Jump to content

Земляной

Координаты : 47 ° 17'15 "N 21 ° 21'55" E  /  47,28762 ° N 21,36530 ° E  / 47,28762; 21.36530
Земляной
Большая деревня
Церковь
Церковь
Герб города Фёльдес
Страна  Венгрия
Графство Хайду-Бихар
Округ Епископский дом
Область
• Общий 65,23 км 2 (25,19 квадратных миль)
Население
 (1 января 2015 г.)
• Общий 3,980
• Плотность 60,59/км 2 (156,9/кв. миль)
Часовой пояс UTC+1 ( центральноевропейское время )
• Лето ( летнее время ) UTC+2 ( центральноевропейское время )
Почтовый индекс
4177
Код города (+36) 54

Фёльдеш — большая деревня в округе Хайду-Бихар , на севере Великой равнины восточной Венгрии .

Расположение

[ редактировать ]

Он занимает площадь 65,23 км². 2 (25 квадратных миль) и имеет население 3960 человек (2016 г.). Он расположен рядом с главной дорогой 42 между Пюспёкладани и Береттиоуйфалу , в 34 км к юго-западу от Дебрецена . Восточный главный канал находится в 5 км к северо-востоку от Фёльдеса. Непосредственно соседние населенные пункты: Сап (4 км к югу), Баранд (10 км к юго-западу), Тететлен (5 км к западу), Хайдусзоват (14 км к северо-востоку), Деречке (20 км к востоку), Береттьоуйфалу (16 км к юго-востоку). Автобусное сообщение связывает Дебрецен , Береттьоуйфалу , Пюспёкладань , Каба , Нагирабе . Ближайшая железнодорожная станция находится в Сапе .

Ранняя история

[ редактировать ]
Курган Инакс

В 1938 году следы первого человеческого поселения были обнаружены во время археологических раскопок в кургане Инац, рядом с главной дорогой 42, на западной окраине границы Фёльдеса. Это было место эпохи неолита , где с помощью инструментов человека медного века были найдены остатки их ямных домов и сгоревшие стены их глиняных построек. Лайош Кисс и Бела Кальман [ 1 ] лингвисты заявили, что деревня была названа в честь ее почвы. Историк Дьёрдь Моди говорит, что название села произошло от личного имени и, возможно, получено от его жителей, занимающихся земледелием. [ 2 ] У Фёльдеса также была традиция собственного имени, которую распространил Ласло Вираг, учитель из Фёльдеса. [ 3 ]

Первое письменное упоминание о Фёльдесе, которое долго обсуждалось. [ 4 ] – было в Варадиском регистре в 1215 году: посланник Дьюро, сын Мойсы из деревни Хелдус (Фёлдес) (pristaldum nomine Gyuro, filium Moysa de Villa Heldus), выступил в деле народов из Байома и Рабе . С этого времени имя Фёльдеса не появлялось в письменных источниках до 1342 года, но интересное предание (история) сохранилось с 1241 по 1242 год. [ 5 ] Рогериус, каноник Варада, писал об этом периоде, рассказывая, какие разрушения . нанесла южнотатарская армия под предводительством Кадана в округе Бихар

Совершенно верное упоминание о Фёльдесе [ 6 ] Это произошло 31 мая 1342 года, когда в отчете эгерского капитула венгерскому королю Кароли Роберту Андраш, сын Тамаша из Фёлдеса, фигурирует в качестве благородного свидетеля (Андреас Филиус Томае де Фельдес). Тамаш и его сын Андраш были первыми известными членами семьи Фёлдези. Члены этой семьи были помещиками Фёльдеса. Свою фамилию они взяли по названию села. Из Фёльдеса в документах до конца XV ​​века можно встретить только имена членов этой семьи. Немного позже в том же году, в 1342 году, упоминаются также архидьякон Якаб из Фёльдеса и его брат Бенедек. В 1399 году Имре, сын Петра (призывавший к лысине) из Фёлдеса, вместе с Тамашем и Яношем, сыновьями Михая, также из Фёлдеса, смешались с преступниками и были осуждены за обезглавливание и утрату своего богатства. В конце концов их осудили за проскрипцию. Поскольку они осознавали свою вину, они не присутствовали на окружном собрании.

В конце июля 1400 года венгерский король Жигмонд назначил Петра, сына Яноша из Фёлдеса, королевским человеком для пограничного контроля вместе с другими. Осенью 1400 года деревня Фёльдес впервые упоминается в грамоте семьи Рабе . Одна часть семейных поместий находилась в направлении Фёлдеса (... часть владения — имя Фельдеса). В 1405 году Бенедек великий Надь из Фёлдеса, а также Тамаш Надь и Андраш Надь были субпрефектами округа Сатмар . По словам Кальмана Баана (генеалога, геральдиста), этот Бенедек Великий был основателем и эпонимом семьи Фёлдези Надь. В 1407 году Винс Фёлдези (Винцеций де Фельдесси) становится королевским человеком. Он был первым членом семьи, чья фамилия уже сложилась. В 1417 году Бенедек Фёлдези Надь (Benedictus magnus de Feldes) был назначен палатинцем. Согласно поискам Йожефа Чомы (историка, геральдиста), в 1449 году Янош Хуньяди подарил телесные гербы нескольким членам семьи. Семья Фёлдези использовала фамилию Сентмиклоши. [ 7 ] тоже в зависимости от того, где находились их поместья. В 1459 году Адорьян Фёлдези (Адриани литтерати) появился в костюме поместья, носившего имя писаря , что предполагало высшее образование. В 1465 году некоторые члены Фёлдези Надь совершили убийства других дворян. Король Матьяс, совершивший убийства, осужден за обезглавливание и потерю своего богатства. Он пожертвовал их имущество семьям Баджон, Штари и Парлаги. В 1483 году Варадский капитул под командованием короля Матьяша , названный среди других Иштваном Фёлдези. [ 8 ] царственному человеку. Ему пришлось с тремя криками привести в исполнение закон Иштвана Саколи, у которого были поместья среди других деревень также в Хоссумаче (сегодня часть Дебрецена ). Байоны и Штари после получения своих владений не оставались в деревне, их земли передавались прокураторам семьям Харанги и Симай. Между дворянами Фёльдесами и прокураторами имений не было мира. В 1489 и 1510 годах они все же согласились, но в 1516 году дворяне Фёлдес напали на загородные поместья семей Харанги и Симаи в Фелхаломе в округе Бекеш .

