Но...
Но... | |
---|---|
![]() Постер фильма | |
Режиссер | Гульзар |
Написал | Гульзар |
На основе | Кшудхит Пашаан Рабиндранат Тагор |
Продюсер: | Лата Мангешкар Хридайнатх Мангешкар Бал Пхуле |
В главных ролях | Винод Кханна Димпл Кападиа |
Кинематография | Манмохан Сингх |
Под редакцией | Субхаш Сегал |
Музыка | Хридайнатх Мангешкар (музыка) Гульзар (слова) |
Дата выпуска |
|
Время работы | 171 минута [ 1 ] |
Страна | Индия |
Язык | Неа |
Лекин... ( в переводе Но... ) — на хинди драматический детективный фильм 1991 года , основанный на рассказе «Кшудхит Пашаан » ( «Голодные камни ») Рабиндраната Тагора 1895 года и снятый режиссёром Гульзаром . В главных ролях Винод Кханна , Димпл Кападиа , Амджад Кхан , Алок Нат и Бина Банерджи , а также особое появление Хемы Малини . В фильме рассказывается история Ревы, беспокойного призрака, который ищет освобождения и посещает древний дворец Раджи Парам Сингха в Раджастане , когда ее обнаруживает Самир, куратор музея, посланный правительством для спасения ценностей в регионе. Воссоздавая визуальное представление истории дворца, раскрывающее ее трагическую историю, Самир полон решимости помочь ей освободиться. [ 2 ]
Продюсером выступила индийская певица Лата Мангешкар (совместными продюсерами выступили Хридайнатх Мангешкар фильма и Бал Пхуле). На его выпуск в кинотеатрах ушло четыре года. Он получил положительные отзывы, особенно похвалили игру Димпл Кападиа. Саундтрек, написанный Хридайнатхом, был хорошо принят, а особенно популярной стала версия Латы " Yaara Seeli Seeli ". На 38-й Национальной кинопремии фильм получил пять наград, что стало рекордом для того года, в том числе за лучшую музыкальную постановку за Хридайнатха, за лучшую певицу за Лату и за лучшего автора текста за Гульзар. На 37-й церемонии вручения наград Filmfare Awards фильм получил награду «Лучший автор текста» , а Кападия была номинирована на лучшую женскую роль за свою игру.
Сюжет
[ редактировать ]Правительственный чиновник Самир Нийоги отправляется в Раджастан для инвентаризации предметов в заброшенном хавели (особняке) давно умершего махараджи Парама Сингха. По прибытии в Раджастхан он встречает своего старого друга Шафи, который работает местным сборщиком налогов и живет со своей женой Шардой.
По пути в Джасор Самир начинает видеть то, что, по его мнению, вполне может быть видениями из другого времени и места, видениями, которые ему показывает красивая женщина по имени Рева, с которой он сталкивается. Она продолжает появляться и исчезать во время его пребывания в Джасоре. Таинственное появление и исчезновение поначалу потрясло Самира, но заверение эксперта в этой области в том, что духи существуют, дает ему неизвестную внутреннюю мотивацию узнать правду о Реве и о нем самом, а также выяснить причину, по которой он связан с этой историей. .
В следующий раз, когда Самир встретит Реву, она перенесет его в свое прошлое, подарив ему призрачный экспонат из древних дней во дворце. Согласно истории, раскрытой в ее воссоздании, Рева — это дух, застрявший в определенный период времени и пытающийся пересечь пустыню, чтобы встретить свою давно потерянную сестру Тару. Старшая сестра Тара однажды вечером приходит во дворец Махараджи Парама Вира, чтобы выступить с песнями и танцами. Махараджа злобно смотрит на нее и приказывает своим людям не выпускать ее из дворца той ночью, чтобы он мог ее изнасиловать. Устад Мирадж Али, музыкальный маэстро при королевском дворе, который также является учителем музыки Тары и Ревы, узнает о плане короля. Он предупреждает отца Тары и Ревы и советует им бежать из города, пересекая пустыню. Король узнает об этом и заключает Мираджа Али и Реву в темницы замка, в то время как верблюд Тары бежит впереди по пустыне, но о нем никогда не слышно. Жестокий Махараджа также приказывает бить отца Тары и Ревы до тех пор, пока он не истечет кровью до состояния, близкого к смерти, а затем приказывает своим людям посадить его на спину верблюда и отправить в пустыню.
