Jump to content

Доступ к публичной информации в Грузии

Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права на доступ к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]

Свобода информации (СИ) в Грузии регулируется главой 3 Общего административного кодекса Грузии, которая действует с 1999 года. стандарты и практика, а также существующая практика в Грузии, закон считается устаревшим [ 2 ] В 2013 году Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отметила, что положения Грузии о свободе информации выиграют от всестороннего и широкого пересмотра. Антикоррупционная сеть [ 3 ]

В последние годы грузинские организации гражданского общества выступали за усовершенствование закона, а правительство взяло на себя обязательство разработать новый закон о свободе информации. [ 2 ] Принятие нового закона о свободе информации является одним из обязательств правительства Грузии в рамках его ежегодного плана действий по реализации Соглашения об ассоциации между ЕС и Грузией, подписанного в 2014 году. [ 4 ]

[ редактировать ]

Действующий закон гласит, что вся публичная информация является открытой, за исключением случаев, установленных законом, и информации, на которую распространяется право на неприкосновенность частной жизни или коммерческую тайну. В Грузии каждый имеет право запрашивать публичную информацию. Заявители не обязаны указывать причины своего запроса. Заявитель имеет возможность просмотреть оригинал требуемой информации или запросить копию. Запросы на информацию должны быть сделаны в письменной форме, в том числе посредством электронных средств. [ 4 ] Плата за предоставление публичной информации прямо запрещена законом, за исключением покрытия фактических затрат на изготовление копий. [ 4 ]

Государственные учреждения обязаны предоставить запрошенную информацию немедленно или не позднее, чем в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. [ 4 ] Заявители должны быть немедленно уведомлены об отказе в раскрытии информации и в течение 3 дней с момента отказа им должно быть предоставлено письменное объяснение причины отказа и информация о процедурах апелляции. В апелляционных процедурах, направленных на оспаривание решения государственного учреждения об отказе, бремя доказывания лежит на государственных учреждениях. [ 4 ]

Законодательство Грузии также устанавливает, что государственные органы должны активно публиковать информацию, то есть без необходимости направления запроса, в соответствии с правилами, установленными во вторичном законодательстве, а именно в поправке, внесенной в Общий административный кодекс Грузии в 2012 году об инициативном раскрытие и электронный запрос публичной информации. [ 4 ]

Государственные учреждения обязаны ежегодно отчитываться перед Парламентом, Президентом и Премьер-министром о соблюдении ими закона о доступе к информации и предоставлять обновленную статистику и данные. [ 4 ]

Одной из наиболее важных новелл проекта, разработанного гражданским обществом и экспертами, является создание офиса Уполномоченного по информации , нового учреждения, уполномоченного контролировать применение закона, выявлять случаи неправомерных действий и принимать меры по защите право на публичную информацию. [ 2 ] Это позволит устранить один из основных пробелов в существующем законодательстве, а именно отсутствие специального центрального органа, наделенного полномочиями контролировать соблюдение государственными учреждениями существующих правил. [ 4 ] Еще один недостаток действующей правовой базы касается отсутствия системы санкций в случае несоблюдения. [ 4 ] Кроме того, исключения в отношении неразглашения информации неоднозначны и четко не определены в законе, который не распространяется на государственные предприятия. [ 4 ]

Недостатки закона привели к неравномерному применению права на доступ к информации на практике. В этом процессе судебная власть не оказалась эффективным средством борьбы с отказом некоторых государственных учреждений заставить их раскрыть необходимую информацию. [ 4 ]

Доступ к информации на практике

[ редактировать ]

Закон о доступе к информации плохо соблюдается в Грузии, и его применение остается проблемой. [ 4 ] Местная неправительственная организация « Институт развития свободы информации» (IDFI) провела комплексный анализ реализации закона и соблюдения его государственными учреждениями, проведя серию крупномасштабных проверок свободы информации в период с 2010 по 2015 год. . [ 4 ]

Исследование IDFI показывает, что за мониторинговый период 24% запросов, поданных организацией, остались без ответа. Полный ответ был получен в 64% случаев, неполный – в 10%, а отказ в предоставлении необходимой информации произошел в 2% случаев. [ 4 ] [ 2 ] С точки зрения ежегодной оценки, общий уровень ответов был наихудшим в 2010–2011 годах, тогда как он значительно улучшился в 2012–2013 годах (в результате парламентских выборов 2012 года), но снова начал ухудшаться в 2014 году. Значительно улучшилось предоставление запрашиваемой информации в установленные законом сроки – с 22% в 2010 году до 75% в 2015 году. [ 4 ] [ 2 ] Оценка также выявила большие различия между государственными ведомствами в отношении соблюдения ими закона: например, некоторые министры зафиксировали 100% уровень ответа, другие дали полный ответ менее чем в 50% случаев, а самый низкий балл касался Министерство экономики и устойчивого развития имеет всего 10% в рейтинге. [ 4 ] [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж «Доступ к публичной информации в Грузии. Итоги отчета за 2010 – 2015 годы» . Институт развития свободы информации (IDFI). Декабрь 2015 года . Проверено 24 января 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  3. ^ «Третий раунд мониторинга. Грузия. Отчет о мониторинге» (PDF) . Организация экономического сотрудничества и развития. Антикоррупционная сеть для Восточной Европы и Центральной Азии. Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. июль 2016 года . Проверено 24 января 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Реформирование закона о доступе к информации в Грузии» (PDF) . Фонд «Открытое общество Грузии». июль 2016 года . Проверено 24 января 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ad464980c8993f93b0ebc6e2714031a__1684925460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/1a/0ad464980c8993f93b0ebc6e2714031a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Access to public information in Georgia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)