Jump to content

Эффект Протея

Эффект Протея описывает явление, при котором поведение человека в виртуальных мирах меняется в зависимости от характеристик его аватара . Это изменение связано с тем, что человек знает о поведении, которое другие пользователи, являющиеся частью этой виртуальной среды, обычно связывают с этими характеристиками. Как и прилагательное protean (означающее универсальный или изменчивый), название концепции является намеком на способности греческого бога Протея изменять форму . [1] Эффект Протея был впервые описан исследователями Ником Йи и Джереми Бейленсоном. [2] в Стэнфордском университете в июне 2007 года. Считается, что эта область исследований связана с изучением поведенческих последствий изменения воплощенного аватара пользователя. [3]

Эффект Протея предполагает, что визуальные характеристики и черты аватара связаны с конкретными поведенческими стереотипами и ожиданиями. Когда человек считает, что другие будут ожидать от него определенного поведения из-за внешнего вида его аватаров, он будет вести себя так, как ожидается. [1] Подтверждением эффекта Протея являются прошлые исследования в реальных сценариях, которые показали, как определенные физические характеристики, такие как привлекательность и рост, часто связаны с более позитивными социальными и профессиональными результатами. [4] [5] Более того, экспериментальные манипуляции с этими характеристиками в виртуальной среде показали, что люди демонстрируют поведение, подтверждающее стереотипы. [1] [6]

Это часть более широкой области исследований, изучающей поведение людей, участвующих в компьютерном общении (CMC). Хотя CMC существует во многих формах (текст, аудио, видео и т. д.), [7] Эффект Протея особенно актуален для CMC, в котором люди взаимодействуют с помощью аватаров. Этот эффект обусловлен возросшей способностью контролировать свой внешний вид в виртуальной онлайн-среде. Среды виртуального мира позволяют пользователям контролировать многие аспекты своей внешности, которые они не могут легко изменить в реальном мире (например, рост, вес, черты лица).

Теоретическая основа

[ редактировать ]

Три психологические концепции, которые привели к развитию эффекта Протея, — это поведенческое подтверждение , теория самовосприятия и деиндивидуализация . [6] хотя с тех пор были идентифицированы или предложены дополнительные объяснительные подходы и влияющие факторы, такие как петли прайминга и обратной связи через общение. [8]

Поведенческое подтверждение

[ редактировать ]

Поведенческое подтверждение относится к влиянию, которое действия воспринимающего могут оказать на итоговое поведение человека. [4] В частности, эта концепция предполагает, что взаимодействие с людьми, которые придерживаются уже существующих стереотипов, приведет к тому, что объект этих стереотипов будет проявлять поведение, которое подтвердит ожидания воспринимающего. [9] [10] Эффект Протея отличается от поведенческого подтверждения тем, что он не учитывает действия воспринимающего. Вместо этого его цель — объяснить, как собственные стереотипы и ожидания человека приводят к изменению поведения, независимо от каких-либо социальных взаимодействий. [6]

Теория самовосприятия

[ редактировать ]

Теория самовосприятия утверждает, что люди определяют свои отношения и эмоции, наблюдая как за своим собственным поведением, так и за обстоятельствами, которые привели к такому поведению. [11] Впервые он был представлен как альтернатива когнитивному диссонансу , в котором утверждалось, что изменения в поведении могут быть результатом попытки человека устранить напряжение из-за противоречивого поведения и убеждений. [12] Серия исследований по теории самовосприятия, в которых рассматривались изменения в поведении в результате ношения черного цвета, цвета, связанного с такими негативными понятиями, как смерть и зло, оказала влияние на развитие эффекта Протея. [1] [6] В исследованиях Марка Г. Франка и Томаса Гиловича участники, которые смотрели видеозаписи спортивных игроков НФЛ и НХЛ, носили черную форму как более агрессивную. Кроме того, участники, которым было приказано носить черные майки, сообщили о большем предпочтении агрессивного поведения по отношению к конкурентам. [13] Аргумент в этих исследованиях заключался в том, что то, как участники воспринимали себя (т. е. носили цвет, вызывающий негативные ассоциации), привело их к негативному поведению. Эффект Протея переносит эту идею в виртуальную среду, где люди видят себя своим аватаром, который, в свою очередь, формирует их поведение.

