Пламенная фокачча
Пламенная фокачча | |
---|---|
![]() Демонстрация «Фугаса» где-то в Британии. Автомобиль окружен пламенем и огромным облаком дыма. ок. 1940 г. | |
Тип | Противопехотная и противотанковая мина |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1940 – настоящее время |
Используется | Британская армия и ополчение |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Департамент нефтяной войны и Уильям Ховард Ливенс |
Разработанный | 1940-41 |
№ построено | 50 000 в Великобритании |
Технические характеристики | |
Скорострельность | Одиночный выстрел |
Эффективная дальность стрельбы | 30 ярдов (27 м) [ 1 ] |
Достопримечательности | Никто |
Пламенный фугас (иногда сокращается до фугаса и может писаться как foo gas). [ 2 ] ) — это тип мины или самодельного взрывного устройства , в котором заряд взрывчатого вещества выбрасывает горящую жидкость на цель. [ 3 ] Пламенный фугас был разработан Управлением нефтяной войны Великобритании в качестве противотанкового оружия во время кризиса вторжения 1940 года . За этот период около 50 000 бочек с пламенным фугасом было задействовано примерно в 7 000 батареях, в основном на юге Англии, а немного позже и на 2 000 объектах в Шотландии. [ 4 ] Хотя эта конструкция никогда не использовалась в боях в Британии, позже она была использована в Греции. [ 4 ]
Позже, во время Второй мировой войны, Германия и Россия разработали огнеметные мины, работавшие по несколько иному принципу. После Второй мировой войны огненные фугасы, аналогичные оригинальной британской конструкции, использовались в нескольких конфликтах, включая войны в Корее и Вьетнаме , где они были импровизированы из легкодоступных деталей. [ 5 ] Пламенный фугас остается в армейских полевых уставах как средство боя и по сей день. [ 5 ]
История развития
[ редактировать ]После эвакуации из Дюнкерка в 1940 году Великобритания столкнулась с нехваткой оружия. В частности, ощущалась острая нехватка противотанковых средств , многие из которых пришлось оставить во Франции. Одним из немногих ресурсов, в которых не было недостатка, была нефтяная нефть, поскольку поставки, предназначенные для Европы, заполняли британские хранилища. [ 6 ]
Морис Хэнки , в то время член кабинета министров без портфеля , присоединился к Министерскому комитету по гражданской обороне (CDC) под председательством сэра Джона Андерсона , министра внутренних дел и внутренней безопасности . [ 7 ] Среди многих идей Хэнки «вытащил из своей конюшни лошадь-любителя, на которой он очень много ездил во время войны 1914–1918 годов, а именно: использование горящего масла в оборонительных целях». [ 8 ] Хэнки считал, что нефть следует не просто отказывать захватчику, но и использовать для того, чтобы препятствовать ему. [ 8 ] Ближе к концу июня Хэнки представил свой план на заседании Совета по контролю за нефтью и представил главнокомандующему внутренними войсками Эдмунду Айронсайду выдержки из своей статьи об экспериментах с нефтью во время Первой мировой войны. [ 8 ] 5 июня Черчилль уполномочил Джеффри Ллойда , министра нефти, продолжить эксперименты, а Хэнки взял этот вопрос под свой общий контроль. [ 8 ] С этой целью было создано Управление нефтяной войны (PWD), на которое возложили ответственность за разработку вооружения и тактики. Сэр Дональд Бэнкс был назначен руководителем департамента. [ 9 ]
Вскоре PWD получил помощь от Уильяма Говарда Ливенса . [ 10 ] [ 11 ] Ливенс был хорошо известен своим изобретением времен Первой мировой войны: «Проектором газовой и масляной бомбы Ливенса», более известным как « Проектор Ливенса ». Проектор Ливенса представлял собой большой простой миномет , который мог метать снаряд, содержащий около 30 фунтов (14 кг) взрывчатки, зажигательного масла или, чаще всего, ядовитого газа фосгена . Большим преимуществом проектора Ливенса была его дешевизна; это позволяло расставлять сотни, а иногда и тысячи, а затем стрелять, одновременно застигая врага врасплох. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Одна из демонстраций Ливенса для людей с ограниченными возможностями, которую, вероятно, впервые увидели где-то в середине июля в Дамптон-Гэп . [ номер 1 ] был особенно многообещающим. На пляже взорвали бочку с нефтью; Говорят, что Ллойд был особенно впечатлен, когда он увидел, как группа высокопоставленных офицеров, ставших свидетелями испытания, с вершины скалы совершила «мгновенное и стремительное движение в тыл». [ 10 ] Работа была опасной; Ливенс и Бэнкс экспериментировали с пятигаллонными бочками в гальке в Хайте , когда короткое замыкание привело в действие несколько орудий. По счастливой случайности, барабанная батарея, на которой стояла группа, не взорвалась. [ 9 ]
