Jump to content

Англо-Османская конвенция 1913 года

Англо-Османская конвенция 1913 года
Карта с границами красного и зеленого кругов согласно англо-османской конвенции 1913 года.
Подписано 29 июля 1913 г.
Вечеринки  Османская империя
Великобритания Великобритания
Депозитарий Британское правительство
Язык Английский

Англо -Османская конвенция 1913 года , также известная как «Голубая линия», представляла собой соглашение между Блистательной Портой и Османской империи правительством Соединенного Королевства , которое определяло пределы османской юрисдикции в районе Персидского залива . уважение к Кувейту , Катару , Бахрейну и Шатт-эль-Арабу . Он был подписан 29 июля 1913 года, но так и не ратифицирован. Долгосрочным последствием соглашения стал статус Кувейта; Были заложены основы как формальной независимости, так и границ современного Кувейта.

Неофициальные переговоры начались 29 июля 1911 года с британского меморандума, отправленного правительству Османской империи. К этому времени казалось вероятным, что конечная остановка финансируемой и спроектированной Германией Багдадской железной дороги будет расположена в Кувейте. [1] Кувейт находился под управлением Османской империи с 1871 года, а в 1875 году был включен в состав вилайета Басра . Хотя шейх теперь подпадал под юрисдикцию Империи, ни один османский чиновник не находился в Кувейте. [2] Влияние на Кувейт имело решающее значение для британской внешней политики в Персидском заливе в отношении торговли и стратегических интересов в отношении Индии .

Для британцев дальнейшее расширение железнодорожной линии означало дальнейшее расширение османского влияния, и нынешняя администрация, уже воодушевленная режимом « младотурков », желала восстановить эффективный контроль над своей империей к югу от Кувейта. [3] Еще хуже было возможное вторжение других европейских держав. Таким образом, в предлагаемом меморандуме британцы стремились упорядочить соглашение о статус-кво 1901 года с дополнительным уточнением четкого определения границ Кувейта в интересах Великобритании. [4]

Хотя временами переговоры заходили в тупик, переговоры, о которых сообщалось посредством меморандумов, продолжались на основе quid pro quo , в которой британцы имели преимущество; если бы османы признали автономный статус Кувейта и предложенные границы, британцам пришлось бы признать сюзеренитет Османской империи, а взамен северные острова Варба и Бубиян должны были быть переданы Кувейту и так далее. [5] Ослабление влияния Стамбула в Персидском заливе вынудило его пойти на уступки, не получив ничего взамен. За последние несколько десятилетий Османская империя столкнулась с рядом неудач – несколько ее провинций добились независимости, некоторые были аннексированы другими странами или многие проиграли в конфликте – и по внутриполитическим причинам могло показаться важным сохранить Кувейт как часть империи, пусть даже символически. Османы также считали, что заключение этого соглашения обеспечит поддержку Великобритании в других, более насущных вопросах, таких как борьба с вторжением других европейских держав и конфликтами в других частях Османской империи. Более того, британское давление заставило османов отказаться от предложенного продления железнодорожной линии до Кувейта и вместо этого выбрать конечную станцию ​​в Басре . [6] Планы создания конечной остановки в Басре породили новую серию требований со стороны британцев, включая отказ Османской империи от Катара и определение ее роли в более широких водах Персидского залива. Великобритания хотела заключить соглашения с шейхом Катара Джасимом аль-Тани о незаконной торговле оружием и мире на море, а также стремилась формально установить свое доминирование в Персидском заливе. К 6 мая 1913 года Великобритания и Османская империя парафировали компромисс, и 29 июля 1913 года, ровно через два года после первого меморандума, была подписана англо-османская конвенция.

Нератификация

[ редактировать ]

Англо-Османская конвенция была лишь частью более широкого переговорного процесса, и сложности конкурирующих европейских коммерческих интересов в регионе помешали ее ратификации. Россия , Франция и Германия (а позже и Италия ) также требовали от османского правительства железнодорожных концессий. Ратификация еще более осложнялась тем фактом, что большинство держав сами вели двусторонние переговоры с Османской империей, как это сделали британцы с этой Конвенцией. Кроме того, попытки получить нефтяные концессии от правительства Османской империи усложнили коммерческие соглашения. Наконец, османы и британцы стали врагами через несколько месяцев после подписания англо-османской конвенции 1913 года, поскольку начало Первой мировой войны уменьшило все надежды на ратификацию. [7]

До начала военных действий также были заключены сопутствующие соглашения, охватывающие остальную часть Аравийского полуострова, « Фиолетовую линию ».

