Григорий Распутин
Григорий Распутин | |
---|---|
Родное имя | Григорий Ефимович Распутин |
Церковь | Русская Православная Церковь |
Личные данные | |
Рожденный | 21 января [ OS 9 января] 1869 г. |
Умер | 30 декабря [ OS 17 декабря] 1916 г. (47 лет) Петроград , Российская империя |
Похороненный | Царское Село (позже эксгумировано и кремировано) |
Номинал | Православное христианство |
Супруг | Praskovya Fedorovna Dubrovina |
Дети | 3, включая Марию |
Занятие | христианский мистик |
Григорий Ефимович Распутин ( / r æ ˈ s p j uː t ɪ n / ; русский: Григо́рий Ефи́мович Распу́тин [ɡrʲɪˈɡorʲɪj jɪˈfʲiməvʲɪtɕ rɐˈsputʲɪn] ; 21 января [ OS 9 января] 1869 — 30 декабря [ ОС 17 декабря] 1916) — русский мистик . и целитель верой . Он наиболее известен тем, что подружился с императорской семьей Николая II , последнего императора России , благодаря которому он приобрел значительное влияние в последние годы существования Российской империи .
Распутин родился в семье крестьян в сибирском селе Покровское , расположенном в Тюменском уезде Тобольской губернии (ныне Ярковский район Тюменской области ). У него был опыт религиозного обращения после того, как он отправился в паломничество в монастырь в 1897 году, и его описывали как монаха или странника (странника или паломника), хотя он не занимал никакой официальной должности в Русской Православной Церкви . В 1903 году или зимой 1904–1905 годов он отправился в Санкт-Петербург и очаровал ряд религиозных и общественных деятелей, став в конечном итоге заметной фигурой в российском обществе. В ноябре 1905 года Распутин познакомился с Николаем II и его супругой императрицей Александрой Федоровной .
В конце 1906 года Распутин начал действовать как целитель для единственного сына Николая и Александры, Алексея Николаевича , страдавшего гемофилией . Он был фигурой, вызывающей разногласия при дворе, и некоторые россияне считали его мистиком, провидцем и пророком, а другие — религиозным шарлатаном . Степень власти Распутина достигла небывалого максимума в 1915 году, когда Николай покинул Санкт-Петербург, чтобы руководить Российской императорской армией , участвовавшей в Первой мировой войне . В его отсутствие Распутин и Александра укрепили свое влияние по всей Российской империи. Однако по мере того, как русские военные поражения нарастали на Восточном фронте , обе фигуры становились все более непопулярными, и ранним утром 30 декабря [ OS 17 декабря] 1916 года Распутин был убит группой консервативных русских дворян, которые выступали против его влияния на имперскую власть. семья.
Историки часто предполагают, что скандальная и зловещая репутация Распутина помогла дискредитировать царское правительство, тем самым ускорив свержение дома Романовых вскоре после его убийства. Рассказы о его жизни и влиянии часто основывались на слухах и слухах; он остается загадочной и очаровательной фигурой в массовой культуре . [1]
Ранний период жизни
Григорий Ефимович Распутин родился крестьянином в небольшом селе Покровское , что на реке Туре , в Тобольской губернии (ныне Тюменская область ) в Российской империи . [2] Согласно официальным данным, он родился 21 января [ OS 9 января] 1869 года и был крещен . на следующий день [3] Он был назван в честь святителя Григория Нисского , праздник которого отмечался 10 января. [4]
Записей о родителях Распутина немного. Его отец, Ефим (1842–1916), [4] был крестьянином-фермером и церковным старостой, родился в Покровском и женился в 1863 году на матери Распутина, Анне Паршуковой (ок. 1840–1906). Ефим также работал правительственным курьером, переправляя людей и товары между Тобольском и Тюмени . [5] [4] У пары было еще семеро детей, все из которых умерли в младенчестве и раннем детстве; возможно, был девятый ребенок, Феодосия. По словам историка Джозефа Т. Фурмана, Распутин, безусловно, был близок к Феодосии и был крестным отцом ее детей, но «сохранившиеся записи не позволяют нам сказать большего». [5]
По словам историка Дугласа Смита , юность и ранняя взрослая жизнь Распутина — это «черная дыра, о которой мы почти ничего не знаем», хотя отсутствие надежных источников и информации не помешало другим фабриковать истории о родителях Распутина и его юности после его восхождения к известности. . [6] Историки, однако, сходятся во мнении, что, как и большинство сибирских крестьян, включая его мать и отца, Распутин не имел формального образования и оставался неграмотным даже в раннем взрослом возрасте. [4] [7] Местные архивные записи предполагают, что в молодости он был несколько неуправляемым - возможно, связанным с пьянством, мелкими кражами и неуважением к местным властям - но не содержат никаких доказательств того, что его обвиняли в краже лошадей , богохульстве или даче ложных показаний; все серьезные преступления позже были вменены ему как молодой человек. [8]
В 1886 году Распутин отправился в Абалак , примерно в 250 км к востоку-северо-востоку от Тюмени и в 2800 км к востоку от Москвы , где он встретил крестьянскую девушку по имени Прасковья Дубровина. После нескольких месяцев ухаживания они поженились в феврале 1887 года. Прасковья оставалась в Покровском на протяжении всех последующих путешествий Распутина и его известности и оставалась преданной ему до его смерти. У пары было семеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое: Дмитрий (1895 г.р.), Мария (1898 г.р.) и Варвара (1900 г.р.). [9]
