Юбер Монтейле
Юбер Монтейле | |
---|---|
Рожденный | Париж , Франция | 10 июля 1928 г.
Умер | 12 мая 2019 г. Гарлен , Пиренеи Атлантические , Франция | (90 лет)
Занятие | Писатель |
Период | 1960–2015 |
Жанр | Криминальная литература , Историческая литература , очерк , полемика |
Юбер Монтейле (10 июля 1928 г. - 12 мая 2019 г.) [ 1 ] был французским писателем криминальной и исторической фантастики . Его самые известные романы — «Богомолы» и «Возвращение из пепла» , которые были адаптированы для телевидения и кино. Его произведения характеризуются литературной изысканностью и язвительным остроумием, исследуя моральные и философские проблемы. Его называли «одним из самых эклектичных и разносторонних любителей преступности». [ 2 ] и «самый литературный из всех французских писателей детективов». [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Монтейе родился в семье магистрата и получил образование у иезуитов в частной католической школе Сен-Луи-де-Гонзаг в Париже . [ 4 ] Во время оккупации жил в Оверни в родовом поместье в Нуаре, недалеко от Амбера . Его наставником был Жан Реканати, коммунист и будущий редактор L'Humanité , которого взяли к себе родители Монтейле. После войны Монтейле получил степень по истории в Сорбонне . Сначала он преподавал историю в Нормандии , а затем в лицее Карно в Тунисе с 1959 по 1970 год. [ 5 ]
Дебютный роман Монтейле «Богомолы » имел мгновенный успех. Он стал победителем Гран-при 1960 года по политологии во Франции и получил премию Simon & Schuster 's Inner Sanctum Mystery Award за 1962 год. [ 6 ] В последовавших за этим криминальных романах — «Возвращение из пепла» , «Дорога в ад» , «Узник любви» и других — он зарекомендовал себя как мастер психологического саспенса с очень личным стилем, проявляя большое воображение в выборе тем и поворотов сюжета. .
В романе 1976 года «Софи или образцовые галереи» Монтейле впервые перенес свою историю в далекое прошлое – XVIII век. В 1981 году он ненадолго увлекся научной фантастики жанром , написав «Очереди Каллинаоса» — одновременно философский рассказ в стиле Пьера Буля и трагедию отцовской любви, доведенную до крайности.
Начиная с 1980-х годов Монтейе посвятил себя преимущественно исторической фантастике . Он затронул широкий спектр тем: испанскую инквизицию в «Les Derniers Feux» (1982), императора Нерона «Рим в Нерополе » (1984), Жанну д’Арк в «Пюселе» (1988), времена Людовика XIII и мушкетеров в «Де». шлейф и др'эпе (1999) и Французская революция в Ле Буффонах (2004).
Время от времени он продолжал писать криминальные романы: «Филиппийский процесс» (1981), «Перте де Вю» (1986), «Арнакес» (2006) и другие.
В течение многих лет Монтейе был обозревателем еды в региональной газете Sud Ouest Dimanche . [ 7 ]
Свои гастрономические увлечения он изложил в остроумных криминальных триллерах «Партия ангелов» (1992), «Эдипа в Медоке» (1993), «Падающие звезды» (1994) и «Бык за рога» (1994). Его последний роман «Месть зимы » был опубликован в 2012 году. В 2015 году он также написал научно-популярную книгу «Интоксикация: 1870–1914», la presse française en délire.
Смерть
[ редактировать ]Монтейле умер 12 мая 2019 года в Гарлене , небольшом городке на юго-западе Франции, где он прожил много лет. У него остались жена Женевьева, пятеро детей, 12 внуков и семь правнуков. [ 8 ]
Стиль письма
[ редактировать ]Ранние романы Монтейле написаны в форме писем или дневников, либо их комбинации, что необычно для криминального жанра. К этому приему писатель возвращается в «Убийстве на Франкфуртской книжной ярмарке» (1975), где повествование представлено в виде чередующихся записей в дневниках двух главных героев, причем одно и то же событие часто изображается с двух противоположных точек зрения. Жан Тюлар отмечает, что Монтейе - «единственный или почти единственный автор, который заботится о том, чтобы писать и использовать все ресурсы литературы: переписку, личный дневник, внутренний монолог, вырезки из прессы... чтобы акцентировать свое повествование». [ 3 ] Он также называет Монтейе «самым литературным из всех французских писателей детективов».
Монтейле время от времени становится персонажем своих романов. В «Идеальном преступлении или два» он — писатель-криминалист, к которому обратилась привлекательная женщина за советом, как совершить идеальное убийство. Он также является второстепенным персонажем в фильмах «Убийство на досуге» и «Убийство на Франкфуртской книжной ярмарке» .
Литературные влияния
[ редактировать ]Монтейле находился под влиянием французских писателей-распутников XVIII века. Его первый роман «Богомолы» вызвал сравнения с Шодерло де Лакло » «Опасными связями из-за использования эпистолярной формы , а также жестокости и аморальности персонажей.
