Годжал
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2007 г. ) |
Годжал | |
---|---|
![]() Ледник Батура , один из самых длинных за пределами Заполярья, находится в Годжале. | |
Мы | |
Родное имя | Долина Гуджал ( урду ) |
английский перевод | Ведущий Гуджал Гуджал Ороню |
География | |
Страна | ![]() |
Штат/Провинция | ![]() |
Округ | Хунзинский район |
Координаты | 36 ° 23' с.ш. 74 ° 52' в.д. / 36,39 ° с.ш. 74,87 ° в.д. |
Годжал ( вахи : وادی گوجال , киргизский : گۉجال ۅرۅنۇ ), также известный как Верхняя Хунза , расположен на северо-западе Пакистана . Граничит с Китаем через перевал Хунджераб и с Афганистаном в долине Чапурсан . В 2019 году долина Годжал стала вторым подразделением Карачукар в районе Хунза . Это географически крупнейшее подразделение Гилгит -Балтистана .
Годжал или Верхняя Хунза состоит из ряда больших и малых долин, граничащих с Центральной Хунзой на юге, Китаем на северо-востоке и Афганистаном на северо-западе. Энабад — первая деревня Годжала в Верхней Хунзе. За исключением долин Шимшал, Мисгар и Чипурсан, все деревни Годжала Верхней Хунзы можно увидеть с Каракорумского шоссе (КХ), которое пересекает Годжал и въезжает в Китай через перевал Хунджераб . В районе Годжал проживает 20 000 жителей-исмаилитов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Долины и деревни Годжала со временем были заселены людьми из окрестных регионов. Первоначально кыргызские кочевники использовали территории Верхнего Годжала в качестве зимних пастбищ. Вахи мигрировали из Вахана в этот регион, Ишкук , долина Чапурсан , Авгарчский район Гирчи и деревни Сост были заселены в верхнем Годжале, а в нижнем Годжале Хусайни считается древним поселением. Когда Хунза находился под властью центрального правительства Гилгита, поселение Ишкук было богатым и платило скот и другие молочные продукты радже Гилгита . Поскольку Хунза возникла как независимое государство в начале 15 века, можно сделать вывод, что до возникновения государства Хунза различные долины в верхнем Годжале были заселены мигрантами, говорящими на вахи . Позже, как гласит устная история , катастрофическое наводнение разрушило поселение Ишкук в XVIII веке. Господство Центральной Хунзы или Канджуда стало значительным в период Мир Шаха Салим Хана (1790-1824). Мир Шах Салим Хан был воспитан его приемной матерью, леди Гульбахар, женой Ашура из семьи Будлай Гульмита Годжала. Леди Гульбахар была дочерью Кази Вахана Кази Махтума. Когда Шах Салим-хан стал миром Хунзы, он обратил внимание на расширение поселений Гулькин и Гульмит и инициировал переселение Чипусана для увеличения доходов. Одна из жен князей Мир Салим-хана Хушал Бегум была дочерью Калама Ашкаги из Сириколя. Ее отец подарил Хушал Бегум сельское хозяйство и пастбища, а также права на сбор налогов с поселений в Сириколе. Благодаря этому штат Хунза распространил свой контроль на районы Сириколя. От Хушал Бегум Мир Салим-хана был сын по имени Шах Абдулла-хан, который был самым младшим среди пяти других сыновей Мира. Мир Шах Салим Хан умер в 1824 году в Гульмите. После смерти Мир-шаха Салим-хана миром Хунзы стал его старший сын Шах Газанфар-хан (1824-1864). Мир Шах Газанфар назначил своего младшего брата Шаха Абдуллу Хана губернатором Годжала, а также возложил на него дополнительную ответственность командующего войсками Хунзы. Именно в это время произошло переселение долины Чипурсан путем переселения семей из деревень Гульмит, Гулькин, Хуссаини и Пассу и ввода крупных участков земли под орошение. В этот период Хунза превратилась в региональную державу и расширила свои границы до Сириколя, Ярканда и Вахана. Народ вахи Годжала проявил себя воинами и принял участие во многих войнах. Войска Хунзы сражались и выиграли войны против Ходжаса. Киргизы и Бадахшан. В период правления Абдуллы Хана Годжал превратился