Здравоохранение и социальное обеспечение в коммунистической Чехословакии
Здоровье и социальное обеспечение в коммунистической Чехословакии можно определить путем увеличения пособий по беременности и родам, колебаний рождаемости и количества абортов, а также снижения таких факторов, как детская смертность. Система здравоохранения отличалась избытком бюрократии, мелкой коррупцией, неэффективной медицинской инфраструктурой и устаревшим медицинским обеспечением, в то время как система социального обеспечения также отставала в таких областях, как жилье и детские сады.
Часть серии о |
Чехословацкая Социалистическая Республика |
---|
![]() |
Характеристики
[ редактировать ]В 1980-х годах в Чехословакии существовала комплексная и универсальная система социального обеспечения, согласно которой каждый имел право на бесплатную медицинскую помощь и лекарства . В национальном планировании здравоохранения особое внимание уделялось профилактической медицине . [ 1 ] заводскими и местными медицинскими центрами , фельдшерскими пунктами и разнообразными медицинскими клиниками и другие стационарные учреждения дополнялись Больницы . [ 2 ] Соотношение врачей и жителей неуклонно улучшалось, поднявшись с 1 на 745 в 1954 году до 1 на 270 в 1989 году, хотя в сельских районах наблюдалась нехватка врачей. Сдвиг в распределении ресурсов здравоохранения в 1960-х и 1970-х годах был драматичным; были улучшены медицинские учреждения, а численность медицинского персонала в Словакии и сельской местности в целом увеличилась. Несмотря на улучшения, около 40% всего медицинского оборудования было устаревшим, оборудование устарело и его не хватало, бюрократия была чрезмерной, а мелкое взяточничество было широко распространено. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Спа
[ редактировать ]Курорты в Чехословакии были частью системы здравоохранения. [ 6 ] [ 7 ] В 1985 г. на 35 курортах Чехии и 23 курортах Словакии остановилось более 460 000 человек (5% из которых были дети). Многие курорты существовали на протяжении веков, например, Бардейов (с 13 века) в Словакии и Карловы Вары в чешских землях. Многие из них специализировались на уходе и лечении определенных видов заболеваний. Во всех есть минеральные или горячие источники , а в некоторых также предлагаются грязевые процедуры . В былые времена курорты посещали европейские королевские особы и богатые люди, но в 1980-х годах они были открыты для всех, включая иностранных туристов (которые в 1985 году составляли 10% пациентов). Некоторые люди посетили курорты по ваучерам, предоставленным их профсоюзами . [ 8 ]
Ожидаемая продолжительность жизни
[ редактировать ]В 1984 году ожидаемая продолжительность жизни в Чехословакии составляла 67 лет для мужчин и 75 лет для женщин. [ 9 ] В 1950 г. продолжительность жизни женщин была примерно на 4,6 года больше, чем у мужчин; к 1983 году эта разница увеличилась почти до 7,5 лет. В то время как ожидаемая продолжительность жизни женщин немного выросла, ожидаемая продолжительность жизни мужчин осталась на прежнем уровне, а у мужчин в возрасте 15 лет она увеличилась. [ 7 ] Младенческая смертность составляла 11,9 на 1000 живорождений в 1988 году по сравнению с 15,6 на 1000 в 1975 году. Как и в области медицинского обслуживания, разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между Чехией и Словакией за этот период сократился. [ 8 ] [ 10 ]
Пенсии
[ редактировать ]В 1985 году чуть более четверти населения Чехословакии получали какую-либо пенсию ; , пожилые люди инвалиды , вдовы и сироты – все имели право на помощь. Пособия по социальному обеспечению (в первую очередь пенсия и инвалидность) были равны для всех наемных работников. Средняя пенсия составляла менее 1000 кений в месяц (рабочие получали среднюю пенсию около 1130 кений, кооперативные фермеры - около 880 кений, а независимые фермеры - около 720 кений); это поставило пенсионеров в число лиц с самыми низкими доходами. Значительное меньшинство пенсионеров (23%) снова устроилось на работу, чтобы дополнить свою пенсию. [ 8 ]
Пособия по беременности и родам и уходу за ребенком
[ редактировать ]Работающие женщины имели полный набор пособий по беременности и родам и уходу за ребенком. Отпуск по беременности и родам (при 90% полной заработной платы) в 1980-х годах составлял двадцать шесть недель; дополнительные девять недель были предоставлены матерям-одиночкам или матерям, родившим несколько детей . Работодатели не могли отказать женщине в предоставлении дополнительного года неоплачиваемого отпуска по воспитанию ребенка (без потери трудового стажа). Система детских пособий и пособий по беременности и родам также помогла женщинам, ушедшим в неоплачиваемый отпуск. Женщинам предоставлялся трехдневный ежегодный отпуск в случае болезни членов семьи. Помимо прямых грантов, выплачивались значительные семейные пособия одиноким родителям или семьям с детьми- инвалидами . Незамужнюю мать, вдову или разведенную мать не могли уволить, если у нее был ребенок в возрасте до трех лет; если у нее были дети в возрасте от трех до пятнадцати лет, ее работодатель должен был найти ей другую работу, прежде чем уволить ее. [ 11 ] [ 6 ]
Удобства для детей младшего возраста
[ редактировать ]Детских садов для детей младшего возраста было очень мало; в 1984 году они могли принять менее 10% детей в возрасте до пяти лет. Помимо явной нехватки места, детские сады были плохо распределены и часто концентрировались в старых центрах, а не в новых жилых комплексах , где, скорее всего, проживали молодые семьи. Детских садов было больше, и их посещал гораздо больший процент детей в возрасте от трех до шести лет. [ 12 ]
Рождаемость и уровень абортов
[ редактировать ]Высокая занятость женщин и неадекватные услуги способствовали снижению рождаемости в Чехословакии в 1960-х годах. Число живорождений за десятилетие составило в среднем 16 на 1000 жителей, что является значительным снижением по сравнению с 1950-ми годами. К 1968 г. коэффициент рождаемости составлял менее двух детей на одну женщину (по сравнению с почти тремя в 1950-е гг.); при таких темпах популяция не восстановится. В чешских землях темпы роста населения находились на самом низком уровне 1930-х годов; в католической Словакии этот показатель был самым низким за всю историю наблюдений. В 1970-х годах правительство приняло ряд явно пронаталистских мер. Семейные пособия увеличились, особенно на вторых и третьих детей. К 1973 году семья с тремя детьми получала в виде пособий примерно треть средней зарплаты рабочего. Пособия по рождению увеличились вдвое и стали эквивалентны семейному доходу за две-четыре недели. Кредиты для молодоженов под низкие проценты были разработаны таким образом, чтобы часть основной суммы долга аннулировалась при рождении каждого ребенка (1 000 кенийских шиллингов за первого и 4 000 кенийских шиллингов за каждого последующего ребенка). В целом финансовые стимулы были существенными. Кроме того, приоритет при покупке квартиры имели пары с детьми. очереди и имели право на более просторные жилые помещения, что было немаловажным стимулом перед лицом хронической нехватки жилья в Чехословакии. Пронаталистская политика, похоже, оказала сильное влияние на рост населения в 1970-е годы. Уровень рождаемости поднялся с минимума 1968 года (14,9 на 1000 жителей) до пика в 19,9 на 1000 жителей в 1974 году — одного из самых высоких показателей среди промышленно развитых стран. Вероятно, четверть этого прироста отражает увеличение числа женщин детородного возраста в 1970-х годах. Однако после 1974 года уровень рождаемости неуклонно снижался, упав до 14,5 к 1985 году. Цифры указывали на появление тенденции к созданию семей с одним ребенком. Казалось, что идея заключалась в том, что спустя десять лет правительственная программа помощи оказалась неэффективной. [ 13 ]
Основным фактором, влияющим на рождаемость, был уровень абортов . Число абортов колебалось между 1950-ми и 1980-ми годами, снижаясь в начале 1960-х и начале 1970-х годов. Сообщается, что в 1985 году было совершено 144 712 абортов, или 39 абортов на 100 беременностей (33,5 на 100 в Словацкой Социалистической Республике и 42,1 на 100 в Чешской Социалистической Республике ). Было высказано предположение, что аборт остается одним из наиболее популярных способов контроля над рождаемостью , несмотря на связанные с этим риски. Изменение 1986 года в законе об абортах (устранение комиссии, необходимой для одобрения запроса на аборт) показало, что режим отказывается от попыток обратить вспять хотя бы этот аспект неблагоприятных демографических тенденций. [ 14 ] В 1988 году уровень абортов достиг своего пика: 94 аборта на каждые 100 живых беременностей. [ 7 ]
