Конституция России 1906 года.
Основные законы Российской Империи Основные Государственные Законы Россійской Имперіи ( Osnovnyye Gosudarstvennyye Zakony Rossiyskoy Imperii ) | |
---|---|
Созданный | 6 мая [ OS 23 апреля] 1906 г. |
Ратифицирован | 6 мая [ OS 23 апреля] 1906 г. |
Расположение | Санкт-Петербург , Россия Место подписания документа, а не местонахождение копий |
Автор(ы) | Михаил Сперанский Оригинальная версия 1833 года Peter Kharitinov Пересмотренная версия 1906 года |
Подписавшиеся | Император Николай II России |
Цель | Конституция Российской Империи |
Российская конституция 1906 года представляет собой серьезный пересмотр Основных законов Российской империи 1832 года , который превратил бывшее абсолютистское государство в государство, в котором император впервые согласился разделить свою самодержавную власть с парламентом . Он был принят 6 мая [ OS 23 апреля] 1906 года, накануне открытия первой Государственной думы . Эта первая в истории российская Конституция представляла собой пересмотр более ранних Основных законов, которые были опубликованы как Свод законов Российской Империи ( русский язык : Свод Российской империи , русская орфография до 1918 года : Сводъ законовъ Россійской Империи ) в 1832 году. Он был предоставлен во время русской революции 1905 года в последней попытке имперского правительства сохранить свое существование и удержать империю от распада.
Новая конституция предусматривала двухпалатный российский парламент , без одобрения которого ни один закон не мог быть принят в России. Этот законодательный орган состоял из верхней палаты, известной как Государственный совет , и нижней палаты, известной как Государственная Дума . Половина членов верхней палаты назначалась царем, а другая половина избиралась представителями различных правительственных, духовных и коммерческих кругов. Члены нижней палаты должны были выбираться различными классами российского народа посредством сложной схемы непрямых выборов, при этом система была взвешена для обеспечения окончательного перевеса имущих классов. Хотя Дума обладала законодательной властью и правом задавать вопросы царским министрам , она не имела контроля над их назначением или увольнением, которое принадлежало только монарху. Он также не мог изменить конституцию иначе, как по инициативе императора. Царь сохранял за собой абсолютное вето на законодательство, а также право распустить Думу в любое время по любой причине, которую он сочтет подходящей. [ 1 ] Император также имел право издавать указы во время отсутствия Думы, однако они теряли свою силу, если не были одобрены новым парламентом в течение двух месяцев.
Эта хартия была предоставлена под принуждением, и Николай ненавидел ограничения своей власти, которую он поклялся при коронации передать своему сыну. Он распустил Первую и Вторую Думу, когда они оказались для него «неудовлетворительными». [ 2 ] и в одностороннем порядке изменил избирательный устав (в нарушение конституции), чтобы гарантировать, что . в будущие Думы будет избрано больше землевладельцев Хотя образовавшиеся в результате Третья и Четвертая Думы оказались более долговечными, они все еще спорили с царем и его правительством по поводу общего направления государственной политики и фундаментальной природы российского государства. В конечном итоге, с началом русской революции 1917 года , Дума взяла на себя ведущую роль в отречении царя , что, в свою очередь, привело к отмене монархии и приходу к власти Временного правительства России под руководством Керенского . Однако это либеральное правительство было свергнуто через несколько месяцев в результате Октябрьской революции , когда приход к власти большевиков означал переход России к диктатуре.
Правительство России до 1906 г.
[ редактировать ]До принятия российской конституции 1906 года Российская империя представляла собой абсолютную монархию, управляемую самодержавным императором, которого обычно называли по доимперскому титулу «Царь». Точные правила, согласно которым царь осуществлял свои имперские прерогативы, были впервые систематизированы в 1832 году, когда был издан « Свод законов Российской империи » ( Свод законов Российской империи ), написанный Михаилом Сперанским . Эти законы могли быть изменены или отменены императором. Однако самодержавные цари обычно были ограничены двумя ограничениями: они и их супруги должны исповедовать русскую православную веру и подчиняться законам о престолонаследии, установленным императором Павлом I. Кроме того, власть российского императора была практически безгранична.
