Jump to content

Саркофаг Ахирама

(Перенаправлено с Ахирама )
Саркофаг Ахирама
Саркофаг Ахирама на нынешнем месте ( Ливан ).
Материал Известняк
Письмо финикийский язык
Созданный в. 1000 г. до н.э.
Обнаруженный 1923
Текущее местоположение Национальный музей Бейрута
Идентификация КОГДА 1

Саркофаг Ахирама (также пишется как Ахиром , 𐤀𐤇𐤓𐤌 ‎ на финикийском языке) — саркофаг финикийского царя Библоса (ок. 1000 г. до н. э.), обнаруженный в 1923 году французским археологом Пьером Монте в гробнице V царского некрополя Библоса .

Саркофаг известен своей барельефной резьбой и финикийской надписью . Одна из пяти известных библианских царских надписей , эта надпись считается самым ранним известным примером полностью развитого финикийского алфавита . [1] Считается, что финикийский алфавит является родительским алфавитом для множества современных систем письма в мире; включая греческий , латинский и кириллический алфавиты, а также еврейский , арабский и урду Абджад. Для некоторых ученых он представляет собой конечную точку распространения алфавита в Европу. [1]

Ахиром не упоминается ни в одном другом древневосточном источнике, хотя некоторые учёные [ ВОЗ? ] предположили возможную связь с современным царем Хирамом, упомянутым в еврейской Библии (см. Хирам I ).

Открытие

[ редактировать ]
Саркофаг Ахирама, как он был найден

Саркофаг был найден после оползня в скалах, окружающих Библос (ныне современный Ливан) в конце 1923 года, в результате которого обнаружилось несколько гробниц финикийских царей. Гробница Ахирома имела глубину десять метров. [2] [3] [4]

Саркофаг

[ редактировать ]

Саркофаг . Ахирама был обнаружен французским археологом Пьером Монте в 1923 году [5] в Библосе . [6] Его резные панели с низким рельефом делают его «главным художественным документом раннего железного века » в Финикии. [7] Сопутствующие предметы, относящиеся к позднему бронзовому веку, либо подтверждают раннюю датировку 13 века до нашей эры, либо свидетельствуют о повторном использовании ранней шахтной гробницы в 11 веке до нашей эры.

Основная сцена представляет короля, восседающего на троне, украшенном крылатыми сфинксами . Жрица предлагает ему цветок лотоса . На крышке две мужские фигуры обращены друг к другу, между ними сидят львы. Эти фигуры были интерпретированы Гленном Марко как символы отца и сына надписи. Изображение фигур, дизайн трона и стола демонстрируют сильное ассирийское влияние. [7] Полное отсутствие египетских предметов 20-й и 21-й династий в Финикии. [8] резко контрастирует с возобновлением финикийско-египетских связей при 22-й династии Египта . [9]

Встречаться

[ редактировать ]

По словам Гленна Э. Марко, «Появление финикийского искусства», эта дата остается предметом споров. [10] Надпись Ахирама обычно датируется ок. 1000 г. до н.э., как отмечает Эдвард М. Кук: «Большинство ученых считают, что надпись Ахирама датируется примерно 1000 г. до н.э.». [11] Кук анализирует и отвергает дату тринадцатого века, принятую К. Гарбини, [12] который был основным источником ранних датировок, на которых настаивал Бернал, Cadmean Letters . [13] 13 век возник потому, что саркофаг представлял собой повторно используемую могилу, первоначально он использовался в 13 веке. следы стертой ранней протобиблийской надписи. Также на памятнике видны [14]

Другие, на основании предметов, найденных возле саркофага, относят к более поздней дате – около 850 г. до н.э. [15] [16] Аргументы в пользу датировки самих рельефов саркофага — а, следовательно, и надписи — серединой 9-8 веков до н.э. были выдвинуты Эдит Порадой на основе сравнительной истории искусства и археологии ; [17] и на основе палеографии, среди прочего, Рональда Валленфельса, [18]

На частях венчика и крышки саркофага обнаружена надпись из 38 слов. Он написан на старом финикийском диалекте Библоса и является старейшим свидетельством финикийского алфавита, обнаруженного на сегодняшний день: значительной длины [19]

Текст [20] Транслитерация Перевод [21] [22] [23] [24]
(текст на стороне головы:) 𐤀𐤓𐤍 𐤟 𐤆 𐤐𐤏𐤋 𐤟 [𐤐𐤋]𐤎𐤁𐤏𐤋 𐤟 𐤁𐤍 𐤀𐤇𐤓𐤌 𐤟 𐤌𐤋𐤊 𐤂𐤁𐤋 𐤟 ʾrn 𐤟 z pʿl 𐤟 [pl]s (?) bʿl (или [ʾ]t (?) б`л) 𐤟 бн`рм 𐤟 млк гбл 𐤟 Этот гроб [Пил]сибаал (или: [И]ттобаал) сделал сын Ахирома (Ахирама), царя Библоса,
𐤋𐤀𐤇𐤓𐤌 𐤟 𐤀𐤁𐤄 𐤟 𐤊 𐤔𐤕𐤄 𐤟 𐤁𐤏𐤋𐤌 𐤟 lʾḥrm 𐤟 ʾbh 𐤟 к шт (?) 𐤟 фильм 𐤟 для Ахирома, его отца, когда он положил его на вечность.
(текст вдоль крышки:) 𐤅𐤀𐤋 𐤟 𐤌𐤋𐤊 𐤟 𐤁𐤌𐤋𐤊𐤌 𐤟 wʾl 𐤟 mlk 𐤟 bmlkm 𐤟 И когда (?) король среди королей (любой король)
𐤅𐤎𐤊𐤍 𐤟 𐤁𐤎<𐤊>𐤍𐤌 𐤟𐤅𐤎𐤊𐤍 𐤟 𐤁𐤎<𐤊>𐤍𐤌 𐤟 wskn 𐤟 bs<k>nm 𐤟 или губернатор среди губернаторов (любой губернатор)
𐤅𐤕𐤌𐤀 𐤟 𐤌𐤇𐤍𐤕 𐤟 𐤏𐤋𐤉 𐤟 𐤂𐤁𐤋 𐤟 wtmʾ 𐤟 mḥnt 𐤟 ʿly 𐤟 gbl 𐤟 или командующий армией [будет править] над Библом (или: [идет] против Библоса),
𐤅𐤉𐤂𐤋 𐤟 𐤀𐤓𐤍 𐤟 𐤆𐤍 𐤟 смотри 𐤟 ʾrn 𐤟 zn 𐤟 и убрал бы (или: раскрыл) этот гроб,
𐤕𐤇𐤕𐤎𐤐 𐤟 𐤇𐤈𐤓 𐤟 𐤌𐤔𐤐𐤈𐤄 𐤟 tḥtsp 𐤟 ḥṭr 𐤟 mšpṭh 𐤟 тогда его императорский скипетр сломается (букв.: посох его законной власти будет лишен листьев),
𐤕𐤄𐤕𐤐𐤊 𐤟 𐤊𐤎𐤀 𐤟 𐤌𐤋𐤊𐤄 𐤟 thtpk 𐤟 ксʾ 𐤟 млх 𐤟 трон его царства (его царский трон) опрокинется,
𐤅𐤍𐤇𐤕 𐤟 𐤕𐤁𐤓𐤇 𐤟 𐤏𐤋 𐤟 𐤂𐤁𐤋 𐤟 wnḥt 𐤟 tbrḥ 𐤟 ʿl 𐤟 gbl 𐤟 и мир отступит от Библоса.
𐤅𐤄𐤀 𐤟 𐤉𐤌𐤇 𐤎𐤐𐤓 𐤆 𐤟 что 𐤟 ymḥ spr z 𐤟 А что касается его, [если] он сотрет эту надпись,
𐤋𐤐𐤐 𐤟 𐤔𐤁𐤋 𐤟 п (?) 𐤟 ш (?) с 𐤟𐤟 разорвана(??) будет [его] царская одежда(??).

(Значение последних двух слов LPP и ŠBL малоизвестно и его приходится догадываться; но ясно, что имеется в виду проклятие. [25] )

Формулы надписи сразу были признаны литературными по своей природе, а уверенная резка архаичных букв подсказала Чарльзу Торри. [5] форма письма, уже широко используемая. Дата надписи X веком до нашей эры получила широкое признание.

На полпути вниз по могильной шахте на южной стене была найдена еще одна короткая надпись — граффито «Некрополь Библа» . Трехстрочное граффито гласит: [26]

(1) не знаю 𐤟 (2) ну да ? длк 𐤟 (3) тхт зн

Обычно это интерпретируется как предупреждение не продолжать дальше: [27] [28]

(1) Знай: (2) вот беда(?) для тебя (3) ниже этого.

Недавно было высказано предположение, что это часть некоего ритуала инициации, детали которого остаются неизвестными: [29]

По поводу знаний:
здесь и сейчас будь скромным (ты сам!)
‹в этом подвале!»

Царь Ахирам

[ редактировать ]

Сам Ахирам не имеет титула царя ни в Библосе, ни в каком-либо другом городе-государстве. Говорят, что ему наследовал его сын Итобаал I, который первым получил прямой титул царя Библоса. [30] что происходит из-за старого неправильного прочтения текстового пробела. Согласно новой реконструкции лакуны, имя сына Ахирама следует читать [Пил]сибаал, а чтением Итобаал следует пренебречь. [24] Ранний список царей Библоса снова подлежит дальнейшему изучению.

Литература

[ редактировать ]
  • Пьер Монте: Библ и Египет, Четыре раскопки 1921–1924 гг. , Париж, 1928 г., 228–238, Тафель CXXVII – CXLI. ISBN   978-2913330023
  • Эллен Рем: Саркофаг Ахирама , Майнц, 2004 г. (исследование финикийско-пунической и кипрской скульптуры под редакцией Ренаты Бол, II.1. Династические саркофаги с живописными рельефами из Библа и Кипра, часть 1.1)
  • Рейнхард Г. Леманн: Надпись (и) саркофага Ахирома и надпись на валу могилы V в Джбейле ( Библос ) , Майнц, 2005 г. (исследование финикийско-пунической и кипрской скульптуры, под редакцией Ренате Бол, II.1. Династические саркофаги) с живописными рельефами из Библоса и Кипра часть 1.2)
  • Жан-Пьер Тиолле : Меня зовут Библос . Париж 2005. ISBN   2914266049
  • Майкл Браунинг «Ученый обновляет перевод древней надписи», в: The Palm Beach Post, воскресенье, 3 июля 2005 г., стр. 17А.
  • Рейнхард Г. Леманн: Кто был сыном Ахирома (КАИ 1:1)? Каллиграфо-просопографический подход к эпиграфически открытому вопросу // В. Голинец, Х. Дженни, Х.-П. Мэтис и С. Сарасин (ред.), Новый вклад в семитские исследования. Пятое заседание Рабочей группы семитических исследований Немецкого восточного общества с 15 по 17 числа. Февраль 2012 г., Базельский университет (AOAT 425), Мюнстер: Ugarit-Verlag 2015, стр. 163–180.
  1. ^ Jump up to: а б Кук, ч1
  2. ^ Рене Канья , Nouvelles Archéologique, Сирия 4 (1923): 334–344.
  3. ^ Пьер Монте , «Раскопки Библоса в 1923 году», L'Illustration 3 (3 мая 1924 г.), 402–405.
  4. ^ Каллиграфия и мастерство в надписи Ахиром. Соображения об умелом линейном плоском письме в Библосе начала первого тысячелетия, Рейнхард Г. Леманн
  5. ^ Jump up to: а б Торри, Чарльз К. (1925). «Ахирамская надпись Библа». Журнал Американского восточного общества . 45 . Журнал Американского восточного общества, Vol. 45: 269–279. дои : 10.2307/593505 . JSTOR   593505 .
  6. ^ Причард, Джеймс Б. (1968). Археология и Ветхий Завет . Принстон: Университет. Нажимать. ; Москати, Сабатино (2001). Финикийцы ​Лондон: Телец. ISBN  1850435332 . ;
  7. ^ Jump up to: а б Марко, Гленн Э. (1990). «Возникновение финикийского искусства». Бюллетень американских школ восточных исследований . 279 (279): 13–26. дои : 10.2307/1357205 . JSTOR   1357205 . S2CID   163353156 . [стр. 13, 19–22]
  8. ^ Дж. Леклан, «Отношения между Египтом и Финикией от путешествия Унамона до экспедиции Александра», в книге «Роль финикийцев во взаимодействии средиземноморских цивилизаций» , У. Уорд, изд. (Бейрут: Американский университет) 1968:11.
  9. ^ Недавнее обсуждение аспектов истории искусств см. Эллен Рем: Саркофаг Ахирама , Майнц, 2004 (исследование финикийско-пунической и кипрской скульптуры, под редакцией Ренате Бол, II.1. Династические саркофаги с живописными рельефами из Библоса и Кипрской части). 1.1)
  10. ^ Бюллетень американских школ восточных исследований № 279 (август 1990 г.): 13–26) с. 13.
  11. ^ «О лингвистической датировке финикийской надписи Ахирама (КАИ 1)», Журнал ближневосточных исследований 53.1 (январь 1994: 33–36), стр. 33 JSTOR .
  12. ^ К. Гарбини, «О датировке надписи Ахирама», Аннали (Istituto Universitario Orientale, Неаполь) 37 (1977:81–89)
  13. ^ Бернал, Мартин (1990). Кадмейские буквы: распространение алфавита в Эгейское море и дальше на запад до 1400 г. до н.э. Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN  0931464471 .
  14. ^ Мартин, Малачи (1961). «Предварительный отчет после повторного исследования библианских надписей» . Ориенталия (серия Нова) . 30 (1): 46–78 [47–63]. JSTOR   43073578 . Проверено 8 января 2023 г.
  15. ^ Сасс, Бенджамин; Финкельштейн, Израиль (2016). «Лебединая песня протохананеев девятого века до нашей эры в свете алфавитной надписи из Мегиддо» . Семитика и классика . 9 : 19–42. дои : 10.1484/J.SEC.5.112723 .
  16. ^ Дата остается предметом споров, по словам Гленна Э. Марко, Бюллетеня американских школ восточных исследований «Появление финикийского искусства» , № 279 (август 1990 г.): 13–26, стр. 13.
  17. ^ «Заметки о саркофаге Ахирама», Журнал Древнего Ближневосточного общества 5 (1973:354–72)
  18. ^ «Пересмотр библианских надписей», Журнал Древнего Ближневосточного общества 15 (1983:79–118).
  19. ^ Самая последняя научная книга, в которой рассматриваются все аспекты надписи, - это Рейнхард Г. Леманн, Надпись(и) саркофага Ахирома и надпись на валу могилы V в Джбейле (Библос) , (Майнц), 2005 г. (исследование финикийско-пуническая и кипрская скульптура под редакцией Ренаты Бол, II.1. Саркофаги династии с живописными рельефами из Библоса и Кипра Часть 1.2)
  20. ^ Доннер, Герберт; Рёллиг, Герберт (2002). Ханаанские и арамейские надписи, том 1 (5-е изд.). Висбаден: Харрасовиц. п. 1 (#1). ISBN  3447045876 .
  21. ^ Крахмалков, Чарльз Р. (2000). Финикийско-пунический словарь . Левен: Петерс и департамент исследований Остерса. ISBN  9042907703 .
  22. ^ Комментарий в: Ярош, Карл (1982). Сто надписей из Ханаана и Израиля . Фрибур: Швейцарские католические библейские произведения. стр. 36–37. ISBN  3720399966 .
  23. ^ Рейнхард Г. Леманн: Надпись(и) на саркофаге Ахирома и надпись на валу гробницы V в Джбейле (Библос) , 2005, стр. 38
  24. ^ Jump up to: а б Рейнхард Г. Леманн, Кто был сыном Ахирома (КАИ 1:1)? Каллиграфо-просопографический подход к эпиграфически открытому вопросу // В. Голинец, Х. Дженни, Х.-П. Мэтис и С. Сарасин (ред.), Новый вклад в семитские исследования. Пятое заседание Рабочей группы семитических исследований Немецкого восточного общества с 15 по 17 числа. Февраль 2012 г., Базельский университет (AOAT 425), Мюнстер: Ugarit-Verlag 2015, стр. 163–180.
  25. Иногда встречается перевод типа «Что касается него, то его надпись сотрётся остротой долота». Однако это невозможно, поскольку в тексте говорится об этой (Ахироме) надписи (SPR Z), а не о его (осквернителе) надписи (= SPRH).
  26. ^ Доннер и Рёллиг (2002), с. 1 (№2).
  27. ^ Рене Дюссо , в Сирии 5 (1924:135–57).
  28. ^ Олбрайт, ВФ (1947). «Финикийские надписи десятого века до нашей эры из Библа» . Журнал Американского восточного общества . 67 (3): 153–160 [156]. дои : 10.2307/596081 . JSTOR   596081 . Проверено 26 апреля 2022 г.
  29. ^ Рейнхард Г. Леманн: Надпись(и) на саркофаге Ахирома и надпись на валу гробницы V в Джбейле (Библос) , 2005, стр. 39–53
  30. ^ Вэнс, Дональд Р. (1994). «Литературные источники по истории Палестины и Сирии: финикийские надписи». Библейский археолог . 57 (1). Библейский археолог, Vol. 57, № 1: 2–19. дои : 10.2307/3210392 . JSTOR   3210392 . S2CID   222767576 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3473ed6cae510d5fcc5b2df2c0f81f05__1714275960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/05/3473ed6cae510d5fcc5b2df2c0f81f05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ahiram sarcophagus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)