Макс Штегеманн
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Макс Штегеманн (10 мая 1843 — 29 января 1905) — немецкий актёр, оперный баритон и театральный режиссёр.
Жизнь
[ редактировать ]Актер и певец
[ редактировать ]Штегеман родился в Бад-Фрайенвальде в прусской провинции Бранденбург и происходил из берлинской купеческой семьи Штегеманн. [ 1 ] Его матерью была Матильда Леонтина, урожденная Девриент (28 июня 1809 в Берлине — 25 октября 1884 в Лейпциге), сестра актёров Карла , Эмиля и Эдуарда Девриент , славившихся своей красотой. [ 1 ]
Штегеманн учился в Кройцшуле в Дрездене, куда переехала семья. Особенно его дядя Эмиль поощрял актерский талант племянника, который по желанию отца должен был поступить в университет. Вместо этого Штегеманн решил поступить в Дрезденскую консерваторию , где актер Гейне давал ему уроки драматического искусства. Уже в 1862 году талантливая девушка получила ангажемент в Бремерском городском театре . Там Штегеманн совершенствовал свою актерскую технику под руководством режиссера Генриха Бера. В то же время он тренировал свой певческий голос, естественно мелодичный, мощный баритон .

В мае 1863 года он отпраздновал свой дебют в качестве певца в Государственной опере Ганновера. [ 1 ] под руководством капельмейстера Карла Людвига Фишера , который нанял его в качестве второго баритона. В 1864 году он брал дополнительные уроки пения у Франсуа Дельсарта в Париже, а затем у шведского певца Оскара Линдхудта в Ганновере.
После ухода первого баритона Людвига Зоттмайра в 1865 году его место занял Штегеманн. «Художник быстро завоевал симпатии театральной публики своим отзывчивым, звонким голосом, живой игрой, а также остроумной, глубоко продуманной игрой. ." [ 2 ] Штегеманн выступал на ганноверской сцене двенадцать лет и за это время превратился в одного из первых певцов в своей области. особенно востребован как переводчик Маршнера Вагнера и . Он был Многочисленные приглашения на гастроли привели его во все крупнейшие оперные театры Германии. Особый успех он имел в заглавной партии оперы «Ганс Хайлинг» , в роли лорда Рутвен в опере «Вампир» , в роли Гильберта в «Тамплиере и еврейке» , в роли Ганса Сакса в «Нюрнбергских мейстерзингерах» и в роли главного героя в опере «Летучая мышь». Холлендер и Вильгельм Телль . Однако его звездной ролью как певца была роль Дон Жуана в Моцарта одноименной опере «Eine wahre Meisterleistung in Gesang und Spiel». [ 3 ]
Стюард
[ редактировать ]В 1876 году Штегеманн переехал в Кёнигсберг , где принял на себя руководство Штадттеатром , который под его руководством за очень короткое время пережил невообразимый подъём. Там он стал членом Кенигсбергской масонской ложи «Эммануил» . постановки «Армина» Генриха Гофмана и «Укрощения строптивой» Большой резонанс вызвали Германа Гетца. Под руководством Штегемана и дирижером Эмилем Пауром 26 октября 1879 года состоялась немецкая премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен» . Он сам исполнил партию Эскамильо . Луи Кёлер и Александр Винекен написали восторженные рецензии, положившие начало мировому триумфу оперы, провалившейся в Париже.
С 1879 года Штегеманн жил в Берлине, где работал концертирующим певцом и преподавателем вокала .
В 1882 году Штегеману, назначенному королевским прусским камергером , предложили должность генерал-интенданта , чтобы он взял на себя аренду Städtische Bühnen в Лейпциге. [ 1 ] С 1868 года они состояли из двух театров: Альтес-театра , который в основном использовался как сцена для пьес, и Нового театра , который функционировал как оперный театр. Штегеманн начал со смелого артистического порыва , который помог обоим театрам добиться больших успехов. Он нанял прекрасных актеров, таких как Клара Сальбах и Фанни Моран-Олден , и работал с прекрасными режиссерами оперы и драмы.
В мае 1883 года он поставил эффектную постановку Гете всего «Фауста» в адаптации Отто Девриента . Его цикл Гете в том же году и десятивечерний цикл Вагнера в 1887 году были очень хорошо приняты. Он нанял молодого Густава Малера и остался с ним, несмотря на соперничество последнего с его первым капельмейстером Артуром Никишем .
