Jump to content

Опель РАК

Опель РАК
Ракетный Опель РАК.2, мотоцикл РАК-Мотоклуб и реплика самолета РАК.1
Страна происхождения Германия
Дата 1928 год ; 96 лет назад ( 1928 )
Дизайнер Фриц фон Опель, Макс Валье, Фридрих Зандер, Курт К. Фолькхарт, Юлиус Хатри
Производитель Опель
Приложение Первая демонстрация и популяризация ракет как практического средства движения наземных транспортных средств, авиации и космических полетов.
Преемник Ракетные программы, спонсируемые государством Германии, ракетно-космические программы, спонсируемые государством США.
Статус Первая в мире ракетная программа
Ракетные машины
Ракетный железнодорожный автомобиль Opel RAK.3 в июне 1928 года, мировой рекорд скорости возле Бургведеля в Северной Германии.
Ракетная установка. Справа Фриц фон Опель , слева Фридрих Вильгельм Зандер .

Opel-RAK — серия ракетных автомобилей, выпускавшихся немецким автомобилестроительным предприятием Фрицем фон Опелем . [1] [2] [3] автомобильной компании Opel вместе с другими, в том числе Максом Вальером , Юлиусом Хатри и Фридрихом Вильгельмом Зандером . [4] [5] [6] Opel RAK обычно считается первой в мире крупномасштабной ракетной программой, которая значительно продвинула ракетные и авиационные технологии, а также сыграла важную роль в популяризации ракет как средств передвижения. Кроме того, демонстрации Opel RAK также имели большой успех в качестве рекламного трюка для автомобильной компании Opel. [7] Lippisch Ente (что в переводе с немецкого означает «утка»), первый в мире планер с ракетным двигателем. [8] и совершил свой первый полет 11 июня 1928 года. [9] Фриц Стамер из Вассеркуппе , [10] был куплен и эксплуатировался компанией Opel в рамках программы Opel RAK, но официально не имел серийного номера Opel RAK. Также не получил официального номера RAK мотоцикл RAK-Motoclub с ракетным двигателем, созданный на базе обычного Opel Motoclub 500 SS и представленный на Берлинском автосалоне 1928 года.

  • Opel RAK.1 — автомобиль-ракета, достигший скорости 75 км/ч (47 миль в час) в марте 1928 года и более 100 км/ч в апреле того же года. [11]
  • Opel RAK.2 — ракетный автомобиль, испытанный 23 мая 1928 года; достиг скорости 238 км/ч (145 миль в час) с приводом от 24 твердотопливных ракет. [11]
  • Opel RAK.3 - ракетный рельсовый транспорт (заявленная скорость по-разному 254 или 290 км/ч. [12] [13] [14] [15] [7] ) Во втором заезде машина вылетела за пределы трассы и была разрушена.
  • Opel RAK.4 — ракетный рельсовый автомобиль, уничтоженный в результате взрыва твердотопливной ракеты на пути, взорвав все остальные ракеты. Железнодорожные власти запретили дальнейшие рейсы. [15]
  • Opel RAK.1 — ракетоплан, полетевший 30 сентября [1]
Ракетный поезд РАК.3 во время горения

Устройство и Opel цели RAK

Идею построить автомобиль с ракетным двигателем и участвовать в гонках фон Опелю предложил Макс Валье. После войны Валье очень заинтересовался ракетной техникой. Валье в 1927 году стал одним из основателей немецкого Verein für Raumschiffahrt , или «Общества космических полетов», группы более поздних очень влиятельных ученых, которые сыграют важную роль в превращении космических полетов на ракетах в реальность. Валье больше интересовала реклама ракетной техники, чем маркетинг автомобилей Opel, но он пришел к выводу, что создание успешного автомобиля с ракетным двигателем позволит достичь обеих целей. Фон Опель подтвердил свою заинтересованность в реализации предложения Валье. От имени фон Опеля Валье в конце концов связался с Фридрихом Вильгельмом Зандером , немецким инженером-пиротехником, который в 1923 году приобрел HG Cordes, фирму из Бремерхафена, известную производством ракет на черном порохе, используемых в основном для гарпунов, сигнальных устройств и подобных устройств. Опель, Сандер и Валье объединили усилия и объединили в одно целое финансирование, теоретические знания и практические возможности, необходимые для успеха. Более того, фон Опель, Валье и Зандер с самого начала заявляли, что их эксперименты с автомобилями были лишь прелюдией к более грандиозным экспериментам с воздушными и космическими кораблями. создание своих знаменитых ракетных автомобилей как предварительное условие для ожидаемого применения космических полетов [1]