Эксперименты привели к созданию особенно многообещающей конструкции: стальной бочки емкостью сорок галлонов. [ номер 2 ] закопан в земляной вал, оставив открытой только круглую переднюю часть. В задней части барабана находилось взрывное устройство, которое при срабатывании разрывало барабан и выпускало струю пламени шириной около 10 футов (3,0 м) и длиной 30 ярдов (27 м). [ 1 ] Конструкция напоминала оружие постсредневековых времен, называемое фугасом : полость, в которую помещалась бочка с порохом, засыпанная камнями, и взрывчатка должна была взорваться с помощью запала в подходящий момент. Новое оружие Ливенса получило заслуженное название «пламенный фугас». [ 9 ] Пламенный фугас был продемонстрирован Клементу Эттли , Морису Хэнки и генералу Лиарде 20 июля 1940 года. [ 9 ]
Эксперименты Топливной исследовательской станции [ 16 ] при этом пламя фугаса продолжалось и быстро развивалось. Топливная смесь сначала состояла из 40% бензина и 60% газойля , и эта смесь была рассчитана как бесполезная в качестве автомобильного топлива. Также была разработана смесь смолы , извести и бензинового геля, известная как 5B. «5B представляла собой темную, липкую, гладкую пасту, которая сильно горела в течение многих минут, легко прилипала ко всему, с чем соприкасалась, и не текла при горении». [ 9 ] Ранние конструкции с пламенным фугасом имели сложное расположение зарядов взрывчатого вещества: небольшой спереди для воспламенения топлива и основной заряд сзади, чтобы выбрасывать топливо вперед. [ 9 ] [ 17 ] Важным открытием было то, что включение стружки из магниевого сплава (отхода обработки магниевых деталей на токарном станке) с основным зарядом в задней части ствола обеспечивало надежное воспламенение. Это устранило необходимость в отдельном заряде зажигания и связанной с ним проводке. [ 9 ] [ 18 ] Сплав, содержащий около 90% магния и 10% алюминия , в то время был известен под торговым названием «Электрон» .
Варианты дизайна
[ редактировать ]Из оригинальных британских конструкций пламенного фугаса существовало три основных варианта: безопасный фугас , демигас и бункер для живой изгороди . Все они использовали металлические стволы и аналогичные заранее подготовленные заряды взрывчатого вещества, хотя они различались деталями конструкции и количеством аммоналя , используемого для метательного заряда. [ 19 ]
Безопасный фугас
[ редактировать ]

Наиболее распространенной формой пламенной фугасы была защитная фугаза. Такая конструкция позволяла хранить метательный заряд отдельно до тех пор, пока он не понадобится. Предохранительная фугаса была устроена следующим образом: со стороны склона выкапывали небольшой участок, оставляя неглубокую земляную площадку, и бочку с зажигательной смесью ставили горизонтально в низком положении одной круглой гранью, направленной в сторону цели. Сзади вертикально к задней грани бочки располагалась секция печи или сливной трубы. Нижний конец трубы закрывался тонкой крышкой и располагался на несколько дюймов выше дна бочки. Верхняя часть трубы была снабжена свободной крышкой, чтобы не допустить попадания воды. Эта труба делает ее «безопасной» фугасой, поскольку позволяет позднее установить метательный заряд. Затем над оружием засыпали почву до тех пор, пока не стали видны только передний диск ствола и верхняя часть трубы. [ 19 ] [ 21 ]
Метательный заряд готовился с помощью электроспускового детонатора в капсюле , связанном изоляционной лентой с тремя или четырьмя патронами аммонального взрывчатого вещества. Эту сборку поместили в небольшой водонепроницаемый резиновый мешок, который, в свою очередь, поместили в использованную банку из-под какао . Для обеспечения воспламенения топлива было добавлено четыре унции (110 г) стружки из магниевого сплава. Электрические провода пропускались через небольшое отверстие в крышке банки, которая затем плотно закрывалась. [ 22 ] [ 23 ] Метательные заряды хранились на складе, чтобы их можно было использовать только в случае неизбежности действий противника. Чтобы активировать устройство, метательный заряд опускали в трубу и утрамбовывали сухой почвой, а затем подключали к огневой точке на расстоянии примерно 100 ярдов (91 м). Для стрельбы требовался ток, подаваемый аккумулятором 120 В. напряжением [ 24 ]
Рядовой Гарольд Уимшерст позже вспоминал:
У нас была особая работа. Нам приходилось объезжать эти деревни, где есть насыпи и повороты дороги, и нам приходилось вставлять в насыпи эти бочки с горючим материалом. За ними был заложен заряд, а за ними протянулся провод до ближайшего укрытия. В трубу позади этих бочек был помещен детонатор, и идея заключалась в том, что, если танки встретятся на дороге, мы взорвем эти бочки с горящей жидкостью над ними. [ 25 ]
Небезопасный фугас можно было бы построить, просто закопав метательный заряд за топливным барабаном и пропустив провода через почву. Были опубликованы инструкции для нескольких вариантов этой конструкции, но такая конструкция увеличивает опасность, поскольку выводы придется оставлять открытыми на поверхности, и любой подаваемый электрический ток теоретически может воспламенить заряд. Кроме того, подземная влага может легко испортить заряд в течение длительного периода времени. [ 19 ] [ 26 ]
Преимущество конструкции безопасной фугасы заключалось в том, что без метательного заряда фугаза была достаточно безопасной и не требовала защиты. [ 1 ] Бэнкс отмечает, что установка заряда только тогда, когда относительно близко существовала явная опасность, была мерой безопасности, необходимой для защиты населения от несчастных случаев. [ 27 ] Аммонал , используемый в качестве основного метательного заряда, представляет собой дешевое промышленное взрывчатое вещество, которое общеизвестно гигроскопично и становится менее эффективным при поглощении влаги. Хотя заряд был упакован в резиновый мешок в жестяной банке и заклеен изоляционной лентой, долго хранить его во влажных условиях пламенно-фугасной установки было бы нецелесообразно. [ 28 ]
Пламенные фугасы были замаскированы покрытием из легкого материала, например, сеткой — все более тяжелое существенно влияло бы на дальность действия. [ 24 ] Их легко можно было объединить с живой изгородью или берегом затонувшей дороги в пределах видимости хорошо замаскированной огневой точки. Их разместили там, где транспортное средство должно было остановиться или хотя бы замедлиться. Пламенный фугас нанесет мгновенные и ужасные раны любому незащищенному человеку, попавшему в его огненную пасть, и заставит двигатель транспортного средства остановиться в течение семи секунд просто потому, что ему не хватает кислорода (хотя он легко запустится снова, как только огненный шар утихнет, при условии, что ничего не произойдет. был поврежден).
Британский солдат Фред Лорд Хилтон позже вспоминал:
Однажды я закопал и фактически взорвал набор фугасов - это были бочки с маслом емкостью 50 британских галлонов (230 л; 60 галлонов США), наполненные бензином и маслом, закопанные на краю ущелья с небольшим зарядом взрывчатки позади. или снизу. Идея заключалась в том, что когда колонна вражеских танков [неразборчиво] взорвала «Фугас». Я не знаю, применялись ли они когда-либо в боевых действиях, но во время демонстрации, которую мы провели, пламя охватило площадь около 50 квадратных ярдов (42 м2). 2 ) и ничто не могло в нем жить. Я думаю, это остановило бы часть танков, конечно, в этом и был весь смысл учений! [ 29 ]
Демигассе
[ редактировать ]
Демигасса . была более простым вариантом пламенного фугаса Это была бочка с нефтяной смесью, положенная на бок с начинкой из какао-банки в неглубокой яме чуть ниже одного из выступов бочки. При взрыве бочка лопнет и перевернется, а ее содержимое разольется на площадь около 36 квадратных ярдов (30 м2). 2 ). Оставленный один на обочине дороги, на открытом воздухе и без каких-либо попыток замаскироваться, кроме как спрятать расстрельные провода, он был неотличим от бочек со смолой, обычно используемых при ремонте дорог. Была надежда, что помимо ущерба, нанесенного самим оружием, опыт заставит противника относиться к каждому невинному придорожному стволу с величайшей осторожностью. [ 27 ] [ 17 ] [ 26 ] [ 30 ]
Бункер для живой изгороди
[ редактировать ]Еще одним вариантом огненного фугаса был «живой бункер». Это была бочка с нефтяной смесью, поставленная вертикально, с зарядом из какао-банки, содержащим два капсюля и всего один патрон с аммоналом, закопанный в яму глубиной восемь дюймов (200 мм), расположенную под ней и немного смещенную от центра, но тщательно совмещенную со швом ствола. . При выстреле ствол поднимался на 10 футов (3 м) в воздух и на 10 ярдов (9 м) вперед, перелетая через изгородь или стену, за которой он был спрятан. [ 31 ] Было сложно правильно настроить ходовой заряд хедж-хоппера, но у него было большое преимущество: его можно было быстро установить и легко спрятать. [ 32 ]
Член ополчения Уильям Лесли Фрост позже вспоминал, как видел хедж-хоппера в действии.
