Совместное коммюнике (Вьетнам)
Совместное коммюнике было соглашением, подписанным 16 июня 1963 года между Южного Вьетнама правительством Нго Динь Зьема и буддийским руководством во время буддийского кризиса .
Фон
[ редактировать ]Буддийское большинство Южного Вьетнама долгое время было недовольно правлением президента Нго Динь Зьема с момента его прихода к власти в 1955 году. Дьем проявлял сильный фаворитизм по отношению к своим собратьям-католикам и дискриминацию буддистов в армии, на государственной службе и при распределении государственной помощи. В сельской местности католики были де-факто освобождены от барщинных работ, а в некоторых сельских районах католические священники возглавляли частные армии против буддийских деревень. Недовольство Димом вылился в массовый протест в Хуэ летом 1963 года, когда девять буддистов погибли от рук армии и полиции Дьема в Весак , день рождения Гаутамы Будды . В мае 1963 года выборочно был применен закон, запрещающий вывешивание религиозных флагов; буддийский флаг был запрещен к показу на Весаке, в то время как флаг Ватикана был выставлен в честь годовщины посвящения Пьера Мартина Нго Динь Тхока , архиепископа Хуэ , старшего брата Дима. Буддисты бросили вызов запрету и протесту, который начался с марша, начавшегося с Пагода Ту-Дам возле правительственной радиовещательной станции была закрыта, когда правительственные силы открыли огонь, в результате чего погибли девять человек. [ 1 ] [ 2 ]
Дим и его правительство заявили, что ответственность несет Вьетконг, и отказались принимать какие-либо дисциплинарные меры против местных властей. Показания очевидцев стрельбы правительственных войск по толпе опровергают официальную версию событий. [ 3 ] Дим отказался от своего рассказа об инциденте и приказал похоронить тела жертв без вскрытия. Посол США Фредерик Нолтинг , известный своей политикой умиротворения Дима, попытался переложить ответственность. Он заявил, что ответственность несут все стороны: демонстранты (как он утверждал) за попытку захватить радиостанцию, правительство за развертывание армии, которая позже открыла огонь, и «агитаторы» за бросание взрывчатки. Когда позже правительство проигнорировало его версию и отказалось возложить на себя ответственность, Нолтинг назвал его действия «объективными, точными и справедливыми». [ 4 ] [ 5 ]
Буддийский лидер Тич Три Куанг , который путешествовал по всей стране, протестуя против религиозного неравенства и запрета флага, начал сплачивать буддистов в центральном Вьетнаме. Он позвонил им, чтобы присутствовать на публичных массовых похоронах жертв Хуэ, запланированных на 10 мая. [ 6 ] В результате буддийские протесты прошли по всей стране и неуклонно росли в размерах, требуя подписания Совместного коммюнике, чтобы положить конец религиозному неравенству. Пагоды были основными организаторами буддийского движения и часто местом проведения голодовок, баррикад и протестов. [ 7 ] [ 8 ] Тич Три Куанг провозгласил «манифест монахов», состоящий из пяти пунктов, который требовал свободы поднимать буддийский флаг, религиозного равенства между буддистами и католиками, компенсации семьям жертв, прекращения произвольных арестов и наказания виновных должностных лиц. [ 9 ] Дим согласился встретиться с буддийской делегацией, но еще больше усилил напряженность, унизив их. Первоначально Дим отказался выплачивать компенсацию, посчитав это признаком слабости. Он заявил, что в Южном Вьетнаме нет дискриминации и что ко всем религиям относятся одинаково в вопросе флага. Что касается классификации буддизма как «объединения» согласно Указу 10, Дим заявил, что это «административный надзор», который будет исправлен (хотя в течение последних шести месяцев его пребывания в должности никаких действий по этому поводу предпринято не было); Дим назвал буддистов «чертовскими дураками» за то, что они требовали того, что, по его словам, им уже нравилось. В правительственном пресс-релизе, подробно описывающем встречу, также использовалось выражение «чертовы дураки». [ 9 ] [ 10 ]
Переговоры
[ редактировать ]Пока Дим зашел в тупик и попытался отмахнуться от требований буддистов по мере эскалации протестов, самосожжение буддийского монаха Тич Куанг Дока привлекло внимание мировых СМИ и усилило международное давление на Дьема. [ 11 ] Он неохотно приказал своему правительственному комитету возобновить переговоры с буддийским руководством. Они стали более заметными с прибытием Тич Три Куанга и патриарха Тич Тон Кхьота из Хуэ для переговоров с комитетом Дима. Поскольку после самосожжения не последовало немедленного всплеска демонстраций, Дим предположил, что у буддистов закончились идеи. Дим воспринял начало переговоров буддистов как проявление слабости. [ 12 ]
Исполняющий обязанности посла США Уильям Трухарт предупредил, что без значимых уступок США публично откажутся от его режима. Дим заявил, что такой шаг помешает переговорам. После задержки на один день из-за того, что хрупкому восьмидесятилетнему Тич Тон Кхиту нужно было отдохнуть от долгого путешествия на юг; Комитет Дьема встретился с буддистами 14 июня. Буддисты настаивали на отмене положения, согласно которому только местные чиновники могли разрешать показ флагов. Пагоды на протяжении веков считались общинной собственностью деревень, и буддисты настаивали на том, чтобы они были переданы под религиозное управление. Буддисты лоббировали Дима, чтобы он немедленно внес поправки в Указ № 10 указом президента, как это разрешено конституцией, вместо того, чтобы ждать, пока Национальное собрание сделает это. Национальное собрание объявило, что 12 июня будет создан комитет для решения этого вопроса. Трухарт рекомендовал Межведомственному комитету принять позицию буддиста «в духе дружбы», а затем прояснить детали позднее. [ 12 ]
В ходе переговоров Тич Тон Кхиет обратился с общенациональным призывом призвать буддистов избегать любых действий, которые могут поставить под угрозу переговоры, в то время как Дим приказал правительственным чиновникам убрать все барьеры вокруг храмов. К концу вечера было объявлено о существенном прогрессе по вопросам флагов и Декрета № 10. [ 12 ]
Соглашение
[ редактировать ]16 июня было достигнуто соглашение между комитетом и буддистами. По всем пяти требованиям было достигнуто соглашение, хотя его условия были расплывчатыми. Дим утверждал, что в нем нет ничего, чего бы он еще не принял. В «Совместном коммюнике» утверждалось, что национальный флаг «всегда следует уважать и устанавливать на соответствующем месте». [ 13 ] Национальное собрание проведет консультации с религиозными группами, чтобы исключить их «из правил Постановления № 10» и установить новые руководящие принципы, соответствующие их религиозной деятельности. [ 13 ] Тем временем правительственный комитет пообещал более свободно применять постановление. Он также обещал снисходительность к цензуре буддийской литературы и молитвенников и предоставление разрешений на строительство буддийских пагод, школ и благотворительных учреждений. [ 13 ]
Обе стороны согласились сформировать следственный комитет для «пересмотра» жалоб буддистов, а Дим согласился предоставить полную амнистию всем буддистам, протестовавшим против правительства. В соглашении говорилось, что «нормальная и чисто религиозная деятельность» может осуществляться беспрепятственно без разрешения правительства в пагодах или штаб-квартире Генеральной ассоциации буддистов. Дим пообещал провести расследование расстрела в Хуэ и наказать всех, кто будет признан виновным. [ 11 ] [ 14 ] хотя он отрицал участие правительства. Пытаясь сохранить лицо, Дим подписал соглашение непосредственно под параграфом, в котором говорилось, что «статьи, написанные в этом совместном коммюнике, были в принципе одобрены мной с самого начала», который он добавил своей собственной рукой: [ 14 ] тем самым подразумевая, что ему нечего уступать. [ 11 ] Коммюнике также подписали члены комитета: Тхо, Туан и Луонг, а также члены буддийской делегации. [ 13 ]