Благодаря этим делам в начале XVI века были достоверные данные о 30 дворянах Фёльде, имевших один участок. 7 мая 1537 года король Янош Саполяи издал указ, подтвердивший им организованное сообщество фёлдесской знати против графства Сабольч . [ 9 ] Этот диплом пригодился им в качестве доказательства в более поздние времена при защите местной власти дворянских привилегий от графства Сабольч и других могущественных военачальников. В 1549 году они были включены в две переписи. [ 10 ] Между 1552 и 1570 годами из-за войн против замков, развязанных турками , деревня попала под власть Турции. Ему постоянно угрожали турецко - татарские набеги, разрушения. [ 11 ] В 1566 году, около 19 ноября, село было спасено от турецко-татарского разорения. Тогда из этой деревни тысячи людей, в том числе и жители Фёльдеса, были увезены в Сольнок в плен. После Шпейерского договора (1570 г.) , последовавшего за Адрианопольским договором (1568 г.) , деревня вернулась под юрисдикцию графства Сабольч . В 1572 году имя Фёлдеса появилось в списке подушных налогов турецкого казначейства (дефтер). В налоговой книге перечислены 39 домов и имена налогоплательщиков без упоминания церкви. [ 12 ] [ 13 ] С 1571 года записи графства содержали серию мелких и крупных судебных процессов над дворянами Фёльдеса и Сапа до 1582 года. В 1582 году Фёльдес перешёл под власть Турции, была введена турецкая администрация, но она существовала только между 1582 и 1584 годами. В 1583 году Трансильвания Принц Жигмонд Батори [ 14 ] в княжеском дарственном письме пожертвовал Яношу Пакси разрушенные поместья в границах Фёльдеса и Сентмиклоша. [ 15 ]

1600 до революции

[ редактировать ]

С 1600 г., после битвы при Мезекерестесе (1596 г.), южная часть Сабольчского уезда представляла собой полностью заброшенную, завоеванную турками территорию, где сборщики налогов не пытались собирать налоги. Данных от Фёльдеса не было, кроме тех, кто переехал в Дебрецен . В 1616 году среди деревень, принадлежавших замку Баджом, было видно название деревни, но из старых помещиков в ней почти не осталось никого. Фёльдес вместе с графством Сабольч в то время были местом столкновения Королевской Венгрии , Княжества Трансильвании и Турецкой империи . После Никольсбургского мира (1621 г.) деревня принадлежала Трансильвании . 3 июля 1624 года принц Трансильвании Габор Бетлен приказал поместьям округа Бихар представить под присягой правдивые свидетельства о привилегиях дворян Фёльдеса и Сапа . После казни он был освобожден Варадским капитулом 11 июня 1625 года. После смерти Габора Бетлена (1629 г.), как это было описано в Никольсбургском мире , графство Сабольч с Фёльдесом и 7 Графства Тиса были присоединены к Королевской Венгрии, но в 1645 году вернулись под власть трансильванского принца Дьердя I Ракоци . 23 сентября 1645 года от Дьёрдя I Ракоци была получена Защитная грамота против странствующих солдат, включая признание и укрепление их дворянских привилегий. Впервые печать Фёльдеса, отпечатанная на пластине, появилась в 1652 году на письме в Сабольчский уезд с надписью: «Печать Фёльдеса». Именно под турецким правлением две дворянские деревни, обладающие полной юридической властью, Фёльдес и Сап , превратили суды друг друга в апелляционные инстанции и работали так до 1735 года. После Дьёрдя II Ракоци похода в Польшу турки начали наступление мести в начале паша, Апрель 1660 г. Сейди Ахмед, Будайский уничтожил территории Хайдука (крестьянских вольных солдат) в Уезды Сабольч и Бихар. Это затронуло Фёльдеса главным образом после падения Варада . [ 16 ] когда деревни уездов Сабольч и Бихар были розданы в качестве дани между воюющими турками. Высокие налоги и жестокое обращение вынудили население бежать в соседние графства, откуда оно вернулось на свои земли после Васварского мира (1664 г.). Вот почему Матьяш Ногради, епископ Тисантула и пастор Надьбайома, написал во введении к своей книге «Ворота спасения» (Idvesség kapuja): «Фёльдес Сап Коньяр и Байом — это поврежденные места (…Fődeske, Sáp, Konyár és Байом Мегромлотт Хелецке). Дневник Михая Рапоти свидетельствует, что в 1678 году население деревни состояло из 79 семей, то есть около 320 человек. В 1679 году чума была настолько огромной, что уничтожила более половины населения, и только 31 семья пережила ее. Перед окончательным изгнанием турок невзгоды усилились. Нападения турецких , татарских , куруцких (венгерских повстанцев), лабанцевских (немецких, верных императору) войск заставляли живущих здесь людей снова и снова бежать, но собственное землевладение всегда возвращало их обратно. Однако в те времена Мезёсентмиклош был навсегда заброшен.

Курган Телек или Храмовый холм [ 17 ]

Первым делом жители деревни после турецких времен должны были получить еще одну привилегированную грамоту от короля Венгрии Липота I ( Габсбурга ), которую он вручил им 2 октября 1692 года в замке Эберсдорф . Им пришлось получить новое привилегированное письмо во время Войны за независимость Ракоци . Князь Ференц II Ракоци вручил им два подтверждающих диплома: один в Токае 28 октября 1703 года, а другой в Эперьесе 5 марта 1708 года. После возвращения правления Габсбургов вручил следующее привилегированное письмо Карой III 22 июля 1718 года в Вене. Венгерский перевод этого письма до сих пор сохранился во многих семьях Фёльдеса. Затем округ Сабольч возбудил судебные иски против деревни и дворян, которые длились более пятидесяти лет. Это были следующие. Судебные разбирательства о дворянском происхождении (1725–38), в которых одной общей дворянской привилегированной грамоты не хватало всем дворянам, а каждый должен был доказывать свое дворянское происхождение один за другим. Иск об избрании поручика села (1731–33). Иск о праве пользования палашом (jus Gladii) (1731–1746). Иск из-за паромных сборов, таможни, тридцатой таможни, церковной десятины (1743–1774). Последний иск был связан с законной властью деревни (1758–79). Жители деревни Фёльдес выиграли этот судебный процесс по приговору Совета из семи человек от 13 февраля 1776 года. Было завершено строительство уезда Сабольч и небольшой дворянской деревни Фёльдес. Стороны, уставшие от боевых действий, три года спустя, 15 апреля 1779 года, без какого-либо внешнего давления, совместно создали Положение о деревне Фёльдес. [ 18 ] для исполнения местных законов, который действовал до 1848 года. В настоящее время День Фёльдеса приходится на 14 апреля. [ 19 ] [ 20 ] Большая деревня вспоминает в День Фёльдес дворян поселения, которые создали свои старые организации, сопротивлялись Сабольчскому уезду, защищали свои привилегии снаружи, а внутри деревни обеспечивали гражданское равенство.