Больше всего меня впечатлил полный бензиновый [sic] хедж-хоппер, который состоял из сорока галлонов смеси смолы, масла и всяких подобных вещей с зарядом под ним; В идеале вы ждали, пока вражеский танк окажется по другую сторону живой изгороди, и взорвали его. Идея заключалась в том, что вы просто пытались перебросить его через изгородь, поджечь, чтобы он задушил танк и окутал его пламенем. К сожалению (или к счастью, поскольку все пошло не так), под одним из них оказалось слишком много заряда (это была деликатная операция), и он поднялся в воздух одним большим огненным шаром диаметром около 50 футов (15 м). очень впечатляет! [ 33 ]
Разместить бункер для живой изгороди так, чтобы он работал должным образом, оказалось сложно, и военное министерство отменило его использование в пользу более традиционной установки с пламенным фугасом. [ 34 ]
Еще один вариант идеи живого бункера был разработан для залива Святой Маргариты , где бочки катились по краю скалы. [ 4 ]
Развертывание
[ редактировать ]
Всего было роздано 50 000 бочек с огненным фугасом, подавляющее большинство из которых было установлено в 7 000 батарей, в основном в южной Англии, а немного позже и в 2 000 объектах в Шотландии. Некоторые бочки хранились в резерве, а другие были размещены на складах для уничтожения нефтебаз в кратчайшие сроки. [ 4 ] Размер батареи варьировался от одного барабана до четырнадцати; Четырехствольная батарея была наиболее распространенной установкой и рекомендуемым минимумом. [ 35 ] [ 17 ] По возможности половина бочек в батарее должна была содержать смесь 40/60 и половину липкой смеси 5В. [ 27 ] [ 17 ]
Батарея будет размещена в таком месте, как угол, крутой подъем или блокпост, где транспортные средства будут вынуждены замедляться. [ 36 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]
Хотя огненный фугас никогда не использовался в Великобритании, идея была экспортирована в Грецию несколькими офицерами-инвалидами, когда в 1941 году возникла угроза немецкого вторжения . Сообщалось, что они оказывали мощное воздействие на подразделения противника. [ 4 ]
К 1942 году появились предложения полностью использовать фугасы заглубленного пламени в качестве нефтяных шахт. [ 37 ] но к тому времени чрезвычайная ситуация уже закончилась. Почти все огненные фугасы были удалены еще до окончания войны, и в большинстве случаев даже малейшие следы их первоначального местонахождения исчезли. Несколько экземпляров были пропущены, и их останки были найдены. Например, ржавые остатки четырехствольной батареи, одна из которых все еще содержала маслянистый остаток, были обнаружены в 2010 году в Западном Суссексе . [ 38 ]
И русские, и немцы [ 4 ] позже использовалось оружие, называемое фугасными огнеметами или огнеметными минами. Они работали по принципу, отличному от пламенного фугаса. Огнеметы Fougasse состояли из цилиндра, содержащего несколько галлонов бензина и масла; это будет скрыто, обычно закопано. При электрическом срабатывании, либо оператором, либо механизмом - ловушкой , газогенератор воспламеняется. Давление разрывает тонкое металлическое уплотнение, и жидкость выталкивается по центральной трубе и выходит через одно или несколько сопел. . пиропатрон Для воспламенения топлива автоматически срабатывает Дальность пламени значительно варьировалась, обычно составляла всего несколько десятков ярдов и длилась всего одну-две секунды. [ 39 ] Немецкая версия, Abwehrflammenwerfer 42 , имела топливный бак емкостью 8 британских галлонов (36 л; 9,6 галлонов США) и была подключена обратно к контрольной точке, откуда ими можно было стрелять по отдельности или вместе. [ 40 ]
