Уверенный старт

Sure Start (назван «Flying Start» в Уэльсе , «Лучший старт» в Шотландии ) [ 1 ] [ 2 ] Это правительства Великобритании региональная инициатива , объявленная в 1998 году тогдашним канцлером казначейства Гордоном Брауном и применяющаяся в основном в Англии с немного отличающимися версиями в Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии . [ 3 ] Он представил сеть детских центров и других услуг для поддержки местных семей с детьми до 5 лет, включая «медицинские услуги, поддержку родителей, раннее обучение и уход за детьми, а также поддержку трудоустройства родителей». [ 4 ] Инициатива исходила от Министерства финансов Великобритании . [ 5 ] с целью «дать детям наилучший старт в жизни» посредством улучшения ухода за детьми , раннего образования, здравоохранения и поддержки семьи, с упором на информационно-просветительскую работу и развитие общества. [ 6 ]
Программа Sure Start, запущенная в 1998 году Тессой Джоуэлл , имела сходство с гораздо более старой программой Head Start с таким же названием в США, а также сравнима с программой Australia Head Start. [ 7 ] и План раннего развития Онтарио. Впоследствии эти инициативы были объединены в детские центры «Уверенный старт» , ответственность за которые была передана местным органам власти. Впоследствии в 2015 году Джоуэлл прокомментировал: «Я очень горжусь созданием Sure Start, потому что первые три года жизни ребенка имеют решающее значение для определения шансов, которые у него будут в дальнейшем». [ 8 ]
Проект Национальной оценки уверенного старта (NESS) осуществлялся с 2001 по 2012 год. Первоначальные результаты исследования NESS, опубликованные в 2005 году, показали, что влияние (тогда называемых) местных программ уверенного старта (SSLP) было не таким большим, как надеялись. . [ 9 ] Однако к 2010 году NESS сможет определить значительное влияние на некоторые результаты, установленные для «Уверенного старта». [ 10 ]
Проект «Оценка детских центров в Англии» (ECCE) проводился с 2009 по 2015 год. Результаты, касающиеся воздействия (впоследствии названных) детских центров «Уверенный старт» (SSCC), пришли к выводу, что « Детские центры, созданные для поддержки родителей маленьких детей, могут улучшить психическое здоровье матерей и функционирование семей, но эти преимущества подрываются сокращениями ». [ 11 ]
В 2019 году исследование, проведенное Институтом финансовых исследований, пришло к выводу, что Sure Start сократил количество людей, попадающих в больницы, и сэкономил миллионы фунтов стерлингов для Национальной службы здравоохранения . [ 12 ] Гордон Браун и другие высокопоставленные представители Новой Лейбористской партии призвали к «новому уверенному старту» в 2024 году. [ 13 ] после того, как дальнейшее исследование IFS воздействия программы на образование показало, что «дети, которые жили на небольшом расстоянии (2,5 километра) от центра Sure Start в течение первых пяти лет, показали на GCSE оценки на 0,8 лучше ». [ 4 ] [ 14 ] Тогдашний теневой канцлер Рэйчел Ривз отказалась взять на себя обязательство по расширению «Уверенного старта» в ответ на отчет. [ 15 ]
История
[ редактировать ]Первоначальная договоренность
[ редактировать ]Первоначальное финансирование было значительным: 540 миллионов фунтов стерлингов было выделено на расходы в период с 1999 по 2002 год, из них 452 миллиона фунтов стерлингов в Англии, на создание 250 местных программ «Уверенный старт» (SSLP), охватывающих до 150 000 детей в бедных районах. [ 16 ]
Правительство Великобритании первоначально обещало финансировать Sure Start в течение 10 лет, но в 2003 году канцлер Гордон Браун объявил о долгосрочном плане правительства по передаче Sure Start под контроль местного правительства к 2005 году и созданию детских центров Sure Start в каждом сообществе. . [ 17 ]
В связи с целью правительства по сокращению детской бедности первоначальные районы для развития Sure Start были выбраны «в соответствии с уровнем депривации в их районах». [ 18 ] особое внимание уделяется неблагополучным районам, но оно открыто для всех семей, проживающих в зоне обслуживания. Такие водосборные территории были выбраны в рамках проектов на местном уровне.
