Там Вампир
Там Вампир | |
---|---|
Опера Маршнера Генриха | |
![]() Плакат 1828 года | |
Перевод | Вампир |
Либреттист | Вильгельм Август Вольбрюк |
Язык | немецкий |
На основе | Генрих Людвиг Риттер «Вампир, или Невеста мертвых» |
Премьера | 29 марта 1828 г. |
Вампир « » — романтическая опера в двух действиях Генриха Маршнера . Немецкое либретто Вильгельма Августа Вольбрюка (зятя Маршнера) основано на пьесе Генриха Людвига Риттера «Вампир oder die Totenbraut» (1821), которая сама была основана на рассказе «Вампир » (1819) Джона Полидори . Первое выступление состоялось 29 марта 1828 года в Лейпциге и имело успех. [ 1 ]
Оперу до сих пор время от времени исполняют, а в 1992 году обновленная адаптация под названием «Вампир: мыльная опера» с новыми стихами Чарльза Харта , с Омаром Эбрагимом в главной роли и продюсером Джанет Стрит-Портер была показана BBC по телевидению .
В июне 2014 года OperaHub в Бостоне представила новую англоязычную адаптацию « Вампира» Джона Дж. Кинга, которая пародирует более современные истории о вампирах, такие как «Сумерки» , «Дракула» , « Вампирские хроники » и «Баффи — истребительница вампиров» . [ 2 ] [ 3 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера, 29 марта 1828 г. [ 4 ] (Дирижер: Генрих Маршнер) |
---|---|---|
Лорд Ратвен , вампир | баритон | Франц Эдуард Немедленно |
сэр Хамфри Дэвенаут | бас | Кулинарный |
Мальвина, его дочь | сопрано | Вильгельмина Штрайт |
сэр Эдгар Обри | тенор | Йозеф Август Хёфлер |
сэр Джон Беркли | бас | Гей |
Янте, его дочь | сопрано | из Цитена |
Джордж Дибдин, слуга в доме Давено. | тенор | Фогт |
Эмми Перт | сопрано | Доротея Девриент |
Томс Блант | баритон | Вильгельм Фишер |
Сьюз, его жена | меццо-сопрано | Вильгельмина Кёкерт |
Джеймс Гадшилл | тенор | |
Ричард Скроп | тенор | |
Роберт Грин | бас | |
Мастер Вампиров | говорящая часть | |
Джон Перт | говорящая часть | Райнеке |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место: Шотландия
- Время: восемнадцатый век.
Акт 1
[ редактировать ]Сцена 1: После полуночи
На шабаше ведьм Повелитель вампиров говорит лорду Рутвену, что если он не сможет принести в жертву трех девственных невест в течение следующих 24 часов, он умрет. Если он сможет, ему будет дарован еще один год жизни. Часы бьют час, и первая жертва Рутвен, Янте, прибывает на тайную встречу, хотя на следующий день она должна выйти замуж за другого. Беркли, обнаружив, что она пропала, ищет ее со своими людьми, а Рутвен прячется вместе с ней в пещере. Ее крики предупреждают поисковую группу, и тело и вампир обнаруживаются. Беркли наносит удар Рутвену и оставляет его умирать, но его обнаруживает Обри, чью жизнь был спасен Рутвеном в прошлом. Рутвен умоляет Обри вытащить его в лунный свет, чтобы он мог ожить, и Обри при этом понимает, что Рутвен - вампир. Ему придется поклясться не раскрывать эту тайну в течение двадцати четырех часов, иначе он тоже станет вампиром.
Сцена 2: На следующее утро
Давено говорит 18-летней Мальвине и Обри, в которого она влюблена, что она должна выйти замуж за графа Марсдена. Обри узнает в графе лорда Рутвена, но ему говорят, что он брат Рутвена, который некоторое время находился за границей. Обри, однако, узнает рану, которая доказывает, что граф действительно Рутвен, и собирается осудить его, когда Рутвен напоминает ему о его клятве и последствиях, которые последуют, если он ее нарушит. Начинаются приготовления к свадьбе Мальвины и Марсдена.
Акт 2
[ редактировать ]Сцена 1: Около замка Марсден.
Эмми ждет своего будущего мужа Джорджа. Появляются новости об ужасной смерти Янте, и Эмми рассказывает легенду о вампире. Появляется Рутвен и впечатляет жителей деревни своей щедростью. Он флиртует с Эмми, пока его не прерывает Джордж, и он уходит - хотя к тому времени он добился от Эмми обещания, что она потанцует с ним позже.