Жан Бурдье отмечает эти классические влияния в первых трех романах Монтейе, говоря, что здесь присутствует элегантность, но «наглость тоже». И так же, как и в XVIII веке, мораль присутствует «под изящной и обманчивой маской безнравственности». Таким образом, Монтейе присоединяется к великим распутникам «на их привилегированной почве». [ 9 ]
Религия
[ редактировать ]Монтейле был набожным католиком с традиционалистскими взглядами. Он отверг реформы, начатые Вторым Ватиканским собором , и осудил их в полемическом эссе Rome n'est plus dans Rome («Рим больше не в Риме»). [ 10 ] Он защищал свою буквальную интерпретацию Евангелий в другом эссе Ce que je crois, et pourquoi («Во что я верю и почему»). [ 11 ]
Работает в английском переводе
[ редактировать ]- «Богомолы» (оригинальное название: Les Mantes religieuses ), ( Simon & Schuster , Нью-Йорк, 1962), (Signet, Нью-Йорк, 1963); также опубликовано как «Богомол» ( Хэмиш Гамильтон , Лондон, 1962).
- Возвращение из пепла (оригинальное название: Le Retour des cendres ), ( Саймон и Шустер , 1963), ( Новая американская библиотека , Нью-Йорк, 1964), (Пантера, Лондон, 1966), также опубликовано как Феникс из пепла ( Хэмиш Гамильтон , Лондон, 1963)
- Дорога в ад (оригинальное название: Les Pavés du diable ), ( Simon & Schuster , 1964), ( Chapman & Hall , Лондон, 1965), (Panther, Лондон, 1966)
- Узник любви (оригинальное название: Le Forçat de l'amour ), ( Simon & Schuster , 1965), ( Chapman & Hall , Лондон, 1966), (Panther, Лондон, 1967)
- Палачи Купидона (оригинальное название: Les Bourreaux de Cupidon ), ( Саймон и Шустер , 1967), (Пантера, Лондон, 1970)
- Cupidevil (оригинальное название: Le Cupidiable ), ( Simon & Schuster , 1970), ( Hodder & Stoughton , Лондон, 1971)
- Андромаха, или Непреднамеренное убийство (оригинальное название: Andromac ou le Murtre par inadvertent ), ( Саймон и Шустер , 1970), ( Ходдер и Стоутон , Лондон, 1971)
- Совершенное преступление или два (оригинальное название: «Из нескольких совершенных преступлений: криминальное развлечение ») ( Саймон и Шустер , 1970), ( Ходдер и Стоутон , Лондон, 1971)
- Убийство на досуге (оригинальное название: Meurtre à loisir ), ( Саймон и Шустер , Нью-Йорк, 1971), ( Ходдер и Стоутон , Лондон, 1972)
- Убийство на Франкфуртской книжной ярмарке (оригинальное название: «Умереть во Франкфурте или недоразумение ») ( Даблдей , Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1976); также опубликовано как Dead Copy (Book Service Limited, 1976).
- Нерополис: роман о жизни в Риме Нерона (Викинг, Хармондсворт, 1988) (Penguin Books, Нью-Йорк, 1990)
Кино- и телеадаптации
[ редактировать ]- 1965 : Возвращение из пепла , британский фильм режиссёра Дж. Ли Томпсона .
- 1972 : Доктор Пополь , французский фильм режиссера Клода Шаброля по роману «Убийство на досуге» .
- 1982 : Возвращение Элизабет Вольф , французский телевизионный фильм режиссёра Жозе Даяна по мотивам фильма «Возвращение из пепла» .
- 1982 : «Богомол» , британский телевизионный фильм режиссера Джека Голда по мотивам «Богомолов» .
- 2014 : Феникс , немецкий фильм режиссёра Кристиана Петцольда по мотивам «Возвращение из пепла».
В чужих работах
[ редактировать ]Французский писатель Ален Демузон предлагает стилизацию стиля Монтейе в своем романе «Несовершенные преступления» . [ 12 ] Само название представляет собой каламбур на книгу Монтейле «De quelques Crime parfaits» (опубликованную на английском языке как «A Perfect Crime or Two »).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивы Юбера Монтейле» . Настоящее (на французском языке) . Проверено 7 августа 2019 г.
- ^ КУПИДЕВОЛ Юбера Монтейле | Обзоры Киркуса .
- ^ Jump up to: а б Тулар, Жан (2005). Словарь детективных романов . Отпечаток Обена. [Париж]: Файард. ISBN 2213625905 . ОСЛК 470532039 .
- ^ Монтейле, Юбер (1989). «Когда историк становится писателем». Дебаты . 54 (2): 158. дои : 10.3917/deba.054.0158 . ISSN 0246-2346 .
- ^ «Франция Луазиры: Юбер Монтейле» . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ БОГОМОЛЫ Юбера Монтейле | Обзоры Киркуса .
- ^ Словарь детективной литературы . Месплед, Клод (переработанное, обновленное и расширенное издание). Нант: Джозеф К. 2007. ISBN. 9782910686444 . OCLC 470985177 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «М. Юбер МОНТЕЙЛЕ: Смерть (15 мая 2019 г.) Юго-запад» . SudOuest.fr (на французском языке) . Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ Бурдье, Жан. (1996). История детективного романа . Париж: Editions de Fallois. п. 263. ИСБН 2877062813 . OCLC 36424900 .
- ^ Монтейле, Юбер. (1977). Рим больше не в Риме: он весь там, где я есть . Бедный. ISBN 2720200743 . OCLC 872181108 .
- ^ Монтейле, Юбер (1993). Во что я верю и почему . Фаллуа. ISBN 2877061701 . OCLC 410459202 .
- ^ Демузон, Ален. (2006). Мои несовершенные преступления: Роман . [Париж]: Файяр. ISBN 221363131X . OCLC 470675709 .