В 1903 году Айзенберг оценивал творчество Штегемана в Лейпциге: «Ему удалось поставить этому театру самое первое место среди художественных институтов Германии. Его режиссерские успехи хорошо известны в сценическом мире, а его постановки относятся к числу лучших, которые когда-либо существовали. на что способна современная режиссура. Ст. вообще считается одним из самых выдающихся режиссеров Германии». [ 3 ]
Однако старая система аренды, которая преобладала в то время в Лейпциге, как и везде, и которая возлагала на директора театра полную экономическую ответственность в дополнение к художественной ответственности, оказывала на Штегемана все большее давление. Чтобы свести финансовый риск к минимуму, он проводил репертуарную политику, ориентированную на классический репертуар, и принципиально отказывался от исполнения современной литературы. Он использовал сцену Каролатеатра , которую арендовал с 1887 года, исключительно как театр водевиля . Когда в 1899 году ему пришлось отказаться от этого театра по указанию членов городского совета, чтобы сосредоточить свою энергию на муниципальных сценах, театр, ныне переименованный в Лейпцигский Шаушпильхаус , открылся для современной драмы под руководством Антона Хартмана и превратился в конкурент за благосклонность публики Штегемана.
Под руководством Штегемана в Лейпцигской опере были поставлены великолепные спектакли, большую часть которых дирижировал Артур Никиш. Особыми яркими моментами стали исполнения всего «Кольца» , «Тангейзера» и «Валькирии» .
За двадцать лет работы на посту директора Штегманн многое сделал для укрепления репутации Лейпцига как важного мегаполиса музыкальной культуры в Европе.
Штегеманн был женат на скрипачке Хильдегард Кирхнер (ум. 16 июня 1913 в Дрездене), ученице Фердинанда Лауба . Среди их шестерых детей - актер и баритон Вальдемар Штегеманн , сопрано Хелен Штегеманн (1877–1923), которая с 1909 года была замужем за композитором графом Бото Зигвартом цу Эйленбургом , и колоратурное сопрано Эрна Штегеманн. Его братом был актер Ойген Стегеманн , а двоюродной сестрой Джули Мейстер. [ 1 ]
Среди его учеников был Вильгельм Кронбергер .
Штегеманн умер в Лейпциге в возрасте 61 года. Его могила находится в Тринитатисфридхоф в Дрездене-Йоханнштадте. [ 4 ]
Критики
[ редактировать ]Внешний вид Штегемана, прекрасная голова с благородными чертами лица, окруженная волосами цвета воронова крыла, характер его голоса особенно позволяют ему изображать демонические образы. «Ганс Хайлинг» , «Вампир» и «Летучий голландец» , на наш взгляд, являются его блестящими ролями. Голос полнотональный и громкий, но не настолько широкий, чтобы уклоняться от соперничества. В этом с ним могли бы соперничать гораздо более посредственные баритоны. Но орган необычайно способен к модуляции, и его владелец легко может использовать его всеми способами. Тонкий такт, с которым Стегеманн умеет использовать этот тембр здесь, тот тембр там, как он структурирует каждое маленькое предложение и как он со всей ясностью увеличивает средства в соответствии с чувством представляемого человека, в зависимости от ситуации, в гармония жеста и позы, которые повсюду выдают актера первого ранга. Планомерность всей композиции, а также исполнение мельчайших частей делают его великим художником, в чем он будет еще более уверен. как только, с Лейпциг в возрасте уходящих лет, юношеская поспешность, которая то и дело кажется притихшей, исчезла из его игры и внешнего вида.
- Музыкальный еженедельник от 19 августа 1870 г. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Макс Штегеманн (1843–1905)» . Фонд Малера . 06.01.2015 . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ Людвиг Айзенберг : Штегеманн, Макс . В: < Большой биографический лексикон немецкой сцены XIX века. Век. Пол Лист, Лейпциг, 1903 г., стр. 985 ( daten.digitale-sammlungen.de ).
- ^ Jump up to: а б Людвиг Айзенберг : Штегеманн, Макс . В: Большой биографический лексикон немецкой сцены XIX века. Век. Пол Лист, Лейпциг, 1903 г., стр. 986 ( daten.digitale-sammlungen.de ).
- ^ «Штегеманн, Макс» . www.grabsteine.genealogy.net . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ Макс Стегеманн. В музыкальном еженедельнике. Орган для звукорежиссеров и любителей музыки, 1-й курс, № 34 от 19 августа 1870 г., Э. В. Фрич, Лейпциг 1870, с. 534.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Людвиг Айзенберг : Штегеманн, Макс. В большом биографическом лексиконе немецкой сцены XIX. век . Пол Лист , Лейпциг, 1903, стр. 985–986 (daten.digitale-sammlungen.de.
- Фридрих Шульце : Шестьдесят лет Нового театра Лейпцига 1868–1928. Макс Бек, Лейпциг, 1928 год.
- Бернхард Вильденхайн : Быть актером... Воспоминания о Бернхарде Вильденхайне , Хеншельверлаг, Берлин, 1958 год.
- Карл-Йозеф Куч , Лео Рименс : Großes Sängerlexikon . Франке, Берн, Штутгарт, 1987.
- Роберт Альбинус: Кенигсбергский лексикон. Вюрцбург 2002, ISBN 3-88189-441-1 .