Теория
Ариои особенно или Ареои были тайным религиозным орденом , островов Общества острова Таити , с иерархической структурой, эзотерической доктриной спасения и культовыми и культурными функциями. Среди них были как мужчины, так и женщины всех социальных слоев, хотя мужчины преобладали. Ариои в основном почитали бога войны Оро , которого они считали основателем своего ордена.
Полинезийское общество
[ редактировать ]Чтобы понять сходные общества на других островах Полинезийского треугольника , необходимо понять полинезийский общественный порядок в классические времена, то есть до того, как европейцы вступили в контакт с островами. На большей части Полинезии общество было разделено и структурировано в соответствии со строгой иерархией, состоящей из нескольких социальных слоев. Это разделение не всегда проявлялось одинаково, но его можно встретить на Таити , Самоа , Гавайях , Маркизских островах , островах Острал , островах Кука и даже в самом отдаленном уголке полинезийского треугольника на острове Пасхи .
существовало три касты По сути, на островах Общества :
- дворянство ari´i (полинезийское: или ariki ) во главе общества. Они были крупными землевладельцами. Прямо над ними располагаются арики рахи (англ. big Ariki), государи, набранные из старых дворянских семей. На Таити их было восемь человек, возглавлявших по одному племени каждый. Наследственность титула определялась не столько полом, сколько первородством .
- свободные (полинезийское: раатира ), которыми по сути были мелкие землевладельцы, ремесленники, судостроители, татуировщики и другие художники. На войне они были вторыми после арики. Разногласия между раатирами и низшими ступенями низшей знати были подвижными.
- крепостные manahune (полинезийское: ) , которые зависели от землевладельцев в обработке полей. Им пришлось отказаться от значительной части того, что они производили.
Система власти на островах Общества включала в себя черты как средневекового европейского феодализма , так и индуистской кастовой системы .
Структура
[ редактировать ]Структура ордена Ариоев была зеркальным отражением иерархического общества Таити. Было несколько званий; Меренхаут описывает восемь рангов, которых можно было достичь посредством посвящения . [1] Прием в орден поначалу был относительно простым; таким образом, поступление было связано со все более сложными требованиями. Теоретически все уровни всех социальных групп были открыты для всех, но на практике высшие классы ариоев были зарезервированы для высших классов дворянства. Высшие классы были заняты священниками, в основном сыновьями и дочерьми знатных семей высших классов, что гарантировало, что Ариои заручились сильной поддержкой абсолютистской правящей семьи.
На каждом из островов Общества была своя группа Ариоев, связанная с определенным культовым местом ( мараэ ), и свои лидеры ордена. Абсолютным высшим лидером был один из руководителей ордена в Раиатеа , поскольку там располагалась мараэ Тапутапу-Атеа, самая святая из всех культовых площадок Полинезии.
На островах Общества есть специальные дома, в которых жили Ариои, в которых они собирались и которые служили гостевыми домами для приездов Ариой с других островов. На Таити зарегистрировано 27 домов Ариои. [2]
Инициация
[ редактировать ]В объединение могли быть приняты представители всех социальных слоев. Любой, кто хотел стать членом, должен был быть одержим Оро. Это было продемонстрировано путем проникновения на встречу с Ариоями в состоянии транса. Если Ариой считал кандидата подходящим, его принимали. Важнейшими критериями для этого были физическая красота, знание религиозных текстов, умение декламировать, танцевать и пантомимы.
При посвящении новый участник получал право носить из лубяного волокна тапу определенных цветов и с определенными татуировками, начиная с небольшого кольцеобразного узора на лодыжке. По мере того, как член поднимался в высшие классы, татуировки становились все более большими и богато украшенными.
Правящим вождям не нужно было дальше подниматься и проходить посвящение и трудоемкое восхождение.