Хотя Боярская дума существовала в России с московских времен до правления Петра I , она была совещательным учреждением, без законодательных прерогатив. Петр упразднил этот орган в 1721 году, заменив его Правительствующим сенатом . Этот орган состоял из девяти (позже десяти) членов и предназначался для надзора за управлением империей под руководством обер-прокурора , назначаемого (как и все члены этого органа) государем. Император мог представить в этот комитет проекты указов для обсуждения и рекомендаций, но он не был обязан это делать и не обязан был принимать их советы, когда они были предложены. В последующие годы Правительствующий сенат взял на себя важную роль в управлении и праве и к концу XIX века превратился в высший судебный орган в России, под контролем которого находились все должностные лица и юридические учреждения. Его решения относительно толкования свода законов, если они не были отменены царем, считались абсолютно авторитетными. Однако Сенат по-прежнему всегда оставался под прямым контролем монарха: он назначал и увольнял его членов, мог изменять его прерогативы и иметь право отменять его действия. Таким образом, Правящий Сенат никогда не считался «парламентом» в современном понимании.
В течение восемнадцатого и девятнадцатого веков появлялись различные предложения по реформе: Александр I сформировал Тайный комитет для расследования введения парламента и министерской системы; последний в конечном итоге был введен, но первый потерпел неудачу из-за наполеоновских войн и противодействия со стороны консервативных представителей дворянства . Александр действительно учредил Государственный совет в составе 35, а позже и 60, членов, основной обязанностью которого было расследование, обнародование и отмена законов. Его четырьмя отделами были:
- Законодательный;
- Гражданская и церковная администрация;
- государственная экономика; и
- Промышленность, наука и торговля.
У каждого департамента был свой председатель (называемый статс-секретарем), и они собирались отдельно для обсуждения порученных ему вопросов. Были также пленарные заседания всего Совета, созванные для рассмотрения законов, предложенных царскими министрами, которые были его членами по должности. Хотя большинство заседаний касалось бюджета и государственных расходов, Совет рассматривал все, что ему представлялось. Он не имел полномочий предлагать изменения к существующим законам или расследовать все, что не было инициировано царем. Полномочия по принятию решений принадлежали императору, который назначал и увольнял членов Совета.
Племянник Александра Александр II поддерживал реформистские идеи, кульминацией которых стал проект, инициированный графом Михаилом Лорис-Меликовым , который был назначен его министром внутренних дел в августе 1880 года. Одно из этих предложений предусматривало создание двух императорских комиссий, в состав которых должны были входить непрямо избранные члены. , который будет консультировать императора по поводу дальнейших реформ. Александра Убийство , произошедшее в тот самый день, когда он намеревался подписать это предложение, фактически уничтожило все упоминания о законодательной реформе в России, поскольку убитый сын царя Александр III настаивал на сохранении самодержавия в неприкосновенности. Николай II, сменивший своего отца в 1894 году, также был привержен сохранению абсолютной монархии, даже несмотря на постоянно растущие призывы к реформам, крестьянские волнения и рост революционных организаций внутри его империи. Когда реформы стали неизбежными, Николай стал настаивать на сохранении как можно большей части своей прежней власти. Например, столкнувшись с требованиями городских и губернских дум о создании национального законодательного собрания, Николай предложил лишь расширение полномочий местных советов, страхование фабричных рабочих и отмену цензуры. Либералам это показалось недостаточным, и они еще больше агитировали за конституцию и далеко идущие политические реформы.
Принятие конституции
[ редактировать ]Поражение России в русско-японской войне 1905 года в сочетании с ростом революционных настроений в России привело к русской революции 1905 года. Первоначально этот переворот был спровоцирован Кровавым воскресеньем , в ходе которого тысячи безоружных протестующих (в основном городские рабочие и интеллигенция) стремившиеся подать прошение царю были встречены императорскими войсками, которые открыли по ним огонь и убили нескольких человек. [ 3 ] Когда слух об этой трагедии распространился по империи, она в сочетании с катастрофическим поражением России на Дальнем Востоке спровоцировала крупное восстание против власти императора. Хотя царская армия в основном оставалась верной императору, ближайшие советники царя были убеждены, что какие-то фундаментальные изменения в государственном управлении неизбежны, если монархия хотела выжить.
