Galina Pisarenko
Galina Pisarenko | |
---|---|
Галина Писаренко | |
![]() | |
Рожденный | Galina Alexeyevna Kuzmina 24 января 1934 г. |
Умер | 23 октября 2022 г. | (88 лет)
Место отдыха | Troyekurovskoye Cemetery |
Образование | |
Занятия |
|
Организации | |
Награды |
Галина ( и Алексеевна Писаренко педагог советского происхождения 24 января 1934 — 23 октября 2022) — русское сопрано . В детстве она подавала музыкальные надежды, и тётя записала её в Музыкальный институт имени Гнесиных , который она окончила по классу фортепиано. Позже она предпочла учиться вокалу в Московской консерватории у Нины Дорлиак , которая стала ее наставником на всю жизнь. Некоторое время Писаренко учился одновременно в Московском государственном институте международных отношений ; затем экономика, английский и норвежский языки в МГУ и Московском государственном педагогическом институте иностранных языков имени Мориса Тореза .
После окончания Московской консерватории в 1961 году Писаренко успешно прошла прослушивание в Театр Станиславского и Немировича-Данченко , где получила международное признание как одна из его ведущих солисток. Евгений Светланов назвал ее «настоящим мастером» и «дивой». Дмитрий Шостакович лично отобрал ее для выступления на фестивале, посвященном его жизни и музыке в 1964 году. С 1969 по 1976 год она сотрудничала в ряде постановок с режиссером Вальтером Фельзенштейном , в результате чего она стала постоянной гостьей Комише опер Берлина. . Она также с большим успехом спела московскую премьеру Губаренко Виталия монооперы « Нежность », а позже записала свою интерпретацию.
Писаренко стала преподавателем Московской консерватории в 1976 году и занимала эту должность до самой смерти. В 1990 году она ушла из Театра Станиславского и Немировича-Данченко. пришла В театр «Новая опера» в 1991 году, став в итоге его директором. Ушла из пения в 1996 году. Умерла в 2022 году и похоронена на Троекуровском кладбище .
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Pisarenko ( née Galina Alexeyevna Kuzmina ) [ 1 ] родился в Ленинграде 24 января 1934 года. [ 2 ] Хотя ее родители не были профессиональными музыкантами, она вспоминала, что они оба часто пели дома, а отец аккомпанировал себе на гитаре. Писаренко пела, подражая взрослым у себя дома, что радовало ее семью, которая часто просила у нее еще песни. [ 3 ] Не дожив до трех лет, мать Писаренко умерла от туберкулеза; ее отец умер в 1941 году. Писаренко и ее старшая сестра уехали в Москву к своей тете Александре Кузьминой, которую они называли « бабушкой ». [ 1 ]
Кузьмина обратила внимание на музыкальные способности Писаренко, которого взяла на прослушивание на уроки игры на фортепиано в Музыкальный институт имени Гнесиных . Елена Гнесина , одна из соосновательниц школы, попросила Писаренко вместо игры на фортепиано спеть что-нибудь. Позже Писаренко вспоминала, что она была «в ужасе» от мысли играть на фортепиано, но пение делало ее счастливой. Она решила спеть русскую народную песню « березка сразу же была принята в институт имени Гнесиных. Писаренко проучился там семь лет, получив диплом фортепиано. В школьные годы она решила научиться пению вместо того, чтобы продолжать обучение игре на фортепиано. [ 3 ]
После этого Писаренко окончила среднюю школу, где получила золотую медаль за успеваемость, а затем поступила в Московскую консерваторию . Она успешно прошла прослушивание, спев романс Николая Римского-Корсакова . Там ее педагогом по вокалу была Нина Дорлиак , которая была ее наставником до конца жизни. [ 3 ]
Поначалу Писаренко была уверена в своих силах, но быстро разуверилась в себе, поскольку услышала сокурсников-певцов, чьи голоса «казались лучше», чем ее. Она ушла в себя и под тщательным обучением Дорлиака начала строить основы своей техники, начиная с дыхания. Когда Писаренко пошла на второй курс консерватории, она вновь обрела уверенность в себе. [ 3 ] В это время дирижер оперной студии консерватории Александр Чугунов спросил Дорлиак, есть ли у нее среди учеников «готовые мюзетты» для предстоящего исполнения « Богемы» ; она рекомендовала Писаренко, который позже вспоминал:
Я пришел в студию, плохо представляя, что собираюсь делать. Я, конечно, был музыкален..., но было и много испытаний. Я быстро выучил эту роль и погрузился в репетиционный процесс. Имейте в виду, что Мюзетта – совсем непростая роль. Я называю это ролью «сделай это или сломай». Когда ты выходишь на сцену, где на тебя обращен весь свет, внимание и аплодисменты, ты либо должен быть настоящим Мюзеттой, либо даже не утруждаться появлением. Все-таки это чудесная роль... потому что Мюзетта озорная, раскованная, смеющаяся, вальсирующая, насмехающаяся и так далее. Другими словами, тебе некогда думать о своих трясущихся коленях, тебе действительно нужно пойти туда и спеть. Именно поэтому я по-настоящему почувствовал себя певцом, потом все стало намного проще: как будто открылись какие-то шлюзы, и все само собой наладилось. Это действительно было похоже на перерождение, я чувствовал себя таким счастливым! [ 3 ]
После спектакля ее встретил Дорлиак и с восторгом сказал ей: «Ты будешь артисткой!» [ 1 ]
Тётя, несмотря на прежний энтузиазм, настояла на том, чтобы Писаренко изучала «серьёзную профессию» наряду с музыкой. Поэтому Писаренко поступил в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Среди ее друзей на всю жизнь были Владимир Петровский и Анатолий Слюсарь . [ 3 ] В результате реорганизации МГИМО в 1954 году Писаренко пришлось покинуть училище, но ей разрешили продолжить обучение в любом гуманитарном вузе по ее выбору. Она решила поступить в Московский государственный университет и Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза ; изучает экономику в первом, по специальности английский язык и немного норвежский во втором. [ 4 ] После окончания университета работала переводчиком на телевизионном заводе. [ 3 ]
Писаренко, свободно говорившая по-английски, позже сохранила в своем личном репертуаре ряд английских, шотландских и ирландских народных песен, которые она пела с местным акцентом. [ 5 ]
Театр Станиславского и Немировича-Данченко
[ редактировать ]выпускных спектаклей Писаренко в Московской консерватории ее посетил Эмиль Пасынков Новосибирского театра оперы и балета . Он предложил ей роль Дездемоны в предстоящей постановке « Джузеппе Верди » Отелло . Взволнованная, она рассказала эту новость Дорлиаку, который предостерег Писаренко от принятия этого предложения. Вместо этого Дорлиак предложил Писаренко сначала пройти прослушивание в московских театрах. Писаренко была неуверена в себе, чувствовала, что «не достойна» выступать на столь важных площадках, и считала, что лучше начать свою профессиональную карьеру в провинциальном театре. Когда появилась возможность пройти прослушивание в Театр Станиславского и Немировича-Данченко , Писаренко попробовался и был принят в труппу. Пасынков пытался убедить Писаренко пересмотреть свое решение, но она отказалась, позже объяснив, что одной из важнейших причин, по которым она предпочла работать в Москве, было желание оставаться рядом с Дорлиаком. [ 3 ] [ 6 ]