Венгерская революция вперед

[ редактировать ]
Избиратели в районе Надудвар (1877 г.)
законные избиратели в населении
я ем 195 8.2%
Земляной 702 29.7%
Нервный 236 10%
Тростниковый двор 485 20.5%
Епископский дом 313 13.2%
Праздный 149 6.3%
Тисачеге 287 12.1%

В революции и войне за независимость (1848–49) участвовало около 225 жителей Фёльдеса. Сначала в апреле 1848 года 138 новобранцев присоединились к подвижному национальному ополчению. Новобранцы местной национальной милиции остались дома и защищали деревню. Позже, 8 июня, октября 45, ноября 34 новобранца присоединились к Народному ополчению. Оттуда ополченцы постоянно перенаправлялись в Национальную армию. [ 21 ] В 1871 году Фёльдес превратился из благоустроенной деревни в большую деревню. Одна половина его Представительного органа состояла из избранных членов, другая половина - из (virilis) большинства налогоплательщиков. В 1876 году он был присоединен к вновь созданному округу Хайду . На этом 800-летние отношения с уездом Сабольч прекратились. Сначала деревня была связана с районом Надудвар , затем с районом Хайдусобосло и, наконец, с районом Пюспёкладань . На парламентских выборах он обычно принадлежал округу Надудвар. Дворянское наследие села можно увидеть в избирательных списках 1877 и 1879 годов. [ 22 ] когда легитимность выборов в национальном масштабе составляла 6–7% из-за ограничительных условий в законах.

В последние десятилетия XIX века консолидация раздробленных земель стала неизбежной. Граница Фёльдеса насчитывала в начале 1880-х годов более 10 000 моргенов и состояла из тысяч частей. Об объединении земель впервые заговорили в 1867 году, а после серии судебных процессов было прекращено в 1897 году. Еще одной огромной задачей было осушение внутренних вод в начале 20 века. В 1904 году сначала в северной части границы Фёльдеса был проложен канал в русле ручья Хамвас вместе с водным хозяйством прилегающей территории. В 1914 году вода мертвой реки Калло была слита в результате удлинения канала Саррет. Многоэтажное здание Кёжегазы (Деревенский дом), которое можно увидеть сегодня, строилось между 1924 и 1927 годами. [ 23 ]

В Первую мировую войну ок. из 900 воинов села 306 стали героическими погибшими. В Храмовом саду деревня установила статую в память о героических погибших в 1924 году. Еще один мемориал был установлен деревней в 1990 году в память о 352 героически погибших солдатах и ​​жилых жертвах Второй мировой войны .

Распределение легитимности выборов в Фёльдесе (1879 г.)
на основе люди %
благородное происхождение 582 90
земля 35 5.4
доход 18 2.8
обучение 11 1.7

В 1925 году Лайош Золтай – исследователь прошлого Дебрецена, родившийся в Фёльдесе – участвовал в раскопках прошлого района. Он обнаружил на лугу Кис-Андахаза, примыкающем к границе Фёлдеса, фундамент храма Андахасы, построенного в начале XII века. [ 24 ] Книга Габора Херпая: История деревни Фёльдес (1936) стала первым исчерпывающим изложением прошлого деревни. [ 25 ]

В октябре 1944 года в боях в Фёльдесе и его окрестностях погибли 15 венгерских, 6 русских и 20 немецких солдат. [ 26 ] Магистратура сбежала, но 22 октября во главе с заместителем главного судьи население начало расчистку развалин. 27 ноября было возобновлено государственное управление, в декабре была организована полиция из семи полицейских и из 370 человек была создана местная организация Социал-демократической партии . Национальный комитет начал свою работу 15 января 1945 года, взял на себя организацию снабжения населения, развертывание работ на всех направлениях и межпартийные переговоры. крупнейшей партией была Независимая партия мелких землевладельцев На всех двух свободных выборах (1945 и 1947 гг.) . Земельный комитет выделил 1239 морганов 348 безземельным людям. В 1949 году было начато внедрение электрического освещения, которое завершилось через 20 лет. В 1968 году была проведена водопроводная система села с питьевой водой. После этого ускорилась замена базовой институциональной базы, началась модернизация села и улучшение качества жизни. Первый сельскохозяйственный кооператив был организован в селе в 1949 году. К концу 1950-х годов, после исчезновений, преобразований и слияний, остались кооперативы Ракоци и Ленин. В 1960-х годах более крупный Ракоци завоевал общенациональную репутацию.

Реформатская церковь

[ редактировать ]
Реформатская церковь

Данных о церковной жизни Фёльдеса в средние века нет. Фёльдес до Реформации принадлежал Эгерской епархии вместе с соседними деревнями уезда Сабольч . Во второй половине XVI века, после 1557 года, жители деревни обратились в реформатскую веру, когда реформатская церковь окончательно утвердилась и укрепилась в Дебрецене . После Реформации Фёльдес вошел в состав Реформаторской епархии Дебрецена. Первые достоверные сведения о существовании Фёльдесской реформатской церкви можно найти в 1597 году. Тогда Дебреценский совет вынес решение по делу о разводе пастора Михая из Фёлдеса и признал мужа виновным в бракоразводном процессе, не разрешив ему развестись с женой. [ 27 ]

Здание храма и башня
Храмовая башня

В 1621 году здесь был храм, но в Фёлдесской церкви насчитывалось лишь небольшое количество людей, потому что у нее был только пастор, но не было настоятеля или учителя. Несмотря на это, церковь Фёлдеса была материнской церковью, а к ней был прикреплен Тететлен как дочерняя церковь (filialis) без храма. В 1713 году рядом со зданием храма была построена колокольня. В 1769 году здание церкви было расширено, а в 1770 году возведена колокольня. Здание церкви было расширено с 10 саженей до 11 с половиной саженей , а ширина с 3 саженей до 6 саженей. Колокольню подняли с 10 саженей до 11 саженей и ширина осталась 10 саженей. Расширение старого церковного здания было необходимо, поскольку в нем было всего 383 места на 1073 верующих, а снаружи осталось 690 человек. В 1818 году число верующих составляло 3000 человек, а количество мест в церковном здании снова было небольшим. В том же году в башню и здание церкви ударила молния, и повреждения пришлось устранять. Между 1822 и 1828 годами здание церкви было увеличено с 11 с половиной саженей до 18 с половиной. сажени . В 1830–1834 годах колокольня была построена вместе с церковным зданием и поднята с 11 саженей до 21 сажени в высоту. Следующее расширение произошло в 1884 году. В то время число верующих кальвинистов составляло 4384 человека. В 1910 году пришлось заменить деревянную балку, несущую башенный шар и башенную звезду на вершине башни. [ 28 ] Затем церковь ремонтировали в 1930-е, 1970-е и 1990-е годы. В 2004 году деревянная балка, вмонтированная в башню в 1910 году и удерживающая башенный шар и звезду, была сломана и заменена. В 2010 году пешеходную поверхность церкви заменили на кирпичную. Во время последней частичной реконструкции в 2020 году покрытие башни было заменено с красной меди на цинк, а крыша церкви — с оцинкованного листового железа на красную черепицу.