Граф Сергей Витте , царский министр финансов и недавний полномочный представитель России на переговорах по Портсмутскому договору (положившему конец войне с Японией), был назначен председателем царского Совета министров после возвращения домой из Нью-Гэмпшира . Он предложил введение выборного законодательного органа, предоставление основных гражданских прав и формирование конституционной монархии . Николай усиленно сопротивлялся этим идеям, но уступил после своего первого выбора возглавить военную диктатуру. [ 4 ] Великий князь Николай угрожал застрелить себя, если царь не примет предложение Витте. [ 4 ] 17 октября] 1905 года издал так называемый Октябрьский манифест Николай неохотно согласился и 30 октября [ OS , обещая основные гражданские права и избранный парламент, называемый Думой, без одобрения которого в России в будущем не будет приниматься ни один закон.
Соответственно, были подготовлены три предложенных проекта пересмотра Основных законов Сперанского. В качестве основы новой конституции царь решил принять проект заместителя статс-секретаря Государственной канцелярии Петра Харитонова. Были также изучены другие конституции Австро-Венгрии , Японии и Пруссии , а также проект конституции, написанный Союзом освобождения и опубликованный за рубежом. [ 5 ] Государственная канцелярия подготовила проект, который обсуждался на пяти заседаниях Совета министров, где были внесены изменения, направленные на дальнейшее усиление прерогатив императора за счет нового парламента. После этого проект был дополнительно обсужден и изменен под председательством царя; Николай решил официально опубликовать эту новую конституцию 6 мая [ OS 23 апреля] 1906 года. Этим актом Россия была официально преобразована из абсолютной монархии в конституционную, хотя точная степень того, насколько быстро конституция стала предметом споров. на основе последующих действий императора.
Положения
[ редактировать ]Конституция России 1906 года содержала введение и одиннадцать глав: [ 6 ] в общей сложности 124 статьи:
- Во Введении (статьи 1–3) провозглашалось, что Россия «едина и неделима». [ 7 ] и санкционировал использование русского языка в вооруженных силах и других государственных учреждениях. [ 8 ] Он также признал Великое Княжество Финляндское «неотделимой частью Российского государства», при этом неоднозначно признав его особый законодательный и политический статус. [ 9 ]
- Глава первая (статьи 4–24) касалась «сущности высшей самодержавной власти», заявляя, что император обладал «высшей суверенной властью» и что подчинение его приказам было предписано самим Богом . [ 10 ] Оно предусматривало прерогативы правителя, делая при этом его личную неприкосновенность. [ 11 ] Царь обладал абсолютным правом вето на все законы. [ 12 ] законодательная инициатива по всем вопросам, [ 13 ] и единственная прерогатива инициировать любой пересмотр самой конституции. [ 13 ] Император ведал административными и внешними делами России. [ 14 ] и единоличное право объявлять войну, заключать мир и заключать договоры, [ 15 ] а также высшее командование вооруженными силами. [ 16 ] Император также сохранил за собой власть над чеканкой денег, [ 17 ] а также право помиловать и отменять судебные разбирательства. [ 18 ] Он назначал и увольнял своих министров по своему желанию, а также определял характер и объем их обязанностей. [ 19 ]
- Глава вторая (статьи 25–39) регулировала порядок престолонаследия. Престолы Польши и Финляндии были объявлены «неотделимыми» от российского. [ 20 ] при этом были изложены точные правила престолонаследия. Женщины имели право на успех, хотя они ставились последними после всех династически квалифицированных потомков мужского пола императоров Романовых. [ 21 ] Женщине-правительнице гарантировались все прерогативы и привилегии императорской должности, хотя ее супруг не должен был принимать титул «императора». [ 22 ] Дети, рожденные от брака династического Романова с лицом «не соответствующего достоинства» (определяемым как «не принадлежащее ни к какому царскому или суверенному дому»), не имели права на престол. [ 23 ] как и любой человек, который унаследовал престол, правя другим народом, государственная религия которого не была православной, если он не желал отказаться от этого другого престола и веры. [ 24 ]
- Глава третья (статьи 40–82) касалась вопросов регентства и опеки , если император был несовершеннолетним . Возраст совершеннолетия был установлен в шестнадцать лет. [ 25 ] были даны инструкции относительно назначения регента и обязательного [ 26 ] регентский совет, а также его прерогативы.
