Dom in svet
Категории | Литературно-культурный журнал |
---|---|
Первый выпуск | 1888 |
Последний выпуск | 1943 |
Страна | Словения |
Язык | Словенский |
Dom in svet («Дом и мир») — католический культурный и литературный журнал, издаваемый в Словении .
История и профиль
[ редактировать ]«Дом в свете» издавался с 1888 по 1943 год. [ 1 ] Его давнее соперничество с национал-либеральным журналом «Люблянский звон» было важной особенностью словенской культурной жизни в конце 19 - начале 20 веков; историк Петер Крастев описывает «четкое различие между либералами и консерваторами», выпускаемое парой журналов, как «поразительное и нехарактерное для региона». [ 2 ]
Дом в свете был основан в 1888 году консервативным католическим редактором Франчишеком Лампе . Он выступал против как натуралистических , так и авангардных экспериментов с модернизмом , особенно декадентского движения , нападая на словенских и других славянских писателей, которых они считали своими региональными представителями, таких как Антон Ашкерк и Ярослав Врхлицкий . Вместо этого редакционная линия «твердо выступала против ослабления литературной формы и настаивала на христианско-национальных и панславянских ценностях». [ 2 ] Тем не менее, он усердно освещал модернизм и зарубежную литературу: в первые несколько лет своего существования он публиковал дискуссии об искусстве для искусства и произведениях Шопенгауэра и Толстого , а в 1901 году опубликовал подробный обзор (Лампе). последних 20 лет европейской литературы. [ 2 ]
Его редакционная линия оставалась консервативной и выступала против модернизма вплоть до начала 20 века под влиянием католического богослова-интегралиста Антона Махнича . [ 3 ] В 1914 году он принял более либеральное направление под новым редактором Изидора Джанкара , известного либерального католического эссеиста и историка искусства. При Канкаре журнал рассматривал искусство с более эстетической точки зрения и помог словенскому католическому истеблишменту избавиться от части своей антиинтеллектуальной репутации. [ 4 ] В 1920-е и 1930-е годы журнал придерживался умеренной и либерально-консервативной позиции, хотя сохранял относительно открытую редакционную политику по отношению к другим течениям словенского католицизма, особенно к левым христианам . За эти два десятилетия журнал стал одним из самых прогрессивных по отношению к литературе в Словении, став площадкой для экспрессионистских и модернистских экспериментов. Он также опубликовал многочисленные переводы с иностранных языков, особенно католических авторов, таких как Поль Клодель , Жорж Бернанос , Мигель де Унамуно , Г. К. Честертон и Т. С. Элиот .
Крупный раскол в журнале произошел в 1937 году, когда -социалист христианский писатель и мыслитель Эдвард Кочбек опубликовал эссе под названием «Размышления об Испании» ( Premišljevanja o Španiji ), в котором резко критиковал роль католического высшего духовенства в гражданской войне в Испании. , особенно его поддержка профашистского восстания генерала Франсиско Франко . Эссе вызвало огромную полемику в католическом общественном мнении Словении, закончившуюся отставкой редактора журнала Франса Коблара . [ 5 ] Кочбек и его окружение покинули «Дом в свете» , основав новый журнал под названием «Дежанже » («Действие»). Скандал серьезно повредил репутации журнала.
После вторжения в Югославию и последующей итальянской оккупации Любляны в апреле 1941 года «Дом в свете» стал единственным крупным словенским литературным журналом, который продолжал публиковаться. [ 6 ] После нацистской Германией оккупации провинции Любляна в сентябре 1943 года она также прекратила публиковаться. [ 1 ]
Все выпуски журнала находятся в свободном онлайн-доступе в Электронной библиотеке Словении .
Авторы
[ редактировать ]Помимо уже упомянутых, среди других писателей, внесших свой вклад в «Дом в свете», были историк Симон Рутар ; интеллектуал Богдан Радица ; поэты Франс Балантич , Миран Ярц , Йожа Ловренчич , Янез Ремич , Антон Водник , Йоже Удович и Божо Водошек ; писатели Франс Бевк , Фран Салешки Финжгар , Фран Ксавер Мешко , Иван Прегель ; драматурги Франс Кунстель и Станко Майсен ; литературные критики Якоб Шолар и Франс Водник ; историки литературы Тине Дебеляк и Иван Графенауэр ; богослов Алеш Ушеничник ; политический теоретик Андрей Госар ; политики Янез Евангелист Крек и Евгений Лампе ; музыкант и публицист Мария Когой ; этнолог Райко Ложар ; и историк искусства Воислав Моле .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джон Нойбауэр (2007). "Введение". В Марселе Корнис-Поупе и Джоне Нойбауэре (ред.). История литературных культур Центрально-Восточной Европы . Том. 3. Джон Бенджаминс. п. 50. ISBN 978-90-272-3455-1 .
- ^ Jump up to: а б с Петер Красцев (2004). «От модернизации к модернистской литературе». В Марселе Корнис-Поупе и Джоне Нойбауэре (ред.). История литературных культур Центрально-Восточной Европы . Том. 1. Джон Бенджаминс. п. 336. ИСБН 90-272-3452-3 .
- ^ Станко Янеж (1971). Живан Милисавац (ред.). литературный лексикон Югославский ( на сербско-хорватском языке). Нови-Сад ( САП Воеводина , СР Сербия ): Матица сербская . стр. 99–100.
- ^ Эрвин Доленц (1996). «Культура, политика и словенская идентичность». В Джилл Бендерли и Эван Крафт (ред.). Независимая Словения: истоки, движения, перспективы . Макмиллан. стр. 81–83. ISBN 0-312-16447-5 .
- ^ Маржан Долган (2001). Кризис Дома в светском журнале в 1937 году . ЗРК САЗУ. ISBN 961-6358-46-4 .
- ^ Алеш Габрич (2001). «Словенцы и 1941 год». Реакция словенских деятелей культуры на оккупацию 1941 года [ Отзыв словенских деятелей культуры на оккупацию 1941 года ]. Институт новейшей истории. стр. 211–224.