Ашта Найика

Ашта -Найика — собирательное название восьми типов наик или героинь, классифицированных Бхаратой в его санскритском трактате об исполнительском искусстве — Натья Шастра . Восемь найик представляют восемь различных состояний ( авастхи ) по отношению к ее герою или наяке . [ 1 ] Как архетипическое состояние романтической героини, оно использовалось в качестве темы в индийской живописи , литературе , скульптуре , а также в индийском классическом танце и музыке .
Найикас
[ редактировать ]Согласно Ашта Найике, существует восемь Найик.
# | Имя | Санскритское имя | Значение |
---|---|---|---|
1 | Васакасаджа Найика | Героиня Васакасайи | Один одет для профсоюза |
2 | Вирахоткантхита Найика | Героиня переживает разлуку | Тот, кто страдает от разлуки |
3 | Свадхинабхартрука Найика | Героиня с независимым мужем | Одна, подчиняющая мужа |
4 | Калахантарита Найика | Калхантарита, героиня | Один, разделенный ссорой |
5 | Хандита Найика | сломленная героиня | Одна разозлилась на своего любовника |
6 | Випралабдха Найика | Отделенная героиня | Один обманут своим любовником |
7 | Proshitabhartruka Nayika | Героиня посланного мужа | Один с временным мужем |
8 | Абхисарика Найика | Абхисарика героиня | Одна собирается встретиться со своим любовником |
История и культурные изображения
[ редактировать ]
Классификация Ашта-Найика ( найика-бхеда ) впервые появляется в Натья Шастре (24.210-11), ключевом санскритском трактате об индийском исполнительском искусстве , автором которого является Бхарата (датируется между 2 веком до нашей эры и 2 веком нашей эры). [ 1 ] [ 2 ] Классификация подробно описана в более поздних работах, таких как « Дасарупака» (10 век), «Сахитьядарпана» (14 век) и различных других трактатах по поэтике, а также в эротических текстах Камашастры, таких как «Куттанимата» (8-9 века), основанных на куртизанках, Панчасаяке , Анангаранге и Смарадипике . Кешавадасы » «Расикаприя (16 век) на хинди также развивает Ашта-найику. [ 3 ]
Ашта-Найика была проиллюстрирована в индийской живописи , литературе, скульптуре, а также в индийском классическом танце , таком как Катхак . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Известными средневековыми картинами, изображающими Ашта-найику, являются картины Рагамалы , принадлежащие Бунди . школе живописи [ 3 ]
Известным примером в индийской литературе является Джаядевы » «Гита Говинда (12 век), а также в сочинениях поэта -вайшнава Банамали Радха исполняет роли различных найиков, а вместе с ней наякой является бог Кришна . [ 7 ]
Ашта-Найика — центральная тема вышивки Пахари , используемая для украшения Чамба Румал , особенно производимая в Чамбе , Химачал-Прадеш . Ашта Найика обычно изображаются на Румале в виде восьми панелей. [ 8 ]
В индийской (хиндустанской) классической музыке вечная любовь между Радхой и Кришной представлена через сознание Радхи как лейтмотив, доминирующий в текстах. Особенно полуклассический жанр « Тумри» вбирает в себя бесчисленные настроения Радхи как Ашта Найики, охваченной страстной любовью к Кришне .
Классификация
[ редактировать ]Натья -шастра описывает найиков в следующем порядке: Васакашаджа, Вирахоткантхита, Свадхинабхартрука, Калахантарита, Кхандита, Випралабдха, Прошитабхартрука и Абхисарика. Наики подразделяются на две разновидности шрингара- расы , расы , связанной с любовью: Самбхога (любовь во встрече) и Випраламбха (любовь в разлуке). Васакашаджа, Свадхинабхартрука и Абхисарика связаны с Самбхогой; остальные с Випраламбхой. [ 2 ]
В «Шрингара Пракаша» Бходжа связывает различные наяки и найики с музыкальными рагами и рагини (женскими рагами). Соманатхи «Рагавибодха» Дамодары (1609 г.) и «Сангитадарпана» (ок. 1625 г.) продолжили эту тенденцию. [ 2 ]
Васакасайя
[ редактировать ]Васакасайджа («одетый для союза») [ 2 ] или Васакашаджика ждет возвращения возлюбленного из долгого путешествия. Она изображена в своей спальне, наполненной листьями лотоса и гирляндами. [ 3 ] Она одевается для союза с возлюбленным и «стремится к любовному удовольствию». [ 6 ] Ее красоту Кешавадас сравнивает с Рати — индуистской богиней любви, ожидающей своего мужа, бога любви Камадевы . [ 3 ] Скульптура Васакасаджа находится в храме Лакшмана в Кхаджурахо и Национальном музее Дели. [ 6 ]
Рагавибодха . связывает рагини Бхупали и Тоди с Васакасаджей [ 2 ]
Вирахоткантхита
[ редактировать ]Вирахоткантхита («Тот, кто страдает от разлуки») [ 2 ] или Утка (по описанию Кешавадасы) — это огорченная героиня, тоскующая по своему возлюбленному, который из-за своей озабоченности не может вернуться домой. Она изображена ожидающей его, сидящей или стоящей на кровати или в павильоне. [ 3 ]
Рагавибодха относит к этой отождествляет рагини Мухари, Паурави и Турушкатоди с Вирахоткантхитой, тогда как Сангитадарпана категории Патаманджари. [ 2 ]
Свадхинабхартрука
[ редактировать ]Свадхинабхартрука («тот, кто подчиняет своего мужа») [ 2 ] или Свадхинапатика (по имени Кешавадаса) — это женщина, которую любит муж и которая контролирует его. Он покорен ее сильной любовью и приятными качествами. Он предан и верен ей [ 3 ] [ 6 ] На картинах эта найика изображается с наякой, которая наносит махавар на ноги или ярко-красную тилаку (отметку) на лоб. [ 3 ] В , Джаядевы « Гите Говинде» а также в поэме «Куру Ядунандана » Радха изображается как Свадхинабхартрука. В последнем Радха приказывает своему возлюбленному, богу Кришне , привести в порядок ее макияж, который находится в беспорядке. [ 6 ]
Многие рагини, такие как Малашри, Траваника, Рамакрити, Джайташри и Пурви, связаны со Свадхинабхартрукой. [ 2 ]
Калахантарита
[ редактировать ]Калахантарита («разлученный ссорой») [ 2 ] или Абхисандхита (как назвал Кешавадас) [ 3 ] героиня разлучена со своим возлюбленным из-за ссоры или ревности [ 6 ] или ее собственное высокомерие. [ 3 ] Ее возлюбленный обычно изображается выходящим из квартиры в унынии, а она без него тоже грустит и раскаивается. [ 3 ] [ 6 ] В других изображениях она изображена отказывающейся от ухаживаний своего возлюбленного или отказывающейся от него в чаше с вином. В «Гита-Говинде» Радха также в одном случае изображается как Калахантарита. [ 6 ]
Хандита
[ редактировать ]
Хандита («разгневанная на своего возлюбленного») [ 2 ] — разъяренная героиня, возлюбленный которой обещал ей провести с ней ночь, но вместо этого приходит к ней домой на следующее утро после ночевки с другой женщиной. Она изображена обиженной, упрекающей возлюбленного в неверности. [ 3 ] [ 6 ]
В Сангитадарпане рагини Варати представляет Кхандиту Найику. [ 2 ]
Випралабдха
[ редактировать ]Випралабдха («обманутый возлюбленным»), [ 2 ] обманутая героиня, [ 6 ] которая ждала своего возлюбленного всю ночь. [ 3 ] Она изображена выбрасывающей свои украшения, поскольку ее возлюбленный не сдержал своего обещания. [ 3 ] Это происходит, когда любовник встречает Кхандиту, обещает свидание и нарушает свое обещание. [ 6 ]
Сангитадарпана связывает Випралабдху с рагини Бхупали. Однако Рагавибодха представляет рагини Варати и Велавати как Випралабдхов. [ 2 ]
Proshitabhartruka
[ редактировать ]
Прошитабхартрука («человек, у которого временно живет муж») [ 2 ] или Прошитапатика (по имени Кешавадаса) — это женщина, муж которой ушел от нее по каким-то делам и не возвращается в назначенный день. Она изображена сидящей в трауре в окружении своих служанок, но отказывающейся от утешения. [ 3 ]
Рагавибодха . описывает рагини Дханашри и Камоди как Прошитабхартруки [ 2 ]
Абхисарика
[ редактировать ]Абхисарика («тот, кто движется») [ 2 ] — героиня, которая отбрасывает свою скромность и уезжает из дома, чтобы тайно встретиться со своим возлюбленным. [ 6 ] Она изображена у дверей своего дома и по пути на свидание, бросая вызов всем видам трудностей, таким как буря, змеи и опасности леса. [ 3 ] [ 6 ] В искусстве Абхисарика часто изображается спешащей к месту назначения. [ 6 ]
Описаны рагини Бахули и Саураштри, имеющие черты смелого Абхисарики. [ 2 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]
Ашта-Найика также имеет отношение к современным произведениям искусства, литературы и поэзии Индии.
Поэзия
[ редактировать ]- Виджая Кумара Сингха В сборнике стихов на хинди «Читралекха» 2022 года есть целый раздел из 8 стихотворений, посвященных Ашта-Найике. В каждом из восьми стихотворений главным героем являются разные Ашта-Найики, а отдельные стихотворения названы в честь разных Ашта-Найиков, о которых они говорят.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Эротическая литература (санскрит)». Энциклопедия индийской литературы . Том. 2. Сахитья Академия . 2005. ISBN 81-260-1194-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Луис Мартинес, Хосе (2001). Семиозис в музыке хиндустани . Издательство Мотилал Банарсидас. стр. 288–95. ISBN 81-208-1801-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Содхи, Дживан (1999). Этюд школы живописи Бунди . Издательство Абинав. стр. 52–3. ISBN 81-7017-347-7 .
- ^ Пратиштха), Пратиштха Сарасват (Ачарья (2014). Основные элементы Катхака . Ачарья Пратиштха . стр. 43. GGKEY:3KKQDB5P3C5.
- ^ Банерджи, Прожеш (1986). Танец в тумри . Публикации Абхинава. п. 13. ISBN 81-7017-212-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Варадпанде, Манохар Лаксман (2006). «Шрингара найика». Женщина в индийской скульптуре . Публикации Абхинава. стр. 93–106. ISBN 81-7017-474-0 .
- ^ «Изучите жаргон» . Индус . 14 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2008 г.
- ^ Наик, Шайладжа Д. (1996). Традиционные вышивки Индии Издательство АПХ. п. 40. ИСБН 81-7024-731-4 .