- Глава четвертая (статьи 53–56) касалась восшествия на престол и присяги на верность, которую должны были принести все граждане империи мужского пола в возрасте от двадцати лет и старше. [ 27 ] каждый «по своей вере и закону». [ 28 ]
- Глава пятая (статьи 57–58) касалась коронации и миропомазания нового государя, которая должна была произойти «по чину Греко-Русской Православной Церкви». [ 29 ] В пояснительной записке 1 в конце этой главы указано, что император был коронован совместно Императором России и Королем Польским . Пояснительная записка 2 требовала, чтобы он читал Никейский символ веры в соответствии с православной христианской формулой (без пункта о филиокве ), и предписывала ему произносить особую молитву во время церемонии, нося Императорскую Корону России и держа в руках скипетр и державу .
- Глава шестая (статьи 59–61) касалась многих официальных титулов, которыми владел российский государь, а также точного состава российского государственного герба и печати .
- Глава седьмая (статьи 62–68) касалась отношения Российского государства к различным религиям, исповедуемым его подданными. Православная вера была объявлена государственной религией. [ 30 ] и император, и его или ее супруга должны были исповедовать эту религию. [ 31 ] Царя называли «верховным защитником и хранителем» Русской Православной Церкви . [ 32 ] представителям других конфессий была обещана полная религиозная свобода, [ 33 ] которое также распространялось на «евреев, мусульман и язычников». [ 34 ]
- Глава восьмая (статьи 69–83) касалась «прав и обязанностей» российских граждан. Гражданам была гарантирована защита от произвольных арестов и задержаний . [ 35 ] неприкосновенность их жилища, [ 36 ] защита от незаконного обыска и изъятия, [ 36 ] право на путешествия (с ограничениями), [ 37 ] и право на частную собственность. [ 38 ] Другие права, обещанные в документе, включали свободу собраний, [ 39 ] свобода выражения мнений, [ 40 ] организовывать профсоюзы и подобные организации, [ 41 ] и свобода религии. [ 42 ] Военная служба была обязательной для всех призванных на нее подданных мужского пола, независимо от социального ранга. [ 43 ] требовалась уплата налогов и выполнение «других обязанностей в соответствии с законными указами». [ 44 ]
- Глава девятая (статьи 84–97) касалась издания законов. Статья 86 требовала одобрения всех законов императором, Думой и Государственным советом, а статья 87 разрешала царю и его кабинету издавать указы в то время, когда Дума не заседала. Однако они теряли свою силу, если не были внесены в новую Думу в течение двух месяцев после ее созыва или если новая Дума или Совет отказались их утвердить. Эта статья, кроме того, запрещала императору использовать это право для изменения самой Конституции или для изменения законов о выборах в Думу или Совет. Нарушение Николаем этого положения во время так называемого июньского переворота 1907 года нанесло непоправимый ущерб его репутации среди российских либералов и привело многих к выводу, что вся российская конституция в конечном итоге была фикцией. [ 45 ] Это способствовало усилению революционной агитации и возможному свержению царя в феврале 1917 года. Российская система не предлагала никакого права импичмента законодательной ветви власти.
