Вольфганг Лайб
Вольфганг Лайб | |
---|---|
Рожденный | 25 марта 1950 г. Метцинген, Германия |
Национальность | немецкий |
Образование | Высшее медицинское образование, Тюбингенский университет, Германия. |
Известный | Скульптура |
Супруг | Кэролин Рип (1985-настоящее время) |
Награды | Императорская премия в области скульптуры, Токио, 2015 г. |
Вольфганг Лайб (родился 25 марта 1950 года в Метцингене , Германия ) — немецкий художник, преимущественно известный как скульптор. Он живет и работает в маленькой деревне на юге Германии, обслуживая студии в Нью-Йорке и Южной Индии .
Его работы выставлялись по всему миру во многих наиболее важных галереях и музеях. Он представлял Германию на Венецианской биеннале 1982 года и был включен со своими работами в Documenta 7 в 1982 году, а затем в Documenta 8 в 1987 году. В 2015 году он получил Praemium Imperiale за скульптуру в Токио , Япония .
Он стал всемирно известным благодаря своим «Молочным камням», чистой геометрии белого мрамора, дополненной молоком, а также ярким инсталляциям из пыльцы. В 2013 году Музей современного искусства в Нью-Йорке представил его самый большой кусок пыльцы — 7 × 8 м — в центральном атриуме музея.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Вольфганг Лайб родился 25 марта 1950 года в Метцингене, Германия, в семье врача Густава Лайба и его жены Лидии. В 1962 году семья переехала в небольшую деревню недалеко от Бибераха-ан-дер-Рисс. Там его отец построил современный стеклянный дом экстремальной и уникальной архитектуры, расположенный в окружении лугов и лесов. Жизнь, которая там развивалась, оказала сильное и замечательное влияние на всех членов семьи.
Якоб Брекле, местный художник-пейзажист, стал близким другом Лаибов и выразил свое глубокое уважение и любовь к искусству. Через него Лайбы лично познакомились с картинами Казимира Малевича , хранившимися в Биберахе у архитектора Хьюго Херинга и впоследствии приобретенными Стеделик-музеем в Амстердаме. Благодаря этой дружбе Лайб уже в раннем детстве познакомился с восточной культурой и философией, вместе у них развился очень сильный интерес, особенно к Лао-цзы, даосизму и дзэн-буддизму .
Семья начала путешествовать по Европе, посещая те места, где сохранилось искусство, следы и сокровища средневековой культуры. Ассизи, а также жизнь и учение святого Франциска оказали очень важное влияние на Лаиба, его жизнь и деятельность. По мере развития тенденции к путешествиям Лаиб путешествовал по многим различным азиатским странам, особенно по Индии .
Несмотря на его постоянно растущую страсть к искусству, Лайб начинает изучать медицину в Тюбингенском университете в 1968 году. По мере того, как его учеба продвигалась, он начал все больше и больше задаваться вопросом, что на самом деле представляет собой и что означает медицина этого века. Разочаровавшись в западной медицине, он стал рассматривать естественные науки, как и большинство других современных взглядов, как ограниченные из-за их зависимости от логики и материального мира. Его поиски привели его к восточному спиритуализму, философии и мысли доренессанса. В этот момент Лаиб занялся параллельным изучением санскрита и восточной философии. В 1972 году, еще во время учебы в медицине, он начал работать над каменной скульптурой под названием «Брахманда» – или «космическое яйцо» на санскрите. В этот момент Лайб решил закончить медицинское образование, но с полным намерением начать карьеру артиста.
Он вернулся в свою деревню недалеко от Бибераха и благодаря своему богатому медицинскому опыту в сочетании со всем остальным интуитивно осознал создание своих первых молочных камней как выражение всего, что он чувствовал в то время. Состоящий из прямоугольного полированного чисто белого мрамора, верхняя центральная часть поверхности отшлифована, чтобы создать тончайшую впадину, в которую Лаиб заполняет молоко, тем самым обеспечивая единство эфемерного молока с твердой плотностью белого мрамора.