Затем развратный король обращает свое внимание на Реву. Он подождет, пока она вырастет молодой женщиной. Рева проводит в заточении 8 лет, и однажды король желает с ней сексуального удовлетворения. Устад Мирадж Али вместе с одним из слуг короля вынашивает план, как помочь Реве сбежать из тюрьмы и спастись от короля. Мы узнаем, что Рева чудом избежал лап снисходительного короля Парам Сингха. Ее наставник Устад Мирадж Али дает клятву Корана одному из своих знакомых, Мехру, который должен помочь Реве пересечь пустыню. Но при попытке пересечь пустыню Мехру поймали люди короля, наказали плетьми и бросили в его деревню в почти мертвом состоянии. Рева погибает во время сильной песчаной бури в пустыне. Она замирает в мгновение ока. По мере того, как события разворачиваются ближе к концу, мы узнаем, что Самир — это возрождение Мехру и что старшей сестре Ревы, Таре, удалось пересечь пустыню, когда ее верблюд побежал впереди. Тара теперь старше, и у нее есть дочь, названная в честь ее мертвой, потерянной сестры Ривы. Устад Мирадж Али тоже жив и находится в доме Тары, хотя он очень стар. Как только Самир достигает дома Тары с новостями о Реве, устад Мирадж Али узнает в нем Мехру и умирает у него на руках. Самир также обнаруживает скелет Раджи Парам Сингха в подземельях замка. Два золотых зуба в черепе помогают установить принадлежность этого скелета королю Парам Сингху. Остается загадкой, как король Парам Сингх умер в темнице замка и как устаду Мирадж Али удалось сбежать.
В конце концов Самир выполняет свое обязательство помочь духу Ревы не только пересечь пустыню, но и освободить ее из периода времени, в котором она застряла.
Бросать
[ редактировать ]Актерский состав фильма следующий: [ 3 ]
- Винод Кханна — Самир Нийоги
- Димпл Кападиа — Рева
- Амджад Хан - Шафи Ахмед Сиддики
- Бина Банерджи — Шарда, жена Шафи
- Алок Натх – Устад Мерадж Али
- Хема Малини — Тара (появление в качестве гостя)
- Мун Мун Сен — Памми
- Виджайендра Гхатге — Раджа Парам Сингх
Производство
[ редактировать ]Инициатива Латы Мангешкар по созданию фильма вращалась исключительно вокруг идеи создания фильма с хорошей музыкой, поскольку она была опустошена качеством песен, которые преобладали в киноиндустрии и которые ей приходилось петь на протяжении последнего десятилетия. [ 4 ] Она обратилась к Гульзар с просьбой снять запланированный фильм. [ 5 ] Приняв ее предложение, он решил адаптировать Рабиндраната Тагора духовный рассказ 1895 года «Кшудхит Пашаан» , также известный как «Голодные камни» . Позже Гульзар объяснил свой выбор Тагора: «Я хотел запечатлеть оригинальный голос Тагора, голос, который нашел выражение только в бангла и не был воспроизведен в английских переводах». [ 6 ] В своих беседах Лата и Гульзар часто обсуждали сверхъестественные явления. Это были дни, когда в прессе сообщалось о случаях предполагаемого перевоплощения. Образованные интеллектуалы часто принимали их, хотя и с определенной долей сомнения и скептицизма, и их аргументы часто заканчивались словами «Лекин...» (Но...), отсюда и название фильма. [ 4 ]
Как только Кападиа узнала о проекте, она неоднократно звонила Гульзар и Мангешкару, настаивая на том, чтобы ее выбрали на роль Ревы, пока она, наконец, не получила роль. [ 7 ] Винод Кханна, который взял перерыв в актерской деятельности и планировал вернуться, подошел к Гульзар и спросил, есть ли для него роль. Между прочим, к тому времени кастинг почти завершился, за исключением кастинга на главную мужскую роль, и Ханна согласился сыграть Самира. [ 8 ] На создание и выпуск фильма ушло четыре года. Хлопок махурата дал игрок в крикет Сунил Гаваскар в 1987 году. [ 9 ] Фильм был снят в 1989 году. [ 10 ] Гульзар много путешествовала по Раджастану (около 5000 километров) в поисках мест для съемок. [ 11 ] Чтобы сделать персонаж Кападии более правдивым в своей призрачной природе, Гульзар запретила Кападии моргать во время съемок, чтобы поймать «бесконечный, пристальный взгляд», который давал бы ей «ощущение сюрреалистичности». [ 12 ]
