Аука (мультфильм)
Аука ( Каталонское произношение: [ˈawkə] ) — жанр рассказа в картинках, развитый преимущественно в Каталонии .
Описание
[ редактировать ]Аука присутствовала и в некоторых других частях Испании , хотя наибольшую популярность она имела в Каталонии. Имеет структуру, чем-то похожую на комиксы , но более жесткую. В ауке есть ряд изображений, которые можно разделить поровну на 4 (обычно 48), все изображения одинакового размера, все умещаются на одной странице, есть небольшой фрагмент текста, называемый родоли ( произносится [ruðuˈli] , множественное число родолины ) — под каждым изображением, обычно на каталонском языке и с 19 века также рифмованное .
История
[ редактировать ]Аука возникла как карточная игра на деньги. Карты, возможно, использовались и для гадания , судя по первоначально появившимся на них изображениям: Луны , Солнца , звезд и животных , среди них гусь , давший название игре. ( Аука означает «гусь» на северо-западных диалектах каталонского языка; в современном стандартном каталонском языке это ока .) Самая ранняя сохранившаяся аука была создана Пере Абадалем в 1670 году в Мойе . Игра была запрещена на протяжении 17-18 веков и постепенно аука превратилась в вид искусства, в котором все изображения появлялись на одной странице и имели объединяющую тему, изначально - искусство, поделки, детские игры и животные.
В 19 веке аука достигла своего художественного расцвета и превратилась в полноценную форму искусства и издательскую нишу. Темы рассказов аука стали более разнообразными и включали историю , биографию , традиционные моральные истории и басни . Именно тогда текст под изображениями принял форму двух рифмованных строк. Самыми известными художниками аука того времени были Хосеп Пиферрер и Игнаси Эстивилл из Барселоны , а также Агусти Лаборда и Ильдефонс Момпие из Валенсии .
Структура ауки также вдохновила Сантьяго Русиньоля на создание пьесы «L'auca del senyor Esteve» ( «Аука мистера Эстеве» ), практичной, часто юмористической истории о семье, ориентированной на бизнес, которой внезапно приходится иметь дело с художественной ориентацией молодой наследник.
К концу XIX века жанр аука начал приходить в упадок. Многие новые аука просто повторяли старые темы. Однако тогда аука были привезены в Мадрид , где были встречены положительно. Серия кастильских аук под названием Алелуйя ( Аллилуйя ) была выпущена на темы католических праздников.
В 20 веке аука продолжала оставаться уникальным каталонским способом самовыражения. Каталонские художники регулярно создают новые аука, использующие новые художественные стили, но сохраняющие устоявшуюся форму из 48 изображений с двумя или четырьмя строками рифмованного текста.
Примеры из литературы
[ редактировать ]-
Аука Солнца и Луны, Пере Абадаль, 1676 г.
-
Аука Монтсеррата , 1923 год — аука XX века с двухстрочными рифмованными родолинами .
Библиография
[ редактировать ]- Обзор обзоров . Дом гуманитарных наук. 1988.
- Альберт-Илорка, Доминик (1988). Каталонские образы, чтения и ритуалы, каталог выставок в Каркассоне, Париже, Перпиньяне, Тулузе, Монпелье, Барселоне . ГАРАЭ-ГЕСИОД. ISBN 9782906156135 .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- "Гусь" . Каталонская энциклопедия (на каталонском языке) . Проверено 16 октября 2008 г.
- Rodolins.cat. Архивировано 24 октября 2008 г. на Wayback Machine - веб-сайте об аукас (на каталонском языке).
- La wall de les auques - цветы, созданные учениками школы IES Pius Font i Quer. (на каталонском языке)