Религиозное обращение
В 1897 году у Распутина возобновился интерес к религии, и он покинул Покровское, чтобы отправиться в паломничество . Его причины неясны; по некоторым данным, он покинул деревню, чтобы избежать наказания за участие в конокрадстве. [10] Другие источники предполагают, что Распутину было видение Богородицы или святого Симеона Верхотурского , а третьи предполагают, что его паломничество было вдохновлено молодым студентом-богословом Мелитием Заборовским. [11] Каковы бы ни были его причины, Распутин отказался от своей прежней жизни: ему было 28 лет, он был женат десять лет, у него на подходе маленький сын и еще один ребенок. По словам Смита, его решение «могло быть вызвано только каким-то эмоциональным или духовным кризисом». [12]
Распутин и раньше предпринимал более короткие паломничества в Свято-Знаменский монастырь на Абалаке и в Тобольский собор , но посещение Свято-Николаевского монастыря в Верхотурье в 1897 году изменило его. [13] Там он встретился и был «глубоко смирен» со старцем по имени Макарий. Распутин, возможно, провел в Верхотурье несколько месяцев и, возможно, именно здесь он научился читать и писать. Однако позже он утверждал, что некоторые монахи Верхотуйра занимались гомосексуализмом и критиковали монашескую жизнь как слишком принудительную. [14] В Покровское он вернулся другим человеком, выглядевшим растрепанным и ведущим себя по-другому. Он стал вегетарианцем, отказался от алкоголя, молился и пел гораздо горячее, чем раньше. [15]
Последующие годы Распутин провел в качестве странника (святого странника или паломника), покидая Покровское на месяцы или даже годы, чтобы странствовать по стране и посещать различные святые места. [16] Возможно, в 1900 году он дошел до Афона — центра восточно-православной монашеской жизни. [17]
К началу 1900-х годов у Распутина образовался небольшой круг последователей, в основном члены семьи и другие местные крестьяне, которые молились вместе с ним по воскресеньям и в другие святые дни, когда он был в Покровском. Построив импровизированную часовню в подвале Ефима (Распутин в то время еще жил в доме своего отца), группа проводила там тайные молитвенные собрания. Эти встречи вызвали некоторое подозрение и враждебность со стороны деревенского священника и других жителей деревни. Ходили слухи, что последовательницы торжественно омывали Распутина перед каждой встречей, что группа пела странные песни и даже что Распутин присоединился к хлыстам , религиозной секте, экстатические ритуалы которой, по слухам, включали самобичевание и сексуальные оргии . [18] [19] Однако, по словам Фурмана, «неоднократные расследования не смогли установить, что Распутин когда-либо был членом секты», а слухи о том, что он был хлыстом, оказались необоснованными. [20]
Подняться к известности
Распутина Слухи об активности и харизме начали распространяться в Сибири в начале 1900-х годов. [18] В какой-то момент в 1904 или 1905 году он отправился в город Казань , где приобрел репутацию мудрого старца , способного помочь людям разрешить их душевные кризисы и тревоги. [21] Несмотря на слухи о том, что Распутин занимался сексом с поклонницами, [22] он произвел благоприятное впечатление на нескольких местных религиозных лидеров. Среди них были архимандрит Андрей и епископ Хрисфанос, которые вручили Распутину рекомендательное письмо епископу Сергию, настоятелю духовной семинарии , Александро-Невской лавры и организовали его поездку в Санкт-Петербург . [23] [24] [25]
По прибытии в Александро-Невскую лавру Распутин был представлен церковным деятелям, в том числе архимандриту Феофану , инспектору духовной семинарии, имевшему хорошие связи в петербургском обществе и позднее служившему духовником императорской семьи. [26] [27] Феофан был так впечатлен Распутиным, что пригласил его погостить у себя дома; он стал одним из самых важных друзей Распутина в Санкт-Петербурге. [26] обеспечив ему доступ во многие влиятельные салоны , где местная аристократия собиралась для религиозных дискуссий. Именно благодаря этим встречам Распутин привлек некоторых из своих первых и влиятельных последователей, многие из которых позже восстали против него. [28]
Альтернативные религиозные движения, такие как спиритизм и теософия, стали популярными среди петербургской аристократии еще до прибытия Распутина, и многие представители аристократии проявляли большой интерес к оккультизму и сверхъестественному. [29] Идеи и «странные манеры» Распутина сделали его предметом сильного любопытства среди городской элиты, которая, по словам Фурмана, в этот период была «скучной, циничной и искала новых впечатлений». [26] Привлекательность Распутина, возможно, усиливалась тем фактом, что он также был уроженцем России, в отличие от других самопровозглашенных «святых людей», таких как Низье Антельм Филипп и Жерар Анкосс , которые ранее были популярны в Санкт-Петербурге. [27]
