Юзеф Унруг
Адмирал Юзеф Унруг | |
---|---|
Рожденный | Бранденбург-на-Гавеле , Германия | 7 октября 1884 г.
Умер | 28 февраля 1973 г. Лайи-ан-Валь , Франция | (88 лет)
Верность | Германская империя Вторая Польская Республика |
Услуга/ | Императорский флот Германии Польский флот |
Лет службы | с 1907 г. |
Классифицировать | Адмирал (Адмирал) |
Команды удержаны | СМ УБ-25 , СМ UC-11 и СМ UC-28 ЦИК Польши ВМС |
Битвы/войны | Первая мировая война , Советско-польская война , Вторжение в Польшу (1939) |
Награды |
|
Юзеф Унруг ( нем . Йозеф фон Унру ; 7 октября 1884 — 28 февраля 1973) был польским адмиралом , который помог создать военно-морской флот Польши после Первой мировой войны . На начальных этапах Второй мировой войны он занимал пост ВМС Польши главнокомандующего . Как немецкий военнопленный , он отказался от всех немецких предложений перейти на другую сторону и был заключен в тюрьму в нескольких Офлагах , включая замок Кольдиц . После войны он остался в изгнании в Великобритании , Марокко и Франции, где умер и был похоронен. посмертно присвоено звание адмирала флота В сентябре 2018 года Президентом Польши . Спустя 45 лет его останки вместе с останками его жены Зофии были эксгумированы в Монтрезоре и в октябре 2018 года доставлены к месту его последнего упокоения в Гдыне , Польша.
морской офицер
[ редактировать ]Юзеф Михал Хуберт Унруг родился в Бранденбурге-на-Гавеле в дворянской семье прусского и польского происхождения. Он был сыном Таддауса Густава фон Унру, генерал-майора прусской армии . Его аристократическая семья была чрезвычайно богатой, и он вырос как член элиты. [ 1 ]
Окончив гимназию в Дрездене , Унруг в 1907 году окончил военно-морское училище и начал службу в императорском германском флоте . Основное интеллектуальное влияние на Императорский флот Германии, начиная с 1890-х годов, оказала книга 1890 года « Влияние морской мощи на историю» американского историка Альфреда Тайера Махана . [ 2 ] Немецкий император Вильгельм II прочитал ее и с энтузиазмом воспринял содержащуюся в книге идею о том, что какая бы нация ни обладала самым мощным «голубым водным флотом», она будет доминировать во всех мировых океанах и всегда будет величайшей мировой державой. [ 2 ] Начиная с 1898 года, немецкий военно-морской флот был преобразован из «зеленого водного флота», предназначенного для действий в Северном и Балтийском морях, в «голубой водный флот», предназначенный для доминирования во всех морях мира, поскольку считалось, что морская мощь всегда равнялась мировой силе в соответствии с теориями Махана. [ 3 ] Теории Махана о морской мощи и мировой мощи оставались доминирующей интеллектуальной основой всего немецкого военно-морского мышления вплоть до 1945 года, когда « Влияние морской мощи на историю» стало «Библией» немецкого военно-морского флота. [ 2 ] Как и всем другим немецким военно-морским офицерам, Унругу приходилось читать книгу Махана в рамках своего офицерского образования.