Саундтрек
[ редактировать ]Все песни из «Лекина...» были написаны Хридайнатхом Мангешкаром , а слова написаны Гульзаром . [ 13 ] [ 14 ] Журнал Cine Blitz охарактеризовал саундтрек как «самую реализованную работу Ридайнатха», которая позволяет проявиться как «полностью разносторонняя личность». [ 15 ] Гульзар был известен своей работой как автор текстов. [ 14 ] «Suniyo Ji Araj Mhario» основан на композиции из Raga Vihanginee Pt. Мани Прасад . [ 16 ] India Today охарактеризовала саундтрек как «смесь хиндустанской классики и раджастханского фолка», которая «успокаивает и задушевна». [ 17 ]
Нет. | Заголовок | Художник(а) | Длина |
---|---|---|---|
1. | " Кесария Баалма Оджи Ке Тумсе Лааге Найн " | Лата Мангешкар | 5:24 |
2. | " Бревно Кесария Баалма Мохе Бавари Боле " | Лата Мангешкар | 6:08 |
3. | «Воскресный вечер» | Суреш Вадкар | 5:50 |
4. | " Спешите, Сили, Сили " | Лата Мангешкар | 5:05 |
5. | "Солнечный джи Араж" | Лата Мангешкар | 5:04 |
6. | "Джут Наина" | Аша Бхосле , Сатьяшил Дешпанде | 6:18 |
7. | «Я живу там уже столетие» | Лата Мангешкар | 5:32 |
8. | "И и Ре" | Лата Мангешкар, Хридайнатх Мангешкар | 3:17 |
9. | «Мое сердце будет хранить твои воспоминания» | Лата Мангешкар | 4:00 |
Выпуск, прием и наследие
[ редактировать ]До выхода на экраны год спустя этот фильм был первым среди 19 фильмов, отобранных для секции индийской панорамы, которая будет показана на 22-м Международном кинофестивале Индии . [ 18 ] [ 19 ] Выпущен в кинотеатрах 11 октября 1991 года. [ 3 ] Лекин... имел успех у критиков, несмотря на скромный коммерческий доход. [ 20 ] Фильм получил похвалу критиков за сюжет, музыку, костюмы и особенно за главную роль Кападии в роли Ревы. [ 21 ] В статье для The Indian Express Субхаш К. Джа завершил свою рецензию на фильм во время его выхода, сказав: « Лекин - это глубоко удовлетворяющее произведение сверкающей красоты». Далее он писал о характере Ревы и об изображении этой роли Кападией: «В ловушке на нейтральной полосе находится духовное существо по имени Рева. Снято на золотых просторах пустыни Раджастхани и с сильной трагедией сыграно Димпл, несущественным персонажем. это суть мимолетности». [ 22 ] India Today описала его как смотрибельный фильм об «очаровательной Димпл, пересекающей время». [ 23 ] «Индийское кино» , каталог Национальной корпорации развития кино Индии, писало, что «Лекин» — «великолепно сделанный фильм, но затем, когда он тематически отклоняется в область фэнтези, мы вынуждены признать это направление, которое продвигает «элитные массы». '." [ 24 ] В том же году, в год выступления Кападии, то же издание писало: «Роль требует большего, чем просто упрощенное понимание персонажа, и актриса... подходит к ней с инстинктивной зрелостью. Глаза Димпл Кападиа говорят о многом». [ 25 ]
На протяжении многих лет Кападиа утверждала, что роль Ривы является ее самой любимой, называя ее «самой фантастической ролью» в своей карьере, и хотела бы, чтобы ей было уделено больше экранного времени в фильме. [ 26 ] [ 27 ] Актриса Равина Тандон назвала эту роль ролью мечты, которую редко можно встретить в фильмах на хинди. [ 28 ] Filmfare Девеш Шарма из назвал его одним из лучших фильмов Кападии и охарактеризовал его как «сверхъестественную историю любви, в которой пустыня Раджастана тоже становится персонажем». [ 29 ] The Times of India назвала ее «исключительной» и далее написала, что она «выглядела