Владимир Боровиковский
Владимир Боровиковский | |
---|---|
Владимир Боровиковский | |
![]() Portrait by Ivan Bugaevsky-Blagodatny (1824) | |
Рожденный | Владимир Лукич Боровиковский 4 августа [ по ст. ст. ] 1757 г. 24 июля Миргород , казачья Гетманщина , Российская империя. |
Умер | 18 апреля [ OS 6 апреля] 1825 г. (67 лет) Санкт-Петербург, Российская Империя |
Образование | Член Академии художеств (1795). [1] |
Альма-матер | Императорская Академия Художеств [1] |
Известный | Рисование |
Движение | Востоковед |
Владимир Лукич Боровиковский [а] (4 августа [ OS 24 июля ] 1757 — 18 апреля [6 апреля OS ] 1825) — русский художник украинского казачьего происхождения. [2] Он служил при дворе Екатерины Великой и доминировал в портретной живописи в России на рубеже XIX века.
Биография
[ редактировать ]Владимир Боровиковский родился в Миргороде . [3] [4] Казачья Гетманщина , Российская империя (ныне Украина) 24 июля 1757 года в семье украинского казачьего происхождения. [5] Его отец, Лука Боровик, был иконописцем . [6] По семейной традиции, все четверо сыновей Боровика служили казаками в Миргородском полку , но Владимир рано вышел в отставку в чине поручика и посвятил свою жизнь искусству — в основном иконописи для местных храмов.

Боровиковский жил в Миргороде до 1788 года, где писал иконы и портреты в традициях казачьего барокко . [7] Его друг Василий Капнист готовил размещение императрицы Екатерины II в Кременчуге во время ее путешествия в только что завоеванный Крым . Капнист попросила Боровиковского написать для ее комнат две аллегорические картины (« Петр I и Екатерина II в образе крестьян, сеющих семена, и Екатерина II в образе Минервы »). Картины так понравились императрице, что она попросила художника переехать в Петербург .
После сентября 1788 года Боровиковский жил в Санкт-Петербурге, где сменил фамилию с казака Боровик на более аристократически звучащую Боровиковский . Первые десять лет своего пребывания в Петербурге он жил в доме поэта, архитектора, музыканта и теоретика искусства князя Николая Львова , идеи которого сильно повлияли на творчество Боровиковского. В возрасте 30 лет он был слишком стар, чтобы посещать Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств , поэтому брал частные уроки у Дмитрия Левицкого , а позже у австрийского художника Иоганна Баптиста Лампи .
В 1795 году он был назначен академиком . Он стал популярным художником-портретистом и за свою жизнь создал около 500 портретов, 400 из которых дожили до XXI века. У него была собственная студия, и он часто полагался на помощников, чтобы нарисовать менее важные части портрета. Среди его натурщиков были члены императорской семьи, придворные, генералы, многие аристократы и деятели русского художественного и литературного мира. Большинство его портретов имеют интимный стиль.

Наиболее примечательными являются:
- Портрет Екатерины II , Императрицы Российской (1794 г.)
- Портрет Е. Н. Арсеньевой (1796 г.)
- Портрет М. И. Лопухиной (1797 г.)
- Портрет Ф. А. Боровского (1799 г.)
- Портрет Павла I, императора России (1800 г.)
- Портрет князя А. Б. Куракина (1801–1802).
- Portrait of Princess A. G. Gagarina and Princess V. G. Gagarina (1802).
- Портрет сербского князя Караджордже' 1816 г.
Боровиковский никогда не преподавал в Императорской Академии художеств, но ученики жили у него дома. Среди них были Алексей Венецианов и Бугаевский-Благодарный (написавший единственный сохранившийся портрет Владимира Боровиковского).
После 1819 Боровиковский стал масоном , членом ложи «Умирающий Сфинкс» . В то время он в основном писал иконы, в том числе иконостас Смоленского кладбищенского храма и несколько икон для Казанского собора в Санкт-Петербурге .
6 апреля 1825 года он скоропостижно скончался от сердечного приступа и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро -Невской лавры в Санкт-Петербурге .
Характеристики работ
[ редактировать ]
В конце 1790-х годов Боровиковский приобретает известность как известный портретист. Рисовал левой рукой. [8]
В его творчестве преобладают камерные портреты. В женских образах Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи.
Художник тонко передает внутренний мир изображаемых им людей. В камерном, сентиментальном портрете с ограниченной эмоциональной выразительностью мастеру удается передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. За полотно «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), представленное в Академию художеств, Боровиковский был удостоен звания академика. [9]
В 1810-е годы Боровиковский привлекал сильную, энергичную личность, он акцентировал внимание на гражданственности, дворянстве, достоинстве изображаемых. Внешний вид его моделей становится более сдержанным, пейзажный фон заменяется изображением интерьера.
В. Боровиковский написал несколько парадных портретов. Парадные портреты Боровиковского демонстрируют мастерство кисти в фактуре: мягкость бархата, блеск позолоченных и атласных облачений, блеск драгоценных камней.
Творчество Боровиковского представляет собой сплав классицистического и сентиментального стилей.
В последние годы жизни Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в том числе к нескольким иконам для продолжающегося строительства Казанского собора и иконостасу церкви Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге. Он давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову .
Религиозные картины
[ редактировать ]- Явление Христа Марии Магдалине
- Христос Спаситель (1815)
- Иисус Христос с Голгофы крестом
- Бог Отец созерцает мертвого Христа
- Рождество, изображающее Рождество
Портреты
[ редактировать ]- Екатерина II в Царском Селе (1794 г.)
- Портрет Дмитрия Левицкого (1796 г.)
- Портрет Мортезы Коли Хана Каджара (1796 г.)
- Портрет Марии Лопухиной (1797)
- Портрет Ф. А. Боровского (1799 г.)
- Портрет Павла I , императора России (1800 г.)
- Портрет Александра Куракина (1801-1802)
- Портрет великой княгини Марии Павловны Российской (1800-е гг.)
- Портрет Гаврилы Романовича Державина (1811 г.)
- Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских (1814 г.)
- Караджорджский сербский принц (1816 г.)
- Portrait of Ye. A. Arkharova (1820)
- Портрет Джона Варвакиса
Литература
[ редактировать ]- С. Н. Кондаков (1915). Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 (на русском языке). Том. 2. С. 21–22.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Справочник Императорской Академии Художеств 1915 , с. 22.
- ^ Сарабьянов, Андрей Дмитриевич «Владимир Лукич Боровиковский» . Британская энциклопедия .
- ^ Три века русской живописи. Китеж Арт-Издательство, 1994. С. 404.
- ^ Питер Лик (2012), Русская живопись , Parkstone Press, с. 49, ISBN 9781780429755
- ^ Сарабьянов, Андрей Дмитриевич «Владимир Лукич Боровиковский» . Британская энциклопедия .
- ^ Третьяковская галерея, Москва: Русская и советская живопись . Издательство «Аврора Арт». 1986. ISBN 9784903020006 .
- ^ Лик, Питер (2012). Русская живопись . Паркстоун Интернэшнл. п. 49. ИСБН 9781780429755 .
- ^ "НЭБ - Национальная электронная библиотека" . rusneb.ru - Национальная электронная библиотека . Retrieved 2021-09-02 .
- ^ Николаев, О. И︠У︡.; Николаев, О. РЕКА. (2010). Статья в Энциклопедии русской зоологии . Москва: Медиа Группа ОЛМА. ISBN 978-5-373-02769-4 . OCLC 646402947 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Интернет-галерея и биография
- Биография
- Интернет-галерея и биография (на русском языке)
- Боровиковский В.Л. Русский и украинский живописец, портретист. (на русском языке)
- Члены Императорской Академии Художеств
- Выпускники Императорской Академии Художеств
- 1757 рождений
- 1825 смертей
- Художники XVIII века из Российской Империи.
- Художники XIX века из Российской Империи.
- Художники-востоковеды Российской империи.
- Художники-мужчины из Российской Империи.
- Художники-портретисты Российской Империи.
- Выходцы из Российской империи украинского происхождения.
- Люди из казачьего Гетманщины
- Захоронения на Лазаревском кладбище (Санкт-Петербург)
- Художники из Санкт-Петербурга.
- Художники-мужчины XIX века из Российской империи.