Оператор
Оператор | |
---|---|
![]() Театральный плакат | |
Режиссер | Эдвард Седжвик Бастер Китон |
Написал | История: Клайд Брукман Лью Липтон Титулы: Джозеф В. Фарнхэм |
Продюсер: | Бастер Китон Лоуренс Вайнгартен (в титрах не указан) |
В главных ролях | Бастер Китон Марселин Дэй |
Кинематография | Реджи Лэннинг Элджин Лессли |
Под редакцией | Хью Винн |
Музыка | Артур Барроу |
Распространено | Метро-Голдвин-Майер |
Дата выпуска |
|
Время работы | 76 минут (8 барабанов) |
Страна | Соединенные Штаты |
Языки | Немой фильм английские субтитры |
«Оператор» — американская немая романтическая комедия 1928 года, снятая Эдвардом Седжвиком и Бастером Китоном, в титрах не указана . [ 1 ] В картине снимались Китон и Марселин Дэй .
«Оператор» был первым фильмом Китона по контракту с Metro-Goldwyn-Mayer . Поклонники и критики считают его одним из лучших фильмов Китона, и в 2005 году он был добавлен в Национальный реестр фильмов как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 2 ] [ 3 ]
Однако в следующем году MGM отказалась позволить Китону продолжать творческий контроль над его картинами, тем самым нанеся длительный ущерб его карьере, от которого Китон так и не оправился. Позже Китон назвал свой переход в MGM «худшей ошибкой в моей карьере». [ 4 ] «Оператор» стал достоянием общественности в США 1 января 2024 года . [ 5 ]
Сюжет
[ редактировать ]Бастер, фотограф-портретист на тротуаре из Нью-Йорка, влюбляется в Салли, секретаршу, которая работает в MGM Newsreels. Чтобы быть рядом с ней, он покупает старую пленочную камеру, опустошая свой банковский счет, и пытается устроиться на работу одним из операторов MGM. Гарольд, оператор MGM, у которого есть планы на Салли, высмеивает его амбиции.
Салли, однако, подбадривает Бастера и предлагает ему снимать все и вся. Первые попытки Бастера показывают полное отсутствие у него опыта. Он дважды экспонирует или переэкспонирует большую часть отснятого материала, а остальное просто бесполезно. Несмотря на эту неудачу, Салли соглашается пойти на свидание с Бастером после отмены воскресного свидания. Они идут в городской водоем (бассейн), где Бастер попадает в многочисленные происшествия. Позже Гарольд предлагает Салли подвезти домой, Бастеру приходится сидеть на откидном сиденье , где он промокнет под дождем.
произойдет что-то большое На следующий день Салли дает ему только что полученную информацию о том, что в китайском квартале . Спеша туда он случайно натыкается на шарманщика , который падает и, очевидно, убивает свою обезьяну. Соседний полицейский заставляет Бастера заплатить за обезьяну и забрать ее тело с собой. Обезьяна оказывается только ошеломленной и присоединяется к Бастеру в его предприятии.
В китайском квартале Бастер снимает начало войны Тонг , несколько раз едва избежав смерти. В конце концов, его спасает от членов Тонга благодаря своевременному прибытию полиции во главе с полицейским, который стал непреднамеренной жертвой нескольких выходок Бастера за последние несколько дней. Полицейский пытается отправить его в психиатрическую больницу, но Бастеру удается сбежать с неповрежденной камерой.
Вернувшись в MGM, Бастер и босс кинохронической компании встревожены, обнаружив, что он, очевидно, забыл загрузить пленку в камеру. Когда Салли попадает в беду из-за того, что дала Бастеру совет, Бастер предлагает загладить свою вину, оставив MGM в покое раз и навсегда.
Бастер возвращается к своей старой работе, но не отказывается от съемок, настраиваясь на запись лодочных гонок. Затем он обнаруживает, что у него есть запись Тонга, ведь озорная обезьяна переключила барабаны. Салли и Гарольд мчатся в одной из лодок. Когда Гарольд делает слишком резкий поворот, их обоих бросает в реку. Гарольд спасается, но Салли оказывается в ловушке кружащей лодки. Бастер прекращает съемку, прыгает и спасает ее. Когда Бастер бросается в аптеку за медикаментами, чтобы реанимировать ее, Гарольд возвращается и берет на себя ответственность за спасение. Эти двое уходят, оставляя Бастера с разбитым сердцем, а обезьяна снимает все это на камеру.
