Англо-Османская конвенция 1913 года
![]() Карта с границами красного и зеленого кругов согласно англо-османской конвенции 1913 года. | |
Подписано | 29 июля 1913 г. |
---|---|
Вечеринки | ![]() ![]() |
Депозитарий | Британское правительство |
Язык | Английский |
Англо -Османская конвенция 1913 года , также известная как «Голубая линия», представляла собой соглашение между Блистательной Портой и Османской империи правительством Соединенного Королевства , которое определяло пределы османской юрисдикции в районе Персидского залива . уважение к Кувейту , Катару , Бахрейну и Шатт-эль-Арабу . Он был подписан 29 июля 1913 года, но так и не ратифицирован. Долгосрочным последствием соглашения стал статус Кувейта; Были заложены основы как формальной независимости, так и границ современного Кувейта.
Фон
[ редактировать ]Неофициальные переговоры начались 29 июля 1911 года с британского меморандума, отправленного правительству Османской империи. К этому времени казалось вероятным, что конечная остановка финансируемой и спроектированной Германией Багдадской железной дороги будет расположена в Кувейте. [1] Кувейт находился под управлением Османской империи с 1871 года, а в 1875 году был включен в состав вилайета Басра . Хотя шейх теперь подпадал под юрисдикцию Империи, ни один османский чиновник не находился в Кувейте. [2] Влияние на Кувейт имело решающее значение для британской внешней политики в Персидском заливе в отношении торговли и стратегических интересов в отношении Индии .
Для британцев дальнейшее расширение железнодорожной линии означало дальнейшее расширение османского влияния, и нынешняя администрация, уже воодушевленная режимом « младотурков », желала восстановить эффективный контроль над своей империей к югу от Кувейта. [3] Еще хуже было возможное вторжение других европейских держав. Таким образом, в предлагаемом меморандуме британцы стремились упорядочить соглашение о статус-кво 1901 года с дополнительным уточнением четкого определения границ Кувейта в интересах Великобритании. [4]
Хотя временами переговоры заходили в тупик, переговоры, о которых сообщалось посредством меморандумов, продолжались на основе quid pro quo , в которой британцы имели преимущество; если бы османы признали автономный статус Кувейта и предложенные границы, британцам пришлось бы признать сюзеренитет Османской империи, а взамен северные острова Варба и Бубиян должны были быть переданы Кувейту и так далее. [5] Ослабление влияния Стамбула в Персидском заливе вынудило его пойти на уступки, не получив ничего взамен. За последние несколько десятилетий Османская империя столкнулась с рядом неудач – несколько ее провинций добились независимости, некоторые были аннексированы другими странами или многие проиграли в конфликте – и по внутриполитическим причинам могло показаться важным сохранить Кувейт как часть империи, пусть даже символически. Османы также считали, что заключение этого соглашения обеспечит поддержку Великобритании в других, более насущных вопросах, таких как борьба с вторжением других европейских держав и конфликтами в других частях Османской империи. Более того, британское давление заставило османов отказаться от предложенного продления железнодорожной линии до Кувейта и вместо этого выбрать конечную станцию в Басре . [6] Планы создания конечной остановки в Басре породили новую серию требований со стороны британцев, включая отказ Османской империи от Катара и определение ее роли в более широких водах Персидского залива. Великобритания хотела заключить соглашения с шейхом Катара Джасимом аль-Тани о незаконной торговле оружием и мире на море, а также стремилась формально установить свое доминирование в Персидском заливе. К 6 мая 1913 года Великобритания и Османская империя парафировали компромисс, и 29 июля 1913 года, ровно через два года после первого меморандума, была подписана англо-османская конвенция.
Нератификация
[ редактировать ]Англо-Османская конвенция была лишь частью более широкого переговорного процесса, и сложности конкурирующих европейских коммерческих интересов в регионе помешали ее ратификации. Россия , Франция и Германия (а позже и Италия ) также требовали от османского правительства железнодорожных концессий. Ратификация еще более осложнялась тем фактом, что большинство держав сами вели двусторонние переговоры с Османской империей, как это сделали британцы с этой Конвенцией. Кроме того, попытки получить нефтяные концессии от правительства Османской империи усложнили коммерческие соглашения. Наконец, османы и британцы стали врагами через несколько месяцев после подписания англо-османской конвенции 1913 года, поскольку начало Первой мировой войны уменьшило все надежды на ратификацию. [7]
До начала военных действий также были заключены сопутствующие соглашения, охватывающие остальную часть Аравийского полуострова, « Фиолетовую линию ».
