Воздушное пространство
Примеры и перспективы в этой статье касаются главным образом Соединенных Штатов и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( Май 2017 г. ) |
Воздушное пространство [ 1 ] — это часть атмосферы, контролируемая страной над ее территорией, включая ее территориальные воды или, в более общем плане, любая конкретная трехмерная часть атмосферы. [ 2 ] Это не то же самое, что космическое пространство , которое представляет собой пространство или пространство за пределами Земли, и аэрокосмическое пространство , которое является общим термином для атмосферы Земли и космического пространства в окрестностях планеты.
Горизонтальная граница
[ редактировать ]По международному праву государство «обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией», что соответствует морскому определению территориальных вод как находящихся на расстоянии 12 морских миль (22,2 км) от береговой линии страны. [ 3 ] Воздушное пространство за пределами территориальных границ какой-либо страны считается международным, аналогично « открытому морю » в морском праве.
Однако по международному соглашению страна может взять на себя ответственность за контроль над частями международного воздушного пространства, например, над океанами. Такое воздушное пространство, в отношении которого страна несет ответственность перед Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) за оперативный контроль, называется районом полетной информации (FIR). Для прибрежного государства РПИ состоит из воздушного пространства над его сухопутной и морской территорией, а также любого международного воздушного пространства, в отношении которого ИКАО возложила ответственность на это государство. [ 4 ]
Например, Соединенные Штаты предоставляют услуги управления воздушным движением над значительной частью Тихого океана, хотя воздушное пространство является международным.
Вертикальная граница
[ редактировать ]Не существует международного соглашения о вертикальной протяженности суверенного воздушного пространства. [ 5 ] хотя «большинство государств используют 100-километровый порог – так называемую «линию Кармана» – для определения начала космоса» и, следовательно, юридического различия между воздушным пространством и космическим пространством. [ 6 ]
Рабочие определения варьируются от примерно 30 км (19 миль) — протяженность самых высоких самолетов и воздушных шаров — до примерно 160 км (100 миль) — примерно наименьшая протяженность краткосрочных стабильных орбит (Спутник Лисинг-1 имел стабильную орбиту с апогеем 140 км (87 миль) в течение трех дней). [ 7 ] установила Международная авиационная федерация линию Кармана на высоте 100 км (62 мили) как границу между атмосферой Земли и космическим пространством . [ 8 ] . Действительно, спускающиеся космические челноки пролетели на расстояние менее 80 км (50 миль) над другими странами, такими как Канада , не спросив предварительного разрешения. [ 9 ]
Еще одним аспектом этой демаркационной проблемы является определение космонавта . Военно -воздушные силы США награждают крыльями астронавтов персоналу, пролетевшему более 80 километров (50 миль), в то время как Федеральное управление гражданской авиации также использует это определение для описания «коммерческих астронавтов» лиц, которые являются только пассажирами на таких рейсах. [ 6 ] Тем не менее, и линия Кармана, и определение США являются всего лишь рабочими ориентирами, без каких-либо реальных юридических полномочий в вопросах национального суверенитета.
линия Кармана
[ редактировать ]Линия Кармана (или фон Кармана / v ɒ n ˈ k ɑːrm ɑː n / ) линия [ 10 ] — предполагаемая условная граница между атмосферой Земли и космическим пространством .
До середины 20-го века, который считался эпохой новаторства авиации, не было четких границ относительно того, что является национальным воздушным пространством и когда оно становится международным. По этой причине в то время действовало своего рода обычное право, и большинство стран, таких как Великобритания или США, считали воздушное пространство международным на высоте примерно 13 000 футов. Однако это применялось только в мирное время, и если это было выгодно государствам, то не было четкой демаркации вопроса о воздушном пространстве до 1950-х годов, когда была определена линия Кармана. [ нужна ссылка ]
Частные права на эфир
[ редактировать ]Граница между общественным воздушным пространством и частными правами на полет определяется национальным или местным законодательством.