Бастер решает бесплатно отправить отснятый материал из Тонга в MGM. Босс решает показать это Гарольду и Салли ради смеха, но он в восторге от увиденного. Они также видят кадры с лодки Бастера и кадр, сделанный обезьяной, на котором Бастер спасает Салли. Босс называет это лучшей операторской работой, которую он видел за последние годы. Босс отправляет Салли за Бастером, который сообщает ему, что его ждет отличный прием. Бастер предполагает, что парад с телеграфной лентой проводится в его честь, тогда как на самом деле он посвящен Чарльзу Линдбергу .
Бросать
[ редактировать ]- Бастер Китон, как Бастер
- Марселин Дэй в роли Салли Ричардс
- Гарольд Гудвин, как Гарольд Стэгг
- Сидни Брейси — Эдвард Блейк, босс
- Гарри Гриббон — полицейский Хеннесси
В титрах не указан
[ редактировать ]- Ричард Александр — один из соперников Бастера, «большой морской лев»
- Эдвард Брофи в роли мужчины в бане, который настаивает на том, чтобы разделить крошечную раздевалку с Бастером.
- Рэй Кук в роли офисного работника
- Вернон Дент в роли мужчины в обтягивающем купальнике
- Уильям Ирвинг как фотограф
- Чарльз Линдберг в роли самого себя (архивные кадры)
- Берт Мурхаус, как Рэндалл
- Гарри Китон в роли мужчины в бассейне
- Луиза Китон в роли женщины в бассейне
- Обезьяна Жозефина в роли обезьяны [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Производство
[ редактировать ]26 января 1928 года Китон подписал двухлетний контракт с «Метро-Голдвин-Майер» . [ 9 ] Сделка требовала от Китона сниматься в двух фильмах в год и платить ему 3000 долларов в неделю, что делало его третьим самым высокооплачиваемым актером на студии. Китон привел с собой большую часть своей команды из своей независимой продюсерской компании. идею «Оператора» , которая заплатила ему за нее 1250 долларов. Он немедленно предложил MGM [ 10 ] Позже Китон сказал, что сделка с MGM была «худшей ошибкой в моей жизни». [ 11 ]
Курировал фильм продюсер Лоуренс Вайнгартен . Вайнгартен и Китон поссорились на съемочной площадке, и Вайнгартен назвал Китона ребенком. Китон привык полностью контролировать свою продукцию и не привык к вмешательству продюсеров. [ 12 ] Однако руководителю производства MGM Ирвингу Тальбергу законченный фильм понравился, и он смеялся во время показа его отрывков (редкое проявление эмоций со стороны Тальберга). [ 13 ] Над ним работали 22 сценариста, но Китон убедил Тальберга выбросить сценарий и позволить ему снять его по-своему. [ 11 ]
Позже «Оператор» послужил источником вдохновения для части комедии 1950 года «Следи за птичкой» , в главной роли с Рэдом Скелтоном где Китон работал шутником в MGM и был советником Скелтона. [ 14 ] Сцена в раздевалке, в которой Бастер и еще один купальщик пытаются переодеться, прижимаясь друг к другу и запутываясь в одежде друг друга, послужила источником вдохновения для сцены в каюте в фильме братьев Маркс 1935 года «Ночь в опере» . [ 15 ]
Критический прием
[ редактировать ]Фильм имел кассовые сборы, собрав 797 000 долларов, и был хорошо принят кинокритиками. Сценаристский отдел MGM на протяжении десятилетий использовал этот фильм для обучения новых сценаристов как «идеально построенную комедию». [ 13 ] даже стирая их отпечаток. [ 16 ]
Критику Мордаунту Холлу , пишущему для The New York Times , понравился фильм и творчество Бастера Китона. Он сказал: «Последняя работа мистера Китона — «Оператор», наполненный хохотом и ухмылками, что-то вроде вещи со множеством оригинальных и ловко придуманных шуток. Но принадлежат ли они к истории, не имеет значения... Есть и другие дикие и водянистые части, но, тем не менее, юмористические». [ 17 ]
Дэвид Робинсон написал, что фильм «ничего не выдает той борьбы и напряжения, которые были потрачены на его подготовку. Это ясная, прекрасно построенная драматическая комедия». [ 11 ]
На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 100% на основе 20 рецензий. [ 18 ]
Почести
[ редактировать ]США В 2005 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый».
