Фридрих Вильгельм Зандер
Фридрих Вильгельм Зандер (25 августа 1885 г. в Глатце (Клодзко) - 15 сентября 1938 г.) был немецким инженером -пиротехникой и ракетной техникой, а также производителем, которого запомнили за его вклад в полеты на ракетах как ключевого героя программы Opel-RAK . [ 1 ]
Сандер был сыном профессионального солдата. Он пошел в школу в Усларе на юго-западной окраине Соллинга, а затем выучился на инженера-механика. Примерно в 1908/09 году он стал инженером в Техникуме Стрелица в Альтстрелице в Мекленбурге. В 1909 году Сандер переехал в Бремерхафен. Здесь он работал в различных областях. В 1920 году он возглавил компанию мастера-оружейника Х. Г. Кордеса в Бремерхафене , существовавшую с 1853 года и известную как изобретатель китобойной пушки. Вскоре Сандер расширил ассортимент продукции завода, включив в него сигнальные ракеты.
С 1925 года сконструированные им линеметные реактивные пистолеты Зандера для спасения лиц, потерпевших кораблекрушение, принадлежали к оснащению спасательных станций и лодок Немецкого общества спасения людей, потерпевших кораблекрушение и многих подобных организаций по всему миру. В 1925 году Зандер купил корабельный телеграфный завод имени Шульца в Бремерхафене, что дало ему более просторное двухэтажное здание фабрики на Ферштрассе № 26 в качестве предварительного условия для принятия контрактов на разработку, предложенных ВМФ.
В 1928 году к нему обратился Макс Валье от имени Фрица фон Опеля с просьбой предоставить ракеты для приведения в движение автомобилей и самолетов в качестве средства популяризации использования ракет в качестве двигателя и продвижения компании Opel . Их совместные проекты в рамках Opel-RAK , первой в мире крупномасштабной ракетной программы, включали создание первого в мире ракетного автомобиля Opel RAK.1 и первого ракетного планера Ente , а также первого в мире специального ракетного самолета. Опель РАК.1 . [ 2 ]
Он был женат на Сесилии Сандер и имел троих мальчиков: Ганса Х.В. (1918–1998), Бруно (1918–1983) и Герберта (1920–?).
Ракетная программа Opel RAK
[ редактировать ]Фриц фон Опель и Зандер сыграли важную роль в популяризации ракет как средства передвижения транспортных средств. В 1920-х годах вместе с Максом Валье , соучредителем «Verein für Raumschiffahrt», они инициировали первую в мире ракетную программу Opel-RAK , которая привела к установлению рекордов скорости для автомобилей, железнодорожных транспортных средств и первому публичному пилотируемому полету на ракете. в сентябре 1929 года. [ 3 ] Несколькими месяцами ранее, в 1928 году, один из его прототипов с ракетным двигателем, Opel RAK2, пилотируемый самим фон Опелем на автостраде AVUS в Берлине, достиг рекордной скорости в 238 км/ч, за чем наблюдали 3000 зрителей и мировые средства массовой информации, в том числе Фриц Ланг. , режиссер фильмов «Метрополис» и «Женщина на Луне» , чемпион мира по боксу Макс Шмелинг и многие другие знаменитости спорта и шоу-бизнеса. Мировой рекорд для рельсовых транспортных средств был установлен на автомобиле RAK3 с максимальной скоростью 256 км/ч. [ 4 ] После этих успехов фон Опель пилотировал первый в мире общественный полет с ракетным двигателем, используя Opel RAK.1 , ракетный самолет, разработанный Юлиусом Хатри . [ 5 ]
Хронология
- 15 марта 1928 года Опель испытал свой первый автомобиль с ракетным двигателем Opel RAK.1 и достиг на нем максимальной скорости 75 км/ч (47 миль в час), доказав осуществимость концепции ракетного движения. Менее чем через два месяца он достиг скорости 230 км/ч (143 миль в час) на RAK.2 , приводившемся в движение 24 твердотопливными ракетами.
- Позже в том же году он купил планер под названием « Липпиш Энте » ( «Энте » по-немецки «утка») у Александра Липпиша и прикрепил к нему ракетные двигатели, создав 11 июня первый в мире ракетный самолет. Самолет взорвался во время второго испытательного полета, прежде чем Опель успел пилотировать его сам, поэтому он заказал у Юлиуса Хатри новый самолет, также названный RAK.1 , и совершил полет на нем во Франкфурте-на-Майне 30 сентября. 1929. Тем временем еще одна авария унесла жизни RAK.3 , железнодорожного вагона с ракетным двигателем, оснащенного 30 твердотопливными ракетами, который достиг скорости 254 км/ч. (157 миль в час).