В 1977 году Лайб начал собирать пыльцу на лугах и в лесах в окрестностях своей деревни. В течение многих дней и месяцев, с ранней весны до лета, он продолжал так на протяжении десятилетий до настоящего времени. Эта помолвка стала важнейшим содержанием его повседневной жизни. Пыльца представлена на выставках различными способами, наиболее известными из которых являются сияющее поле, рассыпанное по полу в смягченной прямоугольной форме, обеспечивающее богатую интенсивность переживаний и эмоций. В других особых ситуациях пыльцу можно было хранить в простых стеклянных банках или открыто складывать в небольшие горы.
В 1976 году в галерее Мюллер-Рот в Штутгарте прошла его первая выставка, на которой были представлены ранние «Молочные камни». Это положило начало множеству выставок по всему миру на протяжении многих десятилетий. В 1979 и 1981 годах прошли его первые выставки в Нью-Йорке. Он жил и работал в Трибеке , в это время он встретил Кэролайн Рип, реставратора, специализирующегося на азиатском искусстве и древностях, которая впоследствии стала его женой. В 1982 году он принял участие в Documenta 7 и представлял Германию на Венецианской биеннале вместе с Ханне Дарбовен и Готхардом Граубнером .
В 1985 году Кэролин переехала в Германию и как жена сопровождала Лайба на протяжении многих десятилетий до настоящего времени. Это стали очень интенсивные и красивые отношения, в которых они разделяли жизнь, работу и ценности, которых они стремились достичь. В 1986 году у них родилась дочь Чандра Мария.
С 1983 года его работа с материалами переросла в рис, пчелиный воск, сургуч, бирманский лак и некоторые металлы. Сначала он делал меньшие кусочки пчелиного воска, которые затем превратились в крупные крупномасштабные изделия, такие как камеры из пчелиного воска и ступенчатые пирамиды, называемые «Зиккураты». Выбор этих материалов глубоко осмыслен, но по своей сути они вовсе не представляют предела его замысла; скорее они служат средством реализации гораздо более сложных идей. Его всегда меньше интересовали инновации или формальное развитие, чем идея преемственности. К его творчеству следует подходить не в хронологическом порядке, а в циклическом порядке, поскольку он регулярно использует одни и те же формы и материалы. Лайб считает себя носителем идей универсальности и вневременности, которые уже присутствуют в природе. В его работах микро часто соединяется с макросом таким образом, что меняет наше место во Вселенной. Его можно процитировать, сказав: «С помощью своих произведений искусства я сделал то, что хотел делать как врач. Я никогда не менял профессию». В 2000 году он создает первую постоянную восковую камеру в Рок-дель-Море в Пиренейских горах недалеко от Перпиньяна. Другие восковые камеры следуют рядом с его мастерской на юге Германии, в Нижнем Энгадине в Швейцарии , в коллекции Филлипса в Вашингтоне, округ Колумбия , и коридор длиной 50 метров для Ансельма Кифера в Баржаке , на юге Франции , реализованный в 2014 году.
В 2006 году он наконец решил открыть студию в небольшой деревне на холмах недалеко от Мадурая в Южной Индии. Проводя там не менее двух месяцев в году, он создает множество новых работ из черного гранита, белого ясеня и некоторых других материалов. Он предложил построить огромную Брахманду длиной 20 м на Пулималае, голом гранитном холме, недалеко от Мадурая.
В 2010 году Кэролин и Вольфганг приобрели небольшое помещение на Манхэттене, чтобы вместе проводить свою жизнь и работать на этом перекрестке мира, налаживая новые связи в мире искусства США.
Выставки и инсталляции
[ редактировать ]- 1976: первая выставка в галерее Мюллер-Рот, Штутгарт.
- 1982: Вольфганг Лайб представляет (Германию) на Венецианской биеннале вместе с Ханне Дарбовен и Готхардом Граубнером.
- 1982 и 1987: Лайб участвует в Documenta 7 и 8.