«Уверенный старт» курировали Департамент по делам детей, школ и семьи и Департамент труда и пенсий . назвал эту программу Тони Блэр «одним из величайших достижений новых лейбористов ».
Каждому проекту было позволено развиваться по-своему в зависимости от высказанных пожеланий родителей и руководства различных организаций, возглавляющих каждый из них. Политика в таких вопросах, как выбор волонтеров и даже предлагаемые услуги, была решением на местном уровне. [ 19 ]
Местные программы Sure Start открывались волнами: раунд 1 указывает на первую волну программ, начавшуюся в 1999 году. Раунд 6 представляет собой последнюю волну местных программ Sure Start, в основном начиная с 2003 года. [ 20 ]
Переход от программ к центрам
[ редактировать ]«Каждый ребенок имеет значение» предложил перейти от местных программ «Уверенный старт» (SSLP) к детским центрам «Уверенный старт» (SSCC), которые будут контролироваться местными властями и будут предоставляться не только в наиболее неблагополучных районах. В комплексном обзоре расходов 2004 года канцлер Гордон Браун объявил, что к 2008 году правительство обеспечит финансирование 2500 детских центров. [ 21 ] Позже к 2010 году эта цель была увеличена до 3500 детских центров. Из 524 первоначальных местных программ Sure Start большинство теперь являются детскими центрами Sure Start.
Некоторые местные программы Sure Start стали зарегистрированными благотворительными организациями и компаниями с ограниченной ответственностью. Программа Sure Start Hounslow, расположенная в Западном Лондоне, в 2004 году стала компанией с ограниченной ответственностью и в настоящее время предоставляет широкий спектр услуг, многие из которых основаны на соглашении об уровне обслуживания с местными властями, и не все из них ориентированы исключительно на детей до пяти лет. Это развитие стало одним из многих путей, по которым местные программы Sure Start пошли для обеспечения устойчивости во время «сворачивания» первоначального гранта Sure Start.
В 2005 году Норман Гласс, один из первых архитекторов Sure Start, написал статью, в которой хвалил возросшее внимание правительства к первым годам, но критиковал сокращение финансирования на душу населения; переход от развития ребенка к уходу за детьми и привлечению матерей к работе; и переход обратно к контролю местных властей, а не к управлению советами, включая родителей. [ 22 ]
Ожидается, что детские центры обеспечат:
- В центрах в 30% наиболее неблагополучных районов: комплексное обучение в раннем возрасте и уход за детьми (обеспечение дошкольного возраста) в течение минимум 10 часов в день, пять дней в неделю, 48 недель в году; и поддержка сети нянь
- В центрах в 70% наименее неблагополучных районов, которые не решают предлагать условия для детей раннего возраста: занятия для детей в формате drop-in, такие как занятия по пребыванию и играм.
- Поддержка семьи, включая поддержку и консультации по вопросам воспитания детей, информацию об услугах, доступных в этом районе, и доступ к специализированным целевым услугам; и работа с родителями
- Услуги по охране здоровья детей и семьи, такие как дородовая и послеродовая поддержка, информация и рекомендации по грудному вскармливанию, здоровью и питанию, поддержка в отказе от курения, речевая и языковая терапия и другая специализированная поддержка.
- Связи с Jobcentre Plus для поощрения и поддержки родителей и опекунов, желающих рассмотреть возможность обучения и трудоустройства.
- Быстрый и легкий доступ к более широкому спектру услуг [ 23 ]
При коалиционном правительстве (2010–2015 гг.)
