Чарльз Герберт Рейли
Сэр Чарльз Герберт Рейли (4 марта 1874 г. - 2 февраля 1948 г.) был английским архитектором и учителем. После обучения двум архитектурным практикам в Лондоне он в 1900 году поступил на неполный рабочий день в качестве лектора в Лондонском университете , а с 1904 по 1933 год возглавлял архитектурную школу Ливерпульского университета , ставшую всемирно известной под его руководством. Он был в значительной степени ответственен за создание университетской подготовки архитекторов в качестве альтернативы старой системе ученичества.
Рейли был решительным и эффективным противником викторианского неоготического стиля, который десятилетиями доминировал в британской архитектуре. Его доминирование также положило конец кратковременной популярности движений «Искусство и ремесла» и «Югендстиль» в Великобритании, что вызвало к нему неприязнь Чарльза Ренни Макинтоша , представителя последнего. В течение многих лет Рейли отдавал предпочтение форме неоклассицизма, находящейся под сильным влиянием развития американской архитектуры. Позже в своей карьере он принял принципы модернистского движения и городского планирования для социального и эстетического улучшения.
Будучи практикующим архитектором, Рейли отвечал за строительство нескольких известных зданий. Его влияние на британскую архитектуру пришло через работы его учеников, среди которых были Герберт Роуз , Лайонел Бадден , Уильям Холфорд и Максвелл Фрай . Среди его учеников были будущие профессора архитектуры и руководители архитектурных колледжей Великобритании, Канады и Австралии; здания были заказаны учениками Рейли по всей Британской империи и за ее пределами.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Рейли родился на улице Семь сестер в Мэнор-Хаусе в Лондоне, в семье архитектора и геодезиста Чарльза Рейли (1844–1928) и его жены Энни, урожденной Ми. [ 1 ] Когда Рейли был еще очень молод, семья переехала в большой дом эпохи Регентства, расположенный неподалеку на Вудберри-Даун. Его семья оставалась в том же доме в течение следующих двух десятилетий. [ 2 ] Он получил образование в подготовительной школе в Хоуве в возрасте от девяти до 13 лет. [ 3 ] а затем в школе Мерчант Тейлорс в Лондоне и Куинс-колледже в Кембридже . [ 4 ] [ 5 ] Будучи студентом, он помог основать Кембриджское отделение Фабианского общества ; [ 3 ] он всю жизнь сохранял свои левые взгляды. [ 1 ] Получив диплом первой степени в области механики, [ 1 ] он проработал два года бесплатным чертежником в офисе своего отца, а затем присоединился к офису Джона Белчера в качестве «улучшителя». [ н 1 ] [ 6 ]
В 1898 году Рейли стал сотрудником Королевского института британских архитекторов ( RIBA ). [ 6 ] В 1900 году он подал заявление на должность кафедры архитектуры в Королевском колледже в Лондоне ; он всерьез не ожидал успеха и был удивлен и рад, что попал в окончательный список из трех человек. [ 3 ] Успешный кандидат, Рэйвенскрофт Элси Смит, назначил его на должность лектора на неполный рабочий день и познакомил со Стэнли Пичем, который специализировался на проектировании электростанций. [ 3 ] [ 6 ] Пич и Рейли начали совместную практику. По словам Рейли, Пич был «хорошим конструктором, но неуверенным в своих дизайнерских способностях. В результате он слишком старался придать своим инженерным зданиям с их прекрасными крышами и огромными дымоходами «архитектуру», когда они было бы гораздо лучше, если бы его оставили в покое». [ 7 ] Рейли же больше интересовал дизайн, чем механика строительства. [ 8 ]
В 1902 году Рейли безуспешно подал заявку на должность кафедры архитектуры в Университетском колледже Лондона . [ 1 ] В том же году он принял участие в открытом конкурсе на проект будущего Ливерпульского собора . Он ненавидел викторианский неоготический стиль, описывая работы ведущего сторонника Альфреда Уотерхауса как имеющие «цвета грязи и крови». [ 9 ] Предложенный им проект был выполнен в английском неоклассическом стиле с большим центральным куполом в традициях собора Рена Святого Павла . [ 10 ] Экспертами конкурса были Г. Ф. Бодли , ведущий представитель готического стиля, и Норман Шоу . Дизайн Рейли был одним из восьми работ, получивших высокую оценку, но не вошедших в окончательный список из пяти; это был единственный классический дизайн среди них. Джайлза Гилберта Скотта . В конечном итоге победителем стал готический дизайн [ 11 ] но Рейли установил влиятельные контакты в Ливерпуле, где прошла большая часть его карьеры. [ н 2 ] [ 3 ]
