Саркофаг Ахирама
Саркофаг Ахирама | |
---|---|
Материал | Известняк |
Письмо | финикийский язык |
Созданный | в. 1000 г. до н.э. |
Обнаруженный | 1923 |
Текущее местоположение | Национальный музей Бейрута |
Идентификация | КОГДА 1 |
Саркофаг Ахирама (также пишется как Ахиром , 𐤀𐤇𐤓𐤌 на финикийском языке) — саркофаг финикийского царя Библоса (ок. 1000 г. до н. э.), обнаруженный в 1923 году французским археологом Пьером Монте в гробнице V царского некрополя Библоса .
Саркофаг известен своей барельефной резьбой и финикийской надписью . Одна из пяти известных библианских царских надписей , эта надпись считается самым ранним известным примером полностью развитого финикийского алфавита . [1] Считается, что финикийский алфавит является родительским алфавитом для множества современных систем письма в мире; включая греческий , латинский и кириллический алфавиты, а также еврейский , арабский и урду Абджад. Для некоторых ученых он представляет собой конечную точку распространения алфавита в Европу. [1]
Ахиром не упоминается ни в одном другом древневосточном источнике, хотя некоторые учёные [ ВОЗ? ] предположили возможную связь с современным царем Хирамом, упомянутым в еврейской Библии (см. Хирам I ).
Открытие
[ редактировать ]Саркофаг был найден после оползня в скалах, окружающих Библос (ныне современный Ливан) в конце 1923 года, в результате которого обнаружилось несколько гробниц финикийских царей. Гробница Ахирома имела глубину десять метров. [2] [3] [4]
Саркофаг
[ редактировать ]Саркофаг . Ахирама был обнаружен французским археологом Пьером Монте в 1923 году [5] в Библосе . [6] Его резные панели с низким рельефом делают его «главным художественным документом раннего железного века » в Финикии. [7] Сопутствующие предметы, относящиеся к позднему бронзовому веку, либо подтверждают раннюю датировку 13 века до нашей эры, либо свидетельствуют о повторном использовании ранней шахтной гробницы в 11 веке до нашей эры.
Основная сцена представляет короля, восседающего на троне, украшенном крылатыми сфинксами . Жрица предлагает ему цветок лотоса . На крышке две мужские фигуры обращены друг к другу, между ними сидят львы. Эти фигуры были интерпретированы Гленном Марко как символы отца и сына надписи. Изображение фигур, дизайн трона и стола демонстрируют сильное ассирийское влияние. [7] Полное отсутствие египетских предметов 20-й и 21-й династий в Финикии. [8] резко контрастирует с возобновлением финикийско-египетских связей при 22-й династии Египта . [9]
Встречаться
[ редактировать ]По словам Гленна Э. Марко, «Появление финикийского искусства», эта дата остается предметом споров. [10] Надпись Ахирама обычно датируется ок. 1000 г. до н.э., как отмечает Эдвард М. Кук: «Большинство ученых считают, что надпись Ахирама датируется примерно 1000 г. до н.э.». [11] Кук анализирует и отвергает дату тринадцатого века, принятую К. Гарбини, [12] который был основным источником ранних датировок, на которых настаивал Бернал, Cadmean Letters . [13] 13 век возник потому, что саркофаг представлял собой повторно используемую могилу, первоначально он использовался в 13 веке. следы стертой ранней протобиблийской надписи. Также на памятнике видны [14]
Другие, на основании предметов, найденных возле саркофага, относят к более поздней дате – около 850 г. до н.э. [15] [16] Аргументы в пользу датировки самих рельефов саркофага — а, следовательно, и надписи — серединой 9-8 веков до н.э. были выдвинуты Эдит Порадой на основе сравнительной истории искусства и археологии ; [17] и на основе палеографии, среди прочего, Рональда Валленфельса, [18]
Надписи
[ редактировать ]На частях венчика и крышки саркофага обнаружена надпись из 38 слов. Он написан на старом финикийском диалекте Библоса и является старейшим свидетельством финикийского алфавита, обнаруженного на сегодняшний день: значительной длины [19]
Текст [20] | Транслитерация | Перевод [21] [22] [23] [24] | |
---|---|---|---|
(текст на стороне головы:) | 𐤀𐤓𐤍 𐤟 𐤆 𐤐𐤏𐤋 𐤟 [𐤐𐤋]𐤎𐤁𐤏𐤋 𐤟 𐤁𐤍 𐤀𐤇𐤓𐤌 𐤟 𐤌𐤋𐤊 𐤂𐤁𐤋 𐤟 | ʾrn 𐤟 z pʿl 𐤟 [pl]s (?) bʿl (или [ʾ]t (?) б`л) 𐤟 бн`рм 𐤟 млк гбл 𐤟 | Этот гроб [Пил]сибаал (или: [И]ттобаал) сделал сын Ахирома (Ахирама), царя Библоса, |
𐤋𐤀𐤇𐤓𐤌 𐤟 𐤀𐤁𐤄 𐤟 𐤊 𐤔𐤕𐤄 𐤟 𐤁𐤏𐤋𐤌 𐤟 | lʾḥrm 𐤟 ʾbh 𐤟 к шт (?) 𐤟 фильм 𐤟 | для Ахирома, его отца, когда он положил его на вечность. | |
(текст вдоль крышки:) | 𐤅𐤀𐤋 𐤟 𐤌𐤋𐤊 𐤟 𐤁𐤌𐤋𐤊𐤌 𐤟 | wʾl 𐤟 mlk 𐤟 bmlkm 𐤟 | И когда (?) король среди королей (любой король) |
𐤅𐤎𐤊𐤍 𐤟 𐤁𐤎<𐤊>𐤍𐤌 𐤟𐤅𐤎𐤊𐤍 𐤟 𐤁𐤎<𐤊>𐤍𐤌 𐤟 | wskn 𐤟 bs<k>nm 𐤟 | или губернатор среди губернаторов (любой губернатор) | |
𐤅𐤕𐤌𐤀 𐤟 𐤌𐤇𐤍𐤕 𐤟 𐤏𐤋𐤉 𐤟 𐤂𐤁𐤋 𐤟 | wtmʾ 𐤟 mḥnt 𐤟 ʿly 𐤟 gbl 𐤟 | или командующий армией [будет править] над Библом (или: [идет] против Библоса), | |
𐤅𐤉𐤂𐤋 𐤟 𐤀𐤓𐤍 𐤟 𐤆𐤍 𐤟 | смотри 𐤟 ʾrn 𐤟 zn 𐤟 | и убрал бы (или: раскрыл) этот гроб, | |
𐤕𐤇𐤕𐤎𐤐 𐤟 𐤇𐤈𐤓 𐤟 𐤌𐤔𐤐𐤈𐤄 𐤟 | tḥtsp 𐤟 ḥṭr 𐤟 mšpṭh 𐤟 | тогда его императорский скипетр сломается (букв.: посох его законной власти будет лишен листьев), | |
𐤕𐤄𐤕𐤐𐤊 𐤟 𐤊𐤎𐤀 𐤟 𐤌𐤋𐤊𐤄 𐤟 | thtpk 𐤟 ксʾ 𐤟 млх 𐤟 | трон его царства (его царский трон) опрокинется, | |
𐤅𐤍𐤇𐤕 𐤟 𐤕𐤁𐤓𐤇 𐤟 𐤏𐤋 𐤟 𐤂𐤁𐤋 𐤟 | wnḥt 𐤟 tbrḥ 𐤟 ʿl 𐤟 gbl 𐤟 | и мир отступит от Библоса. | |
𐤅𐤄𐤀 𐤟 𐤉𐤌𐤇 𐤎𐤐𐤓 𐤆 𐤟 | что 𐤟 ymḥ spr z 𐤟 | А что касается его, [если] он сотрет эту надпись, | |
𐤋𐤐𐤐 𐤟 𐤔𐤁𐤋 𐤟 | п (?) 𐤟 ш (?) с 𐤟𐤟 | разорвана(??) будет [его] царская одежда(??). |
(Значение последних двух слов LPP и ŠBL малоизвестно и его приходится догадываться; но ясно, что имеется в виду проклятие. [25] )
Формулы надписи сразу были признаны литературными по своей природе, а уверенная резка архаичных букв подсказала Чарльзу Торри. [5] форма письма, уже широко используемая. Дата надписи X веком до нашей эры получила широкое признание.
На полпути вниз по могильной шахте на южной стене была найдена еще одна короткая надпись — граффито «Некрополь Библа» . Трехстрочное граффито гласит: [26]
- (1) не знаю 𐤟 (2) ну да ? длк 𐤟 (3) тхт зн
Обычно это интерпретируется как предупреждение не продолжать дальше: [27] [28]
- (1) Знай: (2) вот беда(?) для тебя (3) ниже этого.
Недавно было высказано предположение, что это часть некоего ритуала инициации, детали которого остаются неизвестными: [29]
По поводу знаний:
здесь и сейчас будь скромным (ты сам!)
‹в этом подвале!»
Царь Ахирам
[ редактировать ]Сам Ахирам не имеет титула царя ни в Библосе, ни в каком-либо другом городе-государстве. Говорят, что ему наследовал его сын Итобаал I, который первым получил прямой титул царя Библоса. [30] что происходит из-за старого неправильного прочтения текстового пробела. Согласно новой реконструкции лакуны, имя сына Ахирама следует читать [Пил]сибаал, а чтением Итобаал следует пренебречь. [24] Ранний список царей Библоса снова подлежит дальнейшему изучению.
Литература
[ редактировать ]- Пьер Монте: Библ и Египет, Четыре раскопки 1921–1924 гг. , Париж, 1928 г., 228–238, Тафель CXXVII – CXLI. ISBN 978-2913330023
- Эллен Рем: Саркофаг Ахирама , Майнц, 2004 г. (исследование финикийско-пунической и кипрской скульптуры под редакцией Ренаты Бол, II.1. Династические саркофаги с живописными рельефами из Библа и Кипра, часть 1.1)
- Рейнхард Г. Леманн: Надпись (и) саркофага Ахирома и надпись на валу могилы V в Джбейле ( Библос ) , Майнц, 2005 г. (исследование финикийско-пунической и кипрской скульптуры, под редакцией Ренате Бол, II.1. Династические саркофаги) с живописными рельефами из Библоса и Кипра часть 1.2)
- Жан-Пьер Тиолле : Меня зовут Библос . Париж 2005. ISBN 2914266049
- Майкл Браунинг «Ученый обновляет перевод древней надписи», в: The Palm Beach Post, воскресенье, 3 июля 2005 г., стр. 17А.
- Рейнхард Г. Леманн: Кто был сыном Ахирома (КАИ 1:1)? Каллиграфо-просопографический подход к эпиграфически открытому вопросу // В. Голинец, Х. Дженни, Х.-П. Мэтис и С. Сарасин (ред.), Новый вклад в семитские исследования. Пятое заседание Рабочей группы семитических исследований Немецкого восточного общества с 15 по 17 числа. Февраль 2012 г., Базельский университет (AOAT 425), Мюнстер: Ugarit-Verlag 2015, стр. 163–180.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кук, ч1
- ^ Рене Канья , Nouvelles Archéologique, Сирия 4 (1923): 334–344.
- ^ Пьер Монте , «Раскопки Библоса в 1923 году», L'Illustration 3 (3 мая 1924 г.), 402–405.
- ^ Каллиграфия и мастерство в надписи Ахиром. Соображения об умелом линейном плоском письме в Библосе начала первого тысячелетия, Рейнхард Г. Леманн
- ^ Jump up to: а б Торри, Чарльз К. (1925). «Ахирамская надпись Библа». Журнал Американского восточного общества . 45 . Журнал Американского восточного общества, Vol. 45: 269–279. дои : 10.2307/593505 . JSTOR 593505 .
- ^ Причард, Джеймс Б. (1968). Археология и Ветхий Завет . Принстон: Университет. Нажимать. ; Москати, Сабатино (2001). Финикийцы Лондон: Телец. ISBN 1850435332 . ;
- ^ Jump up to: а б Марко, Гленн Э. (1990). «Возникновение финикийского искусства». Бюллетень американских школ восточных исследований . 279 (279): 13–26. дои : 10.2307/1357205 . JSTOR 1357205 . S2CID 163353156 . [стр. 13, 19–22]
- ^ Дж. Леклан, «Отношения между Египтом и Финикией от путешествия Унамона до экспедиции Александра», в книге «Роль финикийцев во взаимодействии средиземноморских цивилизаций» , У. Уорд, изд. (Бейрут: Американский университет) 1968:11.
- ^ Недавнее обсуждение аспектов истории искусств см. Эллен Рем: Саркофаг Ахирама , Майнц, 2004 (исследование финикийско-пунической и кипрской скульптуры, под редакцией Ренате Бол, II.1. Династические саркофаги с живописными рельефами из Библоса и Кипрской части). 1.1)
- ^ Бюллетень американских школ восточных исследований № 279 (август 1990 г.): 13–26) с. 13.
- ^ «О лингвистической датировке финикийской надписи Ахирама (КАИ 1)», Журнал ближневосточных исследований 53.1 (январь 1994: 33–36), стр. 33 JSTOR .
- ^ К. Гарбини, «О датировке надписи Ахирама», Аннали (Istituto Universitario Orientale, Неаполь) 37 (1977:81–89)
- ^ Бернал, Мартин (1990). Кадмейские буквы: распространение алфавита в Эгейское море и дальше на запад до 1400 г. до н.э. Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 0931464471 .
- ^ Мартин, Малачи (1961). «Предварительный отчет после повторного исследования библианских надписей» . Ориенталия (серия Нова) . 30 (1): 46–78 [47–63]. JSTOR 43073578 . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Сасс, Бенджамин; Финкельштейн, Израиль (2016). «Лебединая песня протохананеев девятого века до нашей эры в свете алфавитной надписи из Мегиддо» . Семитика и классика . 9 : 19–42. дои : 10.1484/J.SEC.5.112723 .
- ^ Дата остается предметом споров, по словам Гленна Э. Марко, Бюллетеня американских школ восточных исследований «Появление финикийского искусства» , № 279 (август 1990 г.): 13–26, стр. 13.
- ^ «Заметки о саркофаге Ахирама», Журнал Древнего Ближневосточного общества 5 (1973:354–72)
- ^ «Пересмотр библианских надписей», Журнал Древнего Ближневосточного общества 15 (1983:79–118).
- ^ Самая последняя научная книга, в которой рассматриваются все аспекты надписи, - это Рейнхард Г. Леманн, Надпись(и) саркофага Ахирома и надпись на валу могилы V в Джбейле (Библос) , (Майнц), 2005 г. (исследование финикийско-пуническая и кипрская скульптура под редакцией Ренаты Бол, II.1. Саркофаги династии с живописными рельефами из Библоса и Кипра Часть 1.2)
- ^ Доннер, Герберт; Рёллиг, Герберт (2002). Ханаанские и арамейские надписи, том 1 (5-е изд.). Висбаден: Харрасовиц. п. 1 (#1). ISBN 3447045876 .
- ^ Крахмалков, Чарльз Р. (2000). Финикийско-пунический словарь . Левен: Петерс и департамент исследований Остерса. ISBN 9042907703 .
- ^ Комментарий в: Ярош, Карл (1982). Сто надписей из Ханаана и Израиля . Фрибур: Швейцарские католические библейские произведения. стр. 36–37. ISBN 3720399966 .
- ^ Рейнхард Г. Леманн: Надпись(и) на саркофаге Ахирома и надпись на валу гробницы V в Джбейле (Библос) , 2005, стр. 38
- ^ Jump up to: а б Рейнхард Г. Леманн, Кто был сыном Ахирома (КАИ 1:1)? Каллиграфо-просопографический подход к эпиграфически открытому вопросу // В. Голинец, Х. Дженни, Х.-П. Мэтис и С. Сарасин (ред.), Новый вклад в семитские исследования. Пятое заседание Рабочей группы семитических исследований Немецкого восточного общества с 15 по 17 числа. Февраль 2012 г., Базельский университет (AOAT 425), Мюнстер: Ugarit-Verlag 2015, стр. 163–180.
- ↑ Иногда встречается перевод типа «Что касается него, то его надпись сотрётся остротой долота». Однако это невозможно, поскольку в тексте говорится об этой (Ахироме) надписи (SPR Z), а не о его (осквернителе) надписи (= SPRH).
- ^ Доннер и Рёллиг (2002), с. 1 (№2).
- ^ Рене Дюссо , в Сирии 5 (1924:135–57).
- ^ Олбрайт, ВФ (1947). «Финикийские надписи десятого века до нашей эры из Библа» . Журнал Американского восточного общества . 67 (3): 153–160 [156]. дои : 10.2307/596081 . JSTOR 596081 . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Рейнхард Г. Леманн: Надпись(и) на саркофаге Ахирома и надпись на валу гробницы V в Джбейле (Библос) , 2005, стр. 39–53
- ^ Вэнс, Дональд Р. (1994). «Литературные источники по истории Палестины и Сирии: финикийские надписи». Библейский археолог . 57 (1). Библейский археолог, Vol. 57, № 1: 2–19. дои : 10.2307/3210392 . JSTOR 3210392 . S2CID 222767576 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пресс-релиз о новой расшифровке и переводе (на немецком языке)