Оро

«Оро — бог в мифологии Таити и островов Общества . Почитание Таити Оро, хотя и практиковалось с различной интенсивностью на островах, было основной религией на островах Общества в 17 и 18 веках, особенно на , Тахаа , Муреа и Райатеа . На Таити Оро был главным божеством и богом войны. Тайное общество Ариои . было тесно связано своими обрядами На Маркизских островах Оро носил имя Мауи. [ 1 ] [ 2 ] : 317
Происхождение
[ редактировать ]На островах Общества почитались четыре главных бога: Таароа , изначально бог моря и рыболовства, Тане , бог леса и ремесел, Ту , старый бог войны и Ро'о , бог сельскохозяйственной продукции и погоды. Этих главных богов почитали и на других полинезийских островах.
Колонисты, поселившиеся в рамках полинезийской экспансии, распространили свою религию на различных островах. На протяжении столетий непрерывное движение и развитие первоначальных общественных групп привело к местным различиям и адаптации культа внутри Полинезийского Треугольника .
На острове Раиатеа жрецы возвысили бога Таароа из роли морского бога – уже важной функции в морском обществе – до бога, ответственного за сотворение мира. Возможное объяснение этого состоит в том, что арики, потомственные вожди и представители высших дворянских рангов Раиатеи, могли проследить свою родословную непосредственно от Таароа. Дальнейшим развитием этого культа стало почитание Оро, сына Таароа и Хина ту а ута , которому мараэ Тапутапуатеа в долине Опоа на Райатеа. посвящена [ 2 ] Согласно традиции, Тапутапуатеа — мифическое место рождения Оро. Культ Таароа также распространился на острова Кука , архипелаг Туамоту и Мангарева . Большие острова, такие как Новая Зеландия и Гавайи , остались незатронутыми культом и его развитием, и Таароа сохраняет там свою первоначальную функцию бога моря. [ 3 ] Точно так же на многих других островах южной части Тихого океана Оро не имел такой же высшей функции, как на Таити и Райатее.
Из-за растущего влияния Тапутапуатеа - его можно охарактеризовать как своего рода центральное место паломничества - Оро приобрел большую политическую власть и религиозное влияние в полинезийском пантеоне. На соседнем острове Таити почитание Оро приобрело значение в поздний протоисторический или ранний исторический период и может рассматриваться как явный шаг от политеизма к монотеизму . Этому развитию в значительной степени способствовало влиятельное тайное общество Ариои, имевшее большое религиозное и политическое значение. Из их рядов вышли высшие эшелоны дворянства и духовенства. Ариои могли проследить основание своего ордена до самого бога Оро.
На Таити Оро был богом войны, который в мирное время становился богом изящных искусств. Ему приносили в жертву не только свиней, но и людей. Во время своего третьего путешествия в 1777 году Джеймс Кук стал свидетелем такого человеческого жертвоприношения . Узника надежно держали на платформе, пока священник разбивал ему череп священной булавой. [ 4 ]
Легенды
[ редактировать ]
По легенде `Оро жил со своими сестрами Теури и Оаааа на горе Пахия на острове Бора-Бора . Он попросил у сестер помощи в поиске подходящей жены и спустился на землю по радуге в образе воина. Его поиски различных островов поначалу оказались тщетными, что также огорчило его сестер. По пути домой в Пахию сестры прибыли в деревню Вайтапе, недалеко от мараэ Вайотаха на острове Бора-Бора. Там они заметили Вайраумати, красивую молодую женщину, купающуюся в луже воды. Сестры рассказали Оро о своей встрече, и он решил сделать Вайраумати своей женой. Вайраумати нашел этого молодого, сильного воина привлекательным. Каждое утро Оро спускался на землю, чтобы встретиться с Вайраумати, а вечером снова уходил, чтобы вернуться в Пахию. Братья Оро, Оро-тетефа и Уру-тетефа, превратились в пучок красных перьев и беременную свиноматку в качестве свадебных подарков. [ 2 ] : 79–80
Вайрумати родила сына, который однажды стал могущественным вождем. `Оро пролетела по небу в форме пламени и превратила Вайраумати в богиню.
Радуга , хотя культ Оро возник сравнительно поздно и возник спустя некоторое также является символом гавайской мифологии время после заселения Гавайского архипелага полинезийцами с островов Общества. На Гавайях бог Лоно также спустился на землю по радуге. Мотив брака человеческой женщины с богом, спустившимся с неба, повторяется в полинезийской мифологии, а также присутствует во многих других мифологиях различных культур. [ 5 ]
Проявления
[ редактировать ]Полинезийские боги проявляют себя двумя разными способами: как «Ата» и как «То'о».
Ата был природным объектом или артефактом, который искали люди и который символизировал воплощение богов. Для бога Оро это было либо:
- `Оро-и-те-маро-чай: (`Оро желтого пояса), проявление `Оро в виде светло-желтого дрозда.
- Оро-и-те-маро-ура: (Золото красного пояса), проявление Оро в виде красно-зеленой птицы Аа. [ 6 ]
То'о представлял собой рукотворный объект, например фигуру из дерева или камня, которая представляла собой образное изображение бога. На Таити бог Оро был представлен в виде чучела, обернутого кокосовыми волокнами, с деревянной «душой» в форме булавы посередине. Красные и желтые перья — символы бога — были помещены в слои кокосового волокна. его регулярно переодевали в волокно тапа То'о хранили и хранили в безопасности на церемониальной платформе, и во время сложной церемонии . Этот ритуал, возможно, имеет отношение к местному погребальному культу, когда тело обматывали тапой. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. А. Меренхаут, Путешествие к островам Великого океана, Париж, 1837 г.; Английский перевод: Путешествие на острова Тихого океана , Лэнхэм – Лондон, 1983, стр. 244.
- ^ Jump up to: а б с Салмонд, Энн (2010). Остров Афродиты . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 24-26 . ISBN 9780520261143 .
- ^ Питер Бак: Викинги восхода солнца , Нью-Йорк, 1938, С. 89 ф.
- ^ Джеймс Кук: Путешествия в Тихом океане, Журналы путешествий 1768–1779 годов; Немецкое издание Тюбинген-Базель, 1971 г.
- ^ Марта Беквит: Гавайская мифология , издательство Йельского университета, 1940 г.
- ^ Роберт Д. Крейг: Словарь полинезийской мифологии, S. 194
- ^ Энтони Дж. П. Мейер: Океаническое искусство, Кельн, 1995, с. 515
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роберт Д. Крейг. «Оро». Словарь полинезийской мифологии . Издательская группа Гринвуд (1989), с. 193-194 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Оро, на Викискладе?