В Соединенных Штатах решение Верховного суда 1946 года « Соединенные Штаты против Косби» отменило доктрину общего права , согласно которой права частной собственности распространяются на неопределенный срок вверх, вместо этого постановив, что они заканчиваются на высоте 300 футов над самой высокой местностью (включая здания), нижним пределом «права частной собственности». общественная автомагистраль», определенная Конгрессом в Законе о воздушной торговле 1926 года . Федеральное управление гражданской авиации регулирует строительство и маркировку сооружений высотой более 200 футов вблизи аэропортов и 500 футов в целом. [ 11 ]
Контролируемое воздушное пространство
[ редактировать ]Контролируемое воздушное пространство [ 12 ] существует там, где считается необходимым, чтобы авиадиспетчерская служба имела некоторую форму положительного исполнительного контроля над воздушными судами, летающими в этом воздушном пространстве (однако авиадиспетчерская служба не обязательно контролирует движение, выполняющееся в соответствии с правилами визуального полета (ПВП) [ 13 ] в этом воздушном пространстве).
Воздушное пространство может быть дополнительно разделено на различные районы и зоны, в том числе на те, где существуют либо ограничения на летную деятельность, либо полный запрет на летную деятельность.
Контролируемое воздушное пространство — это общий термин, который охватывает различные классификации воздушного пространства и определенные аспекты, в пределах которых обеспечивается диспетчерское обслуживание воздушного движения (УВД) в соответствии с классификацией воздушного пространства. Контролируемое воздушное пространство состоит из: [ 14 ]
- Класс А
- Класс Б
- Класс С
- Класс Д
- Класс Е
Воздушное пространство класса А
[ редактировать ]Воздушное пространство класса А обычно представляет собой воздушное пространство на высоте от 18 000 футов (~3,4 миль, 5,5 км) среднего уровня моря (MSL) до эшелона полета (FL) 600 (~11,4 миль, 18,3 км) включительно, включая воздушное пространство над водами в пределах 12 морских миль (NM) (~13,8 миль, 22,2 км) от побережья 48 сопредельных штатов и Аляски. Если не разрешено иное, все полеты в воздушном пространстве класса А выполняются в соответствии с правилами полетов по приборам (ППП). [ 14 ]
Воздушное пространство класса B
[ редактировать ]Воздушное пространство класса B обычно представляет собой воздушное пространство от поверхности до высоты 10 000 футов над уровнем моря, окружающее самые загруженные аэропорты страны с точки зрения операций в аэропортах или посадки пассажиров. Конфигурация каждой зоны воздушного пространства класса B подбирается индивидуально, состоит из надводной зоны и двух или более слоев (некоторые зоны воздушного пространства класса B напоминают перевернутые свадебные торты) и предназначена для включения всех опубликованных процедур по приборам после входа воздушного судна в зону. воздушное пространство. Разрешение УВД требуется для того, чтобы все воздушные суда могли работать в этом районе, и все воздушные суда, получившие такое разрешение, получают услуги эшелонирования в воздушном пространстве. [ 14 ]
Воздушное пространство класса C
[ редактировать ]Воздушное пространство класса C, как правило, представляет собой воздушное пространство от поверхности до высоты 4000 футов над уровнем аэропорта (обозначено в MSL), окружающее те аэропорты, которые имеют оперативную диспетчерскую вышку, обслуживаются радиолокационным контролем захода на посадку и имеют определенное количество операций по ППП или посадок пассажиров. . Хотя конфигурация каждой зоны класса C индивидуальна, воздушное пространство обычно состоит из надводной зоны радиусом пять морских миль, внешнего круга радиусом десять морских миль, который простирается на высоте от 1200 до 4000 футов над превышением аэропорта, и внешнего круга радиусом в десять миль. область. Каждое воздушное судно должно установить двустороннюю радиосвязь со службой УВД, обеспечивающей обслуживание воздушного движения, до входа в воздушное пространство и после этого поддерживать эту связь, находясь в воздушном пространстве. [ 14 ]
Воздушное пространство класса D
[ редактировать ]Воздушное пространство класса D обычно представляет собой воздушное пространство от поверхности до высоты 2500 футов над отметкой аэропорта (указанной в MSL), окружающее те аэропорты, в которых есть действующая диспетчерская вышка. Конфигурация каждой зоны воздушного пространства класса D индивидуальна, и когда публикуются схемы полетов по приборам, воздушное пространство обычно проектируется так, чтобы содержать эти процедуры. Расширением прибытия для схем захода на посадку по приборам (IAP) может быть воздушное пространство класса D или класса E. Если не разрешено иное, каждое воздушное судно должно установить двустороннюю радиосвязь со службой УВД, обеспечивающей обслуживание воздушного движения, до входа в воздушное пространство и после этого поддерживать эту связь, находясь в воздушном пространстве. [ 14 ]
Воздушное пространство класса E
