Нго Динь Тхук
Нго Динь Тхук | |
---|---|
Архиепископ Хюэ | |
![]() Епископ Тук напечатал 1938 год. | |
Родное имя | Питер Мартино Нго Динь Тхук |
Провинция | Хюэ |
Видеть | Хюэ |
Назначен | 24 ноября 1960 г. |
Установлено | 12 апреля 1961 г. |
Срок закончился | 17 февраля 1968 г. |
Предшественник | Жан-Батист Уррутиа, член Европарламента (как апостольский викарий) |
Преемник | Филипп Нгуен-Ким-Дьен PFI |
Другие сообщения | Титулярный архиепископ Bulla Regia (1968–1984). |
Предыдущий пост(ы) |
|
Заказы | |
Рукоположение | 20 декабря 1925 г. Эжен-Мари-Жозеф Эллис, депутат Европарламента |
Посвящение | 4 мая 1938 г. Антонин Драпье ОП |
Личные данные | |
Рожденный | 6 октября 1897 г. |
Умер | 13 декабря 1984 г. (87 лет) Картидж, Миссури , США |
Похороненный | Парковое кладбище, Карфаген, Миссури (настоящее время) Воскресенское кладбище, Спрингфилд, Миссури (ранее) |
Национальность | вьетнамский |
Номинал | Римско-католический |
Родители | Нго Динь Кха |
Образование | Философия , Теология , Католическое каноническое право |
Альма-матер | Папский григорианский университет |
Девиз | Солдат Христа (Солдат Христа) (Солдат Христа) |
Подпись | ![]() |
Герб | ![]() |
История рукоположения Нго Динь Тхук | |||
---|---|---|---|
| |||
|
Стили Нго Динь Тхук | |
---|---|
![]() | |
Справочный стиль | |
Разговорный стиль | Ваше Превосходительство |
Религиозный стиль | Ваше Превосходительство |
Пьер Мартен Нго Динь Тхук (англ. Вьетнамское произношение: [ŋo ɗîŋ̟ tʰùk] ) (6 октября 1897 — 13 декабря 1984) был архиепископом Хуэ , Республика Вьетнам , а затем епископом -седевакантистом был отлучен , который дважды от церкви Святым Престолом, но, как полагают, примирился со Святым Престолом. См. перед его смертью в 1984 году. [ 1 ]
Он был членом семьи Нго, которая управляла Южным Вьетнамом в годы, предшествовавшие войне во Вьетнаме , и была основателем Далатского университета . Пока Ток находился в Риме на второй сессии Второго Ватиканского собора , в результате переворота в Южном Вьетнаме в 1963 году был свергнут и убит его младший брат Нго Динь Зьем , который был президентом Южного Вьетнама. Ток не смог вернуться во Вьетнам и прожил остаток своей жизни в изгнании в Италии, Франции и США. Во время своего изгнания он был связан с католическими движениями-традиционалистами и рукоположил ряд епископов без одобрения Ватикана для движений пальмарианцев и седевакантистов. Сегодня различные независимые католические и седевакантистские группы утверждают, что получили свою апостольскую преемственность от Тхока.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Нго Динь Тхук родился 6 октября 1897 года в Хюэ , Французский Индокитай , в богатой римско-католической семье и был вторым из шести выживших сыновей, родившихся у Нго Динь Кха , мандарина из династии Нгуен , служившего императору Тхань Тай во времена французского правления. оккупация Вьетнама.
Старший брат Тока, Хой , служил губернатором и мандарином в контролируемого Францией императора Бо Ди администрации . В конце Второй мировой войны Хой и младший брат Тока Дим были арестованы за сотрудничество с японцами. [ 2 ] Дим был освобожден, но Хой впоследствии был застрелен Вьетминем во время Августовской революции 1945 года (а не похоронен заживо, как иногда утверждается). [ 3 ] Братья Тука Дием, Нху и Джан были политически активными. Кардинал Франсуа Ксавье Нгуен Ван Туан (1928–2002) был племянником Тука.
Священство и раннее епископство
[ редактировать ]В двенадцать лет Ток поступил в малую семинарию в Аннине. Он провел там восемь лет, прежде чем продолжить изучение философии в главной семинарии в Хуэ. После своего рукоположения в священники 20 декабря 1925 года он был выбран для изучения богословия в Риме и, как часто говорят, получил три докторские степени в Папском Григорианском университете в области философии , теологии и канонического права ; Однако это не подтверждается архивами университета. [ 4 ] Он некоторое время читал лекции в Сорбонне и получил преподавательскую квалификацию, прежде чем вернуться во Вьетнам в 1927 году. [ 4 ]
8 января 1938 года Папа Пий XI создал Апостольский викариат Виньлонга во Вьетнаме и лично выбрал Тока (тогда ему был 41 год) своим первым апостольским викарием. 4 мая того же года, в присутствии своей семьи, Ток был рукоположен в епископа архиепископом Антонином Драпье , апостольским делегатом в Индокитае, и со-хиротониками епископом Исидором-Мари-Жозефом Дюмортье, депутатом Европарламента, апостольским викарием Сайгона и епископом. Доминик Мария Хо Нгок Кон, Апостольский викарий Буй Чу. [ 1 ]
В 1950 году Дим и Ток подали заявку на разрешение поехать в Рим на празднование Святого года в Ватикане, но вместо этого отправились в Японию, чтобы лоббировать принца Конг До, чтобы заручиться поддержкой для захвата власти. Они встретились с Уэсли Фишелом , американским научным консультантом правительства США. Фишел был сторонником антиколониальной и антикоммунистической доктрины третьей силы в Азии и был впечатлен Димом. Он помогал братьям организовывать контакты и встречи в США, чтобы заручиться поддержкой. [ 5 ]
С началом Корейской войны и появлением маккартизма в начале 1950-х годов вьетнамские антикоммунисты стали востребованным товаром в Соединенных Штатах. Диму и Току был дан прием в Госдепартаменте с исполняющим обязанности государственного секретаря Джеймсом Уэббом, на котором Ток много говорил. Дим и Ток также наладили связи с кардиналом Фрэнсисом Спеллманом , самым политически влиятельным священнослужителем своего времени, и Спеллман стал одним из самых влиятельных защитников Дима. Затем Дим с помощью своего брата сумел добиться аудиенции у Папы Пия XII в Риме, а затем поселился в США в качестве гостя отцов Мэрикноллов. [ 6 ] Спеллман помог Диму заручиться поддержкой среди правых и католических кругов. Многие считали, что Ток более гениален, словоохотлив и дипломатичен, чем его брат, и было признано, что Ток будет иметь большое влияние в будущем режиме. [ 7 ] Поскольку власть Франции во Вьетнаме пришла в упадок, поддержка Дьема в Америке, которую Ток помогал лелеять, привела к росту его акций. Император Бо Ди назначил Дима премьер-министром Вьетнама, потому что считал, что связи Дима обеспечат иностранную финансовую помощь. [ 8 ]
Правило Дьема
[ редактировать ]В октябре 1955 года Дим сверг Бо Ди на мошенническом референдуме, организованном Нху, и объявил себя президентом недавно провозглашенной Республики Вьетнам , которая затем сосредоточила власть в семье Нго, которые были убежденными католиками в стране с буддийским большинством. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Власть осуществлялась с помощью тайной полиции, а также тюремного заключения и пыток политических и религиозных оппонентов. Политика и поведение Нго разожгли религиозную напряженность. Правительство было склонно к католикам на государственной службе и в военном продвижении, а также в распределении земли, деловых услугах и налоговых льготах. [ 16 ] Току, самому влиятельному религиозному лидеру в стране, было разрешено требовать «добровольных пожертвований в церковь» от сайгонских бизнесменов, что сравнивали с «налоговыми уведомлениями». [ 17 ] Ток также использовал свое положение для приобретения ферм, предприятий, городской недвижимости, сдаваемой в аренду недвижимости и каучуковых плантаций для католической церкви. Он также использовал персонал армии Республики Вьетнам для работы на своих лесных и строительных проектах. [ 18 ]
назначил Тока архиепископом Хюэ 24 ноября 1960 года Папа Иоанн XXIII . [ 1 ]
Буддийские волнения и падение Дима
[ редактировать ]В мае 1963 года в центральном городе Хуэ буддистам было запрещено вывешивать буддийский флаг во время празднования Весак , посвященного рождению Гаутамы Будды , когда правительство сослалось на постановление, запрещающее вывешивание неправительственных флагов по просьбе Тхока. [ 19 ] Несколькими днями ранее католикам было предложено поднять флаги, чтобы отпраздновать 25-летие Тхока в качестве епископа, но правительство Дьема приказало им поднимать вьетнамские флаги как более важные. Правительственные средства были использованы для оплаты празднования годовщины Тхока, и жители Хуэ — буддийской крепости — также были вынуждены внести свой вклад. Эти предполагаемые двойные стандарты привели к буддийскому протесту против правительства. Буддийский лидер Тич Три Куанг провозгласил «манифест монахов», состоящий из пяти пунктов, который требовал свободы поднимать буддийский флаг, религиозного равенства между буддистами и католиками, компенсации семьям жертв, прекращения произвольных арестов и наказания чиновников. ответственный. [ 20 ] Акция протеста закончилась, когда девять мирных жителей были убиты из-за бомбы, предположительно заложенной Вьетконгом . Американские журналисты, которые поддерживали американскую интервенцию во Вьетнаме и выступали против Дьема за сопротивление ей, обвинили в смертях военных и даже архиепископа Тука. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Позже силы Нго вошли в буддийские пагоды по всей стране. Синхронизированные военные операции, скорость, с которой были установлены транспаранты, провозглашающие решимость АРВН победить коммунизм, а также подделанные пропагандистские фотографии, якобы демонстрирующие проникновение Вьетконга в ряды буддистов, позволяют предположить, что эти действия были давно спланированы. [ 24 ] В попытке сохранить секретность специальные типографии выпустили пропагандистские материалы всего за несколько часов до рейдов. [ 25 ]
Дим был свергнут и убит вместе с Нху 2 ноября 1963 года. Нго Динь Кон был приговорен к смертной казни и казнен в 1964 году. Из шести братьев только Тхок и Луен пережили политические потрясения во Вьетнаме. Луен, младший, служил послом в Лондоне, а Ток был вызван в Рим на Второй Ватиканский собор . Из-за переворота Ток остался в Риме в годы Совета (1962–65). Он был среди архиереев, выступавших против заявлений собора. [ 26 ]
Начало изгнания
[ редактировать ]После закрытия Второго Ватиканского собора ни одно из соответствующих правительств - американского, вьетнамского или Ватиканского - не дало согласия на возвращение Тхока во Вьетнам. [ 27 ]
По словам Тока, американцы вынудили правительство Южного Вьетнама отказать ему в разрешении на возвращение. [ 28 ] и что Павел VI использовал эту неспособность вернуться, чтобы заставить его уйти в отставку и назначить на замену епископа Филиппа Нгуена Кимана , одного из фаворитов Павла VI. [ 29 ]
Он начал свое изгнание в Риме . [ 30 ]
Хиротонии епископов и провозглашение седеваканта
[ редактировать ]Швейцарский священник , которого Ток раньше знал в Эконе , Швейцария, [ 31 ] Отец Морис Реваз, бывший канцлер Швейцарской епархии Сиона и профессор канонического права в Эконе Международной семинарии Святого Пия X традиционалистского Общества Святого Пия X (SSPX), приехал в Ток и пригласил его поехать в Испанию . говоря, что Пресвятая Дева Мария хотела, чтобы он оказал ей услугу. [ 31 ] 1 января 1976 года в Эль-Пальмар-де-Троя , Испания, Тёк рукоположил Клементе Домингеса-и-Гомеса , который утверждал, что неоднократно был свидетелем явлений Пресвятой Девы Марии , и других священников кармелитов Святого Лика (позже Пальмарской католической церкви). ), а 11 января 1976 года посвятил Домингеса и еще четырех человек в епископы. [ 32 ] [ 33 ] Когда новости о незаконных хиротониях стали достоянием общественности, Ток, Домингес и все другие рукоположенные епископы были отлучены от церкви Папой Павлом VI . [ 1 ] Ток заявил, что он отправился в Пальмар-де-Троя под влиянием момента, хотя современные источники показывают, что он был постоянным посетителем с 1968 года. [ 34 ]
После того, как Домингес провозгласил себя Папой под именем «Григорий XVII», Ток дистанцировался от секты Пальмари, извинился за свои действия и примирился с католической церковью. [ 1 ]
7 мая 1981 года Ток посвятил -седепривациониста священника Мишеля-Луи Герара де Лорье . в епископы [ 32 ] Де Лорье был доминиканским богословом, знатоком догмата Успения и советником Папы Пия XII. [ 35 ] 17 октября Тхок посвятил в епископы двух мексиканских священников-седевакантистов и бывших профессоров семинарии Моисеса Кармону и Адольфо Самору. [ нужна ссылка ] Кармона и Самора были среди священников, сформировавших Unión Católica Trento (Католический союз Тридента). [ 26 ]
21 марта, в воскресенье в Лаэтаре , он публично провозгласил это заявление во время папской высокой мессы в церкви Святого Михаила в Мюнхене. [ 36 ]
В ответ на его епископские хиротонии для седевакантистов в Тулоне в 1981 году и на его заявление о седеваканте Конгрегация доктрины веры снова объявила его ipso facto отлученным от церкви. [ 37 ]
Его недавно рукоположенные епископы не образовали единой структуры и организации, а превратились в раздробленную группу, многие из которых, по существу, ограничивались сакраментальным служением и рукоположили лишь нескольких других епископов. [ 38 ] для различных священников или групп седевакантистов.
В 1982 году Тук заявил:
поскольку я являюсь епископом Римско-католической церкви, я считаю, что председатель Римско-католической церкви вакантен ; и мне, как епископу, надлежит сделать все необходимое, чтобы Римско-католическая церковь выстояла в своей миссии по спасению душ. [ 36 ] [ 37 ]
В 1983 году Ток уехал в Соединенные Штаты по приглашению епископа Луи Везелиса, американского францисканского священника-миссионера, который позже стал епископом-седевакантистом. Везелис был рукоположен в епископа американским епископом-седевакантистом Джорджем Дж. Мюзи (хиротонисан в 1982 году Кармоной) и со-хиротониками Кармоной и Саморой (двумя мексиканскими епископами-седевакантистами Тёком, рукоположенными 17 октября 1981 года). Ток сотрудничал с Везелисом в работе семинарии в Рочестере , Нью-Йорк . [ 39 ] Соединенные Штаты.
Примирение и смерть
[ редактировать ]Тхока стали все чаще разыскивать вьетнамские эмигранты и беженцы, включая старых друзей и знакомых из Хюэ и Сайгона. [ 40 ] Они способствовали его освобождению от седевакантизма, и Ток окончательно вернулся под юрисдикцию Католической церкви в 1984 году. [ 1 ] [ 41 ] Позже он приехал в Конгрегацию Матери-Соискупительницы в Карфагене, штат Миссури , а затем отслужил там мессу во время празднования Марианских дней , которая постоянно собирает тысячи представителей вьетнамско-американской общины для поклонения и общения. [ 42 ]
Ток умер, примирившись с Церковью, 11 июля 1984 года и умер 13 декабря того же года в возрасте 87 лет. Он был похоронен на Воскресенском кладбище в Спрингфилде, штат Миссури. [ 43 ] и позже перезахоронен на Парковом кладбище в Карфагене, штат Миссури, вместе с другими священниками и членами Конгрегации Матери Искупителя, а также несколькими священниками-беженцами. [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Архиепископ Пьер Мартен Нго Динь Тхук [Католическая Иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org .
- ^ Джарвис, стр. 39-40
- ^ Джарвис, с. 40
- ^ Jump up to: а б Джарвис, с. 27
- ^ «Университетский проект скрыл роль ЦРУ в Сайгоне, 1955–59» , New York Times , 14 апреля 1966 г.
- ^ «Ослепленный человек» , Time , 4 апреля 1955 г.; по состоянию на 27 марта 2008 г. «Большую часть двух лет (1951–53) он поселился в младшей семинарии Мэрикнол в Лейквуде, штат Нью-Джерси. Французский колониализм».
- ^ Джарвис, стр. 41-42
- ^ Джейкобс, стр. 25–34.
- ↑ Буддийский кризис 1966 года в Южном Вьетнаме. Архивировано 4 марта 2008 г. в Wayback Machine , HistoryNet.
- ^ Геттлман, стр. 275–76, 366.
- ^ Мойар, стр. 215–16
- ^ «Южный Вьетнам: религиозный кризис» . Время . 14 июня 1963 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Такер, стр. 49, 291, 293.
- ^ Маклер, с. 63.
- ↑ SNIE 53-2-63, «Ситуация в Южном Вьетнаме». Архивировано 9 ноября 2017 г. в Wayback Machine , 10 июля 1963 г.
- ^ Такер, с. 291
- ^ Джейкобс, с. 89.
- ^ Олсон, с. 98.
- ^ Топмиллер, с. 2
- ^ Джонс, с. 143.
- ^ Карнов, с. 295
- ^ Мойар, стр. 212–13
- ^ Хаммер, стр. 114–16.
- ^ Джонс, с. 300.
- ^ Джонс, с. 305.
- ^ Jump up to: а б Гэри Л. Уорд, Бертил Перссон и Ален Бейн, ред., «Независимые епископы: международный справочник» [Детройт, Мичиган: Apogee Books, 1990].
- ^ Джарвис, стр. 72-73
- ^ Преподобный Пьер Мартен Нго Динь Тхук. Автобиография (Часть 4) . «Американцы вынудили южновьетнамцев отказать мне в обратной визе».
- ^ Преподобный Пьер Мартен Нго Динь Тхок. Автобиография (Часть 4) . «[Но] он [Павел VI] использовал ситуацию, когда я не мог вернуться в свою епархию в Хюэ, чтобы заставить меня отречься от престола и назначить на мое место своего фаворита, монсеньора Дьена».
- ^ Джарвис, с. 73
- ^ Jump up to: а б Преподобный Пьер Мартен Нго Динь Тхук. Автобиография (Часть 4) . «Тогда ко мне пришел священник, которого я уже встречал раньше в Эконе, Швейцария. Он сказал мне прямо: «Ваше Превосходительство, Святая Дева посылает меня для того, чтобы я немедленно отправил вас в центральную Испанию, чтобы оказать ей услугу. Моя машина готово для вас у дверей пасторского дома, и мы немедленно отправимся в путь, чтобы быть там на Рождество».
- ^ Jump up to: а б Кунео, Майкл В. Дым Сатаны: консервативное и традиционалистское инакомыслие в современном американском католицизме , JHU Press, 1999, стр. 99.
- ^ Преподобный Теренс Р. Фулхэм IHM, Corona Spinarum - Биография и защита архиепископа Пьера-Мартена Нго-Динь-Тук .
- ^ Джарвис, с. 83
- ^ ML Герар де Лорье, Измерения веры, Париж: Серф, 1952.
- ^ Jump up to: а б Insight , специальный выпуск (апрель 1998 г.) . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ватикан. "Уведомление" . В L'Osservatore Romano , английское издание, 18 апреля 1983 г., стр. 12.
- ^ «Я буду воспевать милости Господа навсегда»: Автобиография монсеньора. Нго Динь Тхук, написано ок. 1978–1980. Einsicht – рем.-кат. Zeitschrift : Мюнхен
- ^ Отцы-францисканцы. «Епископ Нго Динь-Тук» (фотографии Тока с Везелисом и семинаристами).
- ^ Джарвис, с. 120-121
- ^ Джарвис, с. 121-123
- ^ Хоанг, Туан (22 августа 2017 г.). «Последние годы Нго Динь Тхук» . Туанниривер . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Донован, Нед (30 августа 2018 г.). «Архиепископ хаоса» . Католический вестник .
- ^ ДРУЗЬЯ И РАБОТНИКИ (16 октября 2021 г.). «HT80.1 Посещение братьев, вернувшихся в Отчий Дом на Родине ЦРМ, Карфаген, Миссури, сентябрь 2021 г.» . Ютуб . Проверено 26 января 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Геттлман, Марвин Э. (1966). Вьетнам: история, документы и мнения о крупном мировом кризисе . Хармондсворт, Миддлсекс: Penguin Books.
- Хаммер, Эллен Дж. (1987). Смерть в ноябре: Америка во Вьетнаме, 1963 год . Нью-Йорк: EP Даттон. ISBN 0-525-24210-4 .
- Джарвис, Эдвард (2018). Sede Vacante: Жизнь и наследие архиепископа Тука . Беркли, Калифорния: Apocryphile Press. ISBN 978-1-949643-02-2 .
- Джейкобс, Сет (2004). Чудо-человек Америки во Вьетнаме: Нго Динь Зьем, религия, раса и интервенция США в Юго-Восточной Азии, 1950–1957 гг . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-3440-2 .
- Джейкобс, Сет (2006). Мандаринский язык холодной войны: Нго Динь Зьем и истоки войны Америки во Вьетнаме, 1950–1963 гг . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-7425-4447-8 .
- Джонс, Ховард (2003). Смерть поколения: как убийства Дьема и Джона Кеннеди продлили войну во Вьетнаме . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-505286-2 .
- Карноу, Стэнли (1997). Вьетнам: История . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-670-84218-4 .
- Маклер, Майкл (1981). Вьетнам: Десятитысячедневная война . Нью-Йорк: Издательство Метуэн. ISBN 0-423-00580-4 .
- Мойар, Марк (2006). Триумф Отрекшихся: Война во Вьетнаме, 1954–1965 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-86911-0 .
- Олсон, Джеймс С. (1996). Где упало Домино . Пресса Святого Мартина. ISBN 0-312-08431-5 .
- Топмиллер, Роберт Дж. (2006). Лотос на свободе: буддийское движение за мир в Южном Вьетнаме . Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-2260-0 .
- Такер, Спенсер К. (2000). Энциклопедия войны во Вьетнаме: политическая, социальная и военная история . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 1-57607-040-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бортвик, Марк (1998). Тихоокеанский век: возникновение современной Тихоокеанской Азии . Вествью Пресс. ISBN 0-8133-3471-3 .
- Баттингер, Джозеф (1967). Вьетнам: Дракон в бою . Издательство Прагер.
- Фолл, Бернард Б. (1963). Два Вьетнама . Издательство Прагер.
- Хальберштам, Дэвид ; Сингал, Дэниел Дж. (2008). Создание трясины: Америка и Вьетнам в эпоху Кеннеди . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-6007-9 .
- Ланггут, Эй Джей (2000). Наш Вьетнам: война, 1954–1975 гг . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-684-81202-9 .
- Луз, Фредерик (1995). Сера и ладан: расследование параллельных церквей и епископов-диссидентов . Клэр Винье. ISBN 9782841930210 .
- Шихан, Нил (1989). Яркая блестящая ложь . Нью-Йорк: старинные книги. ISBN 978-0-679-72414-8 .
- Уорнер, Денис (1964). Последний конфуцианец: Вьетнам, Юго-Восточная Азия и Запад . Сидней: Ангус и Робертсон.
- Памяти: архиепископа Нго Динь Тхук в Wayback Machine (архивировано 5 марта 2008 г.), епископ Мишель-Луи Герар де Лорье , OP
- Декларация седеваканта архиепископа Нго Динь Тхука
- PDF-документ Эйнсихта , 1982 г.; включает фотодокументацию многих хиротоний архиепископа Тока.
- 1897 рождений
- 1984 смертей
- Люди из Хуэ
- Римско-католические архиепископы 20-го века во Вьетнаме
- Семья Нго
- Академический состав Парижского университета
- Пальмарийская католическая церковь
- Участники Второго Ватиканского Собора.
- Люди, отлученные католической церковью
- Бывшие седевакантисты
- Католические епископы-традиционалисты
- Вьетнамские католики-традиционалисты
- Епископы линии Thuc
- Вьетнамские антикоммунисты
- Вьетнамские изгнанники
- Вьетнамские римско-католические архиепископы
- Вьетнамские римско-католические епископы