Информатор дворца сообщил, что подписание соглашения раскололо семью Нго. [ 11 ] Мадам Нху , невестка Дима и де-факто первая леди , как сообщается, напала на Дима за трусость. По общему мнению, она назвала его «медузой» за то, что он согласился вести переговоры с буддистами, отметив, что он военным путем разгромил частные армии сект Као Дай и Хоа Хо , а также Бинь Сюен организованную преступную группировку в 1955 году, а также попытку государственного переворота в 1960 году. [ 15 ]
Совместное коммюнике было представлено прессе 16 июня, и Тхит Тонх Кхьет поблагодарил Дима и призвал буддийскую общину работать с правительством в эпоху, которая, как он оптимистично предсказал, станет новой эрой религиозной гармонии. Он выразил свою «убежденность в том, что совместное коммюнике откроет новую эру и что... никакие ошибочные действия ни с какой стороны больше не повторятся». Он заявил, что протестное движение завершилось, и призвал буддистов вернуться к нормальной жизни и молиться за успех соглашения. [ 16 ] Однако молодые монахи были разочарованы результатом переговоров, считая, что режим Дьема не был привлечен к ответственности. Тик Дык Нгиеп сказал: «Когда я расскажу некоторым другим священникам, что было подписано, они очень разозлятся». [ 15 ]
Трухарт скептически отнесся к его реализации, отметив : «Если мы обнаружим, что Дим настроен замереть, а не двигаться вперед, то я думаю, что его дни сочтены, и мы должны начать предпринимать шаги». Эти проблемы стали для Дьема проблемой связей с общественностью за пределами его страны: после самосожжения в американских газетах обсуждались слухи о расколе между США и Димом. 14 июня газета New York Times опубликовала заголовок на первой полосе, сославшись на просочившуюся правительственную информацию о том, что дипломаты в частном порядке подвергли критике действия Дьема по преодолению кризиса. Также сообщалось, что генерал Пол Харкинс , глава консультативной миссии США в Южном Вьетнаме, приказал своим людям не оказывать помощь подразделениям АРВН, которые принимали меры против демонстрантов. В то время США рассматривали возможность сказать вице-президенту Тхо, что они поддержат его замену Дьема на посту президента. Это произошло в то время, когда появились слухи о том, что начальник штаба ВВС Южного Вьетнама подполковник О Кхок Май начал оценивать поддержку переворота среди своих коллег. [ 17 ]
Отказ
[ редактировать ]Коммюнике было поставлено под сомнение из-за инцидента возле пагоды Ха Луи на следующий день, вскоре после 9:00 утра. Толпа численностью около 2000 человек столкнулась с полицией, которая продолжала звонить в пагоду, несмотря на соглашение. В конце концов вспыхнул бунт, и полиция атаковала толпу слезоточивым газом, пожарными шлангами, дубинками и открыла огонь. Один протестующий был убит и еще десятки получили ранения. Умеренные с обеих сторон призвали к спокойствию, в то время как некоторые правительственные чиновники обвинили в этом "экстремистские элементы". В статье Associated Press эти беспорядки описываются как «самая жестокая антиправительственная вспышка в Южном Вьетнаме за последние годы». [ 16 ] [ 18 ]
Соглашение будет иметь смысл только в том случае, если оно будет приведено в действие, несмотря на заявление Тит Тинь Кхиета своим ученикам о том, что оно возвещает новую эру. Это потребовало, чтобы монахи вернулись к своей нормальной жизни, а правительство и его чиновники выполнили свои обещания. Многие протестующие, арестованные в прошлом, остались в тюрьме вопреки обещаниям коммюнике. После того, как смертельный бунт произошел всего через день после подписания коммюнике, кризис обострился, поскольку все больше буддистов начали призывать к смене правительства, а более молодые монахи, такие как Тич Три Куанг, начали выходить на первый план, обвиняя Дима в недовольстве, которое мешало усилия против Вьетконга. [ 16 ] Из-за того, что соглашение не принесло желаемых результатов, престиж более старших и старших монахов, которые были более умеренными, упал, а более молодые и напористые монахи начали играть более заметную роль в буддийской политике. [ 19 ]
Буддисты с подозрением относились к правительству и начали активизировать выпуск критических брошюр, а также начали переводить статьи с критикой Дима в западных СМИ для распространения среди вьетнамцев. Поскольку обещания по-прежнему не выполнялись, демонстрации в Ха-Луи и других местах продолжали расти. [ 20 ]
