Людвик Витезслав Челанский

Людвик Витезслав Челанский ( Вена — 27 октября 1931, Прага ) — чешский дирижёр и композитор. Он был основателем [ 1 ] и первый главный дирижер Чешского филармонического оркестра . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
(17 июля 1870,Биография
[ редактировать ]Ян Челанский, отец Людвика, работал капельмейстером в Горни Крупе ( Гавличкув Бродский район). Людвик учился в гимназии в Гавличкове Броде, а с 1887 по 1891 год — в педагогическом институте в Кутной Горе . Он проработал учителем в Долни Крупе один год, прежде чем посвятил себя исключительно музыке. С 1892 по 1894 год учился композиции у К. Штекера в Пражской консерватории , затем в драматической школе Национального театра и в оперном училище «Пивода». [ 1 ] Челанский работал капельмейстером в оперном театре в Пльзене до 1895 года, в Загребе с 1898 по 1899 год, а затем третьим капельмейстером оркестра Национального театра. Он был вынужден уйти в 1900 году, когда Карел Коваржович взял на себя управление театром. [ 1 ]
Челанский уехал во Львов , где основал оперный театр. По возвращении в 1901 году он основал Чешскую филармонию с яркими участниками оркестра Национального театра. [ 1 ] Однако он уступил управление оркестром Оскару Недбалу и вернулся во Львов, где основал другое учреждение - Львовский филармонический оркестр (1902–1904). Он одновременно руководил оперными сценами в Кракове и Лодзи , был директором филармонического оркестра в Киеве (с 1904 по 1905 год) и Варшаве (с 1905 по 1906 год). В 1907 году Челанский основал оперный театр в Виноградском районе Праги. Позже он стал директором театра «Аполлон» в Париже (с 1909). [ 1 ] В знак признания его исполнения произведений Жака Оффенбаха Челанский был назначен сотрудником Французской академии . [ 1 ] Во время Первой мировой войны он отказался от должности директора комической оперы в Нью-Йорке . После провозглашения независимости Чехословакии в 1918 году Челанский снова стал директором Чешской филармонии, но вскоре его заменил Вацлав Талич . Последние годы жизни Челанский провел в Праге, где работал учителем музыки. В эти годы он записал два «Славянских танца» Дворжака для HMV с группой музыкантов Национального театра.
Наследие
[ редактировать ]Челанский сосредоточил свой интерес главным образом на славянских композиторах романтической музыки . Он был особенно известен как дирижер Сметаны симфонического цикла «Ма власть» («Моя страна») , Дворжака «Славянских танцев» и произведений Зденека Фибиха . [ 1 ] Челанский был талантливым оперным дирижером, но его потенциал не был полностью реализован. Внес вклад в чешскую и международную музыкальную культуру как организатор и основатель оркестров и музыкальных учреждений. [ 1 ]
Композиции
[ редактировать ]
Композиции Людвика Челанского находятся под глубоким влиянием романтической музыки. Он писал концертные мелодрамы в стиле Зденека Фибиха. Единственная его опера «Камилла » представляет собой попытку объединить мелодраму и зингшпиль . Во время пребывания в Париже на его музыку повлиял французский импрессионизм . Его композиции этого периода весьма красочны. [ 1 ] Некоторые из его партитур (например, Симфония «Из моей жизни» ) остались в Киеве и Париже. Челанский также экспериментировал с музыкой для фильмов В последние годы жизни .
Опера
- Камилла (опубликовано в 1897 г.); в 1 действии на либретто композитора [ примечание 1 ]
Оркестр
- Премьера в деревне, увертюра (1900)
- Воскрешение Польши , Увертюра (1904)
- Симфония «Из моей жизни» в пяти частях.
- Духовная эволюция человека по древнему закону, Симфоническая трилогия (1915–1918)
- Адам
- Что-то (Ной)
- Моисей
- Hymnus slunci (Гимн Солнцу), Симфоническая поэма (1919)
Песни
- Налади (Настроения) (1895); слова композитора
- Меланхоличные песни (1895); слова Ярослава Квапила
- Десять песен на слова Йозефа Вацлава Сладека и Карела Желенского (1896)
- Двенадцать песен на слова Франтишека Серафинского Прохазки (1902)
- Уколебавка (Колыбельная) для голоса с оркестром (1904)
- матери Песня о
Хор
- Власть (Родина)
- Сербский хоровод
Мелодрамы
- Нищий (1894)
- Земля (1894)
- Баллада о душе Яна ) Неруды (1895
- Чешская песня (1902)
- Братья (1903)
- Звоны (Колокола) (1903); слова Эдгара Аллана По
Священный
- Пять священных песен (1916)
- Те Деум (1916)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ Опера была посвящена неудавшейся любви Челанского и Камилы Урвалковой ; Позже Урвалкова убедила Леоша Яначека сочинить оперу «Судьба» , чтобы противодействовать изображению ее Челанским.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Чернушак, Грациан; Штедронь, Богумир; Новачек, Зденко, ред. (1963). Чехословацкий музыкальный словарь И. АЛ (на чешском языке). Прага: Государственное музыкальное издательство. Мистер. 185.
- ^ «Чешский филармонический оркестр» . Лондонская сеть . Проверено 4 ноября 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Чешский филармонический оркестр» . Путешествие по Праге. Архивировано из оригинала 15 ноября 2005 г. Проверено 4 ноября 2008 г.
- ^ «Яначек на отдыхе: «вдохновение» для Осуда» . Архивировано из оригинала 4 июля 2004 г. Проверено 5 ноября 2008 г.
См. также
[ редактировать ]- 1870 рождений
- 1931 смертей
- Чехи XIX века
- Композиторы-классики XIX века
- Чехи 20-го века
- Композиторы-классики XX века
- Чешские композиторы-классики
- Музыканты из Вены
- Чешские оперные композиторы
- Чешские оперные композиторы-мужчины
- Выпускники Пражской консерватории
- Чешские музыканты-мужчины ХХ века
- Чешские музыканты-мужчины XIX века
- Музыканты из Австро-Венгрии