Здание храма
Колокола

Колокольня была построена в 1713 году. В 1770 году при возведении колокольни со старой башни сняли два колокола и поместили их в новую. Один из колоколов был изготовлен в 1744 году, а другой — в 1758 году, и каждый имел вес 3 венских центнера (168 килограммов). Эти колокола были заменены в 1868 году тремя новыми колоколами. Новые колокола были изготовлены Игнацем Хильцером в Бечухели и установлены в башне Йожефом Поздеком в Будапеште. [ 28 ] Большой колокол 16 Вц (907 кг) и средний колокол 9 Вц (528 кг) были отправлены на войну в 1917 году. Вместо них церковь получила два новых колокола, изготовленных в 1923 году. Новый большой колокол весил 855 кг, а новый средний Белл составлял 517 кг и сохранился до сегодняшнего дня. Небольшой колокол весом 283 кг, изготовленный в 1868 году, треснул и был заменен в 1998 году колоколом весом 260 кг, изготовленным Лайошем Гомбосом в Орботтяне.

Башенные часы

Деревня заказала их в 1778 году и поручила часовому мастеру Дьёрдь Фёльдесси ухаживать за башенными часами и заплатила за них. В 1870 году часовой мастер Шандор Кёрвельеси и кузнец Ференц Кёрвельеси дополнили часовой механизм четвертьчасовым инструментом. На стоимость модификации в 450 флоринов еврейские жители Фёльдеса предоставили 40 флоринов.

Церковный орган

Первое пожертвование на строительство церковного органа было сделано Габором Сапи и его женой Эстер Сабо в 1884 году в виде 10 золотых монет Кормёца . Пожертвования были собраны благодаря вмешательству пастора Ференца Киша, а в 1894 году церковный орган изготовил органный орган из Печа Йожеф Ангстер .

Храмовый сад

[ редактировать ]

В 1896 году, по инициативе пастора Ференца Киша, силами жителей села был создан мемориальный сад. [ 28 ] раньше был образован храм в память о венграх, пришедших тысячу лет назад. Мемориалы в Храмовом саду напоминают о прошлом.

еврейство

[ редактировать ]
Еврейское кладбище юг

Якаб Герскович был первым евреем , временно жившим в Фёльдесе. Его имя было среди арендаторов Надькалло в 1734 году, когда он проживал в Фёлдесе. Согласно документам, через несколько лет он стал жителем Надькалло. Во время правления императора Южефа II (1780–1790) при переписи евреев в селе не обнаружено. никаких еврейских В 1798 году в документах Совета наместников о налогах на толерантность не было обнаружено жителей, плативших налог на толерантность. В первой трети XIX века имелись спорадические и неточные данные о численности евреев. в переписях уезда Сабольч Некоторые данные можно найти . Из записей о религиозной принадлежности Эгерской епархии сохранилась большая часть еврейских данных XIX века.

Еврейские жители в Фёльдесе
годы люди происхождение данных годы люди происхождение данных
1798 нет налоговый орган 1849 156 Эгерская епархия
1816 5 Сабольчский уезд 1851 160 Эгерская епархия
1816 5 Эгерская епархия 1853 78 Эгерская епархия
1820 37 налоговый орган 1857 111 Эгерская епархия
1822 9 Сабольчский уезд 1861 156 Эгерская епархия
1830 21 Сабольчский уезд 1865 163 Эгерская епархия
1835 156 Эгерская епархия 1900 345 национальная перепись
1838 161 Эгерская епархия 1930 269 национальная перепись
1845 172 Эгерская епархия 1941 237 национальная перепись
1846 182 Эгерская епархия 1944 214 перепись
июль 1848 г. 163 национальная еврейская перепись [ 29 ] после войны 50 Всемирный еврейский конгресс
Конец 1848 года 179 Эгерская епархия 1957 10

Согласно старым документам, [ 30 ] [ 31 ] Православная . община была основана в начале 1800-х годов В 1820 году здесь были молитвенный дом и ритуальная баня. Ортодоксальная община основала Талмуд Тора школу и ешиву ( школу Талмуда вначале ). В 1820 году они заплатили налог на толерантность в размере 160 флоринов . В 1821 году учителем был Арон Шварц. В 1825 году Совет Фёльдеса наказал еврейского учителя (наставника) из-за жалобы портного Абрахама Видзика. В воскресенье, 12 июля 1835 года, благородный Дьёрдь Галл вошел в еврейский храм. [ 32 ] и изгнали верующих, учителя и учеников. Благородный совет заковал в кандалы дворянина Дьердя Галла после жалобы представителя еврейской общины Йожефа Вайнбергера. В 1844 году знатный Шандор Вани арендовал у еврея 1400 моргенов земли. В 1845 году был построен новый храм. [ 30 ] [ 31 ] за счет добровольных пожертвований членов общины, которая в дальнейшем была расширена. В 1848 году Берталан Семере , министр внутренних дел революционного венгерского правительства , приказал провести национальную еврейскую перепись. В то время учителем был Мозес Эпштейн. Во время Освободительной войны 1848–49 еврейской общине пришлось отправить в армию 3 солдат. В январе 1849 года при сборе оружия из 191 оружия семь были сданы евреями . После падения Войны за независимость, во время австрийского абсолютизма , число евреев упало до 78 в 1853 году, а к 1861 году выросло до 156. В 1851 году раввин Михай Чиллаг (1811–1891) жил на участке, где в 1857 году согласно кадастровому отчету , это была синагога Фёльдес израильтян . В то время кладбище еврейской общины площадью 750 квадратных сажен находилось на участке границы под названием Сигет, где оно находится и по сей день. В 1867 году Национальное собрание приняло закон об эмансипации евреев .