Статус сохранности
[ редактировать ]В какой-то момент «Оператор» считался утерянным фильмом , уничтоженным во время пожара в хранилище MGM в 1965 году . Однако полный отпечаток был обнаружен в Париже в 1968 году. [ 19 ] Другой отпечаток, гораздо более высокого качества, хотя и без некоторых отснятых материалов, был обнаружен в 1991 году. [ 19 ] Два отпечатка были объединены в версию, которая теперь доступна. «Оператор» был выпущен на Blu-ray и DVD через The Criterion Collection (по лицензии Warner Bros. ) 16 июня 2020 года. [ 6 ] Поскольку фильм был опубликован в 1928 году, он стал достоянием общественности 1 января 2024 года . [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оператор на IMDb .
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Библиотекарь Конгресса добавляет 25 фильмов в Национальный реестр фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Веб-сайт Бастера Китона .
- ^ «День общественного достояния 2024 г. № 124, юридический факультет Университета Дьюка» . web.law.duke.edu .
- ^ Перейти обратно: а б «Кинооператор» . Коллекция критериев . Проверено 5 октября 2020 г.
- ^ Бальдуччи, Энтони (10 января 2010 г.). Забавные детали: история кинокомедийных программ и шуток . МакФарланд. стр. 37–39. ISBN 9780786488933 .
- ^ «Лучшие из лучших — Чаплин, Китон, Ллойд» . slapstick.org.uk . Фестиваль фарса . 18 января 2022 г.
- ^ Мид 1997 , с. 184.
- ^ Мид 1997 , с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б с Уэйкман 1987 , с. 529.
- ^ Мид 1997 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б Мид 1997 , с. 187.
- ^ «Наблюдай за птичкой» . Классические фильмы Тернера .
- ^ Китон, Элеонора (2002). Бастер Китон вспомнил . Х.Н. Абрамс. п. 169. ИСБН 9780810942271 – через Интернет-архив.
- ^ Стивенс, Дана. Оператор: Бастер Китон, рассвет кино и изобретение двадцатого века, Atria Books, 2002, стр. 258.
- ^ Холл, Мордаунт [ постоянная мертвая ссылка ] . The New York Times, обзор фильма, 17 сентября 1928 года.
- ^ Оператор , получено 16 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Деннис Харви. «Кинооператор» . Фестиваль немого кино в Сан-Франциско . Проверено 23 сентября 2015 г.
- ^ «1 января 2024 года — День общественного достояния: произведения 1928 года открыты для всех, как и звукозаписи 1923 года!» . web.law.duke.edu . Проверено 1 апреля 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Оператор» Эссе Дэниела Игана в книге «Наследие американского кино: авторитетный справочник по знаковым фильмам в Национальном реестре фильмов», A&C Black, 2010 г. ISBN 0826429777 , страницы 144–145.
- Мид, Мэрион (1997). Бастер Китон: Переход к делу . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 0306808021 .
- Уэйкман, Джон (1987). Мировые кинорежиссеры . Том. 1. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Компания HW Wilson. ISBN 9780824207571 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Оператор: Человек с кинокамерой, эссе Имоджен Сары Смит из Criterion Collection
- Оператор на IMDb
- Оператор AllMovie
- Оператор в базе данных TCM Movie
- Оператор в каталоге художественных фильмов AFI
- фильмы 1928 года
- Романтические комедии 1928 года
- Американские фильмы 1920-х годов
- Англоязычные фильмы 1920-х годов
- Вновь открытые фильмы 1920-х годов
- Американские черно-белые фильмы
- Американские немые художественные фильмы
- Англоязычные романтические комедии
- Фильмы о кинематографе
- Фильмы про обезьян
- Фильмы о фотожурналистах
- Фильмы Бастера Китона
- Фильмы Эдварда Седжвика
- Фильмы, действие которых происходит в Нью-Йорке
- Фильмы, снятые в Лос-Анджелесе
- Фильмы, снятые в Нью-Йорке
- Фильмы Метро-Голдвин-Майер
- Заново открытые американские фильмы
- Немые американские романтические комедии
- Выжившие американские немые фильмы
- Фильмы Национального реестра фильмов США