Ливерпульский университет
[ редактировать ]В годы до и после начала века в архитектуре Британии доминировал эксклюзивный набор богатых партнерств. Начинающие архитекторы, которые могли позволить себе купить изделие в одной из ведущих фирм, имели огромное преимущество. [ 13 ] Пытаясь предложить альтернативный путь к профессии, Университетский колледж Ливерпуля, предшественник Ливерпульского университета , в 1894 году открыл курс по архитектуре. Первым профессором был Фредерик Мур Симпсон, сторонник декоративно-прикладного искусства. стиля строительства, которое Рейли считал «частичным, но недостаточным средством защиты от неудач викторианской эпохи». [ 9 ]
В 1904 году Рейли был приглашен вместо Симпсона на должность профессора архитектуры Роско в Ливерпуле. Он занимал этот пост 29 лет и вышел в отставку в 1933 году. [ 5 ] В 1904 году он читал лекции классам из 11 студентов, в основном из Ливерпуля и его окрестностей. За годы своего пребывания в должности он увеличил годовой объем приема; Некролог «Таймс» написал: «За десять лет до войны 1914–1918 годов он превратил Ливерпульскую архитектурную школу в процветающее и влиятельное учреждение, куда приезжали студенты со всего мира». [ 3 ] Рейли продлил срок обучения до пяти лет и добился освобождения своих студентов от промежуточного экзамена RIBA, а позже (1920 г.) и от выпускного экзамена. [ 3 ] Он основал степени бакалавра и магистра архитектуры. [ 3 ] Он поддерживал женщин, изучающих архитектуру, и Нора Данфи , первая женщина в Великобритании, получившая высшее образование по архитектуре, сделала это, когда он был директором школы. [ 14 ]
Главное здание университета, в котором сначала обосновался Рейли, было спроектировано его чернокожим Уотерхаусом. Рейли описал его как «глазурованную плитку цвета порошка карри». [ 9 ] Он успешно добился перевода своего отдела в просторное здание Bluecoat Chambers , выдающееся здание времен королевы Анны в самом центре Ливерпуля. [ н 3 ] [ 3 ] Зданию грозил снос, и, работая над его спасением, Рейли нашел союзника в лице промышленника-филантропа Уильяма Левера . [ 15 ]
Левер спонсировал ознакомительную поездку в США, которую Рейли совершил в 1909 году. [ 8 ] Новая американская неоклассическая архитектура того времени во многом заимствована из Школы изящных искусств в Париже; Стэмп характеризует его как «укорененный в классической традиции, [но] по сути современный». [ 16 ] Сдержанный американский стиль классицизма изящных искусств произвел на Рейли глубокое впечатление, как и методы преподавания, с которыми он столкнулся в американских архитектурных колледжах. [ 16 ]
Градостроительство и гражданское проектирование
[ редактировать ]Часть задания Рейли, полученного от Левера во время его поездки в США, заключалась в изучении американского подхода к практике и преподаванию городского планирования. До сих пор в английских городах не проводилось систематического градостроительства; новые события были случайными и несогласованными друг с другом. Точка зрения Левера, которую разделял Рейли, заключалась в том, что планирование - это просто «архитектура в большом масштабе». [ 17 ]
При поддержке Левера и щедрой финансовой поддержке Рейли убедил университет открыть кафедру гражданского дизайна в Школе архитектуры. [ 18 ] Руководство университета приняло рекомендацию Рейли о том, чтобы первым профессором гражданского дизайна стал Стэнли Адсхед , коллега-классик и друг со времен его практики Белчера. [ 19 ] Важность работы Ливерпульской школы была быстро признана в среде архитекторов. Рейли был приглашен присоединиться к Совету по архитектурному образованию RIBA в 1906 году, а в 1909 году он был избран в Совет RIBA.