настоящей, убедительной и невероятной - и в то же время в своем очень аутентичном раджастханском наряде». [ 30 ] По словам Джа в книге «Основной путеводитель по Болливуду» : «Фильм запомнился немигающим изображением призрака Димпл Кападиа, сделанным неизмеримо неземным благодаря запоминающимся мелодиям недооцененного композитора Хридаянатха Мангешкара, с восхитительным резонансом исполненным сестрой композитора Латой Мангешкар». [ 21 ] В статье для National Herald за 2021 год Джа включил Лекина в список лучших выступлений Кападии. [ 7 ] Суканья Верма из Rediff.com написала: «Димпл достигает одухотворенного воплощения загадочного призрака и меланхолии Гульзар в Лекине ». [ 31 ]
В статье о художнике по костюмам фильма Бхану Атайе Леха Дж. Тандон из The Indian Express написала: « Лекин поражает не только своей захватывающей историей и музыкой, а также игрой Димпл Кападиа, но также своим настроением и тоном. Атайя может в этом есть заслуга, ведь ее костюмы, особенно героини, полностью передают загадочное настроение и неоднозначный тон фильма». [ 32 ] В 2000 году М.Л. Дхаван назвал этот фильм одним из лучших фильмов 1991 года, назвав его «целлулоидной классикой». [ 20 ] Верма из Rediff.com написала, что «изысканная поэзия Гульзар в сочетании с суровой обстановкой придают фильму захватывающий вид». [ 33 ] Автор и журналист Рашид Кидвай в своей книге «Нета-Абхинета: Сила звезд Болливуда в индийской политике » назвал фильм «недооцененной метафизической мелодрамой». [ 34 ] По словам Кидвая, этот фильм известен как одна из «величайших работ Винода Кханны». [ 34 ] В своей книге « Герой » автор Ашок Радж похвалил Ханну за «впечатляющую игру» в главной роли. [ 35 ] Лата Мангешкар заявила, что считает Лекина «очень гордым достижением» для себя. [ 36 ]
Музыка к фильму сохраняет значительную популярность. Раджив Виджаякар из The Indian Express назвал саундтрек к фильму «лучшим в карьере саундтреком к фильму на хинди» Ридайнатха Мангешкара в том, что он считал «потрясающим альбомом». [ 37 ] Ринита Найк из Scroll.in похвалила «сочетание текстов Гульзара и музыки Хридайнатха Мангешкара», которое является «достаточно призрачным». Она пояснила: «За этим следует музыка, состоящая из раджастанских народных мелодий, усиленных и украшенных поэзией Гульзара и комалсварами (половинными нотами) Маанда , Тоди и редко исполняемой Вихангини (разновидность раги, созданная Пт. Мани Прасадом), все это придает пафос. и тайна — основные элементы фильма». [ 16 ] "Yaara Seeli Seeli", изображенная на Kapadia, стала самой популярной песней из саундтрека. В 2015 году автор Ганеш Анантараман написал о текстах Гульзар: «В то время, когда тексты и музыка из фильмов огрубели до точки невозврата, Гульзар сохранил свою целостность как автор текстов и написал «Yaara Seeli Seeli» и другие захватывающие песни для Лекина ». [ 14 ] Фильм 2015 года режиссера Субхаша Сегала назывался «Yaara Silly Silly» в качестве юмористической дани уважения тексту песни. [ 16 ]
Анализ
[ редактировать ]Гульзар сказала о фильме: « Лекин для меня особенный из-за элемента тайны. Обычно, когда вы снимаете детективный фильм, вы даете разгадку в конце. Однако Лекин этого не делает - это просто заставляет задуматься. " [ 38 ] Субхаш К. Джа сказал, что «Лекин» - это «фильм намеков, аллюзий и иллюзий». [ 22 ] В своей статье для Scroll.in Дамини Кулкарни написала: «Лекин проводит убедительную аналогию между призраком, застывшим во времени, и женщиной, неоднократно ставшей жертвой мужчин». [ 39 ] Мехели Сен в своей книге « Призраки Болливуда: пол, жанр и сверхъестественное в коммерческом кино на хинди» назвала этот фильм «вариацией готического фильма ». [ 40 ] Согласно Энциклопедии индийского кино , фильм «добавляет иконографию ужасов» за счет использования «руин, подземелий, наводящей на размышления музыки и порхающих голубей», а также изображения племен банджарас . [ 2 ]