Условия
[ редактировать ]И. Кувейт
[ редактировать ]Раздел I конвенции состоял из десяти статей, касающихся статуса Кувейта и его территориальных границ. Он включал в себя противоречивые положения: британцы признали Кувейт автономным провинциальным подрайоном ( каза ) Османской империи в пределах нарисованной зеленой зоны и обязались не устанавливать протекторат, в то время как Османская империя признавала действительность соглашений, которые заключили Кувейт является британским протекторатом, за исключением названия, и признает Кувейт независимым образованием в пределах нарисованной красной зоны.
Согласно соглашению, Кувейт представлял собой «автономную казы Османской империи», тем самым признавая шейха Мубарака ас-Сабаха правителем Кувейта, а также каймакама (губернатора Османской империи) (статья 1). Кувейт был включен в список таковых, поскольку османская и британская интерпретации «суверенитета» и «сюзеренитета» различались в своих контрпроектах, и поэтому оба термина были опущены в окончательном проекте. [8]
Поскольку это была «автономная» каза , османское правительство согласилось воздерживаться от вмешательства в дела Кувейта, «включая вопрос о престолонаследии, а также от любых административных, а также любых оккупационных или военных действий». Также разрешалось использовать османский флаг с возможностью нанесения на него слова «Кувейт» (статья 2).
В соглашении территории Кувейта также определены как два разных региона, разграниченных красным и зеленым цветом на карте, приложенной к конвенции. Красная линия, как ее обычно называют, обозначала регион, в котором шейх должен был иметь «полную административную автономию». Этот регион был образован «полукругом с городом Кувейт в центре, Хавр аз-Зубайром на северной оконечности и Аль-Куррайном на южной оконечности» (статья 5). Сюда также входили близлежащие острова Варба и Бубиян, которые были основными точками переговоров для британцев, которые считали османские военные посты на островах угрозой. [9]
Зеленая линия определяла регион, в котором шейх Кувейта будет осуществлять административные права османского каймакама . Племена, населявшие эту территорию, «признавались зависимыми от шейха Кувейта», и как каймакам он был обязан собирать дань (статья 6). Важность зеленой линии заключается в том, что она впервые заложила основу для установленных границ современного Кувейта: [10]
- Демаркационная линия начинается на побережье в устье Хор-аз-Зубайра на северо-западе и пересекает непосредственно южнее Умм-Касра, Сафвана и Джабла-Санама таким образом, чтобы оставить за вилайетом Басра эти места и их колодцы. ; достигнув аль-Батина, он следует по нему на юго-запад до Хафр-эль-Батина, откуда он выходит на той же стороне, что и Кувейт; от этой точки рассматриваемая линия идет на юго-восток, уходя к колодцам ас-Сафах, аль-Гараа, аль-Хаба, аль-Варба и Антаа, достигая моря возле Джебель-Мунифы (статья 7).
Еще одним важным положением, которого требовали османы, было заявление Великобритании о том, что над Кувейтом не будет установлен протекторат (статья 4). Тем не менее, османское правительство признало действительность англо-кувейтского соглашения 1899 года , а также соглашений 1900 и 1904 годов, в которых Кувейт обязался не заниматься торговлей оружием и не разрешать другой державе создавать почтовые отделения, а также делал земельные уступки. шейха британскому правительству (статья 3).
В конвенцию были также добавлены более мелкие положения, которые включали право шейха на его частную собственность в вилайете Басра (статья 9) и экстрадицию (статья 10).
II. Катар и III. Бахрейн
[ редактировать ]Разделы II и III представляют собой положения для Катара и Бахрейна соответственно. Центральным вопросом переговоров был статус Катара и Бахрейна, и британцы оказывали давление на правительство Османской империи, чтобы оно отказалось от своих претензий к обоим. Если бы османское правительство сохранило суверенитет над Катаром и Бахрейном, это дало бы ему право по-прежнему вмешиваться в дела Персидского залива, монополию в которых британцы хотели сохранить. [11]
Османы были готовы отказаться от всех претензий на Бахрейн, в котором они никогда не могли играть ничего, кроме символической роли, но не на Катар. Что касается суверенитета, османы утверждали, что империя всегда осуществляла эффективный суверенитет над полуостровом и не может оправдать отказ от территории, от которой она никогда официально не отказывалась. [12] Однако под значительным давлением он отказался от претензий на обе стороны (статьи 11 и 13). [13] и была установлена синяя линия для определения территориальных границ османской юрисдикции. Эта линия отделяла османский санджак Неджда от Катара. Синяя линия начиналась в нескольких милях к югу от Закнунии (которая была включена в санджак), прямо на юг до Руб-эль-Хали (статья 11). В соглашении не упоминалось, что Закнуния будет частью санджака Неджда в обмен на османское вознаграждение в размере 1000 фунтов стерлингов, выплаченное шейху Бахрейна через британское правительство. [14]
Что касается Бахрейна, османы отказались от всех претензий на него до тех пор, пока британцы не заявляли о намерении аннексировать его (статья 13) и не претендовали на право капитуляции для подданных шейха Бахрейна (под защитой консулов Британского Величества), живущих в Бахрейне. Османская империя (статья 15).
IV. Персидский залив
[ редактировать ]Последним шагом в обеспечении своего доминирования в Персидском заливе стало официальное оформление британской полицейской службы в Персидском заливе. Поэтому «для защиты своих особых интересов… в свободной воде Персидского залива и на границах, принадлежащих независимым шейхам от юга Аль-Катара до Индийского океана», британцы смогли продолжить учения, как и прежде, следующие меры (статья 16):
- а) Промеры, освещение маяков, установка буев, лоцманство
- (б) Морская полиция
- (в) Карантинные меры
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Первоначальная концессия, предоставленная Багдадской железнодорожной компании, в которой доминировал Deutsche Bank, представляла собой продление от Коньи до Багдада.
- ^ Дэвид Х. Финни, Сдвигающиеся линии на песке: неуловимая граница Кувейта с Ираком (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1992), 7.
- ^ Британец Купер Буш, Великобритания и Персидский залив, 1894-1914, (Беркли: University of California Press, 1967), 308 и 319.
- ^ Финни, 32.
- ^ Буш, 321.
- ^ Фероз Ахман, «Заметка о международном статусе Кувейта до ноября 1914 года», Международный журнал ближневосточных исследований, Vol. 21, № 1 (февраль 1992 г.), 184.
- ^ Уилкинсон, 61, 66 и 96 лет.
- ^ Буш, 337.
- ^ Буш, 338; Также важно отметить, что позже Варба и Бубиян станут очень важными в контексте современной истории Персидского залива в связи с вторжением Саддама Хусейна в 1990 году в Кувейт .
- ^ Финни, 35.
- ^ Буш, 330.
- ^ Джон К. Уилкинсон, Границы Аравии: история проведения британской границы в пустыне, Лондон: IB Taurus & Co Ltd, 1991, 91-92.
- ↑ Великобритания всегда отказывалась признавать какую-либо власть Османской империи на полуострове Катар, за исключением фактического присутствия в Дохе . Поселение племенных групп за пределами Дохи, особенно Зубара, санкционированное османским каймакамом и шейхом Бахрейна Васимом, часто использовалось как предлог для британского вмешательства в местные дела. Великобритания также использовала подавление пиратства вблизи полуострова как предлог, чтобы возложить на османов ответственность за нападения, а затем как оправдание доминирования в Персидском заливе (Уилкинсон, 78-79).
- ^ Уилкинсон, 63.
Источники
[ редактировать ]- Анскомб, Фредерик Ф. Османский залив: создание Кувейта, Саудовской Аравии и Катара Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1997.
- Келли, Дж. Б. Восточные арабские границы, Нью-Йорк: Фредерик Прегер, 1964.
- Келли, Дж. Б. Суверенитет и юрисдикция в международных отношениях Восточной Аравии (Королевский институт международных отношений) 34.4 (1958): 16–24.
- Гуревиц, Дж. К. , изд. Ближний Восток и Северная Африка в мировой политике: документальный отчет , 2-е изд. Том. 1: Европейская экспансия, 1535–1914 гг. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1975, стр. 567–570.
- Шофилд, Ричард. Кувейт и Ирак: исторические и территориальные споры . Лондон: Чатем-Хаус, 1991.
- Слот, Б. Дж. Мубарак ас-Сабах: основатель современного Кувейта 1896–1915 гг . Арабиан Паблишинг Лтд, 2005.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Двусторонние договоры Османской империи
- 1913 год в Кувейте
- 1913 год в Соединенном Королевстве.
- Договоры, заключенные в 1913 г.
- Отношения Ирака и Великобритании
- 1913 год в Османской империи.
- Османский период в Йемене
- 1913 год в британском законодательстве
- Отношения Османской империи и Соединенного Королевства
- События июля 1913 года
- Договоры Соединенного Королевства (1801–1922 гг.)
- Двусторонние договоры Соединенного Королевства