[ редактировать ]Если воздушное пространство не относится к классам A, B, C или D и является контролируемым воздушным пространством, то это воздушное пространство класса E. Воздушное пространство класса E простирается вверх от поверхности или заданной высоты до вышележащего или прилегающего контролируемого воздушного пространства. Воздушное пространство, обозначенное как наземная зона, сконфигурировано для размещения всех процедур по приборам. Также к этому классу относятся федеральные воздушные трассы, воздушное пространство, начинающееся на высоте 700 или 1200 футов над уровнем земли (AGL), используемое для перехода к терминалу и обратно или на маршруте, а также зоны внутреннего и морского воздушного пространства на маршруте, обозначенные ниже 18 000 футов над уровнем моря. Если не указано иное на меньшей высоте, воздушное пространство класса E начинается на высоте 14 500 футов над уровнем моря над Соединенными Штатами, включая воздушное пространство над водами в пределах 12 морских миль от побережья 48 смежных штатов и Аляски, до, но не включая 18 000 футов над уровнем моря, и воздушное пространство выше эшелона полета 600. [ 14 ] В классе E доступны службы контроля, но пилотам по ПВП не требуется вступать в какой-либо контакт с УВД, в отличие от другого контролируемого воздушного пространства.
Неконтролируемое воздушное пространство
[ редактировать ]Воздушное пространство класса G
[ редактировать ]Неконтролируемое воздушное пространство или воздушное пространство класса G — это часть воздушного пространства, которая не была обозначена как класс A, B, C, D или E. Поэтому орган УВД определяет ее как неконтролируемое воздушное пространство. Воздушное пространство класса G простирается от поверхности до основания вышележащего воздушного пространства класса E. Хотя УВД не имеет полномочий или ответственности за управление воздушным движением, пилоты должны помнить, что существуют минимальные правила визуального полета (VFR), которые применяются к воздушному пространству класса G. [ 14 ] и что бегство над частной собственностью не должно считаться действительным.
Воздушное пространство специального использования
[ редактировать ]Воздушное пространство специального использования или специальная зона полетов (SAO) — это обозначение воздушного пространства, в котором должна быть ограничена определенная деятельность или где могут быть наложены ограничения на полеты воздушных судов, которые не являются частью этой деятельности. Некоторые зоны специального использования воздушного пространства могут создавать ограничения на смешанное использование воздушного пространства. Воздушное пространство специального использования, изображенное на приборных картах, включает название или номер района, эффективную высоту, время и погодные условия эксплуатации, контролирующий орган и расположение панели карты. На маршрутных картах Национальной группы аэронавигационных карт (NACG) эта информация доступна на одной из торцевых панелей. [ 14 ] Воздушное пространство специального использования обычно состоит из:
- Запрещенные зоны
- Зоны ограниченного доступа
- Зоны предупреждения
- Районы военных действий (МОА)
- Зоны оповещения
- Зоны контролируемого огня (CFA)
Запрещенные зоны
[ редактировать ]Запрещенные зоны содержат воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого полеты самолетов запрещены. Такие территории создаются в целях безопасности или по другим причинам, связанным с национальным благосостоянием. Запрещенные зоны в США публикуются в Федеральном реестре и отображаются на аэронавигационных картах. Район обозначается на карте буквой «P», за которой следует номер (например, P-49). Примеры запрещенных зон включают Кэмп-Дэвид и Национальную аллею в Вашингтоне, округ Колумбия, где Белый дом и здания Конгресса . расположены [ 14 ]
Зоны ограниченного доступа
[ редактировать ]Зоны ограниченного доступа — это зоны, где операции опасны для неучаствующих воздушных судов, и содержат воздушное пространство, в пределах которого полеты воздушных судов, хотя и не полностью запрещены, подлежат ограничениям. Деятельность в этих областях должна быть ограничена в силу ее характера, либо могут быть наложены ограничения на операции воздушных судов, которые не являются частью этой деятельности, либо и то, и другое. Зоны ограниченного доступа означают наличие необычных, часто невидимых опасностей для самолетов (например, артиллерийский огонь, воздушная артиллерийская стрельба или управляемые ракеты). Рейсам IFR может быть разрешено прохождение воздушного пространства, и их маршруты прокладываются соответствующим образом. Проникновение в зоны ограниченного доступа без разрешения эксплуатирующей или контролирующей организации может быть чрезвычайно опасным для воздушного судна и его пассажиров. [ 14 ] Службы УВД применяют следующие процедуры, когда воздушные суда выполняют полеты по разрешению ППП (включая разрешения УВД на поддержание ПВП сверху) по маршруту, который находится в ограниченном воздушном пространстве совместного использования:
- Если зона ограниченного доступа неактивна и передана Федеральному управлению гражданской авиации (ФАУ), служба УВД позволяет воздушному судну работать в ограниченном воздушном пространстве без выдачи на это специального разрешения.