Наземная техника с ракетным двигателем [ править ]

Opel, как наследник и директор компании Opel , предоставил для своей программы соответствующий завод и испытательный полигон в Рюссельсхайме, Германия. Трое мужчин начали свои эксперименты на стандартном автомобиле Opel. Фон Опель хотел стать тест-пилотом, но Сандер и Валье отговорили его от этого. Они были убеждены, что если с ним что-то случится, все ресурсы, выделяемые на поддержку компании Opel, будут остановлены. Для пилотирования экспериментального автомобиля был приглашен постоянный водитель-испытатель Opel Курт Волкхарт. Датой первого испытательного запуска машины было выбрано 12 марта 1928 года, применив для испытаний на малой скорости всего две ракеты, которые должны были воспламеняться от обычных струнных взрывателей.

Группа направилась к гоночному автомобилю Opel «RAK 1». Демонстратор RAK 1 был лишен двигателя и радиатора для уменьшения веса. Чтобы колеса автомобиля оставались на земле на ожидаемых высоких скоростях, группа прикрепила за каждым передним колесом небольшую, похожую на крыло заглушку, установленную под отрицательным углом атаки. В качестве силовой установки они решили использовать 12 ракет на черном порохе, установленных в четыре ряда по три ракеты в каждом и с электрическим зажиганием. Порох, как и порох, сгорал в дозвуковой волне горения, а не в сверхзвуковой детонационной волне. 11 апреля 1928 года в Рюссельсхайме была устроена демонстрация для прессы: инженер и автогонщик Opel Курт К. Фолькхарт разработал и испытал Opel-RAK 1, переоборудованный гоночный автомобиль, оснащенный ракетами Sander вместо двигателя внутреннего сгорания. первый автомобиль с ракетным двигателем. [16] [17] Во время экспериментов в апреле 1928 года RAK 1, пилотируемый Волкхартом, достиг символической скорости 100 км/ч всего за восемь секунд. [18]

Фон Опель, Сандер и Валье были удовлетворены работой RAK 1 и, в частности, положительной репутацией ракетной науки, а также компании Opel. Тем не менее, руководству программы РАК было ясно, что у них нет планов по серийному производству ракетных автомобилей для конечных заказчиков, целью была разработка и демонстрация самолета с ракетным двигателем. Группа продолжила свои наземные проекты и построила RAK 2, спроектированный с нуля Волкхартом как ракетный автомобиль. [17] Он был намного больше и более обтекаемым, чем его предшественник. RAK 2 был оснащен 24 ракетами с 264 фунтами взрывчатки. 23 мая 1928 года сам Фриц фон Опель продемонстрировал автомобиль Opel RAK 2 на автодроме Авус под Берлином . [19] [20] Перед стартом председатель Научного общества авиации профессор Иоганн Шютте и Фриц фон Опель произнесли пророческие речи о будущем ракетной авиации и космических полетов. После этих вступительных слов механики Август Беккер и Карл Требер сняли брезент с Opel RAK 2 и осторожно подтолкнули его к старту. В конце концов ракеты были установлены и подключены к механизму зажигания. Полиция расчистила трассу AVUS , и фон Опель разогнал автомобиль RAK 2 до рекордной скорости 238 км/ч, успешно справившись с проблемой недостаточной прижимной силы крыльев для таких скоростей. Ракеты RAK 2 работали около трех минут, за ними наблюдали 3000 зрителей и мировые средства массовой информации, в том числе Фриц Ланг , режиссер фильмов «Метрополис» и «Женщина на Луне» , чемпион мира по боксу Макс Шмелинг и многие другие знаменитости спорта и шоу-бизнеса: [21]

… Тем не менее, немногие из многих тысяч зрителей, ставших свидетелями демонстрации на трассе AVUS, могли не почувствовать, что мы стоим на пороге новой эры. П. Фридман, Das Motorrad № 12/1928, 9 июня 1928 г.

Удивительной особенностью запуска ракеты Opel на трассе AVUS в Берлине является не только сам по себе смелый подвиг, но и его последствия: и общественность, и ученые наконец увидели свет и начали верить в будущее ракеты как двигателя для новые устройства скоростного транспорта. Отто Вилли Гейл, Illustrierte Zeitung, Лейпциг, 1928 год.

