, разносящим библиотекарем и странствующим торговцем наркотиками, деизмом и деморализацией в целом». [ 3 ] Вскоре после этого он вернулся в Лондон. [ 3 ] Его последнее упоминание в исторических записях было в марте 1834 года, когда информатор Министерства внутренних дел указал, что он присутствовал среди прихожан Дорожного института Теобальда . [ 3 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Точный год его смерти неизвестен, хотя, по-видимому, это произошло до того, как в 1837 году начали вести официальные регистры смерти. [ 3 ] Возможно, это тот самый «Роберт Веддерборн», который умер в возрасте 72 лет в Бетнал-Грин и был похоронен на нонконформистской церемонии 4 января 1835 года. [ 20 ]
Некоторые считают деизм, радикализм и секуляризм Уэддерберна частью истории британского гуманизма . Веб-сайт Humanist Heritage напоминает, что «Уэддерберн и другие, подобные ему, способствовали развитию гуманистической традиции рационализма, сострадания и терпимости, страдая от последствий законов о богохульстве, подобных которым гуманисты продолжают бороться сегодня». [ 21 ]
Потомки
[ редактировать ]Британский политик-лейборист Билл Веддерберн, барон Веддерберн Чарльтонский , был прямым потомком Роберта Веддерберна. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Роберт Уэддерберн, «Ужасы рабства» , 1824 год.
- ^ Jump up to: а б с МакКалман (1986), 107.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Малкольм Чейз, «Веддерберн, Роберт (1762–1835/6?)», Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание , май 2008 г., по состоянию на 17 ноября 2012 г.
- ^ МакКалман (1986), 100–101.
- ^ Jump up to: а б Маккалман (1986), 101.
- ^ МакКалман (1986), 102.
- ^ МакКалман (1986), 103.
- ^ '1764: Хрон. в Анн. Рег. 66/2: Подмастерья-портные... которые, отказываясь подчиняться условиям хозяина и постановлениям магистрата, называют себя Кремнями, в отличие от тех, кто подчиняется, и подвергаются насмешкам со стороны первых Навозов. н.». ОЭД онлайн. Сентябрь 2013 г. Издательство Оксфордского университета. 28 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б МакКалман (1986) 104.
- ^ МакКалман (1986), 60.
- ^ Джеймс Раффан, Император Севера: сэр Джордж Симпсон и замечательная история компании Гудзонова залива , 2007, с. 52.
- ^ Jump up to: а б Энни Дикинсон, rylandscollections.com Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ МакКалман (1986), 108.
- ^ Вонг, Эдли Л. (2009). Ни беглец, ни свободный: атлантическое рабство, костюмы свободы и правовая культура путешествий . Америка и долгий 19 век. Нью-Йорк Пресс. п. 276. ИСБН 978-0-8147-9456-2 .
- ↑ «Таймс» (Лондон), суббота, 26 февраля 1820 г.; п. 3. Уэддерберну было предъявлено обвинение в богохульстве за проведение дебатов в часовне на Хопкинс-стрит, в которых говорилось о «абсурдах», содержащихся в Библии. В свою защиту он сказал, что «он был отпрыском раба, и отец-христианин пренебрегал им. Поскольку он сам был христианином, он думал, находясь дома, что, если он когда-нибудь сможет попасть в христианскую страну, он должен быть счастлив; но, придя сюда, он обнаружил, что число сект так велико, что ум его развлекся сомнениями..."
- ↑ Женщина, описывая своего мужа в суде, сказала: «Он один из ваших деистов и последователь мистера Карлайла … и есть еще один человек, за которым он преследует, черный проповедник по имени Уэддерберн… » «Таймс» (Лондон), 12 августа 1829 г.; п. 3.
- ^ Питер Лайнбо, Маркус Редайкер, Многоголовая гидра: моряки, рабы, простолюдины и скрытые , 2000, с. 288.
- ^ Май 1820 г.: Веддерберн был приговорен к двум годам тюремного заключения в тюрьме Дорчестера за богохульство: The Times (Лондон), 26 февраля 1820 г.; п. 3.
- ^ Нью-Йорк Ивнинг Стар , 6 января 1834 г.
- ^ «Англия и Уэльс, индексы нонконформистских записей (RG4-8)» , индекс, FamilySearch; по состоянию на 17 ноября 2012 г.
- ^ «Роберт Веддерберн» . Гуманистическое наследие . Гуманисты Великобритании . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ↑ Билл Маккарти, «Некролог лорда Веддерберна из Чарльтона» , The Guardian , 12 марта 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Чейз, Малкольм (2008) [2004]. «Веддерберн, Роберт (1762–1835/6?)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/47120 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Хант, Надин (2012). «Вспоминая африканцев в диаспоре: «повествование о свободе» Роберта Веддерберна ». В Оджо, Олатунджи; Хант, Надин (ред.). Рабство в Африке и Карибском бассейне: история порабощения и идентичности с 18 века . Лондон: ИБ Таурис. стр. 175–198. ISBN 9781780761152 .
- Маккалман, Иэн (1986). «Антирабство и ультрарадикализм в Англии начала девятнадцатого века: случай Роберта Веддерберна». Рабство и его отмена . 7 (2): 99–117. дои : 10.1080/01440398608574906 .
- Маккалман, Иэн (1988). Радикальный преступный мир: пророки, революционеры и порнографы в Лондоне, 1795-1840 гг . Издательство Кембриджского университета . стр. 50–72. ISBN 0-521-30755-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1762 рождения
- Смерти 1830-х годов
- Ямайцы шотландского происхождения
- Британские деисты
- Англичане ямайского происхождения
- Англичане шотландского происхождения
- Ямайские писатели научно-популярной литературы
- шотландские политические писатели
- Шотландские методисты
- Ямайские активисты
- Писатели из Лондона
- Английские унитарии
- Шотландские унитаристы
- Черные британские писатели
- Черные британские религиозные лидеры
- Семья Уэддербернов