В 1911 году Рейли и Адсхед возглавили оппозицию плану Нормана Шоу и скульптора У. Госкомба Джона по реконструкции южного фасада Георгиевского зала в Ливерпуле. [ 20 ] Шоу и Джон предложили установить грандиозную лестницу, окруженную конными статуями, в честь недавно умершего короля Эдуарда VII . Рейли расценил этот план как стиле эдвардианского барокко . подрыв «чистой и возвышенной неоклассической концепции зала» в [ 20 ] Он с сарказмом заметил: «Какой смысл в большом монументальном здании, если его нельзя использовать в качестве фона для человека на лошади?» [ 20 ] Шоу заручился поддержкой Астона Уэбба , Джона Белчера, Хамо Торникрофта и Реджинальда Бломфилда , но Рейли и Адсхед победили, и от схемы отказались. [ 20 ]
Неоклассицизм
[ редактировать ]Хотя Рейли возражал против более барочных аспектов школы изящных искусств, многие из его заповедей были основаны на том, что он считал принципами изящных искусств. Стэмп утверждает, что концепция изящных искусств Рейли была пропущена через американских практикующих и в них слишком много внимания уделялось классическому дизайну. [ 16 ] Историк архитектуры Алан Пауэрс пишет:
Рейли и другие британские поклонники Школы изящных искусств в Париже неверно истолковали то, что они считали системой, основанной на классицизме, а не рационалистической системой, основные проявления которой были классическими. Разница может показаться незначительной, но, тем не менее, она имеет решающее значение, поскольку по мере развития Ливерпульской школы под руководством Рейли особый стиль, который он любил называть «монументальной классикой», стал самоцелью, а не средством достижения абстрактной цели, как это было вначале. . [ 21 ]
Мода в британской архитектуре быстро менялась в первой четверти 20 века. Викторианская готика была отвергнута, а Чарльз Ренни Макинтош счел свою шотландскую версию модерна устаревшей. Историк архитектуры Гэвин Стэмп пишет:
[] Пристрастие к американскому классицизму, к величественным палаццо со стальным каркасом от McKim, Mead & White или Carrere & Hastings положило конец моде на собственный шотландский бренд Макинтоша в стиле модерн, что привело к личному краху, прекращению его партнерство с Ханиманом и Кеппи и изгнание из родного города. К 1920-м годам бывшие студенты Архитектурной школы Глазго проектировали крупные банки и страховые здания, которые подходили бы для улиц Монреаля или Детройта». [ 16 ]
Макинтош обвинял в этом Рейли: «И не будет никакого дневного света до тех пор, пока напыщенные бродяги вроде известного (по крайней мере, хорошо разрекламированного) профессора из Ливерпуля не смогут иметь никакого права голоса в архитектурном образовании. Он учит эффективности, но даже там он всего лишь 23-й оценщик, потому что в Америке это делают уже лучше». Макинтош жаловался на здания Рейли с «коровьими черепами, некрасивыми младенцами с овощными хвостами» и назвал Рейли «раздавленным официальным признанием и одобрением журналистов». [ 16 ]
Несмотря на анимацию Макинтоша, Рейли был готов найти достоинства в архитектурных работах других стилей, кроме своего собственного. В книге 1931 года « Представители британских архитекторов наших дней » он посвятил главы не только родственным душам, таким как Адсхед, но и стороннику готического возрождения Уолтеру Тэпперу и защитнику искусств и ремесел Гаю Доберу ; среди других были Герберт Бейкер , Бломфилд, Клаф Уильямс-Эллис , Эдвин Лютиенс и Скотт. [ 22 ] В литературном приложении «Таймс» отмечалось: «Никакая похвала не может быть слишком высокой за то, как особые способности конкретных архитекторов раскрываются и иллюстрируются в их работах». [ 23 ]
Спустя годы
[ редактировать ]К 1938 году, по мнению The Times Literary Supplement , Ливерпульская школа архитектуры была «возможно… самым важным центром архитектурного образования в мире». [ 24 ] Позже в своей карьере Рейли отошел от исключительного классицизма. Достижения в области строительных технологий и материалов, а также строительство более высоких и широких зданий в городах сделали неоклассицизм неустойчивым. Ученик Рейли Максвелл Фрай вспоминал, как в 1928 году он был встревожен, увидев классическую каменную облицовку, висящую на стальном каркасе огромного дома в Лондоне, архитектором-консультантом которого был Рейли. [ 16 ] Фрай принял модернизм, а его бывший учитель позже последовал за ним.
