Деларивье Мэнли
Деларивье " Делия " Мэнли [1] (1663 или ок. 1670 - 24 июля 1724) был английским писателем, драматургом и политическим памфлетистом. иногда называют Мэнли вместе с Афрой Бен и Элизой Хейвуд одним из « справедливых триумвиратов остроумия », что является более поздним приписыванием.
В некоторых устаревших источниках ее имя указано как Мэри, но недавние исследования показали, что это ошибка: Мэри звали одну из ее сестер, и она всегда называла себя Деларивье или Делией. [2]
Ранняя жизнь и театральные произведения
[ редактировать ]Большая часть того, что известно о Мэнли, уходит корнями в ее вставку «Истории Делии» в «Новую Аталантиду » (1709 г.). [3] и « Приключения Ривеллы» , которые она опубликовала как биографию автора «Аталантиды » вместе с Эдмундом Керллом в 1714 году. [4] Керлл добавил дополнительные подробности об истории публикации « Ривеллы» в первом посмертном издании квазивымышленной и не совсем достоверной автобиографии в 1725 году. [5]
Мэнли, вероятно, родился в Джерси и был третьим из шести детей сэра Роджера Мэнли, армейского офицера и историка-роялиста, и женщины из испанских Нидерландов , которая умерла, когда Деларивье был молод. Похоже, что она и ее сестра Корнелия переезжали вместе со своим отцом на различные его армейские должности.
После смерти отца в 1687 году молодые женщины стали подопечными своего двоюродного брата Джона Мэнли (1654–1713), члена парламента от консерваторов. Джон Мэнли женился на наследнице Корнуолла, а позже двоеженцем женился на Деларивье. В 1691 году у них родился сын, которого также звали Джон. В январе 1694 года Мэнли ушла от мужа и переехала жить к Барбаре Вильерс, 1-й герцогине Кливлендской , одно время любовнице Карла II . Она пробыла там всего шесть месяцев, после чего была изгнана герцогиней за якобы флирт с сыном. Есть некоторые признаки того, что к тому времени она, возможно, на какое-то время помирилась со своим мужем.
С 1694 по 1696 год Мэнли много путешествовала по Англии, в основном по юго-западу, и начала свою драматическую карьеру. В это время она написала свою первую пьесу — комедию « Потерянный любовник, или Ревнивый муж» (1696) и трагедию «Королевская проказа» (1696), ставшую предметом насмешек и вдохновившую на создание анонимной сатирической пьесы « Женское остроумие . Сатира высмеивала трех женщин-драматургов, в том числе Мэнли, Кэтрин Троттер и Мэри Пикс. [6] Мэнли ушла со сцены на десять лет, прежде чем вернуться со своей пьесой 1707 года « Альмина, или Арабская клятва» . » Мэнли «Люциус, первый король Британии Десять лет спустя был поставлен .
Политическая сатира
[ редактировать ]Мэнли стала хорошо известна и даже печально известна как писательница после публикации своего романа с ключом «Новая Аталантида» в 1709 году. [7] работа, в которой отражена нынешняя британская политика на сказочном средиземноморском острове. Современные критики, такие как Свифт, могли бы посчитать, что ее карикатуры гораздо чаще не попадают в цель, чем попадают в цель; [8] но такой историк, как Г. М. Тревельян, по крайней мере, оценил бы ее портрет Годольфина как красноречивый: «...величайший гений своего времени с наименьшим количеством этого в его аспекте. Дела нации в его голове, с парой карт или коробку игральных костей в руке». [9]
Эта работа вызвала такой скандал, что Мэнли был арестован. [10] и немедленно допрошена властями в рамках подготовки против нее дела о клевете. Она дискредитировала половину арены правящих политиков-вигов, а также умеренных тори, таких как Джон Черчилль, 1-й герцог Мальборо , который, по ее словам, начал свою карьеру при дворе в постели королевской любовницы Барбары Вильерс. Мэнли решительно отрицала все соответствия между своими персонажами и реальными людьми, и обвинения в итоге были сняты: [7] часть затруднений для обиженных заключалась в том, чтобы доказать, что она действительно рассказывала их истории, не подвергая себя дальнейшим насмешкам. Полуавтобиографические «Приключения Ривеллы» Мэнли повторили утверждение, что ее работы были полностью вымышленными. [11]
Результатом стало молчаливое соглашение относительно вымышленного статуса ее произведений, под прикрытием которого она продолжила публикацию еще одного тома «Аталантиды» и еще двух « Мемуаров Европы» . Последний нашел другую вымышленную обстановку, позволяющую представить более широкую европейскую картину. Однако более поздние издания продавались « Мемуары» как третий и четвертый тома « Аталантиды» , которая также включала более раннюю пародию « Тайную историю королевы Зары» ; в то время как Аталантис также вызвал несколько подражаний со стороны других.