Мировой рекорд для рельсовых транспортных средств был установлен на RAK3 23 июня 1928 года: машина достигла максимальной скорости 256 км/ч на 5-километровом участке прямой дороги недалеко от Ганновера. Около 20 000 зрителей наблюдали, как RAK 3 побил существующий мировой рекорд скорости железнодорожных вагонов почти на 40 км/ч. Международная известность после демонстраций RAK2 и RAK3 была огромной и дала ракетной науке значительный импульс. Реплика автомобиля с ракетным двигателем RAK 2 выставлена ​​в музее Opel в Рюссельсхайме , [22] еще один в «Немецком музее» в Мюнхене.

Opel Ракетные самолеты RAK

Реплика «Rocket Ente», планера конструкции Александра Липпиша, купленного Opel и оснащенного двумя ракетами Opel RAK Фридриха Сандера; на выставке в Немецком музее планеризма в Вассеркуппе
Реплика Opel RAK.1, первого в мире специально построенного ракетоплана.

После испытаний в Вассеркуппе в июне 1928 года Фриц фон Опель приобрел Александром Липпишем спроектированный планер , «Энте» , и оснастил его ракетами. [23] Фриц Стамер был пилотом во время экспериментов OPEL RAK с конструкцией Липпиша. Однако у Opel не было возможности полетать на нем, поскольку самолет был уничтожен взрывом двигателя во время второго испытательного полета. Имея размах крыла чуть менее 40 футов и длину около 14 футов, Ente имел фюзеляж, похожий на каноэ, поверхность «утка» и рули направления, установленные снаружи на прямоугольном крыле. Каждый из двух ракетных двигателей самолета с тягой 44 фунта был плотно набит примерно восемью фунтами черного пороха. Ракеты, предназначенные для последовательного запуска, запускались пилотом с помощью электричества. Была установлена ​​автоматическая система противовеса, обеспечивающая корректировку центра тяжести самолета по мере расходования ракетного топлива. Для катапульты Анте в воздух использовался эластичный спусковой трос. После одного фальстарта самолет взлетел и пролетел 1500 метров (4900 футов) по взлетно-посадочной полосе Вассеркуппе. Во втором полете команда решила попробовать запустить обе ракеты вместе, чтобы увеличить тягу за более короткий период. Однако что-то пошло не так, и вместо того, чтобы загореться должным образом, одна из ракет взорвалась, пробив дыры в обоих крыльях и поджег самолет. Тем не менее Стамер смог сбить его с высоты около 20 метров (65 футов), прежде чем поспешно покинуть Энте, который сгорел без всякой надежды на спасение.

Несмотря на потерю первого ракетного самолета, фон Опель немедленно заключил контракт с Юлиусом Хатри на поставку специализированного ракетного самолета. Дизайн Хатри для Opel был гораздо более элегантным, чем для Ente. [24] с размахом крыла 36 футов и длиной 16 футов Новый самолет Opel RAK.1 имел типичное планерное крыло , под которым подвешивалась гондола для размещения пилота и шестнадцати твердотопливных ракетных двигателей Сандера с тягой 50 фунтов каждый. Хвостовое оперение устанавливалось на балках позади крыла, высоко вдали от выхлопных газов ракеты.

Opel RAK.1, первый в мире публичный полет самолета с ракетным двигателем 30 сентября 1929 года.

Первый публичный полет состоялся 30 сентября 1929 года. Прежде чем большая толпа собралась возле Франкфурта, бесстрашный фон Опель совершил успешный полет почти на 3,5 км за 75 секунд, достигнув расчетной максимальной скорости около 150 км/ч. RAK.1 совершил жесткую посадку, но сделал акцент на ракетной авиации и чрезвычайно популяризировал ракеты как средство передвижения, вызвав так называемый глобальный «ракетный грохот». Самолет иногда также называют Opel-Hatry RAK.1 или Opel-Sander RAK.1 в знак признания его изготовителя или поставщика двигателей соответственно. В других источниках он называется RAK.3, чтобы отличить его от предыдущих ракетных автомобилей Opel RAK.1 и RAK.2 . Так получилось, что на самолете были нарисованы все три названия: Opel, Sander и Hatry (самое заметное из которых принадлежало Opel), как и обозначение RAK.1.

В Технологическом музее Мангейма, Technoseum , выставлена ​​копия RAK.1 как первого в мире специального ракетного самолета. Первоначальный авиаконструктор Opel RAK.1 Юлиус Хатри лично руководил постройкой копии самолета.