- Если зона ограниченного доступа активна и не была передана ФАУ, орган УВД выдает разрешение, которое гарантирует, что воздушное судно обойдет ограниченное воздушное пространство.
Зоны ограниченного доступа обозначаются буквой «R», за которой следует номер (например, R-4401), и отображаются на маршрутной карте, подходящей для использования на высоте или эшелоне полета. Информацию о зонах ограниченного доступа можно получить на обратной стороне карты.
Зоны предупреждения
[ редактировать ]Зоны предупреждения по своей природе аналогичны зонам ограниченного доступа; однако правительство Соединенных Штатов не обладает исключительной юрисдикцией над воздушным пространством. Зона предупреждения — это воздушное пространство определенных размеров, простирающееся от 12 морских миль от побережья Соединенных Штатов и содержащее деятельность, которая может быть опасной для воздушных судов, не участвующих в полете. Цель таких зон — предупредить неучаствующих пилотов о потенциальной опасности. Зона предупреждения может располагаться над внутренними или международными водами или над обоими. Воздушное пространство обозначается буквой «W», за которой следует номер (например, W-237). [ 15 ]
Районы военных действий (МОА)
[ редактировать ]MOA состоит из воздушного пространства с определенными вертикальными и поперечными границами, установленными с целью отделения определенных мероприятий военной подготовки от движения по ППП. Всякий раз, когда используется MOA, неучаствующий трафик IFR может быть разрешен через MOA, если УВД может обеспечить разделение IFR. В противном случае ATC перенаправляет или ограничивает неучаствующий трафик IFR. МОА изображены на схемах разрезов, в районе терминала ПВП и на картах малых высот на маршруте и не нумеруются (например, «Камден-Ридж МОА»). [Рисунок 14-5] Тем не менее, MOA также дополнительно определяется на оборотной стороне диаграмм в разрезе с указанием времени работы, затронутых высот и контролирующего органа. [ 14 ]
Зоны оповещения
[ редактировать ]Зоны тревоги обозначаются на аэронавигационных картах буквой «А», за которой следует номер (например, А-211), чтобы информировать неучаствующих пилотов о зонах, в которых может проводиться большой объем подготовки пилотов или необычный тип воздушной деятельности. Пилотам следует проявлять осторожность в зонах повышенной готовности. Вся деятельность в зоне тревоги должна осуществляться в соответствии с правилами без каких-либо исключений, и пилоты участвующих воздушных судов, а также пилоты, проходящие транзитом через зону, несут равную ответственность за предотвращение столкновений. [ 14 ]
Зоны контролируемого огня (CFA)
[ редактировать ]CFA содержат действия, которые, если они не проводятся в контролируемой среде, могут быть опасными для неучаствующих воздушных судов. Разница между CFA и другим воздушным пространством специального назначения заключается в том, что деятельность должна быть приостановлена, когда самолет-корректировщик, радар или наземная наблюдательная позиция указывают на то, что самолет может приближаться к этому району. Нет необходимости наносить на карту CFA, поскольку они не заставляют неучаствующий самолет менять траекторию полета. [ 14 ]
Другие зоны воздушного пространства
[ редактировать ]«Другие зоны воздушного пространства» — это общий термин, обозначающий большую часть оставшегося воздушного пространства. [ 14 ] Он включает в себя:
- Консультации по местному аэропорту
- Военно-учебный маршрут (СТР)
- Временное ограничение полетов (TFR)
- Операции с самолетами-парашютистами
- Опубликованные маршруты VFR
- Терминальная радиолокационная зона обслуживания (TRSA)
- Зона национальной безопасности (АНБ)
Консультации по местному аэропорту (LAA)
[ редактировать ]Услуга, предоставляемая объектами, расположенными в аэропорту посадки, имеет дискретную частоту связи «земля-воздух» или частоту вышки, когда вышка закрыта, автоматические сводки погоды с голосовым вещанием и непрерывное отображение данных ASOS/AWOS, другие инструменты непрерывного прямого считывания или ручные наблюдения, доступные специалисту. [ 14 ]
