Литовские авиалинии
Основан | 1938 |
---|---|
Начало деятельности | сентябрь 1938 г. |
Прекращенная деятельность | Июнь 1940 г. (с советской оккупацией Литвы) |
Хабы | Аэродром Каунас Алексотас |
Фокусные города | Паланга |
Направления | 2 |
Материнская компания | Дирекция воздушной связи Министерства связи Литвы |
авиалинии» — «Литовские национальная государственная Литвы авиакомпания , действовавшая в 1938–1940 годах. Его хаб находился в каунасском аэропорту Алексотас (С. Дариус и С. Гиренас) .
Учреждение
[ редактировать ]
Идея создания национальной авиакомпании Литвы впервые возникла весной 1922 года. как минимум две компании - Американская торговая компания литовцев ( литовский : Amerikoslietuvių prekybos bendrovė Свои предложения о концессии подали ) и страховая компания Lietuvos Lloydas. Несмотря на то, что первый претендент имел поддержку со стороны Юнкерса , а второй — со стороны Саблатнига , литовское правительство не последовало примеру соседних Латвии и Эстонии, что способствовало появлению соответственно Latvijas Gaisa Satiksmes Akciju Sabiedriba и Aeronaut . Основными аргументами такого нежелания были нехватка личного состава и аэродромов.
Авиапассажирские перевозки в Литве были начаты в 1922 году и до 1938 года осуществлялись исключительно иностранными авиакомпаниями, летавшими преимущественно по транзитным маршрутам: Deruluft , Danziger Luftreederei , Latvijas Gaisa Satiksmes Akciju Sabiedriba , Aeronaut , AB Aerotransport , Deutsche Luft Hansa , LOT .
Проблемы национальной авиакомпании вновь встали в 1933 году после трагического трансатлантического перелета Дарюса и Гиренаса . В 1934 году Литовский аэроклуб обратился к Министерству связи с просьбой о финансовой помощи для внутреннего маршрута Каунас- Клайпеда , который будет обслуживаться трехместным самолетом. Поскольку эта идея была подхвачена прессой и государственным информационным агентством ELTA , в следующем, 1935 году, Аэроклуб расширил предложение установить воздушное сообщение с некоторыми важными центрами страны. Затем косвенная поддержка пришла из Латвии , где 15 мая 1937 года был открыт внутренний воздушный маршрут Рига — Лиепая, обслуживаемый государственной компанией Valsts gaisa satiksme. Инспекция воздушного сообщения ( литовский : Orinio susisiekimo inspekcija В 1934 году при министерстве была создана ). связи. Одним из его приоритетов было создание национальной авиакомпании. Рассматривалось несколько маршрутов, в том числе кольцевой маршрут Каунас – Клайпеда – Шяуляй – Каунас, соединявший три крупнейших города того времени. Литовская Республика .
Литовские авиалинии были официально созданы 20 сентября 1938 года в Каунасе . Авиакомпанию учредила Инспекция воздушной связи, а приобретение самолета профинансировало Министерство связи. Йонас Дженкайтис [ 1 ] и Симас Мокунас [ 2 ] Оба бывших военных летчика, уволенные из ВВС за участие в попытке государственного переворота 1934 года , стали первыми пилотами авиакомпании, а в 1937 году были отправлены на обучение в Германию вместе с Deutsche Luft Hansa .
Первый коммерческий полет состоялся еще до официального учреждения компании, 5 сентября 1938 года. Короткий эксплуатационный сезон 1938 года (5–17 сентября) был посвящен только испытательным полетам по маршруту Каунас-Паланга.
Флот
[ редактировать ]
Компания «Литовские авиалинии» эксплуатировала два двухмоторных самолета Percival Q.6 Petrel , на борту которых было 6 (в некоторых источниках - 5) [ 3 ] пассажиры. Выбор самолета основывался на данных Deutsche Luft Hansa, показавших коэффициент пассажирской загрузки 40% для 8-10-местных пассажирских самолетов на внутренних рейсах Германии.