Разработка жидкотопливной ракеты, испытательные пуски и плановый перелет через Ла-Манш [ править ]

По словам Фрэнка Х. Винтера , куратора Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, группа Opel также работала над ракетами на жидком топливе (SPACEFLIGHT, Vol. 21,2, февраль 1979 г.): [25] В эксклюзивном телеграмме для « Нью-Йорк Таймс» от 30 сентября 1929 года фон Опель сказал: «Сандер и я теперь хотим перенести жидкостную ракету из лаборатории в практическое использование. С жидкостной ракетой я надеюсь стать первым человеком, чтобы таким образом перелететь через Ла-Манш , я не успокоюсь, пока не совершу это». В речи о передаче копии RAK 2 Немецкому музею фон Опель упомянул также инженера Opel Йозефа Шабергера как ключевого соавтора. [26] «Он принадлежал, — говорил фон Опель, — с таким же энтузиазмом, как и Зандер, к нашей небольшой секретной группе, одной из задач которой было скрыть все приготовления от моего отца, потому что его отцовские опасения привели его к мысли, что я был порезан Я стремился к чему-то лучшему, чем быть исследователем ракет, Шабергер руководил всеми деталями строительства и сборки (ракетных машин), и каждый раз я садился за руль с несколькими сотнями фунтов взрывчатки в задней части и вступал в первый контакт. , я сделал это с чувством полной безопасности [...] Еще в 1928 году мы с г-ном Шабергером разработали жидкостную ракету, которая определенно была первой постоянно действующей ракетой, в которой взрывчатое вещество впрыскивалось в камеру сгорания и одновременно [...] В качестве топлива мы использовали бензол, — продолжал фон Опель, — и четырехокись азота в качестве окислителя. Эта ракета была установлена ​​на самолете Мюллера-Гриссхайма и развивала тягу 70 кг (154 фунта). )" К маю 1929 года двигатель создавал тягу 200 кг (440 фунтов) «в течение более пятнадцати минут, а в июле 1929 года сотрудники Opel RAK смогли достичь фаз мощности более тридцати минут для тяги 300 кг (660 фунтов). -фунтов) на заводе Opel в Рюссельсхайме», согласно рассказу Макса Валье.

Фридрих Зандер, техник Opel RAK Август Беккер и сотрудник Opel Карл Требер (справа налево) перед прототипом жидкотопливного ракетоплана Opel во время испытательной эксплуатации

Макс Валье сообщает также о запуске Сандером двух экспериментальных жидкотопливных ракет 10 и 12 апреля 1929 года. В предисловии своей книги «Ракетенфарт» [27] он описывает размер ракеты как 21 см в диаметре и длину 74 см, весом 7 кг пустого и 16 кг с топливом. Максимальная тяга составляла от 45 до 50 л.с., общее время горения — 132 секунды. Эти свойства указывают на накачку газа под давлением. Первая ракета взлетела так быстро, что Сандер потерял ее из виду. Через два дня второй блок был готов к запуску, Сандер привязал к ракете веревку длиной 4000 метров. После того, как 2000 м веревки были размотаны, линия оборвалась, и эта ракета также исчезла в этом районе, вероятно, недалеко от полигона Opel и гоночной трассы в Рюссельсхайме, «Реннбан». Основной целью этих испытаний была отработка двигательной установки самолета для пересечения Ла-Манша. Поэтому полеты этих двух (по сравнению с самолетом) небольших ракет не публиковались. Испытания сгорания авиационного ракетного двигателя оказались успешными. К сожалению, самолет был уничтожен во время ночной перевозки на грузовике по территории завода Opel, так как старший начальник Вильгельм фон Опель почувствовал себя обеспокоенным шумом двигателя и хотел остановить это новое «опасное безумие» своего сына. [28]

Распад и Opel наследие RAK

Вскоре после этих действий и полета RAK.1 в сентябре 1929 года эксперименты с ракетами Opel были прекращены из-за Великой депрессии , и компания Opel сосредоточила свои инженерные возможности на разработке транспортных средств. Фон Опель уехал из Германии до 1930 года сначала в США, а затем во Францию ​​и Швейцарию, где и умер. Он прожил достаточно долго, чтобы увидеть исполнение своей мечты в успешных миссиях «Аполлон» , восходящих к Opel RAK. Его сестре Элинор фон Опель пришлось бежать из Германии в 1935 году вместе со своими сыновьями Эрнстом Вильгельмом Саксом фон Опелем и Гюнтером Саксом фон Опелем из-за судебной тяжбы по поводу ее развода, особенно ожесточенной по поводу опеки над обоими сыновьями, а также из-за ее общественного неприятия. к нацистскому руководству, друзьям ее бывшего мужа Вилли Сакса . [29] Немецкие активы Элинор были заблокированы и конфискованы правительством Германского Рейха.