в оплот, и центр стал все более зависеть как в плане доходов, так и в военной мощи от Годжала. Эта растущая зависимость от Годжала и растущая власть Абдуллы-хана рассматривались многими в центре как угроза, что привело к убийству Абдуллы-хана принцем Газан-ханом, старшим сыном Мир-шаха Газанфара, при поддержке группы убийц из Алтита. и Каримабад. Газан Хан позже убил и своего отца Мир Шаха Газанфара и стал Миром Хунзы. У Абдуллы Хана было пятеро детей, включая одну дочь и четырех сыновей. Дочь по имени Мирона была старшей среди всех и вышла замуж еще при жизни его отца в Сириколе. Среди его сыновей старшим был Али Параст, который был женат на принце Би Би Афтаб, дочери Мир Шаха Газанфара, и Мир Шах Газафар подарил Джагира в Хайдарабаде Хунзе, однако позже, во времена Газан Хана II, мигрировал в Пассу, другими были Мухаммад Бари. , Али Фатх и Абдулла Бег. Мухаммад Бари мигрировал в Китай вместе с Мир Сафдар-ханом во время британского вторжения в Хунзу в 1891 году. Али Фатх поселился в Гулкине, а Абдулла Байг - в Чапурсан . После смерти Мир Шаха Салим Хана, который был первым исмаилитом в Хунзе, Шах Газанфар и Абдулла Хан были среди немногих людей в Хунзе, которые познакомились с исмаилитской верой и стали исмаилитами в первой половине 1800-х годов. Мир Шах Салим Хан принял исмаилитскую веру в результате бесед с исмаилитским миссионером Саидом Шахом Ардебилем во время его визита в Гульмит. Мир Шах Салим был первым человеком в Хунзе, чьи похороны были проведены в соответствии с исмаилитским тарикатом, а Чираг-и-Рошан был совершен для него впервые в истории Хунзы в Гульмите. [ 5 ]
Во второй половине 1800-х годов крупный оползень возле деревни Сарат заблокировал реку Хунза, и через три года образовалось большое озеро, которое затопило большую часть деревень Гульмит, Хуссаини и Пассу. Большая часть плодородных земель и садов оказалась под озером. Совсем недавно, в 2010 году, в том же районе деревни Аттабабад произошел еще один крупный оползень, который снова затопил части Шиската , Айенабада и Гульмита .
Шимшал
[ редактировать ]Долина Шимшал — самая известная деревня среди всех долин Годжала. Он расположен на высоте 3100 м (10 170,6 футов) над уровнем моря и является самым высоким поселением в районе. Это самая большая долина в Гилгит-Балтистане, занимающая почти всю территорию округа Хунза . Шимшал — приграничная деревня, соединяющая район Гилгит-Балтистан Пакистана с Китаем . Общая площадь Шимшала составляет около 3800 км². 2 Здесь проживает около 2000 жителей и всего 250 домохозяйств.
В долине Шимшал находится самая большая зона приключений в Хунзе , и она является главной достопримечательностью для туристов. Дистахил Сар — самая высокая гора в долине Шимшал , части Каракорум горного хребта в Гилгит-Балтистане , Пакистан . Это 19-я по высоте гора на Земле и 7-я по высоте в Пакистане. Дистегиль сар — это слово на языке вахи, предложенное народом вахи из Шимшала, что означает «над внутренним ранчо». Шимшали находятся в Пакистане, как шерпы в Непале. Более тридцати известных альпинистов из этой долины сделали Пакистан гордым в области туризма . Некоторые называют ее «Долиной альпинистов». Ее горы такие, как Дистагил Сар (7885 м), Кунджут Сар (7790 м), Тривор (7577 м), Пумари Чхиш (запад) (7492 м), Юкшин Гардан Сар (7530 м). , Момхил Сар (7343 м), Малунгутти Сар (7207 м), Шимшал Уайтхорн (6303 м) Минглик Сар (6150 м), Лупгар Сар (7200 м), Дут Сар (6858 м), Пик Соня (6310 м), Пуриан Сар (6293 м), Язгаил Сар (6000 м), Яваш Сар II ( 6176 м) и другие, хорошо известные среди гор. Гигантские ледники включают Малангуди, Язгаил, Хурдопин (5800 м), Бралду, Одвер, Вер Жарав, а основные перевалы — Чафчингоал, Хурдопин, Май Дур, Бралду, Бой Сам и другие. Среди которых самым любимым местом треккеров остается перевал ледника Хурдопин. .
Shishkat
[ редактировать ]Шишкат также известен как Назимабад. Шишкат — первая деревня в долине Годжал, которая граничит с Годжалом (верхняя Хунза) и центральной частью Хунзы. Общая численность населения села составляет 2160 человек, проживающих в 220 дворах. В этой деревне преимущественно говорят на языке бурушаски. Однако в деревне также проживает значительная часть говорящих на языке вахи и домааки. Село было основано в 1903 году во время правления Мир Назим-хана. До этого бесплодные земли использовались как пастбища села Гулмит. Некоторые семьи вахи из Гульмита также навсегда поселились в Шишкате, в то время как люди бурушаски и домаааки мигрировали из Центральной Хунзы. Деревня также имеет историческое значение, поскольку она была полем битвы между населением вахи над Гульмитом и штатами Нагар и Хунза.
Гульмит - Штаб подразделения
[ редактировать ]Гулмит - административный штаб подразделения Годжал. Гульмит – это многовековой исторический город с горами, вершинами и ледниками. Это туристическое место со множеством отелей, магазинов и музеев. Он расположен на высоте 2408 метров (7900 футов) над уровнем моря. Гульмит состоит из небольших деревень Камарис, Одвер, Далгирам, Лакш, Калха, Шаваран, Хор Лахш, Чамангул и Гозе. В Гульмите проживает около 4000 человек, все они говорят на языке ваххи и следуют исмаилитской школе шиитского ислама .

До 1974 года, когда Хунза был штатом, Гульмит был летней столицей штата. После упразднения государства он стал резиденцией правительства Техсила. Самому старому неповреждённому дому Гульмита более шести веков.
есть шесть Джамаат-ханов или религиозных общинных центров В Гульмите . Их присутствие заметно в каждом приходе села. Старый Летний дворец Мира Хунзы стоит на северной окраине исторического поля для игры в поло Гульмита. Старые мечети, которые сейчас используются в качестве библиотек, также украшают красивую территорию долины Гульмит.
Среди новых зданий, построенных правительством в Гульмите, - штаб-квартира Техсила, средняя школа для мальчиков федерального правительства, гражданская больница, средняя школа для девочек «Бриллиантовый юбилей» и государственная высшая средняя школа для девочек.
Модельная школа Аль-Амин , общественная организация, имеет красивое здание, расположенное рядом с Медицинским центром Службы здравоохранения Ага Хана .
Поселение Пассо
[ редактировать ]Пассу расположен в 125 км от Гилгита на КХ недалеко от границы с Китаем и окружен горами Каракорумского хребта. В его окрестности также входят два крупных ледника: Батура и ледник Пассу . Это одно из самых опасных мест для жизни из-за постоянной угрозы наводнений, и в прошлом оно было затоплено четыре раза. Пассу также является одной из самых древних деревень в этом районе. По мнению археологов , первое человеческое поселение в этом районе датируется 3000 г. до н.э. или 5000 г. до н.э. На нескольких скалах сохранилось множество древних наскальных изображений козлов и зебр , свидетельствующих о том, что козлы обитали в долине на протяжении многих тысячелетий, но зебры в этом районе больше не обитают. Другими дикими животными здесь являются снежные барсы и яки . Во вторую эпоху расселения здесь жили китайские буддисты. Буддисты отправились через эту Гандхары , Свата, Гилгита и Пассу долину в Китай . Записи об этом поселении и последующей миграции найдены в Карге Гилгите и Хуррамабаде Пассу. Третьим поселением в истории этой долины является Исламская эпоха. Ислам пришел в эту местность в девятом веке, когда сюда отправились мусульманские солдаты и торговцы. В эту эпоху аяты Корана были высечены в горах вокруг долины. Четвертая эпоха также была исламской, которая заселилась здесь в 18 веке. На этот раз в этом районе проживало 315 семей. Однако эта деревня была разрушена стихийным бедствием с оползнем, а близлежащая река была перекрыта. Лишь несколько семей остались в безопасности после оползня. Эта деревня была снова разрушена в 1964 году, когда население было вынуждено мигрировать из-за разлива реки Шимшал и эрозии берегов реки. И на этот раз в деревне было около 300 домов. Большинство коренного населения Пассу признает своим предком человека по имени Кул Мухаммад (известный как Кули), приехавшего из Вахана в 15 веке. В его память жители Пассу также известны как Кули-Кутор или Куликутц. Племя Кули также населило Каримабад, Муртазабад и многие другие деревни центральной Хунзы. Кули-куты в центральной части Хунзы позже переняли образ жизни бурушо и теперь говорят на языке бурушаски. Большая часть семей переехала в Чапурсан и Хайбер. Среди нынешних жителей Пассу семь семей: Чувай, Маг, Дин-Али, Мохаммад Сахи, Куба и Парасти (9 они утверждают, что являются потомками Абдулла-хана). Парасти являются потомками шаха Абдулла-хана, сына Мир-шаха Салим-хана из Хунзы. Семья названа в честь Али Параста, старшего сына шаха Абдуллы Хана, который переехал в Пассу из Шахабада, Хайдарабад, в 1870-х годах. Во времена Мир Шаха Газанфара Абдулла Хан был назначен губернатором Годжала и главнокомандующим силами Хунзы для защиты северных границ.
В 1941 году жители Пассу под предводительством Мухаммада Адаба, сына Али Параста, мобилизовали восстание против тяжелых налогов, наложенных Мир Газан-ханом II на жителей Годжала. Правительство британского владычества вмешалось и через местную администрацию агентства Гилгит вопрос был решен путем снижения налогов до минимального уровня.
По последним данным, население Пассу составляет около 1000 человек.
Гулкин
[ редактировать ]Деревня Гулкинов расположена в Годжал-Хунза. До него можно добраться по Каракорумскому шоссе (ККХ).
140 км к северу от Гилгита. Дорога занимает 3–4 часа. От поворота сразу за Гульмитом извилистая дорога ведет вверх на протяжении 3 км, пока земля не выровняется и не появятся первые дома деревни.

Гулкин занимает место старого ледникового озера, заиленного в результате непрерывного отложения осадков. Многие из 140 традиционных жилищ, составляющих деревню Гулкин, имеют круглую форму и обращены к бывшему берегу озера, что создает чудесную коллективную атмосферу. В центральной части теперь есть несколько жилых домов и полей, в том числе полоса земли, которая часто используется как поле для крикета.
Точных исторических данных о происхождении деревни нет, хотя ее возраст оценивается примерно в 700 лет. Согласно местному фольклору, еще при существовании озера здесь были поселения, а летом эта территория использовалась как пастбища. Название происходит от двух слов местного диалекта вакхи : « гулк », что означает «колодец», и «род», что означает «чей». Поскольку это район с небольшим количеством осадков, наиболее важной потребностью является вода для орошения, животноводства, питья и бытового использования. Хаваджа Ахмед и мусульмане- исмаилиты , пришедшие сюда с Миром Хунзы , попросили у него землю. После того, как Мир согласился, Хаваджа Ахмед мобилизовал жителей этого района на строительство водного канала для орошения земли. Это сделало возможным земледелие, и поселение исмаилитов процветало. Теперь в селе имеются небольшие медицинские и образовательные учреждения, электричество и водоочистные сооружения. Благодаря участию НПО, занимающихся наращиванием потенциала, также существует центр ремесленного производства и возможности для другого профессионального обучения. Джамаат Хана , центральное религиозное учреждение для всех мусульман -исмаилитов , занимает сильную позицию в обществе. Помимо своих религиозных функций, он является центральным местом для общественных собраний, фестивалей, праздников, разрешения споров и других общественных мероприятий. В Верхней Хунзе зимы длинные и могут быть очень холодными. Снегопад приводит с собой сибирского козла , спускающегося в поисках травы под снежный покров. Лето на севере жаркое, хотя и более приятное, чем суровые летние температуры (около 30 °C). Зимой температура остается ниже точки замерзания, а ночью снижается.
Хусайни
[ редактировать ]Деревня Хуссаини — одно из старых поселений народа вахи в долине Годжал. Хуссаини окружен ледником Хуссаини и рекой Хунджарав , а Каракорумское шоссе через центр деревни проходит .
Люди: Жители Хуссаини являются этническими вахами и говорят на языке ксиквор или вахи . Большинство жителей - выходцы из деревни Вахан, Путухск семьи Мусофер, а некоторые - из Пассу, известного как Кули или Сахи Ктур -
Религия : Жители Хуссаини, как и все остальные жители Годжала, являются последователями исмаилитской школы мысли в исламе . Туристические достопримечательности: Подвесной мост Хуссаини , ледник Хуссаини , тропа Зарабод и Султан-э-Шахталиб (святыня святого, построенная десятилетия назад) — известные туристические достопримечательности деревни Хуссаини в долине Годжал.
Авгарч
[ редактировать ]Одно из старейших поселений и оплотов вахи против иностранных захватчиков, таких как киргизы , Шигнанис расположен в узкой долине, начинающейся от деревни Мурхун в [КХ] и достигающей высоты перевала Карун . жили Раньше вахи в укрепленных домах, два форта, а именно Паштх-Кла и Вуч-Кла, до сих пор частично используются. Старая мечеть исмаилитов , новая Джамат Хана, старые сторожевые башни в Авгарче и Бойбаре — вот некоторые из главных достопримечательностей долины. Баба Суфи считается одним из первых людей, поселившихся в Годжале вместе со своим сыном Кубой и женой Джаа. Они поселились у источников Гирчи , но покинули ее из-за волнений мародеров. Его клан вместе с другими поселенцами Вахи позже продолжал использовать Гирчу как плодородную землю и забрал урожай обратно в Авгарч . Позже Мир Силум-хан из Хунзы убедил людей постоянно обосноваться в Гирче , а Авгарч использовался для зимовки, эта тенденция миграции в сессии практикуется до сих пор. Во время вторжения англичан жители всего нижнего Годжала и Хунзы укрылись в Авгарче. Позже поддерживаемые Великобританией войска прибыли в Авгарч и попросили людей вернуться в свои дома в полной безопасности.
Авгарч - одна из туристических достопримечательностей, находящаяся в 1,5 часах ходьбы от КХ . Она предлагает красивые пастбища и деревни, ледники и вершины, Йосинбанд, старые могилы киргизов, самый старый можжевельник Хунзы, Балтар Ярз, долину Бойбар, Прияр и знаменитый Перевал Корун. Экзотические животные, такие как снежные барсы, гималайские козлы, беркуты и многие другие, являются основными достопримечательностями. Авгарч славится своей трофейной охотой, охотничьи занятия начинаются зимой, охота организуется и поддерживается Организацией жителей села Хунджераб.
Гирча
[ редактировать ]Родниковая деревня, построенная КХ, является одной из первых заселенных земель в Годжале и Хунзе. Поселенный вакхи легендой Бобо э Суфи был построен форт , его поколение долгое время использовало эту землю только для выращивания сельскохозяйственных культур, затем в Гирче , который стал центром политической деятельности Мирса, Сарая для путешественников/исследователей и исмаилитов миссионеров- из Центральной Азии и Южной Азии. Азии до Китая. Гирча имеет географическое значение, поскольку есть доказательства, подтверждающие уникальные лито- и биофации , что привело к появлению термина [ 6 ] Гирча неоднократно подвергалась затоплению. Окаменелости, древесину и т. д. можно увидеть в отложениях скал, ставших видимыми в результате недавней эрозии.
Наводнение из Дилбоя остановило течение реки Хунджерав , которая разрушила старую деревню и форт. Люди перенесли форт, но эрозия продолжалась, и люди основали поблизости новые деревни, а именно; Сост , Назимабад, Мурхун , Джамалабад и Галапан .
В число жителей входит суфийский клан Бобо, который далее делится на Руми Кутор, Пош Кутор и Арбоб Кутор, некоторые вахи позже заселили это место и называются Хик Кутор, в эпоху Мир Назима Бурушаски семьям также были подарены земли в Гирче.
Гирча остается центром интереса для посетителей со всего мира: здесь есть различные источники, которые управляют деятельностью деревни, окаменелости , кораллы , морские раковины , старейшая мечеть и первая школа региона, исторические дома и традиционные ирригационные каналы. . Деревня является самодостаточной благодаря собственной электростанции, традиционной водяной мельнице, женскому ремесленному центру, первой и единственной ветеринарной ферме, форели ферме по выращиванию из родниковой воды , амбулатории и хорошо оборудованной библиотеке.
Sost
[ редактировать ]Сост — последний приграничный город Пакистана, который ведет КХ в Китай через Хунджераб. Сост является центром деятельности в верхнем Годжале с офисом помощника магистрата, действующим базаром , сухим портом , таможней и другими официальными учреждениями. Сост также является старой деревней с разнообразным населением. Можно посетить старый дом, связанный с Бобо-е-Суфи, а также храм святой Бабы Шейха Фарида, брата Шаха Шамса и Шаха Талиба, представляющий интерес для посетителей.
местные жители вырыли длинный туннель В 1985 году под руководством Программы Ага Хана по поддержке сельских районов Пакистана для орошения пастбища Сост, получившего название Хуссейнабад. Сост включает в себя четыре поселения, известные как Назимабад, Центр Сост, Афиятабад (известный как Сост Базар) и Хуссейнабад.
Назимабад
[ редактировать ]Назимабад - это деревня в Состе, основанная в 1910 году. Первоначальное поселение началось по приказу Мира Хунзы, Мир Назим-хана , отсюда и возникло название Назимабад. Эта деревня представляет собой разнообразное население, насчитывающее около 800 жителей, включая говорящих на языке бурушаски и вахи .

( Вакхи : چپورسن; также пишется Чипурсон , Чипурсон , Чапорсан , Чупурсон ) — долина, содержащая около восьми разбросанных деревень в округе Хунза в Гилгит-Балтистане , Пакистан . Это самая северная часть Пакистана, граничащая с Афганистаном и Китаем . Большинство людей в долине говорят на языке вахи , но жители деревни Раминдж говорят на языке бурушаски и принадлежат к исмаилитской секте ислама . [ нужна ссылка ] В долине Чипурсон проживает более 500 домохозяйств с населением 3000 человек.
География
[ редактировать ]Географически Годжал Верхняя Хунза расположена между 70 и 61 широтами и занимает площадь 10 873 км . 2 земли на высоте от 2340 до 4877 м над уровнем моря.
Годжал — горный регион, образующий западную часть Каракорума и горного хребта Восточного Памира . длиной 56 км, В этом районе также находится ледник Батура третий по длине в Пакистане (после Хиспара и Биафо).
Этот регион является домом для высоких ледяных вершин, бурных рек, пышных зеленых пастбищ и длинных ледников.
Деревни
[ редактировать ]Администрация
[ редактировать ]Гульмит , зимняя столица тогдашнего штата Хунза до 1974 года, является главным городом (штаб-квартирой техсила) и резиденцией правительства , а Сост является пограничным контрольно-пропускным пунктом и воротами для между Пакистаном сухопутной торговли и Китаем. Всем регионом управляют бюрократы, сидящие в Гилгите . Закон и порядок поддерживают два полицейских участка и один мировой судья .
Поэты
[ редактировать ]Верхняя Хунза является родиной замечательных поэтов. Среди поэтов - Назир Ахмад Бюльбюль , Саиф Уддин Саиф, Рехмат Улла Мушфик, Афзал Карим и многие другие. Большинство этих поэтов пишут на языке вахи.
Туристические объекты
[ редактировать ]Shishkat
[ редактировать ]Шишкат – первая деревня в долине Годжал, пришедшая с юга. Знаменитое озеро Аттабад , также известное как озеро Годжал, также расположено в деревнях Шишат и Гульмит. Озеро Аттабад возникло после того, как 4 января 2010 года деревня Аттабад была разрушена мощным оползнем. Оползень перекрыл ущелье реки Хунза и образовал озеро, которое на пике простиралось от Аттабадского барьера до Пассу, длиной почти 24 километра. . Жители Шишката также славятся своим гостеприимством.
Лупгар Сар занимает 109-е место в списке самых высоких гор мира. [ нужна ссылка ] Он расположен в долине Шимшал. Он является частью горной группы Момхаил Сар и имеет высоту 7200 метров (23 622 фута) над уровнем моря. На языке вакхи Лупгар Сар переводится как «вершина большой скалы».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «National Geographic: Отдаленный Годжал в Северном Пакистане, где живут 20 000 исмаилитов, совсем не такой, как вы ожидали» . 25 октября 2016 г.
- ^ Абдулла Ян, Абдулла Ян (2008). Тарих Дават-и-Исмаилиа Шумали Элака Джат (первое изд.). Исламабад: Минрова.
- ^ Зафар Икбал, Зафар Икбал (2017). Разнообразная и полная приключений история Хунзы (первое изд.). Гилгит: Северные книги.
- ^ Кудратулла Бег (1980). Эхди-Атик-Хунза (Первое изд.). Балтит Хунза: Х. Шафикур Рехман.
- ^ Фида Али Айсар, Фида Али (2002). Риасат Хунза (первое изд.). Гилгит: Хани Сара.
- ^ Формирование Гирчи.