[ редактировать ]Сокращение общего финансирования со стороны центрального правительства местным властям в Англии привело к опасениям, что в 2011 году закроются до 250 центров Sure Start. [ 24 ] Бывший министр образования Майкл Гоув признал, что финансирование Sure Start не было защищено. [ 25 ] поскольку большая часть центрального финансирования местных властей больше не будет ограждена. Решение будет оставлено на усмотрение местных советов, хотя министр по делам детей Сара Тизер заявила, что у них достаточно денег для содержания существующих детских центров, если они того пожелают. [ 24 ]
Ряд местных советов объявили о сокращении своих бюджетов Sure Start. [ 26 ] и группы родителей и матерей протестовали против этих сокращений, [ 27 ] перенося свою кампанию прямо на Даунинг-стрит . [ 28 ] Многие советы отступили. В феврале 2017 года все 44 детских центра Sure Start в Оксфордшире были закрыты после того, как апелляции Высокого суда против этой меры были отклонены. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Министры заявили, что хотят переориентировать схему на помощь наиболее обездоленным семьям. [ 27 ] Правительство теперь позволяет родителям выбирать себе поставщика услуг по уходу за детьми и получать частичное финансирование в виде налоговых льгот. [ 32 ] а не централизованно управляемый сервис.
При консервативном правительстве (2015–2017 гг.)
[ редактировать ]В 2017 году в информационном документе для парламента были обобщены изменения в «Уверенном старте», произошедшие при консервативном правительстве в 2015–2017 годах. [ 33 ] Хотя «консервативное правительство не внесло каких-либо существенных операционных или законодательных изменений в Sure Start во время работы парламента в 2015–2017 годах», «возможно, наиболее существенные изменения связаны с финансированием». [ 33 ] В Информационном документе отмечается, что в реальном выражении расходы в 2015/16 году были на 47% меньше, чем в 2010/11 году, а бюджеты на 2016/17 год показывают дальнейшее запланированное сокращение расходов. В этом информационном документе для депутатов также сообщается о сокращении 208 объектов детских центров «Уверенный старт» в период с 2015 по 2017 год. [ 33 ] [ 34 ]
При консервативном правительстве (2017–2019 гг.)
[ редактировать ]В отчете The Guardian говорится, что с 2010 года было закрыто около 1000 центров, а исследование предупредило, что «исследование предупреждает, что центры Sure Start находятся на «переломном моменте», и на пути к дальнейшим резким сокращениям, поскольку бюджеты местных властей продолжают сокращаться. В нем говорится, что центры изо всех сил пытаются «выжить в условиях сокращения ресурсов и потери стратегического направления». [ 35 ]
В 2018 году связь между масштабными закрытиями и детьми, поступившими в школу без каких-либо навыков, была установлена в статье в The Independent. [ 36 ]
При консервативном правительстве (2019–)
[ редактировать ]В феврале 2020 года рассмотренный отчет показал, что за последние 10 лет было закрыто 1300 центров, а это означает, что более одного из трех центров Sure Start были закрыты при консерваторах. В результате сокращений с 2010 года закрылись 1292 семейных центра. На пике своего развития в 2009/10 году их было 3600. В некоторых районах меры жесткой экономии сократили численность населения до 85 процентов. В Стаффордшире закрылись 46 из 54 центров, а в Оксфордшире лишились 37 из 45 центров. [ 37 ]
В апреле 2022 года было объявлено о планах закрыть центры Sure Start в Нортумберленде и заменить их моделью «семейного центра». программа «Уверенный старт», которая началась в 1998 году».
Доказательства эффективности
[ редактировать ]университетов, Исследование 2007 года, проведенное исследователями из Оксфордского и Уэльского опубликованное в Британском медицинском журнале. [ 38 ] Анализ мероприятий по воспитанию детей в рамках системы Sure Start в Уэльсе обследовал 153 родителя из социально неблагополучных районов и показал, что курс, обучающий совершенствованию родительских навыков, имеет большие преимущества в снижении проблемного поведения у маленьких детей. Родителей учили:
- Повышайте позитивное поведение ребенка посредством похвалы и поощрений.
- Улучшение взаимодействия родителей и детей: построение отношений
- Установите четкие ожидания: установите ограничения и неаверсивные стратегии управления несоблюдением требований
- Применяйте последовательные мягкие последствия за проблемное поведение.
Исследование рекомендовало распространить этот научно обоснованный класс из Уэльса на остальную часть Великобритании, сделав его доступным для всех родителей, которые в нем нуждаются, заявив, что программа Sure Start еще не дала таких хороших результатов, как в Англии.