Статус
[ редактировать ]Ариои до брака жили в сексуальной свободе, что поэтому отталкивало миссионеров, прибывших в XIX веке. Однако после установления супружеских уз распущенность прекратилась. Союзы Ариой должны были оставаться бездетными в обществе, религия которого в основном характеризовалась ритуалами плодородия, что было своего рода противоречием. Если ребенок был ожидаемым, его абортировали или убивали сразу после рождения. Основной причиной убийства детей было стремление помешать людям из высших классов иметь детей от людей из низших классов, чтобы сохранить «чистоту» правящей линии. Другая причина может быть найдена в особой характеристике полинезийского общества, а именно в том, что репутация передавалась по мужской линии и что отец автоматически терял часть своей репутации при рождении своего первого сына.
- В общем, они остаются в этом обществе до тридцати или тридцати пяти лет, когда, позволяя выжить одному из своих детей, они лишают себя привилегий arreoi. [3]
Религиозные функции
[ редактировать ]Религиозные функции в полинезийском обществе имели как религиозное, так и политическое значение, причем последнее выражалось в проявлениях и зрелищах, направленных на прославление правящей семьи.
Поскольку отчеты европейских первооткрывателей и миссионеров, естественно, должны были ограничиваться публично наблюдаемыми действиями, а табу исключали посторонних из обрядов, проходивших в мараэ, роль Ариоев в них неизвестна.
Единственное, что было общедоступно, - это участие Ариоев в больших празднованиях, часто длившихся несколько дней. Репутация арики во многом зависела от щедрой раздачи народу даров. Продукты, доставленные крепостными, обычно с пышной пышностью в рамках экстравагантно подготовленного праздника, раздавались еще раз. Это служило средством саморекламы; чем великодушнее вел себя вождь, тем выше был его престиж. Подготовка танцев, спектаклей и песен для этих праздников, по сути, входила в обязанности Ариоев. Опять же, они также получали прибыль от раздаваемых подарков и были вознаграждены тапой из лубяного волокна. Самыми пышными торжествами были визиты Ариоев на другие острова. Джеймс Кук стал свидетелем одного из таких событий в 1774 году. Флот из 60 богато украшенных лодок, примерно по 50 ариоев в каждой, отправился с Таити для посещения острова Хуахине .
Однако прежде всего Ариои были хранителями и пропагандистами традиций. В обществе, где не было письменности, было важно открыто проповедовать, защищать и распространять религиозные тексты посредством постоянного чтения.
Способность этого снимать напряжение внутри социальной структуры не следует недооценивать. Абсолютистская правящая семья арики обычно не терпела никакого инакомыслия. Однако во время своих выступлений Ариои пользовались большой степенью свободы, критикуя светских и религиозных лидеров в шутливой и шутливой форме.
Европейская перспектива
[ редактировать ]Изображения первых европейцев, посетивших Тихий океан, подчеркивали эротические аспекты культуры Ариой. Отчеты миссионеров и путешественников-самоучек, таких как Иоганн Рейнхольд Форстер и Меренхаут, отражают чопорное общество конца 18 и 19 веков. Примером этого может служить следующее описание «Ариоев» из дневника Джеймса Кука о его первом путешествии в 1769 году:
- Многие из этих людей вступают в близость и живут вместе как муж и жена в течение многих лет, в течение которых рожденные дети уничтожаются. Они настолько далеки от того, чтобы скрывать это, что смотрят на это как на отрасль свободы, которой они себя ценят. Их зовут Арреой, и они устраивают между собой встречи, на которых мужчины развлекаются борьбой и т. д., а женщины танцуют упомянутый выше непристойный танец, в ходе которого они дают полную свободу своим желаниям, но я полагаю, что соблюдайте видимость порядочности. [4]
Британская энциклопедия 1911 года описывает их так: [5]
- В состав входили как мужчины, так и женщины, выбирались из знати. Они были разделены на семь или более классов, каждый из которых имел свою характерную татуировку. Вожди сразу же получали высшую степень, но обычные члены добивались повышения только посредством обрядов инициации. Ареои пользовались большими привилегиями и считались хранителями знаний и посредниками между простым народом и богами. Их также боялись как служителей табу, и они имели право объявить своего рода отлучение от церкви за нарушение его правил. Основной целью существования этой группы было поклонение порождающим силам природы, а ритуалы и церемонии инициации были крайне распущенными. Но ареои были также социальной силой. Они стремились к коммунизму во всем. Женщины-члены были общей собственностью; период сожительства был ограничен тремя днями, и женщины-ареои при инициации были связаны клятвой удушать при рождении любого ребенка, родившегося у них. Однако если младенцу позволялось прожить только полчаса, его щадили; но чтобы иметь право оставить его себе, мать должна найти ареоя мужского пола, желающего его усыновить. Ареоа путешествовали, посвящая все свое время пирам, танцам (главным танцем женщин был крайне неприличный танец). Тимороди, упомянутый капитаном Куком), и разврат, разнообразный тщательно продуманными реалистичными сценическими представлениями жизни и любви богов и легендарных героев.