Деиндивидуализация

[ редактировать ]

Деиндивидуализация означает снижение самосознания и самооценки в результате принадлежности к группе. Похоже, что на людей, испытывающих деиндивидуализацию, в большей степени влияют сигналы идентичности . В исследовании 1979 года, проведенном Робертом Д. Джонсоном и Лесли Л. Даунингом, участникам было поручено подвергать электрошоку научных сотрудников , когда они были одеты либо в маскировочную форму ККК , либо в униформу медсестры. [14] Результаты показали, что костюмы, которые носили участники, влияли на уровень шока, который они вызывали у научных сотрудников. Джонсон и Даунинг заявили, что эти результаты подтверждают аргумент о том, что деиндивидуализация увеличивает влияние сигналов идентичности на людей. Считается, что в виртуальных средах деиндивидуализация обусловлена ​​уровнем анонимности, который этот тип настроек обеспечивает для своих пользователей. [15]

Доказательство

[ редактировать ]

Метаанализ, изучающий 46 количественных экспериментальных исследований эффекта Протея, выявил небольшой, но близкий к среднему размер эффекта, который был относительно постоянным (между 0,22 и 0,26), причем почти все отклонения были объяснены, что позволяет предположить, что эффект Протея надежен и значителен. по сравнению с другими эффектами цифровых медиа. [16]

Результаты исследования, в котором сравнивался внешний вид и поведение аватаров в Second Life с поведением и внешним видом их пользователей в реальном мире, подтверждают эффект Протея. В этом исследовании участники, сообщившие, что они сделали свои аватары более привлекательными, также сообщили о более уверенном и экстравертном поведении по сравнению с их поведением в реальном мире. [17] Исследование также показало, что эффект проявляется в краткосрочной перспективе. [18]

Эффект Протея также связан с изменениями отношения, которые отражают стереотипы, связанные с внешностью их аватара. В исследовании Джесси Фокса, Джереми Н. Бэйленсона и Лиз Трикейс женщинам были назначены аватары, внешность которых была либо сильно сексуализированной , либо несексуализированной. [19] Участникам , носившим головной дисплей , было предложено повернуться лицом к виртуальному зеркалу, которое позволяло им видеть отражение своего аватара. После этого последовал виртуальный разговор с мужским аватаром, которым управляли исследователи. Женщины, которые использовали сексуализированные аватары, сообщили, что стали больше думать об образе своего тела . Исследователи пришли к выводу, что это открытие подтверждает эффект Протея, демонстрируя, что люди усваивают сексуализированные аспекты внешности своего аватара, что приводит к большей самообъективации . Подтверждением этому выводу послужило аналогичное исследование, в котором больше мыслей, связанных с телом, сообщили женщины, которых попросили надеть купальник, по сравнению с женщинами, которых просили только примерить рубашку, стоя перед зеркалом. [20] Есть также исследования, которые показывают, как использование аватаров снижает стереотипы о пожилых людях. [3]

Дополнительную поддержку эффекта Протея дает серия исследований, в которых аватары использовались для увеличения количества упражнений, выполняемых людьми. [21] Результаты трех исследований неизменно показывали, что участники с большей вероятностью повышали уровень физической активности после того, как наблюдали за поведением аватара и получали за это вознаграждение. Одним из основных отличий в этом исследовании является то, что влияние аватаров на поведение участников зависело от того, насколько аватар напоминал пользователя. Эта разница была проверена путем присвоения некоторым пользователям аватаров, созданных с использованием фотографий их реальных лиц.

