Латвийское акционерное общество воздушного транспорта
Latvijas Gaisa Satiksmes Akciju Sabiedrība — латвийско-немецкая авиакомпания, базирующаяся в Риге, Латвия . Он обслуживал международные авиалинии из рижского аэропорта Спилве (ИКАО: EVRS). Авиакомпания была запущена в 1922 году. Окончательно она была распущена в 1928 году после того, как основные акционеры отказались от поддержки.
Учреждение
[ редактировать ]Авиакомпания под названием Latvijas Gaisa Satiksmes Akziju Sabiedriba была основана 31 июля 1922 года. Ее капитал составлял 100 000 (латов) золотых франков, разделенных на 5 000 акций по 20 (латов) золотых франков каждая.
Основание Latvijas Gaisa Satiksmes AS поддержало предприятие Junkers Flugzeugwerk AG из Дессау, стремившееся найти способы избежать уничтожения своего парка самолетов Junkers F 13 и увеличить продажи самолетов Junkers. Юнкерс также стремился воспользоваться концессией немецких почтовых властей на перевозку грузов и пассажиров на участке Берлин – Кенигсберг – Каунас (или Клайпеда / Мемель ) – Рига , предоставленную в декабре 1920 года.
Учредителями Latvijas Gaisa Satiksmes AS были два гражданина Латвии капитан Янис Линдбергс и лейтенант Янис Озолс, а также доктор Александр Воскресенский, российский юрист, проживающий в Риге и служащий генеральным агентом Lloyd-Junkers Luftverkehrs GmbH в Латвии и Эстонии.
Компания получила специальную концессию от правительства Латвии на выполнение международных рейсов. Помимо того, что Latvijas Gaisa Satiksmes AS была авиакомпанией, она должна была выступать в качестве агента, планировала покупку мастерских по техническому обслуживанию самолетов и строительство объектов технического обслуживания в аэропортах.

Статья 17 устава компании предусматривала возможность использования компанией своих акций для приобретения самолетов. Это было сделано для того, чтобы дать Junkers Flugzeugwerk AG возможность поставлять компании самолеты.
2 августа 1922 года 2000 акций были переданы компании Junkers Werke AG , Дессау, а 2760 акций были переданы дочерней компании Junkers Danziger Luftpost GmbH из Данцига в обмен на два самолета Junkers F.13.
Доля Junkers Werke AG оставалась неизменной на протяжении всего существования компании, но через так называемые Treuhändervertrag (подставные соглашения) ей принадлежало 100% компании.
Взамен Latvijas Gaisa Satiksmes AS получила один самолет Junkers F.13 серебристого цвета под названием Condor (регистрационный номер D-202) от Junkers Flugzeugwerk AG и еще один Fasan (регистрационный номер D-215) от Danziger Luftpost GmbH. Первоначально они летали с немецкой регистрацией, пока не были зарегистрированы в Латвии соответственно как BL-ATA (сентябрь 1923 г.) и BL-ATB (март 1924 г.).
Операционная история
[ редактировать ]Весной 1923 года Latvijas Gaisa Satiksmes AS присоединилась к Союзу авиапредприятий Osteuropa, дочерних Юнкерса, для полетов (с 7 марта 1923 года) на линии Таллинн – Рига – Каунас – Кенигсберг. Эта линия также обслуживала Клайпеду.
По этой линии АО «Латвияс Гайса Сатиксмес» и другие члены Союза Остеуропа в период с мая по октябрь 1923 года пролетели 107 896 км и перевезли 1061 пассажира, 7041 кг груза и 581 кг почты. Из 284 запланированных рейсов выполнено 257 (регулярность = 90%).
Эта линия обслуживалась также в 1924 и 1925 годах, с мая по октябрь.
Участвуя в воздушном сообщении Osteuropa Union в 1923–1925 годах, Latvijas Gaisa Satiksmes AS пролетела 603 000 километров, перевезла 5 627 пассажиров и 84 007 кг. грузов.
