Хуан Уарте из Сан-Хуана
Хуан Уарте де Сан-Хуан или Хуан Уарте-и-Наварро (1529–1588) — испанский врач . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Сен-Жан-Пье-де-Пор ( Нижняя Наварра ) в конце 1529 или начале 1530 года и получил образование сначала в университете Уэски . [ 2 ] Затем он поступил в Университет Алькалы получил степень доктора медицины . , где в 1560 году [ 3 ]
Хотя кажется сомнительным, что Уарте практиковал врачом в Уэске, Уарте отличился своим профессиональным мастерством и героическим рвением во время чумы , опустошившей Баэсу в 1566 году. [ 2 ] На очень короткий период времени он был назначен врачом Кафедральным капитулом в 1573 году. После шести месяцев пребывания на этой должности он был уволен, когда ушел без разрешения, чтобы запросить лицензию на печать своего великого произведения, Examen de ingenios para las Sciencias. ( Испытание мужского ума ) [ 3 ] или «Проверка талантов к профессиям».
В личной жизни он женился на женщине по имени Агеда, и у них было трое детей: Антония (родившаяся между 1568–1576), Агеда и Луис. [ 3 ]
Уарте умер в Линаресе в 1588 году. [ 3 ]
Работа
[ редактировать ]Уарте опубликовал первое издание своего «Examen de ingenios para las ciencias» ( «Экспертиза мужского ума ») в 1575 году, которое принесло ему европейскую репутацию и было переведено Готхольдом Эфраимом Лессингом . [ 2 ] Несмотря на первоначальный запрет инквизиции, копии Экзамена были найдены во многих публичных и частных библиотеках Барселоны (в том числе в библиотеках Хоакина Сетанти , Херони Таррассы, Жоана Надаля де Пратса, Пау Игнаси де Далмасеса и в библиотеке школы иезуитов). [ 4 ] Хотя сейчас трактат Уарте и заменен, он исторически интересен как первая попытка показать связь между психологией и физиологией , и его острая изобретательность так же примечательна, как и смелость его взглядов. [ 2 ] После его смерти была опубликована вторая, исправленная и удаленная (инквизицией) версия. [ 5 ] Между 1575 и 1800 годами шестьдесят различных изданий «Экзамена» было опубликовано . В 16, 17 и 18 веках Экзамен был переведен на шесть европейских языков: французский, итальянский, английский, латынь, немецкий и голландский. [ 6 ] Ричард Кэрью был переводчиком Examen de Ingenios на английский язык, взяв за основу свой перевод итальянской версии Камилли. (Эта книга представляет собой первую систематическую попытку связать физиологию с психологией, хотя и основанную на медицине Галена. Вышло четыре издания этого перевода: в 1594, 1596, 1604 и 1616 годах.) [ 7 ]
Теории
[ редактировать ]Талант
[ редактировать ]он изложил следующие теории В своем «Examen de ingenios para las Ciencias» :
Во-первых, у кого-то может быть только один талант, а не несколько талантов. Уарте считал, что этот единственный талант в высокой степени дифференцирован между людьми и нациями.
Во-вторых, очень важно иметь профессию, соответствующую таланту человека.
В-третьих, если человеку «не хватает гениальности», он или она тщетно борется с наукой.
Наконец, каждый талант отмечен темпераментом, соответствующим телосложению человека. Эта концепция относится к его теории гуморального темперамента. [ 8 ]
Дети
[ редактировать ]В «Экзамене» Уарте обсуждает обращение с детьми в зависимости от их способностей. В соответствии со своей теорией об отдельных талантах, Уарте считал, что некоторые дети сильны в одной конкретной области, а другие нет. Поскольку у детей есть эти различия, детей следует изучать, пока они маленькие, чтобы выявить их способности, чтобы они могли эффективно учиться в той области, в которой они преуспевают. Хотя Уарте хотел, чтобы дети начали приобретать знания, связанные с их талантами, в молодом возрасте, он осознавал, что у них есть эти различия. что задания должны соответствовать уровню развития. Применяя это, дети раньше будут изучать язык и логику, когда станут старше. [ 9 ]
Гуморальный темперамент
[ редактировать ]Как упоминалось выше, Уарте считал, что гуморальный темперамент влияет на индивидуальные различия. Он считал, что к этим различиям приводят уровни тепла, холода, влажности и сухости. В это время гуморальный темперамент использовался для объяснения различий в возрасте, этнической принадлежности и интеллекте. Однако Уарте применил идею гуморального темперамента по-другому. Он предположил, что гуморальный темперамент влияет на различия в памяти и понимании. По его теории, память зависела от влажности, а понимание зависело от сухости. Следуя своей теории, он считал, что у пожилых людей мозг сухой (понимание), но это означает, что у человека также плохая память. С другой стороны, считалось, что у детей противоположная проблема: у них влажный мозг, полезный для задач памяти, но они плохо понимают, потому что им не хватает сухости. Уарте также заявил, что у всех память лучше утром и ухудшается в течение дня, поскольку мозг накапливает влагу во время сна и высыхает в часы бодрствования. [ 9 ]
Поведение
[ редактировать ]Уарте подчеркивал «соматические детерминанты поведения», зарождающиеся в мозге. Его теория об этом сочетала в себе греческую философию, придававшую значение естественным детерминантам поведения, и христианскую теологию, уделяя внимание чудесному просветлению. Его интерес к естественным детерминантам поведения делает его выдающимся пионером в области дифференциальной психологии. [ 10 ]
Пол
[ редактировать ]В соответствии с традицией того времени, Уарте не относился положительно к женщинам. Он помог увековечить взгляды, связанные с гендерными различиями, используя свою теорию гуморального темперамента. По мнению Уарте, женщин нельзя упрекнуть в тупости, поскольку они одновременно холодны и сухи (гуморально-темпераментная характеристика их пола). В связи с этим Уарте учил, что интеллект хранится в яичках, тем самым оправдывая свою теорию о том, что женщины по своей природе глупее мужчин. [ 11 ] Историки могут интерпретировать эти патерналистские предубеждения, совпадающие с его желанием понять индивидуальные различия, как понимание того, как психологи формировали и поддерживали социальные нормы в свое время и после, и использовать эти знания, чтобы поставить под сомнение другие результаты гендерной дифференциации. [ 9 ]
Влияние
[ редактировать ]В 1983 году Уарте де Сан-Хуан был назван покровителем испанской психологии испанской психологией деканос (деканов). [ 5 ] [ 6 ] Examen de ingenios para las ciencias был признан парадигмой организационной психологии, психологической оценки, картезианской лингвистики и других. Мартин-Арагус предположил, что нейропсихологи сочтут работу Уарте актуальной для своей области и что он, возможно, был основателем нейропсихологии. В шестнадцатом и семнадцатом веках Экзамен считался самым известным из существующих медицинских договоров. Его влияние можно увидеть (хотя и не всегда упоминается) в творчестве Мигеля де Сервантеса (чей Дон Кихот был вдохновлен им), Фрэнсиса Бэкона , Пьера Шаррона , Иммануила Канта , Ноама Хомского , Иоганна Вольфганга фон Гете , Давида Юма , Монтескье , Фридрих Ницше , Франсиско де Кеведо , Жан-Жак Руссо , Артур Шопенгауэр , Якоб Томасиус и Готтольд Эфраим Лессинг . [ 6 ] [ 12 ] Кроме того, позиция Уарте в отношении женщин подтверждает предположение о том, что эпоха Возрождения была временем для мужчин, чтобы добиться интеллектуальных успехов, и что у женщин не было такого шанса. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гресия Гусман Мартинес. Хуан Уарте из Сан-Хуана . Психология и разум.
- ^ Jump up to: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Квартал Святого Иоанна, Иоанна ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 845. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б с д Хавьер Вируэс Ортега АРХИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУАНА УАРТЕ ДЕ САН-ХУАН: ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (1560-1578) . Психотема. 2006. Том. 18, № 2, с. 232-37.
- ^ Почетные граждане Барселоны, автор Дж. С. Амеланг.
- ^ Jump up to: а б Хулиан Веларде Ломбранья. УАРТЕ ДЕ САН-ХУАН, ПОКОРЕННИК ПСИХОЛОГИИ . Психотема. 1993. Том 5, вып. 2, с. 451-458.
- ^ Jump up to: а б с Хавьер Вируэс Ортега. ХУАН УАРТЕ ДЕ САН-ХУАН В КАРТЕЗИАНСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ: ВСТРЕЧА С НОАМОМ ХОМСКИМ . Психотема. 2005. Том. 17, № 3, с. 436-440.
- ^ Обзор Кэрью в Корнуолле . Лондон, 1953 год; стр. 32-37, 323
- ^ Дикхёфер, К. ХУАН УАРТЕ ИЗ САН-ХУАНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Журнал клинической психологии и психотерапии. 1978. Том 26, № 3, стр. 207–14.
- ^ Jump up to: а б с д Кинг, Д. Бретт, Вайни, Уэйн и Вуди, Уильям Дуглас. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ИДЕИ И КОНТЕКСТ. Pearson Education, Inc. 2009. 4-е издание. стр. 114-115.
- ^ Даймонд, С. [КОРНИ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОЧНИК В ИСТОРИИ ИДЕЙ]. Основные книги. 1974.
- ^ Хассон, Ор. «О половых различиях и науке в исследовании мужского ума Уарте де Сан-Хуана» . Академия.com . Еврейский университет Иерусалима . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Мартин-Арагус, А., и Бустаманте-Мартинес, К. [ИССЛЕДОВАНИЕ МУЖСКОГО УМЕНИЯ ХУАНОМ УАРТЕ ДЕ САН-ХУАНОМ И РАССВЕТ НЕЙРОБИОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТА В ИСПАНСКОМ РЕНЕССАНЕ]. Журнал неврологии. 2004. Том. 38, № 12, с. 1176-85.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст «Экспертиза устройств для науки» на испанском языке на archive.org