- с ракетным двигателем Также в 1928 году компания Opel построила и провела испытания мотоцикла под названием Monster. [ 6 ]
Разработка жидкотопливной ракеты, испытательные пуски и плановый перелет через Ла-Манш
[ редактировать ]По словам Фрэнка Х. Винтера , куратора Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, группа Opel также работала над ракетами на жидком топливе (SPACEFLIGHT, Vol. 21,2, февраль 1979 г.): Газета «Нью-Йорк Таймс» от 30 сентября 1929 года цитирует слова фон Опеля: «Теперь мы с Сандером хотим перевести жидкостную ракету из лаборатории в практическое использование. С жидкостной ракетой я надеюсь стать первым человеком, чтобы таким образом перелететь через Ла-Манш , я не успокоюсь, пока не совершу это». В речи о передаче копии RAK 2 Немецкому музею фон Опель упомянул также инженера Opel Йозефа Шабергера как ключевого соавтора. «Он принадлежал, — говорил фон Опель, — с таким же энтузиазмом, как и Зандер, к нашей небольшой секретной группе, одной из задач которой было скрыть все приготовления от моего отца, потому что его отцовские опасения привели его к мысли, что я был порезан Я стремился к чему-то лучшему, чем быть исследователем ракет, Шабергер руководил всеми деталями строительства и сборки (ракетных машин), и каждый раз я садился за руль с несколькими сотнями фунтов взрывчатки в задней части и вступал в первый контакт. , я делал это с чувством полной безопасности [...] Еще в 1928 году мы с г-ном Шабергером разработали жидкостную ракету, которая определенно была первой постоянно действующей ракетой, в которой взрывчатое вещество впрыскивалось в камеру сгорания и одновременно охлаждалось с помощью [...] В качестве топлива мы использовали бензол, — продолжал фон Опель, — и четырехокись азота в качестве окислителя. Эта ракета была установлена на самолете Мюллера-Гриссхайма и развивала тягу 70 кг (154). фунт.)." К маю 1929 года двигатель создавал тягу 200 кг (440 фунтов) «в течение более пятнадцати минут, а в июле 1929 года сотрудники Opel RAK смогли достичь фаз мощности более тридцати минут для тяги 300 кг (660 фунтов). -фунтов) на заводе Opel в Рюссельсхайме», согласно рассказу Макса Валье.
Макс Валье также сообщает о запуске Сандером двух экспериментальных ракет на жидком топливе 10 и 12 апреля 1929 года. В своей книге «Ракетенфарт» он описывает размер ракет как 21 см в диаметре, длину 74 см и вес. 7 кг пустого и 16 кг с топливом. Максимальная тяга составляла от 45 до 50 л.с., общее время горения — 132 секунды. Эти свойства указывают на накачку газа под давлением. Первая ракета взлетела так быстро, что Сандер потерял ее из виду. Через два дня второй блок был готов к запуску, Сандер привязал к ракете веревку длиной 4000 метров. После того, как 2000 м веревки были размотаны, линия оборвалась, и эта ракета также исчезла в этом районе, вероятно, недалеко от полигона Opel и гоночной трассы в Рюссельсхайме, «Реннбан». Основной целью этих испытаний была отработка двигательной установки самолета для пересечения Ла-Манша. Поэтому полеты этих двух (по сравнению с самолетом) небольших ракет не публиковались. Испытания горения авиационного ракетного двигателя прошли очень успешно. К сожалению, самолет был уничтожен во время ночной перевозки на грузовике по территории завода Opel, так как старший начальник Вильгельм фон Опель почувствовал себя обеспокоенным шумом двигателя и хотел остановить это новое «опасное безумие» своего сына. [ 7 ]
Тюремное заключение в период Третьего рейха
[ редактировать ]С 1930 года Сандер (вместе с другими заводами пиротехники) начал тайно производить ракеты для военных целей по указанию Вальтера Дорнбергера . Без предупреждения Сандер был арестован гестапо 31 января 1935 года. Его компания была подчинена военному попечителю, поэтому она была экспроприирована, а все документы конфискованы. После трех месяцев заключения Сандер был освобожден, но в ноябре 1935 года его снова арестовали. После года заключения он был приговорен к четырем с половиной годам тюремного заключения и штрафу за государственную измену. Сандер также продал свои ракеты в Италию и Англию. Поскольку это были старые версии его пороховых ракет, он не считал это запретным. Сандер предположил, что Управление армейского вооружения (« Heereswaffenamt ») хотело само разработать и произвести ракетное оружие. Без него его компания называлась Donar GmbH für Apparatebau. Он умер в 1938 году. [ 8 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Проект RAK – Эра ракет началась в Рюссельсхайме, документация Клауса Ф. Фильтаута, Мюнхен, 1999 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Das RAK-Protokoll", 25-минутный документальный фильм о программе Opel RAK https://opel-tv-footage.com/v/The%20RAK%20Protocoll?p=4&c=86&l=1
- ^ «Люди-ракеты» .
- ^ https://www.airforcemag.com/article/0904rocket/ статья Уолтера Дж. Бойна в журнале Air Force Magazine, 1 сентября 2004 г.
- ^ «Звучит Опель в эпоху ракет» . 23 мая 2018 г.
- ^ "Das RAK-Protokoll", 25-минутный документальный фильм о программе Opel RAK https://opel-tv-footage.com/v/The%20RAK%20Protocoll?p=4&c=86&l=1
- ^ История мотоцикла с ракетным двигателем , Ялопник, 24 мая 2010 г. , получено 30 мая 2012 г.
- ^ Рабочая группа Дедала / ракетный аэродром Берлин http://www.raketenflugplatz-berlin.de/sander.htm
- ^ Филтаут, Проект РАК, стр. 197 и далее.