- 1985: Харальд Зееманн приглашает Лайба принять участие в выставке «Spuren, Skulpturen und Monumente ihrer praezisen Reise» в Кунстхаусе Цюриха , где он показывает горы пыльцы «Пять гор, на которые не стоит взбираться». Оба чувствуют, что эта работа объединяет их видения и мечты об искусстве и их жизни. Это становится началом долгого и интенсивного сотрудничества со многими выставками по всему миру.
- 2000: Лаиб строит свою первую постоянную восковую камеру в горах южных Пиренеев, Рок-дель-Мор, недалеко от Перпиньяна, Франция.
- 2000–2002: большая ретроспектива, курируемая Клаусом Оттманном , показана в пяти важных американских музеях, сначала в Музее Хиршхорна и саду скульптур в Вашингтоне, округ Колумбия, а последней будет показана в Доме искусства в Мюнхене.
- 2002–2003: крупные выставки в музеях Японии и Кореи, в том числе в Национальном музее современного искусства , Токио, Муниципальном художественном музее , Тойота-Сити и Национальном музее современного искусства , Сеул.
- 2004: Он строит большую восковую камеру возле своей студии на юге Германии.
- 2005: Фонд Бейелера в Базеле посвящает ему крупную выставку.
- 2010: Лаиб делает предложение построить огромную Брахманду длиной 20 м на Пулималаи, голом гранитном холме недалеко от Мадурая, Южная Индия.
- 2013: Музей современного искусства в Нью-Йорке выставляет огромный кусок пыльцы – 7 х 8 м – в главном атриуме музея. В то же время он реализует постоянную восковую камеру в коллекции Филлипса в Вашингтоне.
- 2014: Ансельм Кифер приглашает его создать огромный восковой коридор длиной 50 м в Баржаке, Южная Франция. Лаиб выставляет свою большую ступенчатую пирамиду из пчелиного воска «Зиккурат» в базилике Сант-Аполлинаре в Классе , Равенна, Италия.
На протяжении многих лет его работы до настоящего времени демонстрировались в следующих галереях:
- Галерея Конрада Фишера, Дюссельдорф, Германия
- Галерея Sperone Westwater , Нью-Йорк
- Галерея Buchmann , Берлин, Лугано
- Галерея Таддеуса Ропак , Зальцбург, Париж
- Галерея Кенджи Таки, Токио, Нагоя
- Галерея Альфонсо Артиако, Неаполь
Монографии и каталоги
[ редактировать ]- Музей МАСИ Лугано : Франчолли, Марко и Менегои, Симоне. Вольфганг Лайб. Лугано, MASI и Edizioni Casagrande , 2017. Содержит подробную хронологию художника.
- Равенна: Вольфганг Лайб в Сант-Аполлинаре-ин-Классе. С текстами, выбранными Вольфгангом Лайбом, и интервью с художницей Марией Ритой Бентини. Джан Энцо Спероне, Турин, 2016 г.
- Fondazione Merz: Вольфганг Лаиб. Махаягна – ведический огненный ритуал – с браминами из Южной Индии. Тексты Беатрис Мерц и Марии Чентонце, Федерико Скуарчини, интервью с художником Клауса Оттмана , Турин, 2009 г.
- Музей Гренобля: Вольфганг Лайб. Без места – без времени – без тела. Текст Гая Тосатто, избранные тексты Вольфганга Лайба. Музей Гренобля и Actes Sud 2008 г.
- Музей королевы Софии Мадрид : Вольфганг Лаиб. Без начала без конца Тексты Антонио Гамонеды , Хосе Марии-Медина и Карлоса Ортеги. Музей Национального центра искусств королевы Софии. Мадрид 2007 г.
- Fondation Beyeler , Базель: Вольфганг Лайб. Преходящее – вечное. Тексты Катарины Шмидт, Филиппа Бюттнера, Ульфа Кюстера, Кристофа Витали, Харальда Зеемана и Вольфганга Лайба. С краткой хронологией художника. Фонд Бейелер и Хатье Канц , Базель, 2005 г.