По словам Фюрмана, Распутин во время своего первого визита пробыл в Петербурге всего несколько месяцев и вернулся в Покровское осенью 1903 года. [30] Смит, однако, утверждает, что невозможно узнать, остался ли Распутин в Санкт-Петербурге или вернулся в Покровское в какой-то момент между его первым приездом и 1905 годом. [31] Тем не менее, к 1905 году Распутин подружился с несколькими представителями аристократии, в том числе с «Черными принцессами», Милицей и Анастасией Черногорскими . , которые вышли замуж за двоюродных братьев и сестер царя Николая II (великого князя Петра Николаевича и князя Георгия Максимилиановича Романовского ) и сыграли важную роль в представлении Распутина царю и его семье. [27] [32]
Распутин впервые встретил Николая 1 ноября 1905 года в Петергофском дворце . Царь записал это событие в своем дневнике, написав, что он и его супруга императрица Александра Федоровна «познакомились с человеком Божьим Григорием из Тобольской губернии». [31] Распутин вернулся в Покровское вскоре после их первой встречи и вернулся в Санкт-Петербург только в июле 1906 года. [33] По возвращении он отправил Николаю телеграмму с просьбой подарить царю икону преподобного Симеона Верхотурского . Он встречался с Николаем и Александрой 18 июля и еще раз в октябре, когда впервые встретил их детей. [34]
В какой-то момент Николай и Александра убедились, что Распутин обладает чудесной силой исцелить их единственного сына, цесаревича Алексея Николаевича , страдавшего гемофилией . Историки расходятся во мнениях относительно того, когда это произошло: по мнению Орландо Файджеса , Распутин впервые был представлен царю и царице как целитель, который мог помочь их сыну, в ноябре 1905 года. [35] в то время как Джозеф Т. Фурманн предположил, что именно в октябре 1906 года Распутина впервые попросили помолиться за здоровье Алексея. [36]
Целитель Алексей Николаевич
Во многом влияние Распутина на императорскую семью было связано с верой Александры и других в то, что он несколько раз облегчал боль Алексея и останавливал его кровотечение. По словам историка Марка Ферро , царица имела «страстную привязанность» к Распутину, веря, что он сможет исцелить недуг ее сына. [37] Гарольд Шукман писал, что Распутин стал «незаменимым членом царской свиты». [38] Неясно, когда Распутин впервые узнал о гемофилии Алексея и когда он впервые начал действовать как целитель. Возможно, он знал о состоянии Алексея еще в октябре 1906 года. [36] и был вызван Александрой помолиться за царевича, когда у него случилось внутреннее кровотечение . На следующее утро Алексей выздоровел. весной 1907 года [39] Вскоре после этого подруга Александры Анна Вырубова убедилась в том, что Распутин обладает чудесными способностями, и стала одной из самых влиятельных его сторонниц. [40] [41]
Летом 1912 года у Алексея после тряской поездки в карете недалеко от императорских охотничьих угодий в Спале произошло кровоизлияние в бедро и пах , что привело к образованию большой гематомы . [42] В сильных болях и в горячке в бреду царевич оказался при смерти. [43] В отчаянии Александра попросила Вырубову отправить Распутину (находившемуся в Сибири) телеграмму с просьбой помолиться за Алексея. [44] Распутин быстро ответил, сообщив царице, что «Бог увидел ваши слезы и услышал ваши молитвы. Не горюйте. Малыш не умрет. Не позволяйте врачам слишком его беспокоить». [44] На следующее утро состояние Алексея не изменилось, но Александра воодушевилась этим сообщением и вновь обрела надежду, что он выживет. Кровотечение остановилось на следующий день. [44] Доктор С.П. Федоров , один из врачей, лечивших Алексея, признал, что «выздоровление было совершенно необъяснимым с медицинской точки зрения». [45] Позднее доктор Федоров признавался, что Александру нельзя винить за то, что она видела в Распутине чудотворца: «Распутин приходил, подходил к больному, смотрел на него и плевал. Кровотечение моментально прекращалось... Как могла после этого императрица не доверять Распутину?» [46]
Историк Роберт К. Мэсси назвал выздоровление Алексея «одним из самых загадочных эпизодов всей легенды о Распутине». [44] Причина его выздоровления неясна: Мэсси предположил, что предложение Распутина не позволять врачам беспокоить Алексея помогло его выздоровлению, позволив ему отдохнуть и выздороветь, или что его сообщение могло помочь выздоровлению Алексея, успокоив его мать и уменьшив эмоциональный стресс царевича. . [47] Александра считала, что Распутин сотворил чудо, и пришла к выводу, что он необходим для выживания Алексея. [48] Некоторые писатели и историки, например Ферро, утверждают, что Распутин и в других случаях останавливал кровотечение Алексея с помощью гипноза . [37] Другие историки, в том числе мемуарист Пьер Жильяр , наставник Алексея по французскому языку, предположили, что Распутин контролировал кровотечение у Алексея, запретив прием аспирина , который тогда широко использовался для облегчения боли, но не был известен как средство, препятствующее свертыванию крови, до 1950-х годов. [49]
Отношения с Императорскими детьми