Когда Писаренко начала работать в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, ей очень хотелось работать с певцами, которых обучали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко . Среди них были Майя Мельцер и Мария Голдина соответственно Татьяна и Ольга в знаменитой постановке театра 1922 года « Петра Ильича Чайковского Евгения Онегина» . [ 3 ]
Писаренко дебютировала в главной роли в Жака Оффенбаха оперетте Прекрасная Елена» учась роли у Надежды Кемарской впервые исполнила эту роль для театра. [ 3 ] Pisarenko later recalled:
Я работала с Кемарской над «Прекрасной Элен» девять месяцев! Подумайте об этом! Кто-нибудь сейчас работает с такими исполнителями? Мы сделали очень много набросков, чтобы вникнуть в образ Элен: все ее записи, движения и жесты нужно было проработать в мельчайших деталях, прежде чем я смог произнести хотя бы одну строчку. Как она ходила, о чем думала, как выглядело ее лицо – словом, лепили ее подобие. ... От ленивой рутины никогда не могло быть и следа. Из-за этого я всю жизнь ненавидел апатичное отношение в этой профессии: закулисные разговоры, сплетни перед выходом на сцену — я просто воспринимал это как оскорбление. [ 3 ]
Она также выступала в ведущих партиях репертуара колоратурного сопрано и лирического сопрано , таких как Вольфганга Амадея Моцарта , «La finta giardiniera» и «Дон Жуан» Римского-Корсакова «Майская ночь» и «Царская невеста» и Игоря Стравинского » «Мавра . [ 7 ] Она также появилась в роли Фьордилиджи в опере Моцарта «Так поступают все» , в роли Адины в Гаэтано Доницетти » «Эликсире любви ; в заглавных партиях Жюля Массне » «Манон » Чайковского , «Иоланты ; в роли Мими и Мюзетты в Джакомо Пуччини » «Богеме Прокофьева и Нинетты в «Любви к трем апельсинам» . [ 2 ] Во всех оперных партиях ее тренировал Дорлиак. [ 6 ]
Одним из крупнейших успехов Писаренко стало ее исполнение в первом московском исполнении Виталия Губаренко монооперы « » Нежность . Основанная на рассказе Анри Барбюса , экспрессионистская одноактная опера вызвала споры на мировой премьере в Киеве в 1971 году, но исполнение Писаренко помогло заслужить широкую похвалу в Советском Союзе. [ 6 ] Позже Писаренко рассказала о своей подготовке к роли:
Это была не просто важная работа: я любил музыку и сюжет, работал с увлечением, обожал роль. [ 3 ]
Впоследствии Писаренко записал «Нежность для Мелодии» с оркестром Большого театра под управлением Владимира Кожухаря . [ 6 ]
Шостакович
[ редактировать ]В феврале 1964 года Писаренко был среди музыкантов, выбранных Дмитрием Шостаковичем для выступления на девятидневном фестивале в Горьком, посвященном его музыке и влиянию. [ 8 ] Там она пела на мировой премьере оркестровой версии « Из еврейской народной поэзии» , премьера которой в оригинальном исполнении для голоса и фортепиано была представлена ее учителем Дорлиаком. [ 9 ] Позднее Шостакович снова сотрудничал с Писаренко в 1972 году во время работы над его неоконченной оперой « Чёрный монах» , для которой он сделал аранжировку «Ангельской серенады» Гаэтано Браги . Вместе с меццо-сопрано Людмилой Филатовой , скрипачом Олегом Каганом и пианисткой Софьей Хентовой Писаренко исполнил ее для Шостаковича, когда он выздоравливал в больнице в конце 1972 года. Впоследствии они сделали для него частную запись аранжировки. [ 10 ] Писаренко был среди музыкантов, чьи записи прозвучали на похоронах Шостаковича 14 августа 1975 года. [ 11 ]
18 февраля 1996 года Писаренко вместе с Олегом Крысой и Ричардом Карпентером был среди музыкантов, выступивших на концерте в Лонг-Бич CSU Центре исполнительских искусств Карпентера , посвященном 90-летию со дня рождения Шостаковича. Она исполнила « Семь романсов на стихи Александра Блока» . В обзоре ее выступления Los Angeles Times говорится, что она «пронизывала свои реплики богатым голосом и беременным сдержанным выражением лица». [ 12 ]
В ее репертуар Шостаковича входили «Из еврейской народной поэзии» , [ 13 ] Семь романсов на стихи Александра Блока . [ 14 ] и Симфония № 14 . [ 15 ]
Вальтер Фельзенштейн и Комишская опера в Берлине
[ редактировать ]В 1969 году Театр Станиславского и Немировича-Данченко пригласил директора Комише -опер Берлина в ГДР руководить Вальтера Фельзенштейна постановкой « Жоржа Бизе » Кармен . Писаренко, исполнявшая партию Микаэлы, вспоминала, что она и ее коллеги-певцы, которые по большей части были незнакомы с последними тенденциями в постановке за пределами Советского Союза, поначалу были напуганы Фельзенштейном. При встрече с ним он заставил «всех почувствовать себя как дома»; их быстро покорили его интеллект и культурная манера поведения. Им также понравилась прямота, с которой он говорил о сексуальности в «Кармен» , теме, которая тогда была табуирована в Советском Союзе. [ 3 ]
Позже Фельзенштейн пригласил ее, Эмму Саркисян , Вячеслава Осипова и Дмитрия Китаенко повторить свои роли в постановке « Кармен» Комише Опер Берлина . Писаренко сказал, что певцам пришлось заново учить все свои песенные и устные диалоги на немецком языке. Хотя она сказала, что репетиция Фельзенштейна была «изнурительной», ей нравилось петь для него:
[Он был] абсолютным диктатором, но при этом был интересным. … Ты знал, что можешь выступать для него и вместе с ним, репетировать с утра до вечера. Он все делал с увлечением и, когда все получилось, был вне себя от радости! ... Диктатор, но разумный. Диктатор, но твой самый близкий друг. [ 3 ]
Она защищала Фельзенштейна от критики за то, что он отдавал предпочтение визуальным эффектам перед музыкой, говоря, что он стремился «расшифровать» музыку и «понять» композитора. [ 3 ]
Писаренко регулярно выступал в Комише опере Берлина до 1976 года. [ 2 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1977 году она выступила в Токио в роли Татьяны в «Евгении Онегине» . [ 2 ] Она выступала в качестве гостя с многочисленными ансамблями, в том числе выступала в Риме в 1980 году. [ 2 ]
В 1981 году Писаренко выступал со Святославом Рихтером на первом фестивале «Декабрьские вечера», который он основал совместно с директором ГМИИ . Рихтер назвал Писаренко «величайшей Татьяной из всех». [ 6 ] Она вспомнила, что он «очень поддерживал», но она также чувствовала большое давление, когда пела с ним:
Это было очень приятно, но [Рихтер] не терпел никакой поверхностности. Наши репетиции были в основном концертами. Он играл с полной отдачей, поэтому певцу нужно было мобилизовать все возможные ресурсы, которые во время репетиции обычно оставляют на отдых. С ним нельзя было расслабляться. Его огонь побуждал ответить изо всех сил. [ 16 ]
В 1990 году Писаренко покинул Театр Станиславского и Немировича-Данченко. Ряд его музыкантов во главе с дирижером Евгением Колобовым стали сооснователями театра «Новая опера» , к которому Писаренко присоединилась в 1991 году. Его директором она стала в 1994 году. Несмотря на творческие разногласия между ней и Колобовым, она страстно восхищалась его дирижированием и добавила: «А если бы он меня позвал, как я мог не прийти?» В свой первый сезон там она выучила свою последнюю новую роль главного героя в « Маддалене» Прокофьева . [ 3 ]
В 1996 году она ушла из профессионального пения. [ 6 ]
Смерть
[ редактировать ]Писаренко умер 23 октября 2022 года в возрасте 88 лет.
Обучение
[ редактировать ]Писаренко поступила на факультет Московской консерватории в 1976 году. В 1982 году стала доцентом, в 1995 году — профессором. Преподавала до самой смерти. [ 17 ] и считалась ее учениками одним из лучших современных учителей вокала. [ 18 ] Среди тех, кто учился у Писаренко, — Елена Гусева , [ 19 ] Albina Latipova, Irina Romishevskaya, and Albina Shagimuratova . [ 3 ] Писаренко давала мастер-классы по всему миру, а также писала статьи и книги об искусстве пения. [ 7 ] Она была почетным профессором консерватории «Орфеон» в Афинах, а с 2002 года — приглашенным профессором Американского института музыкальных исследований в Граце . [ 3 ]
Была членом жюри Международного конкурса Чайковского и других вокальных конкурсов. [ 3 ] В 2017 году возглавила создание Конкурса Нины Дорлиак, соучредителями которого выступили Министерство культуры РФ и Московское общество любителей Моцарта. [ 20 ] президентом которой она была. [ 3 ] [ 21 ] Она также была членом жюри конкурса «Что оставил нам ХХ век» на лучшее исполнение музыки Бориса Чайковского . [ 22 ] Согласно интервью Писаренко 2012 года, опубликованному в «Московском комсомольце» , она сказала, что гордится успехами своих учеников:
Я совсем не хочу хвастаться, но [мои ученики] были лауреатами трёх последних конкурсов Чайковского. Сначала Анастисия Бакастова, потом Шагимуратова, потом Елена Гусева на последнем конкурсе. Кстати, в сети есть запись сцены письма Татьяны из Евгения Онегина . Сравните ее выступление с корейской победительницей [Со Сонён]: это разница между небом и землей в пользу Гусевой. [ 16 ]
В том же интервью Писаренко выразил сожаление по поводу отсутствия профессиональных возможностей для молодых певцов в России, а также тенденции в России привлекать певцов из-за границы. Она не в лучшую сторону сравнила нынешнюю ситуацию с советскими временами. [ 16 ]
Она также назвала Шагимуратову своей «любимой ученицей». [ 16 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Писаренко был женат дважды. Ее первым мужем был Новомир Писаренко, физик-теоретик. У них родился сын Александр. [ 1 ]
Второй ее брак был с Виктором Ивановичем Маланичевым, ученым, с которым она познакомилась во время гастролей в Якутске . По словам Маничева, в тот момент, когда он встретил Писаренко, он «понял, что это все». Они были женаты 35 лет до смерти Писаренко. [ 1 ]
Просмотры
[ редактировать ]Писаренко не одобрял исполнение оперы в переводе, заявив, что певец обязан петь на языке оригинала произведения. Она сказала, что исполнение такой оперы, как «Евгений Онегин», на немецком языке означает, что это «уже не Чайковский». [ 16 ]
Еще она сильно презирала regieoper :
Это ненормально, упадок и безобразие, все дело лукавого . И здесь [в России], и на Западе сходят с ума по-своему. Эта модернизация и порнография на сцене абсолютно невозможны для искусства — закройте окна и двери! Голос больше не является главным акцентом... [ 16 ]
Записи
[ редактировать ]Писаренко была солисткой сопрано в записи Сергея Рахманинова » «Колокола в 1979 году вместе с тенором Алексеем Масленниковым и баритоном Сергеем Яковенко , а Евгений Светланов дирижировал Русским хором Юрлова и Симфоническим оркестром СССР . Позже она вспоминала, что во время записи напряжение было «гигантским»:
Но такого кайфа я еще никогда не испытывал! Было такое ощущение, будто я не на земле, а парю в небе под эту невероятную музыку. Сам Светланов отличался необычной манерой общения: очень прямолинейный и нежный, но чувствовалась его сила и авторитет, его буйный темперамент. [ 16 ]
Рецензент отметил, что она была «прекрасной певицей, которая пылко, экстатически поет во второй части». [ 23 ] Сам Светланов хвалил Писаренко как «настоящего мастера» и «диву». [ 3 ]
Она записала, частично вживую, песни Кароля Шимановского в Варшаве в 1982 году по случаю столетия композитора со Святославом Рихтером за фортепиано, включая цикл песен «Песни о любви Хафиза» и «Песни на слова» Джеймса Джойса . [ 24 ] Первую они также исполнили на сольном концерте Шимановского на первом фестивале «Декабрьские вечера», который транслировался по телевидению. Писаренко сказал об этой программе:
Наша работа заключалась не только в том, чтобы осмыслить сложную музыку Шимановского, не только в преодолении чисто вокальных задач, но и в том, что Рихтер искал для каждой песни определенное психологическое состояние […] Например, в первой песне он говорил, что нужно чувствовать себя молодой человек, пораженный красотой перед ним; состояние трепета, в котором он готов взлететь в небо. [ 6 ]
В 1983 году записала партию Княжны в «Русалке» Даргомыжского под управлением Владимира Федосеева . [ 25 ]
Награды
[ редактировать ]Советский Союз
- Заслуженный артист РСФСР (1974). [ 26 ]
- Народный артист РСФСР (1982). [ 7 ]
Россия
- Орден Почета (2007 г.) [ 7 ]
- Почетный член Российской академии художеств (2022). [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Бабичева, Татьяна. «Галина Писаренко» . 24СМИ . Архивировано из оригинала 3 января 2023 года . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Куч, К.-Й. ; Рименс, Лео (2012). «Писаренко, Галина» . Großes Sängerlexikon (на немецком языке) (4-е изд.). ДеГрюйтер . п. 3680. ИСБН 978-3-59-844088-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Matusevich, Alexander (25 January 2009). "Долгий разговор с юбиляром: К «бриллиантовой» дате Галины Писаренко" [Long conversation with the hero of the day: On Galina Pisarenko's 'diamond' date]. OperaNews.ru (in Russian). Archived from the original on 30 December 2022 . Retrieved 29 December 2022 .
- ^ "Галина Алексеевна Писаренко" [Galina Alekseevna Pisarenko]. Музыкальные Сезоны [Musical Seasons] (in Russian). 21 January 2020. Archived from the original on 3 January 2023 . Retrieved 3 January 2023 .
После окончания школы Писаренко поступила в музыкальное училище, созданное при консерватории уже как певица. ... Но музыкальным образованием Писаренко не ограничивалась. Таково было условие бабушки, которая обещала разрешить внучке петь, если она поступит в вуз по более «серьезной» профессии. Абитуриентку, закончившую школу с серебряной медалью, без проблем приняли в вуз, в который девушек принимали не особенно охотно – Институт международных отношений. Ее сокурсниками были Владимир Федорович Петровский, занявший во второй половине 1980-х годов должность заместителя министра иностранных дел, а также Анатолий Алексеевич Слюсарь, ставший впоследствии послом Советского Союза в Греции. После трех лет обучения Писаренко попала в число студентов, отчисленных в связи с реорганизацией учебного заведения, таким студентам предложили поступить на льготных условиях в любой вуз гуманитарного профиля. Писаренко выбрала МГУ (факультет экономики), а благодаря прекрасной языковой подготовке ей было разрешено обучаться параллельно в Институте иностранных языков (как основной язык она изучала английский, а как второй – норвежский). Таким образом, Писаренко получила три высших образования – музыкальное, экономическое и языковое, причем училась она в трех вузах одновременно ... [ нужен перевод ]
- ^ «У русского шотландский акцент!» . Сидней Морнинг Геральд . 7 мая 1967 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 года . Проверено 30 декабря 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Bulanov, Sergei (3 February 2019). "Нежность: К 85-летию Галины Писаренко" . Музыкальная жизнь (in Russian). Archived from the original on 29 December 2022 . Retrieved 28 December 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и "Биография Галины Писаренко" (in Russian). TASS . 23 October 2022. Archived from the original on 29 December 2022 . Retrieved 28 December 2022 .