Валье самостоятельно продолжил разработку ракеты после распада Opel RAK. В сотрудничестве с Heylandt-Werke он также сосредоточил свои усилия на ракетах на жидком топливе. Их первый успешный испытательный пуск с жидким топливом (пять минут) произошел на заводе в Хейландте 25 января 1930 года. Валье погиб менее чем через месяц, когда на его испытательном стенде в Берлине взорвалась ракета, заправленная спиртом. Его считают первым погибшим на заре космической эры . Его протеже Артур Рудольф разработал улучшенную и более безопасную версию двигателя Валье.

В конце концов, в 1930-х годах Сандер участвовал в немецких военных проектах под руководством генерала Вальтера Р. Дорнбергера, но был заключен в тюрьму нацистами за измену и вынужден продать свой бизнес. Он умер в заключении в 1938 году.

Хатри пытался продолжить работу над разработкой своего самолета, но нацисты отодвинули его на второй план, поскольку у него был еврейский дедушка. Ему пришлось начинать заново и стать сценаристом и режиссером-документалистом. Хатри увлекался театром и художественной литературой, и, наконец, после смерти отца мать убедила его взять на себя семейный бизнес в сфере недвижимости. [30]

Влияние Opel RAK на более поздних пионеров космических полетов было как немедленным, так и долгосрочным. Опель, Сандер, Валье и Хатри участвовали в программе, которая непосредственно привела к использованию реактивного взлета для тяжелонагруженных самолетов. Германский рейх первым опробовал этот подход в августе 1929 года, когда батарея твердого ракетного топлива помогла гидросамолету Юнкерс Ю-33 подняться в воздух. Эксперименты Opel RAK оказали огромное влияние на Липпиша, чей опыт работы с ракетным двигателем «Энте» в конечном итоге проложил путь к Мессершмитту Ме-163 , первому боевому ракетному истребителю. Эксперименты с Opel RAK вызвали также интерес немецких военных, которые обеспечили финансирование дальнейшей разработки ракет в качестве замены артиллерии. Это привело к множеству военных применений, в том числе к созданию немецкого террористического оружия Фау-2 , первой в мире баллистической ракеты. После Второй мировой войны эти немецкие ученые и инженеры-ракетчики окажут огромное влияние на ракетные и космические программы Соединенных Штатов Америки. Уолтер Дж. Бойн , директор Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия, заключил: «Работая вместе, фон Опель, Валье и Сандер бросили большой камень рекламы в мельничный пруд науки. Волнения еще не утихли. распространяться». [1]

Кадры из фильма [ править ]