сцена 2
Обри пытается убедить Рутвена отказаться от своих прав на Мальвину, но ему снова напоминают о судьбе, которая ждёт, если он нарушит свою клятву. Рутвен в монологе протестует против мучений, с которыми приходится сталкиваться вампиру.
сцена 3
Обри разрывается между выбором: нарушить клятву и спасти Мальвину или промолчать и потерять ее из-за вампира. Джордж просит Обри использовать свое влияние, чтобы помешать «Марсдену» соблазнить Эмми. Обри предупреждает Джорджа, что он должен присматривать за Эмми, но Рутвен уже ведет ее в лес.
Сцена 4: За пределами гостиницы
Блант, Гэдшилл, Скроп и Грин воспевают удовольствие от выпивки. Жена Бланта Сьюз упрекает мужчин, к радости зрителей, но приходит растрепанный Джордж, рассказывающий, как он следовал за Эмми и «Марсденом», только чтобы обнаружить, что он стоит над ее трупом. Он немедленно застрелил графа, оставив его умирать при лунном свете. Жители села выражают сочувствие и скорбь.
Сцена 5: В замке Давено.
Мальвина должна выйти замуж за Марсдена до полуночи. Обри предупреждает ее, что она в опасности, и она уповает на Бога. Прибывают гости на свадьбу, за ними следует Рутвен, который извиняется за опоздание. Мальвина и Обри в последний раз обращаются к Давено, который выгоняет Обри и приказывает продолжить свадьбу. Надвигается гроза, и Обри возвращается, решив во что бы то ни стало раскрыть тайну Рутвена. Внезапно часы бьют час, и Обри, освобожденный от клятвы, показывает, что «Марсден» - это лорд Рутвен, вампир. Рутвен, не справившись со своей задачей, поражен молнией и спускается в ад. Теперь Давено просит Мальвину простить его и, к всеобщему ликованию, соглашается на ее брак с Обри.
Инструментарий
[ редактировать ]Маршнер написал оперу для двух пикколо и двух флейт (без дублирования), двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов, змеи , четырех валторн, двух горновых труб, трех тромбонов, литавр, тамтама и струнных, а также двух закулисных валторн и две закулисные трубы.
Музыка
[ редактировать ]Помимо некоторых отсылок к Бетховену и, в сцене Рутвена/Эмми/Джорджа, сходства с Дон Жуаном /Церлиной/Мазетто, опера Маршнера представляет собой заметное связующее звено между двумя другими операми со сверхъестественными элементами, « Карла Марии фон Вебера . Вольным стрелком» (1821) и » Рихарда Вагнера ( «Летучий голландец 1843). Большая часть музыки напоминает Вебера: одним из примеров является дуэт Обри и Мальвины, мелодия которого также появляется в увертюре, и есть заметное сходство между «Шабашом ведьм» и «Волчьей долиной» ( Freischütz ). Маршнер, однако, не предпринял никаких попыток привнести в свою партитуру какой-либо местный колорит. С другой стороны, «Легенда о вампире» Эмми является прообразом арии Сенты об истории Летучего Голландца, и в обеих присутствует одинаковое описание «der bleiche Mann» (бледный человек).
Фактически, Вагнер дирижировал Der Vampyr в Вюрцбурге в 1833 году. Когда его брат, исполнявший партию Обри, пожаловался, что ария «Wie ein schöner Frühlingsmorgen» недостаточно эффективна, Вагнер заменил оригинальное окончание agitato Маршнера новым аллегро. своего собственного. Вагнера было хорошо принято, Несмотря на то, что в то время аллегро оно исполняется редко. [ 5 ]
Опера обычно исполняется в издании 1924 года Гансом Пфицнером . [ 1 ]
Записи
[ редактировать ]- Гизела Ратхаушер, Трауте Складаль, Лиана Синек , Мария Нуссбаумер, Курт Эквилуз , Эрих Кучар, Фриц Шперлбауэр, Großes Wiener Rundfunkorchester (Оркестр Венского радио), дирижер Курт Теннер. Запись из Вены, 1951 год. Line Music/Cantus Classics CACD 5.00269 F (предположительно, не исправленная версия Пфицнера)
- Урсула Беке, Альберт Кунц, Бруно Манацца, Чарльз Гиллиг, Хлоя Оуэн, Эрих Арберле, Эрнст Гутштейн , Готфрид Фер, Ханс Эберг, Нельде Клавель, Оркестр Бернского радио, дирижер Ганс Хауг. Запись 1963 года, отредактированная в 1971 году на бокс-сете из 4 пластинок совместно с Хансом Хайлингом, без лейбла, ссылка. МРФ-70-С.