Тем временем, после победы тори на выборах в 1710 году, Мэнли начал сотрудничать со Свифтом в написании ряда проторийских брошюр: [7] а также принял от него редакцию The Examiner . Ее сатирические нападки на вигов привели к выплате денег от нового премьер-министра Роберта Харли, 1-го графа Оксфорда и Мортимера ; [12] но с приходом к власти Георга I и последовавшим за этим крахом тори ее положение распалось, как показывает письмо с просьбой к Харли: «Передо мной нет ничего, кроме ужасающей сцены: лорд Мальборо и все его сообщники справедливо разгневались на меня. Ничто не спасло меня от крушение». [13]
Более поздние произведения
[ редактировать ]Мэнли, однако, был стойкой фигурой. В 1714 году ей угрожали стать объектом биографического текста, запланированного Чарльзом Гилдоном , но Керлл, предполагаемый издатель Гилдона, предупредил Мэнли о незавершенной работе. Она связалась с Гилдоном и договорилась: она сама напишет рассматриваемую работу в течение определенного периода времени. Результатом стали ее «Приключения Ривеллы» , книга, развивающаяся между двумя главными героями-мужчинами: молодой шевалье Д'Омон покинул Францию, чтобы заняться сексом с автором, и находит отвергнутого любовника и друга, который не только предлагает свою помощь в установлении контакта, но и также рассказывает историю своей жизни, как изложенную в публичных сплетнях, так и так, как ее знают только ее друзья. В этой работе Мэнли рассматривается как политически позиционирующая себя как более умеренная фигура, готовясь к грядущей смене власти; [14] и может быть важно, что это был виг Ричард Стил , который позже в 1717 году поставил ее прибыльную драму «Люциус» . [15]
Ее последняя крупная работа, «Сила любви в семи романах» (Лондон: Дж. Барбер/Дж. Морфью, 1720), представляла собой переработанную версию избранных новелл, впервые опубликованных во » Уильяма Пейнтера, хорошо «Дворце наслаждений снабженную приятными историями и превосходными Романы (1566). Мэнли «Сила любви» В новеллах ее женские персонажи часто участвовали в жестоких актах мести предавшим их мужчинам. Хотя предательство со стороны мужчин было обычным явлением в ее ранних работах, сцены жестокой мести со стороны женщин были новыми для ее более поздних работ. [16]
Смерть
[ редактировать ]Мэнли умер в типографии Барбера на Ламбет-Хилле после сильного приступа желчного приступа, который длился пять дней. Ее тело было похоронено в среднем нефе церкви Святого Бенета на Павлс-Уорф, где на мраморном надгробии находится следующая надпись в ее память:
«Здесь покоится тело
г-жа Деларивье Мэнли ,
Дочь сэра Роджера Мэнли , рыцаря,
Кто, соответствующий ее рождению и образованию,
Был знаком с несколькими Частями Знаний,
И с самыми вежливыми писателями, как на французском , так и на английском языке.
Это достижение,
В сочетании с большим природным запасом остроумия, ее разговор стал приятным для
Все, кто знал Ее и ее Писания, должны читаться с удовольствием.