Пламенный фугас сохранился в армейских полевых уставах как боевое средство и по сей день. Такое оружие изготавливается из имеющихся контейнеров с горючим в сочетании со стандартными зарядами взрывчатого вещества или ручными гранатами и приводится в действие электрическим током или детонирующим шнуром . В некоторых конструкциях для разрыва контейнера непосредственно перед срабатыванием метательного заряда используется детонирующий шнур. Чтобы гарантировать воспламенение, импровизированные устройства часто содержат два заряда взрывчатого вещества: один для метания, а другой для воспламенения топлива. [ 41 ] Оружие такого типа широко применялось в Корейской и Вьетнамской войнах , а также в других конфликтах. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Британские приготовления к вторжению во время Второй мировой войны
- Британская усиленная полевая оборона времен Второй мировой войны
- Самодельное взрывное устройство
- Огнемет Лагонда
- Список огнеметов
- коктейль Молотова
- Департамент нефтяной войны
Ссылки
[ редактировать ]Пояснительные сноски
[ редактировать ]- ↑ Ливенс некоторое время экспериментировал с подобным оружием во время Первой мировой войны. [ 15 ]
- ^ Хотя стандартная емкость составляет 44 британских галлона (55 галлонов США), в исторических записях обычно упоминаются бочки емкостью 40 галлонов, а иногда и бочки емкостью 50 галлонов, очевидно, взаимозаменяемые.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ствольные пламегасители 1942 , с. 6.
- ^ "Словарь" . Вьетнам . Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Dear & Foot 2001 , с. 296.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бэнкс 1946 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д ФМ 20-33. Боевые огневые операции.
- ^ Бэнкс 1946 , с. 27.
- ^ Роскилл 1974 , с. 471.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роскилл 1974 , с. 472.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бэнкс 1946 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Бэнкс 1946 , с. 33.
- ^ Капитан Ливенса WH – WO 339/19021 . Каталог , Национальный архив
- ^ Джонс 2007 , с. 27.
- ^ Палаццо 2002 , с. 103.
- ^ Поставки газа и химикатов - MUN 5/385, стр. 9–12. Каталог , Национальный архив
- ^ Фулкс 2001 , с. 167.
- ^ Топливные исследования 1917-1958 гг. Обзор Организации топливных исследований DSIR . Лондон: HMSO. 1960. стр. 105–6.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пламенные фугасы – WO 199/1433 . Каталог , Национальный архив
- ^ Кларк 2011 , с. 176.
- ^ Перейти обратно: а б с Ствольные пламегасители 1942 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ствольные пламегасители 1942 года .
- ^ IWM Film MGH 6799 , время: 1:02.
- ^ Бочковые пламегасители 1942 , стр. 13–18.
- ^ IWM Film MGH 6799 , время: 0:02.
- ^ Перейти обратно: а б Бочковые пламегасители, 1942 г. , стр. 20–21.
- ^ Левин 2007 , рядовой Гарольд Уилмшерст, с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Имперский военный музей. Фильм WOY35: Пламенный фугас и бочковые пламегасители.
- ^ Перейти обратно: а б с Бэнкс 1946 , с. 36.
- ^ Стволовые пламегасители 1942 , с. 15.
- ^ «Воспоминания (объединение сил и подготовка перед вторжением в Нормандию)» . Народная война Второй мировой войны . История Би-би-си . Проверено 18 февраля 2020 г. .
- ^ IWM Film MGH 6799 , время: 3:18.
- ^ IWM Film MGH 6799 , время: 2:57.
- ^ Бочковые пламегасители 1942 , стр. 10–12.
- ^ «Мемуары Уильяма Лесли Фроста, члена ополчения, который вспоминал о действии хедж-хоппера» . Сайт ополчения Южного Стаффордшира . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Кларк 2011 , с. 174.