Унруг был романтиком, который разочаровался в современной Германии и увидел в поляках тот тип романтизма и страсти, которых, по его мнению, не хватало в Германии. [ 4 ] Унруг вырос, говоря по-немецки, но по отцовской линии у него были частично польские корни. [ 5 ] Во время Первой мировой войны он командовал подводной лодкой учебных подводных лодок и был назначен командиром полуфлотилии . В 1914 году он был лейтенантом-коммандером Императорского германского флота и командовал подводной лодкой, но высшее командование ему не доверяло, и вместо боевого командования он был назначен на учебную службу на Балтике. [ 5 ] Польский историк Владислав Сарский описал Унруга как отчужденного человека, которого мало кто хорошо знал, но который очень «серьезно» относился к своим обязанностям и был «чрезвычайно справедливым и принципиальным». [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1919 году, после восстановления независимости Польши , Унруг покинул Германию и пошел добровольцем в Польские вооруженные силы . [ 5 ] Вскоре после этого его перевели в зарождающийся ВМС Польши , где он занимал должность начальника гидрографического отдела , а затем командира флотилии подводных лодок . На свои деньги богатый Унруг приобрел гидрографическое судно, которое стало ОРП « Поморжанин» для нового флота. [ 1 ] Для установления морских границ недавно восстановленного польского государства требовалось судно для проведения морских исследований и составления карт. [ 1 ] Покупка Унругом корабля, который был срочно необходим в то время, принесла ему много союзников в Маринарке (ВМС Польши). [ 1 ]
Один из самых опытных офицеров польского флота, Унруг был быстро произведен в контр-адмиралы . В 1924 году он вступил в конфликт с адмиралом Казимежем Порембским и был отправлен в оплачиваемый отпуск на год. [ 1 ] В 1925 году Порембскому пришлось уйти в отставку из-за скандала, вызванного тем, что его уличили во взяточничестве. Преодолев ограничения в польском языке , он стал командующим флотом ВМС Польши в 1925 году. Задача Унруга как командующего «Маринаркой » заключалась в основном в подготовке офицеров для зарождающихся сил. [ 5 ] Унруга уважали, но не любили, поскольку он ввел очень строгую дисциплину. [ 5 ] Маринарка . в межвоенный период имела тенденцию отдавать предпочтение концепции Махана о флоте, достаточно сильном, чтобы доминировать на Балтике, что позволило бы кораблям союзника Польши, Франции, войти в Балтику и доставить припасы в Польшу [ 6 ] Однако огромные затраты на покупку военных кораблей заставили сменявшие друг друга правительства в Варшаве отказаться от огромных расходов, которые это повлечет за собой, и отвергнуть планы «зеленого водного флота» Маринарки . Это было тем более важно, что франко-польский союз 1921 года обязывал Францию автоматически вступить в войну в случае нападения на Польшу, что означало бы, что Польша в некотором смысле могла «одолжить» услуги французского военно-морского флота, который, как ожидалось, вступит в войну. Прибалтику, чтобы обеспечить доставку французских поставок в Польшу. В конце 1920-х годов режим Санации решил закупить отряд из 9 подводных лодок-минеров с намерением защитить береговую линию Польши. [ 7 ] Однако, поскольку у Польши не было достаточных средств для покупки подводных лодок, была необходима ссуда от Франции, и французы поставили условие предоставления кредита при условии, что поляки также купят два эсминца. [ 7 ] Таким образом, «Маринанка» приобрела два эсминца, несмотря на сомнения маршала Юзефа Пилсудского , фактического лидера Польши, в необходимости этих двух эсминцев. [ 8 ] В состав « Марынарки » вошли два эсминца французской постройки: ORP Wicher и ORP Burza, а также подводные лодки французской постройки Wilk , Żbik и Ryś . [ 7 ]
Унруг и адмирал Ежи Свирский часто конфликтовали с маршалом Пилсудским, который был против того, что он называл их «грандиозными» планами создания огромного польского флота. [ 9 ] Унруг и Свирский хотели, чтобы у Польши был хотя бы «зеленый водный флот» , который доминировал бы на Балтике, и в конечном итоге стремились к созданию « голубого водного флота », способного выйти в Северное море и Атлантику. Несмотря на противодействие Пилсудского увеличению военно-морских расходов, после активного лоббирования со стороны Unrug в период с 1930 по 1932 год «Маринарка» приобрела два эсминца французской постройки и три подводные лодки. [ 9 ] Сам Пилсудский выступал за создание в Польше « коричневого водного флота », поскольку он хотел, чтобы « Марынарка» была оснащена только речными канонерскими лодками и прибрежными патрульными катерами. [ 9 ] Поворот к военно-морскому движению в Польше начался в августе 1930 года, когда министр кабинета министров Германии Готфрид Тревиранус произнес воинственную речь в Берлине, призывая Германию вернуть все земли, потерянные Польшей по Версальскому договору, любыми необходимыми средствами, включая войну. [ 10 ] В ответ различные общественные группы в Польше начали публичную подписную кампанию, чтобы собрать достаточно денег для покупки подводной лодки, которая будет называться « Ответ Тревиранусу» . [ 10 ] К 1935 году было собрано достаточно денег, чтобы купить у голландской верфи подводную лодку, которая вошла в Маринарку под названием Orzeł . [ 10 ] Усилия по сбору средств на покупку подводной лодки сделали военно-морскую тематику мейнстримом польской политики 1930-х годов. [ 10 ]
Польский историк Яцек Любецкий отметил, что «колоссальное» увеличение военно-морских расходов произошло, несмотря на сомнения Пилсудского, которые он объяснил упадком режима санации , поскольку умственные способности Пилсудского ухудшились. [ 11 ] Пилсудский создал очень «персоналистическую» диктатуру с властью, сосредоточенной в его руках, и из-за его умственного упадка режим погрузился в «хаос», что привело к очень бессистемному и запутанному процессу принятия решений, что позволило адмиралу Унругу успешно добиваться успеха. увеличение военно-морских расходов вопреки сомнениям Пилсудского. [ 12 ] Любецкий утверждал, что деньги, потраченные на « Марынарку», были «растрачены», поскольку он утверждал, что деньги, потраченные на покупку дорогих эсминцев и подводных лодок, лучше было бы потратить на создание моторизованных танковых и противотанковых сил для армии. [ 9 ] Значительную помощь Маринарке оказала Морская и колониальная лига, общество, состоящее из людей, находящихся под влиянием Махана, которые считали, что создание «голубого водного флота» превратит Польшу в мировую державу и позволит Польше приобрести колониальную империю в Азия и Африка. [ 13 ] Помимо защиты военно-морского духа, Морская и Колониальная Лига также поддерживала режим санации в то время, когда Великая депрессия нанесла ущерб популярности режима.
В 1932 году Унруг и командующий Тадеуш Моргенштерн-Подъязд были вызваны на встречу с Пилсудским и получили приказ отправить эсминец ОРП « Вичер » под командованием Моргенштерна-Подъязда в Вольный город Данциг (современный Гданьск, Польша). [ 14 ] Поход «Вихера » привел к Данцигскому кризису 1932 года, успешное разрешение которого во многом повысило престиж « Маринарки» в Польше. [ 14 ] После Данцигского кризиса, успешно применив дипломатию канонерок , Пилсудский утвердил шестилетний план расширения военно-морского флота, заказав два «Гром» эсминца класса и две «Ожёл» подводные лодки класса . Основная проблема с расходами Польши на оборону заключалась в гораздо большем размере немецкой экономики. Бюджет на 1939 год. [ 15 ] Таким образом, независимо от того, сколько денег было потрачено на Маринарку , Кригсмарине всегда будет большей силой, что делает планы создания «зеленого водного флота», способного доминировать на Балтике, непрактичными. Несмотря на экономические проблемы, в 1936 году в польских газетах было объявлено, что « Марынарка» придерживается «плана-максимума» по покупке двух линкоров по 70 000 000 злотых каждый плюс два тяжелых крейсера. [ 16 ] К 1938 году польские газеты сообщали, что «план-максимум» теперь предусматривал флот из 3 линкоров, 1 авианосца, 2 тяжелых крейсеров, 12 эсминцев, 24 торпедных катеров, 24 подводных лодок, 16 тральщиков и 1 минного заградителя. [ 17 ] «План-максимум», который значительно превосходил экономические возможности Польши в то время, был «фантазией», и на практике « Маринарке» пришлось в 1938 году довольствоваться планом строительства двух эсминцев, двух подводных лодок, четырех тральщиков и семи моторных торпедных катеров. [ 13 ] Отражая экономические проблемы, вызванные Великой депрессией, режим санации планировал собрать часть необходимых средств для оплаты сокращенного «плана-максимума» посредством открытой подписки. [ 13 ]
В начале Данцигского кризиса в мае 1939 года Унруг перевел два военно-морских стрелковых батальона, назначенных для защиты Гдыни , на строительство полевых сооружений в Польском коридоре. Летом 1939 года Унруг был назначен командующим Прибрежной обороной и передислоцирован из Гдыни на стратегически важный полуостров Хель . [ 18 ] Генерал сэр Адриан Картон де Виарт , глава британской военной миссии в Польше, считал, что неравенство в размерах между Кригсмарине и Маринаркой делает для последней целесообразным вывести как можно большую часть своего флота из Балтики перед возможной войной. стартовал и будет базироваться в британских портах. [ 19 ] Это послужило началом « операции Пекин ». Маршал Эдвард Рыдз-Смиглы изначально был против предложения Картона де Виарта, но в конечном итоге решил его принять. [ 19 ] Рыдз-Смиглы считал, что если Данцигский кризис приведет к войне, Франция и Великобритания смогут поставлять оружие в Польшу через Румынию, и поэтому контроль над Балтией не будет необходим. [ 19 ] Рыдз-Смиглы приказал Унругу провести необходимые приготовления для вывода польского флота из Балтики. [ 19 ] 26 августа 1939 года, на следующий день после подписания англо-польского союза, Унруг выдал капитанам всех польских эсминцев, кроме « Вичера» , у которого были проблемы с двигателями, запечатанные конверты с приказом не вскрывать их до сообщения «Выполнить». Пекин». [ 19 ] 29 августа 1939 года Унруг отдал приказ «казнить Пекин», в результате чего капитаны открыли конверты с сообщением о необходимости отплыть в Великобританию в течение трех часов после открытия конвертов. [ 19 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время вторжения в Польшу в 1939 году Унруг реализовал свой план стратегического вывода основных кораблей ВМС Польши в Великобританию (« Операция Пекин »). В то же время он заставил все польские подводные лодки ставить морские мины в Гданьской бухте (« План Ворек »). После этой операции эти суда либо бежали в Великобританию, либо нашли убежище в нейтральных странах. Еще одним планом, который разработал Унруг, была операция «Рурка» по установке минным заградителем Грифом минного поля у полуострова Хель, но он решил подождать, пока начнется война. 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, и Унруг отдал приказ о Рурке. «Гриф » был готов только через 12 часов после получения приказа, и к тому времени, когда он вышел в море, он был замечен немецкими самолетами и потоплен. Унруга широко критиковали за то, что он ждал до вторжения Германии, чтобы начать операцию «Рурка», но Сарский защищал его, говоря, что установка мин в водах, которые корабли должны были пересечь, чтобы войти в Вольный город Данциг и покинуть его, могла быть представлена Германией как происшествия военные [ 1 ]
Несмотря на то, что Унруг фактически отказался от контроля над военно-морскими судами Польши, он продолжал командовать несколькими воинскими частями, которым он поручил защищать Польский коридор от немецких атак. Польское сопротивление наступающим немцам было описано как «жестокое», и Вермахт не достиг мыса, соединяющего Хель с материком, до 9 сентября 1939 года. [ 20 ] Унруг имел под своим контролем около 2000 человек в Хель. [ 21 ] Узкий полуостров Хель был естественным оборонительным барьером, поскольку возможности для нападения на полуостров были ограничены, и, кроме того, начиная с 1936 года полуостров был частично укреплен. [ 22 ] Кампания началась 11 сентября 1939 года, когда 207-я пехотная дивизия Вермахта взяла деревню Владыславово, отрезав Хель от материка. [ 23 ] 207-я пехотная дивизия начала марш вверх по реке Хель, в то время как поляки медленно отступали с боями. [ 23 ] Леса и песчаные дюны Хель помогли защитникам. [ 24 ] На самой узкой части Хеля между деревнями Халупы и Кузница одновременно могла наступать только одна рота, что позволило полякам в ходе ожесточенных боев остановить очередные попытки немцев продвинуться вверх по полуострову, несмотря на то, что последние имели два линкора. « Шлезвиг -Гольштейн» и «Шлизен» вместе с флотилией эсминцев и Люфтваффе обеспечивали огневую поддержку. [ 22 ] Условия для польских защитников на Хеле были адскими, поскольку Люфтваффе беспрестанно бомбили их, в то время как мощные орудия Шлезвиг -Гольштейна и Шлизена постоянно обстреливали их. [ 22 ]
20 сентября 1939 года Адольф Гитлер прибыл в отель «Казино» в Цоппоте (современный Сопот ) на другом берегу Данцигского залива, чтобы увидеть захватывающее зрелище: два линкора стреляют из своих 11-дюймовых орудий, нанося удары по польским защитникам. Хель. [ 23 ] Популярная история гласит, что Унруг запретил своим артиллеристам, которые хотели обстрелять отель «Казино», потому что убить главу государства было бы бесчестно. [ 1 ] Но документов, подтверждающих эту историю, нет, и Сарский отметил, что неясно, знал ли Унруг, что Гитлер остановился в отеле «Казино». [ 1 ] Более того, согласно международному праву отель считался гражданским объектом, а значит, стрельба по нему считалась военным преступлением. [ 1 ] Польская береговая артиллерия нанесла ответный удар, сумев повредить « Шлезвиг-Гольштейн» и эсминец «Леберехт Маас» . [ 22 ] Сильные бомбардировки спровоцировали кратковременный мятеж среди некоторых солдат на Хель, желавших сдаться, который был подавлен Унругом. [ 25 ] Мятежниками были не профессиональные солдаты или моряки, а местные резервисты, призванные незадолго до войны, и многие из которых могли видеть свои дома на другом берегу залива. [ 1 ] Унруг не казнил ни одного мятежника, поскольку по польскому военному законодательству он был обязан это сделать. [ 1 ] Боевой дух некоторых других польских защитников помог, как обнаружил Унруг 30 сентября, когда он посетил батарею Ласовского на оконечности Хель, артиллеристы которой требовали сражаться до победного конца, что побудило Унруга расплакаться, заявив, что он никогда не видел более храбрых людей. [ 25 ] Новости от командира батареи Ласовского и других командиров батарей были менее обнадеживающими, поскольку Унругу сообщили, что в батареях почти закончились артиллерийские снаряды, а запасы продовольствия почти исчерпаны. [ 26 ] В тот же день поляки взорвали тайник с закопанной взрывчаткой, что едва не разорвало Хель и превратило верхнюю его часть в остров. [ 27 ] Взрыв временно остановил наступление немцев. [ 27 ]
Однако 1 октября 1939 года, после капитуляции Варшавы и Модлина , адмирал Унруг решил, что дальнейшая оборона изолированного полуострова Хель бессмысленна, и на следующий день капитулировали все части под его командованием. Позже Унруг объяснил причину капитуляции тем, что в его силах почти закончились артиллерийские снаряды и что, по его мнению, мирные жители, живущие в прибрежных рыбацких деревнях, достаточно пострадали. [ 22 ] Решение о капитуляции было для него болезненным, но он испытывал определенную гордость за то, что его войска на полуострове Хель были одними из последних польских частей в Польше, сдавшихся. [ 22 ] Отправив людей под белым флагом для переговоров о прекращении огня, Унруг приказал сжечь все важные документы, предоставил шанс тем, кто хотел попытаться бежать через Балтику, и заявил, что пойдет в плен вместе со своими людьми. [ 28 ] Поздно вечером 1 октября 1939 года в отеле «Казино» представители Унруга подписали акт о капитуляции. [ 28 ]
Унруг провел остаток Второй мировой войны в различных немецких лагерях для военнопленных , в том числе в форте Сребрна-Гура , [ 29 ] Офлаг II-C в Вольденберге , Офлаг XVIII-C в Шпиттале , Шталаг XB в Зандбостеле , Офлаг IV-C ( замок Кольдиц ) и, наконец, Офлаг VII-A Мурнау . В Офлаге VII-A Мурнау Унруг был высшим офицером и командиром польских солдат, интернированных туда в качестве военнопленных. Немцы относились к Унругу с большим уважением, поскольку он ранее был немецким офицером, и привели к нему в гости бывших друзей Императорского флота Германии с намерением заставить его перейти на другую сторону. [ 30 ] В ответ Унруг отказался говорить по-немецки , заявив, что он забыл этот язык в сентябре 1939 года. К раздражению немцев, Унруг всегда настаивал на присутствии переводчика или общении на французском языке при разговоре с немцами, даже несмотря на то, что он был носитель немецкого языка. [ 30 ] Унруг был сильно оскорблен попыткой заставить его перейти на другую сторону, что заставило его еще больше идентифицировать себя с Польшей. [ 5 ] Будучи военнопленным, Унруг вёл относительно привилегированную жизнь: ему была предоставлена собственная ванная комната и денщик, что обычно не распространяется на военнопленных. [ 1 ] Унруг считался лидером людей, которые вдохновляли других военнопленных уважать его, и это заставляло его похитителей опасаться, что он вдохновлял других военнопленных на попытки побега, что приводило к его частым перемещениям между различными учреждениями для военнопленных. [ 1 ]