Отсутствие эффективности в Англии было подтверждено исследованием Даремского университета , которое показало, что Sure Start неэффективен для улучшения результатов в дошкольном образовании. [ 39 ] [ 40 ]
Национальная продольная оценка Sure Start, известная как NESS, была проведена в 2001 году. Хотя ранние оценки не показали, что местные программы Sure Start (SSLP) были особенно эффективными, к 2008 году NESS смогла сделать вывод: «На данный момент остается правдоподобным, хотя и ни в коем случае не бесспорным, что различия в результатах первой и второй фаз исследования воздействия NESS отражают фактические изменения в воздействии SSLLP в результате повышения качества предоставления услуг, большего внимания к труднодоступность и переезд в детские центры, а также более широкое ознакомление с программой детей и семей на последнем этапе оценки воздействия». [ 41 ]
В 2010 году масштабное исследование, проведенное NESS, продемонстрировало значительное влияние SSLP на восемь из 21 исходов: два положительных результата для детей (более низкий ИМТ и лучшее физическое здоровье), четыре положительных результата для матерей и семей (более стимулирующая и менее хаотичная домашняя обстановка, меньше суровая дисциплина и большее удовлетворение жизнью) [ 10 ]
Еще одна финансируемая государством национальная продольная оценка Sure Start, известная как ECCE, была проведена в 2009 году. Это исследование, отличающееся по дизайну от NESS, длилось 6 лет и к 2015 году « выявило ряд значительных , но относительно небольших положительных эффектов ». в содействии улучшению результатов для каждой рассматриваемой группы пользователей (ребенка, матери и семьи) » [ 42 ] хотя не было обнаружено никакого влияния на статус занятости в домохозяйстве (работает ли кто-то из взрослых в домашнем хозяйстве) или на здоровье детей. [ 33 ] Однако в 2016 году Британский медицинский журнал отметил, что преимущества «Уверенного старта» для детей и семей сводятся на нет из-за сокращения мер жесткой экономии. [ 11 ] и что « обездоленные наибольшему риску от [этих] сокращений жесткой экономии подвергаются семьи ». [ 43 ]
В 2017 году данные исследований NESS и ECCE об эффективности Sure Start были обобщены в информационном документе, написанном для членов парламента . Анализ соотношения цены и качества пришел к выводу, что большинство услуг принесли правительству чистые финансовые потери, но общие выгоды (как для отдельных лиц, так и для правительства) были расценены как обеспечивающие общее соотношение цены и качества: «Этот отчет показал, что политика, которая Воздействие в разумных пределах на исходы детей раннего возраста и семьи потенциально может принести существенную денежную прибыль сверх затрат на предоставление услуг». [ 33 ]
В июне 2019 года исследование, проведенное Институтом финансовых исследований, пришло к выводу, что Sure Start сократил количество людей, попадающих в больницы, и сэкономил миллионы фунтов стерлингов для Национальной службы здравоохранения . Исследование показало, что там, где Sure Start предлагал высокий уровень обслуживания в бедных районах Англии, количество посещений больниц для лечения травм сократилось среди всех детей младшего школьного возраста и среди всех 11-летних. [ 12 ] Доступ к программе снизил вероятность госпитализации в 30% беднейших районов на 19% в возрасте 11 лет, в то время как в 30% самых богатых районов это практически не оказало никакого влияния. Во всех областях эффект программы был эквивалентен ежегодному предотвращению 5500 госпитализаций 11-летних детей. [ 44 ]
Два года спустя, в июне 2021 года, сокращение поддержки в раннем возрасте также было связано с детским ожирением: «в период с 2010/11 по 2017/18 годы сокращение соответствует на 4575 больше детей с ожирением или на 9174 больше детей с избыточным весом/ожирением, чем могло бы быть». По оценкам исследователей, если бы уровень финансирования центров остался прежним, поскольку эти сокращения больше всего пострадали от бедных районов, эффект, вероятно, увеличил бы «разрыв в ожирении» между самыми богатыми и самыми бедными детьми, говорят они». [ 45 ]