Маршруты военной подготовки (ССО)
[ редактировать ]MTR — это маршруты, используемые военными самолетами для поддержания навыков тактического полета. Эти маршруты обычно прокладываются на высоте ниже 10 000 футов над уровнем моря для операций на скорости более 250 узлов. Некоторые сегменты маршрута могут быть определены на больших высотах в целях обеспечения непрерывности маршрута. Маршруты обозначаются как IFR (IR) и VFR (VR), за которыми следует номер. [Рисунок 14-7] MTR без сегмента выше 1500 футов над уровнем земли обозначаются четырьмя цифровыми символами (например, IR1206, VR1207). MTR, включающие один или несколько сегментов на высоте выше 1500 футов над уровнем земли, обозначаются тремя цифровыми символами (например, IR206, VR207). На маршрутных картах IFR на малых высотах показаны все маршруты IR и все маршруты VR, на которых выполняются полеты на высоте более 1500 футов над уровнем земли. IR-маршруты проводятся в соответствии с IFR независимо от погодных условий. На схемах в разрезе ПВП изображены мероприятия военной подготовки, такие как ИК, VR, МОА, зона ограниченного доступа, зона предупреждения и информация о зоне оповещения. [ 14 ]
Временные ограничения на полеты (TFR)
[ редактировать ]) Центра полетных данных (FDC) Уведомление для летчиков ( НОТАМ выдается для обозначения СКР. НОТАМ начинается с фразы «ПОЛЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ», за которой следует место временного ограничения, период действия, зона, определенная в уставных милях, и затронутые высоты. В НОТАМе также указаны координатор ФАУ и номер телефона, причина ограничения и любая другая информация, которая считается необходимой. Пилот должен проверить НОТАМ при планировании полета. [ 14 ]
Некоторые цели создания СКР:
- Защищайте людей и имущество в воздухе или на поверхности от существующей или неминуемой опасности.
- Обеспечить безопасную среду для работы самолетов, оказывающих помощь при стихийных бедствиях.
- Предотвратите небезопасное скопление экскурсионных самолетов над местом происшествия или события, которое может вызвать высокий общественный интерес.
- Защитите объявленные национальные бедствия по гуманитарным причинам в штате Гавайи.
- Защищайте президента, вице-президента или других общественных деятелей.
- Обеспечить безопасную среду для деятельности космического агентства.
После событий 11 сентября 2001 года использование СКР стало гораздо более распространенным. Произошёл ряд инцидентов, связанных с вторжением самолётов в зону СКР, в результате чего пилоты подверглись проверкам безопасности и были лишены сертификатов. Пилот обязан знать о СКР в предполагаемой зоне полета. Один из способов проверить — посетить веб-сайт ФАУ ( [1] ) и убедиться, что в этом районе нет СКР. [ 14 ]
Операции с самолетами-парашютистами
[ редактировать ]Операции самолетов , выполняющих прыжки с парашютом, публикуются в Справочнике аэропортов/объектов (A/FD). Часто используемые сайты изображены на диаграммах в разрезе. [ 14 ]
Опубликованные маршруты VFR
[ редактировать ]Опубликованные маршруты VFR предназначены для перехода вокруг, под или через какое-либо сложное воздушное пространство. К таким маршрутам применялись такие термины, как пролетный путь по ПВП, коридор по ПВП, переходный маршрут по ПВП в воздушном пространстве класса B и маршрут по ПВП в зоне аэродрома. Эти маршруты обычно можно найти на схемах планирования территории терминала ПВП. [ 14 ]
Терминальные радиолокационные зоны обслуживания (TRSA)
[ редактировать ]TRSA — это зоны, где участвующие пилоты могут получить дополнительные радиолокационные услуги. Целью услуги является обеспечение разделения между всеми операциями по ППП и участвующими самолетами по ПВП. [ 14 ]