Алексея и его братьев и сестер также учили относиться к Распутину как к «нашему другу» и делиться с ним откровениями. Осенью 1907 года их тётю, великую княгиню Ольгу Александровну , Николай провожал в детскую для встречи с Распутиным. Мария, ее сестры и брат Алексей были в длинных белых ночных рубашках. «Кажется, он нравился всем детям», — вспоминала Ольга Александровна. «Они чувствовали себя с ним совершенно непринужденно». [50]
Дружба Распутина с царскими детьми была очевидна в посланиях, которые он им посылал. «Моя дорогая Перл М!» Распутин написал девятилетней Марии в одной телеграмме в 1908 году: "Расскажи мне, как ты разговаривала с морем, с природой! Я скучаю по твоей простой душе. Мы скоро увидимся! Крепкий поцелуй". Во второй телеграмме Распутин сказал ребенку: «Дорогой М! Мой Маленький Друг! Да поможет тебе Господь нести свой крест с мудростью и радостью во Христе. Этот мир подобен дню, смотри, уже вечер. с заботами мира». [51] В феврале 1909 года Распутин разослал всем детям телеграмму, в которой советовал: «Любите всю природу Божию, все творение Его в особенности эту землю. Матерь Божия всегда была занята цветами и рукоделием». [52]
девочек Одна из гувернанток , Софья Ивановна Тютчева , пришла в ужас в 1910 году, когда Распутину разрешили войти в детскую, когда четыре девочки были в ночных рубашках. Тютчева хотела запретить Распутину посещать детские комнаты. В ответ на ее жалобы Николай попросил Распутина прекратить посещения детской. «Я так боюсь, что С.И. [Тютчева] может сказать... о нашей подруге что-нибудь плохое», — писала матери двенадцатилетняя сестра Марии Татьяна 8 марта 1910 года, умоляя Александру простить ее за поступок. что-то ей не понравилось. «Надеюсь, теперь наша медсестра будет хорошо относиться к нашему другу». [53] Alexandra eventually had Tyutcheva fired. [54]
Тютчева рассказала свою историю другим членам императорской семьи, которые были шокированы этими сообщениями, хотя контакты Распутина с детьми были, судя по всему, совершенно невинными. [55] Сестра Николая, великая княгиня Ксения Александровна , пришла в ужас от рассказа Тютчевой. Ксения писала 15 марта 1910 года, что не может понять «...отношения Аликс и детей к этому зловещему Григорию (которого они считают почти святым, а на самом деле он всего лишь хлыст !) Он всегда рядом, идет в детскую, навещает Ольгу и Татьяну, пока они готовятся ко сну, сидит там, разговаривает с ними и ласкает их. Они стараются скрыть его от Софьи Ивановны, а дети не смеют говорить с ней о нем. совершенно невероятно и за гранью понимания». [53]
Другая гувернантка заявила весной 1910 года, что ее изнасиловал Распутин. Мария Ивановна Вишнякова сначала была поклонницей Распутина, но позже разочаровалась в нем. Александра отказалась верить Вишняковой «и сказала, что все, что делает Распутин, свято». Великой княгине Ольге Александровне сообщили, что заявление Вишняковой было немедленно расследовано, но «молодую женщину застали в постели с казаком Императорской гвардии ». Вишнякова была уволена со своего поста в 1913 году. [56]
В обществе шептались, что Распутин соблазнил не только Александру, но и четырех великих княжон. [57] Распутин опубликовал пылкие письма, написанные ему царицей и великими княжнами, которые ходили по обществу и подогревали слухи. Распространялись также порнографические карикатуры , на которых Распутин изображал сексуальные отношения с царицей на фоне ее четырех дочерей и обнаженной Анны Вырубовой. [58] Николай приказал Распутину на время покинуть Санкт-Петербург, к большому неудовольствию Александры, и Распутин отправился в паломничество в Палестину . [59]
Несмотря на скандал, связь императорской семьи с Распутиным продолжалась вплоть до его убийства 17 декабря 1916 года. «Наш Друг так доволен нашими девчонками, говорит, что они прошли тяжелые для своего возраста «курсы» и их души очень развились», — Александра. писал Николаю 6 декабря 1916 г. [60] В своих воспоминаниях А. А. Мордвинов сообщал, что четыре великие княжны выглядели «холодными и явно ужасно расстроенными» смертью Распутина и сидели «прижавшись друг к другу» на диване в одной из своих спален в ту ночь, когда получили это известие. Мордвинов сообщил, что молодые женщины были в мрачном настроении и, казалось, предчувствовали предстоящий политический переворот. [61] Распутин был похоронен с иконой, подписанной на оборотной стороне великими княжонами и их матерью. [62]
Споры
Вера императорской семьи в целебные способности Распутина принесла ему значительный статус и власть при дворе. [63] Николай назначил Распутина своим лампадником (фонарником), которому было поручено поддерживать зажигание лампад перед религиозными иконами во дворце, что давало ему регулярный доступ к дворцу и императорской семье. [64] К декабрю 1906 года Распутин сблизился настолько, что попросил царя об особой милости: разрешить ему сменить фамилию на Распутин-Новый (Распутин-Новый). Николай удовлетворил просьбу, и изменение имени было быстро обработано, что позволяет предположить, что Распутин уже в тот момент пользовался благосклонностью царя. [36] Распутин в полной мере использовал свое положение, принимая взятки и сексуальные услуги от поклонников. [63] и усердно работал над расширением своего влияния.
