Джон Джером Капспергер
Джованни Джироламо Капспергер (также: Иоганн (а) Иероним Капсбергер или Джованни Джеронимо Капспергер ; ок. 1580 - Рим, 17 января 1651) был австрийско - итальянским виртуозным исполнителем и композитором периода раннего барокко . Плодовитый и очень оригинальный композитор, Капсбергер сегодня в основном помнят своей музыкой для лютни и теорбы ( читарона ), которая сыграла важную роль в развитии этих инструментов как сольных.

Его прозвище было «немец теорбы», происходящее из-за его славы как виртуоза игры на теорбе и других инструментах, принадлежащих к семейству лютни.
Жизнь
[ редактировать ]О дате и месте рождения Капсбергера ничего не известно. Его отец, полковник Вильгельм (Гульельмо) фон Капспергер, был военным чиновником Императорского дома Австрии и, возможно, поселился в Венеции , городе, который, возможно, был местом рождения Капсбергера.
После 1605 года Капсбергер переехал в Рим , где быстро заслужил репутацию блестящего виртуоза. Он развивал связи с различными влиятельными людьми и организациями и организовывал в своем доме «академии», которые считались «чудесами Рима». Около 1609 года Капсбергер женился на Геролиме ди Росси, от которой у него было как минимум трое детей. Примерно в то же время он начал публиковать свою музыку, и в течение следующих десяти лет появилось более десятка музыкальных сборников. В их число входила знаменитая Libro I d'intavolatura di lauto (1611 г.), единственное сохранившееся собрание музыки для лютни Капсбергера. [ 1 ]
В 1624 году Капсбергер поступил на службу к кардиналу Франческо Барберини , где работал со многими важными композиторами, такими как Джироламо Фрескобальди и Стефано Ланди , а также с поэтами, в том числе с Джулио Роспильози, будущим Папой Климентом IX . Капсбергер работал в доме Барберини до 1646 года. Он умер в 1651 году. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]
Капсбергера лучше всего помнят как композитора для лютни и теорбы . При его жизни было издано не менее шести сборников, два из которых в настоящее время утеряны. Сочинению Капсбергера свойственны, особенно в токкатах , спонтанные изменения, резкие контрасты, необычные ритмические группировки и, иногда, отрывки, не соответствующие правилам контрапункта , действовавшим в то время. [ 1 ] Подавляющее большинство современных критиков высоко оценили композиционное мастерство и новаторство Капсбергера. Среди них был Афанасий Кирхер , который охарактеризовал Капсбергера как «великолепного гения» и засвидетельствовал, что он «успешно проник в тайны музыки». [ 2 ] Заметным исключением был критик Джованни Баттиста Дони , который первоначально поддерживал композитора, но затем по неясным причинам отвернулся от него и раскритиковал его музыку в печати. [ 3 ]
Некоторые современники, такие как Стефано Ланди , отмечали, что Капсбергер не был таким дотошным композитором, как исполнитель. [ 3 ] Перечисленные выше особенности побудили некоторых современных ученых разделить эту точку зрения, и они склонны полагать, что Капсбергер был композитором низших способностей. Среди этих критиков выдающимся является лютнист Рольф Лислеванд : по его словам, «Капсбергер был настолько же плохим композитором, насколько и прекрасным инструменталистом [...] Идеи часто плохо развиты и свободно связаны друг с другом; настоящего музыкального дискурса не существует». выстроен [...] ритм - даже после серьезных усилий по его пониманию - колеблется между вдохновенным умом и полной путаницей». [ 4 ]
Независимо от того, как относиться к его композиционному мастерству, Капсбергер был одним из основных композиторов лютневой и теорбо-музыки в эпоху раннего барокко (вместе с Алессандро Пиччинини ) и внес большой вклад в развитие европейских щипковых струнных инструментов того времени. [ 1 ] Кроме того, токкаты Капсбергера, возможно, повлияли на токкаты Джироламо Фрескобальди . [ 5 ] так же, как французская лютневая музыка несколько лет спустя повлияла на Иоганна Якоба Фробергера сюиты .
Другая музыка Капсбергера включает в себя два сборника инструментальных ансамблевых танцев, редких для того периода, и множество вокальной музыки, которая широко исполнялась при его жизни, но сейчас пользуется меньшим признанием критиков. Капсбергер также писал сценическую музыку, почти вся которая в настоящее время утеряна. Единственное сохранившееся произведение такого рода — «Apotheosis sive Consecratio SS Ignatii et Francisco Xaverii» (1622). [ 1 ]
Список работ
[ редактировать ]В этот список включены только произведения, опубликованные при жизни композитора. Те немногие фрагменты, которые сохранились в рукописях, а также фрагменты сомнительной атрибуции не включены.
Лютня и теорба
[ редактировать ]- Первая книга гитарных табулатур (1604 г.): 6 токкат, 7 наборов вариаций, 12 гальярдов, капсбергский тенор.
- Первая книга лютневых табулатур (1611 г.): 8 токкат, 12 гальярдов, 12 корт.
- Третья книга табулатуры для читарона (1626 г.), недавно обнаруженная коллекция, [ 6 ] сейчас в Йельском университете: 8 попаданий, 1 «сильное совпадение», 2 пробега; затем целый раздел в качестве практического пособия для исполнителей на гитарроне, включающий «различные пассажи по нотам для игры над партией», каденции в табулатурах, «стол для игры на гитаре по-итальянски и по-французски», «стол для игры на гитаре по-итальянски и по-французски», «стол для игры на гитаре». гитара, большая гитара поверх баса».
- Четвертая книга гитарных табулатур (1640 г.): 12 токкат, 16 прелюдий, 10 пассакальй, 5 чакон и множество других произведений, включая танцы, вариации, канцоны и т. д.
Другой инструментальный
[ редактировать ]- Первая книга танцев, гальярд и течений, для четырех голосов (1615 г.): 8 танцев, 6 гальярдов, 6 течений.
- Первый сборник симфоний для четырех голосов (1615 г.): 18 симфоний по 4 с непрерывным басом.
Священный вокал
[ редактировать ]- Первая книга мотетов-прогулок (1612 г.), 20 мотетов для голоса и непрерывного баса.
- Священные песни (1628), 21 пьеса для 3–6 голосов и бассо континуо.
- Modulatus sari diminutis voculis cincinnati (1630), для голоса и бассо континуо
- «Вифлеемские пастыри» (1630), для шести голосов и непрерывного баса
- Городские мессы (1631), три мессы для 4, 5 и 8 голосов с бассо континуо.
- Litaniae deiparae Virginis (1631), четыре ектении для 4, 6 и 8 голосов с бассо континуо
Светский вокал
[ редактировать ]Вилланельяс
[ редактировать ]- Первая книга вилланелей (1610 г.), 20 вилланелл для 1–3 голосов и непрерывного баса.
- Вторая книга вилланель (1619 г.), 21 вилланель для 1–3 голосов и непрерывного баса.
- Третья книга вилланелей (1619 г.), 20 вилланелл для 1–3 голосов и непрерывного баса.
- Четвертая книга виланелл (1623), 23 виллы для 1–3 голосов и непрерывного баса.
- Пятая книга вилланели (1630), вилланели для 1–4 голосов и бассо континуо.
- Цветы Ли - Шестая книга виллынель (1632), вилланель для 1–4 голосов и непрерывного баса.
- Седьмая книга вилланель (1640), вилланель для 1–3 голосов и непрерывного баса.
Ария гуляет
[ редактировать ]- Первая книга пассате (1612 г.), 22 арии для голоса и теорбо бассо континуо.
- Вторая книга пассате арий (1623 г.), 30 арий для 1–2 голосов и непрерывного баса.
Другие работы
[ редактировать ]- Libro primo de madrigali (1609), мадригалы для пяти голосов и непрерывного баса
- Poematia et carmina [...] liber I (1624), 10 вариантов стихов Папы Урбана VIII , для голоса и баса континуо
- Музыкальный хор (1627), свадебные песни для голоса и непрерывного баса.
Этап
[ редактировать ]- Апофеоз или хиротония святых Игнатия и Франциска Ксавьера (1622 г.)
Потерянный
[ редактировать ]- Майская кантата в Королевском Палаццо де Питти (1612 г.), светская кантата
- Вторая книга табулатуры читарона (1616 г.)
- Вторая книга лютневых табулатур (1619 г.)
- Эпиталамио [...] речитатив для многих голосов (1628), светская вокальная музыка
- Третья книга прогулочных арий (1630 г.)
- Poematia et carmina [...] liber II (1633), настройки стихов Папы Урбана VIII
- Победа князя Владислава в Валахии (1625), опера
- Фаэтон (1630), драма поставлена
был анонсирован композиционный трактат Капсбергера Il Kapsperger della musica Кроме того, в 1640 году в предисловии к Libro quarto d'tavolatura di chitarrone , но сейчас он утерян.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кролик, Гроув.
- ^ Цитируется по: Пол О'Детт, аннотации к «Лютневой музыке в стиле барокко. Том 1: Джованни Джироламо Капсбергер», 1990/2001. Гармония Мунди HMG507020
- ^ Jump up to: а б Коэльо, аннотации, с. 13.
- ^ Рольф Лислеванд, аннотации к «Иоганну Иерониму Капсбергеру: Libro Quarto d'Intavolatura di Chitarone», 1993. Auvidis/Astrée AS 128515
- ^ Роберт Джадд. Предисловие к Иоганну Иерониму Капсбергеру: Libro primo de balli, gagliarde et corre, a quattro voci (Рим, 1615 г.) и Libro primo di symfonie a quattro (Рим, 1615 г.) , с. xi. Итальянская инструментальная музыка шестнадцатого и начала семнадцатого веков, том. 25. Нью-Йорк и Лондон: Гарленд, 1993. См. также: Виктор Ананд Коэльо, Фрескобальди и токкаты на лютне и читтароне из «Il Tedesco della Theorba» , в Александре Сильбигере (редактор), Frescobaldi Studies , стр. 137–56. Дарем: Издательство Университета Дьюка, 1987.
- ^ Итальянский журнал музыковедения. Том XXXIX-2 - Тезисы.
Ссылки
[ редактировать ]- Коэльо, Виктор Ананд (2001). «Джон Джироламо Капсбергер». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Виктор Ананд Коэльо. Примечания к книге «Джованни Джироламо Капсбергер: Libro Primo d'Intavolatura di Lauto» (Хопкинсон Смит, лютня с 10 курсами). Овидис/Астре E 8553, 1995.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биография Йоханнеса Иеронима Капсбергера в HOASM
- Бесплатные результаты в Luth-Librairie
- Ричард Йейтс: «Лютневая музыка в табулатурах» , включает ноты для 7 токкат из недавно обнаруженной Третьей книги гитарных табулатур.
- Бесплатные партитуры Джованни Джироламо Капспергера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Джованни Джироламо Капспергера в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- 1580-е годы рождения
- 1651 смерть
- Музыканты из Венеции
- Итальянские композиторы-мужчины-классики
- Итальянские композиторы эпохи Возрождения.
- Итальянские композиторы эпохи барокко
- Композиторы для лютни
- Австрийские лютнисты
- Итальянцы немецкого происхождения
- Итальянские композиторы 17 века.
- Музыканты-мужчины 17 века
- Итальянские лютнисты