- Глава десятая (статьи 98–119) регулировала порядок работы Государственного совета и Думы. Оба должны были встречаться не реже одного раза в год, хотя продолжительность их заседаний и длительность перерывов были прерогативой императора. [ 46 ] Царю было предоставлено право назначать до половины состава Государственного совета. [ 47 ] в то время как члены Думы должны были избираться на пятилетний срок в соответствии с уставом государственных выборов. [ 48 ] Обе палаты обладали равными правами в законодательных вопросах. [ 49 ] при этом любой из них или оба могли быть распущены в любое время императором, хотя новые выборы в Думу должны быть объявлены одновременно с ее роспуском. [ 50 ] Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, за исключением самой конституции; поправки к конституции могли быть предложены только монархом. [ 51 ] Министерство императорского двора не подлежало контролю Думы. [ 52 ] Обеспечение государственных займов также выходило за рамки компетенции законодательного органа. [ 53 ] не разрешалось также отказываться от средств или уменьшать средства для погашения таких обязательств. [ 54 ] Думе также было запрещено использовать свои бюджетные полномочия для отказа в предоставлении рабочей силы армии и флоту ; Если законодательный орган не одобрит такое ходатайство, военным будет разрешено вызвать новое количество призывников, равное числу призывников в предыдущем году. [ 55 ]
- Глава одиннадцатая (статьи 120–124) касалась Совета министров. Была учреждена должность Председателя Совета Министров . [ 56 ] и возложил на всех членов этого совета ответственность перед императором за свои действия. [ 57 ] «Постановления, инструкции или приказы», изданные этим советом или любым его членом, не могли противоречить действующему закону. [ 58 ] Министры могли быть допрошены либо Госсоветом, либо Думой за их действия во время пребывания в должности. [ 59 ] но снять их мог только царь. [ 60 ]
Отмена конституции 1906 года
[ редактировать ]После отречения царя Николая в феврале 1917 года (по старому стилю) правительство России первоначально перешло к Временному правительству, созданному Четвертой Думой. Александр Керенский , ставший наиболее видным лидером этого правительства, 1 сентября] 1917 года в одностороннем порядке отменил российскую монархию 14 сентября [ OS , тем самым формально отменив Конституцию 1906 года. В ноябре Россия была захвачена партией большевистской , что в конечном итоге привело к созданию Союза Советских Социалистических Республик 30 декабря 1922 года. До этого коммунисты приняли новую конституцию , прочно закрепившую Россию как большевистское государство. На смену ей, в свою очередь, пришли Советская Конституция 1924 года и конституции 1936 и 1977 годов , последняя из которых действовала до распада Советского Союза и принятия нынешнего руководящего документа России в 1993 году, в соответствии с которым в настоящее время управляется страна.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Основные Законы Российской Империи – Викитека" . ru.wikisource.org (in Russian) . Retrieved 2017-11-17 .
- ^ Датировано 3 июня 1907 г.
- ^ Революция 1905 года и Русская революция , Питер Литвин.
- ^ Jump up to: а б Сценарии власти, От Александра II до отречения Николая II , Ричард Уортман, стр. 398
- ^ Основные законы России 1906 года , Большая энциклопедия истории России.
- ^ «Российский Императорский Дом – Основные государственные законы» . www.mperialhouse.ru .
- ^ Статья 1.
- ^ Статья 3.
- ^ Статья 2.
- ^ Статья 4.
- ^ Статья 5.
- ^ Статья 9.
- ^ Jump up to: а б Статья 8.
- ^ Статьи 10–13.
- ^ Статья 13.
- ^ Статьи 13 и 14.
- ^ Статья 16.
- ^ Статья 23.
- ^ Статьи 17 и 18.
- ^ Статья 26.
- ^ Статья 27.
- ^ Глава первая, статья 6.
- ^ Статья 36
- ^ Статья 35.
- ^ Статья 40.
- ^ Статья 47.
- ^ Пояснительная записка 2 в конце этой главы.
- ^ Статья 56.
- ^ Статья 57.
- ^ Статья 62.
- ^ Статья 63.
- ^ Статья 64.
- ^ Статья 66.
- ^ Статья 67.
- ^ Статьи 72–74.
- ^ Jump up to: а б Статья 75.
- ^ Статья 76.
- ^ Статья 77.
- ^ Статья 78.
- ^ Статья 79.
- ^ Статья 80.
- ^ Статья 81.
- ^ Статья 70.
- ^ Статья 71.
- ^ «Уроки российской парламентской истории начала ХХ века» .
- ^ Статьи 98 и 99 соответственно.
- ^ Статья 100.
- ^ Статья 101.
- ^ Статья 106.
- ^ Статьи 104 и 105.
- ^ Статья 107.
- ^ Статья 115.
- ^ Статья 118.
- ^ Статья 114.
- ^ Статья 119.
- ^ Статья 123.
- ^ Статьи 123 и 124.
- ^ Статья 122.
- ^ Глава десятая, статья 108.
- ^ Глава первая, статьи 10 и 17.