Жилье
[ редактировать ]Поскольку статистика не всегда обеспечивала сравнение количества домохозяйств и существующих единиц жилья , дефицит жилья по-прежнему трудно измерить. Сравнение числа браков ежегодно и строительства 1 нового жилья в период с 1960 по 1975 г. показывает, что строительство превысило количество браков только в 1975 г. Дефицит был наиболее острым в 1960-е гг., когда в среднем на каждые 10 браков строилось жилье; в 1985 году это соотношение выросло в среднем до 8,8 единиц на 10 браков. [ 15 ]
Такое приближение недооценивало дефицит жилья: оно игнорировало разводы, количество живущих вместе больших семей , которые предпочли бы отдельное жилье, а также ветхость старого жилья. Даже листы ожидания недооценивали, насколько неадекватным было жилье в 1980-е годы. Отдельное жилье для одиноких взрослых не имело столь низкого приоритета для проектировщиков, что одиноким взрослым было трудно даже попасть в список жилья. [ 15 ]
Одним из факторов, обусловивших дефицит жилья, стали низкие темпы строительства арендного жилья. Основными причинами этого были высокая инфляция , высокие затраты на строительство и низкая (значительно субсидируемая) арендная плата. В 1985 году средняя стоимость квартир выросла до 2523 кений за квадратный метр, а среднемесячная арендная плата седьмой год подряд составила 358 кений. Пик строительства индивидуальных домов пришелся на 40 107 в 1977 году и снизился до 29 608 в 1985 году. Строительство домов в частном порядке было возможно, но приобретение рабочей силы и материалов было трудным, а иногда и рискованным; это часто означало незаконное заимствование техники или уплату взяток за материалы. [ 15 ]
Несмотря на значительные успехи 1970-х годов, Чехословакия вступила в 1980-е годы с нехваткой жилья, на устранение которой, вероятно, потребуются годы. В 1986 году правительство объявило о небольшом сокращении строительства нового жилья в рамках жилищного плана 1986–90 годов, что еще больше усугубило ситуацию. [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мур 2014 , с. 131; 134.
- ^ Хоффман 1997 , стр. 359–361.
- ^ Гавдиак 1989 , стр. 123–124.
- ^ Альберт 1992 , стр. 2461–2462.
- ^ Хоффман 1997 , с. 365.
- ^ Перейти обратно: а б Раффель и Раффель 1992 , с. 641.
- ^ Перейти обратно: а б с Альберт 1992 , с. 2461.
- ^ Перейти обратно: а б с Гавдиак 1989 , с. 124.
- ^ Альберт 1992 , с. 2462.
- ^ Раффель и Раффель 1992 , с. 637.
- ^ Гавдиак 1989 , стр. 124–125.
- ^ Гавдиак 1989 , с. 125.
- ^ Гавдиак 1989 , стр. 125–126.
- ^ Гавдиак 1989 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с Гавдиак 1989 , с. 83.
- ^ Гавдиак 1989 , стр. 83–85.
Библиография
[ редактировать ]Альберт, Алекса (1992). «Здравоохранение в Чехии: система в переходный период» . ДЖАМА . 267 (18): 2461–2466. дои : 10.1001/jama.1992.03480180047016 . ISSN 0098-7484 .
Гавдяк, Игорь (1989). Чехословакия: страновое исследование (PDF) (3-е изд.). Отдел федеральных исследований и Библиотека Конгресса. ISSN 1057-5294 .
Хоффман, Лили М. (1997). «Переосмысление профессиональной автономии: пример чешской медицины при государственном социализме» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 39 (2): 346–372. дои : 10.1017/S001041750002065X .
Мур, Брэдли Мэттис (2014). «Очерк студенческой премии Роя Портера о здоровье народа: идеология, медицинский авторитет и гигиеническая наука в коммунистической Чехословакии» . Социальная история медицины . 27 (1): 122–143. дои : 10.1093/shm/hkt073 .
Раффель, Маршалл В.; Раффель, Норма К. (1992). «Меняющаяся система здравоохранения Чехословакии» . здравоохранения Представитель общественного 107 (6): 636–643. ISSN 0033-3549 . ПМК 1403713 . ПМИД 1454975 .
Чехословацкое отделение RFE , Архив открытого общества Блинкен , Будапешт
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .