Дерево добродетелей и дерево пороков

Дерево добродетелей ( arbor virtutum ) — это диаграмма, используемая в средневековой христианской традиции для отображения взаимосвязей между добродетелями , обычно сопоставляемая с деревом пороков ( arbor vitiorum ), где пороки рассматриваются параллельно. Вместе с генеалогическими деревьями , эти диаграммы можно отнести к числу самых ранних явных древовидных диаграмм в истории, появившихся в эпоху высокого средневековья . [ 1 ]
Впервые появившись в качестве иллюстраций в некоторых богословских трактатах, эта концепция становится более популярной в позднем средневековье , а также встречается в куртуазных рукописях, таких как псалтырь Роберта де Лиля (ок. 1310–1340).
Узлами древовидных диаграмм являются кардинальные добродетели и кардинальные пороки соответственно, кульминацией которых часто являются теологические добродетели и пороки, каждая из которых имеет ряд вторичных добродетелей или вторичных пороков, показанных в виде листьев соответствующих узлов. Если на дереве добродетелей листья направлены вверх, к небу, то на дереве пороков листья направлены вниз, к аду. У корней деревьев добродетели humilitas «смирение» и порок superbia «гордость» показаны как источник всех других добродетелей и пороков соответственно. К этому времени все большее распространение получает и концепция изображения иерархических понятий средневековой философии в диаграммах. Например, мс. Арсенал 1037 (14 век) имеет дерево добродетели на л. 4в и дерево пороков на л. 5р в составе сборника схем на самые разные темы. [ 2 ] В этом примере деревья также подразделяются на троичную структуру следующим образом:
- смирение – корень добродетели
- I. благоразумие (даже побочные достоинства)
- II. сила духа (даже побочные добродетели)
- жизненный путь
- III. справедливость (даже побочные добродетели)
- III. умеренность (даже побочные добродетели)
- плод духа
- гордость – корень порока
В эпоху Возрождения итальянского Пьетро Бембо разработал аналогичную блок-схему «моральной схемы» грехов, наказуемых в « Данте Аде и Чистилище » . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ генеалогические стемматы, по крайней мере, с 11 века, arbor virtutum, по крайней мере, с 12 века; см. Нора Гедеке, Свидетельства графического изображения потомков Генриха I , Работы по исследованию раннего средневековья 22 (1992), с. 2. О возможности генеалогической стеммы начала X века см. Нора Гадеке, Каролингская генеалогия начала X века? , Франция 15 (1987), 778-792
- ^ В семь канонических часов; Семь актов страстей Христовых; Семь бесплатных подарков; Дерево добродетелей; Дерево победы; Дерево мудрости; Двенадцать пророков; Двенадцать Символов веры; Двенадцать апостолов
- ^
в раннем издании Данте, напечатанном Андреа Торресани (1451–1529), Венеция, 1515 г. "1515, Венеция: АЛЬДУС МАНУЦИУС И АНДРЕА ТОРРЕСАНИ ДИ АСОЛО" . Архивировано из оригинала 05 февраля 2012 г. Проверено 26 февраля 2012 г. [1] «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 5 мая 2012 г. Проверено 26 февраля 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
- Серен де Кресси , Arbor virtutum или точная модель, в которой представлены всевозможные добродетели и грации.
- Майкл В. Эванс, «§3.5 Arbor virtutum» в «Геометрии разума» (1980) [2]
- А. Уотсон, « Виргинское зеркало с особым упоминанием дерева Иессея», Speculum 3.4, октябрь 1928 г., стр. 445–469.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мэтт Алексинас (2006). «Древо добродетелей и дерево пороков» . Йельский университет . Проверено 3 июня 2008 г.
- Роспись XV века «Древо пороков» в виде семиглавого дракона из Апокалипсиса Святого Иоанна (Откр. 12) в англиканской приходской церкви Святого Этельберта, Хессетт, Саффолк, Англия