Она умерла июля 1724 года». 11 [17]
Прием
[ редактировать ]Она жила славой своей печально известной личности еще в 1714 году. Ее шаткое семейное прошлое, многочисленные ссоры, ее ожирение и ее политика были темами, которые она продавала в постоянных пересмотрах приобретенной ею славы. По-видимому, до 1740-х годов это не было проблемой, поскольку Мэнли был переведен на французский и немецкий языки в начале 18 века, а в первой половине века получил новые английские издания. [18] Александр Поуп высмеивал вечную славу, которую она собиралась приобрести, в своей книге «Похищение локона» в 1712 году — она продлится «до тех пор, пока Аталантиду ». будут читать [19]
Мэнли получила признание за ее драматический вклад на сцену с конца 1690-х до конца 1710-х годов. Ее трагедия «Королевское озорство » подверглась критике за сходство с героической трагедией 1670-х годов. Альмина , ее драматическая адаптация «Арабских ночей» , также оказалась вовлеченной в споры из-за ухода со сцены Энн Брейсгердл и высокой стоимости постановки.
Мэнли также был ярым сторонником и защитником первого полноценного повествования англоязычного » Чарльза Гилдона ( «Золотой шпион 1709). [20]
Пересмотр ее славы и статуса как автора начался в первые десятилетия XVIII века и привел к явной диффамации в XIX и начале XX веков: ее стали воспринимать как скандальную писательницу, которая, как дерзко утверждали некоторые критики, не заслуживала чтобы быть когда-либо прочитанным снова. [21] Более поздние критики, однако, оглядывались назад на то, что выводы Ричетти и других были недальновидными и, возможно, даже откровенно женоненавистническими и более отражающими их эпоху, чем общие исторические исследования об авторе как важном политическом сатирике.
Нынешнее признание Мэнли началось с издания ее произведений Патрисией Кестер. Более доступное издание «Новой Аталантиды» , которое Розалинда Балластер превратила в « Классику пингвинов» , принесло Мэнли более широкое признание среди изучающих литературу начала 18 века. Джанет Тодд , Кэтрин Галлахер и Рос Балластер представили точку зрения Мэнли как протофеминистки. Фиделис Морган , Женщина без характера. «Автобиография миссис Мэнли» (Лондон, 1986) объединила (авто)биографическую информацию в первую, более связную картину. Более поздние критики, такие как Рэйчел Карнелл и Рут Херман, профессионализировали ее биографию и предоставили стандартизированные научные издания.
Ошибочно утверждалось, что Мэнли написал «Тайную историю королевы Зары» (1705 г.). Впервые это подверглось сомнению в издании ее произведений Кестер, в котором все еще было название. Это утверждение было открыто отвергнуто Олафом Симонсом (2001), который перечитал более широкий контекст аталантических романов начала XVIII века. [22]
Дж. Алан Дауни (2004) пошел еще дальше и пролил свет на предполагаемого автора «Королевы Зары» : доктора Джозефа Брауна . [23]
Библиография
[ редактировать ]- Письма, написанные миссис Мэнли (1696 г.)
- посмертно переиздано под названием «Путешествие в дилижансе в Эксетер». Описание юмора в дороге с персонажами и приключениями компании (1725 г.)
- Потерянный любовник; или Ревнивый муж: комедия (1696)
- Королевская шалость (1696), трагедия
- Альмина, или Арабская клятва (1707), трагедия
- Тайная история королевы Зары и зарахианцев. Содержит истинные причины необходимости революции, произошедшей недавно в Королевстве Альбигион (1705 г.).
- Тайные мемуары и манеры нескольких высокопоставленных лиц обоего пола с новой Атлантиды, острова в Средиземном море (1709 г.), сатира, в которой были допущены большие вольности по отношению к вигам . видным
- Мемуары о Европе конца восьмого века. Написано Эгинардом (1710 г.)
- Приключения Ривеллы, или История автора «Новой Аталантиды» (1714 г.)
- Луций, первый христианский король Британии (1717 г.), трагедия
- Деларивье Мэнли пересматривает Уильяма Пейнтера: Сила любви в семи романах (Лондон: Дж. Барбер / Дж. Морфью, 1720).
Она также редактировала журнал Джонатана Свифта Examiner . В своих произведениях она играла с классическими именами и написанием. Она была раскованным и эффективным политическим писателем.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иногда пишется Деларирьер , Деларирьер, золото реки .
- ^ Морган, Фиделис (1986). Женщина без характера. Автобиография миссис Мэнли . Фабер и Фабер. ISBN 978-0571146659 .
- ^ Деларивье Мэнли, Тайные мемуары и манеры нескольких знатных людей обоего пола. Из New Atalantis vol. 2 (Лондон: Дж. Морфью, 1709), стр. 181 и далее.
- ^ Доступно по адресу http://www.pierre-marteau.com .
- ^ См. веб-публикацию по адресу http://pierre-marteau.com .
- ^ Крюк, Люсил, изд. (27 сентября 2011 г.). Женский ум .
- ^ Jump up to: а б с Под ред. И. Оусби, Кембриджский путеводитель по литературе на английском языке (Кембридж, 1995), стр. 598
- ^ Г. М. Тревельян, Мир (Фонтана [1934]), с. 63
- ^ Цитируется по Г. М. Тревельяну, Бленхейму (Фонтана [1930]), с. 194
- ^ Изд. Д. Дайчеса, Пингвин-спутник литературы I (Penguin 1971), с. 347
- ^ «РИВЕЛЛА осталась непоколебимой в вопросе, который она считала своим долгом, и, соответственно, сдалась и была допрошена в кабинете секретаря: они использовали несколько аргументов, чтобы заставить ее выяснить, кто был заинтересованным лицом» Она разговаривала с ней при написании своих книг или, по крайней мере, от того, от кого она получила информацию о некоторых особых фактах, которые, по их мнению, были выше ее собственного интеллекта: ее защита была с большим смирением и скорбью за то, что она одновременно обидела. отрицание того, что какие-либо люди были обеспокоены ею или что у нее были иные намерения, кроме писательства для собственного развлечения и развлечения в деревне, без намерения конкретных размышлений или персонажей: когда в это не верили и настаивали на обратном; она была очень близка ей по нескольким обстоятельствам и сходствам, тогда она сказала, что это, должно быть, Вдохновение, потому что, зная свою собственную Невинность, она не могла объяснить это иначе. Секретарь ответил ей, что Вдохновение должно быть наверху; хороший отчет, и ее сочинения были совершенно пустыми; она сказала ему с видом, полным раскаяния, что это может быть правдой, но это также правда и то, что существуют злые Ангелы, а также добрые; так что, тем не менее, то, что она написала, все еще могло быть вдохновлено». [Деларивье Мэнли,] Приключения Ривеллы (Лондон: 1714 г.), стр.113. www.pierre-marteau.com
- ^ Рэйчел Карнелл, Политическая биография Деларивье Мэнли (2015), с. 218
- ^ Цитируется по Г. М. Тревельяну, Мир (Фонтана [1934]), с. 332
- ^ Рэйчел Карнелл, Политическая биография Деларивье Мэнли (2015), с. 17-18
- ^ Карнелл, Рэйчел (2015) Политическая биография Деларивье Мэнли, с. 12
- ^ Карнелл, Рэйчел (2015). Политическая биография Деларивье Мэнли . Рутледж. п. 229. ИСБН 9781317315421 .
- ^ Беспристрастная история жизни, характера, любви, путешествий и дел мистера Джона Барбера . Лондон: Э. Керлл. 1741. с. 45-46.
- ↑ Издание ее «Ривеллы» 1725 года положило конец дальнейшему интересу к ее личности. Седьмое издание ее «Аталантиды», опубликованное Дж. Уотсоном в 1736 году, стало последним в XVIII веке.
- ^ Александр Поуп, «Похищение локона» в разных стихах и переводах. Несколькими руками (Лондон: Бернард Линтотт, 1712), стр.363.