И. Кувейт

[ редактировать ]

Раздел I конвенции состоял из десяти статей, касающихся статуса Кувейта и его территориальных границ. Он включал в себя противоречивые положения: британцы признали Кувейт автономным провинциальным подрайоном ( каза ) Османской империи в пределах нарисованной зеленой зоны и обязались не устанавливать протекторат, в то время как Османская империя признавала действительность соглашений, которые заключили Кувейт является британским протекторатом, за исключением названия, и признает Кувейт независимым образованием в пределах нарисованной красной зоны.

Согласно соглашению, Кувейт представлял собой «автономную казы Османской империи», тем самым признавая шейха Мубарака ас-Сабаха правителем Кувейта, а также каймакама (губернатора Османской империи) (статья 1). Кувейт был включен в список таковых, поскольку османская и британская интерпретации «суверенитета» и «сюзеренитета» различались в своих контрпроектах, и поэтому оба термина были опущены в окончательном проекте. [8]

Поскольку это была «автономная» каза , османское правительство согласилось воздерживаться от вмешательства в дела Кувейта, «включая вопрос о престолонаследии, а также от любых административных, а также любых оккупационных или военных действий». Также разрешалось использовать османский флаг с возможностью нанесения на него слова «Кувейт» (статья 2).

В соглашении территории Кувейта также определены как два разных региона, разграниченных красным и зеленым цветом на карте, приложенной к конвенции. Красная линия, как ее обычно называют, обозначала регион, в котором шейх должен был иметь «полную административную автономию». Этот регион был образован «полукругом с городом Кувейт в центре, Хавр аз-Зубайром на северной оконечности и Аль-Куррайном на южной оконечности» (статья 5). Сюда также входили близлежащие острова Варба и Бубиян, которые были основными точками переговоров для британцев, которые считали османские военные посты на островах угрозой. [9]

Зеленая линия определяла регион, в котором шейх Кувейта будет осуществлять административные права османского каймакама . Племена, населявшие эту территорию, «признавались зависимыми от шейха Кувейта», и как каймакам он был обязан собирать дань (статья 6). Важность зеленой линии заключается в том, что она впервые заложила основу для установленных границ современного Кувейта: [10]

Демаркационная линия начинается на побережье в устье Хор-аз-Зубайра на северо-западе и пересекает непосредственно южнее Умм-Касра, Сафвана и Джабла-Санама таким образом, чтобы оставить за вилайетом Басра эти места и их колодцы. ; достигнув аль-Батина, он следует по нему на юго-запад до Хафр-эль-Батина, откуда он выходит на той же стороне, что и Кувейт; от этой точки рассматриваемая линия идет на юго-восток, уходя к колодцам ас-Сафах, аль-Гараа, аль-Хаба, аль-Варба и Антаа, достигая моря возле Джебель-Мунифы (статья 7).

Еще одним важным положением, которого требовали османы, было заявление Великобритании о том, что над Кувейтом не будет установлен протекторат (статья 4). Тем не менее, османское правительство признало действительность англо-кувейтского соглашения 1899 года , а также соглашений 1900 и 1904 годов, в которых Кувейт обязался не заниматься торговлей оружием и не разрешать другой державе создавать почтовые отделения, а также делал земельные уступки. шейха британскому правительству (статья 3).

В конвенцию были также добавлены более мелкие положения, которые включали право шейха на его частную собственность в вилайете Басра (статья 9) и экстрадицию (статья 10).

II. Катар и III. Бахрейн

[ редактировать ]

Разделы II и III представляют собой положения для Катара и Бахрейна соответственно. Центральным вопросом переговоров был статус Катара и Бахрейна, и британцы оказывали давление на правительство Османской империи, чтобы оно отказалось от своих претензий к обоим. Если бы османское правительство сохранило суверенитет над Катаром и Бахрейном, это дало бы ему право по-прежнему вмешиваться в дела Персидского залива, монополию в которых британцы хотели сохранить. [11]

Османы были готовы отказаться от всех претензий на Бахрейн, в котором они никогда не могли играть ничего, кроме символической роли, но не на Катар. Что касается суверенитета, османы утверждали, что империя всегда осуществляла эффективный суверенитет над полуостровом и не может оправдать отказ от территории, от которой она никогда официально не отказывалась. [12] Однако под значительным давлением он отказался от претензий на обе стороны (статьи 11 и 13). [13] и была установлена ​​синяя линия для определения территориальных границ османской юрисдикции. Эта линия отделяла османский санджак Неджда от Катара. Синяя линия начиналась в нескольких милях к югу от Закнунии (которая была включена в санджак), прямо на юг до Руб-эль-Хали (статья 11). В соглашении не упоминалось, что Закнуния будет частью санджака Неджда в обмен на османское вознаграждение в размере 1000 фунтов стерлингов, выплаченное шейху Бахрейна через британское правительство. [14]

Что касается Бахрейна, османы отказались от всех претензий на него до тех пор, пока британцы не заявляли о намерении аннексировать его (статья 13) и не претендовали на право капитуляции для подданных шейха Бахрейна (под защитой консулов ​​Британского Величества), живущих в Бахрейне. Османская империя (статья 15).