Основной аэропорт(ы) в пределах TRSA становится(и) воздушным пространством класса D. Оставшаяся часть TRSA перекрывает другое контролируемое воздушное пространство, которое обычно представляет собой воздушное пространство класса E, начиная с высоты 700 или 1200 футов и созданное для перехода в/из среды маршрута/терминала. TRSA изображаются на схемах секций VFR и схемах зон терминалов сплошной черной линией и указанием высоты для каждого сегмента. Часть класса D обозначена синей сегментированной линией. Участие в услугах TRSA является добровольным; однако пилотам, работающим по ПВП, рекомендуется связаться с радиолокационной диспетчерской службой захода на посадку и воспользоваться услугой TRSA. [ 14 ]
Зоны национальной безопасности (АНБ)
[ редактировать ]НГБ состоят из воздушного пространства определенных вертикальных и поперечных размеров, установленного в местах, где существует потребность в повышении безопасности наземных объектов. Полеты в НГБ могут быть временно запрещены постановлением в соответствии с положениями Раздела 14 Кодекса федеральных правил (14 CFR), часть 99, и запреты распространяются через NOTAM. Пилотам предлагается добровольно избегать полетов через эти изображенные зоны. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Указатель авиационных статей
- Воздушный суверенитет
- Класс воздушного пространства
- Права на эстакаду
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «AIM Глава 3. Воздушное пространство» . Архивировано из оригинала 7 июня 2014 года.
- ^ Рэгг, Дэвид В. (1974). Словарь авиации (1-е американское изд.). Нью-Йорк: Frederick Fell, Inc., с. 29. ISBN 0-85045-163-9 .
- ^ «Конвенция о международной гражданской авиации» (PDF) . Проверено 21 июня 2019 г.
- ^ «Правовые принципы, регулирующие контроль над национальным воздушным пространством и регионами полетной информации, и их применение в Восточном Средиземноморье» (PDF) . Проверено 21 июня 2019 г.
- ^ Харрис, Александра; Харрис, Рэй (2006). «Необходимость демаркации воздушного и космического пространства». Космическая политика . 22 (1): 3–7. doi : 10.1016/j.spacepol.2005.11.004 .
- ^ Перейти обратно: а б Байерс, Майкл; Боли, Аарон (2022). Кому принадлежит космическое пространство?: Международное право, астрофизика и устойчивое развитие космоса . Издательство Кембриджского университета. п. 13. ISBN 9781108597135 .
- ^ «Ликсинг 1» .
- ^ Санс Фернандес де Кордова, доктор. С. (24 июня 2004 г.). «Раница 100 км для космонавтики» . Международная авиационная федерация . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Уайт, Роберт Э. « Запрет на космическое оружие: мысли о новом договоре» . Архивировано из оригинала 15 мая 2008 года . Проверено 27 июля 2007 г.
- ^ «фон-карман» . Dictionary.com Полный (онлайн). nd
- ^ «ФАУ обновляет стандарты в отношении препятствий в воздушном пространстве» . 8 декабря 2015 г.
- ^ «Раздел 2 AIM. Контролируемое воздушное пространство» . Архивировано из оригинала 7 июня 2014 года.
- ^ «Глоссарий пилота/диспетчера – ПРАВИЛА ВИЗУАЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Федеральное управление гражданской авиации, Министерство транспорта США (2008 г.). «Справочник пилота по авиационным знаниям; FAA-H-8083-25A» (PDF) . Стандартные услуги полета. стр. 14–2–14–16. Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2017 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Глава 15: Воздушное пространство». Справочник пилота по авиационным знаниям (изд. FAA-H-8083-25C). Федеральное управление гражданской авиации . 17 июля 2023 г. с. 4.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- открыть карты полетов
- Воздушное пространство США, как описано в Руководстве по аэронавигационной информации.
- Воздушно-космические технологии
- Всемирный обмен данными о парящих поворотных точках: воздушное пространство (публично предоставленные данные)
- Данные о воздушном пространстве в формате Google Earth (KML)
- Грэм Уорвик (18 сентября 2018 г.). «Airbus предлагает план интеграции автономной авиации» . Неделя авиации и космических технологий .