Распутин вскоре стал фигурой неоднозначной; враги обвиняли его в религиозной ереси и изнасиловании, подозревали в оказании неправомерного политического влияния на царя и даже, по слухам, имели роман с царицей. [65] Оппозиция влиянию Распутина росла внутри Восточной Православной Церкви . В 1907 году местное духовенство в Покровском объявило Распутина еретиком, а епископ Тобольский начал расследование его деятельности, обвинив его в «распространении ложных, хлыстовских учений». [66] В Санкт-Петербурге Распутин столкнулся с оппозицией со стороны еще более видных критиков, в том числе премьер-министра Петра Столыпина и охранки , царской тайной полиции . [67] Приказав провести расследование деятельности Распутина, Столыпин выступил против Николая, но не сумел обуздать влияние Распутина и выслать его из Санкт-Петербурга. [68]
За пределами царского двора Распутин проповедовал, что физический контакт между ним и другими очищает их; он участвовал в пьяных пирах и внебрачных связях с самыми разными женщинами, от проституток до дам из высшего общества. [69] [70] В 1909 году Хиония Берлацкая, одна из первых сторонниц Распутина, обвинила его в изнасиловании. Бетлацкая обратилась за помощью к Феофану, который убедился, что Распутин представляет опасность для монархии. [71] Умножались слухи о том, что Распутин нападал на последовательниц и вел себя неподобающим образом во время визитов к императорской семье, особенно к дочерям Николая-подросткам Ольге и Татьяне. [72] [73]
В этот период Первая мировая война , распад феодализма и вмешательство правительственной бюрократии способствовали быстрому экономическому упадку России. Многие возлагали вину на Александру и Распутина. Один откровенный член Думы , крайне правый политик Владимир Пуришкевич , заявил в ноябре 1916 года, что, по его мнению, царские министры «превратились в марионеток , марионеток, за нити которых крепко взялись Распутин и императрица Александра Федоровна — злые гений России и Царицы... оставшийся немцем на русском престоле и чуждым стране и ее народу». [74] (Царица родилась немецкой принцессой.)
Неудачная попытка убийства
12 июля [ OS 29 июня] 1914 года 33-летняя крестьянка по имени Хиония Гусева попыталась убить Распутина, нанеся ему удар ножом в живот возле его дома в Покровском. [75] Распутин был тяжело ранен, и какое-то время было неясно, выживет ли он. [76] После операции [77] и некоторое время в больнице в Тюмени, [78] он выздоровел.
Гусева была последовательницей Илиодора , бывшего священника, который поддерживал Распутина, прежде чем осудить его сексуальные выходки и самовозвеличивание в декабре 1911 года. [79] [80] Радикальный консерватор и антисемит , Илиодор входил в группу деятелей истеблишмента, которые пытались вбить клин между Распутиным и императорской семьей в 1911 году. Когда эта попытка провалилась, Илиодор был изгнан из Санкт-Петербурга и в конечном итоге лишен сана . [79] [81] Гусева утверждала, что действовала в одиночку, прочитав о Распутине в газетах и считая его «лжепророком и даже антихристом ». [82] Однако и полиция, и Распутин считали, что спровоцировал покушение Илиодор. [79] Илиодор бежал из страны до того, как его удалось допросить, а Гусева была признана не ответственной за свои действия по причине невменяемости . [79]
Смерть
Группа дворян во главе с Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем и князем Феликсом Юсуповым решила, что влияние Распутина на Александру угрожает Российской империи. Юсуповых В декабре 1916 года они придумали план убийства Распутина, очевидно, заманив его в Мойский дворец . [83] [84]
Распутин был убит ранним утром 30 декабря [ OS 17 декабря] 1916 года в доме князя Юсупова. Он умер от трех огнестрельных ранений, одно из которых было нанесено с близкого расстояния в лоб. О его смерти мало что известно, кроме этого, а обстоятельства его смерти были предметом серьезных спекуляций. По словам Смита, "что на самом деле произошло в доме Юсуповых 17 декабря, никогда не станет известно". [85] Однако наиболее часто рассказываемой версией событий стала история, которую Юсупов рассказал в своих мемуарах. [86]
По словам Юсупова, Распутина пригласили в его дворец вскоре после полуночи и провели в подвал. Юсупов предложил чай и пирожные, пропитанные цианидом . Первоначально отказавшись от пирожных, Распутин начал их есть, и, к удивлению Юсупова, яд, похоже, не подействовал. [87] Затем Распутин попросил немного вина Мадейры (которое тоже было отравлено) и выпил три стакана, но по-прежнему не выказывал никаких признаков беспокойства. [n 1] Около 2:30 ночи Юсупов извинился и пошел наверх, где его ждали товарищи по заговору. Он взял у Павловича револьвер , затем вернулся в подвал и сказал Распутину, что ему «лучше посмотреть на распятие и помолиться», имея в виду распятие в комнате, а затем выстрелил ему один раз в грудь. Затем заговорщики поехали в квартиру Распутина, причем Сухотин был в пальто и шляпе Распутина, пытаясь создать впечатление, будто Распутин вернулся домой той ночью. [88] Вернувшись в свой дворец, Юсупов вернулся в подвал, чтобы убедиться, что Распутин мертв. [89] Неожиданно Распутин вскочил и напал на Юсупова, который с некоторым усилием освободился и убежал наверх. Распутин последовал за Юсуповым во двор дворца, где его застрелил Пуришкевич. Он рухнул в сугроб. Затем заговорщики завернули его тело в ткань, отвезли к Петровскому мосту и сбросили в реку Малую Невку . [90]
По необоснованному утверждению, великая княгиня Татьяна, которая ранее предположительно была изнасилована Распутиным, присутствовала на месте убийства Распутина, «под видом поручика кавалергардов , чтобы отомстить Распутину, который совершил преступление». пытался ее нарушить». Морис Палеолог Распутина , посол Франции в России, писал, что Татьяна якобы была свидетельницей кастрации , но усомнился в достоверности слухов. [91]
В современном анализе смерти Распутина, опубликованном к 100-летию этого события, доктор Кэролин Харрис из Университета Торонто отмечает, что реальные обстоятельства были явно менее драматичными, чем рассказ Юсупова. Дочь Распутина записала, что ее отец не любил сладкую пищу и не стал бы есть якобы отравленные пирожные. В отчете о вскрытии, составленном официальным хирургом, не упоминается об отравлении или утоплении, а просто зафиксирована смерть от единственной пули, выпущенной в голову с близкого расстояния. [92]
Последствия
Весть об убийстве Распутина быстро распространилась еще до того, как его тело было найдено. По словам Смита, Пуришкевич открыто рассказал об убийстве двум солдатам и полицейскому, который расследовал сообщения о выстрелах вскоре после происшествия, но призвал их никому не рассказывать. [93] Расследование было начато на следующее утро. [94] « Биржевая газета» опубликовала сообщение о смерти Распутина «после вечеринки в одном из самых аристократических домов в центре города» днем 30 декабря [ OS 17 декабря] 1916 года.
После того, как двое рабочих обнаружили кровь на перилах Петровского моста и сапог на льду внизу, полиция начала обыск территории. [95] Тело Распутина было найдено подо льдом реки 1 января (19 декабря по ст. ст.) примерно в 200 метрах ниже по течению от моста. [96] Дмитрий Косоротов города Тело осмотрел главный хирург . Отчет Косоротова был утерян, но позже он заявил, что на теле Распутина имелись признаки тяжелых травм, в том числе три огнестрельных ранения (одно в упор в лоб), резаное ранение в левый бок и другие травмы, многие из которых, по мнению Косоротова, были было подтверждено посмертно. [97] Косоротов нашел в теле Распутина единственную пулю, но заявил, что она слишком сильно деформирована и принадлежит к типу, который слишком широко используется для отслеживания. Он не нашел никаких доказательств того, что Распутин был отравлен. [98] По словам Смита и Фюрмана, Косоротов не обнаружил воды в легких Распутина, а сообщения о том, что Распутина бросили в воду живым, были неверными. [99] [100] В некоторых более поздних сообщениях утверждалось, что пенис Распутина был отрезан, но Косоротов нашел его гениталии нетронутыми. [98]
Распутин был похоронен 2 января (21 декабря по ст. ст.) в небольшой церкви, которую Вырубова строила в Царском Селе . На похоронах присутствовали только императорская семья и несколько ее приближенных. Жена Распутина, любовница и дети не были приглашены. [101] хотя позже в тот же день его дочери встретились с императорской семьей в доме Вырубовой. [102] Императорская семья планировала построить церковь над могилой Распутина. [62] Однако его тело было эксгумировано и сожжено отрядом солдат по приказу Александра Керенского вскоре после отречения Николая от престола в марте 1917 года. [101] чтобы его могила не стала местом сбора сторонников старого режима. [103]
Выдающиеся дети
Мария Распутина
Дочь Распутина, Мария Распутина эмигрировала во Францию (урожденная Матрена Распутина; 1898–1977), после Октябрьской революции , а затем в США. Там она работала танцовщицей, а затем укротительницей львов в цирке. [104]
В популярной культуре
- Распутин и императрица (1932), фильм режиссеров Ричарда Болеславского и Чарльза Брабина с Лайонелом Бэрримором в роли Григория Распутина, Ральфом Морганом в роли царя, Этель Бэрримор в роли царицы и Джоном Бэрримором в роли принца Павла Чегодырева.
- Безумный монах Распутин (1966), фильм ужасов «Молот» режиссера Дона Шарпа с Кристофером Ли в главных ролях в роли Григория Распутина и Барбары Шелли .
- Я убил Распутина (1967), итало-франко-биографический фильм режиссера Робера Оссейна о смерти Григория Распутина.
- Николас и Александра (1971), британский эпический исторический драматический фильм режиссера Франклина Дж. Шаффнера . Распутина играет Том Бейкер .
- Агония (1973–1975, вышел только в 1981 году) — советский фильм режиссёра Элема Климова на музыку Альфреда Шнитке .
- « Распутин » (1978) — популярная песня немецко-карибской вокальной группы Boney M. [105]
- Распутин — сценический псевдоним британско-немецкого рок-музыканта Джона Саймона, выступавшего в основном под этим псевдонимом в 1970-е годы.
- Распутин: Темный слуга судьбы (1996), биографический исторический драматический телефильм, в котором рассказывается о последних четырех годах жизни Распутина. Его сыграл Алан Рикман .
- Анастасия (1997), анимационный мюзикл с Кристофером Ллойдом в роли Григория Распутина.
- Григорий Р. (2014), российский телесериал (иногда продается под названием Распутин )
- Последние цари (2019), документальный мини-сериал Netflix, посвящённый правлению Николая II . Распутина сыграл Бен Картрайт.
- «Королевский человек» (2021), боевик/драма, включающий сцены, иллюстрирующие теорию британского агента об убийстве Распутина.
- Сила Доктора (2022), специальный выпуск «Доктора Кто» изображает , которого Саша Дхаван как псевдоним Мастера.
См. также
- Архимандрит Фотий , влиятельный и реакционный русский священник и мистик.
- Исцеление верой
- Распутин (песня)
Примечания
- ↑ Утверждение о том, что Станислав Лазоверт признался на смертном одре, что он применил к вину и выпечке псевдояд вместо цианида, чтобы избежать нарушения клятвы Гиппократа, представляется неверным и, вероятно, возникло из книги « Охрана: Российская тайная полиция» , в которой автор лишь предполагает, что Лазоверт использовал псевдояд.
Ссылки
- ^ «Ра-Ра-Распутин: Окончательный исторический анализ классической песни Boney M» . Исторический хит . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ Уилсон 1964 , стр. 23–26.
- ^ Фурманн 2012 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит 2016 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Фурманн 2012 , с. 6.
- ^ Смит 2016 , стр. 14–15.
- ^ Фурманн 2012 , с. 9.
- ^ Смит 2016 , стр. 16–17.
- ^ Смит 2016 , стр. 17–18.
- ^ Фурманн 2012 , с. 14.
- ^ Смит 2016 , стр. 20–21.
- ^ Смит 2016 , с. 21.
- ^ Смит 2016 , с. 22.
- ^ Смит 2016 , стр. 23–25.
- ^ Фурманн 2012 , с. 17.
- ^ Смит 2016 , стр. 23, 26.
- ^ Смит 2016 , стр. 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2016 , с. 28.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 19–20.
- ^ Фурманн 2012 , с. 20.
- ^ Смит 2016 , стр. 50–51.
- ^ Фурманн 2012 , с. 25.
- ^ Смит 2016 , стр. 50–53.
- ^ Фурманн 2012 , с. 26.
- ^ Радзинский 2010 , стр. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б с Фурманн 2012 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2016 , с. 66.
- ^ Смит 2016 , с. 57.
- ^ Фигес 1998 , с. 29.
- ^ Фурманн 2012 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2016 , с. 65.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 29–30, 39.
- ^ Смит 2016 , стр. 69–76.
- ^ Фурманн 2012 , с. 41.
- ^ Фигес 1998 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с Фурманн 2012 , стр. 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б Ферро 1995 , с. 137.
- ^ Шукман 1994 , с. 370.
- ^ Фурманн 2012 , с. 43.
- ^ Мэсси 2012 , с. 168.
- ^ Фурманн 2012 , с. 46.
- ^ Мэсси 2012 , с. 192.
- ^ Мэсси 2012 , стр. 193–195.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэсси 2012 , с. 195.
- ^ Джулия П. Геларди, Рожденные править: пять правящих супруг, внучки королевы Виктории, с. 176
- ^ Джулия П. Геларди, Рожденные править: пять правящих супруг, внучки королевы Виктории , стр. 176–177 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Мэсси 2012 , стр. 197–198.
- ^ Мэсси 2012 , с. 198.
- ^ Хашич, Альбинко (29 декабря 2016 г.). «5 мифов и правд о Распутине» . Время.com . Время-Жизнь . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Мэсси (1967), стр. 199–200.
- ^ Майлунас и Мироненко (1997), с. 314
- ^ Майлунас и Мироненко (1997), с. 321
- ^ Перейти обратно: а б Майлунас и Мироненко (1997), с. 330
- ^ Радзинский (2000), с. 139
- ^ Мэсси (1967), с. 208
- ^ Радзинский (2000), стр. 129–130.
- ^ Лин (1998), с. 257
- ^ Кристофер и др. (1995), с. 115.
- ^ Кристофер и др. (1995), с. 116
- ^ Майлунас и Мироненко (1997), с. 489
- ^ Майлунас и Мироненко (1997), с. 507
- ^ Перейти обратно: а б Майлунас и Мироненко (1997), с. 511
- ^ Перейти обратно: а б Файджес 1998 , с. 31.
- ^ Ферро 1995 , с. 138.
- ^ Файджес 1998 , стр. 32–33.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 52–53.
- ^ Фурманн 2012 , с. 57.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 58–59.
- ^ « Григорий Распутин . Британика , 2023.
- ^ Харрис, Кэролайн (2016). « Убийство Распутина 100 лет спустя ». Смитсоновский журнал.
- ^ Фурманн 2012 , с. 61.
- ^ Смит 2016 , с. 168.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 61–62.
- ^ Радзинский 2010 , с. 434.
- ^ Фурманн 1990 , стр. 106–107.
- ^ Фурманн 1990 , с. 108.
- ^ Смит 2016 , с. 332.
- ^ Смит 2016 , стр. 360–361.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит 2017 .
- ^ Фурманн 1990 , с. 82.
- ^ Фурманн 1990 , стр. 82–84.
- ^ Радзинский 2010 , с. 256.
- ^ Фаркуар 2001 , с. 197.
- ^ Мурхед 1958 , стр. 107–108.
- ^ Смит 2016 , стр. 590, 595.
- ^ Смит 2016 , стр. 590–592.
- ^ Смит 2016 , с. 590.
- ^ Смит 2016 , стр. 590–591.
- ^ Смит 2016 , с. 591.
- ^ Смит 2016 , стр. 591–592.
- ^ Майлунас и Мироненко, с. 508–509
- ↑ Доктор Кэролин Харрис, журнал Smithsonian, 27 декабря 2016 г.