IV. Персидский залив

[ редактировать ]

Последним шагом в обеспечении своего доминирования в Персидском заливе стало официальное оформление британской полицейской службы в Персидском заливе. Поэтому «для защиты своих особых интересов… в свободной воде Персидского залива и на границах, принадлежащих независимым шейхам от юга Аль-Катара до Индийского океана», британцы смогли продолжить учения, как и прежде, следующие меры (статья 16):

а) Промеры, освещение маяков, установка буев, лоцманство
(б) Морская полиция
(в) Карантинные меры
  1. Первоначальная концессия, предоставленная Багдадской железнодорожной компании, в которой доминировал Deutsche Bank, представляла собой продление от Коньи до Багдада.
  2. ^ Дэвид Х. Финни, Сдвигающиеся линии на песке: неуловимая граница Кувейта с Ираком (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1992), 7.
  3. ^ Британец Купер Буш, Великобритания и Персидский залив, 1894-1914, (Беркли: University of California Press, 1967), 308 и 319.
  4. ^ Финни, 32.
  5. ^ Буш, 321.
  6. ^ Фероз Ахман, «Заметка о международном статусе Кувейта до ноября 1914 года», Международный журнал ближневосточных исследований, Vol. 21, № 1 (февраль 1992 г.), 184.
  7. ^ Уилкинсон, 61, 66 и 96 лет.
  8. ^ Буш, 337.
  9. ^ Буш, 338; Также важно отметить, что позже Варба и Бубиян станут очень важными в контексте современной истории Персидского залива в связи с вторжением Саддама Хусейна в 1990 году в Кувейт .
  10. ^ Финни, 35.
  11. ^ Буш, 330.
  12. ^ Джон К. Уилкинсон, Границы Аравии: история проведения британской границы в пустыне, Лондон: IB Taurus & Co Ltd, 1991, 91-92.
  13. Великобритания всегда отказывалась признавать какую-либо власть Османской империи на полуострове Катар, за исключением фактического присутствия в Дохе . Поселение племенных групп за пределами Дохи, особенно Зубара, санкционированное османским каймакамом и шейхом Бахрейна Васимом, часто использовалось как предлог для британского вмешательства в местные дела. Великобритания также использовала подавление пиратства вблизи полуострова как предлог, чтобы возложить на османов ответственность за нападения, а затем как оправдание доминирования в Персидском заливе (Уилкинсон, 78-79).
  14. ^ Уилкинсон, 63.

Источники

[ редактировать ]
  • Анскомб, Фредерик Ф. Османский залив: создание Кувейта, Саудовской Аравии и Катара Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1997.
  • Келли, Дж. Б. Восточные арабские границы, Нью-Йорк: Фредерик Прегер, 1964.
  • Келли, Дж. Б. Суверенитет и юрисдикция в международных отношениях Восточной Аравии (Королевский институт международных отношений) 34.4 (1958): 16–24.
  • Гуревиц, Дж. К. , изд. Ближний Восток и Северная Африка в мировой политике: документальный отчет , 2-е изд. Том. 1: Европейская экспансия, 1535–1914 гг. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1975, стр. 567–570.
  • Шофилд, Ричард. Кувейт и Ирак: исторические и территориальные споры . Лондон: Чатем-Хаус, 1991.
  • Слот, Б. Дж. Мубарак ас-Сабах: основатель современного Кувейта 1896–1915 гг . Арабиан Паблишинг Лтд, 2005.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Таллон, Джеймс Н. «Союзники и противники: переговоры об англо-османской границе на Ближнем Востоке, 1906–1914» в Джастине К. Олмстеде. Британия в исламском мире. Имперские и постимперские связи. Лондон: Пэлгрейв, 2019, стр.89- 105.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 37e1d9512200b0ed2771ccb08aa0d86a__1716184440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/6a/37e1d9512200b0ed2771ccb08aa0d86a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anglo-Ottoman Convention of 1913 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)