Jump to content

Ашта Найика

(Перенаправлено с Найики )
Картина Молы Рама : Абхисарика Найика , «героиня, идущая на встречу со своим возлюбленным». Она поворачивается и смотрит на только что упавший золотой браслет. Есть также змеи внизу и молнии вверху.

Ашта -Найика — собирательное название восьми типов наик или героинь, классифицированных Бхаратой в его санскритском трактате об исполнительском искусстве Натья Шастра . Восемь найик представляют восемь различных состояний ( авастхи ) по отношению к ее герою или наяке . [ 1 ] Как архетипическое состояние романтической героини, оно использовалось в качестве темы в индийской живописи , литературе , скульптуре , а также в индийском классическом танце и музыке .

Согласно Ашта Найике, существует восемь Найик.

# Имя Санскритское имя Значение
1 Васакасаджа Найика Героиня Васакасайи Один одет для профсоюза
2 Вирахоткантхита Найика Героиня переживает разлуку Тот, кто страдает от разлуки
3 Свадхинабхартрука Найика Героиня с независимым мужем Одна, подчиняющая мужа
4 Калахантарита Найика Калхантарита, героиня Один, разделенный ссорой
5 Хандита Найика сломленная героиня Одна разозлилась на своего любовника
6 Випралабдха Найика Отделенная героиня Один обманут своим любовником
7 Proshitabhartruka Nayika Героиня посланного мужа Один с временным мужем
8 Абхисарика Найика Абхисарика героиня Одна собирается встретиться со своим любовником

История и культурные изображения

[ редактировать ]
Випралабдха выбрасывает свои украшения. Чамба , 18 век. Музей Салара Юнга

Классификация Ашта-Найика ( найика-бхеда ) впервые появляется в Натья Шастре (24.210-11), ключевом санскритском трактате об индийском исполнительском искусстве , автором которого является Бхарата (датируется между 2 веком до нашей эры и 2 веком нашей эры). [ 1 ] [ 2 ] Классификация подробно описана в более поздних работах, таких как « Дасарупака» (10 век), «Сахитьядарпана» (14 век) и различных других трактатах по поэтике, а также в эротических текстах Камашастры, таких как «Куттанимата» (8-9 века), основанных на куртизанках, Панчасаяке , Анангаранге и Смарадипике . Кешавадасы » «Расикаприя (16 век) на хинди также развивает Ашта-найику. [ 3 ]

Ашта-Найика была проиллюстрирована в индийской живописи , литературе, скульптуре, а также в индийском классическом танце , таком как Катхак . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Известными средневековыми картинами, изображающими Ашта-найику, являются картины Рагамалы , принадлежащие Бунди . школе живописи [ 3 ]

Известным примером в индийской литературе является Джаядевы » «Гита Говинда (12 век), а также в сочинениях поэта -вайшнава Банамали Радха исполняет роли различных найиков, а вместе с ней наякой является бог Кришна . [ 7 ]

Ашта-Найика — центральная тема вышивки Пахари , используемая для украшения Чамба Румал , особенно производимая в Чамбе , Химачал-Прадеш . Ашта Найика обычно изображаются на Румале в виде восьми панелей. [ 8 ]

В индийской (хиндустанской) классической музыке вечная любовь между Радхой и Кришной представлена ​​через сознание Радхи как лейтмотив, доминирующий в текстах. Особенно полуклассический жанр « Тумри» вбирает в себя бесчисленные настроения Радхи как Ашта Найики, охваченной страстной любовью к Кришне .

Классификация

[ редактировать ]

Натья -шастра описывает найиков в следующем порядке: Васакашаджа, Вирахоткантхита, Свадхинабхартрука, Калахантарита, Кхандита, Випралабдха, Прошитабхартрука и Абхисарика. Наики подразделяются на две разновидности шрингара- расы , расы , связанной с любовью: Самбхога (любовь во встрече) и Випраламбха (любовь в разлуке). Васакашаджа, Свадхинабхартрука и Абхисарика связаны с Самбхогой; остальные с Випраламбхой. [ 2 ]

В «Шрингара Пракаша» Бходжа связывает различные наяки и найики с музыкальными рагами и рагини (женскими рагами). Соманатхи «Рагавибодха» Дамодары (1609 г.) и «Сангитадарпана» (ок. 1625 г.) продолжили эту тенденцию. [ 2 ]

Васакасайя

[ редактировать ]
Васакасайя готовит постель к ночи с возлюбленным
Вирахоткантхита ждет своего возлюбленного.

Васакасайджа («одетый для союза») [ 2 ] или Васакашаджика ждет возвращения возлюбленного из долгого путешествия. Она изображена в своей спальне, наполненной листьями лотоса и гирляндами. [ 3 ] Она одевается для союза с возлюбленным и «стремится к любовному удовольствию». [ 6 ] Ее красоту Кешавадас сравнивает с Рати — индуистской богиней любви, ожидающей своего мужа, бога любви Камадевы . [ 3 ] Скульптура Васакасаджа находится в храме Лакшмана в Кхаджурахо и Национальном музее Дели. [ 6 ]

Рагавибодха . связывает рагини Бхупали и Тоди с Васакасаджей [ 2 ]

Вирахоткантхита

[ редактировать ]

Вирахоткантхита («Тот, кто страдает от разлуки») [ 2 ] или Утка (по описанию Кешавадасы) — это огорченная героиня, тоскующая по своему возлюбленному, который из-за своей озабоченности не может вернуться домой. Она изображена ожидающей его, сидящей или стоящей на кровати или в павильоне. [ 3 ]

Рагавибодха относит к этой отождествляет рагини Мухари, Паурави и Турушкатоди с Вирахоткантхитой, тогда как Сангитадарпана категории Патаманджари. [ 2 ]

Свадхинабхартрука

[ редактировать ]
Картина Калигхата , изображающая Свадхинабхартруку со своим возлюбленным, прикладывающим махавар к ее ногам.
Калахантарита отказывается от ухаживаний любовника

Свадхинабхартрука («тот, кто подчиняет своего мужа») [ 2 ] или Свадхинапатика (по имени Кешавадаса) — это женщина, которую любит муж и которая контролирует его. Он покорен ее сильной любовью и приятными качествами. Он предан и верен ей [ 3 ] [ 6 ] На картинах эта найика изображается с наякой, которая наносит махавар на ноги или ярко-красную тилаку (отметку) на лоб. [ 3 ] В , Джаядевы « Гите Говинде» а также в поэме «Куру Ядунандана » Радха изображается как Свадхинабхартрука. В последнем Радха приказывает своему возлюбленному, богу Кришне , привести в порядок ее макияж, который находится в беспорядке. [ 6 ]

Многие рагини, такие как Малашри, Траваника, Рамакрити, Джайташри и Пурви, связаны со Свадхинабхартрукой. [ 2 ]

Калахантарита

[ редактировать ]

Калахантарита («разлученный ссорой») [ 2 ] или Абхисандхита (как назвал Кешавадас) [ 3 ] героиня разлучена со своим возлюбленным из-за ссоры или ревности [ 6 ] или ее собственное высокомерие. [ 3 ] Ее возлюбленный обычно изображается выходящим из квартиры в унынии, а она без него тоже грустит и раскаивается. [ 3 ] [ 6 ] В других изображениях она изображена отказывающейся от ухаживаний своего возлюбленного или отказывающейся от него в чаше с вином. В «Гита-Говинде» Радха также в одном случае изображается как Калахантарита. [ 6 ]

Хандита упрекает своего возлюбленного.

Хандита («разгневанная на своего возлюбленного») [ 2 ] — разъяренная героиня, возлюбленный которой обещал ей провести с ней ночь, но вместо этого приходит к ней домой на следующее утро после ночевки с другой женщиной. Она изображена обиженной, упрекающей возлюбленного в неверности. [ 3 ] [ 6 ]

В Сангитадарпане рагини Варати представляет Кхандиту Найику. [ 2 ]

Випралабдха

[ редактировать ]

Випралабдха («обманутый возлюбленным»), [ 2 ] обманутая героиня, [ 6 ] которая ждала своего возлюбленного всю ночь. [ 3 ] Она изображена выбрасывающей свои украшения, поскольку ее возлюбленный не сдержал своего обещания. [ 3 ] Это происходит, когда любовник встречает Кхандиту, обещает свидание и нарушает свое обещание. [ 6 ]

Сангитадарпана связывает Випралабдху с рагини Бхупали. Однако Рагавибодха представляет рагини Варати и Велавати как Випралабдхов. [ 2 ]

Proshitabhartruka

[ редактировать ]
Proshita-patika mourning.

Прошитабхартрука («человек, у которого временно живет муж») [ 2 ] или Прошитапатика (по имени Кешавадаса) — это женщина, муж которой ушел от нее по каким-то делам и не возвращается в назначенный день. Она изображена сидящей в трауре в окружении своих служанок, но отказывающейся от утешения. [ 3 ]

Рагавибодха . описывает рагини Дханашри и Камоди как Прошитабхартруки [ 2 ]

Абхисарика

[ редактировать ]

Абхисарика («тот, кто движется») [ 2 ] — героиня, которая отбрасывает свою скромность и уезжает из дома, чтобы тайно встретиться со своим возлюбленным. [ 6 ] Она изображена у дверей своего дома и по пути на свидание, бросая вызов всем видам трудностей, таким как буря, змеи и опасности леса. [ 3 ] [ 6 ] В искусстве Абхисарика часто изображается спешащей к месту назначения. [ 6 ]

Описаны рагини Бахули и Саураштри, имеющие черты смелого Абхисарики. [ 2 ]


[ редактировать ]
Сборник стихов на хинди «Читралекха», автор Виджай Кумар Сингх
Обложка книги «Читралекха», автор Виджай Кумар Сингх

Ашта-Найика также имеет отношение к современным произведениям искусства, литературы и поэзии Индии.

  • Виджая Кумара Сингха В сборнике стихов на хинди «Читралекха» 2022 года есть целый раздел из 8 стихотворений, посвященных Ашта-Найике. В каждом из восьми стихотворений главным героем являются разные Ашта-Найики, а отдельные стихотворения названы в честь разных Ашта-Найиков, о которых они говорят.
  1. ^ Jump up to: а б «Эротическая литература (санскрит)». Энциклопедия индийской литературы . Том. 2. Сахитья Академия . 2005. ISBN  81-260-1194-7 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Луис Мартинес, Хосе (2001). Семиозис в музыке хиндустани . Издательство Мотилал Банарсидас. стр. 288–95. ISBN  81-208-1801-6 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Содхи, Дживан (1999). Этюд школы живописи Бунди . Издательство Абинав. стр. 52–3. ISBN  81-7017-347-7 .
  4. ^ Пратиштха), Пратиштха Сарасват (Ачарья (2014). Основные элементы Катхака . Ачарья Пратиштха . стр. 43. GGKEY:3KKQDB5P3C5.
  5. ^ Банерджи, Прожеш (1986). Танец в тумри . Публикации Абхинава. п. 13. ISBN  81-7017-212-8 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Варадпанде, Манохар Лаксман (2006). «Шрингара найика». Женщина в индийской скульптуре . Публикации Абхинава. стр. 93–106. ISBN  81-7017-474-0 .
  7. ^ «Изучите жаргон» . Индус . 14 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2008 г.
  8. ^ Наик, Шайладжа Д. (1996). Традиционные вышивки Индии Издательство АПХ. п. 40. ИСБН  81-7024-731-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f8ab7897fd758aca230e7b14907c27b__1679942940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/7b/2f8ab7897fd758aca230e7b14907c27b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ashta Nayika - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)