В апреле 2024 года в отчете Института финансовых исследований о воздействии программы Sure Start на образование было обнаружено, что «дети, которые жили на небольшом расстоянии (2,5 километра) от центра Sure Start в течение первых пяти лет, показали на экзаменах GCSE на 0,8 балла лучше. ", с "большими последствиями для людей из самых бедных слоев населения и людей небелого происхождения". Далее было установлено, что «на каждый фунт стерлингов, потраченный правительством на «Уверенный старт», в результате этих образовательных результатов были выгоды от посещения детей стоимостью 1,09 фунта стерлингов» в виде более высоких пожизненных заработков. Заменяющая программа Family Hub, представленная в 2021 году, получила меньше финансирования по сравнению с программой Sure Start, говорится в отчете: она получает «чуть более 100 миллионов фунтов стерлингов в год по сравнению с 300 миллионами фунтов стерлингов в год в первый год Sure Start (и 2,5 миллиарда фунтов стерлингов в год)». год на пике популярности)». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берг, Виктор (16 февраля 2021 г.). «Что такое детский центр «Уверенный старт»?» . daynurseries.co.uk . Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ «Грант на лучший старт» . www.gov.scot . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Тематическое исследование Sure Start для Совета экономических и социальных исследований, 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кратко- и среднесрочное влияние Sure Start на результаты обучения» . Институт финансовых исследований . 9 апреля 2024 г. Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Стекло Н (1999). «Уверенный старт: разработка программы раннего вмешательства для детей раннего возраста в Соединенном Королевстве». Дети и общество . 13 (4): 257–264. дои : 10.1002/CHI569 .
- ^ «Верный старт» . 11 мая 2011 г.
- ^ Начало для Австралии: Программа раннего развития. Архивировано 28 июля 2008 г. в Wayback Machine Нового Южного Уэльса, 26 февраля 2004 г. Комиссии по делам детей и молодежи
- ^ О'Коннор Дж. (26 апреля 2015 г.). «Тесса Джоуэлл: «Я больше всего горжусь созданием Sure Start » . Хранитель . Проверено 21 мая 2018 г.
- ↑ Shaky Times for Sure Start The Guardian , 13 сентября 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Влияние местных программ «Уверенный старт» на пятилетних детей и их семьи. Национальная группа по оценке «Уверенный старт», ноябрь 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Торджесен, Ингрид (2016). «Сокращение мер жесткой экономии подрывает преимущества детских центров Sure Start» . БМЖ . 352 : i335. дои : 10.1136/bmj.i335 . ПМИД 26785865 . S2CID 39279360 .
- ^ Jump up to: а б Патрик Батлер (4 июня 2019 г.). «Программа Sure Start сэкономила Национальной системе здравоохранения миллионы фунтов, как показало исследование» . Хранитель .
- ^ Уил, Салли; Крерар, Пиппа (8 апреля 2024 г.). «Высокопоставленные деятели Лейбористской партии призывают к «преобразующей жизнь» политике уверенного старта» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ «Дети, живущие рядом с центрами Sure Start, показали лучшие результаты на выпускных экзаменах в школе» . Новости Би-би-си . 8 апреля 2024 г. Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ «Вернут ли лейбористы «Уверенный старт» в соответствии с новыми планами теневого канцлера?» . Новости 4 канала . 9 апреля 2024 г. Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Робертс Х. (июнь 2000 г.). «Что такое уверенный старт?» . Архив болезней в детстве . 82 (6): 435–7. дои : 10.1136/adc.82.6.435 . ПМЦ 1718349 . ПМИД 10833172 .
- ^ Мосс П. (2004) Новая эра всеобщего ухода за детьми? Услуги по уходу за детьми и дошкольников в 2004 году. Создание сцены: видение универсальных детских пространств. Лондон: Daycare Trust .
- ↑ Зеленая книга 1998 г. Архивировано 17 июня 2009 г. в archive.today, Департамент по делам детей, школ и семьи, 30 апреля 2009 г.
- ↑ Информация о раннем детстве и уходе за детьми в Лос-Анджелесе. Архивировано 16 мая 2009 г. в archive.today, Департамент по делам детей, школ и семей, 28 мая 2009 г.
- ^ Руководящие ресурсы - Каждый ребенок имеет значение. Архивировано 2 декабря 2009 г. в Отделе Wayback Machine для детей, школ и семей, 30 марта 2006 г.