Эффект Протея также использовался для объяснения успешного повторения работ Фрэнка и Гиловича (1988) и Джонсона и Даунинга (1979). [13] [14] [22] Результаты двух исследований Хорхе Пенья, Джеффри Т. Хэнкока и Николаса А. Меролы показали, что отношение к агрессивному поведению в виртуальной среде было повышено у людей, которые использовали аватары в черных плащах или одежде, напоминающей униформу ККК. Исследователи утверждали, что негативные ассоциации, связанные с внешним видом аватара, изменили отношение пользователя. [22] Кроме того, исследователи предположили, что прайминг в дополнение к теории самовосприятия может объяснить эффект Протея.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Да, Ник; Джереми Бейленсон (2007). «Эффект Протея: влияние измененной саморепрезентации на поведение». Исследования человеческого общения . 33 (3): 271–90. CiteSeerX   10.1.1.134.6224 . дои : 10.1111/j.1468-2958.2007.00299.x . S2CID   13893029 .
  2. ^ Дилл-Шеклфорд, Карен Э. (1 декабря 2015 г.). Как фантазия становится реальностью: информационные и развлекательные медиа в повседневной жизни, переработанные и расширенные . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190239312 .
  3. ^ Jump up to: а б Сундар, С. Шьям (2015). Справочник по психологии коммуникационных технологий . Молден, Массачусетс: Уайли Блэквелл. п. 300. ИСБН  9781118413364 .
  4. ^ Jump up to: а б Снайдер, Марк; Танке, Элизабет Д.; Бершайд, Эллен (1977). «Социальное восприятие и межличностное поведение: о самореализующейся природе социальных стереотипов». Журнал личности и социальной психологии . 35 (9): 656–666. дои : 10.1037/0022-3514.35.9.656 . ISSN   1939-1315 .
  5. ^ Судья Тимоти А.; Дэниел М. Кейбл (2004). «Влияние физического роста на успех и доход на рабочем месте: предварительная проверка теоретической модели». Журнал прикладной психологии . 89 (3): 428–41. дои : 10.1037/0021-9010.89.3.428 . ПМИД   15161403 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Да, Н.; Бейленсон, Дж. Н.; Дюшено, Н. (2009). «Эффект Протея: влияние преобразованной цифровой саморепрезентации на поведение в сети и офлайн». Коммуникационные исследования . 36 (2): 285–312. CiteSeerX   10.1.1.363.6170 . дои : 10.1177/0093650208330254 . ISSN   0093-6502 . S2CID   35617170 .
  7. ^ Симпсон, Дж. (2002). «Компьютерное общение» . ЭЛТ журнал . 56 (4): 414–415. дои : 10.1093/elt/56.4.414 . ISSN   0951-0893 .
  8. ^ Преториус, Анна Самира; Гёрлих, Даниэль (15 сентября 2020 г.). «Как аватары влияют на поведение пользователей» . Международная конференция по основам цифровых игр . Бугибба Мальта: ACM. стр. 1–9. дои : 10.1145/3402942.3403019 . ISBN  978-1-4503-8807-8 . S2CID   221764895 .
  9. ^ Чен, Марк; Барг, Джон А. (1997). «Бессознательные процессы подтверждения поведения: самореализующиеся последствия автоматической активации стереотипов» . Журнал экспериментальной социальной психологии . 33 (5): 541–560. дои : 10.1006/jesp.1997.1329 . ISSN   0022-1031 .
  10. ^ Снайдер, Марк; Суонн, Уильям Б. (1978). «Поведенческое подтверждение в социальном взаимодействии: от социального восприятия к социальной реальности». Журнал экспериментальной социальной психологии . 14 (2): 148–162. дои : 10.1016/0022-1031(78)90021-5 . ISSN   0022-1031 .