В немецком фильме 1937 года Weltraum Schiff I Startet Eine Technische Fantasie есть короткие отрывки с изображением различных транспортных средств RAK: 11 секунд на высоте 436 футов (приблизительно 04:47) воспламенители, подключенные к машине Rak.2; 2 секунды на высоте 447 футов (приблизительно 04:58) Макс Валье, сидящий в автомобиле RAK.2 с надписью «RÜCKSTOSS VERSUCHS WAGEN»; 2 секунды на высоте 451 фут (примерно 05:00) Фриц фон Опель, сидящий в автомобиле RAK.2; 11 секунд на высоте 460 футов (приблизительно 05:06) Фриц Фон Опель управляет автомобилем RAK.2 23 мая 1928 года на трассе Avus Track в Берлине ; 2 секунды на высоте 472 футов (05:14) Ракетный автомобиль Sander-Opel RAK.3, 23 июня 1928 г., бегущий по железнодорожным путям; 19 секунд на высоте 475 футов (с 05:16 до 05:35) ракетный планер Opel-Sander RAK.1, сентябрь 1928 г., подготовка и запуск; 6 секунд на высоте 536 футов (с 05:57 до 06:03) Макс Вальер сидит и разговаривает в машине RAK.6. [31]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с https://www.airforcemag.com/article/0904rocket/ статья Уолтера Дж. Бойна в журнале Air Force Magazine, 1 сентября 2004 г.
  2. ^ Кейт Лавгроув (2004). Железная дорога . Издательство Лоуренса Кинга. стр. 59–. ISBN  978-1-85669-407-0 .
  3. ^ «Рекламный ход автопроизводителя Opel в 1929 году по запуску первого в мире самолета с ракетным двигателем» . www.key.aero . 20 апреля 2022 г. Проверено 12 февраля 2024 г.
  4. ^ "Das RAK-Protokoll", 25-минутный документальный фильм о программе Opel RAK https://opel-tv-footage.com/v/The%20RAK%20Protocoll?p=4&c=86&l=1
  5. ^ «Первым в мире реактивным самолетом был планер» . синие новости (на немецком языке) . Проверено 10 февраля 2024 г.
  6. ^ Журнал, Смитсоновский институт; Уинтер, Фрэнк Х. «За столетие до Илона Маска жил Фриц фон Опель» . Смитсоновский журнал . Проверено 12 февраля 2024 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дорогой, Дэвид. «Опель-РАК» . www.daviddarling.info .
  8. ^ «95 лет назад: первый полет самолета с ракетным двигателем - НАСА» . 12 июня 2023 г. Проверено 10 февраля 2024 г.
  9. ^ Эми Шира Тейтель (22 октября 2015 г.). Разрыв цепей гравитации: история космических полетов до НАСА . Издательство Блумсбери. стр. 12–. ISBN  978-1-4729-1119-3 .
  10. ^ Дэвид Мастерс (1982). Немецкий реактивный самолет Genesis . Джейн. ISBN  9780710601865 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ОПЕЛЬ РАКЕТНЫЕ ТЕХНИКИ» .
  12. ^ «Коллекция шрифтов Люкса — Высокоскоростные поезда — рекордные пробеги» . www.boris-lux.de .
  13. ^ «История» . 14 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2007 г.
  14. ^ «Валиер» . 15 января 2006 г. Архивировано из оригинала 15 января 2006 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Опель» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
  16. ^ Фау-2 и немецкая, российская и американская ракетная программа . Немецко-Канадский музей. стр. 7–. ISBN  978-1-894643-05-4 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Граф Вольф Меттерних, Михаэль (1997). Немецкие ракетные машины на дорогах, железных дорогах и льду (на немецком языке). Лорш/Вюртемберг, Германия: Verlag Hermann E. Sieger GmbH. стр. 30–48.
  18. ^ Гейл, Отто Вилли (1928). С ракетной мощью в космос (на немецком языке). п. 72.
  19. ^ Вилли Лей (1961). Ракеты, ракеты и космические путешествия . Викинг Пресс.
  20. ^ Коул Кунс (2002). Бесконечность выше нуля: размышления о максимальной скорости . Издательство «Керосиновая бомба». стр. 45–. ISBN  978-0-9719977-0-7 .
  21. ^ «Звучит Опель в эпоху ракет» . 23 мая 2018 г.
  22. ^ Alamy Stock фотография RAK 2 в музее Opel.
  23. ^ «Рекламный ход автопроизводителя Opel в 1929 году по запуску первого в мире самолета с ракетным двигателем» . www.key.aero . 20 апреля 2022 г. Проверено 12 февраля 2024 г.
  24. ^ «Люди-ракеты» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 12 февраля 2024 г.
  25. ^ Фрэнк Х. Винтер, Полеты фон Опеля, КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ, Том. 21, 2 февраля 1979 г.
  26. ^ От Opel, Fritz (3 мая 1968 г.). «История ракетной техники – значение и пределы всех технологий» (PDF) . Опель Пост . 5 :4 – через компанию Opel.
  27. ^ Валье, Макс (04 июня 2019 г.), «Rocket Ride» (на немецком языке), Oldenbourg Wissenschaftsverlag, стр. 209–232, doi : 10.1515/9783486761955-006 , ISBN  978-3-486-76195-5 , получено 12 февраля 2024 г. {{citation}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  28. ^ Рабочая группа Дедала / ракетный аэродром Берлин http://www.raketenflugplatz-berlin.de/sander.htm
  29. ^ «Эта уборщица не придет ко мне домой» . ФАЗ.НЕТ (на немецком языке). 19 октября 2005 г. ISSN   0174-4909 . Проверено 12 февраля 2024 г.
  30. ^ «Хатри, Юлиус (1906–2000) авиаинженер, пионер ракетной техники, кинорежиссер и писатель» . www.kipnis.de . Проверено 12 февраля 2024 г.
  31. ^ Каттер, Антон (1937). «Взлет космического корабля, техническая фантазия (1928)» . Баварское киноискусство . Проверено 9 января 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12923cd9fcbc04cb682f6576eb465580__1711418700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/80/12923cd9fcbc04cb682f6576eb465580.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Opel-RAK - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)