Дух Унруга и его непоколебимость стали источником вдохновения для его сокамерников. [ 31 ] В замке Кольдиц Унруг был одним из соруководителей содержавшихся там польских военнопленных вместе с генералом Тадеушем Пискором . [ 32 ] Генерал Пискор был самым старшим польским офицером, содержавшимся в Кольдице, но Унруг был старше его и свободно говорил по-немецки, так что на практике эти двое мужчин разделили руководство. [ 32 ] Польский историк Мечислав Б. Бискупский писал, что адмирал Унруг «... возможно, не был величайшим тактиком межвоенного флота, но его поведение в немецком плену было легендой». [ 33 ]
Послевоенное изгнание
[ редактировать ]После того, как Польша была захвачена Советским Союзом в 1945 году, Унруг уехал в Великобританию, где служил в польском военно-морском флоте на Западе и принял участие в его демобилизации. После того как союзники отказались от поддержки польского правительства , Унруг остался в изгнании, в Великобритании, а затем переехал во Францию . В изгнании Унруг работал на пристани в Марокко, ухаживая за катерами, а во Франции работал шофером. [ 1 ] Он умер там 28 февраля 1973 года в доме престарелых польских ветеранов в Лайи-ан-Валь недалеко от Божанси в возрасте 88 лет. 5 марта 1973 года он был похоронен на Монтрезор кладбище была открыта каменная табличка в честь Унруга . В 1976 году в Оксиве . Унруг указал в своем завещании, что его не следует хоронить на польской земле до тех пор, пока все останки его коллег-морских офицеров и солдат не будут выведены из-под контроля врага.
Эксгумация и государственные похороны
[ редактировать ]24 сентября 2018 года адмирал флота Йозеф Унруг и его жена Зофья (умерла в 1980 году) были эксгумированы и переданы с почетным караулом во французском порту Брест для перезахоронения в польском порту Гдыня , Польша, после задержки в 45 лет. . [ 34 ] Государственные похороны прошли в Оксиве 2 октября 2018 года в присутствии президента Польши Анджея Дуды среди других членов польского правительства и руководителей Польских вооруженных сил . Главным скорбящим был Кристоф Унрюг, внук адмирала и, по счастливой случайности, нынешний мэр Монтрезора во Франции. [ 35 ]
В сентябре 2018 года президент Польши Анджей Дуда посмертно повысил контр-адмирала Йозефа Унруга до адмирала флота . Благодарность за повышение была вручена семье Унруга во время похорон на кладбище.
Почести и награды
[ редактировать ]- Золотой крест Виртути Милитари
- Польша восстановлена , Командорский крест
- Золотой крест за заслуги с мечами
- Золотой крест за заслуги
- Кавалер ордена Почетного легиона (Франция).
- Железный крест первой и второй степени (Германская империя)
- Орден Даннеброга (Дания)
- Орден Белого Слона (Сиам)
- Королевский Орден Меча (Швеция)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Залесинский, Лукаш (5 октября 2019 г.). «Полюс по выбору» . Польша вооружена . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Эпкенханс 2003 , с. 17.
- ^ Эпкенханс 2003 , с. 22.
- ^ Гусейнова 2016 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рид 1984 , с. 26.
- ^ Стокер 2003 , с. 67-68.
- ^ Jump up to: а б с Хаарр 2013 , стр. 44.
- ^ Хаарр 2013 , стр. 44-45.
- ^ Jump up to: а б с д Любецкий 2011 , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б с д Стокер 2003 , с. 171.
- ^ Любецкий 2011 , стр. 42-43.
- ^ Любецкий 2011 , стр. 42=43.
- ^ Jump up to: а б с Стокер 2003 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б Енджеевич 1982 , стр. 308.
- ^ «Поле смерти» . Экономист . 5 сентября 2019 года . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Стокер 2003 , с. 175.
- ^ Стокер 2003 , с. 175-176.
- ^ Пешке 1999 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хаарр 2013 , стр. 45.