- ^ У, Цзинъюэ, ' «Nobilitas sola est atq; unica Virtus»: Шпионаж и политика добродетели в «Золотом шпионе»; или Политический журнал британских ночных развлечений (1709 г.), Журнал исследований восемнадцатого века 40.2 (2017), стр. 237-253 doi: 10.1111/1754-0208.12412
- ^ См., например, Джон Дж. Ричетти, Популярная фантастика до Ричардсона. Образцы повествования 1700–1739 гг . Оксфорд: ОУП, 1969.
- ^ Саймонс, Олаф, Европа Марто или Роман до того, как он стал литературой (Амстердам/Атланта: Родопи, 2001), стр. 173–79, 218–246.
- ^ Дауни, Дж. Алан, «Что, если Деларивье Мэнли не написал тайную историю королевы Зары?», Библиотека (2004) 5 (3): 247–264 [1]
Источники
[ редактировать ]- Рос Балластер , «Мэнли, Деларивье (около 1670–1724)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004.
- Кэрол Сарджент, «Военный скандал и национальный долг в «Новой Аталантиде» Мэнли», SEL: Исследования по английской литературе 1500–1900, 53:3, лето 2013 г.
- Кэрол Фунгароли Сарджент, [2] , «Как драка с пирогами высмеивает конфликт вигов и тори в «Новой Аталантиде» Деларивье Мэнли», Исследования восемнадцатого века, 44:4, лето 2011 г.
- Аарон Сантессо, «Новая Аталантида» и варронианская сатира», Philological Quarterly , весна 2000 г.
- Рэйчел Карнелл, Политическая биография Деларивье Мэнли (Лондон: Pickering & Chatto, 2008).
- Рут Херман, Женское дело: политические сочинения Деларивье Мэнли (Лондон: AUP, 2003).
- Рэйчел Карнелл и Рут Херман, Избранные произведения Деларивье Мэнли (Лондон: Пикеринг и Чатто, 2005).
- Патрисия Кестер, «Деларивьер Мэнли и DNB. Поучительная история о преследовании паршивой овцы с вызовом каталогизаторам», Eighteenth-Century Live , 3 (1977), стр. 106-11.
- Фиделис Морган , Женщина без характера. Автобиография миссис Мэнли (Лондон, 1986).
- Дейл Спендер , «Матери романа: 100 хороших женщин-писателей до Джейн Остин» (1986).
- Джанет Тодд, «Жизнь после секса: вымышленная автобиография Деларивье Мэнли», Женские исследования: междисциплинарный журнал , 15 (1988), с. 43–55.
- Джанет Тодд (редактор), «Мэнли, Деларивье». Британские женщины-писательницы: Критический справочный справочник . Лондон: Рутледж, 1989. 436–440.
- Розалинда Балластер, «Введение» в: Мэнли, Деларивьер, New Atalantis, изд. Р. Балластер (Лондон, 1992), pv-xxi.
- Рос Балластер, «Деларивье Мэнли (ок. 1663–1724)» на www.chawton.org
- Кэтрин Галлахер, «Политические преступления и вымышленные алиби. Дело Деларивье Мэнли», «Исследования восемнадцатого века » , 23 (1990), стр. 502-21.
- Олаф Симонс, Европа Марто или Роман до того, как он стал литературой (Амстердам/Атланта: Родопи, 2001), стр. 173–179, 218–246.
- Дж. Алан Дауни, «Что, если бы Деларивье Мэнли не написал тайную историю королевы Зары?», The Library (2004) 5(3):247–264 [3] .
- Пол Баньян Андерсон, «Биография госпожи Деларивьер Мэнли», Современная филология , 33 (1936), стр. 261-78.
- Пол Баньян Андерсон, «Проза Деларивьера Мэнли», Philological Quarterley , 13 (1934), стр. 168-88.
- Гвендолин Нидхэм, «Мэри де ла Ривьер Мэнли, защитник тори», Huntington Library Quarterley , 12 (1948/49), стр. 255-89.
- Гвендолин Нидэм, «Миссис Мэнли. Жена из Бата восемнадцатого века», Huntington Library Quarterley , 14 (1950/51), стр. 259-85.
Внешние ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кузен, Джон Уильям (1910). Краткий биографический словарь английской литературы . Лондон: JM Dent & Sons – через Wikisource .