Рут Ванита , автор книги « Танцы с нацией» , утверждает, что Лекин является «хорошим примером веселой смеси индуистско-мусульманской гибридности в бомбейском кино». [ 41 ] Она объяснила, что добрые мусульмане доминируют в истории, часто спасая индуистских персонажей, а в настоящее время с добрыми индуистами порядок меняется на противоположный. Обсуждая темы фильма, Ванита пишет, что главным элементом фильма являются призраки, которые распространены как в популярном индуизме, так и в исламе, но считает, что «возрождение обеспечивает ограждающую структуру». [ 41 ] Ванита далее отмечает тот факт, что в отличие от предыдущих историй о привидениях в фильмах на хинди, в этом фильме призрак реален. В той же книге автор упоминает, как построен эротический подтекст истории, где главного героя больше привлекает призрак, чем его жена, а «смерть и освобождение изображаются как почти оргазмические переживания». [ 42 ]
Награды
[ редактировать ]Лекин... стал главным победителем 38-й Национальной кинопремии , получив пять наград - максимальное количество наград, полученных на этой церемонии. [ 43 ] Мангешкар получила награду в номинации «Лучшая певица женского пола» за «выдающееся выразительное пение в самых редких и чистых стилях»; Нитиш Рой получил награду за лучшее художественное оформление за «сохранение эпохи, запечатление персонажей на холсте с идеальным цветом, дизайном и исполнением»; Бхану Атайя была названа лучшим художником по костюмам за «текстуру и тон костюмов, которые повышают визуальное качество фильма»; Песня Хридайнатха Мангешкара получила награду за лучшее музыкальное направление за «творческое использование традиционных мелодий и инструментов, с зажигательной мелодией и захватывающим совершенством», а Гульзар была награждена за лучший текст за «вызов прекрасных образов, созданных посредством лирической поэзии». [ 43 ] Сообщается, что игра Димпл Кападиа лишилась награды за лучшую женскую роль на том же мероприятии с перевесом в один голос. [ 44 ] Он был номинирован на три премии Filmfare Awards, одну из которых выиграла за тексты Гульзар. На 55-й церемонии вручения премии Бенгальской ассоциации киножурналистов фильм получил три награды в разделе хинди, где сама Кападия получила награду за лучшую женскую роль в другом фильме. [ 45 ]
Премия | Категория | Получатель(и) и кандидат(ы) | Результат | Ссылка. |
---|---|---|---|---|
38-я Национальная кинопремия | Лучшая певица женского пола | Лата Мангешкар | Выиграл | [ 43 ] |
Лучшее художественное направление | Нитиш Рой | Выиграл | ||
Лучший дизайн костюмов | Бхану Атайя | Выиграл | ||
Лучшее музыкальное направление | Хридайнатх Мангешкар | Выиграл | ||
Лучшие тексты песен | Гульзар | Выиграл | ||
37-я церемония вручения премии Filmfare Awards | Премия Filmfare за лучшую женскую роль | Димпл Кападиа | номинирован | [ 46 ] |
Лучший музыкальный руководитель | Хридайнатх Мангешкар | номинирован | ||
Лучший автор текста | Гульзар для " Yaara Seeli Seeli " | Выиграл | [ 47 ] | |
55-я конференция бенгальских киножурналистов Награды ассоциации |
Лучший автор текстов (хинди) | Гульзар | Выиграл | [ 45 ] |
Лучшая певица женского пола (хинди) | Лата Мангешкар | Выиграл | ||
Лучший арт-директор (хинди) | Нитиш Рой | Выиграл |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Лекин» . Британский совет классификации фильмов . 10 октября 1991 года. Архивировано из оригинала 10 февраля 2022 года . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Раджадхьякша и Виллемен 1999 , с. 498.
- ^ Перейти обратно: а б «Лекин» . Болливуд Хунгама . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гульзар 2004 , с. 130: «Когда Лата Мангешкар решила стать продюсером, это было вызвано исключительно желанием снять фильм с хорошей музыкой и хорошими песнями. Папи (Гульзар) говорит, что ей надоело петь некачественные песни. В их разговорах элемент сверхъестественного и необъяснимого продолжал возникать. В те дни новый Далай-лама также родился в Испании, как и предсказывал перед смертью бывший Далай-лама. предполагаемая реинкарнация печаталась в таких журналах, как «Иллюстрированный еженедельник» и т. д. Все это происходило в двадцатом веке, и образованные люди и интеллектуалы принимали это, хотя и с некоторой долей скептицизма, разговоры и заявления часто заканчивались словами «Лекин… ' (Но)."
- ^ Субхаш К., Джа (4 мая 2017 г.). «Гульзар потрясена смертью дорогого друга Винода Ханны» . Болливуд Хунгама . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Нараян, Хари (14 августа 2016 г.). «Тагор глазами Гульзар» . Индус . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джа, Субхаш К. (8 июня 2021 г.). «5 лучших выступлений Димпл Кападиа» . Национальный Вестник . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ Розарио, Кеннит; Джоши, Намрата (28 апреля 2017 г.). « Винод Кханна был беспокойным человеком » . Индус . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Лата запускает фильм» . Индийский экспресс . ПТИ . 28 сентября 1987 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Венкатеш, Джьоти (7 февраля 2022 г.). «Как я впервые встретил Лату Диди, и она в упор прогнала меня со съемок своего фильма «Лекин: Джьоти Венкатеш» . СинеБлиц . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ Саран, Сатья (24 мая 2012 г.). «Отголоски природы» . Азиатский век . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Гульзар 2004 , с. 131.
- ^ Аруначалам 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с Анантараман 2008 , стр. 124.
- ^ «Лекин» . Киноблиц . Блиц-публикации. 1990 . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Наик, Ринита (12 ноября 2016 г.). «Аудиомастер: «Лекин» Гульзар – это тайна в загадке, обернутая тряпкой Маанд» . Прокрутка.в . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ «Последние музыкальные релизы» . Индия сегодня . 31 декабря 1990 года . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ « Анджали, Сандхья Раагам выбраны для панорамы» . Индийский экспресс . Экспресс Групп. 2 ноября 1990 г., стр. 122–123 . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Лекин» (PDF) . dff.gov.in. Дирекция кинофестивалей . 1990 . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дхаван, МЛ (17 ноября 2002 г.). «Год киношедевров» . «Санди Трибьюн» . Архивировано из оригинала 13 октября 2008 года . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джа и Баччан 2005 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Джа, Субхаш К. (3 ноября 1991 г.). «Пески времени» . Индийский экспресс . Экспресс-группа . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ «Лекин, в главных ролях Димпл Кападиа, Винод Кханна» . Индия сегодня . 15 ноября 1991 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Индийское кино . кинофестивалей Дирекция Министерства информации и радиовещания . 1991. с. 22.
- ^ «Фактор гламура». Кино в Индии . Национальная корпорация развития кино . 1991. стр. 2–4.