Еврейское кладбище север

В 1871 году, после ортодоксального иудаизма отделения , Фёльдес остался ортодоксальной общиной. В 1873 году у Мора Фишера была лицензированная еврейская частная школа, в то время как Йожефу Гольдштейну и Якобу Глюку не разрешалось преподавать в своих школах с еврейской религией. В 1876 году община основала начальную школу с 1 учителем и 80 учениками. Учитель не имел квалификации Национального израильского педагогического колледжа. [ 33 ] и школу пришлось закрыть. В 1883 году школа была вновь открыта с сертифицированным учителем Ференца Фишера, который оставался в Фельдесе до 1901 года. В начальной школе хедер (преподавание религии) проводился в отдельной комнате, которую меламед преподавал (учитель религии). В 1903 году в Дебреценской торгово-промышленной палате было зарегистрировано 60 еврейских торговцев и ремесленников. [ 34 ] В 1913 году начальная школа переехала в новое, гигиеничное здание. [ 30 ] [ 31 ] В 1914 году в нем обучалось 60 студентов. В Первой мировой войне (1914–18) приняли участие 50 членов общины, шестеро погибли. В 1920-е годы еврейская молодежь играла активную и заметную роль в местной спортивной жизни. Футбол (футбол) был построен в первую очередь на них. Братья Нюль выступали в составе МТК. [ 35 ] и они также попали в сборную Венгрии. В 1929 году [ 30 ] [ 31 ] членов общины было 253 человека, число семей - 60, налог платили 55 человек. По роду деятельности: 1 учитель, 34 купца, 15 ремесленников, 1 предприниматель. обучалось 35 учеников . Действули Талмуд-Тора и религиозные школы-ешивы, в начальной школе Правила работы Чевра Кадиса [ 36 ] были утверждены Министерством внутренних дел в 1898 году. На благотворительные цели они расходовали 9% бюджета общины. Сап и Тететлен также входили в реестр Фёльдеса. После начала Второй мировой войны 65 мужчин были призваны на трудовую службу , из которых 33 выжили. В 1944 году, после немецкой оккупации , в список было включено 214 евреев. Евреи Фёльдеса были перевезены в Пюспёкладань гетто 19 мая 1944 года, а к концу июня их перевезли в Дебрецен . Железнодорожная арматура была запущена в Освенциме 25 числа с Дебреценского кирпичного завода.

Мемориал Второй мировой войны 1939–45 гг. [ 37 ]

В 1990 году на Мемориале памяти жертв Великой Отечественной войны были написаны имена 193 еврейских жителей, погибших на войне. После войны выжившие на более или менее время вернулись в село. По данным Всемирного еврейского конгресса , членов ортодоксальной еврейской общины на тот момент было 50, а ее председателем был Эрне Лефковиц. В храме регулярно проводились церковные богослужения, имелась постоянная кошерная мясная лавка , ритуальная баня , преподавание Талмуд-Торы . Впоследствии, в результате эмиграции, в 1957 году в селе проживало всего 10 евреев. В 1958 году храм разобрали и выписали закупочную цену материалов для сноса, согласно распоряжению МИОК, [ 38 ] на счет истекшего сообщества. Сегодня некоторые фотографии, памятные записи в краеведческих книгах, кладбище в старом районе Сигета и имена на мемориалах в Темпломкерте (Храмовом саду) напоминают о бывшем еврейском населении Фёльдеса. [ 39 ]

Население

[ редактировать ]
Историческое население
Год Поп. ±%
1870 4,560 —    
1880 4,547 −0.3%
1890 4,814 +5.9%
1900 5,137 +6.7%
1910 5,539 +7.8%
1920 5,439 −1.8%
1930 5,669 +4.2%
1941 5,776 +1.9%
1949 5,889 +2.0%
1960 5,415 −8.0%
1970 5,159 −4.7%
1980 4,950 −4.1%
1990 4,598 −7.1%
2001 4,350 −5.4%
2005 4,241 −2.5%
2009 4,092 −3.5%
2011 4,062 −0.7%
2013 4,069 +0.2%
2014 3,996 −1.8%
2015 3,980 −0.4%
2016 3,960 −0.5%

Население поселения неуклонно росло с 1880 по 1949 год и постепенно уменьшалось с 1949 года по настоящее время. [ 40 ] В 2011 году в составе населения поселка проживало 3623 венгра, 45 цыган, 12 немцев, 9 болгар, 5 румын и 23 национальности. [ 41 ]

Граница деревни

[ редактировать ]

Большую часть границы Фёльдеса занимают пахотные земли хорошего качества, пригодные для сельскохозяйственного возделывания. В восточной и юго-восточной частях границы пастбища и засоленные территории являются частью ландшафтного заповедника Бихарской равнины. На границе сохранились курганы прошлого, называемые Кунхаломс.

  • Кунхалом — название искусственно созданных сухопутных холмов на Великой Венгерской равнине Карпатского бассейна . Эти курганы создавались в разные эпохи. В собирательное слово Кунхалом входят курганы (курганы), жилые курганы, смотровые курганы и пограничные курганы. Название Кунхалом (Половецкий курган) в литературе впервые было использовано историком Иштваном Хорватом в начале XIX века, поскольку он приписывал эти образования работе поселенцев половцев. С точки зрения культурного наследия, ландшафтов, флоры и фауны Кунхаломы представляют собой значительную ценность. В 1890 году на границе Фёлдеса находились следующие Кунхаломы: Инач, Чёре, Сзил, Сел, Рито, Верес, Могиороши, Малый Гиепарос, Гиепарош, Телек, Чома, Кеттос, Пака, Малый Гилкос, Гилкос, Динньяс, Малый Ньярош и Большой Ньярос Курганы. [ 42 ] Сегодня только курганы Инач, Дьепарош, Телек и Гилкос не обрабатываются сельскохозяйственными культурами. [ 43 ]
Пастбище с овцами
  • Учебная природная тропа равнины Бихар расположена на границе с Фёлдесом и является частью ландшафтного заповедника равнины Бихар, в северной части Большого Саррета, когда-то богатого болотами. На обозначенном маршруте можно встретить различные ландшафты и среды обитания, типичные для равнины Бихар. Меньшие и большие покосы, пастбища, лесные массивы и кустарники сменяют друг друга. Можно увидеть реконструкцию среды обитания Андахасы с дикой природой водно-болотных угодий, болот и каналов. Помимо многих распространенных видов, на этом пути встречается несколько особо охраняемых живых существ. Пасущееся стадо буйволов играет большую роль в сохранении здесь среды обитания. Две смотровые башни и презентационные доски помогают посетителю сделать открытия. На двадцати досках представлено более 100 видов с кратким описанием. [ 44 ] [ 45 ]
  • Пруд рыболовов. Русло рыболовного пруда было создано в 1992 году при помощи сельскохозяйственного кооператива Ракоци. Кооператив предоставил 10 гектаров земли рядом с Восточным главным каналом, непригодной для выращивания сельскохозяйственных культур, и там находился старый заросший тростником участок.