Ритуалы плодородия играли центральную роль в полинезийской религии. По этой причине любые модели поведения, казавшиеся европейцам рискованными, были тесно связаны с религиозными действиями.
Более поздние организации
[ редактировать ]Миссионерская деятельность европейцев на островах Общества в первой половине XIX века ознаменовала конец Ариоев. Миссионеры резко противодействовали им из-за их практики, которая решительно противоречила христианскому учению.
Однако конец не наступил внезапно. В результате частичного включения христианской мысли, хотя и с сохранением традиционной полинезийской структуры, на смену Ариоям была сформирована группа Мамая. Название означает «гнилой фрукт» и применялось дискриминационно . Секта возникла на Таити в 1826 году. Основателями стали два местных дьякона Лондонского миссионерского общества по имени Теао и Хюэ. Милленаристское , но они также утверждали , движение создало пророков-провидцев, которые якобы пережили теофании и явления Марии что были одержимы Оро и Тане . [6] В 1831 году миссионерам удалось временно отогнать Мамаю от острова Раиатеа. В 1832 году на Таити также происходили восстания, однако они были подавлены в кровавых столкновениях с помощью французов. В 1833 году Мамая были изгнаны с Таити. После смерти Теао в 1842 году движение угасло.
Тайные общества на других островах
[ редактировать ]Общества, в чем-то сравнимые с ариоями, можно встретить и на других полинезийских и меланезийских островах, например:
- Кайой на Маркизских островах
- халау хула ( школы хула ) на Гавайях
- в отношении женщин, ауалума и таупу , женских обществ Самоа
Примечания
[ редактировать ]- ^ JA Moerenhout, Voyages aux iles du Grand Océan , Париж, 1837 г.
- ^ Т. Генри: Древний Таити, Бюллетень музея Беренис П. Бишоп 48, Гонолулу, 1928 г.
- ^ Уильям Эллис: достоверный рассказ о путешествии, совершенном капитаном Куком и капитаном Клерком в книге «Решение и открытие кораблей Его Величества в 1776, 1777, 1778, 1779 и 1780 годах». Лондон 1784, стр. 160-161.
- ^ Капитан Джеймс Кук: Журнал капитана Кука во время первого кругосветного путешествия
- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Герхард Мюллер , Хорст Бальц, Герхард Краузе (ред.): Теологическая реальная энциклопедия , том 27, Берлин, 1997, стр. 32
- Атрибуция
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ареои ». Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Ссылки
[ редактировать ]- Вильгельм Эмиль Мюльман: Ариой и Мамая. Этнологическое, религиозно-социологическое и историческое исследование полинезийских культовых объединений. , Издательство Franz Steiner, Висбаден, 1955 г.
- Вильгельм Эмиль Мюльманн: Тайное общество Ариоев: исследование полинезийских тайных обществ с особым вниманием к процессам отбора и отбора на Старом Таити , Брилл-Верлаг, Лейден, 1932.
- Ганс Неверманн: Боги южных морей , Spemann-Verlag Stuttgart, 1947.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Ариой, на Викискладе?