Доступ к публичной информации в Грузии
Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права на доступ к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]
Свобода информации (СИ) в Грузии регулируется главой 3 Общего административного кодекса Грузии, которая действует с 1999 года. стандарты и практика, а также существующая практика в Грузии, закон считается устаревшим [ 2 ] В 2013 году Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отметила, что положения Грузии о свободе информации выиграют от всестороннего и широкого пересмотра. Антикоррупционная сеть [ 3 ]
В последние годы грузинские организации гражданского общества выступали за усовершенствование закона, а правительство взяло на себя обязательство разработать новый закон о свободе информации. [ 2 ] Принятие нового закона о свободе информации является одним из обязательств правительства Грузии в рамках его ежегодного плана действий по реализации Соглашения об ассоциации между ЕС и Грузией, подписанного в 2014 году. [ 4 ]
Правовая база
[ редактировать ]Действующий закон гласит, что вся публичная информация является открытой, за исключением случаев, установленных законом, и информации, на которую распространяется право на неприкосновенность частной жизни или коммерческую тайну. В Грузии каждый имеет право запрашивать публичную информацию. Заявители не обязаны указывать причины своего запроса. Заявитель имеет возможность просмотреть оригинал требуемой информации или запросить копию. Запросы на информацию должны быть сделаны в письменной форме, в том числе посредством электронных средств. [ 4 ] Плата за предоставление публичной информации прямо запрещена законом, за исключением покрытия фактических затрат на изготовление копий. [ 4 ]
Государственные учреждения обязаны предоставить запрошенную информацию немедленно или не позднее, чем в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. [ 4 ] Заявители должны быть немедленно уведомлены об отказе в раскрытии информации и в течение 3 дней с момента отказа им должно быть предоставлено письменное объяснение причины отказа и информация о процедурах апелляции. В апелляционных процедурах, направленных на оспаривание решения государственного учреждения об отказе, бремя доказывания лежит на государственных учреждениях. [ 4 ]
Законодательство Грузии также устанавливает, что государственные органы должны активно публиковать информацию, то есть без необходимости направления запроса, в соответствии с правилами, установленными во вторичном законодательстве, а именно в поправке, внесенной в Общий административный кодекс Грузии в 2012 году об инициативном раскрытие и электронный запрос публичной информации. [ 4 ]
Государственные учреждения обязаны ежегодно отчитываться перед Парламентом, Президентом и Премьер-министром о соблюдении ими закона о доступе к информации и предоставлять обновленную статистику и данные. [ 4 ]
Одной из наиболее важных новелл проекта, разработанного гражданским обществом и экспертами, является создание офиса Уполномоченного по информации , нового учреждения, уполномоченного контролировать применение закона, выявлять случаи неправомерных действий и принимать меры по защите право на публичную информацию. [ 2 ] Это позволит устранить один из основных пробелов в существующем законодательстве, а именно отсутствие специального центрального органа, наделенного полномочиями контролировать соблюдение государственными учреждениями существующих правил. [ 4 ] Еще один недостаток действующей правовой базы касается отсутствия системы санкций в случае несоблюдения. [ 4 ] Кроме того, исключения в отношении неразглашения информации неоднозначны и четко не определены в законе, который не распространяется на государственные предприятия. [ 4 ]
Недостатки закона привели к неравномерному применению права на доступ к информации на практике. В этом процессе судебная власть не оказалась эффективным средством борьбы с отказом некоторых государственных учреждений заставить их раскрыть необходимую информацию. [ 4 ]
Доступ к информации на практике
[ редактировать ]Закон о доступе к информации плохо соблюдается в Грузии, и его применение остается проблемой. [ 4 ] Местная неправительственная организация « Институт развития свободы информации» (IDFI) провела комплексный анализ реализации закона и соблюдения его государственными учреждениями, проведя серию крупномасштабных проверок свободы информации в период с 2010 по 2015 год. . [ 4 ]
Исследование IDFI показывает, что за мониторинговый период 24% запросов, поданных организацией, остались без ответа. Полный ответ был получен в 64% случаев, неполный – в 10%, а отказ в предоставлении необходимой информации произошел в 2% случаев. [ 4 ] [ 2 ] С точки зрения ежегодной оценки, общий уровень ответов был наихудшим в 2010–2011 годах, тогда как он значительно улучшился в 2012–2013 годах (в результате парламентских выборов 2012 года), но снова начал ухудшаться в 2014 году. Значительно улучшилось предоставление запрашиваемой информации в установленные законом сроки – с 22% в 2010 году до 75% в 2015 году. [ 4 ] [ 2 ] Оценка также выявила большие различия между государственными ведомствами в отношении соблюдения ими закона: например, некоторые министры зафиксировали 100% уровень ответа, другие дали полный ответ менее чем в 50% случаев, а самый низкий балл касался Министерство экономики и устойчивого развития имеет всего 10% в рейтинге. [ 4 ] [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Доступ к публичной информации в Европе
- Свобода информации
- Законы о свободе информации по странам
- Прозрачность собственности СМИ в Европе
- СМИ Грузии
- Прозрачность собственности СМИ в Грузии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Доступ к публичной информации в Грузии. Итоги отчета за 2010 – 2015 годы» . Институт развития свободы информации (IDFI). Декабрь 2015 года . Проверено 24 января 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Третий раунд мониторинга. Грузия. Отчет о мониторинге» (PDF) . Организация экономического сотрудничества и развития. Антикоррупционная сеть для Восточной Европы и Центральной Азии. Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. июль 2016 года . Проверено 24 января 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Реформирование закона о доступе к информации в Грузии» (PDF) . Фонд «Открытое общество Грузии». июль 2016 года . Проверено 24 января 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )