Отмар Штайнбауэр
Отмар Штайнбауэр | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 5 сентября 1962 г. | (66 лет)
Род занятий | композитор теоретик музыки инструменталист (скрипка/альт) |
Супруг (а) | 1. Виола Терн 2. Эмми Укена [ нужна ссылка ] |
Дети | Гудрун Лифка (1921–1995) [ нужна ссылка ] |
Отмар Штайнбауэр (6 ноября 1895 — 5 сентября 1962) — австрийский композитор и теоретик музыки . Он развивал двенадцатитоновую композицию ( Klangreihenmusik ). Среди его собственных учителей были Йозеф Маркс , Антон фон Веберн , Арнольд Шенберг и Йозеф Матиас Хауэр . [1] [2] [3]
Жизнь
[ редактировать ]Отмар Штайнбауэр родился в Вене . Его отец был банковским служащим родом из Штирии . Штайнбауэр учился в педагогическом колледже на северо-западе Вены . Сдав здесь экзамены, в 1915 году он пошел добровольцем на военную службу. [3] К моменту окончания войны , в 1918 году, он дослужился до звания младшего офицера запаса ( оберлейтенанта ) . [1] Теперь он учился игре на скрипке под руководством Отакара Шевчика и Готфрида Файста. [2] Он также изучал теорию музыки у Йозефа Маркса , а позже, после 1919 года, у Арнольда Шенберга . [1] В Обществе частных музыкальных представлений он быстро завоевал репутацию своего музыкального исполнителя. [2] В 1921/22 году он также играл на альте в квартете Колиша . [3]
В 1922 году переехал на север, в Берлин , где работал театральным музыкантом. [3] Вместе с Йозефом Руфером (1893–1985), Карлом Винером (1891–1942) и Шёнберга учеником Максом Дойчем (1892–1982) он был основателем Общества исполнения современной музыки в Берлине ( Gesellschaft für Moderne Musikaufführungen в Берлине) . ). В связи с этим он организовал большое количество концертных выступлений. Однако пик немецкого инфляционного кризиса вынудил его вернуться в Вену в 1923 году. [2]
Между 1924 и 1928 годами он сосредоточился на преподавании музыки, как по игре на скрипке, так и по теории музыки. Он также интенсивно изучал некоторые вопросы теории музыки. Примерно в 1927 году он подготовил статью под названием «Природа тональности» ( Das Wesen der Tonalität ), которая была опубликована в 1928 году К. Х. Беком в Мюнхене. В нем он попытался обеспечить философское обоснование тональности, основанное на идеалистической философии тотальности. [4] выдвинутый Отмаром Спанном , учение которого Штайнбауэр был горячим приверженцем между 1925 и 1930 годами. [5]
В феврале 1928 года Штайнбауэр основал камерный оркестр «Wiener Kammer Konzert Vereinigung», который в течение следующих трех лет успешно выступал под его руководством в Германии и Австрии. [1] Вначале основное внимание уделялось барочному и раннеклассическому репертуару, но вскоре Штайнбауэра попросили включить современную музыку в программы оркестра. Штайнбауэр приступил к приобретению опубликованных произведений, обратившись к в Вене базирующейся компании Universal Edition , которая издавала музыку как для « кружка Шенберга », так и для Йозефа Матиаса Хауэра . Однако издатели рекомендовали только музыку Шёнберга и его единомышленников, Штейнбах всё чаще обращался напрямую к Хауэру. Между ними завязалась дружба, которая включала обмен идеями в области теории музыки и привела 7 марта 1930 года к первому исполнению Симфонических пьес Хауэра соч. 49 Штайнбауэра. [6] Хауэр смог обучать Штейнбауэра на основе своего «Дивертисмента для небольшого оркестра» Op.61, который он посвятил ему. [6] Основываясь на идеях Хауэра, Штайнбауэр разработал свою собственную «теорию двенадцати тонов», которую он впервые резюмировал в (так и не законченной) рукописи как «доктрину звука и мелодии» ( Klang- und Meloslehre ) в 1934 году. годы с 1930 по 1935 год он посвятил, в первую очередь, сочинению и другой работе над своей новой доктриной, большая часть которой была разработана в этот период, хотя только в конце 1950-х годов она приобрела прозвище Klangreihenlehre (обычно переводимое как «Клангрейенлере»). двенадцатитоновая техника»). [2]
В 1935 году Штайнбауэр снова переехал в Берлин, где устроился на небольшую работу ассистентом по художественным исследованиям ( künstlerisch-wissenschaftlicher Hilfsarbeiter ) в Национальном институте музыкальных исследований . Он работал в музее старинных инструментов, входившем в состав института. И он сочинил. В начале 1938 года Австрия была объединена с расширенным нацистским немецким государством , и региональный гауляйтер (губернатор) Одило Глобочник отдал приказ о создании новой музыкальной академии в Вене, которая должна была быть разделена на две секции. Одно будет сосредоточено на членах организации «Гитлерюгенд» и его возглавит Готфрид Прейнфальк, а второе — на немецком образовании взрослых под эгидой нацистской организации « Сила через радость » ( Kraft durch Freude ), занимающейся досугом и отдыхом. Штейнбауэру, который теперь вернулся в Вену, было поручено возглавить всю организацию. Академия была быстро построена и, как сообщается, функционировала на высоком уровне. В 1939 году он также основал Рабочую ассоциацию старой музыки ( Arbeitsgemeinschaft für alte Musik). ). [3] В 1945 году война закончилась, и нацисты отпали от власти. Штейнбауэр был уволен и посвятил себя прежде всего композиции и преподаванию. Он также нашел время, чтобы изобрести новый тип инструмента на основе скрипки, так называемый «Вилен», запатентованный в 1951 году. [7] Говорят, что он особенно подходит для создания музыки дома. [8]
С 1952 года Штайнбауэр преподавал игру на скрипке в Венской музыкальной академии (ныне Университет музыки и изобразительного искусства) . [3] Между 1959 годом и выходом на пенсию в 1961 году он также проводил специальные курсы по двенадцатитоновой композиции. Среди композиторов, получивших сертификаты после завершения одного из этих курсов, были Эрих Эдер де Ластра , Ким Даль Сунг , Хайнц Кратохвиль , Ганс Герберт Мюллер , Норберт Новотны , Иоганн Сенгстшмид , Отто Зульцер и Гюнтер Тейл. В 1961 году, после выхода на пенсию, он основал «Институт двенадцатитоновой композиции в Вене» ( Seminar für Klangreihenkomposition in Wien ), который он возглавлял до своей смерти в следующем году. Среди других участников института был Гельмут Нойман который до сих пор преподает . и сочиняет по заветам Штайнбауэра. В последний год своей жизни Штайнбауэр также давал уроки игры на скрипке членам Венского хора мальчиков . [3]
Штайнбауэр умер 5 сентября 1962 года во время летних каникул в Альтенбурге (Вильгельмсбург) в сельской местности Нижней Австрии к западу от Вены. Учебное пособие по двенадцатитоновой композиции, которое он писал, на момент его смерти не было закончено. Позже он был завершен бывшим студентом Гельмутом Нейманом и опубликован в 2001 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Иоганн Сенгстшмид. «Памяти Отмара Штайнбауэра» . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Отмар Штайнбауэр» . Общество звуковой музыки, Вена . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Профессор Райнхард Мюллер. «Отмар Штайнбауэр» . Архив истории социологии в Австрии, Университет Карла Франценса в Граце . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Доктор Дж. Гленн Фризен (2005). «Дойевеерд, Спанн и философия тотальности» . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Отмар Штайнбауэр (2006). Природа тональности . Мюнхен: CH Beck . ISBN 978-3950073171 .
- ^ Jump up to: а б Николаус Федоров и другие: Йозеф Маттиас Хауэр: Письма, манифесты, документы (письма, рекламные материалы и другие документы). DVD-ROM. Лафит, Вена, 2007 г., стр. 463–465.
- ^ РФ (3 сентября 2014 г.). «Штайнбауэр, Отмар» . Австрийский музыкальный словарь . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ «Инструмент класса скрипки США 2688270 А» . Гугл Патенты . Проверено 30 сентября 2016 г.