Психоаналитическая социология
Психоаналитическая социология — это область исследований, которая анализирует общество, используя те же методы, которые психоанализ применяет для анализа человека. [1]
«Психоаналитическая социология охватывает работу, основанную на различных социологических традициях и политических перспективах»: ее общий «акцент на бессознательных психических процессах и поведении делает психоаналитическую социологию спорным подразделом в более широкой социологической дисциплине» [2] (как и психоанализ в академической психологии ).
Точно так же социатрия применяет психиатрию к самому обществу.
История
[ редактировать ]Фрейд
[ редактировать ]Желание установить связь между психоанализом и социологией появляется в творчестве Фрейда очень рано . Об этом свидетельствуют статьи «Навязчивые действия и религиозные практики» (1907б) и «Цивилизованная» сексуальная мораль и современные нервные болезни» (1908г). [3] Хотя последняя статья была «самой ранней из полномасштабных дискуссий Фрейда об антагонизме между цивилизацией и инстинктивной жизнью, его убеждения по этому вопросу уходили гораздо дальше»: однако «основной предмет составляют социологические аспекты этого антагонизма». [4] в 1908 году.
Тот же подход использовал Фрейд в своей книге « Групповая психология и анализ эго» (1921), где он утверждал, что «психология толпы, а вместе с ней и вся социальная психология, паразитируют на индивидуальной психологии». [5] Однако книга «Цивилизация и ее недовольство» в 1930 году сформировала его самое полное социологическое исследование, в котором он «закрепил свой анализ социальной и политической жизни на теории человеческой природы, во многом своей собственной». [6]
Действительно, в своих работах, от «Тотема и табу» (1912-1913а) до «Моисей и монотеизм» (1939а), Фрейд анализировал события, которые способствовали основанию и изменению социальных связей, появлению цивилизации и росту ее нынешнего недовольства. '; [7] в то время как Джеймс Стрейчи описал «Будущее иллюзии» (1927) как «первую из ряда социологических работ, которым Фрейд посвятил большую часть своих оставшихся лет». [8]
Фрейдисты
[ редактировать ]Фрейдомарксизм
[ редактировать ]«Многие из ранних аналитиков были марксистами ... Вильгельм Райх , Пауль Федерн и Отто Фенихель, наиболее известные среди них», и были полностью готовы, по словам Эриха Фромма , по крайней мере «попытаться объяснить психическую структуру как детерминированную». по социальной структуре». [9] Эссе Теодора Адорно по психоанализу переосмыслили работу Фрейда и применили ее к социальным явлениям . [10] и, в частности, в своей «Теории Фрейда и модели фашистской пропаганды» (1951) он изложил теорию социальной психологии . [11]
В 1946 году Фенихель считал, что «Сравнительная социология образования» представляет собой новую научную область, имеющую величайшее практическое значение», а также пришел к выводу, что именно «опыт, то есть культурные условия, преобразует потенциальные возможности в реальности». это формирует реальную психическую структуру человека, направляя его инстинктивные требования в определенные направления». [12]
Лаканиан
[ редактировать ]С другой стороны, ранний Лакан утверждал, что «любая «конкретная психология» должна быть дополнена ссылками на этнологию, историю и право»; а позже опирался на « структурную антропологию Леви-Стросса ... [для] того, что будет называться Символическим ». [13]
Постлаканианцы будут продолжать исследовать такие социологические области, как « Супер-Эго как момент общей культурной связи» или то, что «социальная связь, Закон, связывающий нас, является... связью невозможности повиновения или непослушания». . [14]
1960-е и левые
[ редактировать ]В 1960-е годы произошел радикальный [ нужна цитата для проверки ] социопсихоанализ оказывает широкое популярное влияние под руководством ряда различных мыслителей. Дэвид Купер попытался исследовать «с точки зрения открытия Фрейда… социальную функцию семьи как идеологического обуславливающего устройства». [15] Р. Д. Лэнг «адаптировал экзистенциальный психоанализ Сартра … [когда он] анализирует концепцию отчуждения »: [16] рассматривая «анализ отчуждения в социологическом и клиническом смыслах», Лэнг величественно заключил, что «отчуждение как наша нынешняя судьба достигается только возмутительным насилием, совершаемым людьми по отношению к людям». [17]