Тик Тинь Кхьет отправил Диму письмо после похорон Тич Куанг Дока , отметив, что правительство не соблюдает коммюнике и что положение буддистов в Южном Вьетнаме ухудшилось. Тхо отверг обвинения, а Нху сказал репортеру: «Если кого и угнетают в этом деле, так это правительство, которое постоянно подвергается нападкам и чей рот заткнут скотчем». [ 21 ] Он раскритиковал соглашения через свою Республиканскую молодежную организацию, призвав население «сопротивляться косвенным проявлениям [sic] суеверий и фанатизма» и предостерег от «коммунистов, которые могут злоупотреблять Совместным коммюнике». [ 21 ] В то же время Нху издал секретный меморандум Республиканской молодежи, призывая их лоббировать правительство с целью отклонения соглашения и называя буддистов «мятежниками» и «коммунистами». [ 15 ] Нху продолжал унижать буддистов через свою англоязычную газету Times of Vietnam , редакционная направленность которой обычно воспринималась как личное мнение семьи Нго. [ 15 ]
В отчете Госдепартамента США сделан вывод, что религиозные волнения не были разжиганы коммунистическими элементами, а что коммунисты «с нетерпением ждали своего часа, чтобы извлечь выгоду из развития событий». [ 22 ] Тем временем правительство незаметно проинформировало местных чиновников, что соглашения представляют собой «тактическое отступление», позволяющее выиграть время перед решительным подавлением буддийского движения. Режим Дима застопорился в освобождении буддистов, заключенных в тюрьму за протесты против него. Это привело к дискуссии в правительстве США о том, чтобы добиться отстранения Нхуса, который считался экстремистским влиянием на Дима, от власти. Генри Кэбот Лодж-младший также был объявлен новым послом США, вступившим в силу в конце августа, заменив Нолтинга, которого считали слишком близким к Диму. [ 22 ]
В июле правительство Дьема продолжило нападения на буддистов. Он обвинил Тич Куанг Дока в том, что он был накачан наркотиками перед тем, как его подожгли. Тхо предположил, что Вьетконг проник в буддистов и превратил их в политическую организацию, а министр внутренних дел Луонг утверждал, что министрам кабинета министров угрожали смертью. [ 23 ]
Буддисты становились все более скептически настроенными по отношению к намерениям правительства. Они получили информацию, которая предполагала, что соглашение было всего лишь тактикой правительства, чтобы выиграть время и подождать, пока утихнет народный гнев, прежде чем Дим арестует ведущих буддийских монахов. [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джонс, стр. 142–43.
- ^ Джейкобс, стр. 247–51.
- ^ Хаммер, стр. 134–35.
- ^ Джейкобс, стр. 142–43.
- ^ Джонс, стр. 250–51.
- ^ Джонс, стр. 251–52.
- ^ Джонс, стр. 142–43.
- ^ Джейкобс, стр. 247–51.
- ^ Jump up to: а б Джейкобс, с. 143.
- ^ Джонс, стр. 252–53.
- ^ Jump up to: а б с д Хальберштам, с. 129.
- ^ Jump up to: а б с Джонс, стр. 273–75.
- ^ Jump up to: а б с д Хаммер, с. 148.
- ^ Jump up to: а б Джонс, с. 276.
- ^ Jump up to: а б с д и Хальберштам, с. 130.
- ^ Jump up to: а б с Джейкобс, с. 150.
- ^ Джонс, стр. 275–76.
- ^ Джонс, с. 277.
- ^ Хальберштам, стр. 130–31.
- ^ Хаммер, стр. 149–50.
- ^ Jump up to: а б Хаммер, стр. 152–53.
- ^ Jump up to: а б Джонс, с. 278.
- ^ Джонс, с. 284.
Ссылки
[ редактировать ]- Хальберштам, Дэвид ; Сингал, Дэниел Дж. (2008). Создание трясины: Америка и Вьетнам в эпоху Кеннеди . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-6007-9 .
- Хаммер, Эллен Дж. (1987). Смерть в ноябре: Америка во Вьетнаме, 1963 год . Нью-Йорк, Нью-Йорк: EP Dutton. ISBN 0-525-24210-4 .
- Джейкобс, Сет (2006). Мандаринский язык холодной войны: Нго Динь Зьем и истоки войны Америки во Вьетнаме, 1950–1963 гг . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-7425-4447-8 .
- Джонс, Ховард (2003). Смерть поколения: как убийства Дьема и Джона Кеннеди продлили войну во Вьетнаме . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-505286-2 .