- ^ С., Приядершини (6 мая 2010 г.). «Димпл комфортно себя чувствует в роли сари » . Индус . Архивировано из оригинала 23 февраля 2014 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Дин, Сулеман (25 мая 2001 г.). «Я получил в своей жизни больше, чем мне положено» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 10 февраля 2011 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ «Тяга вперед» . Индия сегодня . 31 июля 1994 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Шарма, Девеш (8 июня 2020 г.). «Filmfare рекомендует: Лучшие фильмы Димпл Кападиа» . Кинопроезд . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ «Димпл Кападиа: чувственная звезда» . Таймс оф Индия . Группа «Таймс». 31 августа 2005 года . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Верма, Суканья (8 июня 2017 г.). «Специальный выпуск к 60-летию: Лучшее от Димпл Кападиа» . Редифф . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Шанкар, Леха Дж. (2 февраля 1992 г.). «Костюмированные фильмы» . Индийский экспресс . Экспресс-группа . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Верма, Суканья (6 февраля 2007 г.). «Открытие Раджастана, Болливуд-эштайл» . Rediff.com . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кидваи 2018 , с. 280.
- ^ Радж 2009 , с. 85.
- ^ Джа, Субхаш К. (18 августа 2021 г.). «ЛЮБИМЫЕ песни Латы Мангешкар Гульзар» . Редифф . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Виджаякар, Раджив (8 июля 2011 г.). «1991: О суперхитах и звездах» . Индийский экспресс . Экспресс-группа . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Двиведи, Сударшна (4 апреля 1997 г.). "Интервью с Гульзар, знаменитым кинорежиссером" . Редифф . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Кулкарни, Дамини (15 марта 2017 г.). «Они страдают при жизни и становятся могущественными после смерти: познакомьтесь с женскими призраками кино» . Прокрутка.в . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ Сен 2017 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Ванитас 2018 , с. 179.
- ^ Ванита 2018 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б с «38-я Национальная кинопремия» (PDF) . dff.nic.in. Дирекция кинофестивалей . 1991 год . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ «Год, который был» . Индийский экспресс . 29 декабря 1991 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «1992 – 55-я ежегодная премия BFJA – награды за 1991 год» . БФЯ . Архивировано из оригинала 8 января 2010 года . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ «Номинации – 1991» . Кинопроезд . Группа Таймс. Архивировано из оригинала 4 июля 2007 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ «Победители – 1991» . Кинопроезд . Группа «Таймс». Архивировано из оригинала 29 октября 2007 года.
Библиография
[ редактировать ]- Анантараман, Ганеш (2008). Болливудские мелодии: история песни из фильма на хинди . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-306340-7 .
- Аруначалам, Парам (14 апреля 2020 г.). Болливар: 1981 – 1990 гг . Маврикс Инфотек Прайват Лимитед. ISBN 978-81-938482-2-7 .
- Гульзар, Мегна (2004). Потому что он... Rupa & Co. ISBN 81-291-0364-8 . Архивировано из оригинала 20 октября 2020 года . Проверено 14 октября 2020 г. .
- Джа, Субхаш К .; Баччан, Амитабх (2005). Основной путеводитель по Болливуду . Ластер Пресс. ISBN 978-81-7436-378-7 .
- Кидвай, Рашид (5 сентября 2018 г.). Нета-Абхинета: звездная сила Болливуда в индийской политике . Хачетт Индия. ISBN 978-93-5009-803-5 .
- Раджадхьякша, Ашиш ; Виллемен, Пол (1999). Энциклопедия индийского кино . Рутледж. ISBN 978-1-135-94325-7 .
- Радж, Ашок (1 ноября 2009 г.). Герой Том 2 . Hay House, Inc. ISBN 978-93-81398-03-6 .
- Сен, Мехели (2017). Призраки Болливуда: пол, жанр и сверхъестественное в коммерческом кино на хинди . Издательство Техасского университета. ISBN 978-1-4773-1158-5 . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 14 октября 2020 г. .
- Ванита, Рут (22 февраля 2018 г.). Танцы с нацией: Куртизанки в кинотеатре Бомбей . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-1-5013-3444-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1991 года
- Фильмы 1990-х годов на языке хинди
- Фильмы, действие которых происходит в Раджастане
- Фильмы по мотивам короткометражных игр
- Фильмы по произведениям Рабиндраната Тагора
- Мемориалы Рабиндранату Тагору
- Фильмы, снятые в Раджастане
- Фильмы режиссёра Гульзар
- Фильмы, художник-постановщик которых получил Национальную кинопремию за лучший дизайн-постановку.
- Фильмы, получившие Национальную кинопремию за лучший дизайн костюмов