- ^ Хентова 1985 , с. 407.
- ^ Халм, Дерек К. (2010). Дмитрий Шостакович: Первые сто лет и далее . Пугало Пресс. п. 309. ИСБН 9780810872646 .
- ^ Хентова 1985 , с.507.
- ^ Хентова 1986 , с. 204.
- ^ Манган, Тимоти (21 февраля 1996 г.). «Особая дань уважения Шостаковичу» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 года . Проверено 30 декабря 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ Вульфсон 2000 , с. 849.
- ^ Вульфсон 2000 , с. 884.
- ^ Вульфсон 2000 , с. 899.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Smirnitsky, Yan (16 May 2012). "Всех сопрано командир" . Московский Комсомолец (in Russian). Archived from the original on 29 December 2022 . Retrieved 28 December 2022 .
- ^ «Галина Писаренко» . Московская консерватория . 2022 . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ "Скончалась оперная певица Галина Писаренко" . Moscow 24 (in Russian). 23 October 2022. Archived from the original on 3 January 2023 . Retrieved 3 January 2023 .
- ^ «Елена Гусева/Сопрано» . Опера Австралии . 2021 . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Oyvin, Vladimir (30 October 2017). "Состоялся Первый конкурс камерного пения имени Нины Дорлиак" . ClassicalMusicNews.ru (in Russian). Archived from the original on 3 January 2023 . Retrieved 3 January 2023 .
- ^ "О проведении Международного конкурса камерного пения имени Нины Дорлиак" . Ministry of Culture of the Russian Federation . 27 February 2017. Archived from the original on 3 January 2023 . Retrieved 3 January 2023 .
- ^ "Что нам оставил XX век" . Музыкальный Клондайк (in Russian). 11 June 2018. Archived from the original on 29 December 2022 . Retrieved 28 December 2022 .
- ^ Куинн, Джон (2022). «Сергей Рахманинов (1873–1943) / Колокола , соч. 35» . musicweb-international.com . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ «Кароль Шимановский, Святослав Рихтер, Галина Писаренко / Олег Каган / Концерты в честь 100-летия (Варшава 1982)» . Метазон . 2022 . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ «Даргомыжская Русалка» . Граммофон . Ноябрь 2001 года . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ "Скончалась оперная певица, народная артистка РСФСР Галина Писаренко" . Vedomosti (in Russian). 23 October 2022. Archived from the original on 4 January 2023 . Retrieved 3 January 2023 .
Источники
[ редактировать ]- Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество, Т. 2 [ Shostakovich. Life and Work, vol. 2 ] (in Russian). Moscow: Советский композитор [Soviet Composer].
- Khentova, Sofia (1986). Шостакович в Москве [ Shostakovich in Moscow ] (in Russian). Moscow: Московский рабочий [Moscow Worker].
- Vulfson, Alexander, ed. (2000). Шостакович: между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи [ Shostakovich: Between a Moment and Eternity. Documents, materials, articles ] (in Russian). Saint Petersburg: Композитор [Composer].
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Sintovskaya, Galina (2007). Певческий дар. Галина Писаренко [ Singing Gift. Galina Pisarenko ] (in Russian). Moscow: Элекс-КМ. ISBN 978-5-93815-040-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Галины Писаренко Дискография на Discogs
- Galina Pisarenko at IMDb
- Александр Наумов / Галина Писаренко / Неюбилейное интервью (интервью) Музыка Московской консерватории, апрель 2019 г.
- 1934 рождения
- 2022 смертей
- Русские оперные певицы XX века.
- Певцы из Санкт-Петербурга
- Советские оперные сопрано
- Русское оперное сопрано
- Выпускники Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
- Выпускники Московской консерватории.
- Почетные члены Российской академии художеств.
- Кавалеры Ордена Почета (Россия)
- Народные артисты РСФСР.
- Заслуженные артисты РСФСР.