Достопримечательности

[ редактировать ]
  • Реформатская церковь
  • Деревенский дом постройки 1924–27 гг.
  • Мемориал 1848–49 гг.
  • Мемориал Первой мировой войны 1914–18 гг.
  • Мемориал Трианон 1920 г.
  • Мемориал Второй мировой войны 1939–45 гг.
  • Мемориал Копьяфы 1956 г.
Деревенский дом
  • Мемориальная выставка Шандора Карачоня в сельской библиотеке
  • Мемориальная стена Шандора Карачоня
  • Загородный дом Каллай и общественное пространство
  • Секелейские ворота Карпатских невест
  • Копьяфа Карпатских невест
  • Мемориальный фонтан
  • Мемориальные таблички
    • Лайош Золтай
    • Янош Балашази
    • Иштван Джамбор
    • Ласло Каллай
  • Бихарский самолет, обучающий природному пути

Термальные ванны и центр отдыха

[ редактировать ]
Бассейн

Термальная вода поступает из близлежащей скважины, пробуренной в 1967 году. Она поднимается с глубины 1344 метра, а температура на выходе составляет 64 °C. Имеет соленость, хлорид щелочи, йод и бром. Он предназначен для лечения ревматических заболеваний. Термальную воду будут использовать не только для купания. Он используется для отопления детского сада и яслей, школы и дома культуры, а также деревенского дома.

Известные люди

[ редактировать ]
  • Шандор Карачонь (1891–1952). Родился в Фёльдесе. Он был педагогом, писателем-философом, профессором университета. На месте его рождения сегодня находится одно из двух зданий начальной школы Фёльдеса. Школа и культурный центр получили имя Шандора Карачони. [ 46 ] [ 47 ]
  • Янош Балашази (1797–1857). Умер в Фёльдесе. Он был постоянным членом Венгерской академии наук (до ее образования был членом Общества венгерских ученых), уездным судьей, землевладельцем-фермером, писателем-аграрником. Он продал свое поместье в Дебрецене и в 1854 году переехал в Фёльдес, где арендовал участок рядом со своим внуком. Его последние работы включают сельскохозяйственный опыт, полученный в Фёльдесе. [ 48 ]
  • Геза Чат (1887–1919). Он был писателем, врачом, психиатром и музыкальным критиком. Его сочинения принадлежали поколению Ньюгат ( Запад). С октября 1915 по август 1916 года он работал помощником районного врача в Фёльдесе. [ 49 ]
  • Лайош Золтай (1861–1939). Родился в Фёльдесе. Он был музеологом, архивариусом, археологом, этнографом, журналистом, редактором. Он решительно выступал за создание городского музея Дебрецена и был назначен почетным директором в 1916 году. В 1926 году Дебреценский университет Иштвана Тисы принял его как почетного доктора. [ 50 ]
  • Лайош Эрёсс (1857–1911). Он был епископом округа реформатской церкви Тисантул , профессором Дебреценской реформатской теологической академии и почетным доктором Женевского университета. В Фёльдесе он был первым, с сентября 1883 по апрель 1884 года, помощником пастора рядом с Габором Бакоссом, затем с 1886 по 1893 год он был пастором. Во время своего пребывания он занимался историей села и церкви. [ 51 ]
  • Ференц Кисс (1862–1948). Он был первым ректором Дебреценского университета Иштвана Тисы, преподавателем Дебреценской реформатской теологической академии, основателем Национальной реформатской ассоциации любви. С 1893 по 1899 год он был пастором в Фёльдесе. Во время его пасторского служения, в 1894 году, орган церкви изготовил Йожеф Ангстер. По его инициативе в селе создан мемориальный сад. [ 28 ] перед церковью в честь тысячелетия 1896 года, и этот сад традиционно называют Храмовым садом. [ 52 ]
  • Имре Карач (1860–1914). Он родился в Фёльдесе. Он научился петь в Вене, где будучи студентом пел в концертных залах Музикферайн и Эрбар. С 1886 по 1891 год он был актером в Дебрецене. Затем последовали Шабадка и Мишкольц, затем Пожонь, Буда и Темешвар, а в 1897 году он снова был в Дебрецене. Весной 1907 года он покинул родину и уехал в Нью-Йорк. Там ему вскоре предложили руководить Американско-Венгерским театром. В быстро меняющихся обстоятельствах Венгерского театра в Нью-Йорке директорами театральной труппы чаще всего избирались Имре Карач, Арпад Хелтай и Лайош Серли. Имре Карач погиб 29 ноября 1914 года в автокатастрофе. [ 53 ]
  • Лайош Перчи (1911–1958). Он родился в Фёльдесе. После окончания начальной школы он научился кузнечному делу. В 1933 году его призвали в солдаты. Он остался в армии как солдат, а затем как профессионал и в 1939 году был отправлен в Кишкунхалас в звании сержанта. Он также некоторое время служил на юге Венгрии, избежав военного плена во время войны. После 1945 года его отозвали обратно в Кишкунхалас и вскоре отправили в Пешт, где он окончил Академию Кошута. Осенью 1946 года его перевели в Печ, где он окончил однолетнюю пехотную школу. В 1951 году он был назначен в руководство учебной группой Министерства обороны, где получил звание майора. В 1955–1956 годах окончил Зриньскую академию. В ноябре 1956 года он участвовал в революции, оказывая вооруженное сопротивление замку Шмидта в Обуде. Он стал жертвой возмездия после революции. [ 54 ]
  • Ласло Каллай (1818–1901). Он был землевладельцем в Фёльдесе. Его завещание было написано в 1896 году и вступило в силу в 1901 году. Он оставил почти все свои земли и сельскохозяйственные постройки Фёльдесу на сумму 150 000 крон с условием, что в деревне будет открыт детский сад на имя Каллай. дом-приют для престарелых и фундамент. Завещание добросовестно выполнялось бывшими представительными органами Фёльдеса до 1945 года. [ 55 ]
  • Хенрик Галь, борец (1947–). Он родился в Фёльдесе. Занимался борьбой с 1960 по 1980 год. На чемпионате Европы в Ленинграде (1976) завоевал золото, в Берлине (1970) серебро и бронзу в Лозанне. Он занял четвертое место на Олимпийских играх в Мюнхене 1972 года, Монреале 1976 года и четырех чемпионатах мира. Он занял первое место в десяти национальных чемпионатах. После того, как он занимался борьбой 16 лет, в его клубе «Ференцварош» у него появился успешный тренер. [ 56 ]
  • Йожеф Перчи (1942–) Родился в Фёльдесе. По борьбе он шесть раз выигрывал личное первенство на чемпионате Венгрии. Его прозвище было Бетьяр. В 1971 году он занял пятое место на чемпионате мира в Сочи в весовой категории 90 кг. Он занял четвертое место на Олимпийских играх в Монреале 1976 года. Он был в составе будапештской команды «Гонвед», когда команда 11 раз выиграла чемпионат Венгрии. [ 56 ]
  • Михай Дреш (1955–) – лауреат премии Ференца Листа , венгерский музыкант. Саксофонист, основавший свой музыкальный мир на сочетании венгерской народной музыки и джаза. В детстве он вырос в Фёльдесе. [ 57 ]

Сестринские поселения

[ редактировать ]

Картинки

[ редактировать ]
  1. ^ Бела Кальман: Мир имен (1989), стр. 143. – Бела Кальман: Мир имен (1989), с. 143. Бела Кальман писал: «Фёльдес получил своё название из-за своей непесчаной и несоленой почвы». Это значит: если почва у нее непесчаная и несоленая, то она земляная. Earthy в переводе с венгерского означает «земляной».
  2. ^ Ложное происхождение имени Фёльдеса от личного имени.
  3. ^ Ласло Вираг, учитель, сохраняющий традиции. Ласло Вираг учил юных школьников в конце 1950-х годов, что люди, бродящие по болотистым, тростниковым местам Саррета (Sárrét = грязный луг), останавливались в этом месте и говорили друг другу: «Видишь, здесь земля земляная!»
  4. ^ История Фёльдеса I. (2002) Дьёрдь Моди 22–23. он. ISBN   963-00-9274-3 - История Фёльдеса I (2002) Дьердь Моди, стр. 22–23. Среди старых историков Янош Карачони не принял имя Хелдус (упомянутое в Váradi Regestrum ) как имя Фёлдеса. Габор Херпай принял его аргумент и не связал 1215 год с Фёльдесом. Кабос Кандра принял имя Хелдус как имя Фёлдеса. Лайош Золтай рекомендовал продолжить рассмотрение слова Хелдус. Сегодняшние историки: Дьердь Моди, Илона К. Фабиан и Петер Немет принимают слово Хелдус как имя Фёлдеса.
  5. Село не было разорено татарами , так как жители окружили его навозом животных, а затем подожгли, татары избегали села из-за дыма.
  6. ^ Габор Херпай: Földes kösség története (1936), стр. 7. - Габор Херпай: История деревни Фёльдес (1936), с. 7.
  7. ^ Сентмиклош позже Мезёсентмиклош был деревней на границе сегодняшнего Фёльдеса. Первое письменное упоминание о нем относится к 1311 году, а последнее — к 1688 году, когда деревня окончательно обезлюдела.
  8. ^ История Фёльдеса И. (2002) Дьёрдь Моди 37 . сторона. ISBN   963-00-9274-3 - История Фёльдеса I (2002) Дьёрдь Моди, с. 37.
  9. ^ Решение короля Иоанна Заполи в качестве Верховного судьи V. 7, 1537 г. - Решение короля Иоанна Заполи в качестве Верховного судьи. Они наказали одного из своих знатных товарищей на один флорин на основании штрафа (винкулум) за то, что он не уплатил пожертвования в токайскую армию.
  10. ^ Földes története I. (2002) Иштван Барсонь, страницы 50 и 63. ISBN   963-00-9274-3 - История Фёльдеса I (2002) Иштван Барсонь, стр. 50–63. По данным одной из переписей, из 128 дворян, имевших один участок в Сабольчском уезде, 36 проживали в деревне. По переписи Позсонской палаты, в селе проживало 26 (военных)податников дворян с одним участком. Поэтому номера их домов не были написаны. Они заплатили 7 флоринов, остались должниками с 25 денариями.
  11. Венгерская королева Изабелла пообещала Иштвану Баджони, что после смерти Иштвана Эштари он сможет получить свое законное наследство, если Варад перейдет в ее владение. Около 1566 года вымерла и мужская часть семьи Баджони.
  12. ^ Антал Велич: Венгерско-турецкие казначейские книги I. 1543–1635, Фелдес 216–17. он. – Антал Велич: Дефтеры (списки подушных налогов) турецкого казначейства I. 1543–1635, Фелдес, стр. 216–217.
  13. ^ Йожеф Келеник: турки «... требовали налогов с деревень и городов, где турецкие солдаты появлялись только в качестве пленных». - Йожеф Келеник: турки «... требовали налогов с деревень и городов, где турецкие солдаты появлялись только в качестве пленных ». ."
  14. ^ «6 марта 1583 года принц Иштван Батори активировал тройной совет на время детства трансильванского воеводы Жигмонда Батори в лице Шандора Кенди, Фаркаша Ковачочи и Ласло Сомбори для управления Трансильванией». Историческая хронология Венгрии II. том 1526–1548 (1983) ISBN   963-05-3183-6 (совместное издание), ISBN   963-05-3315-4 (kötetszám). – Историческая хронология Венгрии II. объем
  15. ^ Габор Херпай: Földes kösség története (1936), стр. 244. - Габор Херпай: История деревни Фёльдес (1936), с. 244.
  16. ^ Габор Херпай: Földes kösség története (1936) 46–47. сторона. – Габор Херпай: История деревни Фёльдес, стр. 46–47.
  17. ^ Перейти обратно: а б На Кочордосском участке границы. На этом холме находился храм опустошенной деревни Мезёсентмиклош.
  18. ^ Совместные правила округов Фёльдес и Сабольч 1779 г. IV. 15. – Совместное Постановление о деревнях Фёльдесского и Сабольчского повятов от 15 апреля 1779 г.
  19. ^ Габор Херпай: Földes kösség története (1936), стр. 118. – Габор Херпай: История деревни Фёльдес с. 118. – Выборы поручика села.
  20. ^ Выборы первого лейтенанта после суда. – Выборы поручика села в первый раз после иска.
  21. ^ История Фёльдеса И. (2002) Жигмонд Карач 147–173. он. ISBN   963-00-9274-3 - История Фёльдеса I (2002) Жигмонд Карач, стр. 147–173.
  22. ^ История Фёльдеса II. (2018) Левенте Пюски 8-9. он. ISBN   963-00-9275-1 - История Фёльдеса II (2018) Левенте Пюски, стр. 8–9.
  23. ^ В 1945 году продуктами питания была оплачена последняя часть расходов на строительство.
  24. ^ История Фёльдеса И. (2002) Дьёрдь Моди, стр. 16. ISBN   963-00-9274-3 - История Фёльдеса I (2002) Дьёрдь Моди, с. 16.
  25. ^ Габор Херпай: История деревни Фёльдес (1936) - Габор Херпай: История деревни Фёльдес (1936) Картинки из книги и история деревни.
  26. Запись главного нотариуса Фёльдеса лорду-лейтенанту (приходит supremus) уезда Хайду 19 марта 1945 года. (На памятной табличке немецких солдат 22 солдата) Рассказ Фёльдеса II. (2018) Левенте Пюски, стр. 74. ISBN   963-00-9275-1 - История Фельдеса II (2018) Левенте Пюски, стр. 74.