Норман О. Браун исследовал «политику, основанную на правонарушениях... как преступление, так и совесть коллективна». [18] Герберт Маркузе исследовал, как в эпоху поздней современности « репрессивная десублимация действительно действует в сексуальной сфере… как побочный продукт социального контроля над технологической реальностью, который расширяет свободу и одновременно усиливает доминирование». [19]
Лаканианцы
[ редактировать ]Дуэйн Руссель разработал интервенционистский подход к социологической теории, подчеркнув центральную роль утверждения французского психоаналитика Жака Лакана о том, что «дискурс — это то, что образует социальные связи». [20] [21]
Феминистский вклад
[ редактировать ]Работы Нэнси Чодороу сыграли важную роль в феминистском понимании, в частности, «Воспроизведение материнства» и «Сила чувств» . «Хотя Чодороу использует психоаналитический подход, она отвергает инстинктивный детерминизм классической теории Фрейда в пользу более тонкого, социально-психологического подхода, который включает в себя последние достижения в теории объектных отношений ». [22]
Джессика Бенджамин также оказала влияние на этот проект по соединению социальной теории с психоанализом, как, например, в «Тени Другого» . Джульет Митчелл, однако, раскритиковала то, что «запрет Бенджамина сделан в психосоциальной, а не в психоаналитической рамках». [23]
Критика
[ редактировать ]Фрейд рано предупреждал о любых «попытках такого рода перенести психоанализ в культурное сообщество... что опасно не только в отношении людей, но и в отношении концепций, вырывать их из сферы, в которой они возникли и развивались». . [24]
Другие с тех пор заметили, что «попытки связать социологию и психоанализ дали различные результаты... [некоторые], опьяненные успехом анализа, без разбора применяли психоаналитические концепции к социальной реальности и преуспели только в том, чтобы испортить психоанализ (сделав его инструмент управления) и деформируя социальные процессы». [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вильгельм Райх (1933) Массовая психология фашизма [1]
- ^ К.В. Хансен/А.И. Гари, Семьи в США (1998), с. 297
- ^ Эжен Энрикес, «Социология и психоанализ/Социопсихоанализ»
- ^ Анджела Ричардс, «Примечание редактора», Зигмунд Фрейд, Цивилизация, общество и религия (PFL 12), стр. 30
- ^ Питер Гей, Фрейд: жизнь для нашего времени (Лондон, 1989), с. 405
- ^ Гей, с. 547
- ^ Перейти обратно: а б Энрикес
- ^ «Хронологическая таблица», Фрейд, Цивилизация , с. 26
- ^ Адам Филлипс, О флирте (Лондон, 1994), с. 134 и с. 132
- ^ Хаммер, Эспен (2006) Адорно и политика , цитата, стр.60:
[...] в своих более поздних эссе он склонен просто применять психоанализ к социальным явлениям.
- ^ Хаммер (2006) стр.82
- ^ Отто Фенихель , Психоаналитическая теория неврозов (Лондон, 1946), с. 586-8
- ^ Дэвид Мейси , «Введение», Жак Лакан, Четыре фундаментальные концепции психоанализа (Лондон, 1994), с. хх и стр. XXIV
- ^ Тони Туэйтс, Чтение Фрейда: психоанализ как культурная теория (Лондон, 2007), с. 108 и с. 125
- ^ Дэвид Купер, Смерть семьи (Пингвин, 1974), с. 5-6
- ^ Морис Крэнстон, «Неокоммунизм и студенческие бунты», в «Исследованиях по сравнительному коммунизму», том I (1968), стр. 49
- ^ Р. Д. Лэнг, Политика опыта (Penguin 1984), с. 12
- ^ Цитируется по Джону О'Нилу, Социология как торговля кожей (Лондон, 1972), с. 47
- ^ Цитируется по О'Нилу, с. 51
- ^ Дуэйн Руссель, (2019) Жак Лакан и американская социология Пэлгрейв.
- ^ Дуэйн Руссель, (2024) Психоаналитическая социология: новая теория социальных связей Bloomsbury Books.
- ^ Хансен/Гэри, с. 297
- ^ Цитируется по Стивену Фроту, За и против психоанализа (Восточный Суссекс, 2006), с. 215
- ^ Фрейд, Цивилизация , с. 338
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маркус Бруннер, Николь Бургермейстер, Ян Лол, Марк Швитринг и Себастьян Винтер: Критическая психоаналитическая социальная психология в немецкоязычных странах (2013)
- Энтони Эллиотт, Современная социальная теория (2009)
- Сэмюэль Лезе, « Психоанализ и социальные науки », в: Эндрю Скалл (редактор), Культурная социология психических заболеваний: руководство от А до Я , Sage, 2014, стр. 712–14.
- Сэмюэль Лезе, « Психоанализ и популярная культура », в: Эндрю Скалл (редактор), Культурная социология психических заболеваний: руководство от А до Я , Sage, 2014, стр. 711–12.
- Талкотт Парсонс , «Суперэго и теория социальных систем», в книге «Социальная структура и личность» (1964).