В 1934 году другой ученик Рейли, Уильям Крэбтри , спроектировал модернистское здание Питера Джонса на Слоун-сквер с Рейли в качестве архитектора-консультанта. [ 16 ] Стэмп предполагает, что Рейли, возможно, пожалел о своей исключительной пропаганде классицизма в Ливерпуле; он цитирует письмо Рейли Джайлсу Гилберту Скотту в 1942 году: «Все ливерпульские ребята в мое время прошли через дисциплину классической архитектуры. конструктивная основа гораздо ближе к современной, с ее сталью и железобетоном». [ 16 ]
Рейли умер в Лондоне в возрасте 73 лет. [ 3 ] Его жена умерла раньше него. У него остались дочь и сын Пол Рейли , ведущий дизайнер. [ 1 ]
Почести и наследие
[ редактировать ]Рейли был назначен членом архитектурного факультета Британской школы в Риме в 1911 году, а в следующем году стал членом RIBA. В 1925 году он был назначен членом-корреспондентом Американского института архитекторов. [ 25 ] Он был назначен вице-президентом RIBA в 1931 году. В 1934 году, после выхода на пенсию, он был назначен почетным профессором Ливерпульского университета. Он был награжден Королевской золотой медалью в области архитектуры в 1943 году и в 1944 году был посвящен в рыцари .
Будучи практикующим архитектором, Рейли построил лишь несколько зданий. В их число входят коттеджи на Лоуэр-Роуд, Порт-Санлайт , для Левера (1905 г.); Союз студентов Ливерпуля (1909 г.); церковь Святого Варнавы, Шеклвелл , Лондон (1909 г.); и военные мемориалы в Аккрингтоне (1920 г.) и Дареме (1928 г.). Из них коллеги Рейли по профессии считали здание Студенческого союза его наиболее характерной работой. [ 8 ] но сам он предпочитал собор Святого Варнавы и говорил, что это «здание, которым я хотел бы запомниться, если таковое имеется». [ 3 ]
Рейли был совместным архитектором с Томасом Гастингсом Девонширского дома на Пикадилли в Лондоне (1923). Он сотрудничал со своими бывшими учениками Лайонелом Бадденом и Дж. Э. Маршаллом в строительстве здания Леверхалм для Ливерпульской школы архитектуры (1933 г.) и расширения Ливерпульского студенческого союза (1935 г.). Он был архитектором-консультантом при строительстве новых зданий универмагов «Питер Джонс» и «Джон Льюис» в Лондоне, главным архитектором которых был Крэбтри, еще один бывший ученик. [ 26 ]
Библиография
[ редактировать ]- Некоторые улицы и здания Ливерпуля в 1921 году . Ливерпуль: Liverpool Daily Post и Mercury. 1921. OCLC 504795181 .
- Макким, Мид и Уайт . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. 1924. OCLC 187404820 .
- Некоторые улицы Манчестера и их здания . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. 1924. OCLC 35299280 .
- Некоторые архитектурные проблемы современности . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. 1924. OCLC 5023618 .
- Представитель британских архитекторов наших дней . Лондон: BT Бэтсфорд. 1931. OCLC 717894687 .
- Теория и практика архитектуры . Лондон: Виктор Голланц. 1932. OCLC 21131952 .
- Тело города - Лекция Роско, 1934 год . Ливерпуль: Э.А. Брайант. 1934. OCLC 504795157 .
- Леса в небе – полуархитектурная автобиография . Лондон: Дж. Рутледж и сыновья. 1938. OCLC 5290945 .
- Архитектура как общественное искусство . Лондон: Б.Т. Бэтсфорд для Совета по образованию в области признания физической среды. 1944. ОСЛК 70727148 .
- Контурный план округа Биркенхед . Биркенхед: округ графства Биркенхед. 1947. OCLC 25422878 .
