Jump to content

Здравоохранение и социальное обеспечение в коммунистической Чехословакии

Здоровье и социальное обеспечение в коммунистической Чехословакии можно определить путем увеличения пособий по беременности и родам, колебаний рождаемости и количества абортов, а также снижения таких факторов, как детская смертность. Система здравоохранения отличалась избытком бюрократии, мелкой коррупцией, неэффективной медицинской инфраструктурой и устаревшим медицинским обеспечением, в то время как система социального обеспечения также отставала в таких областях, как жилье и детские сады.

Характеристики

[ редактировать ]

В 1980-х годах в Чехословакии существовала комплексная и универсальная система социального обеспечения, согласно которой каждый имел право на бесплатную медицинскую помощь и лекарства . В национальном планировании здравоохранения особое внимание уделялось профилактической медицине . [ 1 ] заводскими и местными медицинскими центрами , фельдшерскими пунктами и разнообразными медицинскими клиниками и другие стационарные учреждения дополнялись Больницы . [ 2 ] Соотношение врачей и жителей неуклонно улучшалось, поднявшись с 1 на 745 в 1954 году до 1 на 270 в 1989 году, хотя в сельских районах наблюдалась нехватка врачей. Сдвиг в распределении ресурсов здравоохранения в 1960-х и 1970-х годах был драматичным; были улучшены медицинские учреждения, а численность медицинского персонала в Словакии и сельской местности в целом увеличилась. Несмотря на улучшения, около 40% всего медицинского оборудования было устаревшим, оборудование устарело и его не хватало, бюрократия была чрезмерной, а мелкое взяточничество было широко распространено. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Курорты в Чехословакии были частью системы здравоохранения. [ 6 ] [ 7 ] В 1985 г. на 35 курортах Чехии и 23 курортах Словакии остановилось более 460 000 человек (5% из которых были дети). Многие курорты существовали на протяжении веков, например, Бардейов (с 13 века) в Словакии и Карловы Вары в чешских землях. Многие из них специализировались на уходе и лечении определенных видов заболеваний. Во всех есть минеральные или горячие источники , а в некоторых также предлагаются грязевые процедуры . В былые времена курорты посещали европейские королевские особы и богатые люди, но в 1980-х годах они были открыты для всех, включая иностранных туристов (которые в 1985 году составляли 10% пациентов). Некоторые люди посетили курорты по ваучерам, предоставленным их профсоюзами . [ 8 ]

Ожидаемая продолжительность жизни

[ редактировать ]

В 1984 году ожидаемая продолжительность жизни в Чехословакии составляла 67 лет для мужчин и 75 лет для женщин. [ 9 ] В 1950 г. продолжительность жизни женщин была примерно на 4,6 года больше, чем у мужчин; к 1983 году эта разница увеличилась почти до 7,5 лет. В то время как ожидаемая продолжительность жизни женщин немного выросла, ожидаемая продолжительность жизни мужчин осталась на прежнем уровне, а у мужчин в возрасте 15 лет она увеличилась. [ 7 ] Младенческая смертность составляла 11,9 на 1000 живорождений в 1988 году по сравнению с 15,6 на 1000 в 1975 году. Как и в области медицинского обслуживания, разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между Чехией и Словакией за этот период сократился. [ 8 ] [ 10 ]

В 1985 году чуть более четверти населения Чехословакии получали какую-либо пенсию ; , пожилые люди инвалиды , вдовы и сироты все имели право на помощь. Пособия по социальному обеспечению (в первую очередь пенсия и инвалидность) были равны для всех наемных работников. Средняя пенсия составляла менее 1000 кений в месяц (рабочие получали среднюю пенсию около 1130 кений, кооперативные фермеры - около 880 кений, а независимые фермеры - около 720 кений); это поставило пенсионеров в число лиц с самыми низкими доходами. Значительное меньшинство пенсионеров (23%) снова устроилось на работу, чтобы дополнить свою пенсию. [ 8 ]

Пособия по беременности и родам и уходу за ребенком

[ редактировать ]