  11. ^ Бем, Дэрил Дж. (1972). «Теория самовосприятия». Достижения экспериментальной социальной психологии. Том 6 . Том. 6. стр. 1–62. дои : 10.1016/S0065-2601(08)60024-6 . ISBN  9780120152063 . ISSN   0065-2601 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  12. ^ Бем, Дэрил Дж. (1967). «Самовосприятие: альтернативная интерпретация феномена когнитивного диссонанса». Психологический обзор . 74 (3): 183–200. CiteSeerX   10.1.1.323.833 . дои : 10.1037/h0024835 . ISSN   0033-295X . ПМИД   5342882 .
  13. ^ Jump up to: а б Фрэнк, Марк Г.; Гилович, Томас (1988). «Темная сторона самовосприятия и социального восприятия: черная форма и агрессия в профессиональном спорте». Журнал личности и социальной психологии . 54 (1): 74–85. CiteSeerX   10.1.1.554.8573 . дои : 10.1037/0022-3514.54.1.74 . ISSN   0022-3514 . ПМИД   3346809 .
  14. ^ Jump up to: а б Джонсон, Роберт Д.; Даунинг, Лесли Л. (1979). «Деиндивидуализация и валентность сигналов: влияние на просоциальное и антисоциальное поведение». Журнал личности и социальной психологии . 37 (9): 1532–1538. дои : 10.1037/0022-3514.37.9.1532 . ISSN   0022-3514 . ПМИД   501521 .
  15. ^ Постмес, Т.; Спирс, Р.; Леа, М. (1998). «Нарушение или построение социальных границ?: ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ компьютерного общения». Коммуникационные исследования . 25 (6): 689–715. дои : 10.1177/009365098025006006 . ISSN   0093-6502 . S2CID   145640433 .
  16. ^ Ратан, Рабиндра; Беа, Дэвид; Ли, Бенджамин Дж.; Грасиано, Луис (20 июня 2019 г.). «Характеристики аватара вызывают поведенческое соответствие пользователей с малыми и средними размерами эффекта: метаанализ эффекта протеуса» . Медиапсихология . 23 (5): 651–675. дои : 10.1080/15213269.2019.1623698 . ISSN   1521-3269 .
  17. ^ Мессингер, Пол Р.; Гэ, Синь; Струля, Элени ; Лайонс, Келли; Смирнов, Кристен; Боун, Майкл (ноябрь 2008 г.). «Об отношениях между моим аватаром и мной». Журнал исследований виртуальных миров . 1 (2): 1–17. doi : 10.4101/jvwr.v1i2.352 (неактивен 8 июля 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июль 2024 г. ( ссылка )
  18. ^ Райс, Рональд; Аткин, Чарльз (2012). Кампании по связям с общественностью, четвертое издание . Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации SAGE. п. 280. ИСБН  9781412987707 .
  19. ^ Фокс, Джесси; Бейленсон, Джереми Н.; Триказе, Лиз (2013). «Воплощение сексуализированных виртуальных личностей: эффект Протея и опыт самообъективации через аватары». Компьютеры в поведении человека . 29 (3): 930–938. дои : 10.1016/j.chb.2012.12.027 . ISSN   0747-5632 . S2CID   206614342 .
  20. ^ Куинн, Дайан М.; Каллен, Рэйчел В.; Кэти, Кристи (2006). «Тело в моей голове: затяжной эффект государственной самообъективации». Сексуальные роли . 55 (11–12): 869–874. дои : 10.1007/s11199-006-9140-x . ISSN   0360-0025 . S2CID   145712065 .
  21. ^ Фокс, Джесси; Бейленсон, Джереми Н. (2009). «Виртуальное самомоделирование: влияние косвенного подкрепления и идентификации на поведение при выполнении упражнений». Медиапсихология . 12 (1): 1–25. CiteSeerX   10.1.1.363.6179 . дои : 10.1080/15213260802669474 . ISSN   1521-3269 . S2CID   2906430 .
  22. ^ Jump up to: а б Пенья, Дж.; Хэнкок, Джей Ти; Мерола, Северная Каролина (2009). «Первичные эффекты аватаров в виртуальных условиях». Коммуникационные исследования . 36 (6): 838–856. дои : 10.1177/0093650209346802 . ISSN   0093-6502 . S2CID   28123827 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 277a27e64c1c98b9a8d5af44fee853fb__1720426980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/fb/277a27e64c1c98b9a8d5af44fee853fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Proteus effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)