- ^ Флеминг 1957 , с. 208.
- ^ Адриан Армишоу. «Пламя Фугаса (уцелевшие останки)» . Группа по изучению дотов . Архивировано из оригинала 18 января 2008 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Нефтяные шахты - СУПП 15/33 . Каталог , Национальный архив
- ^ Адриан Армишоу. «Пламя Фугаса (уцелевшие останки)» . Группа по изучению дотов . Архивировано из оригинала 18 января 2008 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ « Огнеметы Фугас» из Разведывательного бюллетеня, ноябрь 1944 года . lonesentry.com . Проверено 3 августа 2010 г.
- ^ Вествуд 2005 , с. 48.
- ^ «Средства огненного поля» . GlobalSecurity.org . Проверено 29 сентября 2010 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Бэнкс, сэр Дональд (1946). Пламя над Британией . Сэмпсон Лоу, Марстон и Ко.
- Кларк, DM (2011). «Вооружение британского ополчения, 1940–1944» . Крэнфилдский университет. hdl : 1826/6164 .
- Дорогой, Ян; Фут, MRD (2001). Оксфордский спутник Второй мировой войны . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860446-4 .
- Флеминг, Питер (1957). Вторжение 1940 года . Руперт Харт-Дэвис.
- Фулкс, Чарльз Ховард (2001) [1934]. «Газ!» История специальной бригады (изд. Naval & Military Press). Блэквуд и сыновья. ISBN 1-84342-088-0 .
- Джонс, Саймон (2007). Тактика и оборудование газовой войны Первой мировой войны . Издательство Оспри. ISBN 978-1-84603-151-9 . Архивировано из оригинала 16 октября 2006 года . Проверено 7 июля 2011 г.
- Левин, Джошуа (2007). Забытые голоса Блица и битвы за Британию . Эбери Пресс. ISBN 978-0-09-191004-4 .
- Палаццо, Альберт (2002). В поисках победы на Западном фронте: британская армия и химическая война в Первой мировой войне . Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-8774-7 .
- Роскилл, Стивен (1974). Хэнки: Человек-тайна (1931–1963) . Том. III. Коллинз. ISBN 0-00-211332-5 .
- Вествуд, Дэвид (2005). Немецкий пехотинец (3) Восточного фронта 1943–45 . Воин. Издательство Оспри . ISBN 978-1-84176-780-2 .
- Бочковые огненные ловушки, Огненная война . Брошюра о военной подготовке № 53. Часть 1. Военное министерство. Июль 1942 года.
- Заявление о назначении во временную комиссию в регулярной армии на период войны: Уильям Говард Ливенс . Национальный архив WO 339/19021. Военное ведомство. 1914.
- Протоколы заседаний Королевской комиссии по наградам изобретателям . Национальный архив Т 173/702. Казначейство. 29 мая 1922 года.
- FM 20-33: Боевые действия с огнем . Штаб-квартира Армии. 1967.
- Ливенс Проектор М1 . Военное министерство США. 1942 год.
Коллекции
[ редактировать ]- «Национальный архив» . Хранилище правительственных документов Великобритании . Проверено 26 августа 2010 г.
- «Народная война Второй мировой войны» . Би-би-си . Проверено 26 августа 2010 г. «Народная война Второй мировой войны» — это онлайн-архив воспоминаний о военном времени, предоставленный представителями общественности и собранный BBC. Архив можно найти по адресу bbc.co.uk/ww2peopleswar.
Документы Имперского военного музея
[ редактировать ]- MGH 6799 – Нефтяная война (Фильм). Имперский военный музей . 1941 год . Проверено 11 сентября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Британские огненные ловушки ждали захватчиков» . Теперь это можно рассказать. Популярная наука . Август 1945 г. с. 66.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «ТАЙНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ: ПЛАМЯ ФУГАС» . Канал Дискавери.
- «Демонстрация ополчения «Фугас»» . Фотогалерея. Музей Королевского королевского полка в Ланкастере.
- Защита огнем . Британский Пате. 1945 год . Проверено 31 мая 2015 г. Пылающие моря (с самого начала), огненный шквал (с 2:10), бункер для живой изгороди (с 3:28), фугас (с 3:59), Кокатрис (с 4:32). Обратите внимание, что рассказчик преувеличивает и повторяет некоторую пропаганду как факт.