- Музей Макро, Рим: Вольфганг Лайб. Текст Данило Экчера . Museo Macro Roma и Electa Editore, Милан, 2005 г. С хронологией художника и библиографией.
- Художественный музей Бонна и музей Де Пон, Тилбург : Сущность реального. Вольфганг Лайб. Рисунки и фотографии. Тексты Кристофа Шрайера и Клауса Оттмана . Боннский художественный музей и музей Де Пон в Тилбурге, 2005 г.
- Муниципальный художественный музей Тойоты : Вольфганг Лайб. Текст Тадаши Канаи. Тойота Сити, 2003 г.
- Национальный музей современного искусства , Сеул: Вольфганг Лаиб. Текст Сынван Канга и других, Сеул, 2003 г.
- Национальный музей современного искусства , Токио: Вольфганг Лаиб. Текст Тору Мацумото, Токио, 2003 г.
- Ретроспектива США и немецкая версия Haus der Kunst: Вольфганг Лаиб. Ретроспектива. Тексты Клауса Оттмана , Маргит Роуэлл, «Разговор с художником» Харальда Зеемана . С хронологией и библиографией. Английская версия: AFA и Hatje Cantz , 2000 г. Немецкая версия: Haus der Kunst и Hatje Cantz , 2002 г.
- Кунстхаус Брегенца : Вольфганг Лайб. Текст Элизабет Самсонов . Интервью с художником Рудольфа Загмейстера. Брегенц 1999 г.
- Музей Карре д'Арт , Ним: Вольфганг Лаиб. Где-то еще. Текст Гая Тосатто. Ним 1999 г.
- Художественный музей Бонна и Музей современного искусства Лос-Анджелеса : Вольфганг Лайб. Тексты Клауса Шренка, Керри Брогера и Дональда Каспита Бонн, Лос-Анджелес, 1992 г.
- Музей Асконы: Вольфганг Лайб. Текст Харальда Зеемана . Аскона, 1992 г.
- Музей Капк Бордо : Вольфганг Лаиб. Текст Жан-Марка Авриллы. Бордо 1992
- Штутгартское художественное объединение: Вольфганг Лайб. Тексты Тилмана Остерволда, Йоханнеса Кладдерса, Ханса-Иоахима Мюллера, Харальда Зеемана , Штутгарт, 1989 г.
- ARC – Музей современного искусства города Парижа : Вольфганг Лайб. Текст Харальда Зеемана , Интервью с художницей Сюзанны Паже , Париж, 1986 г.
- Венецианская биеннале , немецкий павильон: Вольфганг Лайб. Текст Йоханнеса Кладдерса. Венеция 1982 г. и музей Абтайберг , Менхенгладбах , 1983 г.
- Мюнхенское арт-пространство: Вольфганг Лаиб. Текст Германа Керна . Мюнхен 1978 г.
Награды
[ редактировать ]- 1987: Премия Арнольда Боде
- 2015: Императорская премия в области скульптуры в Токио.
Коллекция
[ редактировать ]- Музей современного искусства , Нью-Йорк
- Музей Хиршхорна и сад скульптур , Вашингтон, округ Колумбия
- Коллекция Филлипса , Вашингтон, округ Колумбия
- Институт искусств Чикаго
- Музей современного искусства , Сан-Франциско
- Центр Помпиду , Париж
- Гренобльский музей
- Карре д’Арт Ним
- Музей Рошшуара
- Кунстхаус Цюрих
- Музей Санкт-Галлена
- ЛАК Лугано
- Национальный музей современного искусства , Токио
- Муниципальный художественный музей Тойоты , Тойото, Япония
- Национальный музей современного искусства , Сеул
- Джамп, Сеул
- Национальная галерея Австралии , Канберра
- Музей Нового Южного Уэльса, Сидней
- Музей современного искусства, Хельсинки
- Музей Де Понт , Тилбург, Нидерланды
- Пинакотека современности , Мюнхен.
- Штутгартский художественный музей
- Боннский художественный музей
- Кунстхалле Карлсруэ
- Музей Шпренгеля , Ганновер
Ссылки
[ редактировать ]