- ^ Смит 2016 , стр. 597–598.
- ^ Смит 2016 , с. 599.
- ^ Смит 2016 , с. 600.
- ^ Смит 2016 , с. 606.
- ^ Смит 2016 , стр. 608–610.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2016 , с. 610.
- ^ Смит 2016 , с. 611.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 217–219.
- ^ Перейти обратно: а б Роллинз 1982 , с. 197.
- ^ Смит 2016 , с. 612.
- ^ Смит 2016 , с. 650.
- ^ Адамс, Кэтрин Х.; Кин, Майкл Л. (2012). Женщины американского цирка, 1880–1940 гг . МакФарланд. п. 162. ИСБН 978-1-4766-0079-6 .
- ^ Райт II, Дж. М. (2007). «Величайшая машина любви России»: Дискотека, экзотика, подрывная деятельность (Докторская диссертация, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл).
Библиография
- Кристофер, Питер; Курт, Питер; Радзинский, Эдвард (1995). Царь: Затерянный мир Николая и Александры . Little Brand Co. ISBN 0-316-50787-3 .
- Кук, Эндрю (2005). Убить Распутина: Жизнь и смерть Григория Распутина . Темпус . ISBN 9780752434094 .
- Фаркуар, Майкл (2001). Сокровищница королевских скандалов: шокирующие правдивые истории о самых злых, самых странных и самых распутных королях, королевах, царях, папах и императорах в истории . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-028024-1 .
- Ферро, Марк (1995). Николай II: Последний из царей . Перевод Пирса, Брайана. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-509382-7 .
- Файджес, Орландо (1998). Народная трагедия: Русская революция, 1891–1924 гг . Пингвин. ISBN 978-0140243642 .
- Фурманн, Джозеф Т. (2012). Распутин: Нерассказанная история . Уайли. ISBN 978-1-118-23985-8 .
- Фурманн, Джозеф Т. (1990). Распутин: Жизнь . Прегер Фредерик А. ISBN 978-0-275-93215-2 .
- Магер, Хьюго (1998). Елизавета: Великая Княгиня Российская . Carroll and Graf Publishers, Inc. ISBN 0-7867-0678-3 .
- Мэсси, Роберт К. (1967). Николай и Александра . Dell Publishing Co. ISBN издательства 0-394-58048-6 .
- Мэсси, Роберт К. (2012) [1967]. Николай и Александра: Падение династии Романовых (изд. Современной библиотеки). ISBN 978-0-679-64561-0 .
- Майлунас, Андрей; Мироненко, Сергей (1997). Страсть длиною в жизнь: Николай и Александра: их собственная история . Даблдэй. ISBN 0-385-48673-1 .
- Миллер, Карин (19 сентября 2004 г.). «Британский шпион произвел выстрел, добивший Распутина» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 10 января 2022 года.
- Мурхед, Алан (1958). Русская революция . Нью-Йорк: Харпер и братья. стр. 107–108 . ISBN 978-0881843316 .
- Нортон-Тейлор, Ричард (21 сентября 2010 г.). «Грэм Грин, Артур Рэнсом и Сомерсет Моэм шпионили в пользу Британии, признали, что МИ-6» . www.theguardian.com . Проверено 26 сентября 2016 г.
- Радзинский, Эдвард (2010). Дело Распутина . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-75466-0 .
- Роллинз, Патрик Дж. (1982). «Распутин Григорий Ефимович». В Вечински, Джозеф Л. (ред.). Современная энциклопедия российской и советской истории . Том. 30. Академическая международная пресса.
- Shishkin, Oleg (2004). Rasputin : Istorii͡a Prestuplenii͡a . Moscow: Yauza.
- Шукман, Гарольд (1994). «Распутин, Григорий Ефимович» . В Шукмане, Гарольде (ред.). Блэквеллская энциклопедия русской революции . Блэквелл. ISBN 0631195254 .
- Сас, Томас Стивен (1993). Лексикон безумия: метафорическая болезнь, моральная ответственность и психиатрия . Издатели транзакций. ISBN 978-1-56000-065-5 .
- Смит, Дуглас (2016). Распутин: Вера, власть и закат Романовых . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-71123-8 .
- Смит, Дуглас (2017). «Григорий Распутин и начало Первой мировой войны: июнь 1914 года» . В Брентоне, Тони (ред.). Была ли революция неизбежной?: Поворотные моменты русской революции . Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН 978-0190658939 .
- Смит, Майкл (2011). Шесть: Настоящие Джеймсы Бонды 1909–1939 годов . Издательство Bitback. ISBN 978-1-84954-264-7 .
- Уилсон, Колин (1964). Распутин и падение Романовых . Фаррар, Штраус.
Внешние ссылки
- 1869 рождений
- 1916 смертей
- Убийства 1916 года в Европе
- Убитые русские люди
- Смерти от огнестрельного оружия в России
- Православные христиане из России.
- Восточно-православные мистики
- Целители веры
- Народные святые
- Григорий Распутин
- Коми народ
- Николай II России
- Люди из Тюменского Уезда
- Жители Ярковского района.
- В России убиты люди
- Семья Распутиных
- русские жертвы убийств
- Двор Николая II России
- Посмертные казни
- Люди 19 века из Российской Империи
- Христианские мистики ХХ века
- Русские люди 20 века