Самолеты были зарегистрированы как LY-SOA и LY-SOB и названы в честь трансатлантических пилотов Степаса Дарюса и Стасиса Гиренаса соответственно . Имена были напечатаны по левому борту под окнами кабины.
Самолеты использовались для коммерческих перевозок по маршруту Каунас Алексотас – Паланга, а также для государственных услуг.
Самолет был окрашен в общий алюминиевый цвет с синей продольной линией, пересекающей фюзеляж. Название компании, названия самолетов и регистрационные номера также были выделены синим цветом.
Операция
[ редактировать ]
«Литовские авиалинии» работали только в летний сезон, предлагая рейсы два раза в день по часовому маршруту Каунас-Паланга. Первоначально запланированное сообщение Каунас-Клайпеда (аэродром Румпишкес) пришлось отменить в марте 1939 года из-за аннексии Клайпеды нацистской Германией . Вместо этого рейс перенаправили в популярный прибрежный курорт Палангу .
После быстрых благоустройства аэродрома Паланги , включавшего строительство пассажирского терминала, офиса для персонала авиакомпании и радиостанции для связи с летящими самолетами, 3 июня 1939 года было открыто регулярное сообщение по маршруту Каунас-Паланга. международный рейс в аэропорт Спилве в Риге ( Латвия Открыт ).
В 1938 году было совершено 34 коммерческих рейса, пройдено 7480 км, перевезено 31 пассажир.
За 1939 год было совершено 216 рейсов, перевезено 764 пассажира, 3546 кг багажа и 3476 почты. [ 4 ]
Почта Литвы ввела специальную марку для отправлений, пересылаемых внутренней авиапочтой; такие пронумерованные конверты вскоре стали нумизматической редкостью и объектом подделок. [ 5 ]
Конец операции и наследие
[ редактировать ]
Деятельность Литовских авиалиний была официально прекращена 16 июня 1940 года, в день оккупации Литвы Советским Союзом , когда по приказу советских военных были приостановлены все полеты, в том числе гражданские.
После формальной аннексии Литвы Советским Союзом (3 августа 1940 года) самолёты бывших «Литовских авиалиний» были переданы советской авиакомпании «Аэрофлот» . Последняя использовала оба самолета на маршрутах Рига- Великие Луки и Рига- Москва как минимум до середины 1941 года.
Вторая попытка создания национальной авиакомпании Литвы состоялась только в сентябре 1991 года, когда на базе национализированного подразделения Аэрофлота Литвы была создана государственная авиакомпания « Литовские авиалинии» .
Литература
[ редактировать ]- Дуониэла, Витаутас (31 декабря 2016 г.). «Первый рейс КАУНАС – ПАЛАНГА, 1939 год». Литовская филателия . Проверено 2 февраля 2021 г.
- Воздушный транспорт Литвы, Универсальная литовская энциклопедия, https://www.vle.lt/straipsnis/lietuvos-oro-transportas/ Проверено 2 февраля 2021 г.
- Песецкас, Витаутас, Воздушный транспорт в независимой Литве, Steel Wings, http://www.plienosparnai.lt/page.php?282
- «Вспоминая первые самолеты Литовских авиалиний». technologijos.lt, http://www.technologijos.lt/n/technologijos/lektuvai_ir_aviacija/S-36666/straipsnis/Prisimenant-pirmousios-Lietuvos-Oro-liniju-lektuvus-Foto Проверено 4 мая 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дженкайтис, Йонас» . www.plienosparnai.lt . Проверено 02 февраля 2021 г.
- ^ «Симонас Моцкунас» . www.plienosparnai.lt . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ «Вспоминая первые самолеты Литовских авиалиний» . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Литовский воздушный транспорт» . www.vle.lt (на литовском языке) . Проверено 02 февраля 2021 г.
- ^ Дуониэла, Витаутас (31 декабря 2016 г.). «Первый рейс КАУНАС – ПАЛАНГА, 1939 год» . Литовская филателия . Проверено 2 февраля 2021 г.