Работающие женщины имели полный набор пособий по беременности и родам и уходу за ребенком. Отпуск по беременности и родам (при 90% полной заработной платы) в 1980-х годах составлял двадцать шесть недель; дополнительные девять недель были предоставлены матерям-одиночкам или матерям, родившим несколько детей . Работодатели не могли отказать женщине в предоставлении дополнительного года неоплачиваемого отпуска по воспитанию ребенка (без потери трудового стажа). Система детских пособий и пособий по беременности и родам также помогла женщинам, ушедшим в неоплачиваемый отпуск. Женщинам предоставлялся трехдневный ежегодный отпуск в случае болезни членов семьи. Помимо прямых грантов, выплачивались значительные семейные пособия одиноким родителям или семьям с детьми- инвалидами . Незамужнюю мать, вдову или разведенную мать не могли уволить, если у нее был ребенок в возрасте до трех лет; если у нее были дети в возрасте от трех до пятнадцати лет, ее работодатель должен был найти ей другую работу, прежде чем уволить ее. [ 11 ] [ 6 ]

Удобства для детей младшего возраста

[ редактировать ]

Детских садов для детей младшего возраста было очень мало; в 1984 году они могли принять менее 10% детей в возрасте до пяти лет. Помимо явной нехватки места, детские сады были плохо распределены и часто концентрировались в старых центрах, а не в новых жилых комплексах , где, скорее всего, проживали молодые семьи. Детских садов было больше, и их посещал гораздо больший процент детей в возрасте от трех до шести лет. [ 12 ]

Рождаемость и уровень абортов

[ редактировать ]

Высокая занятость женщин и неадекватные услуги способствовали снижению рождаемости в Чехословакии в 1960-х годах. Число живорождений за десятилетие составило в среднем 16 на 1000 жителей, что является значительным снижением по сравнению с 1950-ми годами. К 1968 г. коэффициент рождаемости составлял менее двух детей на одну женщину (по сравнению с почти тремя в 1950-е гг.); при таких темпах популяция не восстановится. В чешских землях темпы роста населения находились на самом низком уровне 1930-х годов; в католической Словакии этот показатель был самым низким за всю историю наблюдений. В 1970-х годах правительство приняло ряд явно пронаталистских мер. Семейные пособия увеличились, особенно на вторых и третьих детей. К 1973 году семья с тремя детьми получала в виде пособий примерно треть средней зарплаты рабочего. Пособия по рождению увеличились вдвое и стали эквивалентны семейному доходу за две-четыре недели. Кредиты для молодоженов под низкие проценты были разработаны таким образом, чтобы часть основной суммы долга аннулировалась при рождении каждого ребенка (1 000 кенийских шиллингов за первого и 4 000 кенийских шиллингов за каждого последующего ребенка). В целом финансовые стимулы были существенными. Кроме того, приоритет при покупке квартиры имели пары с детьми. очереди и имели право на более просторные жилые помещения, что было немаловажным стимулом перед лицом хронической нехватки жилья в Чехословакии. Пронаталистская политика, похоже, оказала сильное влияние на рост населения в 1970-е годы. Уровень рождаемости поднялся с минимума 1968 года (14,9 на 1000 жителей) до пика в 19,9 на 1000 жителей в 1974 году — одного из самых высоких показателей среди промышленно развитых стран. Вероятно, четверть этого прироста отражает увеличение числа женщин детородного возраста в 1970-х годах. Однако после 1974 года уровень рождаемости неуклонно снижался, упав до 14,5 к 1985 году. Цифры указывали на появление тенденции к созданию семей с одним ребенком. Казалось, что идея заключалась в том, что спустя десять лет правительственная программа помощи оказалась неэффективной. [ 13 ]