- ^ Хаарр 2013 , стр. 49.
- ^ Харгривз 2010 , с. 261.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рид 1984 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Мурхаус 2019 , с. 226.
- ^ Харгривз 2010 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б Мурхаус 2019 , с. 305.
- ^ Мурхаус 2019 , с. 305-306.
- ^ Jump up to: а б Данн, Джон; Стокер, Дональд. «Кровь на Балтике» . Журнал истории военно-морского флота . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Мурхаус 2019 , с. 306.
- ^ «Памятник истории: Сребрна-Гура - Крепость Сребрна-Гура, современная горная крепость XVIII века» (на польском языке). Нид.пл. 18 апреля 2013 г. Проверено 6 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Рид 1984 , с. 27.
- ^ Казимеж Славиньский: Воспоминания о контр-адмирале , Ежемесячник "Morze", 9/1973, стр.17
- ^ Jump up to: а б Рид 1984 , с. 25.
- ^ Бискупский 2002 , стр. 425.
- ^ Фраше, Стефан (25 сентября 2018 г.). «Индр и Луара: останки адмирала Унруга, польского героя, возвращаются домой» . Le Parisien (на французском языке).
- ^ «Новое время: некролог адмиралу Юзефу Унругу 1884–1973» . Nowy Czas, Лондон (на польском языке) (237/238): 52. 10 декабря 2018 г. ISSN 1752-0339 . Проверено 20 декабря 2018 г.
Книги и статьи
[ редактировать ]- Бискупский, Мечислав (осень 2002 г.). «Обзор ВМС Польши, 1918-1945 гг., автор: Михаэль Альфред Пешке». Польское обозрение . 47 (4): 424–426.
- Эпкенханс, Майкл (2003). «Вильгельм II и «его флот» 1888-1918». У Анники Момбауэр; Вильгельм Деист (ред.). Кайзер: новое исследование роли Вильгельма II в императорской Германии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 12–36. ISBN 1139440608 .
- Гусейнова, Дина (2016). Европейские элиты и идеи империи, 1917-1957 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107120624 .
- Хаарр, Гейр Х. (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. — апрель 1940 г. Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1848321403 .
- Енджеевич, Вацлав (1982). Пилсудский, Жизнь за Польшу . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0882546333 .
- Харгривз, Ричард (2010). Развязанный блицкриг: немецкое вторжение в Польшу, 1939 год . Механиксбург: Stackpole Books. ISBN 978-0811707244 .
- Любецкий, Яцек (зима 2011 г.). «Влияние Юзефа Пилсудского на польские вооруженные силы в межвоенный период». Польское обозрение . 52 (1/2): 23–45. дои : 10.2307/41549947 . JSTOR 41549947 . S2CID 254434126 .
- Мурхаус, Роджер (2019). Польша, 1939 год: начало Второй мировой войны . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0465095384 .
- Пешке, Майкл Альфред (1999). ВМФ Польши, 1918-1945 гг . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена I. ISBN 0781806720 .
- Рид, Патрик (1984). Кольдиц: Полная история . Лондон: Макмиллан Пресс. ISBN 0760346518 .
- Стокер, Дональд (2003). Великобритания, Франция и торговля военно-морским оружием на Балтике, 1919–1939 гг.: Большая стратегия и провал . Лондон: Рутлдж. ISBN 1135774226 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1884 рождения
- 1973 смерти
- Персонал Императорского флота Германии времен Первой мировой войны
- Великие офицеры Почетного легиона
- Военнослужащие из провинции Бранденбург
- Люди из Бранденбурга-на-Гавеле
- Польские военнослужащие Второй мировой войны
- Адмиралы ВМС Польши.
- Поляки немецкого происхождения
- Кавалеры Золотого креста Virtuti Militari.
- Командоры ордена Polonia Restituta
- Кавалеры Креста За заслуги с мечами (Польша)
- Лауреаты Золотого креста за заслуги (Польша)
- Орден Даннеброга
- Кавалеры Ордена Меча
- Кавалеры Железного креста (1914 г.) 1-й степени.
- Польские командиры подводных лодок
- Командиры подводных лодок (Императорский флот Германии)
- Польские военнопленные
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Узники Офлага II-C
- Военнослужащие из Бранденбурга