- Роланд Герман , Арлин Огер , Анна Томова-Синтов , Дональд Гробе , Курт Бёме , Джейн Марш, Николаус Хиллебранд , Симфонический оркестр Баварского радио, дирижер Фриц Ригер. Концертная запись из Мюнхена, 1974 год. OPD-Opera d'Oro 1186.
- Зигмунд Нимсгерн (Рутвен), Кэрол Фарли (Мальвина Давенаут), Анастасия Томашевска-Шепис, Йозеф Прочка (Обри), Армандо Кафорио, Галина Писаренко , Мартин Энгель, Хор и оркестр Sinfonica Radio Italiana, дирижер Гюнтер Нойхольд. Концертная запись из Рима, 1980 г. HOMMAGE 7001834-HOM (переработанная версия Пфицнера)
- Франц Хавлата (Рутвен), Йонас Кауфманн (Обри), Регина Клеппер, Томас Девальд, Ю-Чанг На, Анке Хоффманн, Хайн Хайдбюхель, Кей Иммер, Франц Герихсен, Йозеф Оттен, Мариетта Швиттай-Нидзвицки, Дирк Шортемайер, WDR Rundfunkchor Köln и Оркестр радио WDR Кельн , дирижер Хельмут Фрошауэр . Запись из Кёльна, 1999 год. Каприччио C5184, UPC 845221051840.
Оперы на схожие темы
[ редактировать ]- Другими вампирскими операми начала XIX века были Сильвестро де Пальмы » «Вампир (1812), Мартина-Жозефа Менгала » «Вампир (1826) и Линдпейннера » «Вампир (1828).
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б Лумис, Джордж, «Другой вид вампирского романа», New York Times (18 ноября 2008 г.)
- ^ «Чудесно современный «Der Vampyr» — The Boston Globe» . Бостон Глобус . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «OperaHub: Вампир» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2015 г. Проверено 23 июня 2014 г.
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Дер Вампир , 29 марта 1828 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Ньюман, стр. 101-102.
Источники
- Брэдли, Ян (1996). Полное аннотированное издание Гилберта и Салливана . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816503-Х .
- Хартфорд, Роберт, «Маршнер: Вампир », книга программы оперного фестиваля Уэксфорда, 1992 г.
- Холден, Аманда; Кеньон, Николас; Уолш, Стивен, ред. (1993). Путеводитель по опере викингов . Лондон: Викинг. ISBN 0-670-81292-7 .
- Маршнер, Генрих, Вампир: Великая романтическая опера в двух действиях . Полное критическое издание в двух томах под ред. Эгона Восса . Майнц: Шотт, 2009.
- Ньюман, Эрнест, Жизнь Рихарда Вагнера Лондон: Издательство Кембриджского университета, 1976
- Палмер, Аллен Дин, Генрих Август Маршнер, 1795–1861: Его жизнь и сценические произведения . Анн-Арбор, 1980 год.
- Варрак, Джон и Юэн Уэст (1992). Оксфордский оперный словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-869164-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Вебер, Бригитта, Генрих Маршнер. Музыкальный руководитель Королевского двора в Ганновере . Ганновер: Государственный театр Нижней Саксонии, 1995. (Принценштрассе, 5). ISBN 3-931266-01-Х
- От Лукреции до Вампира. Новые источники о Маршнере . Документы о создании и приеме Лукреции. Полное издание путевого дневника с 1826 по 1828 год. Заметки о публицистической деятельности Маршнера. Отредактировал и прокомментировал Тилль Геррит Вайделих. Тутцинг: Шнайдер 1996. ISBN 3-7952-0837-8
- Генрих Август Маршнер. Отчет о симпозиуме Циттау Маршнера . Симпозиум Института культурной инфраструктуры Саксонии. Под редакцией Алмута Берендта и Матиаса Теодора Фогта. Лейпциг: Leipziger Universitätsverlag, 1998. (Культурная инфраструктура. Том 5). ISBN 3-931922-22-7