- ^ Daycare Trust 2004: Новая эра всеобщего ухода за детьми? Руководство по разработке концептуального политического документа № 1
- ^ Стекло Н (5 января 2005 г.). «Наверняка какая-то ошибка?» . Хранитель . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ Руководство по управлению для детских центров Sure Start и расширенных школ, Департамент образования и навыков, 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Угроза закрытия «250 детских центров» BBC News, 28 января 2011 г.
- ↑ 250 центров Sure Start «могут закрыться в течение года» The Telegraph, 28 января 2011 г.
- ↑ Многие детские центры «под угрозой закрытия» BBC News, 14 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Родитель угрожает принять меры по поводу плана закрытия Sure Start BBC News, 24 марта 2011 г.
- ↑ Матери берут «Уверенный старт» и сокращают драку на Даунинг-стрит BBC News, 3 апреля 2011 г.
- ^ «Изменения в планах детских центров Оксфордшира отклонены участниками кампании» . Новости Би-би-си . 10 февраля 2016 г. Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Высокий суд поддержал закрытие детских центров Оксфордшира» . Новости Би-би-си . 1 августа 2016 года . Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Детским центрам, находящимся под угрозой, было передано более 300 000 фунтов стерлингов» . Оксфорд Таймс . 13 февраля 2017 года . Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «Помощь в оплате ухода за ребенком» .
- ^ Jump up to: а б с д и Фостер, Дэвид; Бейт, Алекс (9 июня 2017 г.). «Уверенный старт (Англия) – Парламент Великобритании» . Библиотека Палаты общин .
- ^ Ригби Л. (6 февраля 2017 г.). «Конечно, «Старт» сработал. Так почему же Тереза Мэй хочет его уничтожить?» . Хранитель .
- ^ «С 2010 года, возможно, закрылись 1000 детских центров Sure Start» . Хранитель . 4 апреля 2018 года . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ « Есть простая причина, по которой дети идут в школу без навыков, и правительство должно за это ответить » . Независимый . 1 июня 2018 года . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ Муди, Кейр (15 февраля 2020 г.). «Тори закрыли 1300 семейных центров за последние 10 лет, свидетельствуют цифры» . зеркало . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ Вмешательство родителей в услуги Sure Start для детей с риском развития расстройства поведения: прагматическое рандомизированное контролируемое исследование BMJ , 23 января 2007 г.
- ^ Схема стоимостью 3 миллиарда фунтов стерлингов, призванная помочь детям дошкольного возраста учиться, «не дала эффекта» The Times , 28 августа 2007 г.
- ^ Уверенный старт в Даремском университете графства Дарем, 17 декабря 2010 г.
- ^ Влияние местных программ «Уверенный старт» на трехлетних детей и их семьи. Национальная группа по оценке исследовательской группы «Уверенный старт», март 2008 г.
- ^ «Влияние детских центров: изучение влияния детских центров на улучшение результатов для маленьких детей и их семей» (PDF) . Министерство образования Великобритании .
- ^ Холл, Джеймс; Сэммонс, Пэм; Сильва, Кэти; Евангелу, Мария; Айзенштадт, Наоми; Смит, Тереза; Смит, Джордж (2016). «Неблагополучные семьи подвергаются наибольшему риску из-за сокращения мер жесткой экономии для детских центров» . БМЖ . 352 : i897. дои : 10.1136/bmj.i897 . hdl : 10871/23313 . ПМИД 26907950 . S2CID 34655408 .
- ^ Дельфин Штраусс (4 июня 2019 г.). «Английская программа Sure Start сокращает количество госпитализаций для детей младше 5 лет» . Файнэншл Таймс . (требуется подписка)
- ^ Журнал, Британский медицинский. «Сокращение числа центров поддержки детей в Англии привело к тому, что тысячи детей страдают ожирением» . www.medicalxpress.com . Проверено 15 июля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив сайта детских центров «Уверенный старт» Департамента по делам детей, школ и семьи
- Каждый ребенок имеет значение. Архив сайта Департамента по делам детей, школ и семьи.
- Национальная оценка «Уверенного старта»