Theophan Bystrov
Феофан Полтавский | |
---|---|
Рожденный | Vassili Dimitrievich Bystrov 12 января 1875 г. Podmoshie |
Умер | 6 февраля 1940 г. Лимере , Франция | (65 лет)
Национальность | Русский |
Род занятий | архиепископ и богослов |
Богословская работа | |
Язык | Русский |
Theophan of Poltava (born Vassili Dimitrievich Bystrov , Russian: Василий Дмитриевич Быстров ; 12 January 1875 [1] — 6 февраля 1940) — российский архиепископ и богослов Восточной Православной Церкви . Он был широко известен как «единственный русский епископ -подвижник ». [2] Феофан был случайным духовником российского царя Николая II и его жены Александры .
Ранние годы
[ редактировать ]Василий родился в Лужском уезде (ныне Шимский район ) в семье священника и крестился в день святителя Василия Великого . [3] В 1896 году он закончил обучение в Петербургской духовной академии , куда поступил одним из самых молодых студентов. Через год он стал доцентом истории Ветхого Завета . В 1898 году принял монашество под именем Феофана Исповедника ; в 1901 году архимандрит .
Летом 1902 года к архимандриту Феофану обратился студент Духовной академии по имени Леонид Федоров с просьбой разрешить прервать обучение на священство и получить паспорт для заграничной поездки в Рим . Уже было известно, что Федоров тайно посещал Тридентскую мессу в церкви Св. Екатерины на Невском проспекте , и его учителя уже начали называть Федорова «нашим католиком». [4]
Феофан знал, что Федоров намеревался открыто перейти из Русской Православной Церкви в католицизм , Несмотря на то, что архимандрит он решил вместо того, чтобы сообщить о Феодорове в охранку , сказать ему: «Я очень хорошо знаю, почему ты хочешь поехать в Италию... Так что будь это, и да хранит тебя Бог». [5] о. Кирилл Королевский утверждает, что архимандрит Феофан «был вполне убежден в истинности католичества, но, как и многие другие, не мог решиться на определенный шаг». [6] В действительности архимандрит Феофан оставался православным даже после Октябрьской революции , когда жил беженцем в Болгарии и Франции .
Священник и епископ
[ редактировать ]В 1905 году архимандрит Феофан получил степень магистра по Тетраграмматону . [2] Он был дружен с Григорием Распутиным , «поражавшим всех нас своей психологической проницательностью », и пригласил его к себе на квартиру. Феофан познакомил Распутина с великой княгиней Милицей Черногорской , которая, в свою очередь, представила его императорской чете 1 ноября 1905 года ( ст. ст. ). [7]
Через две недели Феофан был приглашен и стал их духовным наставником. В 1908 году Феофан (и брат Макарий) посетили Распутина в его родном селе Покровское и расследовали его предполагаемое хлыстское поведение после обвинений, выдвинутых годом ранее. [8]
В 1901 году Феофан уже стал инспектором, в 1909 году его назначили ректором Петербургской духовной академии. Феофан был убежденным монархистом и пришел к выводу, что Распутин — человек болтливый, лжестарец и может представлять опасность для престола. [9] Феофан и Распутин стали врагами. В 1910 году Феофан переехал в Крым по состоянию здоровья . Он был назначен епископом и епархии Симферопольской одновременно избран почетным членом Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1911 году Гермоген , Илиодор и Феофан были запрещены из-за конфликта с Распутиным и Александрой Федоровной .
В 1912 году Феофан был назначен епископом в Астрахани , но здоровье его ухудшилось; в марте 1913 года он был рукоположен епископом в Полтаву . После Февральской революции он жил с 1917 по 1918 год в Москве и под присягой свидетельствовал о своих воспоминаниях как о Распутине, так и о Царице. Он также стал участвовать в местной политике.
Беженец
[ редактировать ]В 1919 эвакуирован Белой армией в Севастополь . В 1920 эмигрировал в Константинополь . Оттуда он переехал в монастырь Петковица в Сербии, а также в Софию и Варну в Болгарии.
Несмотря на свои многочисленные отчаянные попытки разоблачить манипулятивную натуру Распутина перед последними царем и императрицей, Феофан не смог простить себе то, что представил своего бывшего протеже императорской семье. Обвиняя себя в свержении дома Романовых , Октябрьской революции и последующем красном терроре , Феофан провел много ночей, лежа ничком перед алтарем собора Св. Александра Невского в Софии, «причитая о своей вине» и умоляя Бога о прощении. Так продолжалось до 1931 года, когда Феофана временно поместили в психиатрическую лечебницу. [10]
С 1931 года Феофан жил в Кламаре и в Монне (во Франции), ведя жизнь отшельника .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ 31 декабря 1874 года по юлианскому календарю.
- ^ Jump up to: а б «Ересь на Афоне: конфликт вокруг имени Божия среди русских монахов и иерархов» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года . Проверено 9 декабря 2013 г.
- ^ «Житие архиепископа Полтавского Феофана» .
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы 13-14.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страница 20.
- ^ Кирилл Королевский (1993), митрополит Андрей (1865-1944) , Ставропигия, Львов. Том 1. Стр. 278.
- ^ Дж. Т. Фурманн (2013) Нерассказанная история , стр. 28–29.
- ^ "Казино Пин Ап Официальный Сайт Игрового Клуба Pin up в СНГ" .
- ^ Дж. Т. Фурманн (2013) Нерассказанная история , с. 61.
- ^ Дуглас Смит (2016), Распутин: Вера, сила и закат Романовых , Фаррар Штраус и Жиру. Страница 676.