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Оксфордский словарь английского языка определяет улучшателя как «человека, который работает по профессии у работодателя с целью улучшения своих знаний или навыков и принимает возможность такого улучшения полностью или частично вместо заработной платы».
- ↑ Хотя Рейли в целом не любил неоготическую архитектуру, он считал Ливерпульский собор Скотта «действительно великим зданием». [ 12 ]
- ^ Во время существования Школы архитектуры здание было официально известно как «Здания Свободы». [ 15 ]
- Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д и Пеппер, Саймон; Ричмонд, Питер. «Рейли, сэр Чарльз Герберт (1874–1948)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/35721 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ CH Рейли, Строительные леса в небе; Полуархитектурная автобиография, George Routledge & Sons, Лондон, 1938 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Некролог - сэр Чарльз Рейли», The Times , 3 февраля 1948 г., стр. 7
- ^ «Рейли, Чарльз Герберт (RLY893CH)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Jump up to: а б «Рейли, сэр Чарльз Герберт» , «Кто был кто» , A&C Black, 1920–2008; онлайн-издание, Oxford University Press, декабрь 2007 г., по состоянию на 29 сентября 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с Шарплс, с. ix
- ^ Шарплс, с. 66
- ^ Jump up to: а б с «Некролог - сэр Чарльз Рейли», The Manchester Guardian , 3 февраля 1948 г., стр. 3
- ^ Jump up to: а б с Пауэрс, стр.1
- ^ Пауэрс, с. 2
- ^ «Ливерпульский собор», The Times , 25 сентября 1902 г., стр. 8
- ^ Рейли (1938), с. 257
- ^ Пауэрс, с. 3
- ^ «Нора Данфи» . Университет Ливерпуля . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Шиппоботтом, с. 51
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Штамп, Гэвин. «Чарльз Рейли и Ливерпульская школа архитектуры, 1904–1933» , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 56, № 3 (сентябрь 1997 г.), стр. 345–348 (требуется подписка)
- ^ Шиппоботтом, с. 46
- ^ Шиппоботтом, стр. 47–48.
- ^ Шиппоботтом, с. 48
- ^ Jump up to: а б с д Салмон, Фрэнк и Питер Де Фигейредо. «Южный фасад Георгиевского зала, Ливерпуль» , История архитектуры , Том. 43 (2000), стр. 195–218 (требуется подписка)
- ^ Пауэрс, с. 9
- ^ Рейли (1931), с. 11
- ^ «Английская архитектура», Литературное приложение к The Times , 28 мая 1931 г., стр. 421
- ^ «Гуманный архитектор», Литературное приложение к The Times , 3 декабря 1938 г., стр. 773
- ^ Шарплс, с. х
- ^ Шарплс, стр. ix–x
- Источники
- Рейли, Чарльз (1931). Представитель британских архитекторов наших дней . Лондон: BT Бэтсфорд. OCLC 717894687 .
- Рейли, Чарльз (1938). Леса в небе – полуархитектурная автобиография . Лондон: Дж. Рутледж и сыновья. OCLC 5290945 .
- Шарплс, Джозеф, изд. (1996). Чарльз Рейли и Ливерпульская школа архитектуры 1904–1933 гг . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 0-85323-901-0 .
- Пауэрс, Алан. Шарплс, Джозеф (ред.). Ливерпуль и архитектурное образование в начале двадцатого века . стр. 1–23.
- Шарплс, Джозеф. Шарплс, Джозеф (ред.). Чарльз Герберт Рейли . стр. ix–x.
- Шарплс, Джозеф. Шарплс, Джозеф (ред.). Рейли и его ученики в Мерсисайде и за его пределами . стр. 25–42.
- Шарплс, Джозеф. Шарплс, Джозеф (ред.). Каталог экспонатов и биографии архитекторов . стр. 63–180.
- Шиппоботтом, Майкл. Шарплс, Джозеф (ред.). Ч. Рейли и первый лорд Леверхалм . стр. 43–62.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ричмонд, Питер (2001). Маркетинговый модернизм: архитектура и влияние Чарльза Рейли . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 0-85323-766-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Чарльзом Гербертом Рейли, на Викискладе?