Основным фактором, влияющим на рождаемость, был уровень абортов . Число абортов колебалось между 1950-ми и 1980-ми годами, снижаясь в начале 1960-х и начале 1970-х годов. Сообщается, что в 1985 году было совершено 144 712 абортов, или 39 абортов на 100 беременностей (33,5 на 100 в Словацкой Социалистической Республике и 42,1 на 100 в Чешской Социалистической Республике ). Было высказано предположение, что аборт остается одним из наиболее популярных способов контроля над рождаемостью , несмотря на связанные с этим риски. Изменение 1986 года в законе об абортах (устранение комиссии, необходимой для одобрения запроса на аборт) показало, что режим отказывается от попыток обратить вспять хотя бы этот аспект неблагоприятных демографических тенденций. [ 14 ] В 1988 году уровень абортов достиг своего пика: 94 аборта на каждые 100 живых беременностей. [ 7 ]

Поскольку статистика не всегда обеспечивала сравнение количества домохозяйств и существующих единиц жилья , дефицит жилья по-прежнему трудно измерить. Сравнение числа браков ежегодно и строительства 1 нового жилья в период с 1960 по 1975 г. показывает, что строительство превысило количество браков только в 1975 г. Дефицит был наиболее острым в 1960-е гг., когда в среднем на каждые 10 браков строилось жилье; в 1985 году это соотношение выросло в среднем до 8,8 единиц на 10 браков. [ 15 ]

Такое приближение недооценивало дефицит жилья: оно игнорировало разводы, количество живущих вместе больших семей , которые предпочли бы отдельное жилье, а также ветхость старого жилья. Даже листы ожидания недооценивали, насколько неадекватным было жилье в 1980-е годы. Отдельное жилье для одиноких взрослых не имело столь низкого приоритета для проектировщиков, что одиноким взрослым было трудно даже попасть в список жилья. [ 15 ]

Одним из факторов, обусловивших дефицит жилья, стали низкие темпы строительства арендного жилья. Основными причинами этого были высокая инфляция , высокие затраты на строительство и низкая (значительно субсидируемая) арендная плата. В 1985 году средняя стоимость квартир выросла до 2523 кений за квадратный метр, а среднемесячная арендная плата седьмой год подряд составила 358 кений. Пик строительства индивидуальных домов пришелся на 40 107 в 1977 году и снизился до 29 608 в 1985 году. Строительство домов в частном порядке было возможно, но приобретение рабочей силы и материалов было трудным, а иногда и рискованным; это часто означало незаконное заимствование техники или уплату взяток за материалы. [ 15 ]

Несмотря на значительные успехи 1970-х годов, Чехословакия вступила в 1980-е годы с нехваткой жилья, на устранение которой, вероятно, потребуются годы. В 1986 году правительство объявило о небольшом сокращении строительства нового жилья в рамках жилищного плана 1986–90 годов, что еще больше усугубило ситуацию. [ 16 ]

Примечания

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]

Альберт, Алекса (1992). «Здравоохранение в Чехии: система в переходный период» . ДЖАМА . 267 (18): 2461–2466. дои : 10.1001/jama.1992.03480180047016 . ISSN   0098-7484 .

Гавдяк, Игорь (1989). Чехословакия: страновое исследование (PDF) (3-е изд.). Отдел федеральных исследований и Библиотека Конгресса. ISSN   1057-5294 .

Хоффман, Лили М. (1997). «Переосмысление профессиональной автономии: пример чешской медицины при государственном социализме» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 39 (2): 346–372. дои : 10.1017/S001041750002065X .

Мур, Брэдли Мэттис (2014). «Очерк студенческой премии Роя Портера о здоровье народа: идеология, медицинский авторитет и гигиеническая наука в коммунистической Чехословакии» . Социальная история медицины . 27 (1): 122–143. дои : 10.1093/shm/hkt073 .

Раффель, Маршалл В.; Раффель, Норма К. (1992). «Меняющаяся система здравоохранения Чехословакии» . здравоохранения Представитель общественного 107 (6): 636–643. ISSN   0033-3549 . ПМК   1403713 . ПМИД   1454975 .

Чехословацкое отделение RFE , Архив открытого общества Блинкен , Будапешт

Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1092189bdc2c9bfd5bbd80c989a2ab51__1719855960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/51/1092189bdc2c9bfd5bbd80c989a2ab51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Health and social welfare in Communist Czechoslovakia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)