  27. ^ Габор Херпай: История помещичьей деревни (1936), стр. 190. - Габор Херпай: История деревни Фёльдес (1936), с. 190. В это время Фёльдес был зоной турецкой оккупации после разрушительной битвы при Мезекерестесе (1596 г.). Данные можно найти только о тех, кто переехал в Дебрецен.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Мемуары в башне и церковной пуговице церкви в Фёльдесе. Архивировано 29 января 2021 г. в Wayback Machine - Записи в шарах здания храма и храмовой башни Фёльдеса.
  29. ^ История Фёлдеса И. (2002) Золтан Ковац, стр. 128. ISBN   963-00-9274-3 - История Фёльдеса I (2002) Золтан Ковац, с. 128.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д Венгерский еврейский лексикон (1929), редактор: Петер Уйвари, издание: 2000, стр. 284. ISBN   963-7475-50-8 - Венгерский еврейский лексикон (1929). Редактор: Петер Уйвари. Издание: 2000. с. 284.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Венгерский еврейский лексикон (1929), редактор: Петер Уйвари, стр. 284. - Венгерский еврейский лексикон (1929). Редактор: Петер Уйвари. п. 284.
  32. ^ Габор Херпай: История деревни Фёльдес. (1936) стр. 236. – Габор Херпай: История деревни Фёлдес. (1936) с. 236.
  33. Ортодоксальные общины принципиально возражали против окончания учителей Национального израильского педагогического колледжа.
  34. ^ 16 бакалейщиков, 6 торговок, 5 собирателей перьев, 4 трактирщика, 3 портных, 2-2 сапожника, торговцев зерном, торговцев скотом, торговцев яйцами, 1-1 мясник, пекарь, паровой мельник, производитель газированной воды, плотник, слесарь, трубочист и другие специалисты.
  35. ^ Magyar Testgyakorlók Köre - Венгерский гимнастический клуб, один из самых известных футбольных клубов 1920–30-х годов.
  36. ^ Чевра Кадиса занимался в ортодоксальных еврейских религиозных общинах церемониями захоронения, поддержанием кладбищ в хорошем состоянии, благотворительностью и уходом за больными и бедными.
  37. ^ О, мои милые убитые, мои беззаконные мертвецы, мои слова взывают вслед за ними; Йожеф Ратко 1936–1989 – О, мои милые убитые, мои незаконнорожденные мертвецы, после них плачут мои слова; Йожеф Ратко 1936–1989 гг.
  38. ^ Национальное представительство венгерских израильтян. Это был предшественник современной Федерации еврейских общин Венгрии.
  39. ^ История Фёльдеса II. (2018) Жигмонд Карач: Евреи Фёльдеса 213–228. он. ISBN   963-00-9275-1 - История Фёльдеса II (2018) Жигмонд Карач: Евреи в Фёльдесе, стр. 213–228.
  40. ^ Перепись (2011 г.) Центральное статистическое управление; округ Хайду-Бихар; Эволюция населения, площади, плотности населения; Фёльдес стр. 141 – Перепись (2011 г.); Центральное статистическое управление; округ Хайду-Бихар; Изменения численности населения, площади, плотности населения; Фёльдес с.141.
  41. ^ Перепись (2011 г.) Центральное статистическое управление; округ Хайду-Бихар; Население по национальностям; Фёльдес 159, стр. 162. – Перепись (2011 г.); Центральное статистическое управление; округ Хайду-Бихар; Население по национальностям; Фёлдес стр. 159, 162.
  42. ^ Габор Херпай : История деревни Фёльдес (1936), стр. 129.
  43. ^ Фёльдеса Куманские курганы на границе
  44. ^ Бихарский план обучения природному пути - Бихарский план обучения природному пути
  45. ^ Ландшафтный заповедник Бихари-Плейн - Ландшафтный заповедник Бихар-Плейн
  46. ^ История Фёльдеса II. (2018) Доктор. Имре Данко: Шандор Карачонь 244–250. он. ISBN   963-00-9275-1 - История Фёльдеса II (2018) Доктор. Имре Данко: Шандор Карачонь, стр. 244–250.
  47. Тамаш Деме: О природной системе Шандора Карачонь (по состоянию на 4 апреля 2020 г.) - Тамаш Деме: О природной системе Шандора Карачонь Проверено 4 апреля 2020 г.
  48. ^ История Фёльдеса II. (2018) Жигмонд Карач: Янош Балашази Фёлдесен 230–239. он. ISBN   963-00-9275-1 - История Фёльдеса II (2018) Жигмонд Карач: Янош Балашази в Фёлдесе, стр. 230–239.
  49. ^ История Фёльдеса II. (2018) Доктор. Эндре Бако: Геза Фёлдесен Чат 251–256. он. ISBN   963-00-9275-1 - История Фёльдеса II (2018) Доктор. Эндре Бако: Геза Чат в Фёлдесе, стр. 251–256.
  50. ^ История Фёльдеса II. (2018) Ласло Ньякас – Имре Петер: Лайош Золтай, эрудит 241–243. он. ISBN   963-00-9275-1 - История Фёльдеса II (2018) Ласло Ньякас - Петер Имре: Полигистор Лайош Золтай, стр. 241–243.
  51. Жизнь и творчество Лайоша Эрёсса . Проверено 4 апреля 2020 г.
  52. Ференц Киш, реформатский пастор, богослов (по состоянию на 4 апреля 2020 г.) - Ференц Киш, реформатский пастор, богослов. Проверено 4 апреля 2020 г.
  53. ^ Жигмонд Карач: Имре Карач и профессиональные венгерские спектакли в Нью-Йорке - Жигмонд Карач: Имре Карач и профессиональные венгерские спектакли в Нью-Йорке
  54. ^ Жигмонд Карач: Жизнь и смерть Лайоша Перчи - Жигмонд Карач: Жизнь и смерть Лайоша Перчи
  55. ^ Габор Херпай: История Фёлдеса Кёссега (1936) Основание Ласло Каллая, стр. 239–240. он. – Фонд Ласло Каллая, стр. 239–240.
  56. ^ Перейти обратно: а б Михай Лендьель: спортивная история Фёльдеса (2001) ISBN   963-00-7747-7 - Михай Лендьель: Спортивная история Фёльдеса (2001)
  57. Интервью о жизни: Михай Дреш (по состоянию на 4 апреля 2020 г.) - Интервью о жизни: Михай Дреш Проверено 4 апреля 2020 г.
[ редактировать ]

47 ° 17'15 "N 21 ° 21'55" E  /  47,28762 ° N 21,36530 ° E  / 47,28762; 21.36530

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f520b4fca31e2e29aa2a6af45457608__1719386460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/08/1f520b4fca31e2e29aa2a6af45457608.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Földes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)