Теодорос бар Вахбун
Теодорос (или Феодор ) бар Вахбун (умер в 1193 г.) был сирийским православным монахом и писателем, избранным патриархом Антиохии в 1180 г. вопреки правящему патриарху Михаилу Рабо . Используя имя Иоанн, он оставался антипатриархом в изгнании до самой смерти. Он преследовал экуменизм и союз церквей.
Монах и дипломат
[ редактировать ]Феодор родился в Мелитене в семье священника Сахдо бар Вахбуна. Он получил образование в области теологии, философии и языков, освоив арабский , армянский , греческий и сирийский языки . Он присоединился к монастырю Мор Бар Саума и тоже стал священником. В 1170-х годах, не покидая своего монастыря, он работал секретарем у патриарха Михаила Рабо. Он представлял патриарха в переговорах с Теорианом , который действовал от имени византийского императора для обеспечения союза миафизитской ( сирийской и армянской) и халкидонской церквей. [ 1 ] Переговоры проходили в Армянской Киликии . [ 1 ]
Первые переговоры начались, возможно, еще в 1170 году, и в них участвовали, помимо Теориана и Феодора, сирийский епископ Иоанн и армянский католикос Кесуна Нерсес IV . [ 2 ] Это произошло в Хромгле . [ 3 ] В 1172 году два сирийских переговорщика встретились с Теорианосом в Кесуне на территории Зенгида без участия армян. Хотя Теорианос должен был встретиться с Михаилом в Мар-Барсаума, Теодорос сказал ему, что он получил информацию о засаде, запланированной мусульманами, и посоветовал византийскому агенту не идти. Поэтому византиец и патриарх общались посредством писем. Теорианос и Феодор вели переговоры на греческом языке, и стенограмма их разговора на греческом языке была сделана для императора Мануила Комнина . Теорианос прервал дискуссию после того, как Теодор настоял на цитировании Аристотеля . После этого переговоры взял на себя епископ Кесуна. [ 4 ]
Антипатриарх
[ редактировать ]Джон | |
---|---|
Патриарх Сирийской Православной Церкви | |
Родное имя | Теодорос бар Вахбун |
Видеть | Сирийская Православная Церковь |
В офисе | 1180–1193 |
В отличие от | Михаил Сириец |
Личные данные | |
Умер | 1193 |
Когда Михаил заподозрил Феодора в заговоре против него, он изгнал его из Мар-Барсаума. [ 1 ] В 1180 году четыре месопотамских епископа, выступавшие против Михаила, встретились в Амиде, чтобы избрать патриарха Феодора. Он взял имя Иоанн (Юханон). [ 1 ] [ 4 ] Его целью было объединить сирийских православных с халкидонскими церквями, как греческой, так и латинской . Поддержка выдающегося и влиятельного епископа Амида демонстрирует серьезную склонность части сирийской иерархии к экуменизму. [ 4 ] Майклу, однако, удалось его поймать. Был проведен синод, чтобы лишить его сана и низвести до статуса мирянина, после чего он был заключен в тюрьму в своем бывшем монастыре. [ 1 ] После побега он отправился в Иерусалим , где латинский патриарх Ираклий предоставил ему защиту в обмен на его формальное подчинение римскому понтифику . [ 1 ] [ 5 ]
Известны два письма Феодора, написанные из Иерусалима. В обращении к митрополиту Тарсскому епископу он пытается оправдать свое избрание. В обращении к Михаэлю Рабо он ищет примирения. [ 1 ] После захвата Иерусалима мусульманами Айюбидами в 1187 году он уехал в Армянскую Киликию и Хромглу. [ 1 ] [ 4 ] В 1192 году князь Лев II , который вскоре стал королем, и армянский католикос Григорий IV признали его законным патриархом Антиохии. [ 1 ] [ 6 ] У него по-прежнему были сторонники среди сирийских православных, но преемника у него не было. Раскол внутри миафизитской церкви завершился его внезапной смертью в 1193 году. [ 1 ]
Сочинения
[ редактировать ]На сирийском языке Феодор написал анафору , объяснение ( эльта ) сирийской православной литургии и два стихотворения. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кауфхольд 2018 .
- ^ МакЭвитт 2007 , с. 170, год избрания Феодора указан как 1185.
- ^ МакЭвитт 2007 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с д МакЭвитт, 2007 , стр. 170–171.
- ^ Ричард 2004 , с. 582.
- ^ Коу 2006 , с. 417.
Библиография
[ редактировать ]- Коу, С. Питер (2006). «Армяне в эпоху крестовых походов, 1050–1350». В Майкле Энгольде (ред.). Кембриджская история христианства, том 5: Восточное христианство . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 404–429. дои : 10.1017/CHOL9780521811132.018 . ISBN 9781139054089 .
- Кауфхольд, Хуберт (1990). «Об истории сирийской церкви в XII веке: Новые источники о Феодоре бар Вахбуне». Ориенс Христианус . 74 : 115–151.
- Кауфхольд, Хуберт (2018) [2011]. «Теодорос бар Вахбун» . У Себастьяна П. Брока ; Аарон М. Баттс; Джордж А. Черри ; Лукас Ван Ромпей (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Бет Мардуто . Проверено 14 октября 2020 г. .
- МакЭвитт, Кристофер (2007). Крестовые походы и христианский мир Востока: грубая толерантность . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812240504 .
- Ричард, Жан (2004). «Восточные церкви». В Ласкомбе, Дэвид ; Райли-Смит, Джонатан (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, Том 4, ок. 1024–1198 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 564–598. ISBN 978-1-13905402-7 .