7 мая Latvijas Gaisa Satiksmes AS присоединилась к учредителям Союза Европы KGA в Берлине, но когда Союз Европы KGA решил увеличить свой основной капитал (сентябрь 1925 г.), правительство Латвии отозвало субсидии для авиакомпании. В результате компании пришлось выйти из сотрудничества и впоследствии прекратить деятельность под юрисдикцией Europa Union KGA.
Планы расширения и закрытие
[ редактировать ]В мае 1925 года доктор Воскресенский поручил директору Юнкерса доктору Кауманну изучить возможность поставки Latvijas Gaisa Satiksmes AS одного Junkers F 13W и двух Junkers G 24 . Позже от этого плана отказались.
Авиакомпания не была прибыльной. Только в 1924 году оно зафиксировало небольшую прибыль в размере 104,35 латвийских латов. Из общего дохода в 366 319,95 латов от продажи авиабилетов получен доход лишь в размере 42 328,86 лата. Остальное поступило от владельцев и субсидий правительства Латвии. Юнкерс Верке АГ решила закрыть авиакомпанию летом 1926 года, после того как правительство Латвии отозвало субсидии в 1925 году.
Впоследствии оба Junkers F 13 были проданы в июне и июле 1926 года и в конечном итоге получили обратно свои немецкие регистрации и названия.
Компания была окончательно распущена к ноябрю 1928 года.
Флот
[ редактировать ]Latvijas Gaisa Satiksme эксплуатировала три одномоторных самолета Junkers F-13 , однако никогда не эксплуатировала более двух одновременно. Они были зарегистрированы как BL-ATA и BL-ATB.
- БЛ-АТА
- (ранее D-202 Condor ), предоставленный компанией Junkers Flugzeugwerk AG .
- БЛ-АТБ
- (ранее D-215 Fasan ), предоставленный Danziger Luftpost. Разбился 15 октября 1924 года, впоследствии уничтожен пожаром.
- БЛ-АТБ
- (ранее D-251 Eule ). Поступил в апреле 1925 г. в качестве замены первого БЛ-АТБ.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]15 октября 1924 года Юнкерс F.13, BL-ATB разбился. Сведений о жертвах не зафиксировано. Впоследствии самолет был уничтожен пожаром во время ремонтных работ в Кенигсберге .
10 марта 1926 года Юнкерс F 13 BL-ATA, арендованный компанией Aero O/y, разбился недалеко от Хельсинки в сильном тумане. Возможно, на нем находилась делегация ВВС Латвии , только что посетившая Финляндию . Другие утверждают, что на борту находился всего один пассажир. [ 1 ] Сведений о жертвах не зафиксировано. 19 апреля 1926 года самолет был отправлен в Кенигсберг для ремонта.
Обслуживаемые направления
[ редактировать ]Авиакомпания обслуживала следующие направления:
- Каунас ( аэропорт Алексотас/С. Дариус и С. Гиренас )
- Клайпеда ( Румпишкес )
- Кёнигсберг ( аэропорт Девау )
- Рига ( аэропорт Спилве )
- Таллинн ( аэродром Ласнамяэ )
Цитируемые источники
[ редактировать ]- 10 марта 1926 г., https://www.junkers.de/blog/bruch-und-wiederaufbau-einer-junkers-f-13/
- Список продукции Junkers F13 — домашняя страница Hugo Junkers, http://hugojunkers.bplaced.net/junkers-f13-production-list.html
- Lettlaendische Luftverkehrs AG / Latvijas Gaisa Satikimes A/S, Рига, http://hugojunkers.bplaced.net/lettlaendische-luftverkehrs-ag.html
- Латвийское акционерное общество воздушного транспорта (1922–1928), https://www.europeanairlines.no/latvijas-gaisa-satiksmes-akciju-sabiedriba-1922-1928/
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юнкерс (10 марта 1926 г.). «Поломка и реконструкция Юнкерса F 13» . Юнкерс (на немецком языке) . Проверено 7 апреля 2020 г.